Требования к условиям реализации образовательных программ

Требования к условиям реализации образовательных программ

1 место в рейтинге «Лучшие частные школы Москвы 2009» журнала «Карьера»

Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

4. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

19. Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

20. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:
обеспечивающей достижение целей среднего (полного) общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; преемственной по отношению к основному общему образованию и соответствующей специфике образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

21. Условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с индивидуальными образовательными планами на базовом или профильном уровне всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими учреждениями общего, дополнительного и профессионального образования, организациями и учреждениями культуры и спорта;
овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу ориентации в мире профессий, осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
работы с одарѐнными обучающимися, организацию их развития и взаимодействия в различных областях образовательной, творческой деятельности;
формирования у обучающихся гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, условий её реализации, создании образовательной среды и школьного уклада;
организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населённого пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ, развития опыта социальной инициативы, социально значимой деятельности и лидерских качеств;
развития у обучающихся опыта самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, общественной, проектно-исследовательской, информационной, художественной и других;
развития опыта нравственно ориентированной общественной деятельности, проявления компетентности в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора;
формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
обновления содержания основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учётом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

22. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования включают:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Образовательное учреждение, реализующее программы среднего (полного) общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.

Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий Основанием для проведения аттестации является представление работодателя. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должна обеспечиваться освоением ими как единовременно, так и поэтапно дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе на дистанционной основе.

В образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть созданы условия для:
сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями общего и профессионального образования, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений;
стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
повышения эффективности и качества педагогического труда;
выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
осуществления мониторинга результатов педагогического труда.

23. Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны:
обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего (полного) общего образования;
обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта;
обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы среднего (полного) общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность;
отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, а также механизм их формирования.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы общего образования бюджетного и (или) автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта.

В случае реализации основной образовательной программы общего образования в казённом учреждении учредитель обеспечивает финансирование его деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учётом объёмов доходов от приносящей доход деятельности.

Задание учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг должно обеспечивать соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. Показатели, характеризующие реализацию требований Стандарта при оказании образовательными учреждениями образовательных услуг, должны отражать их материально-техническое обеспечение, наличие и состояние имущества, квалификацию и опыт работников.

Формирование государственного (муниципального) задания по оказанию образовательных услуг должно осуществляться в порядке,
установленном (соответственно принадлежности учреждений) Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на срок до 1 года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до 3 лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период с возможным уточнением при составлении проекта бюджета.

Читайте так же:  Договор дарения регистрация в юстиции

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования за счѐт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Региональный расчётный подушевой норматив — это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации в учреждениях данного региона основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями Стандарта в расчёте на одного обучающегося в год, определяемый с учётом направленности образовательных программ, форм обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на аудиторную и внеурочную деятельность.

Органы местного самоуправления осуществляют при необходимости финансовое обеспечение бесплатного подвоза обучающихся к образовательным учреждениям.
Осуществление бюджетным и (или) автономным учреждением приносящей доход деятельности не влечёт за собой снижение нормативов финансового обеспечения образовательных услуг за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счёт средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления общего образования муниципальными образовательными учреждениями в части расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения,
расходные материалы и хозяйственные нужды сверх норматива финансового обеспечения, установленного субъектом Российской Федерации.

24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
2) соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию;
требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также при необходимости транспортное обеспечение обслуживания обучающихся и т.д.);
строительных норм и правил;
требований пожарной и электробезопасности;
требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;
требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений;
своевременных сроков и необходимых объѐмов текущего и капитального ремонта;
3) архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения).
Здание образовательного учреждения, набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещѐнность и воздушно – тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов), административной и хозяйственной деятельности:
учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;
помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством;
лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков;
кабинеты профориентации, цеха и мастерские в соответствии с профилями обучения и (или) предпрофессиональной подготовки;
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры и т.д., оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём) автогородки;
помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
помещения для медицинского персонала;
административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием;
гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей на базовом и профильном уровнях, а также внеурочной деятельности, в том числе, предпрофессиональной, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности;
мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.

Образовательные учреждения самостоятельно за счёт выделяемых бюджетных средств и привлечённых в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений;
художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространѐнных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях); развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и на отдельных этапах; выявления и фиксирования динамики промежуточных и итоговых результатов;
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видео-материалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения,
организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогов.
Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к ступени основного общего образования;
учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода в подростковый, юношеский возраст;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления и др.);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др.).

Читайте так же:  Разворот на перекрестке лишение прав

26. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ- оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

27. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должно обеспечивать:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам, курсам основной образовательной программы среднего (полного) общего образования на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спору, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Требования к условиям реализации образовательных программ

5. Требования к условиям реализации основных образовательных программ

5.1 Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ:

5.1.1 Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта.

Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени, учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образовании с помощью таких мер, как :

5.1.4 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

Так, в начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть:

В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему (профильное обучение), либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы (школа индивидуальных образовательных программ).

При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

Естественно, использование современных образовательных технологий будет требовать от школ выхода за рамки традиционной классно-урочной системы, за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования.

Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Необходимо выстраивать систему образовательных технологий с учетом основных целей каждой ступени образования.

5.1.5. В программе каждого учебного предмета (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетентностями в целом по ООП.

5.1.6 Основная образовательная программа должна содержать дисциплины (элективные курсы) по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по образовательным областям. Порядок формирования элективных курсов обучающихся устанавливает Педагогический совет образовательного учреждения.

5.1.7 Максимальный объем учебных и внеучебных занятий обучающихся может составлять от 28 до 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной учебной работы по освоению основной образовательной программы и элективных курсов, устанавливаемых образовательным учреждением дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Читайте так же:  Договор купли продажи квартиры между физ лицами

5.1.8 Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы составляет от 18 до 25 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

5.1.8 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее 4-5 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

5.1.9 Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

5.1.10 Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей с их правами и обязанностями при формировании ООП. Целесообразно заключить договор между образовательным учреждением и родителями, обучающимися и родителями для определения ответственности всех субъектов образования за конечные результаты освоения основных образовательных программ.

5.2 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основных образовательных программ всех ступеней общего образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью и повышением своей квалификации.

На основе ФГОС должен формироваться социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформи?рованной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Аттестация педагогических кадров должна быть напрямую связана с результатами выполнения основных образовательных программ каждой ступени образования и должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации педагогов и руководящих работников образования является необходимой составляющей педагогической и управленческой деятельностями и может проходить в разных формах и в различных учреждениях и организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

5.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы.

Федеральный перечень учебников должен формироваться на основе новых требований к современному учебно-методическому комплексу, включающего в себя учебник, печатные материалы для учащихся (тетради, хрестоматии, сборники заданий, атласы, цифровые образовательные ресурсы и т.п), методические материалы для учителей.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана, изданными за последние 5 лет.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 5-6 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного сбора и обмена информацией, беспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием скоростного Интернета (скорость должна составлять не менее _100 мбит/с)

Нормативным сопровождением стандарта, является пакет документов, регламентирующих условия реализации основных образовательных программ с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом:

Документ содержит список таких элементов, которые необходимы для реализации образовательной программы обще?го образования.

Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного кабинета, на основании которых можно проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта.

Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении.

5.4. Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса

5.4.1. При финансировании образовательных учреждений должен использоваться нормативно — подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программ в расчете на 1 учащегося, устанавливаемый субъектами Российской Федерации. При расчете стоимости образовательной услуги в части расходов на оплату труда работников к установленному нормативу могут применяться коэффициенты удорожания образовательной услуги, учитывающие особенности образовательных программ и условий их реализации образовательными учреждениями.

Образовательные программы, имеющие социальную значимость для местного сообщества, региона в целом могут финансироваться дополнительно в рамках программно-целевого метода.

Программы дополнительного образования образовательной организации, реализуемые за рамками стандарта, могут финансироваться на конкурсной основе в рамках программно-целевого метода

5.4.2. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, доведенного в полном объеме до образовательного учреждения, долю расходов на:

5.4.3. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения на реализацию основных образовательных программ должно осуществляться в соответствии с региональными подушевыми нормативами, количеством обучающихся в образовательном учреждении.

Оплата труда педагогического работника должна складываться из базовой части фонды оплаты труда, которая обеспечивает гарантированную заработную плату педагогического работника образовательного учреждения исходя из количества выданных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов внеаудиторной занятости.

Аудиторная занятость включает проведение уроков. Внеаудиторная занятость включает виды работ с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, проектная и исследовательская работа, практики и т.п.).

Помимо базовой части оплаты труда педагогический работник может получать оплату из стимулирующей части фонда оплаты труда. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда.

Стимулирующая часть оплаты труда должна составлять не менее 30% от базового фонда оплаты труда.

В педагогическом коллективе стимулирующая часть оплаты труда эффективно (для повышения качества образования) может быть использована при распределении ее среди трех категорий работников: 1 группа (15-20% педагогов) до 50-60% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда — педагоги, определяющие лицо школы; 2 группа (до 30% педагогов) до 30-40% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда; 3 группа – все остальные 0-10% фонда стимулирующей части оплаты труда.

5.4.4. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части ФОТ должна производиться с органом, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Критериями для осуществления данных выплат должно являться качество обучения и воспитания учащихся. В этих целях образовательным учреждением разрабатывается система критериев и целевых показателей (индикаторов) качества образования и их балльная оценка.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.

5.5 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение ОП представляет собой общую характеристику инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам
Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:

Образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы всех ступеней общего образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей учебную и внеучебные виды деятельности, предусмотренных учебным (образовательным) планом учреждением и соответствующей действующим санитарным и противопожарным или иным правилам и нормам.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, а также свободный доступ в сети Интернет.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены