Система органов государственной власти рф и их полномочия

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Рассмотрим систему органов государственной власти Россий­ской Федерации. В Конституции РФ и в законодательстве РФ получи­ли распространение два термина: орган государственной власти и государственный орган, они тождественны.

Государственный орган — это часть государственного аппара­та, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществ­ляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установ­ленном им порядке.

Для органов Российского государства характерны особые черты, закрепленные Конституцией РФ:

1. Порядок образования и формирования государственных ор­ганов устанавливается нормативно-правовыми актами (этот признак предназначен для предотвращения произвольного нагромождения ор­ганов).

2. Органы государственной власти не могут быть ликвидирова­ны или преобразованы без изменения самой Конституции РФ.

3. Органы судебной власти учреждаются только федеральным конституционным или федеральным законом.

4. Органы исполнительной власти могут создаваться, преобра­зовываться и ликвидироваться указами президента РФ.

5. Орган всегда учреждается для осуществления определенных задач, выполнения функций государственной власти, реализации ви­дов (форм) деятельности государства. Важнейшим признаком органа

является его компетенция , которая является юридическим выражени­ем его функций.

6. Орган государственной власти наделен властными полномо­чиями, т.е. его решения носят обязательный характер и при необходи­мости подкрепляются принудительной силой государства.

7. Для государственных органов устанавливается строгий поря­док деятельности. Составной частью этого порядка являются и при­нимаемые органом правовые акты, имеющие юридическую силу и функциональное назначение. Только государственные органы имеют правомочие на правоприменительную деятельность.

8. Признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая закрепляется в конститу­циях, уставах, иных нормативных правовых актах.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе организации государствен­ной власти, образует систему органов государственной власти Рос­сийской Федерации.

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является ис­черпывающим, т.е. не допускает создания каких-либо других органов власти без изменения Конституции РФ. Это особенно важно для феде­ративного государства с большим числом субъектов и сложной систе­мой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть осуществляют следующие органы:

1. Президент Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации.

3. Федеральное Собрание Российской Федерации (в составе Со­вета Федерации и Государственной Думы).

4. Суды Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ).

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных властными полномочиями. Однако орган может быть и в лице одного человека, например, Президент РФ.

4 Компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномо­чий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом.

Наряду с органами государственной власти, в РФ действуют ор­ганы местного самоуправления. Они имеют особую природу, не вхо­дят в систему органов государственной власти. Вместе с тем они об­ладают большинством названных признаков государственной власти: имеют властные полномочия, определенный порядок создания и дея­тельности.

Конституцией учреждается структура государственных органов и правовой статус основных федеральных органов государственной власти России: Президента РФ, палат Федерального Собрания, Прави­тельства РФ, Судов РФ.

По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Органы законодательной власти РФ включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ.

Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и мно­гообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов, из­дают большое количество организационно-распорядительных актов. Эти органы не подотчетны и не подконтрольны органам законода­тельной власти. В них практически нет выборности, они обычно уч­реждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Предсе­дателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Прави­тельство РФ), так и единоначалия (министерства). Эти органы могут иметь различную подчиненность.

Органы судебной власти включают федеральные суды и суды субъектов РФ. Цель этих органов — осуществление правосудия, при­менение законов и иных нормативно-правовых актов.

Указанные виды органов получены в результате классификации по основанию принципа разделения властей.

Однако, как и в любом другом государстве, в Российской Феде­рации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В то же время эти органы действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются незави­симыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся:

1. Прокуратура РФ и Следственный комитет при Прокуратуре

2. Центральный банк РФ.

3. Счетная палата РФ.

4. Центральная избирательная комиссия РФ.

5. Уполномоченный по правам человека в РФ.

6. Академия наук РФ.

Разделенные власти для осуществления своих функций должны строить взаимодействие на основах координации. Приведем примеры взаимного влияния ветвей власти друг на друга.

Высший орган исполнительной власти — Правительство РФ — является участником законодательного процесса. Во-первых, оно об­ладает правом законодательной инициативы и, следовательно, может внести проект закона в Государственную Думу. Во-вторых, у него есть возможность влиять на законодательный процесс посредством дачи заключений на проекты законов.

Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон — пол­ностью или частично — неконституционным, т.е. утратившим юриди­ческую силу.

Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной системе, равнове­сие которой достигается взаимными противовесами других основных властей. Федеральное Собрание РФ, в свою очередь, имеет конститу­ционные рычаги воздействия на Правительство РФ и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность помогает под­держивать конституционный порядок.

Система органов государственной власти

Система органов государственной власти

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Читайте так же:  Как снять квартиру в москве документы

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Читайте так же:  Лицензия 1с битрикс управление сайтом цена

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Система органов государственной власти

На первый взгляд российская система органов государственной власти может показаться крайне запутанной, однако на деле это совсем не так. После проведённой в начале двухтысячных административной реформы все государственные институты были строго разделены по своему функционалу, что позволило ликвидировать дублировавшиеся и пересекавшиеся ранее полномочия. При этом довольно обширная категория органов в настоящее время занимается именно вопросами охраны природы и защиты окружающей среды. О том, как понять, как орган в каждом конкретном случае, сможет помочь вам в разрешении спорной ситуации, и пойдёт речь в данной главе.

Начать стоит прежде всего с того, что вся система власти разделена на три большие ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В идеале предполагается, что каждая из них может в той или иной степени контролировать две другие, отчего на Западе такая система получила название «сдержек и противовесов». Российские реалии несомненно вносят в неё свои коррективы, однако на бумаге «сдержки и противовесы» у нас также закреплены.

I. Органы законодательной власти

Итак, первая ветвь – власть законодательная. Это органы, уполномоченные принимать законы, которые служат основой для разработки и утверждения всех других нормативных правовых актов. По сути это ключевые органы, которые одной строчкой могут пустить миллионы гектаров леса на древесину или, например, наоборот — объявить их заповедной природной территорией, на которой запрещена любая человеческая деятельность. Считается, что обычный человек в нынешних реалиях ничем не может повлиять на законодателей, однако это не так: даже самые одиозные федеральные законы можно изменить путём массового сбора подписей, организации кампаний в СМИ, а также манифестаций и пикетов (обо всех этих способах вы сможете прочесть в соответствующих главах данного пособия). Например, в феврале 2015 года Государственная Дума под давлением общественности (32 тысячи подписей на сайте Гринписа) отклонила предлагаемые поправки в Водный кодекс, которые могли разрешить сброс сточных вод в охранных зонах источников питьевой воды. В настоящее же время (июнь 2015 года) ведётся массовая кампания за ужесточение наказания за умышленные поджоги травы и предоставления полицейским полномочий по составлению соответствующих протоколов, что должно существенно снизить количество лесных пожаров в стране.

Любой федеральный закон, чтобы вступить в силу, должен пройти следующие обязательные инстанции:

1. Принятие Государственной Думой в трёх чтениях
2. Одобрение Советом Федерации
3. Подписание Президентом

В каждом субъекте Российской Федерации (республике, области, крае и др.) есть собственные законодательные органы (обычно также называемые Думами или Законодательными собраниями), однако следует понимать, что их акты ни в какой части не могут противоречить законам федеральным. При обнаружении несоответствий такой акт должен быть отменён в судебном порядке или же решением органа, принявшим его. Отслеживать вновь принятые, а также проекты планируемых к принятию нормативных правовых актов субъектов в настоящее время можно на официальном сайте законодательного органа своего субъекта в сети интернет.

II. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти федерального уровня могут существовать в одной из трёх форм:

А) Министерство – отвечает за принятие нормативных правовых актов в рамках своей компетенции;

Б) Служба – контролирует в рамках своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обладая полномочиями по применению мер ответственности к нарушителям;

В) Агентство – осуществляет управление федеральным имуществом.

Исходя из данной структуры мы можем сделать вывод о том, что в случае выявления нарушения природоохранного законодательства следует прежде всего обращаться в Службу (и её территориальные подразделения, которые существуют на уровнях субъектов РФ), которая имеет полномочия такие нарушения пресекать. Иные органы помочь вам не смогут, так как они не обладают соответствующей компетенцией.

Читайте так же:  Судебные приставы гкоркино челябинской области

В настоящее время функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (сокращённо – Росприроднадзор), в состав которой входят 9 департаментов по федеральным округам и 71 Управление по субъектам Российской Федерации. Именно она обладает полномочиями на решение большинства вопросов, связанных с защитой окружающей среды, однако имеется ряд иных органов с более специфическими функциями.

Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), у которой также имеются отдельные Управления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляет «государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства». Если у вас имеются обоснованные опасения в том, что незаконная хозяйственная деятельность вызвала (или может вызвать) угрозу здоровью людей, проживающих на данной территории (например, загрязнение или осушение водоёма, который обеспечивает поступление питьевой воды), смело обращайтесь за защитой в местное Управление Роспотребнадзора.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая также включает в себя Департаменты в федеральных округах и Управления в субъектах Российской Федерации, обязана обеспечивать права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении. Заключения специалистов Росгидромета об обнаруженных нарушениях (например, о превышении концентрации загрязняющих веществ в атмосфере) могут стать сильным козырём в борьбе с нарушителями.

Помимо указанных служб вопросами природоохраны занимаются следующие агентства, чей функционал угадывается из самих названий:

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Здесь ещё раз хотелось бы обратить внимание на то, что указанные агентства за редкими исключениями не уполномочены принимать меры принудительного воздействия к нарушителям (эти функции возложены на органы Росприроднадзора), однако их заключения могут быть использованы для дальнейшей защиты своих прав, в том числе, в вышестоящих и судебных инстанциях.

Все указанные выше службы и агентства находятся в прямом подчинении Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды), в чьи обязанности входит выработка государственной политики и принятие нормативных правовых актов в сфере экологии и природопользования. Таким образом, бездействие территориального органа службы или агентства может быть всегда оспорено в Федеральном органе и далее непосредственно в Минприроды.

Полную информацию о полномочиях, структуре и адресах всех перечисленных органов вы сможете найти на их официальных сайтах (http://government.ru/ministries/).

Что касается органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то здесь трудно говорить о каком-то единообразии. Высшим должностным лицом субъекта является его Глава (губернатор), который обладает всей полнотой исполнительной власти, возглавляет Правительство субъекта и самостоятельно выстраивает систему подчинённых органов в соответствии с Конституцией (Уставом) своего субъекта. Так, в составе исполнительных органов субъекта могут появляться такие, которые напрямую занимаются решением местных вопросов, связанных с экологией и защитой окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии, Управление государственного строительного надзора, Комитет по охоте и рыболовству, Служба по охране и использованию животного мира и многие другие). Именно в данные органы рекомендуется обращаться в первую очередь, так как они могут наиболее оперативно принять требуемые меры в случае выявления нарушений.

Систему органов исполнительной власти своего субъекта можно изучить на сайте высшего должностного лица субъекта (губернатора) в сети интернет.

III. Органы судебной власти

Cуды в Российской Федерации делятся на две крупные группы: арбитражные суды и суды общей юрисдикции. В рамках защиты экологических прав арбитражные суды вам вряд ли понадобятся, так как их компетенция – разрешение имущественных споров в основной массе исключительно между юридическими лицами (то есть организациями, а не гражданами). А вот суды общей юрисдикции могут выносить решения по искам любого заинтересованного лица, в том числе, обязывающие прекратить те или иные нарушения или отменяющие незаконные нормативные правовые акты.

В систему судов общей юрисдикции входят:

1. Верховный суд
2. Суды субъектов
3. Районные (городские) суды
4. Мировые судьи

Как видно из данной таблицы, наиболее «незначительные» дела рассматриваются мировыми судьями, при этом довольно трудно представить ситуацию, связанную с нарушением экологического законодательства, которая была бы отнесена к их подсудности. В основном в компетенцию мировых судей входит рассмотрение семейных дел, мелких имущественных споров и ряда дел об административных правонарушениях. Кроме того, система мировых судей до сих пор создана не во всех субъектах страны.

Абсолютное большинство всех рассматриваемых судами споров относится к компетенции районных (городских) судов, в том числе, в них можно оспорить действие или бездействие как местных органов государственной власти, так и непосредственно нарушителей экологического законодательства.

Если же требуется признать незаконным нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта РФ (например, постановление губернатора области), обращаться следует напрямую в Областной суд, т.е. суд субъекта РФ.

Разграничение полномочий между органами судебной системы установлено Главой 3 Гражданского процессуального кодекса, а более подробно о том, как следует осуществлять судебную защиту своих прав, вы можете прочитать в главе «Как обращаться в органы власти в случае экологического правонарушения».

IV. Прокуратура

Особняком среди всех органов государственной власти стоят органы прокуратуры. Они не относятся ни к одной из ветвей власти, а их основная задача — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. И с полным основанием можно утверждать, что наряду с Росприроднадзором именно прокуратура является тем органом, который наиболее часто приходит на помощь гражданам, ищущим справедливости в борьбе за свои экологические права, прежде всего если речь идёт о нарушениях, совершаемых самими органами государственной власти в виде принятия незаконных актов, которые могут повлечь за собой самые тяжёлые экологические последствия.

Так, прокуроры имеют право самостоятельно обжаловать в суде нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти, а с учётом того, что для составления грамотного иска и отстаивания своей позиции в суде необходимо обладать хотя бы базовыми юридическими знаниями, именно обращение в прокуратуру может стать самым действенным инструментом в борьбе за свои права. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор и за тем, как ведётся в государственных органах, в том числе, в органах полиции работа с обращениями граждан. Если в течение контрольного срока вы не получили ответа на свою жалобу или считаете, что по фактам, изложенным в вашем письме, не была проведена надлежащая проверка, можете смело обращаться в прокуратуру с требованием принять меры как непосредственно к нарушителям экологического законодательства, так и к самим недобросовестным чиновникам.

Но и это ещё не все плюсы прокурорского надзора. В настоящее время в субъектах РФ созданы отдельные природоохранные прокуратуры, к полномочиям которых отнесено обеспечение исполнения природоохранного законодательства, контроль за соблюдением экологических прав граждан и рациональным использованием природных ресурсов. Природоохранные прокуроры осуществляют расследование экологических преступлений, а также могут участвовать в качестве государственных обвинителей при рассмотрении дел судами – всё это делает природоохранные прокуратуры незаменимыми инструментами в нынешней борьбе граждан за свои экологические права. Контакты природоохранной прокуратуры в своём субъекте можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время система органов государственной власти представляет из себя довольно разветвлённую сеть с самыми обширными полномочиями. Если прибавить к этому широчайшие возможности органов прокуратуры по надзору за всеми тремя ветвями власти, мы придём к логичному заключению, что при грамотном использовании имеющихся механизмов, прежде всего в виде оперативных обращений в указанные выше инстанции, можно с высокой долей вероятности добиться нужных результатов в максимально короткие сроки.

Однако следует учитывать и то, что несмотря на красивые постулаты, система «сдержек и противовесов» до сих продолжает оставаться «западной диковинкой», плохо приживающейся в российских реалиях. Трудно представить себе, чтобы органы законодательной, исполнительной и судебной власти одного уровня вдруг начали в чём-то не соглашаться друг с другом, поэтому нужно быть психологически готовыми к тому, что первые результаты борьбы вас разочаруют. Но всегда следует помнить о том, что над каждым органом существует вышестоящий, никаким образом не подконтрольный местной коррумпированной системе, и одно его решение сможет разом перечеркнуть все ваши неудачи на «первом уровне».

Отрывок из методического пособия по защите экологических прав граждан

Sociologs.ru 2019 Все права защищены