Виды и формы опеки

Виды и формы опеки и попечительства

В юридической литературе опеку и попечительство характеризуют как форму инди­видуального временного устройства физиче­ского лица (подопечного), которая предназначена для обеспечения его интересов, в том числе восполнения недостающей дееспособ­ности, и которая выражается в выполнении опекуном (попечителем) юридических и фак­тических действий.

Опека — это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет), при которой назначенные органом опе­ки и попечительства граждане (опекуны) яв­ляются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юри­дически значимые действия.

Попечительство — это форма устройства несовершенно­летних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадца­ти лет, при которой назначенные органом опеки и попечи­тельства граждане (попечители) обязаны оказывать несо­вершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершен­нолетних подопечных от злоупотреблений со стороны тре­тьих лиц.

Сущность опеки и попечительства над несовершенно­летними вытекает из ее целей, которыми являются:

1) за­щита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан,

2) их воспитание,

4) образование подопечных.

То есть специальное лицо (опе­кун или попечитель) будет обеспечивать посредством юри­дических и фактических действий данного лица удовлетво­рение потребностей подопечного в содержании, жилье, обучении и воспитании, а также охрану его прав и законных интересов.

Разграничение понятий опеки и попечительства не име­ет существенного значения в сфере воспитания и об­разования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных неи­мущественных и имущественных прав и интересов, что определяется различиями в содержании дее­способности несовершеннолетних в возрасте до четырнад­цати (опека) и от четырнадцати до восемнадцати лет (попе­чительство).

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитыва­ются нравственные и иные личные качества опекуна (попе­чителя), способность его к выполнению обязанностей опе­куна (попечителя), отношения между опекуном (попечите­лем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опеку­на (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

С учетом временного критерия (срока действий полномо­чий опекуна или попечителя) опека и попечительство явля­ются постоянными (общее правило) либо временными (на­пример, опека или попечительство по совместному заявле­нию родителей на период, когда они по уважительным при­чинам не могут исполнять свои обязанности).

По моменту назначения опекуна и попечителя опека и по­печительство подразделяются на предварительные опеку и попечительство, которые применяются при необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя, и такие опеку и попечительство, когда опекун назначается в общем порядке.

Патронат — вид опеки (попечительства), который устанав­ливается законодательством субъектов Российской Федера­ции как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмезд­ную опеку с заключением специального договора.

Приемная семья — это опека или попечительство над ре­бенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и по­печительства и приемными родителями (приемным родите­лем) на срок, указанный в этом договоре.

ВИДЫ И ФОРМЫ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

Аннотация: опека (попечительство) представляет собой важнейший социально-правовой институт. В области его правового регулирования не происходило изменений уже много десятков лет. Однако вступивший в силу с 1 сентября 2008 г. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» дал возможность развивать теорию классификации видов и форм опеки (попечительства). Это позволит более глубоко уяснить как внешнюю, так и внутреннюю составляющую правоотношений по опеке и попечительству.

Опека (попечительство) представляет собой такую форму жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан, при которой они оказываются в условиях, максимально удовлетворяющих их потребностям и интересам.

С 1 сентября 2008 г. в сфере опеки и попечительства произошли серьезные изменения, обусловленные вступлением в действие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке и попечительстве). Надо отметить, что аналога такому нормативному акту в законодательной практике России еще не было.

У Закона об опеке и попечительстве традиционно есть множество сторонников и противников, но, не вдаваясь в существо спора между ними, отметим, что благодаря ему появилась возможность развивать теорию классификации как видов, так и форм опеки (попечительства), о чем, собственно, далее пойдет речь.

Классификация опеки (попечительства) по видам необходима не только для теоретического анализа, складывающихся правоотношений, но преследует и сугубо практические цели, давая возможность уяснить их внутреннее содержание.

Первым основанием для классификации является субъектный состав подопечных с присущими им существенными признаками, характеризующими их возраст, состояние здоровья, а также объем дееспособности. Исходя из этого, можно выделить опеку (попечительство) над взрослыми гражданами и опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми.

По общему правилу граждане по достижении восемнадцатилетнего возраста приобретают полный объем дееспособности. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что вытекает из п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Данное положение обеспечивает законное основание для существования институтов признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными.

Недееспособными могут быть признаны совершеннолетние граждане, страдающие такими психическими заболеваниями, при которых они не способны понимать значение своих действий или руководить ими. После вступления решения суда о признании гражданина недееспособным в законную силу орган опеки и попечительства обязан назначить такому лицу опекуна.

Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящие свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Такому лицу орган опеки и попечительства назначает попечителя.

Имея в виду в качестве подопечных детей, можно выделить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также опеку (попечительство) над детьми, которые не относятся к данной категории.

Первая группа — это особая группа несовершеннолетних, которые в силу определенных причин (смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, отстранения или освобождения опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, отмены усыновления и пр.) лишились попечения со стороны родителей или лиц, их замещающих. С момента установления данного факта они приобретают специальный правовой статус.

Он включает в себя, с одной стороны, права, установленные главой 11 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ), обладателями которых являются все несовершеннолетние дети, а с другой — права, предусмотренные специальными нормативными актами, выражающиеся в дополнительных социальных льготах и гарантиях в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного обеспечения. Этим государство пытается компенсировать ребенку потерю кровной семьи.

Одним из основополагающих прав рассматриваемой категории детей является право на семейное воспитание. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание. Одной из форм семейного устройства таких несовершеннолетних является опека и попечительство.

В качестве опекунов или попечителей выступают назначенные органом опеки и попечительства в установленные сроки граждане, которые по своим личным качествам, состоянию здоровья, возрасту удовлетворяют требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны (попечители) СК РФ, ГК РФ и Законом об опеке и попечительстве.

При невозможности передачи ребенка в семью он может быть помещен под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации (п. 1 ст. 155.1 СК РФ). Детям, устроенным в такие организации, опекуны или попечители не назначаются.

Исполнение же обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию и защите их прав и законных интересов возлагается на данные организации. При этом применению подлежат нормы законодательства об опеке и попечительстве, в части, определяющей права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Установление опеки (попечительства) над детьми, не входящими в вышерассмотренную категорию, допускается в двух случаях. Первый из них относится к детям несовершеннолетних родителей, не состоящих в зарегистрированном в установленном порядке браке.

Согласно п. 2 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители обладают лишь правом на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. В данном случае налицо ограничение родительских прав, продиктованное незрелостью (физической, психической, социальной) молодой матери или отца либо обоих, что делает невозможным осуществление ими родительских прав в полном объеме.

По этой причине ребенку несовершеннолетних родителей, до достижения ими 16-летнего возраста, может быть назначен опекун, на которого возлагается весь комплекс прав и обязанностей по воспитанию, образованию, материальному обеспечению и защите имущественных и личных неимущественных прав и интересов. Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве указано, что опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается в том числе по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет.

Несоответствие норм СК РФ и Закона об опеке и попечительстве, определяющих возраст, с которого несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять весь набор родительских прав и обязанностей в отношении собственного ребенка, безусловно, должно быть устранено. А до этого момента применению подлежит СК РФ как основополагающий акт в семейно-правовой области.

Если изложенный выше случай установления опеки является традиционным, то говорить о следующем стало возможным благодаря принятию Закона об опеке и попечительстве. Речь идет об опеке (попечительстве) по заявлению родителей, предусмотренной п. 1 ст. 13 данного Закона. Характерными чертами данного вида опеки (попечительства) являются:

1) родители, желающие воспользоваться возможностью установления над их детьми опеки или попечительства, вправе обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующим письменным заявлением, в котором в обязательном порядке указываются: во-первых, причина, в силу которой родители не смогут исполнять свои родительские обязанности, во-вторых, срок нахождения их ребенка (детей) под опекой или попечительством и, в-третьих, кандидатура предполагаемого опекуна или попечителя. Причина, указанная родителями в заявлении, должна быть уважительной.

К сожалению, Закон об опеке и попечительстве не дает примерного перечня таковых, а это означает, что рассмотрение вопроса об отнесении или неотнесении того или иного основания временного отсутствия родителей к категории уважительной целиком и полностью зависит от усмотрения органа опеки и попечительства.

Читайте так же:  Увольнение по п4 ст 42 тк рб

Что касается срока пребывания ребенка в семье опекуна или попечителя, то он также Законом не установлен. Представляется, что максимальный период не должен превышать 5 лет. Данный вывод можно сделать, исходя из анализа возможных причин отсутствия родителей рядом с собственным ребенком (детьми). К таковым можно отнести: зарубежную командировку, экспедицию и пр.

Не предусмотрел Закон об опеке и попечительстве и правовые последствия в случае неявки родителей в установленный срок. Представляется, что в подобной ситуации орган опеки и попечительства должен вынести дополнительный акт о продлении полномочий опекуна или попечителя, а также, исследовав обстоятельства, не позволившие родителям явиться вовремя, при необходимости принять меры к привлечению их к ответственности, вплоть до лишения родительских прав. Кандидатура будущего опекуна или попечителя должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством к личности, возрасту, состоянию здоровья и пр.

С целью своевременного установления опеки (попечительства) орган опеки и попечительства должен незамедлительно осуществить проверку данного гражданина, о результатах которой довести до сведения заявителей;

2) заявление о назначение ребенку (детям) опекуна или попечителя должно исходить от обоих родителей — матери и отца, т.е. быть совместным. В этой связи возникает весьма справедливый вопрос: а может ли воспользоваться рассматриваемым правом единственный родитель? В силу прямого толкования п. 1 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве подобные ситуации невозможны. Но, исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей, такое положение дел недопустимо.

Оба родителя либо единственный родитель, в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, если местонахождение его неизвестно или не установлено отцовство, безусловно, должны быть в равной мере наделены правом ходатайствовать о назначении их детям временного опекуна или попечителя, разумеется, только при наличии у них уважительной причины.

Сложнее будет обстоять дело, если родитель, с которым проживает ребенок, заинтересован в установлении временной опеки или попечительства, а другой родитель, отдельно проживающий от ребенка, по тем или иным причинам не пожелает подать совместное заявление в орган опеки и попечительства.

Представляется, что положительное разрешение подобной ситуации возможно путем закрепления в Законе об опеке и попечительстве следующего положения: «Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, ходатайствует об установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства вправе принять такое заявление и, рассмотрев его, вынести решение об установлении опеки или попечительства над ребенком или отказать в этом, исходя из интересов несовершеннолетнего и с учетом возражений отдельно проживающего родителя».

Если родители проживают раздельно, например, после развода, то при достижении консенсуса между ними они вправе воспользоваться рассматриваемым правом. Нет никаких ограничений и тогда, когда родители не состоят в браке.

3) родители могут ставить вопрос о назначении опекуна или попечителя только в отношении их общего (кровного или усыновленного) ребенка, а также в отношении не только одного, но и нескольких общих детей;

4) Закон об опеке и попечительстве называет в качестве носителей анализируемого права только родителей. Однако к кровным родителям в силу ст. 137 СК РФ приравниваются усыновители, поэтому наличие у них права подавать подобные заявления в органы опеки и попечительства имеет вполне законное основание. Вместе с тем отметим, что совершенно обоснованным было бы наделение правом, о котором идет речь, также лиц, замещающих родителей, а именно опекунов (попечителей), приемных родителей.

Такая законодательная новелла, во-первых, гарантирует стабильное проживание ребенка в семье, несмотря на непредвиденно возникшие жизненные обстоятельства, и, во-вторых, исключает необходимость поиска новых способов его жизнеустройства, поскольку в качестве временных опекунов (попечителей) могут выступать иные совершеннолетние члены приемной семьи.

Временной критерий является следующим основанием для классификации, исходя из которого можно выделить бессрочную опеку (попечительство) и временную.

Надо сказать, что термин «бессрочная (постоянная) опека (попечительство)» в Законе об опеке и попечительстве не употребляется. Однако теоретическое выделение такой категории необходимо и возможно тогда, когда не определяются или невозможно определить временные рамки нахождения гражданина под опекой (попечительством).

При этом подчеркнем, что данная разновидность имеет весьма условный характер. Бессрочной можно назвать, например, опеку над лицом, признанным судом недееспособным, и попечительство над лицом, признанным судом ограниченно дееспособным.

В данном случае ни суд, ни орган опеки и попечительства не определяют какие-либо предельные сроки нахождения таких граждан под опекой или попечительством. Восстановление гражданской дееспособности может произойти, если лицо излечится от психического заболевания либо от алкоголизма или наркомании, а может и не произойти вовсе. Условность же такой опеки (попечительства) состоит в том, что максимальный срок ее существования все же имеет место и в конечном итоге определяется днем смерти подопечного.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство опять же с определенной долей условности можно отнести к категории бессрочной или постоянной, имея в виду, что попечительство автоматически прекращается по достижении несовершеннолетним восемнадцати лет либо при приобретении им полного объема дееспособности до наступления совершеннолетия (вступление в брак, эмансипация).

Закон об опеке и попечительстве выделяет два специальных вида временной опеки (попечительства): предварительную опеку (попечительство) и опеку (попечительство) по заявлению родителей, о которой речь шла выше.

Институт предварительной опеки (попечительства) является новым для современного российского гражданского и семейного законодательства. Предварительная опека (попечительство) ограничена строгими временными пределами. По общему правилу этот срок не должен быть более одного месяца, и лишь в исключительных случаях он может быть увеличен до двух месяцев.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона об опеке и попечительстве предварительная опека и попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке.

Назначение конкретного лица временным опекуном или попечителем не означает, что оно автоматически будет назначено таковым на постоянной основе, поскольку в процессе проверки его личности, состояния здоровья может быть обнаружено несоответствие реальных обстоятельств требованиям законодательства.

Установление предварительной опеки (попечительства) допускается как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении взрослых недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, если их интересы требуют немедленного назначения опекуна или попечителя.

Временные опекуны (попечители) могут назначаться, в частности, после отобрания ребенка у родителей или лиц, их замещающих, в порядке ст. 77 СК РФ, при возникновении непосредственной угрозы его жизни или здоровью, если орган опеки и попечительства придет к выводу о нецелесообразности устройства несовершеннолетнего в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опекуном или попечителем в этих случаях может быть назначен только совершеннолетний и полностью дееспособный гражданин. Для принятия акта о назначении лица временным опекуном или попечителем достаточно двух документов: документа, удостоверяющего личность, и акта обследования органом опеки и попечительства условий жизни претендента во временные опекуны (попечители). Проведение предварительной проверки сведений о личности такого гражданина в соответствии с п. 1 и 2 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве не требуется.

Временный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными ГК РФ, СК РФ, Законом об опеке и попечительстве, а также иными федеральными законами, кроме права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Отношение специалистов к рассмотренному выше институту неоднозначно. С одной стороны, определенный положительный эффект от его законодательного закрепления вполне очевиден. Назначение опекуна (попечителя) в общем порядке — весьма кропотливая процедура, включающая в себя сбор многочисленных документов, прохождение медицинского освидетельствования и пр. Но зачастую в жизни возникают экстренные ситуации, когда время имеет существенное значение.

И предварительная опека (попечительство) здесь как нельзя кстати. С другой же стороны, СК РФ предъявляет к кандидатам в опекуны (попечители) повышенные требования, в том числе существуют ограничения по состоянию здоровья. С этой точки зрения считается, что нельзя рисковать жизнью и здоровьем (физическим, психическим) ребенка только ради того, чтобы срочно устроить его в семью.

Также отметим, что на сегодняшний день имеют место быть и вполне успешно функционируют специализированные учреждения, основной задачей которых является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Таковыми являются: социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В центры круглосуточно принимаются несовершеннолетние дети в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

Содержание п. 6 — 10 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве позволяет выделить в качестве критерия для классификации численность субъектов на стороне опекунов (попечителей) и на стороне подопечных. Анализ п. 6 ст. 10 данного Закона позволяет сформулировать общее правило, согласно которому у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель.

Однако, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе назначить ему нескольких опекунов или попечителей либо наделить одно и то же лицо правовым статусом опекуна (попечителя) в отношении сразу нескольких подопечных.

Законодательное закрепление принципа множественности в отношениях по опеке (попечительству) легализует реальные жизненные ситуации, при которых, например, опекунами (попечителями) ребенка становятся одновременно и дедушка, и бабушка. Множественность на стороне подопечных возникает, когда решается вопрос о передаче под опеку (попечительство) родных братьев и сестер.

П. 8 — 9 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве выделяют две группы правомочий соопекунов и сопопечителей. Первую группу составляют права и обязанности по представительству и защите прав и интересов подопечных. Их распределение между несколькими опекунами или попечителями Закон не предусматривает.

Указывается лишь то, что правомочия в этой области реализуются ими одновременно, исходя из принципа равенства. Для совершения каких-либо юридически значимых действий одним из опекунов (попечителей) требуется получение доверенности от остальных. Вторая группа включает в себя обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетних также обязанности по обучению и воспитанию.

Читайте так же:  Национальный арбитражный суд

Эти полномочия могут быть распределены между опекунами (попечителями), что фиксируется в акте органа опеки и попечительства об их назначении или в договоре об осуществлении опеки (попечительства), но могут и не распределяться. В последнем случае соопекуны (сопопечители) несут солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В качестве особого вида опеки (попечительства), предусмотренного п. 2 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве и собственно появившегося впервые в данном Законе, можно назвать опеку (попечительства) по заявлению единственного родителя.

Единственный родитель, имеющий ребенка (детей), вправе обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением, в котором он формулирует просьбу передать несовершеннолетнего под опеку (попечительство) конкретному лицу в случае его смерти. По мнению А.М. Рабец, такое заявление можно рассматривать как своего рода «духовное завещание».

Заявление, подаваемое родителем, должно быть облечено в письменную форму и собственноручно им подписано. Подпись на заявлении в обязательном порядке заверяется руководителем органа опеки и попечительства, а при невозможности родителя явиться в данный орган подпись удостоверяется нотариусом; организацией, где родитель работает или учится; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо управляющей организацией по месту жительства родителя; администрацией учреждения социальной защиты населения, в которой родитель находится, медицинской организацией, в которой он проходит лечение; командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения; начальником уголовно-исправительного учреждения, где родитель отбывает наказание.

Родитель вправе отозвать или изменить содержание поданного ранее заявления, указав, например, иное лицо в качестве желаемой кандидатуры на роль опекуна (попечителя).

Несмотря на внешнюю безупречность рассматриваемой законодательной новеллы, все же возникает множество вопросов, в частности: должен ли родитель представлять в орган опеки и попечительства доказательства того, что он является единственным, а также подтверждать вероятность наступления факта скорой смерти?

Поскольку Закон об опеке и попечительстве ставит возможность подачи родителем заявления в определенные рамки, то представляется, что ответы на поставленные вопросы должны быть положительными.

Родителя можно признать единственным, если другой родитель умер, объявлен судом умершим или если при государственной регистрации в актовую запись о рождении ребенка сведения об отце не вносились либо фамилия отца записана по фамилии матери, а его имя и отчество — по ее указанию (фиктивное отцовство), а также при признании другого родителя безвестно отсутствующим, недееспособным или если он лишен родительских прав.

Если второй родитель не проживает совместно с ребенком и более того — не участвует в его воспитании и содержании, то, несмотря на это, родителя, подавшего заявление в орган опеки и попечительства, нельзя считать единственным.

Подтверждением факта скорой смерти может служить медицинский документ, в котором должно указываться заболевание, которым страдает родитель.

Еще один нюанс, на который следует обратить внимание, заключается в моменте рассмотрения заявления, поданного родителем. По смыслу ст. 13 Закона об опеке и попечительстве непосредственное рассмотрение заявления, а также проверка названного в нем кандидата в опекуны (попечители) производятся органом опеки и попечительства после наступления смерти родителя.

Данный подход представляется неверным, поскольку п. 5 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве закрепляет право органа опеки и попечительства вынести акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем в своем заявлении, если будет установлено, что такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка. Именно по этой причине заявление единственного родителя должно быть рассмотрено непосредственно после его подачи с целью предварительной проверки лица — предполагаемого опекуна (попечителя) на предмет его соответствия требованиям законодательства.

Результаты проведенной работы должны быть доведены до сведения заявителя с тем, чтобы он при необходимости мог предложить иное лицо, имеющее желание и возможность исполнять функции опекуна (попечителя) в будущем. После смерти родителя действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на оказание помощи ребенку и скорейшее назначение опекуна (попечителя).

При таком положении дел органу опеки и попечительства останется уточнить лишь некоторые детали, например, не изменилось ли намерение лица быть опекуном (попечителем), не возникли ли в его жизни какие-либо обстоятельства, делающие невозможным принятие ребенка, не испортились ли отношения между ними и пр. Несомненно, наличие данных о предварительной проверке способно сэкономить много зачастую драгоценного времени.

Согласно п. 1 ст. 36 ГК РФ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. В настоящее время таким законом является Закон об опеке и попечительстве, ст. 16 которого допускает осуществление обязанностей по опеке и попечительству за вознаграждение. Следовательно, можно выделить безвозмездную опеку (попечительство) и возмездную.

Особого внимания заслуживает вопрос об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных началах, поскольку безвозмездная опека (попечительство) была традиционной для России в прошлом. Согласно ст. 14 Закона об опеке и попечительстве для возмездной опеки (попечительства) установлена договорная форма.

Иными словами, определена возможность осуществления опеки (попечительства) по договору. В зависимости от форм опеки и попечительства такой договор может именоваться договором об осуществлении опеки и попечительства, договором о приемной семье либо договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Договор об осуществлении опеки и попечительства не является публичным. Орган опеки и попечительства вправе (не обязан) заключить такой договор или отказать в его заключении, если придет к выводу, что его совершение не отвечает интересам подопечных лиц, которыми могут быть как несовершеннолетние, так и взрослые граждане. При этом остается не ясным, что подразумевал законодатель под понятием «отвечает интересам».

Заключение рассматриваемого договора всегда следует после издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя. С момента его вынесения у опекуна (попечителя) возникают полномочия по представительству и защите прав и законных интересов подопечных лиц, а с момента заключения договора появляется право на получение вознаграждения.

Договор об осуществлении опеки и попечительства Законом об опеке и попечительстве рассматривается как гражданско-правовой. Не вдаваясь в существо вопроса об определении правовой природы такого договора и особенностей его содержания, остановимся лишь на условиях и порядке выплаты вознаграждения за исполнение обязанностей по опеке и попечительству. В п. 2 ст. 16 указанного Закона предусмотрено, что вознаграждение опекунам (попечителям) может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также бюджетов субъектов РФ.

Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого за счет доходов от имущества подопечного, устанавливается Правительством РФ, а случаи и порядок выплаты вознаграждения из бюджетных средств определяются законами субъектов РФ.

По просьбе опекуна (попечителя), добросовестно исполняющего свои обязанности, органы опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить им безвозмездное использование имущества подопечного в своих интересах. Состав имущества, переходящего в безвозмездное пользование опекуна (попечителя), должен быть определен в договоре об осуществлении опеки и попечительства.

Между тем, допуская данный вариант, органы опеки и попечительства должны учитывать, что согласно принципу справедливости имущественная выгода, получаемая опекуном (попечителем) от использования имущества подопечного, не должна превышать размер замененного таким образом вознаграждения за исполнение обязанностей по опеке (попечительству).

В п. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве особое внимание уделяется возможности использования опекуном (попечителем) жилого помещения, принадлежащего подопечному лицу. Это допустимо при условии удаленности места жительства опекуна (попечителя) от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств, примерный перечень которых в Законе, к сожалению, не определен.

Подчеркнем, что безвозмездное использование жилья, принадлежащего подопечному, не освобождает опекуна или попечителя от обязанности уплачивать свою часть начисляемых коммунальных платежей.

Вопрос о формах опеки (попечительства), так же как и о видах, никогда ранее не поднимался, поскольку в этом не было никакой необходимости. С принятием же Закона об опеке и попечительстве ситуация изменилась. Формами опеки (попечительства) признаются приемная семья и патронат. Иными словами, приемная и патронатная семья как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратили свою былую самостоятельность, перейдя в категорию форм.

В соответствии с п. 1 ст. 152 СК РФ приемная семья — это опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем) на срок, указанный в этом договоре. При этом договор о приемной семье приравнивается к договору возмездного оказания услуг.

Патронат — это также форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, на воспитание в семьи патронатных воспитателей. Но если раньше в основе патронатного воспитания лежал принцип четкого разграничения прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего подопечного между патронатными воспитателями и уполномоченной службой, а при социальном патронате еще и родителями, то теперь такое разделение не допускается.

В заключение несколько слов о патронаже, а точнее — об изменениях, которые коснулись и его. До 1 сентября 2008 г. согласно п. 1 ст. 41 ГК РФ по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним могло быть установлено попечительство в форме патронажа.

С таким подходом трудно было согласиться, поскольку при патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся не в восполнении их дееспособности, а только лишь в помощи, которая по своему характеру может быть весьма разнообразной: разовой или систематической, касаться мелких или только крупных сделок.

Право определять, какой должна быть эта помощь, целиком и полностью принадлежит лицу, находящемуся под патронажем. По этой причине о патронаже над дееспособными совершеннолетними гражданами следует говорить как о самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц (помощников), которым они полностью доверяют. Данная позиция была воспринята законодателем, что отразилось в ст. 41 ГК РФ, изложенной на сегодняшний день в новой редакции.

Читайте так же:  Налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2018 год

Автор статьи: О.В. ФЕТИСОВА

Виды и формы опеки

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» выделяет две следующие формы опеки (попечительства):

  • опека в общем порядке
  • предварительная опека

В свою очередь опека в общем порядке различается на два вида: безвозмездная опека и опека по договору.

При установлении безвозмездной опеки (попечительства) основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (п. 6 ст. 11 Закона). В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При этом надо учитывать, что в соответствии со ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Данной статьей определено:

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного частью 2 ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, которые установлены частью 3 статьи 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна, или попечителя, относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

Порядок и сроки заключения договора определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

Предварительные опека и попечительство

Второй формой является предварительные опека и попечительство, которая регламентируется статьей 12 закона «Об опеке и попечительстве».

В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опекуном или попечителем в случаях, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя не требуется.

В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 закона «Об опеке и попечительстве».

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке.

При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев. В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

Опека над детьми и усыновление: сходства и различия

Усыновление допустимо сравнивать с опекой (попечительством) над несовершеннолетними. Опека (попечительство) и усыновление сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью. Однако при усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени.

Из этого следует, что, во-первых, правовые последствия усыновления носят бессрочный характер. Исключение составляет отмена усыновления — судебный акт, прекращающий данные правоотношения на будущее время (ст. 140 СК РФ: «Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка»). Опека и попечительство над детьми — временное правовое состояние. Попечительство прекратится с совершеннолетием ребенка, а, возможно, и ранее — в тех случаях, когда до достижения совершеннолетия ребенок приобретает полную гражданскую дееспособность.

Во-вторых, правовой статус усыновителя и опекуна различается по объему. Так, опекуны или попечители не вправе избирать любые способы воспитания детей, поскольку в соответствии со ст. 150 СК РФ они обязаны придерживаться рекомендаций органа опеки и попечительства.

Особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в тех случаях, когда усыновление ребенка невозможно или нецелесообразно. Во-первых, ребенок может оказаться невостребованным для усыновления, во-вторых, он может проживать вместе с кем-то из родственников, желающих стать опекуном или попечителем, и перемещение ребенка в другую семью будет противоречить его интересам. В этих и подобных ситуациях установление опеки (попечительства) предпочтительнее усыновления. Во многих регионах институт опеки и попечительства над детьми, помимо своей основной функции — помещения ребенка в семью, выполняет и еще одну. Речь идет о том, что установление опеки (попечительства) рассматривается как предварительный этап, своего рода «ступенька» к усыновлению ребенка. Действительно, проживание ребенка с опекуном может показать, будет ли удачным последующее усыновление. В случае если ребенок и опекун не нашли взаимопонимания, возможно освободить опекуна от исполнения обязанностей. Это сделать значительно проще, нежели отменить усыновление.

Таким образом, специфика усыновления как формы устройства детей состоит в бессрочном характере правоотношений и, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка. Эти особенности подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ) и сходство оснований отмены усыновления с основаниями лишения родителей родительских прав.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены