Социально психологические требования

Социально психологические требования

В профилактике утомления в последние десятилетия возникло новое направление — эргономика. Эта комплексная дисциплина основана на использовании данных ряда наук для приспособления работы к человеку с целью повышения производительности труда, сохранения здоровья, обеспечения безопасности и комфорта при работе. Одним из основных направлений эргономики является соблюдение физиологических и психологических требований человека при конструировании машин и другого оборудования, организации и планировки рабочих мест. [c.59]

На формирование здорового психологического климата в коллективе оказывает влияние много факторов, в том числе численность коллектива. Оптимальный количественный состав коллективов, имеющих одного руководителя и выполняющих самостоятельную задачу, зависит не только от технологических, но и от социально-психологических требований. Некоторые ученые считают, что первичный коллектив, в котором осуществляется непосредственный контакт его членов, должен иметь численность в пределах семи — десяти человек. [c.311]

Психологические показатели определяют меру соответствия изделий психологическим особенностям человека, находящим отражение в инженерно-психологических требованиях психологии труда к насыщенности информационных потоков. [c.31]

Для устранения существенных эргономических недостатков в конструкции рабочего места, составе и структуре деятельности оператора по добыче нефти и газа необходимо комплексно согласовать органы управления и индикации, их расположение с антропометрическими, биомеханическими, психофизиологическими, психологическими требованиями человека, с нормативами и стандартами современной эргономики [25, 26, 86]. [c.93]

Вне зависимости от результата, если вы приступите к торговле со стремлением учиться, вы ничего по-настоящему не потеряете. Проигранные деньги — это просто плата за обучение в Рыночном университете, который нельзя сравнить ни с одним вузом. Занятия проводятся каждый день, лишь бы рынок был открыт. Плата за учебу — капитал, которым вы рискуете. Учебная программа охватывает любые аспекты рыночной активности и психологических требований, какие только можно себе представить. [c.216]

В литературе выделяются три, основных психологических требования к [c.244]

Сформулируйте основные психологические требования к стимулированию эф- [c.296]

Социально-психологическая совместимость является категорией более высокого порядка, характеризующей сходство интеллектов (единство взглядов, интересов, темперамента, духовных потребностей, оценок). Ее значение исключительно велико в коллективах, занятых преимущественно творческим трудом. Социально-психологические требования должны постоянно учитываться при формировании творческих бригад КБ, служб научно-технического развития и НОТ, научно-исследовательских лабораторий. Особенно важна социально-психологическая совместимость работников во временных творческих коллективах, призванных в сжатые сроки обеспечить получение высоких, нередко принципиально новых научно-технических достижений. [c.69]

Советской практикой в этом направлении проделана большая работа. Отметим прежде всего специальные методики, позволяющие с достаточной достоверностью раскрыть конкретное содержание политических, деловых и нравственно-психологических требований к руководителю. Перечислим наиболее важные из этих качеств [c.85]

Психологические требования к системе налогообложения и ее функционированию [c.251]

Культура труда включает организацию и обслуживание рабочих мест, механизацию и автоматизацию труда, качество и внешний вид выпускаемой продукции, соответствие производственного оборудования анатомическим, физиологическим и психологическим требованиям, санитарно-гигиенические условия труда и культурно-бытовое обслуживание работающих на производстве. [c.146]

К количественным инженерно-психологическим показателям относятся уровень профессиональной подготовки бухгалтера-оператора, надежности системы человек — машина , повышение качества продукции как результат учета инженерно-психологических требований (по балльной системе) и др. [c.245]

В психограмму включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, аффектация, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических требований являются основными, главными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Они входят в структуру задатков — составной части способности к данному виду труда. [c.11]

Другие из психических характеристик играют на первый взгляд второстепенную роль. Если кто-либо не отвечает психологическим требованиям этой группы, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия этого несоответствия сказываются не столь быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. [c.11]

Особенно важно учитывать психологические требования при работе с людьми. Как правило, эти требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении такого волевого качества, как терпение, самообладание. Без них, без этих ведущих для данных профессий характеристик психики невозможно не только достижение большого эффекта, но и выполнение рутинных действий без напряжения или конфликтов. [c.12]

Определение психологических требований к профессии можно отнести к заключительному этапу ее проектирования и описания. Однако описания психологических требований недостаточно, чтобы, прямо ориентируясь на них, подбирать человека к работе. Все психологические характеристики находят выражение в чертах личности. [c.12]

Свои психологические требования предъявляет и необходимость видеть сразу несколько легитимных вариантов вероятного развития событий по альтернативным сценариям поведения рынка. Человеку нужно специально тренироваться, чтобы уметь одновременно воспринимать противоположные возможности и непредвзято анализировать несколько версий. Нередко это может стать непреодолимым препятствием для аналитика. [c.199]

Эргономичность — соответствие качества продукций гигиеническим, физиологическим и психологическим требованиям. [c.274]

Для формирования и развития зрелых, здоровых межличностных отношений и обеспечения психологической совместимости работников важно соблюдать некоторые социально-психологические требования к подбору и воспитанию кадрового состава бригады комплектовать бригаду с учетом пола, возраста, образования, профессии, квалификации, стажа работы и т. д. Эти социально-демографические и социально-профессиональные качества членов бригады должны находиться в некотором оптимальном состоянии равновесия и отвечать требованиям и специфике конкретного производства, перспективам его развития, психологической совместимости работников. Нарушение равновесия может привести к неблагоприятному исходу ряда социальных и психологических процессов. [c.74]

Наряду с общими мероприятиями, направленными на создание благоприятных условий труда всем работающим, устанавливаются специфические санитарно-гигиенические и физиологические, эстетические и социально-психологические требования и нормы, регулирующие условия труда служащих. [c.18]

Итак, психологические требования к аргументам. [c.58]

Компоновка — один из самых ответственных этапов работы над рекламой. При размещении элементов рекламного объявления на плоскости листа бумаги или экране компьютера дизайнеру приходится учитывать специфику области, к которой оно относится, устоявшийся набор стилей оформления, определенные информационные и психологические требования. [c.119]

Следует отметить еще одну сложность, связанную с составлением описания набора требований. Оно связано с тем, что требования к качеству формируются не только как оцениваемые различными способами характеристики, но и как качественные показатели, определяемые психологическими требованиями. Среди них хороший вкус и привлекательный вид товара, надежность, долговечность и удобство использования и т.д. При этом оценки многих характеристик разными людьми могут быть диаметрально противоположными. [c.190]

Собеседование обычно должно проводиться представителем службы управления персоналом фирмы и представителем управления, отдела, участка, службы, где имеется вакантная должность, на которую подбирается работник. При проведении собеседования следует придерживаться таких основных социально-психологических требований [c.28]

Важно понять гораздо легче получить прибыль, если вы правильно настроены на свои стратегии, какими бы они ни являлись. Ни одна стратегия не может быть правильной для всех трейдеров ввиду их индивидуальных характеристик с точки зрения приемлемых риска и доходности и соответствующих психологических требований. [c.398]

Чтобы избежать указанных ошибок или свести их к минимуму, необходимо при проведении беседы придерживаться некоторых социально-психологических требований. Во-первых, желательно иметь заранее подготовленный план беседы (например, в форме типового вопросника для поступающих на работу), составленный на основе данных практической кадровой деятельности, а также достаточных знаний о профессиональных требованиях к конкретному рабочему месту (взятых из профессиограмм) и имеющихся данных о кандидате (на основании личного листка по учету кадров, автобиографии, характеристики, трудовой книжки, результатов исследования и др.). Во-вторых, необходимо попытаться в начале беседы снять напряжение, расположить претендента к откровенной, доверительной беседе. В-третьих, стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему возможность высказаться. В-четвертых, необходимо вести беседу на языке, понятном для него, не задавать прямых вопросов, отдавая предпочтение наводящим. В-пятых, стараться не допускать отклонения беседы от основного направления и, в-шестых, оценивать работника и свои впечатления о нем только после окончания беседы, учитывая при этом возможные личные предубеждения. Опыт практической кадровой работы свидетельствует, что беседа с поступающим на работу как метод изучения его склонностей, интересов и других индивидуально-психологических особенностей дает достаточно эффективный результат при правильном и умелом использовании выработанных социально-психологических приемов и рекомендаций [85]. [c.282]

Психофизиологические и психологические требования к работнику в том или ином виде профессиональной деятельности получают с помощью специально организованной исследовательской работы и отражают в психограмме. При этом основное внимание должно быть уделено специфическим требованиям, которые деятельность предъявляет к психике человека. Психограмма должна обязательно включать критерии и нормативы профессиональной пригодности. [c.546]

Читайте так же:  Пенс Налог

Принятие решения о зачислении кандидатов, которые по результатам психологических испытаний наиболее пригодны к последующей деятельности (профессиональной, учебной, спортивной и т.д.). О. п. предшествуют определение психологических требований к кандидату и подбор методик испытаний на основе анализа его будущей деятельности. Одновременно с о. п. нередко проводят медицинский отбор, и их данные дополняют друг друга. [c.801]

К работнику по кадрам предъявляются высокие нравственно-психологические требования, поскольку он призван выполнять роль нравственного эталона, образца для подражания в соблюдении социальных и этических норм трудового коллектива. Следующий перечень вопросов, рекомендуемых психологами, может помочь оценить отношение кандидата в работники по кадрам к другим людям [c.112]

Определенные виды работ характеризуются высокими психологическими требованиями (умственные проблемы) и низкими требованиями к принятию решений (контроль). Это самые стрессовые профессии, поэтому, если вы работаете в реанимационном отделении или авиадиспетчером, либо врачом или учителем, уровень стресса у вас будет значительно выше, чем у тех людей, которые более или менее распоряжаются своей судьбой. Если вы не хотите больших стрессов, становитесь художником, работайте в музее или в библиотеке [c.64]

Например, я не верю в графики и осцилляторы, для меня все новомодное оборудование и программное обеспечение, рекламируемое как необходимое оружие трейдера, означает лишь ненужные расходы. Все, что мне когда-либо требовалось для успешной торговли, — это канал бизнес-новостей Си-эн-би-си и телефон. Кроме того, я очень эмоциональный трейдер с абсолютным отсутствием уверенности — сожаление о потерянных сделках грызет меня днями и ночами, а то и неделями. А это мое качество не отвечает необходимым психологическим требованиям, предъявляемым преуспевающим трейдерам. [c.17]

Особое место в социально-психологических методах управления занимает проблема современных требований к личности советского руководителя. [c.311]

Зинченко В. П. Инженерно-психологические требования к системам управления. М., ВНИИТЭ, 1967. [c.274]

Повилейко Р. П. О психологических требованиях человека к современной технике. Новосибирск, Наука. Сибирское отделение АН СССР, 1967. [c.275]

Для успешного выполнения своих задач организация труда Фшарается на естественные науки и прежде всего физиологию, йсаИ ологию труда и социологию. Это связано с тем, что в процессе л ббого труда обязательно происходит мобилизация физиологических и психологических функций, расход нервной и мышечной энергии. Функции человеческого организма ограничены. Они нормально выполняются при определенных условиях. Если последние нарушаются, это приводит к утомляемости и возникновению патологических явлений. Следовательно, стремление к достижению наивысшей производительности труда может быть оправданно, если присутствует оптимальное соответствие содержания и организации труда физиологическим и психологическим требованиям. [c.14]

Бригадная торговля team selling) объединяет торговый персонал, специалистов по товарам, инженеров, менеджеров по сбыту и даже директоров, если в состав закупочного центра покупателя входят должностные лица аналогичного ранга. Бригадная торговля представляет собой способ адекватного реагирования на различные коммерческие, технические и психологические требования, выдвигаемые крупными организациями-покупателями. [c.105]

Для создания благоприятного социально-психологического климата необходимы не любые, а особого рода отношения между работниками это отношения взаимной требовательности, взаимной ответственности за совместно выполняемую работу, взаимной помощи и сотрудничества. Деятельность руководителя по совершенствованию деловых отношений заключается, прежде всего, в соблюдении психологических требований по подбору, расстановке кадров в соответствии с принципами совместимости и срабатываемости. Срабатываемость — согласованность в совместных трудовых действиях и удовлетворенность ими. Совместимость — такое оптимальное сочетание индивидуальных особенностей работников, в результате которого поведение одного вызывает положительную оценку другого. Общая цель, содержание и результаты деятельности выступают мощным фактором сплочения людей лишь в том случае, если вклад каждого работника в достижении цели удовлетворяет других партнеров, получает их одобрение и признание, если общение с коллегами по работе приятно, или, по крайней мере, не тягостно. Социологи утвер- [c.10]

Пора, наверное, расстаться с ничем не оправданной практикой, когда нарушение нравственно-психологических требований руководителем расценивается как малозначимый проступок. Слишком часто у нарушителя находятся защитники дескать, проступок довольно тяжелый, но человек много сделал для родного предприятия, борется за план, не для себя старается, а для дела, для людей. Следует ли ронять его достоинство Но что же это за достоинство, которое приходится ревниво стеречь. Истинное достоинство не нуждается в том, чтобы его утверждали кулуарными решениями и силовыми приемами. Напомним тем, кто стремится брать под защиту безнравственных людей, слова Гельвеция Мы бываем тщеславными, заносчивыми и, следовательно, несправедливыми всегда, когда представляется возможность делать это безнаказанно . Безнаказанность же обходится обществу слишком дорого. [c.131]

Соблюдение эргономических требований к рабочему месту — важнейший фактор обеспечения высокоэффективной работы. При адаптации это требование — одно из решающих. Дело в том, что несоблюдение антропометрических, психофизиологических, психологических требований к рабочему месту, лежащих в основе эргономических рекомендаций, способствует резкому возрастанию напряженности труда, а значит, и более интенсивному процессу развития утомления, отрицательно сказывающемуся на результативности когнитивных явлений и формировании навыка. На это следует обратить внимание. В условиях адаптации резко возрастает нагрузка на когнитивную сферу, на механизмы, лежащие в основе формирования умений и навыков. Адаптация — это активное познание новой среды, это опробование стратегий и тактик поведения и действий, это выработка средств достижения целей и задач, поэтому адаптант не должен испытывать дискомфорта на рабочем месте. [c.111]

Как и в других странах, в Японии на предприятиях существуют комиссии по разбору индивидуальных жалоб работников. Число обращений в них крайне незначительно-половина подобных комиссий не разбирает в течение года Ни одной жалобы, И хотя напрашивается вывод, что это свидетельствует об отсутствии недовольства, спешить с ним не стоит. Видимо, Haviboifte близкое к истине объяснение предложил голландец И.Сгам, пристально изучавший отношения на производстве в Японии. Отметив, что вообще обращение с жалобами к кому-либо мало распространено в Японии, он высказал такое суждение о причинах Отчасти это вызвано тем. что личное сэмо/ к ио. препятствует вынесению на обсуждение таких вопросов, как продсижение по службе, перевод на другую работу, которые обычно вызывают индивидуальное недовольство. Отчасти это связано с психологическими барьерами, вызванными тем, что работник должен добиваться удовлетворения своих требований в непосредственном противостоянии с нанимателями». [49] Поставленные в условия подчинения работники не испытывают доверия к «конфликтным комиссиям», даже если в их составе находятся представители профсоюза. ч [c.94]

Психологические требования к личности педагога

Особенностью профессии педагога является гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. В данном материале описано какие психологические требования предъявляются к личности педагога, профессионально обусловленные свойства и характеристики педагога,а также рефлексивно-перцептивные умения. Описана программа исследования личности педагога.

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»

Психологические требования к личности педагога

1. Психологические требования к личности учителя………………………. 4

2. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя………………………………………………………………………..6

Введение
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер педагога, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности. …………… ….. ….. Сегодня в условиях социально-экономических и духовных преобра-зований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности. Более востребованной становится личность активная, творческая, способная принимать грамотные решения и реализовывать их в своей деятельности. Такую личность может воспитать только педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.

. Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Особенностью профессии педагога является гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Читайте так же:  Можно ли отправить заявление на увольнение по почте

1. Психологические требования к личности учителя

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога , в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности . Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

  • дидактические способности , позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
  • экспрессивные способности , позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
  • перцептивные способности — выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
  • организаторские способности , обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
  • суггестивные или авторитарные способности — способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки. ….. К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует. К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…». Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:
  • не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
  • не противопоставлять сильных слабым;
  • не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
  • замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
  • воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
  • формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и, не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

2.Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя

Одно из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее. ………………………. ….. Смысложизненное самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок:

  • на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания;
  • на человека как на цель, а не на средство;
  • на развитие рефлексии , эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят:

  • общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии);
  • некоторые специфические качества — организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
  • коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, откры-тость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцеп-тивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критич-ность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний); экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
  • профессиональная работоспособность;
  • физическое и психическое здоровье.

В разрабатываемой в настоящее время модели личности учителя в контексте схемы «деятельность — общение – личность» выделяются пять профессио-нально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей: . 1) Проектировочно-гностические способности:

  • педагогическое целеполагание;
  • педагогическое мышление.

2) Рефлексивно-перцептивные способности:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Важным профессиональным качеством учителя является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. В отечественных исследованиях в перечень стресс-реакций учителей включается до 14 различных проявлений. Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество личности учителя.

3. Рефлексивно-перцептивные умения учителя ………………………………………………
Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности.
Рефлексивно-перцептивные умения педагога образуют органичный комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивание своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося. … Как и любые умения, они основаны на системе соответствующих знаний (закономерностей и механизмов межличностного познания и рефлексии , возрастной психологии детей, подростков, юношей) и определенных навыков. В структуру навыков входят три типа:

  • социально-перцептивные навыки;
  • рефлексивные;
  • интеллектуальные.

Последние предполагают автоматизацию способов решения отдельных педагогических задач на самопознание и познание личности учащегося.
Познание личности учащегося может существенно затрудняться в случае плохой осведомленности педагога об особенностях своей собственной личности, о своих сильных и слабых сторонах, установках, индивидуальных особенностях реагирования в различных педагогических ситуациях. Стереотипное восприятие учащихся усиливается при столкновении с различными трудностями в работе. Так, чем больше трудностей испытывает педагог в своем педагогическом общении и деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными, менее осознанно выбирающими профессию ему представляются учащиеся, с которыми он работает. Здесь проявляется своеобразная психологическая защита, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется внешними, якобы объективными причинами: «трудный контингент», «безответственные личности», «случайные для профессии люди», и т.п. Исследования показали, что профессионализм познания учащихся напрямую связан с глубиной отражения собственного «Я» и с проницательностью в познании коллег. Познание учащихся предполагает два направления:

  • восприятие их как личности педагогом;
  • восприятие их как субъектов учебно-познавательной деятельности.

Анализируя особенности учащегося как субъекта учебной деятельности, педагогу следует выявить его склонности в теоретических и практических видах деятельности, понять состояние и поведение учащихся, дать свою интерпретацию и оценку происходящему. ………………………….
Механизмы идентификации, эмпатии и децентрации являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося. Именно со способностью побороть свой эгоцентризм , понять и принять точку зрения учащегося, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося. Все это возможно не только благодаря изначальным педагогическим способностям , но и специальным рефлексивно-перцептивным умениям , которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Особая роль в процессе познания педагогом личности учащегося принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.
Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития:

  1. первый уровень — низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;
  2. второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека;
  3. третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.
Читайте так же:  Договор на оказание консультационных услуг с юридическим лицом образец

В работе с трудными подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них сопереживание является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к дидактогениям — негативному психическому состоянию учащегося, вызванному нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающемуся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими. Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия . Она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие, и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций). ………………………………2……………………….
Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир.
Таким образом: То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он в условиях села, города, преподает ли математику, труд и т. д. Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

-способность делать учебный материал доступным;

-творчество в работе;

-педагогически-волевое влияние на учащихся;

-способность организовать коллектив учащихся;

-интерес и любовь к детям;

-содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

-способность связать учебный предмет с жизнью;

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу — это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта. Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности.

5. Программа исследования

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. При исследовании личности педагога можно использовать:

1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, который предполагает диагностику черт личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. В процессе работы над созданием многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости — сильную и слабую. Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитывают баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. . ….. Кэттелл выделял следующие черты личности: отчужденность — добросердечность; конкретное мышление — абстрактное; эмоциональная неустойчивость — устойчивость; подчиненность — доминантность; озабоченность — беспечность; безответственность — обязательность; робость — смелость; твердость характера — мягкость; доверчивость — подозрительность; практичность — мечтательность; наивность — проницательность; безмятежность — тревожность; консерватизм — радикализм; зависимость от группы — самостоятельность; импульсивность — самоконтроль; расслабленность — напряженность. . Педагог может заполнить опросник в удобное для себя свободное время в спокойной обстановке, чтобы никто не мешал. С педагогом необходимо договориться о том, когда ему будет удобно (в какой день и в какое время). Можно одновременно работать с опросниками нескольким педагогам (каждый индивидуально), в присутствии наблюдателя. … …………

2. Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского . Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие, как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста — опросника Л.П.Калинского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны. Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20-30 минут интенсивной работы по самооценке личности. Выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р.Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых. На основе этих параметров можно создать психологический портрет учителя. Он поможет увидеть психологические причины профессиональных затруднений, очертить тот круг проблем, над которым необходимо работать как самому учителю, так и школьному психологу.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены