Требования к домашним заданиям в школе

Администрация школы обязана контролировать совокупный объем домашних заданий по всем учебным предметам

В преддверии нового учебного года Минобрнауки России издало приказ, которым, в частности, установлено максимальное время для выполнения школьниками домашнего задания (приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 734). Документ вступил в силу 25 августа.

Установлено, что объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа. Указанные нормативы соответствуют рекомендациям, закрепленным в п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 »Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).

При этом школьникам рекомендуется:

  • приступать к выполнению домашнего задания в 15.00-16.00, так как в это время отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • выбирать очередность выполнения заданий, начиная с предмета средней трудности;
  • устраивать перерывы по завершении каждого этапа работы;
  • периодически проводить »физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты (Приложение 6 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня» к СанПиН).

Основные вопросы заключаются в том, каким образом будет отслеживаться соблюдение установленных нормативов времени на выполнение домашнего задания и как родители могут повлиять на этот процесс.

В пресс-службе Минобрнауки России порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о трех основных механизмах такого контроля.

О порядке обжалования действий образовательной организации читайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Внутренний контроль силами образовательного учреждения. Школа может использовать для этих целей встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий. С его помощью преподаватели будут фиксировать предполагаемое время выполнения каждого задания и отражать его суммарное значение. В случае необходимости, отмечает министерство, администрация образовательной организации должна принять меры по оптимизации общего объема домашних заданий. По общему правилу, родители имеют право на ознакомление с содержанием такого журнала (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ »Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании), письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АБ-147/07). Следовательно, они также могут обратить внимание школьной администрации на нарушение установленных нормативов.

Общественный контроль. Действующим законодательством предусмотрено создание советов обучающихся и советов родителей (п. 1 ч. 6 ст. 26 закона об образовании). Они действуют как органы общественного самоуправления и работают в тесном контакте с администрацией школы и педагогическим советом. Мнение советов по вопросам управления школой, в том числе и по соблюдению нормативов в отношении домашнего задания, должны быть учтены администрацией. На портале »Общественное участие в управлении образованием» Института развития государственно-общественного управления образованием (http://www.gouo.ru/) в открытом доступе размещены методические материалы по вопросам деятельности таких советов.

Государственный контроль. Закон обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и образовательные организации оказывать родителям помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч. 2 ст. 44 закона об образовании). Таким образом, при явном нарушении установленных на выполнение домашнего задания нормативов и бездействии администрации школы родителям учащихся следует обратиться в Рособрнадзор посредством письменного или электронного обращения (по адресу: 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, К-51, ГСП-4 или с помощью специальной формы на сайте ведомства http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/public_reception/reception/ соответственно).

В Минобрнауки России также сообщили о том, что в целях снижения неопределенности при реализации установленных нормативов ведомство направило во все регионы методические рекомендации по организации самоподготовки школьников всех классов.

МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района»

Положение о дозировке домашнего задания в начальной школе

СОГЛАСОВАНО:

Управляющий Совет

______В.Е.Ощепкова

Протокол № 1

«28» 08 2012г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Таловская СОШ »

________И.Н.Казакова.

приказ № 47-1

«30 » 08 2012г.

Положение

о дозировке и видах домашнего задания в начальной школе

МБОУ « Таловская СОШ Яшкинского муниципального района»

Принято на заседании педагогического совета

(протокол № 1 от 30.08.2012.)

1. Общие положения

1.1.Домашнее задание — задание, задаваемое учителем обучающемуся для самостоятельного выполнения после уроков. Это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.

1.2.Настоящее Положение составлено на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г №196, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

2. Цель и задачи домашнего задания

2.1.Цель домашнего задания: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.

2.2.Задачи домашнего задания:

· способствовать овладению обучающимися УУД;

· развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;

· научиться применять знания как в стандартных, так и в новых условиях;

· подготовиться к усвоению нового учебного материала;

· формировать опыт творческой деятельности.

3. Объем домашних заданий

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 2 ч.

4. Общие требования к домашнему заданию

4.1.При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

· задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

· задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения;

· к заданию должен быть соответствующий инструктаж;

· задание должно предопределять его проверку;

· задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

· задание не должно быть однообразным и однотипным;

· задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п.

4.2.Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник с проверкой этой записи. Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной странице классного журнала.

4.3.Задание, направленное на усвоение материала урока, дается в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, дается сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, дается в начале урока.

5. Основные виды и типы домашнего задания

5.1.Основными видами домашнего задания являются:

· одна на весь класс;

5.2.Индивидуальная учебная домашняя работазадаётся отдельным обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках, с использованием тетрадей на печатной основе и пр.

5.3.Одна на весь класс – самый распространённый виддомашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

5.4.Творческая домашняя работа, требующая длительной предварительной подготовки.

5.5.Типы домашних заданий в зависимости от основных функций:

· усвоение теоретического материала;

· формирование умений и навыков;

· применение в разных условиях;

· обобщение и систематизация;

6. Творческие домашние задания

6.1.Основные цели творческих домашних заданий:

· научить обучающихся пользоваться дополнительной литературой;

· научить выделять главное из общей информации;

· сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию;

· сформировать ораторские навыки;

· воспитывать эстетическую культуру;

· расширить предметную подготовку;

· создавать условия для развития одаренности обучающихся.

6.2.Норма творческих домашних заданий: не чаще 1 раза в месяц.

6.3.Временные рамки выполнения задания: в зависимости от тематики и сложности выполнение может быть в следующих временных рамках — от недели до месяца.

7. Формы проверки и оценки домашнего задания

7.1.Фронтальная проверка: письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием.

7.2.Самопроверка и взаимопроверка. Проведение самопроверки и взаимопроверки носит воспитательный характер, повышает ответственность обучающихся, способствует формированию у них адекватной самооценки.

7.3. Отметка за выполнение домашних заданий ставится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся и дидактическими целями урока педагога.

8. Дидактические приемы, повышающие эффективность домашнего задания, способствующие углублению и упрочению знаний обучающихся

К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся относятся следующие:

· в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание обучающихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;

· не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от обучающихся размышлений и творческих усилий;

· по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;

· давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;

· приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.

9. Контроль за выполнением Положения

Контроль за выполнением Положения осуществляет заместитель директора по УВР ежемесячно при проверке классных журналов.

Система домашних заданий для учащихся

В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

  • В первом классе – до 1 часа;
  • Во втором классе – до 1,5 часа;
  • В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
  • В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
  • В седьмом классе – до 3 часов;
  • В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Читайте так же:  Мое пребывание в астрале

Однако фактическая учебная нагрузка особенно, в гимназических классах, в начальной школе вместе с приготовлением домашних заданий составляет 9–10 часов в день, а в средней школе ещё больше.

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.

Многие исследователи, рассматривая пути преодоления перегрузок, главное внимание уделяют вооружению всех учащихся общими учебными умениями и навыками. Их формирование сейчас предусматривается учебными программами по большинству предметов.

Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В чём же они состоят?

Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом–одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

  • Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см 2 , но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
  • Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Методические рекомендации. «Организация домашней работы в образовательном учреждении»

  1. Сущность домашней учебной работы учащихся.
  2. Основные требования к организации домашних заданий.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Методические рекомендации по организации домашних заданий.
  5. Список литературы.

На сегодняшний день вопрос о домашних заданиях остается одним из ведущих дискуссионных вопросов современного урока. В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий. Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях. Домашнее задание как вид самостоятельной работы давно существует в школьной практике, и отказываться от него не стоит, так как знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью. Но зачастую учащиеся не стремятся к самостоятельной работе, даже если задание не вызывает особых затруднений. Такое отношение к домашней работе обусловлено многими причинами и не в последнюю очередь тем, что задания чаще всего однотипны и неинтересны. “И действительно, часто бывает, что работа бедна – это скучное упражнение или монотонный текст, в котором нечего понимать, все ясно, а запомнить трудно, много мелких деталей” [5. С.74].

Что же может дать толчок к самостоятельному и качественному выполнению домашнего задания? В большей степени это касается учащихся, у которых нет склонности и желания к овладению предметом. Грамотная организация таких учащихся будет лучшим средством активизации мыслительной и речевой деятельности, пробуждения интереса к изучению языка.

Улучшение содержания и организации домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Целесообразная система домашних работ – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала.

1. Сущность домашней учебной работы учащихся

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем некоторые методисты говорят об обучении без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Но наше исследование показало, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. Ведь на уроках, как бы хорошо они не проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. В чем же заключается сущность домашней работы? Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Функции домашнего задания:

  1. Закрепление и углубление теоретических знаний;
  2. Дальнейшее формирование навыков и умений;
  3. Применение знаний в стандартных и творческих условиях;
  4. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Типы домашних заданий в зависимости от основных функций: усвоение теоретического материала, формирование умений и навыков, применение в разных условиях, обобщение и систематизация, пропедевтические занятия, комбинирование.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

  1. Усвоение изучаемого материала по учебнику;
  2. Выполнение устных упражнений;
  3. Выполнение письменных упражнений по предметам;
  4. Выполнение творческих работ;
  5. Проведение наблюдений;
  6. Выполнение практических и лабораторных работ;
  7. Изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу.
Читайте так же:  Как долго ждать выплаты по осаго

В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте.

2. Основные требования к организации домашней работы.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:

  1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
  2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет учеников, ведет к потери интереса. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери к предмету.
  3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не точной копией, выполненной в классе.
  4. Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
  5. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
  6. Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.
  7. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.
  8. Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
  9. Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам, так как наблюдается перегруженность учащихся школы. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. – 576–96 в следующих пределах:
  • В 1-м классе (со второго полугодия) – 1ч.,
  • Во 2-м – до 1,5 ч.,
  • В 3-м – до 2 ч.,
  • В 5-6-м – до 2,5 ч.,
  • В 7-8-м – до 3 ч.,
  • В 9-11-м – до 4 ч.

3. Проверка домашнего задания.

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Если учитель отказывается от систематического контроля за выполнением домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он разочаровывает учеников, поскольку игнорирует их работу, их достижения и тем самым не стимулирует производительность их труда.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Время на проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты, перфокарты, игровые задания.

Формы контроля за выполнением домашней работы разнообразны, но необходимо при их использовании обеспечить не только оценку результатов, но и наметить перспективу индивидуальной работы, как с сильным учеником, так и со слабоуспевающим. Нужно так организовать проверку, чтобы ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

  1. Фронтальная проверка выполнения письменного задания;
  2. Выборочная проверка письменного задания;
  3. Фронтальный опрос по заданию;
  4. Выполнение аналогичного упражнения;
  5. Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;
  6. Опрос с вызовом к доске;
  7. Опрос по индивидуальным карточкам;
  8. Проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.

Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет “накапливать” отметки в классном журнале путем установления очередности опроса по домашним заданиям, той очередности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.

4. Методические рекомендации к организации домашних заданий.

Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

  1. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учебе и творческих способностей.
  2. При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся. задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
  3. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая у учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
  4. Никогда не задавайте домашнее задание по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
  5. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
  6. С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
  7. Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке учащихся.
  8. Ни в коем случае не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием.
  9. Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.

Можно ли нормировать домашнее задание?

Новые официальные документы собираются регулировать домашние задания. Самое время поговорить, можно ли создать единые требования к «домашке» и ещё кое о чём.

В сети появились первые материалы по заданию о разработке новых требований и рекомендаций к электронным журналам и дневникам. Эти материалы предлагают публичное обсуждение и последующую доработку, поэтому давайте воспользуемся случаем и публично обсудим.

Опубликованное решение состоит из технических требований и методических материалов по регламентации домашних заданий. Технические аспекты я считаю, мягко говоря, неудачными. Логика организации работы в методическом ключе мне в целом понравилась, но некоторые моменты вызвали сомнение. Без претензии перетянуть научный и практический авторитет весьма уважаемых людей на себя, предлагаю несколько изменить угол зрения на решаемые проблемы. Я изначально считал постановку задачи ошибочной и считаю главной целью сейчас минимизацию возможного вреда в отношении тех, кто тесно связан с электронными журналами (ЭЖ), электронными дневниками (ЭД) и домашними заданиями.

Ты сделал уроки?

Домашнее задание — зона свободы ребёнка: именно под предлогом выполнения д/з мы отказывались от мытья посуды, уборки и выноса мусора и занимались чем-то своим. А домашними поручениями оправдывались перед учителем за невыполненное д/з. Именно поэтому родители никогда точно не знают, сколько на самом деле требуется времени на выполнение д/з.

Домашнее задание — тюрьма ребёнка: оно неизбежно для школьника и одновременно даёт повод родителям задавать сакраментальный вопрос, вынесенный в этот подзаголовок.

Рекомендуемое время на выполнение домашнего задания сегодня регулируется пунктом 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10: от 1,5 до 3,5 часов, начиная со второго класса. В первом классе д/з запрещены. Таким образом, если ребёнок занят больше указанного времени, у родителей есть повод для обращения к администрации школы или учредителю. Зная, как учредитель относится к жалобам населения на учителей и директоров школы, сомневаюсь в значительности проблемы: директор школы в ситуации жалобы родителей обычно беззащитен перед гневом начальства. Только очень умные начальники защищают директора в ситуациях необоснованных претензий, поскольку остаётся риск, что жалоба будет направлена выше. И тогда остаётся уповать на здравый смысл чиновника следующего уровня.

Тем не менее, жалобы на большой объём домашних заданий есть:

  • то ли не все родители знают о санитарных нормах и о возможности пожаловаться?
  • то ли эти жалобы не настолько значимы, чтобы терять на них время, но при удобном случае почему бы не посетовать?

Но есть жалобы и на недостаточность домашних заданий! Я не раз сталкивался с жалобами творческих учителей, которых родители не только донимают, но и обращаются к руководству, полагая, что недостаточный объём домашних заданий снижает качество образования их ребёнка.

По моему опыту, больше претензий к домашним заданиям у самих учителей — в случае столкновения с массовым невыполнением задания школьниками из-за пересечения с объёмным заданием коллеги, преподающего у того же класса. И тут начинается соревнование авторитетов и вредности по вышибанию домашнего задания.

И в этом контексте оправданы методические предложения исполнителей контракта: привлечь внимание школ к продуманной координации домашних заданий между учителями и сделать домашние задания более типизированными.

Почему идея о нормировании домашнего задания плоха?

Важно не перегнуть формальную планку и не выйти в итоговых документах за рамки рекомендаций, ибо региональные органы власти сквозь пальцы смотрят на компетенции школ, изложенные в статье 28 закона «Об образовании в РФ», и легко приступают к административному диктату по любому удобному и неудобному поводу. Особенно настораживает попытка регламентировать д/з в свете развития индивидуальных учебных планов, не говоря о сетевой реализации индивидуальных образовательных программ — я с трудом представляю систему управления домашней учебной нагрузкой извне. Даже с учётом привлечения искусственного интеллекта: посчитать индивидуальную нагрузку по предполагаемым числам легко, но согласовать её.

Читайте так же:  Как получить права на патент

Инициатива внешнего регулирования д/з противоречит и новой перспективной технологии «перевёрнутый класс». Технология основана на понимании: традиционный сценарий урока, при котором учитель значительное время тратит на объяснение, устарел. Раньше было мало информации, удобной и понятной для восприятия ученика. Сегодня наоборот: учителю сложно соревноваться с обилием наглядной и интересно поданной информации.

Этот подход, во-первых, позволяет каждому ребёнку осваивать материал в удобном темпе и большем объёме, во-вторых, позволяет организовать более эффективное взаимодействие учителя и ученика на уроке. Интерес появляется только тогда, когда человек что-то уже знает. Узнавать совсем новое сложнее, чем углублять уже известное, — а узнавание нового в модели «перевёрнутый класс» происходит более индивидуально и, значит, адаптированно к особенностям каждого. В классе же происходит более содержательное общение, чем в условиях традиционной модели, поскольку первичные знания каждым уже проработаны и освоены, появляется смысловая ценность готовности к уроку — быть более успешным в коллективном общении. Этот подход более затратен по усилиям, но существенно более эффективен, если учитель может интересно сформулировать задание и организовать совместную работу.

Сколько времени ребёнок затратит на самостоятельную проработку предложенного учителем материала? Один сделает по минимуму, лишь бы хватило на выполнение закрепляющего задания, другой увлечётся и сам полезет вглубь, забыв о закрепляющем задании как примитивном на уровне своего погружения. И как их считать, как формально отчитываться, если появятся требования и контролирующие меры?

Если «перевёрнутый класс» ещё в новинку, то проектные задания, при всей критике массовых реализаций, уже стали нормой. Как формализовать трудозатраты на них? Проектная задача может планироваться на сравнительно длительный срок. Можно глубокомысленно рассуждать, что нужно трудозатраты делить на сроки, но мы все прекрасно знаем, что обычно всё делается в последний момент. По жизни мы это учитываем, а когда появятся требования?

Что такое вообще домашнее задание, без претензии на типологию? Оно явно похоже на «прочитать параграф, выполнить упражнение № такой-то» — формальное покушение на личное время ребёнка вне школы для целей школы. Причём формальных целей по организации конкретных уроков, а не глобально образовательных в интересах культурного развития ученика. По мере развития гуманистических идей и уровня субъектности ученика домашние задания начали смещаться в глобально образовательные цели, вплоть до исключения формальных. И именно с исчезновением формальных домашних заданий часто спорят родители. И именно глобально образовательные цели они подавляют, выполняя за самого ребёнка творческие домашние задания, кляня при этом идиота-учителя.

Не может быть образования без домашних заданий, если образованием считать самостоятельное познание мира. В смысле, собственных действий школьника по перевариванию информации, её практическому применению, переосмыслению. Вопрос в соотношении реального переваривания и формальных требований. Чем одно будет адекватнее другому, тем меньше вреда.

Насколько оправдано считать домашним заданием творческое задание, регламентация которого по времени весьма сомнительна, так как трудозатраты очень индивидуальны?

Если я предлагаю подумать вне уроков о теореме Ферма, гравитационной подушке, законах робототехники, морали Раскольникова, реформах Петра I или Ивана Грозного, аэробике Купера, анаэробном дыхании, чтобы на уроке провести обсуждение, это будет домашним заданием? Как его нормировать?

То, что исполнители контракта повернули задание в сторону методических разработок, безусловно, радует и обнадёживает. Но в тексте задания стоит слово «требования», которое они должны будут отработать. Надо так повернуть результат, чтобы эти требования никого не зашибли, а в идеале были обоснованы и оправданы — кого-то от чего-то защищали. Для этого нужно формализовать здравое зерно в том, что имеет отношение к нормированию домашних заданий.

Что стоит регулировать в д/з?

Домашнее задание — сфера совместных интересов учителя, ученика и его родителей. И никакие иные смыслы, кроме согласования предполагаемых нагрузок, не требуют регулирования. Важно, чтобы все стороны в разумное время получали информацию о предполагаемых трудозатратах. Тогда они могут планировать время и соотносить ожидание с реальностью. Чтобы избежать претензий родителей о поздних публикациях или об отсутствии заданий в ЭД, можно рекомендовать школе внести в правила внутреннего распорядка указание на то, что отсутствующее или поздно опубликованное в ЭД домашнее задание не считается заданным.

  • Разумным пределом для публикации задания я бы считал час после окончания занятий ученика: ему нужно добраться до дома и проветриться после уроков, а учитель, освободившись от уроков, может опубликовать за этот час то, что не успел в течение сумасшедшего дня во время уроков. Если же задание не на завтра, то считаю допустимым публикацию его до вечера;
  • Внести требование о жёсткой фиксации времени публикации д/з с возможностью публикации нескольких заданий (на случай добавлений или упущений);
  • Для согласования объёма трудозатрат на выполнение д/з достаточно требования указать в нём предполагаемое учителем время на выполнение.

Для контроля со стороны родителей достаточно информации об ожидаемых трудозатратах. Это можно делать просто в текстовом виде рядом с самим заданием, даже без отдельных полей базы данных — исключительно для декларации и целей согласования. Без особых причин обращать внимание на трудозатраты не будут. Внимание появится, когда появится ощущение несоответствия. Тогда на основании этих данных родителю легче понять причины несоответствия: он либо сам с ребёнком разберётся, либо свяжется с другими родителями, либо обратится к учителю. При этом у всех будет объективная опора для рассуждений:

  • или учитель неправ в оценке предполагаемых трудозатрат;
  • или у данного ребёнка индивидуальные проблемы;
  • или ребёнок занят чем-то другим;
  • или ребёнок именно этим увлечён заметно больше, чем предполагалось учителем.

Это совершенно разные ситуации, требующие совершенно разной реакции.

Если в информационной системе электронного журнала (ЭЖ) и/или электронного дневника (ЭД) предусмотрено отдельное поле базы данных для оценки трудозатрат на д/з, это позволяет заниматься арифметикой трудозатрат. Но в условиях высокой неопределённости даже для простых заданий, не говоря о творческих, особых преимуществ это не даст. Смысла делать их элементом технического регулирования я не вижу, не говоря о более сложных наворотах — это внесёт избыточную преграду на рынок ЭЖ/ЭД. Пусть это будет предметом конкуренции производителей ЭЖ/ЭД. В нашей свободной разработке РУЖЭЛЬ давно есть такое поле для описания задания, но оно долгие годы остаётся невостребованным. Если бы оно заполнялось, можно было бы делать грубые оценки сквозных трудозатрат по дням и совокупно строить графики занятости. Пока это школу не очень беспокоит, хотя в некоторых школах, где ЭЖ позволяет вести учёт трудозатрат, такой опыт есть.

Мечты о проекте требований к электронному дневнику

В технической части самым простым способом минимизировать вред было бы написание требований по электронным дневникам, поскольку дневники вообще никак не урегулированы с советских времён, а по журналам уже есть подготовленные и действующие требования. Убеждён, что задачи тендерной заявки полностью вписываются в логику требований к дневникам, а формальное исполнение заявки, в названии которой фигурирует «журнал и дневник», легко покрывается утверждением, что раньше были требования только к ЭЖ, а теперь и к ЭЖ, и к ЭД.

Если исполнители услышат мой призыв, оставят требования к ЭЖ в покое и займутся техническими требованиями к ЭД, было бы важно отметить, что прямолинейная трансляция опыта работы с бумажным дневником на электронный вариант деструктивна.

Бумажный дневник, хотя и не был ничем регламентирован, вобрал в себя основное, что нужно ученику иметь под рукой в удобном для писчебумажных технологий виде. При работе в электронном виде удобнее эту информацию обрабатывать иначе, причём можно иметь более богатую информацию и по составу, и по разнообразию, в зависимости от источника. Поэтому я не вижу ЭД монолитным продуктом, хотя такие реализации уже есть. А, может, именно потому, что монолитные реализации уже есть, стало понятно, что это не лучший вариант по возможному удобству или как минимум не единственный.

Например, расписания и учебные задания прекрасно укладываются в логику современных электронных календарей, а замечания по поведению и объявления о мепроприятиях — в логику обычной электронной почты. Отметки все привыкли рассматривать в виде удалённого доступа к базе данных, хотя есть варианты присылаемых по почте таблиц с отметками: это и еженедельное напоминание родителю, и хорошо работающее на плохих каналах связи решение. А ещё есть школьные сайты, системы дистанционного обучения (СДО), форумы, мессенджеры, видеоконференции — информационные системы сегодня богаты на разные ресурсы и изменчивы. Делать их зависимыми от жёстких быстро устаревающих ЭЖ/ЭД совсем неправильно.

«Электронный дневник» — это совокупность информации в электронном виде для конкретного ученика, необходимой для эффективной повседневной организации его учебной деятельности и/или для его родителей. Эта информация уже содержится в ЭЖ в общем объёме данных обо всех учениках. Она избыточна для одного ученика и организована с позиции удобства учителя и администрации школы.

ЭД является адресной выборкой из ЭЖ информации, связанной с конкретным учеником и представленной в удобном для него виде. Можно себе представить отдельный вариант ЭД для родителей, поскольку их обычно волнуют не детали, которые важны самому ученику, а метаинформация о его успешности и неуспешности, о необходимости вмешаться или возможности не вмешиваться в учебный процесс. Их может интересовать реклама товаров для детей, связанных или не связанных с учебным процессом, с лагерями, профориентацией.

Регулированию подлежит состав информации, правила и сроки её предоставления, способы её получения. Тогда можно ожидать взрыва коммерческих предложений и жёсткой конкуренции между ними. И в этом случае можно выбрать самый удобный для себя вариант ЭД, с которым можно было бы жить в любой школе, ЭЖ которой поддерживает принятые технические стандарты доступа к информации. Собственно, спецификации этих протоколов обмена данными и являются самым важным, чего до сих пор так и нет. Они со временем меняются, поэтому спецификации должны быть внешним документом по отношению к ожидаемым «Единым требованиям».

Конечно, цифровая среда школы должна содержать некоммерческий бесплатный вариант доступа ученика к необходимой ему информации. Её внешний вид должен отвечать минимальным эргономическим нормам. Важным в регулировании без учёта коммерческих ЭД остаётся состав, сроки и доступ к этой информации для внешних систем. Все ЭЖ имеют ответную часть для каждого ученика: либо в виде отдельного интерфейса в том же продукте, либо в виде отдельного модуля ЭД. Например, в РУЖЭЛЬ дневник представлен независимыми модулями: открытая информация об уроках и заданиях доступна без пароля на сайте школы, а индивидуальная рассылается автоматически по email. Коммуникации реализуются в цифровой среде школы. Электронные задания могут размещаться и в СДО, и в GSuite, и в других вариантах сетевой среды: как в облаке, так и в локальной сети школы. Всё более популярными становятся мобильные приложения.

Призыв к исполнителям и заказчикам задания

Цифровая среда всё время находится в движении, а нормативная база ЭЖ/ЭД — в застое. Поэтому любое вмешательство в неё должно быть аккуратным. Особенно если заметных по масштабу изменений не предвидится. Не навреди!

21 ноября 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены