Субъект получения и дачи взятки

Получение взятки. Состав преступления и сроки наказания

Удручает статистика исследований в области взяточничества на просторах российского государства – более 300 млрд. в год – и это сумма совсем не в государственной валюте. Основываясь на раскрытых делах о взяточничестве можно сделать вывод, что суммы взяток в стране колоссальны. Масштабы преступления растут, а количество взяток, которое осталось за пределами видимости для правоохранительных органов вообще неизвестно.

Наибольшее распространение взяточничество получило в 90-е годы, когда разгул преступности был на высоте, а власть еще не достаточно крепка для решения такой глобальной проблемы. Взятки брали все – врачи, учителя, должностные лица государственных учреждений, государственные служащие. Тогда это явление можно было оправдать тотальной невыплатой заработных плат и обнищанием нации. На сегодняшний день взятка хоть и не вымирающее явление, но все же встречающееся несколько реже в связи с ужесточением наказания, за дачу, получение и посредничество при даче взятки.

Так как получение взятки является уголовно наказуемым деянием регулирование данного преступления возложено на Уголовный кодекс РФ, а именно на ст. 290.

Простой обыватель связывает понятие получение взятки лишь с денежными купюрами, что в корне не верно. К взятке относятся любые материальные ценности, в том числе деньги, ценные бумаги, имущественные ценности и другие возможные блага. Выгода имущественного характера при получении взятки может выражаться:

  • в занижении стоимости передаваемого имущества и предоставляемых услуг;
  • в предоставлении услуг оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате (туристические путевки, производство строительных и ремонтных работ и т.д.);
  • в уменьшении арендных платежей и т.д.

Отблагодарить или просто одарить должностное лицо можно, не превышая предела допустимого максимума определяемого, как подарок, и не подпадающего под действие статей о получении и даче взятки.

Признаки и состав преступления

Получение взятки считается одним из самых опасных видов должностных преступлений, так как дезорганизует деятельность органов управления, посягая при этом на нормальное функционирование управленческого аппарата государства, а так же плохо влияет на отношение граждан к государству.

Субъект преступления получения взятки — лицо, которое временно, постоянно или по специальному полномочию выполняет административно-хозяйственные или организационные функции в гос.органах, муниципальных и государственных учреждениях, органах местного самоуправления или осуществляет функции представителя власти. Так же действие статьи 290 УК РФ распространяется на лиц, выполняющих вышеперечисленные функции в воинских формированиях РФ и Вооруженных силах РФ. Помимо этого в данной статье указаны и другие лица, караемые за получение взятки – это иностранные должностные лица и должностные лица, исполняющие обязанности в публичных международных организациях.

В соответствии с действующим законодательством к должностным лицам не относятся поверенные, которые представляют по договору интересы государства в органах управления АО (акционерное общество) ХТ (хозяйственное товарищество), доля или часть акций которых находится в собственности государства.

Объективная сторона получения взятки выражена:

  • в действиях или бездействии должностного лица, приносящих пользу взяткодателю, и напрямую связанных с его должностными полномочиями;
  • в действиях или бездействии должностного лица, которые связаны с занимаемой им должностью в силу чего существует возможность повлиять на действия других должностных лиц;
  • в общем попустительстве и покровительстве на службе;
  • в противоправных действиях или бездействии в пользу взяткодателя.

При этом использование должностным лицом своих дружеских и личных связей, если они не связаны с его должностью не могут квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.

Квалификация такого преступления, как получение взятки, не зависит от времени, когда взятка была передана до или после совершения должностным лицом действий или бездействия для взяткодателя.

Имущественная выгода в качестве взятки должна быть определена в денежном эквиваленте и указана в приговоре суда.

Наказание за получение взятки

За получение взятки должностным лицом, п. 1 ст. 290 УК РФ предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа, размер которого соответствует 25 – 50 –ти кратной сумме взятки (помимо этого предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности);
  • лишения свободы на срок до 3 лет с назначением штрафа в 25-ти кратном размере от суммы взятки).

Должностное лицо, получившее взятку, в значительном размере согласно п. 2 ст. 290 УК РФ наказывается:

  • штрафом в 30-60-ти кратном размере от суммы взятки (данный вид наказания сопровождается запретом на занятие определенной деятельностью и занимание определенных должностей);
  • лишением свободы на срок до 6 лет (штраф – 30-ти кратный размер от суммы взятки).

Увеличение наказания и размера штрафов за получение взятки за незаконные действия или бездействие обусловлено значительной тяжестью преступления, усугубленного неправомерностью предпринимаемых действий.

Так, согласно п. 3 ст. 290 УК РФ за получение взятки за незаконное бездействие или действия должностного лица предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в 40-70-ти кратном размере от суммы взятки с лишением права занимать должности определенного ранга и заниматься определенной деятельностью;
  • лишения свободы на срок от 3 до 7 лет (+ штраф в 40-ка кратном размере от сумы взятки).

Срок лишения права на занимание должности определенного ранга и занятие деятельностью определенного направления, осужденного по пунктам 1,2,3 ст. 290 УК РФ – до 3 лет.

Получение взятки лицом, занимающим гос. должность РФ или гос. должность субъекта РФ или главой органа местного самоуправления наказывается:

  • штрафом в размере от 60-ти кратной до 80-ти кратной суммы взятки (+ лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности);
  • лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (+ штраф в 50-ти кратном размере от суммы взятки).

Совершение преступления, квалифицируемого по пунктам 1,3,4 ст. 290 УК РФ сопряженном с вымогательством взятки, получением ее организованной группой (группой лиц по предварительному сговору), и в крупном размере карается (п. 5 ст. 290 УК РФ):

  • штрафом 70-90-то кратном размере от суммы взятки;
  • лишением свободы на срок от 7 до 12 лет (+ лишение права занимать должности определенного ранга и заниматься определенной деятельностью + штраф – 60-ти кратная сумма от взятки).

Получение взятки в особо крупном размере сопряженное с получением ее группой лиц, которые действовали по предварительному сговору (организованной группой) и с вымогательством карается:

  • штрафом от 80-ти до 100 кратной суммы взятки (+ лишение права занимать должности определенного ранга и заниматься определенной деятельностью, срок ограничения – до 3 лет);
  • лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (+штраф в размере 70-ти кратной суммы взятки).

Возбуждение уголовного дела по факту получения взятки требует участия адвоката по уголовным делам, помощь которого может существенно повлиять на исход следствия. От квалификации преступления, правильного сбора доказательной базы зависит правомерность вынесение приговора. Помощь адвоката по уголовным делам – это защита клиента и отстаивание его интересов вне зависимости от обстоятельств дела.

Советуем прочесть также:

Адвокат по уголовным делам Виктория Демидова

Получение взятки. Дача взятки. Коммерческий подкуп

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Уголовный кодекс РФ (ч. 1 ст. 290) указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

Читайте так же:  Судебный иск от банка

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Часть 2 статьи 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 3 статьи 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 или частью 2 статьи 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

  • пункт «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);
  • пункт «в»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы;
  • пункт «г»: в крупном размере (согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая сто пятьдесят тысяч рублей).

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 статьи 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по части 1 статьи 291 УК РФ.

В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность коммерческой или иной организации, имеющей статус юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке в РФ согласно действующему гражданскому законодательству (гл. 4 ГК РФ). Дополнительным объектом данного преступления являются законные интересы, права граждан, предприятия, охраняемые уголовным законом.

Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера.

Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Подкуп будет иметь место и в том случае, если предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

Объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.

Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения.

Субъективная сторона незаконной передачи предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает, что передает незаконное вознаграждение за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым управляющим служебным положением, и желает совершить передачу.

Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 204 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 204 УК РФ, но совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Часть 3 статьи 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

Квалифицирующим признаком незаконного пользования услугами имущественного характера следует признавать ее безвозмездность.

Часть 4 статьи 204 УК РФ содержит два квалифицирующих признака получения предмета коммерческого подкупа: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с вымогательством.

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Читайте так же:  Как можно использовать материнский капитал в 2018 году на покупку машины

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает три состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество» (ст.291.1 УК РФ).

По данным ГИАЦ МВД России за 2013 год, из числа выявленных преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ, 11,5 тыс. (+18.1%) относятся к взяточничеству. На 44,6% больше выявлено таких фактов, совершенных в крупном или особо крупном размерах. Предварительно расследованы уголовные дела по 10,9 тыс. (+38,8%) преступлений, к уголовной ответственности привлечено 6,7 тыс. (+50,3%) лиц. Причастность организованных групп и преступных сообществ установлена по 365 (+18%) раскрытым фактам взяточничества.

Средний размер взятки, выявленной правоохранительными органами, составил 100,3 тыс. рублей (+35,0%).

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);

2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

1. Предмет взяточничества

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

Взяткой могут являться:

1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);

2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).

Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится и предоставление имущественных прав – предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Предметом взятки также могут являться результаты интеллектуальной деятельности (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

2. Признаки взятки

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:

1. Имущественный характер предоставляемого блага;

2. Незаконность его предоставления;

3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

4. Получение ее должностным лицом.

3. Объект взяточничества

Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Объективная сторона взяточничества

Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.

5. Субъект взяточничества

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, лицо, занимающие государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ должностные лица — это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к статье 285 УК РФ лица, занимающие государственные должности Российской Федерации — это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, также могут являться субъектом преступления, относящегося к взяточничеству.

Организационно-распорядительные функции включают в себя полномочия по управлению коллективом или отдельными работниками.

Административно-хозяйственные функции содержат полномочия по управлению имуществом.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки» и ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).

б. Субъективная сторона взяточничества

Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.

Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.

Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 24.12.2016 2016-12-24

Статья просмотрена: 713 раз

Библиографическое описание:

Петрикова С. В., Леонтьев А. В. Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 271-274. — URL https://moluch.ru/archive/133/37295/ (дата обращения: 18.12.2018).

Ключевые слова: получение взятки, должностное лицо, преподаватель, медицинский работник, квалификация преступлений

Получение взятки — одно из самых тяжких преступлений коррупционной направленности, субъектом (а точнее специальным субъектом) которого является должностное лицо.

Специальным субъектом преступления признается лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (физическая природа, достижение возраста уголовной ответственности и вменяемость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления.

Определяя субъекта получения взятки, следует согласиться с мнением Ю. В. Грачевой, которая считает, что субъект преступления специальный — должностное лицо, а также иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации [1, с. 291].

С 2013 по 2015 годы в судебной практике судов общей юрисдикции РФ наблюдался рост количества осужденных лиц по уголовным делам, предусмотренным ст. 290 и 291 УК РФ (с 5 188 до 7 197) [2].

Районными судами Республики Мордовия за получение взятки осуждено: в 2013 году — 6 лиц (что составляет 0,3 % от общего числа осужденных); в 2015 году — 11 лиц (что составляет 0,6 от общего числа осужденных) [3]. Отметим, что в 2013 году один из осужденных за получение взятки лиц относился к отрасли здравоохранения и соцобеспечения, двое являлись работниками сферы образования. В 2015 году двое из осужденных за получение взятки также относились к отрасли образования [4].

4 октября 2016 года на очередном заседании президиума Совета по противодействию коррупции в докладе министра внутренних дел В. А. Колокольцева было отмечено, что наиболее коррумпированными на сегодняшний день являются сфера закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство, а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образовании, наука и культура.

Главная проблема в отношении признания преподавателей и медработников субъектами преступления состоит в неизменности по сравнению с прежним УК РСФСР бланкетных уголовно-правовых норм о субъектах получения взятки. Преподаватели и медики, как и прежде, то ли по инерции, то ли по умыслу на демонстрацию «успехов» в борьбе с коррупцией противоправно продолжают фигурировать в уголовных делах как субъекты получения взятки. Ст. 290 УК РФ применяется как к преподавателям государственных вузов, так и к медицинским работникам в государственных учреждениях по аналогии.

Общественная опасность деяния заключается в причинении им вреда охраняемому законом объекту. В данном случае непосредственный объект получения взятки — общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Очевидно, что вред этому объекту могут причинить лишь государственные служащие, являющиеся должностными лицами, работающими в государственных учреждениях, функционирующих в сфере государственной службы. Преподаватели и врачи могут трудиться только в государственных автономных и бюджетных учреждениях, которые к сфере государственной службы не относятся. Кроме того, они не являются и государственными служащими, поскольку могут содержаться из внебюджетных средств.

Читайте так же:  Договор купли-продажи будущей недвижимой вещи образец

Если вред интересам государственной службы не причинен, действия преподавателей и врачей не могут быть квалифицированы по ст. 290 УК РФ как получение взятки. Нельзя квалифицировать их и по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), поскольку эти лица трудятся в государственных учреждениях. Уголовная ответственность врачей и преподавателей как лиц, выполняющих управленческие функции, могла быть предусмотрена, например, путем изменения редакции норм о коммерческом подкупе. В частности, в них можно указать, что субъектами коммерческого подкупа являются и не относящиеся к государственным служащим лица, выполняющие управленческие функции в государственных учреждениях, не отнесенных к сфере государственной службы. Наконец, для них можно было бы ввести и специальный состав преступления. Поскольку подобных составов преступлений нет, получение этими лицами денег в настоящее время нельзя считать запрещенным УК РФ [5, c. 49].

Таким образом проблема с медработниками идентична проблеме признания субъектами получения взятки преподавателей государственных вузов. Как и преподаватели, медицинские работники могут содержаться из бюджетных средств лишь частично, а потому не являются государственными служащими. Государственные автономные и бюджетные учреждения, в которых трудятся преподаватели и работают медицинские работники, функционируют вне сферы государственной службы [5, c. 49].

Для вменения преподавателям и медицинским работникам состав получение взятки они должны соответствовать признакам должностного лица, которыми согласно п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Для установления наличия у лица организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций необходимо обращение к документам, определяющим его функциональные обязанности. Выполнение указанных функций, так же как и в вышеназванном случаи, может быть постоянным, временным или осуществляемым по специальному полномочию.

Например, в Республике Башкортостан прекращено уголовное дело в отношении преподавателя университета Л., подозревавшегося в получении незаконного денежного вознаграждения от студента Б. за подписание положительной рецензии на дипломную работу [6, c. 100].

В данном случае Л., являясь дипломным руководителем Б., исполнял профессиональные обязанности дипломного куратора, организационно-распорядительных функций не осуществлял, следовательно, состав получения взятки в его действиях отсутствовал.

Верным является мнение профессора П. С. Яни, о том что если субъект занимает должность, в связи с которой он обладает правом совершать по службе юридически значимые действия, влекущие определенные правовые последствия, то он, следовательно, выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и является должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации [7, c. 54].

Так, Ленинским районным судом города Саранска Республики Мордовия Соколов осужден по п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

Как установлено вышеназванным судом, Соколов совершил в составе организованной группы получение должностным лицом взятки в виде денег в значительном размере, через другого члена данной организованной группы за совершение в пользу представляемого взяткодателем лица незаконных действий по освобождению последнего от призыва на военную службу, которые входят в его служебные полномочия. Соколов, являясь врачом-хирургом ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 5» распоряжением первого заместителя Министра здравоохранения Республики Мордовия на период с 1 апреля по 15 июля 2015 г. направлен и привлечен к работе в составе медицинской комиссии отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск в качестве врача-хирурга для работы в медицинской комиссии по освидетельствованию граждан при призыве на военную службу.

На основании изложенного, Соколов, работая в период с 1 апреля по 15 июля 2015 г. в отделе военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, являлся должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в Вооруженных Силах РФ, возложенные на него законом и иными нормативными актами, наделенным в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а именно полномочиями принятия решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Осведомленный об издании Указа Президента Российской Федерации № 160 от 25.03.2015 «О призыве в апреле-июле 2015 года граждан Российской Федерации на военную службу», в апреле 2015 года Иванов, являясь должностным лицом — старшим помощником начальника отделения ОВК РМ по г. Саранск, зная о начале призыва граждан и механизме признания граждан негодными к прохождению военной службы, решило создать организованную преступную группу (в которую входили Соколов и Петров — председатель военно-врачебной комиссии отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия») для систематического получения взяток с лиц призывного возраста, желающих избежать службы в Вооруженных Силах РФ и быть признанными ограниченно годными к военной службе в Вооруженных Силах РФ, с привлечением в эту группу необходимого количества лиц для извлечения наибольшей выгоды. Роль Соколова заключалась в принятии решений по диагностированию у призывников заболеваний желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательной системы, при наличии которых призывники могли быть признаны ограниченно годными к военной службе по призыву, а Петров, имел связи с медицинскими работниками медицинских учреждений г. Саранска, с помощью которых вносились подложные сведения в медицинские документы призывников и оформляли на них фиктивные медицинские заключения, а также имели полномочия на подтверждение наличия у таких призывников указанных заболеваний при проведении призывной компании с 1 апреля по 15 июля

2015 г. [8]. На наш взгляд, является спорным тот момент, что врач-хирург — Соколов в вышеназванном случаи будет являться должностным лицом и, следовательно, субъектом преступления по ст. 290 УК РФ. Считаем, что Соколов, при данных обстоятельствах, все же больше выполнял профессиональные обязанности рядового сотрудника медицинской организации, чем занимал должность, позволяющую осуществлять организационно-распорядительные полномочия в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а именно полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Следует отметить, что Верховный Суд РФ после 2013 года по-прежнему поддерживает практику признания врачей и преподавателей, при соответствующих обстоятельствах, должностными лицами. Например, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено: «К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности)» [9].

Полагаем, что ныне сложившееся судебная практика может свидетельствовать только о солидарности с правоохранителями, которые стремятся улучшать цифровые показатели по борьбе с коррупцией. Данная задача осуществляется путем уголовного преследования менее защищенной в правовом смысле категории граждан, по сравнению с государственными чиновниками, врачей и преподавателей, работающих в государственных учреждениях. Отсюда и отсутствие внимания к проблеме изменения понятия субъекта получения взятки.

Таким образом, если вред государственной службе и службе в органов местного самоуправления не причиняется, действия преподавателей и врачей по ст. 290 УК РФ не квалифицируются. В целях перевода проблемы в правовое поле видится необходимым изменить редакцию норм о коммерческом подкупе, в которой будет указано, что субъектами коммерческого подкупа являются и не относящиеся к государственным служащим лица, выполняющие управленческие функции в государственных учреждениях, не отнесенных к сфере государственной службы. Также, является возможным введение и специального состава преступления для указанной категории лиц, а поскольку подобных составов преступлений нет, получение этими лицами денег, относящихся по некоторым признакам к взятке, в настоящее время нельзя считать запрещенным УК РФ.

  1. Уголовное право России. Особенная часть: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю. В. Грачева. — М.: Контракт, 2014. — 367 с.
  2. Данные статистической отчетности Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ об основных статистических показателях деятельности судов общей юрисдикции за 2013–2015 гг.
  3. Данные статистической отчетности Управления Судебного департамента по Республике Мордовия о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса РФ за 2013 и 2015 гг.
  4. Данные статистической отчетности Управления Судебного департамента по Республике Мордовия о судимости по отдельным отраслям хозяйства за 2013 и 2015 гг.
  5. Назаров О. В. Еще раз о субъектах получения взятки, или слово в защиту медиков // Адвокат. — 2014. — № 3. — C. 44–55.
  6. Вирясова Н. В. К проблеме определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: материалы международной научно-практической конференции (Тихорецк — Новосибирск — Саратов 9 окт. 2015 г.). — Саратов, 2015. — C. 99–101.
  7. Яни П. С. Споры о квалификации взяточничества: позиция Пленума Верховного Суда РФ // Законодательство. — 2001. — № 6. — C. 50–58.
  8. Уголовное дело от 29.02.2016 г. № 1–37/2016 // Архив Ленинского районного суда Республики Мордовия за 2016 год.
  9. Рос. газ. — 2009. — 30 окт.
Sociologs.ru 2019 Все права защищены