Усн льготы страховые взносы

Оглавление:

Страховые взносы при УСН: проблемы применения пониженных тарифов

Компании и предприниматели на упрощенной системе налогообложения, осуществляющие определенные виды деятельности, могут при расчете страховых взносов использовать пониженные тарифы. Такая возможность поставлена в зависимость от структуры и размера дохода. На какие моменты следует обращать внимание при оценке данных критериев, чтобы потом не столкнуться с претензиями проверяющих? Об этом — наша тема номера.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, поименованные в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов при одновременном соблюдении следующих условий:

1) плательщик применяет ­УСН (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ);

2) доля доходов плательщика от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ);

3) доходы плательщика за налоговый пе­рио­д не превышают 79 млн руб. (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Какие доходы следует учитывать для целей соблюдения ограничений (70% и 79 млн руб.)? Можно ли в качестве основного рассматривать не один, а несколько видов деятельности из установленного подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечня? Попробуем разобраться.

Как определять долю дохода

Больше всего проблем возникает с расчетом доли дохода для определения основного вида деятельности компании на «упрощенке».

Требования Кодекса

Согласно п. 6 ст. 427 НК РФ соответствующий вид эко­но­ми­чес­кой деятельности, пре­ду­смот­ренный подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, признается основным видом эко­но­ми­чес­кой деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Статья 346.15 НК РФ гласит, что при определении объекта нало­го­обложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (то есть доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы), и не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. При этом используется кассовый метод (письмо Минфина России от 19.04.2017 № 03‑15‑06/23535).

Таким образом, расчет доли дохода от основного вида деятельности следует осуществлять по правилам, пре­ду­смот­ренным для определения объекта нало­го­обложения при ­УСН. Никаких исключений из этого порядка п. 6 ст. 427 НК РФ не содержит. Однако Минфин России буквальным прочтением нормы п. 6 ст. 427 НК РФ не ограничивается.

Позиция Минфина

По мнению специалистов финансового ведомства, главой 34 «Страховые взносы» НК РФ не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов в части доходов от реа­лизации при осуществлении основного вида эко­но­ми­чес­кой деятельности от определения этой организацией объекта нало­го­обложения для целей уплаты налога в связи с применением ­УСН (письма от 19.05.2017 № 03‑15‑06/30979, от 13.05.2017 № 03‑15‑07/28994).

Финансисты считают возможным отступление от прописанного в п. 6 ст. 427 НК РФ порядка организациями, имеющими в качестве источника финансирования основной деятельности не только выручку от реализации. Речь идет, в частности, о ­ТСЖ, ­СНТ, медицинских организациях.

Так, деятельность ­ТСЖ и ­СНТ по управлению недвижимым имуществом финансируется в основном за счет платежей физических лиц — участников этих товариществ в виде вступительных, членских и целевых взносов. Такие взносы не учитываются для целей нало­го­обложения на основании подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, но относятся к доходам по основному виду деятельности в целях применения п. 6 ст. 427 НК РФ (письма Минфина России от 26.05.2017 № 03‑15‑05/32406, от 02.03.2017 № 03‑15‑05/11813).

Аналогичная ситуация с медицинскими организациями. Из подпунк­та 14 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что к средствам целевого финансирования, не учитываемым для целей нало­го­обложения, относятся, в частности, средства, получаемые медицинскими организация­ми, осуществляющими медицинскую дея­тельность в системе обязательного медицинского страхования (­ОМС), за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществ­ляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Однако, по мнению Минфина России, это не означает, что средства ­ОМС исключаются из общей суммы всех доходов организации. В письмах от 19.05.2017 № 03‑15‑06/30979 и от 13.05.2017 № 03‑15‑07/28994 он пришел к выводу, что для определения медицинской организацией основного вида эко­но­ми­чес­кой деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в доходы от реализации включаются доходы как от реализации платных медицинских услуг, оказываемых в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, так и от оказания медицинских услуг застрахованным лицам по до­гово­рам обязательного медицинского страхования.

Несомненно, логика в разъяснениях финансистов есть. Ведь п. 6 ст. 427 НК РФ ставит задачу определить реальное соотношение основного и иных видов деятельности плательщика взносов. И если такого рода поступления имеют непосредственное отношение к основному виду деятельности, то есть определяют связанные с ним денежные потоки, то вне зависимости от того, являются ли такие средства нало­го­облагаемыми, их следует учитывать при расчете доли дохода.

Кстати именно такой подход заложен в п. 7 ст. 427 НК РФ. Эта норма определяет порядок применения пониженных тарифов некоммерческими организациями на ­УСН, указанными в подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 427 НК РФ вышеназванные организации вправе рассчитывать на пониженный тариф при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода на уплату взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов составляют в совокупности доходы, получаемые от осуществ­ления уставных видов деятельности, а также доходы в виде относящихся к уставной деятельности целевых поступлений, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, и грантов, упомянутых в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом установлено, что сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ с учетом требований п. 7 ст. 427 НК РФ.

Минфин России признает необходимость корректировки нормы п. 6 ст. 427 НК РФ и до внесения соответствующих уточнений в законодательство РФ о налогах и сборах считает возможным руководствоваться позицией, изложенной в упомянутых письмах (письмо от 13.05.2017 № 03‑15‑07/28994).

Минтруд того же мнения

Рассматриваемая проблема определения доли дохода от основного вида деятельности не нова. Положения, аналогичные п. 6 ст. 427 НК РФ, содержались в ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Разъясняя применение этой нормы ­ТСЖ (­ЖСК), Минтруд России также приходил к выводу, что поскольку деятельность ­ТСЖ (­ЖСК) финансируется за счет платежей собственников помещений, то суммы уплачиваемых взносов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ относятся к доходам по основному виду деятельности (письма Минтруда России от 18.12.2015 № 17-4/В-619, от 01.06.2015 № 17-4/­ООГ-780, от 26.05.2015 № 17-4/­ООГ-727, от 25.03.2015 № 17-4/­ООГ-392). И констатировал, что законодательством Российской Федерации о страховых взносах не установлено зависимости определения критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками на ­УСН от определения ими налоговой базы для целей уплаты налога в связи с применением ­УСН на основании Налогового кодекса.

Что говорят суды?

Мнения судов по данному вопросу разделились.

Некоторые поддерживают позицию Минтруда России. Например, АС Северо-Западного округа в постановлении от 17.08.2015 № А26-9016/2014 отметил, что применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении ­УСН (Определением Верховного суда РФ от 10.12.2015 № 307-КГ15-16137 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по эко­но­ми­чес­ким спорам). Аналогичный вывод содержится в постановлении ­ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2014 по делу № А56-30949/2013.

Другие выступают за буквальное прочтение законодательных норм. Так, АС Уральского округа в постановлении от 05.10.2015 № Ф09-6488/15 пришел к выводу, что при расчете доли дохода следует учитывать только те доходы, которые участвуют в расчете налоговой базы при ­УСН. То есть доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, для целей определения доли дохода не учитываются (Определением Верховного суда РФ от 25.12.2015 № 309-КГ15-16302 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по эко­но­ми­чес­ким спорам).

В постановлении от 08.06.2017 № Ф09-2778/17 АС Уральского округа отметил, что для определения основного вида эко­но­ми­чес­кой деятельности плательщику в целях применения пониженных тарифов следует суммировать только доходы от реализации при осуществлении соответствующего вида деятельности, в данном случае доходы от платных медицинских услуг, и что целевые бюджетные средства ­ОМС при определении суммы доходов от основного вида деятельности согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются, так как не являются доходами от реализации продукции или оказания услуг. А в постановлении от 29.06.2017 № Ф09-3505/17 этот суд признал неправомерным невключение страхователем средств целевого финансирования в общую сумму дохода.

АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 27.06.2017 по делу № А03-1802/2016 указал следующее. Так как для определения процентного соотношения (не менее 70% в общем объеме доходов) необходимо учитывать лишь сумму от приносящей доход деятельности (сумму собственных доходов), а также поскольку положения подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль исключают возможность учета в объеме доходов доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования, то для определения процентного соотношения необходимо соотнести сумму от приносящей доход деятельности (сумму собственных доходов) со всем полученным организацией доходом (сумма целевого финансирования плюс сумма собственных доходов).

Читайте так же:  Договор взаимной перевозки

Ограничение по величине дохода

Как уже было отмечено ранее, право на применение пониженных тарифов страховых взносов по основанию, указанному в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, имеют только те плательщики, доходы которых за налоговый пе­рио­д не превышают 79 млн руб. Это условие содержится в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ. Порядок определения таких доходов данная норма не конкретизирует. Однако поскольку речь в ней идет о плательщиках, применяющих упрощенную систему нало­го­обложения, и при определении доли дохода от основного вида деятельности им предписано руководствоваться ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 427 НК РФ), логично предположить, что и сумму дохода для целей соблюдения лимита в 79 млн руб. нужно определять в том же порядке, что и для целей соблюдения лимита на право применения ­УСН.

То есть в расчет должны браться доходы, составляющие объект нало­го­обложения в рамках ­УСН (доходы от реа­лизации и внереализационные доходы, определяемые по кассовому методу).

По нашему мнению, такого же порядка должны придерживаться и плательщики, основная деятельность которых финансируется за счет взносов, грантов и т. д. Иного глава 34 НК РФ не преду­сматривает, а описанная выше позиция Минфина России, допускающая учет необлагаемых доходов в составе доходов от обычных видов деятельности, касается исключительно расчета доли доходов для соблюдения условия о 70%.

Основной вид деятельности только один

Организации и индивидуальные предприниматели на ­УСН могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если их основным видом эко­но­ми­чес­кой деятельности (классифицируемым на основании кодов видов дея­тельности в соответствии с ­ОКВЭД 2) является вид деятельности, указанный в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Напомним, что согласно п. 6 ст. 427 НК РФ вид деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Возникает вопрос: а можно ли применять пониженный тариф, если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности из перечня подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ и совокупный доход по ним превышает 70%? С этой проблемой разбиралась ­ФНС России в письме от 26.06.2017 № БС-4-11/[email protected] Налоговики рассмотрели следующую ситуа­цию.

Основными видами деятельности ­ЗАО являются «Строительство коммунальных объектов для обеспечения элект­роэнергией и телекоммуникация­ми» (код ­ОКВЭД 2 42.22) и «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код ­ОКВЭД 2 68.2). Совокупный доход по двум видам деятельности превышает 90% в общем объеме доходов организации и составляет менее 50 млн руб.

В подпунк­те 5 п. 1 ст. 427 НК РФ по­именован вид деятельности «Строи­тельство», включающий «Строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями» (код ­ОКВЭД 2 42.22 раздела F «Строительство»), а также вид деятельности «Управление недвижимым имуществом», включающий вид деятельности «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код ­ОКВЭД 2 68.2 раздела L «Деятельность» по операциям с недвижимым имуществом). Может ли организация претендовать на пониженный тариф?

Налоговики обратили внимание, что для целей применения положений ст. 427 НК РФ основным видом эко­но­ми­чес­кой деятельности плательщика страховых взносов признается только один вид деятельности, указанный в данной ста­тье, с долей доходов от его осуществления не менее 70%. Возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности, поименованных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, положениями ст. 427 НК РФ не пре­ду­смот­рена.

Поэтому организация, осуществляю­щая такие виды деятельности, как «Строительство коммунальных объектов для обеспечения электро­энергией и телекоммуникациями» (код ­ОКВЭД 2 42.22) и «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код ­ОКВЭД 2 68.2), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при соблюдении указанных выше условий о доле доходов по одному из поименованных видов деятельности в общей сумме доходов организации за отчетный (расчетный) пе­рио­д.

Аналогичным образом данный вопрос решался и в пе­рио­д действия Закона № 212-ФЗ. Минтруд России в письмах от 29.09.2015 № 17-4/10/­ООГ-1357, от 18.09.2014 № 17-4/В-442 также обращал внимание на невозможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности.

Суды позицию Минтруда России поддерживали. Так, в постановлении ­ФАС Поволжского округа от 30.01.2014 по делу № А65-4392/2013 (Определением ­ВАС РФ от 27.05.2014 № ­ВАС-6208/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ­ВАС РФ) рассмотрена следующая ситуация.

Общество, осуществлявшее два вида дея­тельности из перечня, установленного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, применяло пониженный тариф. По результатам проверки управление Пенсионного фонда сделало вывод о том, что общество не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, так как доля доходов по каждому из двух льготируемых видов деятельности, осуществляемых обществом, составляет менее 70% в общем объеме доходов, а суммирование долей доходов при определении условий применения пониженных тарифов законом не пре­ду­смот­рено.

Суд поддержал Пенсионный фонд, указав, что воспользоваться пониженным тарифом можно только при соблюдении двух условий: основным видом эко­но­ми­чес­кой деятельности организации, применяющей ­УСН, должен быть один из видов, пре­ду­смот­ренных п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ; доля доходов от реа­лизации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов. А в рассматриваемом случае доля доходов от одного льготируемого вида деятельности составляла 65%, от другого — 5%. Следовательно, доля доходов по каждому из двух льготируемых видов деятельности, осуществляемых обществом, была менее 70% в общем объеме доходов.

В деле, рассмотренном АС Северо-Западного округа (постановление от 26.10.2015 по делу № А26-7564/2014), в суд обратился производственный кооператив, который осуществлял несколько видов деятельности, и все они значились в перечне, установленном п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. В связи этим кооператив полагал, что доля доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов составляет 100% и он имеет право на применение пониженных тарифов.

Суд пришел к выводу, что кооперативом не доказано выполнение условий, установленных ст. 58 Закона № 212-ФЗ для применения пониженного тарифа страховых взносов. То обстоятельство, что все виды осуществляемой кооперативом деятельности согласно п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ являются льготируемыми, не свидетельствует о наличии оснований для применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов. Льготным тарифом при исчислении страховых взносов плательщик может воспользоваться, только доказав, что доходы от одного вида деятельности (основного) составляют не менее 70% в общем объеме доходов.

В постановлении от 14.07.2014 по делу № А12-21975/2013 ­ФАС Поволжского округа также указал, что право на применение пониженного тарифа поставлено в зависимость от основного вида деятельности, которым может быть только один вид деятельности из перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

По этому вопросу см. также постановления АС Волго-Вятского округа от 07.11.2014 по делу № А11-1903/2014, от 31.10.2014 по делу № А11-1902/2014 (Определением ВС РФ от 09.04.2015 № 301-КГ14-9073 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по эко­но­ми­чес­ким спорам).

Тарифы страховых взносов в 2018 году: таблица ставок

Какие тарифы страховых взносов в 2018 году закреплены в НК РФ? Изменились ли тарифы в ПФР, ФСС и ФФОМС? Сохранилось ли действие пониженных тарифов страховых взносов для организаций и ИП, применяющих УСН? Приведем таблицу со ставками страховых тарифов на 2018 год.

Подход к начислению страховых взносов в 2018 году

В 2018 году страховые взносы, как и раньше, рассчитывают, исходя из:

  • начислений в пользу физических лиц;
  • установленных лимитов облагаемой базы;
  • тарифов страховых взносов;

При этом процентная ставка тарифа напрямую зависит от суммы, облагаемой страховыми взносами.Таким образом, перед тем как привести таблицы со ставками взносов на 2018 год, прокомментируем вышеупомянутые составляющие.

Начисления в пользу «физиков»

Все работодатели в 2018 году обязаны платить взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование с выплат сотрудникам.

Страховые взносы в 2018 году требуется начислять на вознаграждения, выплачиваемые деньгами и в натуральной форме:

  • сотрудникам в рамках трудовых отношений;
  • руководителю организации – единственному участнику независимо от наличия трудового договора с ним;
  • исполнителям по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • исполнителям по авторским договорам.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.

В 2018 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата. Отпускные.

Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.

Лимиты и облагаемая база в 2018 году

В 2018 году предельная величины базы для начисления страховых взносов стали больше. См. «Предельная база для начисления страховых взносов с 2018 года».

База для начисления страховых взносов в 2018 году: таблица

Льготы по страховым взносам в 2019 году для УСН по ОКВЭД

В статье журнала «Упрощенка» читайте все про льготы по страховым взносам в 2019 году для УСН по ОКВЭД. Мы показали льготные виды деятельности в таблице по кодам ОКВЭД-2019 и привели тарифы страховых взносов для упрощенки на 2019 год с учетом всех изменений в законодательстве (законы подписаны).

Список льготных видов деятельности при УСН по ОКВЭД-2

Льготная ставка 20% применяется в 2018 году для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

№ п/п

Вид деятельности

Код ОКВЭД-2

Производство пищевых продуктов

Производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках

Производство текстильных изделий

Производство кожи и изделий из кожи

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

Производство бумаги и бумажных изделий

Производство химических веществ и химических продуктов

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство прочей неметаллической минеральной продукции

Производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки

Производство проволоки методом холодного волочения

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

Производство электрического оборудования

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Производство прочих транспортных средств и оборудования

Производство музыкальных инструментов

Производство спортивных товаров

Читайте так же:  Приказ 502

Производство игр и игрушек

Производство медицинских инструментов и оборудования

Производство изделий, не включенных в другие группировки

Ремонт и монтаж машин и оборудования

Сбор и обработка сточных вод

Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья

Строительство инженерных сооружений

Работы строительные специализированные

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)

Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах

Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта

Деятельность водного транспорта

Деятельность воздушного и космического транспорта

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

Деятельность в области телевизионного и радиовещания

Деятельность в сфере телекоммуникаций

Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги

Деятельность в области информационных технологий

Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе

Научные исследования и разработки

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Деятельность по обслуживанию зданий и территорий

Деятельность в области здравоохранения

Деятельность по уходу с обеспечением проживания

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

Деятельность учреждений культуры и искусства

Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

Деятельность спортивных объектов

Деятельность спортивных клубов

Деятельность в области спорта прочая

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения

Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Все перечисленные выше в таблице льготы с 1 января 2019 года отменяются!

Размер взносов в 2019 году при УСН

Большинство упрощенцев с нового года перейдут на общий тариф 30 процентов, так как закончится льготный переходный период. Пониженную ставку 20 процентов оставят некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Льготой можно воспользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы. Планового повышения взносов для упрощенцев, которые применяли общий тариф, не будет. Раньше планировалось, что с 2021 года общий тариф вырастет с 30 до 34 процентов. Сейчас в кодексе оставили тариф 30 процентов. Пенсионные взносы компании будут, как и сейчас, считать по тарифу 22 процента с выплат в пределах лимита и 10 процентов — со сверхлимитных сумм. Нагрузка по взносам возрастет в полтора раза у тех упрощенцев, которые ранее применяли льготный тариф. Но есть способы сэкономить на взносах. Примеры в статье « Пять законных способов снизить взносы, чтобы инспектор не заподозрил схемы ».

В 2019 году льготные тарифы страховых взносов вправе применять компании и индивидуальные предприниматели, указанные в перечне ст. 427 НК РФ. Например:

  • участники особых экономических зон
  • российские организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий
  • плательщики ЕНВД – аптеки и ИП с лицензией на ведение фармацевтической деятельности
  • некоммерческий организации (за исключение ГУПов и МУПов)
  • благотворительные организации на УСН
  • компании и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития
  • компании и ИП, являющиеся резидентами свободного порта Владивосток

Категория плательщика

Пониженные (льготные) страховые взносы, %

Льготы по страховым взносам

Льготы по страхвзносам

Похожие публикации

Вопросы, касающиеся понижения процентной ставки по страховым платежам, регулируются ст. 427 НК РФ. Расскажем в статье, кому и в каком размере полагаются льготы по страховым взносам.

Условия для применения льготных тарифов по страховым взносам

Некоторые субъекты экономико-хозяйственной деятельности могут рассчитывать на послабления при расчете размера выплат во внебюджетные фонды. Представим ниже подробную информацию о том, как правильно применять пониженные тарифы, и кто вправе сократить платежи, используя положенные льготы по страховым взносам.

Сниженные тарифы могут использовать организации, чья деятельность направлена на внедрение результатов интеллектуального труда, права на которые находятся в исключительной собственности (в том числе и совместной) учредителей или участников этих организаций, а также их партнеров (бюджетных и автономных научных учреждений).

Тарифная ставка для таких организаций снижается:

  • взносы в ПФР: 8 % на 2017 г, 13 % на 2018 г, 20 % на 2019 г;
  • взносы в ФСС: 2 % на 2017 г, 2,9 % на 2018-2019 гг., в отношении иностранных лиц, а также лиц без гражданства и временно пребывающих – 1,8 %;
  • взносы в ФОМС: 4 % на 2017 г, 5,1 % на 2018-2019 гг.

Для этого должны быть выполнены условия:

  • НИИ осуществляет опытно-конструкторскую деятельность;
  • деятельность ведется на УСН;
  • в реестр учета внесены сведения о создании общества.

Льготы предоставляются компаниям и ИП, осуществляющим технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах. Тарифные ставки аналогичны.

Снижена ставка для организаций-резидентов, осуществляющих деятельность по разработке информационных систем и программного обеспечения для ЭВМ, а также оказывающих услуги по модификации и адаптации программ и систем для ЭВМ.

Тарифная ставка до 2023 года включительно:

  • взносы в ПФР и ФСС — 8 %;
  • взносы в ФОМС — 4 %.

Чтобы получить право на льготу по страховым взносам, должны быть соблюдены следующие условия:

  • получен документ о государственной аккредитации;
  • доход от основной деятельности составляет 90 % за отчетный период;
  • среднесписочная численность (ССЧ) более семи человек.

Льготные условия по уплате взносов вправе применять также организации и ИП, получившие статус:

  • участника свободной экономической зоны в соответствии с ФЗ № 377 от 29.11.2014 г;
  • резидента зон опережающего социально-экономического развития в соответствии с ФЗ № 473 от 29.12.2014 г;
  • резидента порта Владивосток.

Для них действуют следующие ставки:

Льготы действительны в течение 10 лет с момента получения вышеуказанного статуса.

Кто освобожден от выплат в ФСС и ФОМС?

Льготные условия вправе применять работодатели членов экипажей судов, зарегистрированных в общем реестре РФ. Оплата страховых взносов для таких организаций происходит по ставке 0 % до 2027 г.

Снижена ставка организациям и ИП на УСН, основной вид деятельности которых соответствует следующим кодам ОКВЭД: 9, 10.1-10.8, 11.07, 13-17, 20-23, 24.33, 24.34, 25-28, 30, 31.0, 33.12, 32.5, 33.13, 33.14, 33.2, 95.12, 32.2, 32.3, 32.9, 32.13, 32.4, 72, 85-88, 75.0, 93.11, 93.19, 38.3, 41-43, 45.2, 37, 38.1, 38.2, 81.29.9, 49-53, 60, 61.1, 79, 95.2, 96, 68.32, 59.1, 91.01-91.04, 62, 63.1, 95.1, 47.73, 47.74. Льготы по страховым взносам применяются при объеме доходов не более 79 млн руб., когда часть прибыли от основного вида деятельности составляет 70%.

Тарифная ставка до 2018 года включительно:

  • взносы в ПФР — 20%;
  • взносы в ФСС и ФОМС — 0%.

Те же тарифы и условия действуют для частных некоммерческих организаций на УСН, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Аналогичные процентные ставки также действуют для:

  • организаций на ЕНВД, осуществляющих фармацевтическую деятельность;
  • благотворительных организаций на УСН;
  • ИП на патентной системе налогообложения для части выплаченных вознаграждений в пользу лиц, осуществляющих деятельность, указанную в патенте.

Также освобождены от выплат в ФСС и ФОМС организации, являющиеся участниками проекта «Сколково». Ставка выплат в ПФР для них снижена и составляет 14 %. Льготные условия действуют в течение 10 лет с момента получения статуса участника.

В ФСС не платятся взносы за тех, кто работает по гражданско-правовым договорам, если на это нет прямого указания в договоре, а также ИП, если они не встали на учет в фонде соцстраха. Для ИП предусмотрена исключительно добровольная постановка на учет и уплата взносов в ФСС. При этом взносы в ФОМС по обеим категориям платятся в обычном порядке.

Пониженные тарифы взносов при УСН отменяются с 2019 года. Это справедливо?

Плательщики УСН при осуществлении некоторых видов деятельности, поименованных в пп.5 п.1 ст. 427 НК, могут применять пониженный тариф страховых взносов (20% на ОПС, 0% на ОМС и ОСС).

Однако срок применения таких тарифов ограничен концом 2018 года. В 2019 году упрощенцам придется платить взносы по общему тарифу.

Читатели нашего форума затеяли спор на тему справедливости льгот.

Некоторые участники обсуждения считают, что упрощенцы с льготными видами деятельности должны платить взносы, как все, потому что их сотрудники пользуются соцгарантиями наравне с сотрудниками нельготных видов бизнеса. Они также, как все, идут на пенсию, больничный, обращаются за бесплатной медпомощью. Но при этом их работодатель платит взносов меньше, чем другие бизнесмены.

нужно устранять несправедливость.
и если поддерживать какие-то сферы экономики, но не льготами по страховым взносам.
налог на прибыль можно снизить им, например.
а то бред получается, что взносы в ФСС не платятся, а больничные и декретные положены. то же самое с медициной и с пенсиями.

или из списка того, например, вот «управление недвижимостью» очень прям нужно поддерживать.
пенсии, медицину, больничные работники получают, и получается, что за счёт других страхователей

А что вы думаете по этому поводу?

Присоединиться к обсуждению можно в теме форума «Пониженные тарифы в 2019 году».

Страховые взносы: у кого сохранятся пониженные тарифы с 2019 года

Минфин уточнил, для каких сфер будет продлено действие пониженных тарифов страховых взносов.

В своем письме от 01.08.2018 N 03-15-06/54260 ведомство отмечает, что Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ продлил на 2019 — 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% для двух категорий налогоплательщиков.

На этот период льгота сохраняется для:

  • социально ориентированных некоммерческих организаций на УСН, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального)
  • благотворительных организаций на УСН.

В Минфине также сообщают, что правительственная комиссия уже одобрила Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Данный проект не предусматривает продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов для малого и среднего бизнеса, занятого в социальной и производственной сферах.

Соответственно, в планы Минфина не входит дальнейшее продление периода применения пониженных страховых взносов для указанных сфер.

Напомним, по действующим нормам статьи 427 НК РФ для малого и среднего бизнеса производственной сферы пониженная ставка страховых взносов (20%) установлена до конца 2018 года. С 2019 года такие организации и ИП должны будут перейти на общие тарифы страховых взносов.

Выбор пониженного тарифа при УСН и не только

Автор: Логинова Е. А., эксперт журнала

Налогоплательщикам, находящимся на УСНО, действующим законодательством представлено право применять пониженные тарифы страховых взносов. При этом ни положения гл. 26.2, ни положения гл. 34 НК РФ не определяют порядок применения пониженных тарифов в ситуации, когда плательщик взносов одновременно удовлетворяет нескольким основаниям для их применения. Вправе ли «упрощенец» в подобной ситуации самостоятельно выбрать, какой именно тариф применять? Другой довольно распространенный вопрос – может ли «упрощенец», осуществляющий несколько льготных видов деятельности, суммировать доходы от них для выполнения условия о 70 %-ной доле дохода?

Читайте так же:  Налог на экологию расчет

Два пониженных тарифа страховых взносов – какой выбрать?

Ситуацию с двумя возможными пониженными тарифами страховых взносов рассмотрим на примере организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий и применяющей УСНО. То есть основными видами деятельности фирмы являются (пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ):

разработка и реализация программ для ЭВМ, базы данных;

адаптация и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их установка, тестирование и сопровождение.

Описанная ситуация регламентируется двумя нормами ст. 427 НК РФ.

В силу пп. 1.1 п. 2 для указанной категории плательщиков применяются следующие тарифы взносов:

на обязательное пенсионное страхование – 8 %;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2 %;

на обязательное медицинское страхование – 4 %;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ), – 1,8 %.

Таким образом, совокупный пониженный тариф при усн страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, составляет в общем случае 14 %, при наличии работников – иностранных граждан 15,8 %.

Обратите внимание:

Вновь организации (в том числе вновь созданные), осуществляющие деятельность в области информационных технологий, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий (п. 3, 5 ст. 427 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.11.2017 № 03-15-06/78019):

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
  • доля доходов от указанной деятельности по итогам отчетного (расчетного) периода не менее 90 % всех доходов организации за указанный период (для организаций, не являющихся вновь созданными, условие о 90 %-ной доле доходов должно быть соблюдено по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам);
  • среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период не менее 7 человек.

Итак, при соблюдении организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, условий о доле доходов и среднесписочной численности работников за отчетный (расчетный) период, а также получении документа о государственной аккредитации эта организация сможет применять пониженный тариф страховых взносов – 14 %.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из названных условий, она утрачивает право на применение пониженного тарифа с начала расчетного периода, в котором допущено нарушение (см. Письмо Минфина России от 14.02.2017 № 03-15-06/8100). К примеру, если вновь созданная организация, получившая соответствующий документ о государственной аккредитации, соблюдает установленные п. 5 ст. 427 НК РФ условия о доле доходов и среднесписочной численности работников за период с 1 января 2018 года по 31 марта 2018 года (за отчетный период – I квартал 2018 года), то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1 января 2018 года.

Вместе с тем применение пониженных тарифов страховых взносов предусмотрено также для организаций (и индивидуальных предпринимателей) на УСНО, основной вид экономической деятельности которых назван в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. В этом перечне, в частности, поименованы «деятельность в области информационных технологий» и «разработка компьютерного программного обеспечения».

Обратите внимание:

В Письме от 28.06.2017 № БС-4-11/[email protected] специалисты ФНС пояснили, что положения пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ распространяются на плательщиков страховых взносов, основными видами экономической деятельности которых в соответствии с ОКВЭД 2 являются виды деятельности по кодам:

  • 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения»;
  • 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий»;
  • 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая»;
  • 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность»;
  • 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов»;
  • 95.11 «Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования».

Данные плательщики на основании пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в 2018 году применяют следующие тарифы взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – 0 %.

Указанные тарифы «упрощенцы» вправе применять при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн руб.) и доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов (не менее 70 %) (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ).

Итак, условия, выполнение которых необходимо для применения пониженных тарифов страховых взносов организациями на УСНО, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, перечислены и в п. 5, и в п. 6 ст. 427 НК РФ. В первом случае совокупный размер пониженного тарифа составляет 14 %, во втором – 20 %.

На практике возможна ситуация, когда организация одновременно выполняет условия применения обоих тарифов. Возникают резонные вопросы:

может ли организация самостоятельно решить, какой именно тариф применять;

и является ли одна из приведенных норм – п. 5 или п. 6 – приоритетной?

К сожалению, четкого ответа на эти вопросы в гл. 34 НК РФ нет. Не предусматривает она и каких-либо особенностей исчисления страховых взносов в ситуации, когда плательщик одновременно удовлетворяет нескольким основаниям для применения пониженных тарифов.

Конечно, организация, столкнувшись с анализируемой ситуацией, в целях минимизации налоговых рисков вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета или Минфин за персональными письменными разъяснениями (пп. 1, 2 п. 1, п. 3 ст. 21 НК РФ). Напомним: в силу пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение «упрощенцем», осуществляющим деятельность в области информационных технологий, рекомендаций из подобных разъяснений является обстоятельством, исключающим его вину в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, можно обратить внимание на письма Минфина России от 24.11.2017 № 03-15-06/78019 и от 26.12.2016 № 03-04-12/78037, в которых по рассматриваемому вопросу сказано: в случае одновременного соблюдения организацией всех условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Кодекса, для применения пониженного тарифа в размере 14 % и пунктом 6 статьи 427 Кодекса, для применения пониженного тарифа в размере 20 %, такая организация вправе самостоятельно осуществить выбор тарифа для исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Пример 1.

Организация разрабатывает базы данных и программное обеспечение для ЭВМ, имеет документ о государственной аккредитации и не является вновь созданной. Доход от указанного вида деятельности более 90 %. Среднесписочная численность работников организации составляет 30 человек. Организация с 1 января 2018 года применяет УСНО. Может ли организация применять в 2018 году тариф по страховым взносам 14 %?

С учетом разъяснений, приведенных в письмах Минфина России № 03-15-06/78019 и № 03-04-12/78037, организация вправе самостоятельно осуществить выбор тарифа для исчисления и уплаты страховых взносов.

Следовательно, организация при соблюдении условий о доле доходов и среднесписочной численности работников за отчетный (расчетный) период, а также при наличии документа о государственной аккредитации (и будучи «упрощенцем») вправе применять в 2018 году пониженный тариф при усн страховых взносов – 14 %.

Суммирование доходов от разных видов деятельности.

В данном разделе рассмотрим ситуацию, когда организация, применяющая УСНО, осуществляет несколько видов «льготной» деятельности (их исчерпывающий перечень приведен в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), которые, при соблюдении прочих условий, дают право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

В подобной ситуации у «упрощенцев» возникает соблазн суммировать доходы от разных «льготных» видов деятельности для выполнения условия о 70 %-ной доле дохода, установленного п. 6 ст. 427. Однако делать это не следует.

О неправомерности подобного суммирования говорится в Письме Минфина России от 13.12.2017 № 03-15-05/83357: возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности положениями указанной статьи Кодекса не предусмотрена (имеется в виду ст. 427 НК РФ). И финансисты совершенно правы!

Общеизвестно, что для применения пониженных тарифов страховых взносов «упрощенец» должен выполнить два условия (пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ):

о предельной сумме доходов – годовой доход не должен превышать 79 млн руб.;

и о доле доходов по основному виду экономической деятельности в общем доходе – не менее 70 %.

Согласно п. 6 ст. 427 вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Последний определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, то есть как учитываемых, так и не учитываемых при определении объекта обложения налогом при УСНО (см. Письмо Минфина России от 21.02.2018 № 03-15-06/10858).

Причем в данной норме говорится именно о виде (а не видах) деятельности, что в Письме № 03-15-05/83357 и констатировали чиновники Минфина: для целей применения положений ст. 427 НК РФ основным видом экономической деятельности плательщика признается только один вид деятельности, указанный в данной статье, с долей доходов от его осуществления не менее 70 %.

Пример 2

Организация, находящаяся на УСНО, осуществляет два вида «льготной» деятельности:

предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (код ОКВЭД 2 – 96.03);

деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 2 – 86.90.9).

Доли доходов от указанных видов деятельности в 2017 году составили 53 % и 15 % общего дохода (75 млн руб.) соответственно. Вправе ли организация применять в 2018 году пониженныее тарифы взносов при усн страховых взносов – 20 %?

Для правомерного применения пониженного тарифа страховых взносов в 2018 году доля доходов от основного вида деятельности за 2017 год должна составить не менее 70 % общего дохода (п. 6 ст. 427 НК РФ). В данном случае ни один из осуществляемых организацией «льготных» видов деятельности не может быть признан основным видом деятельности для целей применения пониженных тарифов. А суммирование доходов от этих видов деятельности Налоговый кодекс не предусматривает. Соответственно, при исчислении страховых взносов организация в 2018 году должна применять общий совокупный тариф – 30 % (ст. 426 НК РФ).

Опубликовано в Без рубрики   
Sociologs.ru 2019 Все права защищены