Требования к площадке временного хранения тбо

Требования к площадке временного хранения тбо

Фрагмент документа «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБУСТРОЙСТВУ МЕСТ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ — ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЗАНИМАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ».

Фрагмент документа «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБУСТРОЙСТВУ МЕСТ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ — ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЗАНИМАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ».

Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что?

Последние пару лет нормативные акты в области обращения с отходами претерпевают постоянные изменения. Были приняты новые методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[1] (далее — МУ-2014), разработаны новые правила проведения паспортизации отходов и новая типовая форма паспорта отходов[2], утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов[3] (далее — ФККО). Недавно был внесен целый ряд изменений[4] в основной документ, регулирующий отношения в области обращения с отходами, — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Все это порождает множество вопросов в головах профессиональных экологов и природопользователей. Мы же по мере сил пытаемся найти ответы на эти вопросы.

Настоящая статья будет посвящена вопросу применения в экологическом законодательстве и санитарных нормах терминов, касающихся таких операций по обращению с отходами, как накопление, хранение, захоронение и размещение. Дело в том, что за последние несколько лет данные понятия претерпели изменения, поэтому сейчас нужно особенно внимательно следить за их использованием в той или иной ситуации.

Для начала разберемся с терминами. Отметим, что Федеральным законом № 458-ФЗ были внесены изменения в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, которая содержит определения основных понятий в области обращения с отходами. Рассматриваемые нами термины не стали исключением (выделено и подчеркнуто автором):

Таким образом, в новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ мы видим более четкое разграничение понятий в сравнении с редакцией от 25.11.2013.

Обратите внимание, что в настоящее время накопление отходов — это складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев. С 01.01.2016 определение понятия «накопление отходов» будет изменено:

Таким образом, с 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев. До вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

Автор статьи считает безусловным положительным изменением увеличение максимального срока накопления отходов. Будучи в свое время экологом на предприятии, автор столкнулась с ситуацией, когда некоторые виды отходов, образующихся в процессе производства, просто невозможно было успеть организованно сдать на утилизацию в течение установленного законодательством срока.

Например, такая ситуация возникла при ремонте отрезка железнодорожного полотна, принадлежащего заводу. После ремонта образовалось большое количество отходов шпал, изготовленных еще в советское время и, естественно, пропитанных креозотом. После образования данного отхода пришлось экстренно разработать на него паспорт с протоколом компонентного состава, а затем в срочном порядке искать в ближайших городах организацию, которая согласилась бы принять этот отход. Отдавать отход сомнительным компаниям, которые могли его просто сжечь вместо обезвреживания, экологической службе предприятия не хотелось. В итоге поиски подходящей компании и заключение с ней договора растянулись на срок около года. В конце же этого срока предприятие посетили контролирующие органы и оштрафовали завод за несанкционированное хранение отхода при отсутствии организованного объекта хранения и соответствующей лицензии.

Поясним, что объекты накопления отходов — это мусорные контейнеры, герметичные контейнеры для ртутных ламп, стеллажи для оргтехники и прочие накопители, которые прописаны в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов[5] (далее — ГРОРО). В то же время объекты хранения, захоронения и размещения отходов обязательно вносятся в данный реестр, т.к. согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, запрещается. Что представляют собой эти объекты? Давайте обратимся к Федеральному закону № 89-ФЗ:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 29.12.2014)

Статья 1. Основные понятия

[…]
объекты размещения отходов[6] — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
[…]
объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I–V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, вы должны четко представлять себе при разработке ПНООЛР, как долго вы планируете складировать тот или иной отход (и, соответственно, отражать данную информацию в проекте). Если на срок до 6 месяцев (а с 1 января 2016 г. — до 11 месяцев), то все, что вам нужно, — это обустроить объект накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам. Если свыше этого срока — готовьтесь к обустройству полноценного объекта хранения или захоронения отходов, процедурам получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) на проектную документацию данного объекта[7] и внесения объекта в ГРОРО, а затем и к процедуре лицензирования данной деятельности.

Как видите, долговременное складирование отходов невыгодно предприятию, поэтому более логично будет своевременно передавать образовавшиеся отходы на утилизацию.

Что касается лицензирования деятельности в области обращения с отходами, следует отметить, что на сегодняшний день это очень запутанный вопрос.

Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ:

•лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

•юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, при осуществлении деятельности только по обезвреживанию и размещению отходов вы можете просто переоформить старую лицензию на лицензию нового образца — это чисто административная процедура[8]. Если же помимо этого вы осуществляете сбор, транспортирование, обработку или утилизацию отходов, вам необходимо будет пройти процедуру получения новой лицензии и оформить ее до 1 января 2016 г. Накопление отходов лицензированию не подлежит, в то время как лицензирование деятельности по хранению и захоронению отходов обязательно.

КСТАТИ

В настоящее время Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=20033.

При накоплении отходов на территории предприятия необходимо руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, которые установлены, в первую очередь, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее — СанПиН 2.1.7.1322-03). Согласно п. 2.2 данного документа, введенного в действие в 2003 г. и не претерпевшего с момента опубликования никаких изменений, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы:

  • образование;
  • накопление и временное хранение;
  • первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.);
  • транспортировка;
  • вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья);
  • складирование;
  • захоронение;
  • сжигание.

Давайте соотнесем указанные этапы жизненного цикла отходов с видами обращения с отходами, указанными в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ (см. таблицу).

Согласно п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека[9]. Временное складирование (т.е. накопление) отходов на территории предприятия допускается, если на текущий момент времени эти отходы не могут быть утилизированы.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 различают следующие основные способы складирования отходов:

  • временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

Имеется в виду накопление отходов или их хранение сроком более 6 месяцев на территории предприятия, в результате деятельности которого образовались данные отходы.

  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в т.ч. на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

Имеется в виду накопление или хранение отходов на территориях предприятий, занимающихся сбором, обработкой, утилизацией и обезвреживанием отходов.

  • складирование вне производственной территории — на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

Имеется в виду хранение и захоронение (т.е. размещение) отходов на специальных объектах размещения отходов.

  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Имеется в виду хранение на специальных объектах обезвреживания отходов.

СанПиН 2.1.7.1322-03 содержит требования, которыми следует руководствоваться при планировании размещения и обустройства накопителей или объектов размещения отходов:

Извлечение
из СанПиН 2.1.7.1322-03

[…]
3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
– в производственных или вспомогательных помещениях;
– в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
– в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
– в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
– на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
[…]

Исходя из требований указанного документа, например, ртутные лампы (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» с кодом 47110101521 по ФККО (I класс опасности)) должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (в ред. от 01.10.2013), хранение отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Как мы видим, к хранению одного и того же вида отходов применяются разные требования.

Читайте так же:  Льготы многодетной матери при сокращении

Необходимо отметить, что в сравнении с утратившими силу Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — МУ-2007), в МУ-2014 была значительно упрощена таблица, содержащая характеристику объектов накопления отходов:

Кроме того, подробные указания по заполнению данной таблицы тоже канули в Лету. Сейчас они звучат крайне лаконично: «В разделе «Сведения о местах накопления отходов» ПНООЛР приводится перечень и вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров и других объектов) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в табличном виде». То есть теперь в таблице не нужно указывать тип объекта (помещение / крытая площадка / открытая площадка / стационарная емкость), особенности обустройства объекта (здание каменное/деревянное, стены окрашены краской, грунтовый/бетонный/асфальтобетонный/деревянный пол, естественная/принудительная вентиляция, наличие решеток на окнах, замков на дверях и средств для ликвидации аварийной ситуации), способ хранения отхода (без тары / в открытой таре / в закрытой таре / в герметизированной таре, раздельно или в смеси) и т.д.

Отметим, что в процессе разработки ПНООЛР предельное количество накопления отходов на территории предприятия чаще всего рассчитывается исходя из количества и вместимости накопителей, а также из требований санитарных норм и норм пожаро- и взрывобезопасности хранения тех или иных отходов.

Например, в соответствии с п. 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.

Однако при проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора могут провести замеры концентраций вредных веществ, выделяемых отходами, которые содержатся в накопителях, и на основании этих замеров и предусмотренных ПДК указанных веществ в воздухе рабочей зоны сделать вывод о предельно допустимых количествах накопления данных отходов.

Согласно п. 3.13 СанПиН 2.1.7.1322-03 критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30 % от ПДК в воздухе рабочей зоны. Данный метод определения предельного количества накопления в соответствии с п. 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-03 не используется для следующих категорий отходов:

  • твердые отходы, концентрированные жидкие и пастообразные отходы I класса опасности, упакованные в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;
  • твердые сыпучие и комковатые отходы II и III класса, хранящиеся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.

В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.

Кроме рекомендаций по накоплению промышленных отходов, в СанПиН 2.1.7.1322-03 приведены требования к объектам складирования отходов, т.е. объектам размещения (хранения и захоронения) отходов (требования к размещению объектов на территории, их функциональному зонированию, обустройству, дренажу, размещению отходов на таких объектах). Также в документе обозначены требования к захоронению различных видов отходов.

В приложении 1 к СанПиН 2.1.7.1322-03 содержится список видов промышленных отходов, размещение которых допускается совместно с бытовыми (согласно новой терминологии — твердыми коммунальными отходами[10]), а в приложении 2 — перечень основных видов твердых и шламообразных токсичных промышленных отходов, размещение которых на полигонах твердых бытовых (теперь — коммунальных) отходов недопустимо.

Помимо указанных санитарных правил, в каждом регионе нашей страны можно найти местные рекомендации по обустройству мест накопления отходов.

Например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках» (далее — Постановление № 981-ПП). Данный документ предназначен для природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами в городе Москве, и во многом основан на СанПиН 2.1.7.1322-03, но более подробно рассматривает особенности хранения различных видов отходов, причем особый акцент делается на их пожаро- и взрывобезопасности.

В Постановлении даны рекомендации по обустройству закрытых площадок хранения отходов в помещениях, их ограждению, охране, вентилированию, наличию средств индивидуальной защиты и т.д. Здесь можно найти требования к накоплению отходов на открытых площадках с навесом или без него, с обваловкой, ограждением и иными средствами защиты от атмосферных явлений.

Рассматриваемый документ также подчеркивает необходимость накопления и хранения отходов с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)[11]:

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

[…]
3.12.1. Степень огнестойкости объекта, где осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, определяется наличием у отходов пожароопасных свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.):
– безопасные вещества и материалы следует хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
– малоопасные вещества и материалы допускается хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
– малоопасные вещества и материалы допускается хранить в складах всех степеней огнестойкости, кроме V степени огнестойкости;
– опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости;
– особо опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости, преимущественно в отдельно стоящих зданиях.
[…]

В Постановлении № 981-ПП также приведены требования к размещению горючих отходов (в т.ч. пространственному размещению в помещениях складов), наличию средств пожаротушения, совместному хранению или накоплению горючих отходов в пределах одной площадки и т.д.

Особый интерес для природопользователей могут представлять требования к таре накопителей:

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

[…]
4.9. Для хранения отходов производства и потребления I–III классов опасности в зависимости от их свойств в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару:
– металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
– металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.;
– прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
[…]
4.11. Для хранения незначительных количеств отходов производства и потребления I класса опасности, содержащих драгоценные металлы, могут использоваться сейфы, несгораемые шкафы.
4.12. Емкости, используемые для хранения жидких отходов производства и потребления, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости.
4.13. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов производства и потребления, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешетку. Стенки ящиков и обрешеток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.
[…]
4.15. Отходы производства и потребления IV и V классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные компоненты.
4.16. Органические отходы производства и потребления, способные к загниванию и сбраживанию, в теплое время года хранятся открытым способом не более суток. При необходимости более длительного хранения отходов следует создавать условия с температурой не выше +5 °С.
4.17. Бункеры-накопители, в которых хранятся органические отходы производства и потребления, должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими растворами.
4.18. Временное хранение твердых отходов IV и V классов опасности, в зависимости от их свойств, допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках (в случаях, когда загрузка отходов производства и потребления в контейнер оказывается невозможна или нецелесообразна). […]
[…]

Кратко рассмотрев нормативные источники требований к накоплению и хранению отходов, мы можем сделать следующие выводы.

Основными проблемами на предприятиях были и остаются правильная организация и учет образования и накопления отходов согласно нормам действующего законодательства. Особенно это касается крупных предприятий, доставшихся нам в наследство от советской эпохи, где тяжело организовать не только правильный сбор отходов, но и собственно само производство. Организация раздельного сбора отходов, сортировка вторичного сырья, своевременное устранение разливов, обустройство накопителей — эти больные вопросы можно перечислять бесконечно. То же касается и небольших производств, где об экологии не задумываются вообще, пока на горизонте не замаячит проверка предприятия контролирующими органами.

К сожалению, сейчас ситуация на рынке переработки отходов весьма плачевная: во многих регионах очень мало или совсем нет предприятий-переработчиков. В связи с этим своевременно сдавать отходы на утилизацию просто некуда .

Например, на заводе, где работала автор статьи, образовывался специфический отход шлака от металлургического производства. Данный отход содержал довольно высокий процент полезного сырья, и его, в принципе, можно было бы продавать для вторичного использования. Однако на местном рынке не нашлось покупателей с лицензией на обезвреживание отхода для его дальнейшего использования, в связи с чем «куча» отходов все росла и росла в течение нескольких лет. После очередного штрафа от Росприроднадзора дело сдвинулось с мертвой точки: была разработана технология извлечения полезных веществ из отхода силами самого предприятия. При этом затраты оказались минимальными, а класс опасности отхода после переработки снизился с III до IV, в результате чего отход стал пригоден для захоронения на полигоне. После получения лицензии на обезвреживание отходов технология заработала.

Во многих регионах остро стоит вопрос не только об утилизирующих компаниях, но и о полигонах захоронения твердых бытовых (или, напомним, коммунальных) и производственных отходов. В последнее время эта проблема еще более усугубилась по причине того, что объекты хранения и захоронения отходов должны не только иметь лицензию, но и быть внесены в ГРОРО. Как результат, на многих предприятиях стали накапливаться в большом количестве отходы, повсеместно регистрируются многочисленные случаи несанкционированного захоронения отходов в непредназначенных для этого местах[12].

Будем надеяться, что этот вопрос вскоре будет решен. А пока можем лишь констатировать тот факт, что на данный момент введение требования об обязательном внесении объектов размещения отходов в ГРОРО стало лишь дополнительным административным барьером для природопользователей.

И напоследок информация к размышлению: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

[1] См. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Подробнее о МУ-2014 см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz/) (прим. редакции).

[2] См. Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».

Читайте так же:  Бланк заявление на прописку

[3] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

ФККО ищите здесь:

[4] См. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[5] См. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

ГРОРО ищите здесь:

[6] Здесь и далее выделено автором.

[7] В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 13.07.2015) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в т.ч. проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности, являются объектом ГЭЭ федерального уровня.

Подробнее о ГЭЭ см.:

Дубинский Н. Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204 // Справочник эколога. 2015. № 6. С. 8–22 (http://www.profiz.ru/eco/6_2015/admin_reglament/);

Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76–89;

Бабина Ю.В. Экспертиза проектной документации объекта, расположенного на Байкальской природной территории // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 80–84 (прим. редакции).

[8] О лицензировании деятельности по обращению с отходами до 01.01.2016 см.: Кретов А.В. «Смутное время»: лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в период до 01.01.2016 // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 17–24 (http://www.profiz.ru/eco/9_2015/smuta/).

Приведем извлечение из указанной статьи:

«…в соответствии с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I–IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

С учетом данного обстоятельства представляется, что переоформление лицензии необходимо и в том случае, если перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности), у лицензиата не изменился, но изменился перечень конкретных видов отходов, в отношении которых осуществляется лицензируемая деятельность.

При этом следует обратить внимание на то, что с 01.01.2015 понятие «сбор отходов» сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следующим образом: «сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов».

Таким образом, «старой» лицензии с 01.01.2016 будет достаточно только тем организациям и предпринимателям, которые обезвреживают и размещают исключительно отходы, образовавшиеся в собственном производстве (а не принятые или поступившие от иных лиц)» (прим. редакции).

[9] Об определении степени опасности отхода см.: Никитина В.В. Экологические правила // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 59–65.

Ламихова М. Что такое ТКО и как с ними обращаться? // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 12–19 (http://www.profiz.ru/eco/5_2015/TKO/);

Шапошникова О.В. Новая система обращения с ТКО: светлое будущее или путь в никуда? // Справочник эколога. 2015. № 8. С. 13–20 (http://www.profiz.ru/eco/8_2015/sistema_TKO/) (прим. редакции).

[11] В настоящее время данный документ утратил силу согласно Приказу МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313». Взамен Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

[12] О так называемой «рекультивации» земель с использованием отходов см.: Ламихова М. Рекультивация земель или несанкционированное размещение отходов? // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 38–44 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/rekult/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Требования к площадке временного хранения тбо

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 30 апреля 2003 г . N 80

«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г . N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г . N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:

1. Ввести в действие с 15 июня 2003 года санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2003 г .

Регистрационный N 4526

2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления,

санитарная охрана почвы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов

производства и потребления»

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г .)

Дата введения: 15 июня 2003 года

I. Область применения

1.1 Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с действующим Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.99 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и «Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295).

1.2. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).

1.3. Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

1.4. Настоящие требования не распространяются на:

— полигоны захоронения радиоактивных отходов;

— полигоны твердых бытовых и смешанных отходов;

— могильники для органических веществ и трупов животных;

— склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов и пестицидов.

1.5. Обезвреживание и захоронение трупов павших животных, конфискатов и отходов ветлечебниц и мясокомбинатов производится в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной службы, а в случаях эпидемиологической опасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением.

1.6. Критериями гигиенической безопасности функционирования эксплуатируемых или закрытых объектов складирования являются предельно допустимые концентрации химических веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде открытых водоемов и в почве, а также предельно допустимые уровни физических факторов.

II. Общие положения

2.1. Целью настоящего документа является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека путем:

— внедрения современных малоотходных и безотходных технологий в процессе производства,

— минимизации их объема и снижение их опасности при первичной обработке,

— использования полупродуктов и отходов основных цехов предприятия в качестве вторичного сырья в производственных циклах вспомогательных цехов или на специальных предприятиях по переработке,

— предупреждения их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования.

2.2. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включает в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

2.3. Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

2.4. Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть утилизированы на предприятиях.

2.5. Различают следующие основные способы складирования:

— временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

— временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

— складирование вне производственной территории — на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

— складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

III. Временное складирование и транспортировка отходов

3.1. Временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяется проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

3.2. Временное складирование отходов производства и потребления допускается:

— на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов,

— на приемных пунктах сбора вторичного сырья,

— на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов,

— на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

3.3. Временное хранение отходов на производственной территории предназначается:

— для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов;

— для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.

3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

— в производственных или вспомогательных помещениях;

— в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);

— в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;

— в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;

— на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

3.5. Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.

В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I — II классов опасности должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.

3.6. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

Читайте так же:  Ходатайство по месту регистрации ответчика

При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV — навалом, насыпью, в виде гряд.

3.7. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

— временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

— поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

— поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

— по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

— поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

3.8. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.

3.9. Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.

3.10. Малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

3.11. При наличии в составе отходов разного класса опасности расчет предельного их количества для единовременного хранения должен определяться наличием и удельным содержанием наиболее опасных веществ (I-II класса).

3.12. Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро — и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

3.13. Критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м , которое не должно быть выше 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны.

Предельное количество отходов при открытом хранении определяется по мере накопления массы отходов в установленном порядке.

3.14. Предельное количество накопления отходов на промышленных территориях не нормируется:

— для твердых отходов, концентрированных жидких и пастообразных отходов I класса опасности, упакованных в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;

— для твердых сыпучих и комковатых отходов II и III классов, хранящихся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.

В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.

3.15. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.

3.16. Немедленному вывозу с территории подлежат отходы при нарушении единовременных лимитов накопления или при превышении гигиенических нормативов качества среды обитания человека (атмосферный воздух, почва, грунтовые воды).

3.17. Перемещение отходов на территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и помещениям промышленных предприятий. При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.

3.18. Для сыпучих отходов предпочтительно использование всех видов трубопроводного транспорта, в первую очередь пневмовакуумного. Для остальных видов отходов могут быть использованы ленточные транспортеры, другие горизонтальные и наклонно-передаточные механизмы, а также внутризаводской автомобильный, узкоколейный и обычный железнодорожный транспорт.

3.19. Транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.

Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.

Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

IV. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов

4.1. Выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений.

4.2. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4.3. Размещение объекта складирования не допускается:

— на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;

— во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;

— в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;

— в местах выклинивания водоносных горизонтов;

— в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.

4.4. Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.

4.5. Выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками.

4.6. Участок для размещения полигона токсичных отходов должен располагаться на территориях с уровнем залегания подземных вод на глубине более 20 метров с коэффициентом фильтрации подстилающих пород не более 10(-6) см/с; на расстоянии не менее 2 метров от земель сельскохозяйственного назначения, используемых для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания.

4.7. Не допускается размещение полигонов на заболачиваемых и подтопляемых территориях.

4.8. Размер участка определяется производительностью, видом и классом опасности отходов, технологией переработки, расчетным сроком эксплуатации на 20-25 лет и последующей возможностью использования отходов.

4.9. Функциональное зонирование участков объектов зависит от назначения и вместимости объекта, степени переработки отходов и должно включать не менее 2 зон (административно-хозяйственную и производственную).

4.10. На территории объектов допускается размещать автономную котельную, специальные установки для сжигания отходов, сооружения мойки, пропарки и обеззараживания машинных механизмов.

4.11. Размещение отходов на территории объекта осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах.

4.12. Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасн&#108, 6;сти веществ и их компонентов.

4.13. Захоронение отходов I класса опасности, содержащих водорастворимые вещества, следует производить в котлованах в контейнерной упаковке, в стальных баллонах с двойным контролем на герметичность до и после их заполнения, помещаемых в бетонный короб. Заполненные отходами котлованы изолируются слоем грунта и покрываются водонепроницаемым покрытием.

4.14. При захоронении отходов, содержащих слаборастворимые вещества I класса опасности, должны быть предусмотрены дополнительные меры по гидроизоляции стен и дна котлованов с обеспечением коэффициента фильтрации не более 10(-8) см/с.

4.15. Твердые пастообразные отходы, содержащие растворимые вещества II-III класса опасности, подлежат захоронению в котлованах с гидроизоляцией дна и боковых стенок.

Захоронение твердых и пылевидных отходов, содержащих отходы II-III класса опасности, нерастворимые в воде, осуществляют в котлованах с уплотнением грунтом с коэффициентом фильтрации не более 10(-6) см/с.

Твердые отходы IV класса опасности складируются на специальной карте с послойным уплотнением. Эти отходы в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением могут использоваться в качестве изолирующего материала.

4.16. Отходы производства и потребления III — IV класса опасности разрешается складировать вместе с ТБО в соотношении не более 30 % от массы ТБО при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000-5000 мг/л, что соответствует фильтрату ТБО.

4.17. Без ограничения в количестве на полигоны принимаются и используются в качестве изолирующего промежуточного слоя промышленные отходы IV класса опасности, имеющие однородную структуру с размером фракций менее 250 мм при условии сохранения в фильтрате уровня биохимического потребления кислорода (БПК20) на уровне 100-500 мг/л, ХПК — не более 300 мг/л.

4.18. Промышленные отходы, допускаемые для совместного складирования с ТБО, должны отвечать следующим технологическим требованиям — не быть взрывоопасными, самовозгораемыми и с влажностью не более 85%.

Виды промышленных отходов, допускаемых к складированию на полигонах ТБО, приведены в приложении 1.

Основные виды твердых и шламообразных токсичных промышленных отходов, размещение которых на полигонах твердых бытовых отходов недопустимо, приведены в приложении 2.

4.19. Объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения.

4.20. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата — дренажная система.

4.21. В проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м .

4.22. Не допускается попадание ливневых и талых вод с участков карт полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты — испарители внутри полигона.

4.23. Для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение.

V. Состав предпроектной и проектной документации

5.1. Размещение объектов осуществляется в соответствии с градостроительными решениями путем разработки предпроектной и проектной документации.

5.2. Предпроектная, проектная документации для каждого объекта должна быть представлена в объеме, позволяющем дать оценку принятых проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

Главный государственный санитарный врач

Российской Федерации Г.Г.Онищенко

к СанПиН 2.1.7.1322-03

Виды промышленных отходов, размещение которых допускается совместно с

Отрасль промышленности или предприятие, где накапливается отход

Вспенивающихся полистирольных пластиков производства твердые отходы

Гетинакс электротехнический листовой 111-08 (отход от производства электроизоляционных материалов)

Липкая лента ЛСНПЛ-0.17 (отход от производства электроизоляционных материалов)

Полиэтиленовая трубка ПНП (отход от производства электроизоляционных материалов)

Суспензионного производства сополимеров стирола с акрилонитрилом или метилметакрилатом твердые отходы

Суспензионного производства полимерных пластиков производства твердые отходы

Суспензионного и эмульсионного полистиролов производства твердые отходы

Стеклолакоткань ЛСЭ-0,15 (отход при производстве электроизоляционных материалов)

Стеклянная ткань Э 2-62 (отход при производстве электроизоляционных материалов)

Текстолит электротехнический листовой Б-16,0 (отход при производстве электроизоляционных материалов)

Фенопласт 03-010432(отход при производстве электроизоляционных материалов)

Эмульсионного производства акрилонитрилбутадиенонитриловых пластиков твердые отходы

Древесные и опилочно-стружечные отходы (не включают в себя опилки, идущие на посыпание полов в производственных помещениях)

Невозвратная деревянная и бумажная тара (не включают в себя промасленную бумагу)

Предприятия авиационной промышленности

(смешение с твердыми бытовыми отходами в соотношении 1 : 10)

Лоскут хромовый (отходы легкой промышленности)

Отбельная земля (отход пищевой промышленности)

Sociologs.ru 2019 Все права защищены