Швейцария налог на прибыль

Оглавление:

Налоги в Швейцарии

Швейцария интересна россиянам не только своими захватывающими пейзажами и уникальными архитектурными строениями. Многих привлекли перспективы открытия доходного бизнеса и то, что налоги в Швейцарии при всей своей сложности и запутанности, являются одними из самых низких в Европе. В деле налогообложения Швейцария обошла даже Украину, где налогоплательщикам приходиться отдавать до 55 %.

Часовая башня и улица в Берне

Особенности налоговой системы в Швейцарии

На самом деле швейцарская система налогообложения кажется сложной только на первый взгляд. Если вы уясните себе, что она имеет несколько уровней, вам станет проще разобраться, что к чему. Граждане развитого европейского государства в 2018 году платят налоги следующих видов:

Схема налоговой системы в Швейцарии

  • федеральные;
  • кантональные;
  • муниципальные.

Федеральные налоги платят все граждане государства. Кантональные налоги тоже платят все, только тут у каждого они свои. Конституция свободолюбивой либеральной страны дала кантонам право самостоятельно разрабатывать свою внутреннюю налоговую систему. То есть, сумма, которую вам придётся отчислять, зависит от того, в каком кантоне страны вы обосновались.

Муниципальные налоги – это выплаты, которые идут в казну конкретного населённого пункта. Суммарно выходит около 25% от доходов. Что весьма привлекательно и для физических, и для юридических лиц.

Налоги федерального уровня

Федеральных налогов в Швейцарии не так много. Это:

  • проценты с доходов корпораций;
  • расчётный налог;
  • НДС, который популярен во всех странах;
  • подоходный с физических лиц и т. д.

Карта показывающая размер денег остающихся у швейцарской семьи после выплаты всех налогов

Если сравнивать ставки налогообложения, то видна их явная конкурентоспособность со всеми известными налоговыми системами развитых стран мира.

Так, налог на прибыль, взимаемый со швейцарских корпораций, варьирует в рамках от 3,63% до 9,8%. На федеральном уровне облагается налогами акционерный капитал. Всего 0,825 %. Общий для всех кантонов налог с оборота колеблется в рамках от 6,2% до 9,3%.

Что касается НДС, в данном случае налогообложение приведено к общим стандартам, действующим в Евросоюзе. Ставка в 2016 году составляла 7,6 %. Она не окончательна и имеет отношение не ко всем товарам и услугам. В отношении некоторых товаров и услуг действует несколько сниженный процент.

Если компания Швейцарии занимается торговлей за пределами страны, её прибыли могут не регистрироваться и не облагаться НДС. Из доходов, действующих в государстве учреждений, юридических и физических лиц, ассоциаций, не обладающих статусом юридических лиц, товариществ и т. д.

НДС взимается только в том случае, если годовой оборот налогооблагаемой деятельности превышает 100000 CHF. Если оборот не достиг указанной суммы, плательщик освобождается от уплаты НДС.

Кантональные налоги

На территории Швейцарии по состоянию на 2016 год действовало 26 свободных кантонов. Главными источниками налогов в кантонах являются:

  • налоговый сбор за дарение и наследование;
  • на корпоративную прибыль (в расчёт берётся сумма чистой прибыли, включающая и ту, что получена за рубежом);
  • земельный доход;
  • на домашнее хозяйство;
  • на собак;
  • выигрыш в лотерею;
  • заведения увеселительного плана;
  • водопроводные станции;
  • внешнюю рекламу;
  • подоходный с физических лиц и т. д.


Важным моментом является то, что чистая прибыль в законном порядке может учитывать, то есть вычитать полученные в течение прошедших 7 лет убытки. Сюда также включаются расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, резервы и провизия. Всё это учитывает не только кантональное, но и федеральное налогообложение.

Каждый отдельный налог в кантонах может иметь различные процентные ставки. К примеру, налог на прибыль компаний в кантонах имеет двадцать шесть уровней. Он может быть равен и 4%, и 25%.

Если рассмотреть Шаффхаузен, то по местным законам, если компания отдала под швейцарское налогообложение минимум 15 % своей прибыли, взимаемые на федеральном и кантональном уровнях проценты будут в совокупности будут равняться 10,4%.

В Цуге, если корпорация имеет доходы до 100 000 франков, с неё вычтут всего 4%, если больше – 7%. В Женеве налог колеблется в рамках от 4 до 16%.

Карта Швейцарии с указанием кантонов

Сложнее всего разобраться в кантональных налогах. Задача усложнится, если вникать в каждый кантон. Но как бы сложно ни было понять хитросплетения налоговых обязательств, в Швейцарии, как говорилось выше, в совокупности они не превышают 25%. И это даёт возможность экономической системе Швейцарии быть на уровень выше всех своих конкурентов.

Муниципальное налогообложение

Размеры муниципальных, или, как ещё принято говорить, коммунальных налогов, в различных кантонах и городах составляют от кантональных от 90% до 140%. Если учесть, что по состоянию на 2016 год в Швейцарии числилось 2 551 муниципальных единиц, то тут есть над чем поразмыслить.

Общими для всех муниципальных образований являются следующие виды налогов:

Муниципальные налоги во многом дублируют федеральные и кантональные.

Процентное соотношение муниципальных налогов в Швейцарии

Чтобы разобраться в том, где выгоднее всего открывать бизнес, нужно рассматривать каждый отдельный кантон, каждое отдельное муниципальное образование.

Преимущества налогоплательщиков Швейцарии

Швейцарская система налогообложения такова, что некоторым налогоплательщикам приходится платить всего один невысокий налог. Не предусмотрены жёсткие меры наказания для тех, кто уклоняется от уплаты.
Причина такого подхода в том, что в Швейцарии традиционно интересы каждого конкретного гражданина ставятся выше интересов всего государства. Если вы что-то не уплатили, вас не станут привлекать к суду, а сочтут, что вы просто забыли.

Так выглядит паспорт гражданина Швейцарии

Никаких санкций, только простое напоминание об обязательствах перед государством, кантоном и коммуной. Даже если имел место суд, касательно неуплаты налогов (что случается крайне редко), совсем необязательно, что выигрыш будет на стороне государства.

Если речь идёт не об уголовных преступлениях, легендарные швейцарские банки не обязаны разглашать информацию о налогоплательщиках. Многие иностранные граждане, являющиеся клиентами банков Швейцарии, умело пользуются этим обстоятельством. Что касается откровенных мошенников, то к ним меры строги, как и в любом другом государстве.

Налоговые каникулы в Швейцарии

Налогоплательщики многих стран признают, что Швейцария фантастически выгодная для жизни и бизнеса страна. Одним из приятных моментов является возможность взять, так называемые налоговые каникулы, то есть, перестать платить некоторые виды налогов или снизить их размер на срок 10 лет.

Всё, что для этого нужно, это заняться бизнесом, который, по мнению властей, является необходимым. Также нужно создать на предприятии от десяти до двадцати рабочих мест.

Что не облагается налогом

Подоходный налог обязаны платить как резиденты страны, так и нерезиденты, проживающие на её территории. Даже если нерезидент не устроился на работу в Швейцарии, через три месяца нахождения в государстве, с него взимается налог.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов:

  • выгоды от беспроцентных или низкопроцентных кредитных соглашений;
  • отчисления работодателей в пенсионные программы, санкционированные государством;

Сравнение пенсионных выплат в Швейцарии с другими странами

Что касается таких видов доходов, как алименты, компенсации и пенсии, то их налогообложение осуществляется в особом порядке.

Выгодные и невыгодные кантоны

Если вас интересует открытие бизнеса в Швейцарии или вы вознамерились переселиться в экономически благоприятную страну, нелишним будет узнать, какие кантоны являются самыми выгодными для налогоплательщиков, а в каких условия для физических и юридических лиц, в сравнении с другими независимыми территориальными образованиями, более жёсткие.

Сравнение налоговых сборов в Швейцарии с другими странами

На 2018 год самыми приятными в налоговом плане являются районы центральной Швейцарии. Куда как меньше повезло тем, кто обосновался в Романди. Некоторые кантоны особенно благоприятны для определённых условий. Так, если у вас нет зарегистрированной второй половинки, а годовой доход равен пятидесяти тысячам франков, в Цуге вам придётся платить всего 1 551 франк всех причитающихся государству, кантону и муниципалитету налогов. Для лиц с такими же условиями, но проживающих в Нойенбург/Невшатель налоговая ставка будет равняться 5 969, превышая налоги Цуга почти в четыре раза.

В то время как жители кантонов Базель-Штадт, Юра и Золотурн несут налоговое бремя в размере, превышающем 10%, прописавшиеся в Тичино, Цюрихе и Швице платят от 5,3% до 7%. Если рассматривать ситуации семейных граждан, к примеру, отца двоих детей, годовой доход которого равен ста тысячам франков, то и тут самым перспективным из всех кантонов окажется Цуг.

Счастливому отцу семейства придётся отчислять всего 1 676 франков. Чуть больше придётся отдавать аналогичным гражданам Тичино, Швица и Женевы. А вот папашам, уже упомянутого выше, Нойенбурга опять не повезло. Они должны будут отдавать аж 10 006 франков. Чуть меньше отберёт кантон у отцов Юра, Во, Золотурна и Берна.

Если вы являетесь преуспевающим, но бездетным гражданином с семейным доходом двести тысяч франков, в кантоне Цуг для лиц с подобным доходом отчисляемой суммой будет 10 599. Что касается ваших оппонентов в Нойенбурге, им придётся распрощаться с суммой в три раза превышающей вашу. В данном случае в число перспективных кантонов можно отнести также Нидвальден, Швиц, Обвальден и Ури. К невыгодным – Во, Юра, Базель-Штадт и Золотурн.


Не упоминаемые кантоны находятся на среднем уровне между выгодными и невыгодными. Самым перспективным во всех отношениях является Цуг. В 2018 году Швейцария не утратит своей привлекательности для тех, кто ищет удобное место для жизни и процветания. Страна являет собой пример того, что даже при незначительных налогах, взимаемых с физических и юридических лиц, государство может процветать и множить свои богатства.

Налоги в Швейцарии

Швейцария интересна россиянам не только своими захватывающими пейзажами и уникальными архитектурными строениями. Многих привлекли перспективы открытия доходного бизнеса и то, что налоги в Швейцарии при всей своей сложности и запутанности, являются одними из самых низких в Европе. В деле налогообложения Швейцария обошла даже Украину, где налогоплательщикам приходиться отдавать до 55 %.

Часовая башня и улица в Берне

Особенности налоговой системы в Швейцарии

На самом деле швейцарская система налогообложения кажется сложной только на первый взгляд. Если вы уясните себе, что она имеет несколько уровней, вам станет проще разобраться, что к чему. Граждане развитого европейского государства в 2018 году платят налоги следующих видов:

Схема налоговой системы в Швейцарии

  • федеральные;
  • кантональные;
  • муниципальные.

Федеральные налоги платят все граждане государства. Кантональные налоги тоже платят все, только тут у каждого они свои. Конституция свободолюбивой либеральной страны дала кантонам право самостоятельно разрабатывать свою внутреннюю налоговую систему. То есть, сумма, которую вам придётся отчислять, зависит от того, в каком кантоне страны вы обосновались.

Муниципальные налоги – это выплаты, которые идут в казну конкретного населённого пункта. Суммарно выходит около 25% от доходов. Что весьма привлекательно и для физических, и для юридических лиц.

Налоги федерального уровня

Федеральных налогов в Швейцарии не так много. Это:

  • проценты с доходов корпораций;
  • расчётный налог;
  • НДС, который популярен во всех странах;
  • подоходный с физических лиц и т. д.

Карта показывающая размер денег остающихся у швейцарской семьи после выплаты всех налогов

Если сравнивать ставки налогообложения, то видна их явная конкурентоспособность со всеми известными налоговыми системами развитых стран мира.

Так, налог на прибыль, взимаемый со швейцарских корпораций, варьирует в рамках от 3,63% до 9,8%. На федеральном уровне облагается налогами акционерный капитал. Всего 0,825 %. Общий для всех кантонов налог с оборота колеблется в рамках от 6,2% до 9,3%.

Что касается НДС, в данном случае налогообложение приведено к общим стандартам, действующим в Евросоюзе. Ставка в 2016 году составляла 7,6 %. Она не окончательна и имеет отношение не ко всем товарам и услугам. В отношении некоторых товаров и услуг действует несколько сниженный процент.

Если компания Швейцарии занимается торговлей за пределами страны, её прибыли могут не регистрироваться и не облагаться НДС. Из доходов, действующих в государстве учреждений, юридических и физических лиц, ассоциаций, не обладающих статусом юридических лиц, товариществ и т. д.

НДС взимается только в том случае, если годовой оборот налогооблагаемой деятельности превышает 100000 CHF. Если оборот не достиг указанной суммы, плательщик освобождается от уплаты НДС.

Кантональные налоги

На территории Швейцарии по состоянию на 2016 год действовало 26 свободных кантонов. Главными источниками налогов в кантонах являются:

  • налоговый сбор за дарение и наследование;
  • на корпоративную прибыль (в расчёт берётся сумма чистой прибыли, включающая и ту, что получена за рубежом);
  • земельный доход;
  • на домашнее хозяйство;
  • на собак;
  • выигрыш в лотерею;
  • заведения увеселительного плана;
  • водопроводные станции;
  • внешнюю рекламу;
  • подоходный с физических лиц и т. д.


Важным моментом является то, что чистая прибыль в законном порядке может учитывать, то есть вычитать полученные в течение прошедших 7 лет убытки. Сюда также включаются расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, резервы и провизия. Всё это учитывает не только кантональное, но и федеральное налогообложение.

Каждый отдельный налог в кантонах может иметь различные процентные ставки. К примеру, налог на прибыль компаний в кантонах имеет двадцать шесть уровней. Он может быть равен и 4%, и 25%.

Если рассмотреть Шаффхаузен, то по местным законам, если компания отдала под швейцарское налогообложение минимум 15 % своей прибыли, взимаемые на федеральном и кантональном уровнях проценты будут в совокупности будут равняться 10,4%.

В Цуге, если корпорация имеет доходы до 100 000 франков, с неё вычтут всего 4%, если больше – 7%. В Женеве налог колеблется в рамках от 4 до 16%.

Карта Швейцарии с указанием кантонов

Сложнее всего разобраться в кантональных налогах. Задача усложнится, если вникать в каждый кантон. Но как бы сложно ни было понять хитросплетения налоговых обязательств, в Швейцарии, как говорилось выше, в совокупности они не превышают 25%. И это даёт возможность экономической системе Швейцарии быть на уровень выше всех своих конкурентов.

Муниципальное налогообложение

Размеры муниципальных, или, как ещё принято говорить, коммунальных налогов, в различных кантонах и городах составляют от кантональных от 90% до 140%. Если учесть, что по состоянию на 2016 год в Швейцарии числилось 2 551 муниципальных единиц, то тут есть над чем поразмыслить.

Общими для всех муниципальных образований являются следующие виды налогов:

Муниципальные налоги во многом дублируют федеральные и кантональные.

Процентное соотношение муниципальных налогов в Швейцарии

Чтобы разобраться в том, где выгоднее всего открывать бизнес, нужно рассматривать каждый отдельный кантон, каждое отдельное муниципальное образование.

Преимущества налогоплательщиков Швейцарии

Швейцарская система налогообложения такова, что некоторым налогоплательщикам приходится платить всего один невысокий налог. Не предусмотрены жёсткие меры наказания для тех, кто уклоняется от уплаты.
Причина такого подхода в том, что в Швейцарии традиционно интересы каждого конкретного гражданина ставятся выше интересов всего государства. Если вы что-то не уплатили, вас не станут привлекать к суду, а сочтут, что вы просто забыли.

Так выглядит паспорт гражданина Швейцарии

Никаких санкций, только простое напоминание об обязательствах перед государством, кантоном и коммуной. Даже если имел место суд, касательно неуплаты налогов (что случается крайне редко), совсем необязательно, что выигрыш будет на стороне государства.

Если речь идёт не об уголовных преступлениях, легендарные швейцарские банки не обязаны разглашать информацию о налогоплательщиках. Многие иностранные граждане, являющиеся клиентами банков Швейцарии, умело пользуются этим обстоятельством. Что касается откровенных мошенников, то к ним меры строги, как и в любом другом государстве.

Налоговые каникулы в Швейцарии

Налогоплательщики многих стран признают, что Швейцария фантастически выгодная для жизни и бизнеса страна. Одним из приятных моментов является возможность взять, так называемые налоговые каникулы, то есть, перестать платить некоторые виды налогов или снизить их размер на срок 10 лет.

Всё, что для этого нужно, это заняться бизнесом, который, по мнению властей, является необходимым. Также нужно создать на предприятии от десяти до двадцати рабочих мест.

Что не облагается налогом

Подоходный налог обязаны платить как резиденты страны, так и нерезиденты, проживающие на её территории. Даже если нерезидент не устроился на работу в Швейцарии, через три месяца нахождения в государстве, с него взимается налог.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов:

  • выгоды от беспроцентных или низкопроцентных кредитных соглашений;
  • отчисления работодателей в пенсионные программы, санкционированные государством;

Сравнение пенсионных выплат в Швейцарии с другими странами

Что касается таких видов доходов, как алименты, компенсации и пенсии, то их налогообложение осуществляется в особом порядке.

Выгодные и невыгодные кантоны

Если вас интересует открытие бизнеса в Швейцарии или вы вознамерились переселиться в экономически благоприятную страну, нелишним будет узнать, какие кантоны являются самыми выгодными для налогоплательщиков, а в каких условия для физических и юридических лиц, в сравнении с другими независимыми территориальными образованиями, более жёсткие.

Сравнение налоговых сборов в Швейцарии с другими странами

На 2018 год самыми приятными в налоговом плане являются районы центральной Швейцарии. Куда как меньше повезло тем, кто обосновался в Романди. Некоторые кантоны особенно благоприятны для определённых условий. Так, если у вас нет зарегистрированной второй половинки, а годовой доход равен пятидесяти тысячам франков, в Цуге вам придётся платить всего 1 551 франк всех причитающихся государству, кантону и муниципалитету налогов. Для лиц с такими же условиями, но проживающих в Нойенбург/Невшатель налоговая ставка будет равняться 5 969, превышая налоги Цуга почти в четыре раза.

В то время как жители кантонов Базель-Штадт, Юра и Золотурн несут налоговое бремя в размере, превышающем 10%, прописавшиеся в Тичино, Цюрихе и Швице платят от 5,3% до 7%. Если рассматривать ситуации семейных граждан, к примеру, отца двоих детей, годовой доход которого равен ста тысячам франков, то и тут самым перспективным из всех кантонов окажется Цуг.

Счастливому отцу семейства придётся отчислять всего 1 676 франков. Чуть больше придётся отдавать аналогичным гражданам Тичино, Швица и Женевы. А вот папашам, уже упомянутого выше, Нойенбурга опять не повезло. Они должны будут отдавать аж 10 006 франков. Чуть меньше отберёт кантон у отцов Юра, Во, Золотурна и Берна.

Если вы являетесь преуспевающим, но бездетным гражданином с семейным доходом двести тысяч франков, в кантоне Цуг для лиц с подобным доходом отчисляемой суммой будет 10 599. Что касается ваших оппонентов в Нойенбурге, им придётся распрощаться с суммой в три раза превышающей вашу. В данном случае в число перспективных кантонов можно отнести также Нидвальден, Швиц, Обвальден и Ури. К невыгодным – Во, Юра, Базель-Штадт и Золотурн.


Не упоминаемые кантоны находятся на среднем уровне между выгодными и невыгодными. Самым перспективным во всех отношениях является Цуг. В 2018 году Швейцария не утратит своей привлекательности для тех, кто ищет удобное место для жизни и процветания. Страна являет собой пример того, что даже при незначительных налогах, взимаемых с физических и юридических лиц, государство может процветать и множить свои богатства.

Налоги в Швейцарии

Швейцария интересна россиянам не только своими захватывающими пейзажами и уникальными архитектурными строениями. Многих привлекли перспективы открытия доходного бизнеса и то, что налоги в Швейцарии при всей своей сложности и запутанности, являются одними из самых низких в Европе. В деле налогообложения Швейцария обошла даже Украину, где налогоплательщикам приходиться отдавать до 55 %.

Часовая башня и улица в Берне

Особенности налоговой системы в Швейцарии

На самом деле швейцарская система налогообложения кажется сложной только на первый взгляд. Если вы уясните себе, что она имеет несколько уровней, вам станет проще разобраться, что к чему. Граждане развитого европейского государства в 2018 году платят налоги следующих видов:

Схема налоговой системы в Швейцарии

  • федеральные;
  • кантональные;
  • муниципальные.

Федеральные налоги платят все граждане государства. Кантональные налоги тоже платят все, только тут у каждого они свои. Конституция свободолюбивой либеральной страны дала кантонам право самостоятельно разрабатывать свою внутреннюю налоговую систему. То есть, сумма, которую вам придётся отчислять, зависит от того, в каком кантоне страны вы обосновались.

Муниципальные налоги – это выплаты, которые идут в казну конкретного населённого пункта. Суммарно выходит около 25% от доходов. Что весьма привлекательно и для физических, и для юридических лиц.

Налоги федерального уровня

Федеральных налогов в Швейцарии не так много. Это:

  • проценты с доходов корпораций;
  • расчётный налог;
  • НДС, который популярен во всех странах;
  • подоходный с физических лиц и т. д.

Карта показывающая размер денег остающихся у швейцарской семьи после выплаты всех налогов

Если сравнивать ставки налогообложения, то видна их явная конкурентоспособность со всеми известными налоговыми системами развитых стран мира.

Так, налог на прибыль, взимаемый со швейцарских корпораций, варьирует в рамках от 3,63% до 9,8%. На федеральном уровне облагается налогами акционерный капитал. Всего 0,825 %. Общий для всех кантонов налог с оборота колеблется в рамках от 6,2% до 9,3%.

Что касается НДС, в данном случае налогообложение приведено к общим стандартам, действующим в Евросоюзе. Ставка в 2016 году составляла 7,6 %. Она не окончательна и имеет отношение не ко всем товарам и услугам. В отношении некоторых товаров и услуг действует несколько сниженный процент.

Если компания Швейцарии занимается торговлей за пределами страны, её прибыли могут не регистрироваться и не облагаться НДС. Из доходов, действующих в государстве учреждений, юридических и физических лиц, ассоциаций, не обладающих статусом юридических лиц, товариществ и т. д.

НДС взимается только в том случае, если годовой оборот налогооблагаемой деятельности превышает 100000 CHF. Если оборот не достиг указанной суммы, плательщик освобождается от уплаты НДС.

Кантональные налоги

На территории Швейцарии по состоянию на 2016 год действовало 26 свободных кантонов. Главными источниками налогов в кантонах являются:

  • налоговый сбор за дарение и наследование;
  • на корпоративную прибыль (в расчёт берётся сумма чистой прибыли, включающая и ту, что получена за рубежом);
  • земельный доход;
  • на домашнее хозяйство;
  • на собак;
  • выигрыш в лотерею;
  • заведения увеселительного плана;
  • водопроводные станции;
  • внешнюю рекламу;
  • подоходный с физических лиц и т. д.


Важным моментом является то, что чистая прибыль в законном порядке может учитывать, то есть вычитать полученные в течение прошедших 7 лет убытки. Сюда также включаются расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, резервы и провизия. Всё это учитывает не только кантональное, но и федеральное налогообложение.

Каждый отдельный налог в кантонах может иметь различные процентные ставки. К примеру, налог на прибыль компаний в кантонах имеет двадцать шесть уровней. Он может быть равен и 4%, и 25%.

Если рассмотреть Шаффхаузен, то по местным законам, если компания отдала под швейцарское налогообложение минимум 15 % своей прибыли, взимаемые на федеральном и кантональном уровнях проценты будут в совокупности будут равняться 10,4%.

В Цуге, если корпорация имеет доходы до 100 000 франков, с неё вычтут всего 4%, если больше – 7%. В Женеве налог колеблется в рамках от 4 до 16%.

Карта Швейцарии с указанием кантонов

Сложнее всего разобраться в кантональных налогах. Задача усложнится, если вникать в каждый кантон. Но как бы сложно ни было понять хитросплетения налоговых обязательств, в Швейцарии, как говорилось выше, в совокупности они не превышают 25%. И это даёт возможность экономической системе Швейцарии быть на уровень выше всех своих конкурентов.

Муниципальное налогообложение

Размеры муниципальных, или, как ещё принято говорить, коммунальных налогов, в различных кантонах и городах составляют от кантональных от 90% до 140%. Если учесть, что по состоянию на 2016 год в Швейцарии числилось 2 551 муниципальных единиц, то тут есть над чем поразмыслить.

Общими для всех муниципальных образований являются следующие виды налогов:

Муниципальные налоги во многом дублируют федеральные и кантональные.

Процентное соотношение муниципальных налогов в Швейцарии

Чтобы разобраться в том, где выгоднее всего открывать бизнес, нужно рассматривать каждый отдельный кантон, каждое отдельное муниципальное образование.

Преимущества налогоплательщиков Швейцарии

Швейцарская система налогообложения такова, что некоторым налогоплательщикам приходится платить всего один невысокий налог. Не предусмотрены жёсткие меры наказания для тех, кто уклоняется от уплаты.
Причина такого подхода в том, что в Швейцарии традиционно интересы каждого конкретного гражданина ставятся выше интересов всего государства. Если вы что-то не уплатили, вас не станут привлекать к суду, а сочтут, что вы просто забыли.

Так выглядит паспорт гражданина Швейцарии

Никаких санкций, только простое напоминание об обязательствах перед государством, кантоном и коммуной. Даже если имел место суд, касательно неуплаты налогов (что случается крайне редко), совсем необязательно, что выигрыш будет на стороне государства.

Если речь идёт не об уголовных преступлениях, легендарные швейцарские банки не обязаны разглашать информацию о налогоплательщиках. Многие иностранные граждане, являющиеся клиентами банков Швейцарии, умело пользуются этим обстоятельством. Что касается откровенных мошенников, то к ним меры строги, как и в любом другом государстве.

Налоговые каникулы в Швейцарии

Налогоплательщики многих стран признают, что Швейцария фантастически выгодная для жизни и бизнеса страна. Одним из приятных моментов является возможность взять, так называемые налоговые каникулы, то есть, перестать платить некоторые виды налогов или снизить их размер на срок 10 лет.

Всё, что для этого нужно, это заняться бизнесом, который, по мнению властей, является необходимым. Также нужно создать на предприятии от десяти до двадцати рабочих мест.

Что не облагается налогом

Подоходный налог обязаны платить как резиденты страны, так и нерезиденты, проживающие на её территории. Даже если нерезидент не устроился на работу в Швейцарии, через три месяца нахождения в государстве, с него взимается налог.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов:

  • выгоды от беспроцентных или низкопроцентных кредитных соглашений;
  • отчисления работодателей в пенсионные программы, санкционированные государством;

Сравнение пенсионных выплат в Швейцарии с другими странами

Что касается таких видов доходов, как алименты, компенсации и пенсии, то их налогообложение осуществляется в особом порядке.

Выгодные и невыгодные кантоны

Если вас интересует открытие бизнеса в Швейцарии или вы вознамерились переселиться в экономически благоприятную страну, нелишним будет узнать, какие кантоны являются самыми выгодными для налогоплательщиков, а в каких условия для физических и юридических лиц, в сравнении с другими независимыми территориальными образованиями, более жёсткие.

Сравнение налоговых сборов в Швейцарии с другими странами

На 2018 год самыми приятными в налоговом плане являются районы центральной Швейцарии. Куда как меньше повезло тем, кто обосновался в Романди. Некоторые кантоны особенно благоприятны для определённых условий. Так, если у вас нет зарегистрированной второй половинки, а годовой доход равен пятидесяти тысячам франков, в Цуге вам придётся платить всего 1 551 франк всех причитающихся государству, кантону и муниципалитету налогов. Для лиц с такими же условиями, но проживающих в Нойенбург/Невшатель налоговая ставка будет равняться 5 969, превышая налоги Цуга почти в четыре раза.

В то время как жители кантонов Базель-Штадт, Юра и Золотурн несут налоговое бремя в размере, превышающем 10%, прописавшиеся в Тичино, Цюрихе и Швице платят от 5,3% до 7%. Если рассматривать ситуации семейных граждан, к примеру, отца двоих детей, годовой доход которого равен ста тысячам франков, то и тут самым перспективным из всех кантонов окажется Цуг.

Счастливому отцу семейства придётся отчислять всего 1 676 франков. Чуть больше придётся отдавать аналогичным гражданам Тичино, Швица и Женевы. А вот папашам, уже упомянутого выше, Нойенбурга опять не повезло. Они должны будут отдавать аж 10 006 франков. Чуть меньше отберёт кантон у отцов Юра, Во, Золотурна и Берна.

Если вы являетесь преуспевающим, но бездетным гражданином с семейным доходом двести тысяч франков, в кантоне Цуг для лиц с подобным доходом отчисляемой суммой будет 10 599. Что касается ваших оппонентов в Нойенбурге, им придётся распрощаться с суммой в три раза превышающей вашу. В данном случае в число перспективных кантонов можно отнести также Нидвальден, Швиц, Обвальден и Ури. К невыгодным – Во, Юра, Базель-Штадт и Золотурн.


Не упоминаемые кантоны находятся на среднем уровне между выгодными и невыгодными. Самым перспективным во всех отношениях является Цуг. В 2018 году Швейцария не утратит своей привлекательности для тех, кто ищет удобное место для жизни и процветания. Страна являет собой пример того, что даже при незначительных налогах, взимаемых с физических и юридических лиц, государство может процветать и множить свои богатства.

Налогообложение физических лиц в Швейцарии

В Швейцарии налоговая система устроена чрезвычайно сложным образом.

Во-первых, потому что налогообложение осуществляется сразу на трех уровнях – федеральном (применяется на всей территории Швейцарии), кантональном (действует на территории конкретного кантона) и муниципальном (ограничено пределами соответствующего муниципального образования).

Во-вторых, потому что разновидностей налогов в этом относительно небольшом государстве огромное множество: помимо «традиционных» налогов, таких как налог на доход, на прирост капитала, НДС, а также нескольких видов налога на имущество (к которым можно отнести и налог на богатство), существует и ряд довольно экзотических налогов. К ним можно отнести налог на право не служить в армии, налог на табак, налог на пиво, на автомобили, на казино и т.д.

В этой статье мы остановимся подробно на налогообложении доходов физических лиц, рассмотрим применимый преимущественно к иностранцам режим налогообложения на основании расходов и налог на богатство.

1. Налогообложение доходов

1.1. Общие принципы

Налогообложение доходов в Швейцарии происходит на трех уровнях – федеральном, кантональном и муниципальном.

Федеральное налогообложение доходов физических лиц регулируется законом «О прямом федеральном налоге» (Loi fédérale sur l’impôt fédéral direct du 14 décembre 1990, далее в этом разделе — «закон»).

Кантональное налогообложение регулируется законами кантонов и федеральным законом «О гармонизации прямых налогов кантонов и муниципальных образований» (Loi fédérale sur l’harmonisation des impôts directs des cantons et des communes du 14 décembre 1990).

Муниципальное налообложение чаще всего регулируется на уровне кантонального законодательства, но муниципалитеты имеют право самостоятельно варьировать налоговые ставки в пределах, определяемых кантональным законом. Муниципальные налоги уплачивается в составе кантонального налога, и уже затем распределяется по соответствующим бюджетам.

Все налоги на доход уплачиваются на основе единой налоговой декларации.

1.2. Федеральный налог

По общему правилу, под обложение федеральным подоходным налогом подпадают физические лица, являющиеся постоянными (domiciliées) или временными (séjournantes) резидентами Швейцарии.

Постоянными резидентами признаются лица, проживающие в Швейцарии «с намерением остаться там на долгий срок» (ст. 3 закона).

Под временными резидентами понимаются лица, проживающие в Швейцарии без существенных перерывов:

  1. в течение 30 дней и более (для тех, кто работает или ведет коммерческую деятельность в Швейцарии), либо
  2. в течение 90 дней и более (для тех, кто там не работает и коммерческой деятельности не ведет).

Резиденты, как постоянные, так и временные, уплачивают в Швейцарии налог со всех своих общемировых доходов. При этом доходы, получаемые от ведения деятельности через постоянные представительства за рубежом, а также доходы от зарубежной недвижимости выведены из-под швейцарского налогообложения (ст. 6 закона).

Иногда обязанность уплатить подоходный налог в Швейцарии возникает у лиц, не являющихся ни постоянными, ни временными резидентами. Это происходит, в частности:

  • при получении доходов от участия в капитале швейцарской компании,
  • при ведении деятельности через постоянное представительство в Швейцарии,
  • при получении доходов от швейцарской недвижимости,
  • при получении зарплат, пенсий, пособий и иных выплат в Швейцарии (ст. 4 и 5 закона).

Ставки налогов установлены по прогрессивной шкале. Ставка федерального налога варьируется от 0 до 11,5%.

Для лиц, не состоящих в браке и не имеющих детей, федеральный налог уплачивается по схеме, представленной в таблице 1[1].

Налогооблагаемый доход (швейцарские франки) в год

Сума налога на доход, обозначенный в колонке 1 (швейцарские франки)

Ставка налога на сумму, превышающую размер, указанный в колонке 1 (%)

Так, если резидент Швейцарии получит доход в размере 50,000 евро, то с суммы размером 41,400 евро он должен заплатить 217.90 евро, а с остальной части дохода — налог по ставке 2.64%. Таким образом, налог по ставке 2.64% будет уплачен с 8600 евро (50,000 – 41,400) и составит 227.04 евро, а совокупный налог будет равняться 444.94 евро (227.04+ 217.90).

Для лиц, состоящих в браке и(или) имеющих несовершеннолетних детей, федеральный налог уплачивается по схеме, представленной в таблице 2.

Налогооблагаемый доход (швейцарские франки) в год

Сума налога на доход, обозначенный в колонке 1 (швейцарские франки)

Ставка налога на сумму, превышающую размер, указанный в колонке 1 (%)

1.3. Кантональные и муниципальные налоги

Как уже упоминалось, налогообложение доходов в кантонах и муниципальных образованиях регулируется законами кантонов и федеральным законом «О гармонизации прямых налогов кантонов и муниципальных образований». (В некоторых, довольно редких, случаях муниципальные образования принимают свои собственные законы, регулирующие налогообложение доходов).

Процедура уплаты кантональных и муниципальных налогов аналогична той, что действует для федеральных налогов. Налог взимается с любых доходов, полученных от трудовой либо коммерческой деятельности и от эксплуатации недвижимого и движимого имущества на территории соответствующего кантона.

Доходы от продажи недвижимости облагаются налогом на прирост капитала и потому не подлежат обложению налогом на доход. Налог на прирост капитала при продаже недвижимости взимается только на уровне кантонов. Налоговые ставки зависят от длительности владения недвижимостью и от размера прибыли, полученной при ее продаже.

Кантональные налоги, как и федеральные, уплачиваются по прогрессивным ставкам.

Муниципальный налог, взимаемый в дополнение к кантональному и федеральному, рассчитывается на основании суммы кантонального налога, умноженной на коэффициент соответствующего муниципального образования. Коэффициенты варьируются от 0,75 до 1,24.

Для примера рассмотрим ставки кантональных налогов в Цюрихе и Женеве.

Для лиц, не состоящих в браке и не имеющих детей, кантональный налог Цюриха уплачивается по схеме, представленной в таблице 3.

Налогооблагаемый доход (швейцарские франки)

Сума налога на доход, обозначенный в колонке 1 (швейцарские франки)

Ставка налога на сумму, превышающую размер, указанный в колонке 1 (%)

Для лиц, состоящих в браке и(или) имеющих несовершеннолетних детей, кантональный налог в Цюрихе уплачивается по схеме, представленной в таблице 4.

Налогооблагаемый доход (швейцарские франки) в год

Сума налога на доход, обозначенный в колонке 1 (швейцарские франки)

Ставка налога на сумму, превышающую размер, указанный в колонке 1 (%)

Женева

В Женеве кантональный подоходный налог уплачивается по сложной схеме, основанной на прогрессивной шкале, и в обобщенном виде сводится к показателям, обозначенным в таблице 5.

Налогооблагаемый доход (швейцарские франки)

Лица, состоящие в браке, уплачивают налог с 50% от совокупного дохода пары каждый. Одинокие родители платят налог с 50% своего дохода.

1.4. Налог у источника с выплат за рубеж

Некоторые доходы, выплачиваемые из Швейцарии в пользу нерезидентов, облагаются налогом у источника выплаты. В частности, к таким доходам относятся дивиденды, проценты по банковским вкладам и депозитам, а также проценты по облигациям, эмитированным швейцарскими организациями (проценты, выплачиваемые по обычным займам, налогом у источника не облагаются[2]).

Налогообложение происходит на федеральном уровне. Ставка налога у источника составляет 35%[3]. Однако если выплата осуществляется в пользу резидента страны, имеющей со Швейцарией соглашение об избежании двойного налогообложения, налог у источника можно уменьшить до ставки, установленной соглашением. Например, по соглашению с Россией ставку по дивидендам при определенных условиях можно уменьшить до 5%, в по процентам – до нуля[4].

1.5. Налогообложение на основании величины расходов

Одной из интересных особенностей швейцарской налоговой системы является режим налогообложения на основании величины расходов (I’imposition d’après la dépense). Это специальный налоговый режим, позволяющий принимать за налоговую базу не доходы, а расходы налогоплательщика.

Режим налогообложения на основании расходов действует на федеральном уровне и на уровне некоторых кантонов. В частности, этот режим в настоящее время применяют кантоны Граубюнден (Graubünden), Вале (Valais), Во (Vaud), Тичино (Ticino), Нидвальден (Nidwalden), Женева (Geneva).

В большинстве кантонов он заменяет налог на доход и налог на богатство.

На федеральном уровне он регулируется ст. 14 закона «О прямом федеральном налоге[5]», на уровне кантонов – ст. 6 федерального закона «О гармонизации прямых налогов кантонов и муниципальных образований[6]» и законами кантонов.

28 сентября 2012 года были приняты поправки к законам «О прямом федеральном налоге» и «О гармонизации прямых налогов кантонов и муниципальных образований[7]». Новые поправки ужесточают режим налогообложения на основании расходов, делают его сложнее и дороже. Изменения, вносимые в оба закона, по сути идентичны. Основное различие заключается в том, что вступают в силу эти поправки не одновременно, а с разницей в два года. Поправки к закону «О гармонизации. » действуют начиная с 1 января 2014 года, а поправки к закону «О прямом федеральном налоге» — вступают в силу только с 1 января 2016 г.

Для начала приведем условия, действующие на уровне федерального налога до 1 января 2016 года.

По действующим правилам, режимом налогообложения на основании расходов могут воспользоваться физические лица, приехавшие в Швейцарию для проживания в первый раз или после не менее чем десятилетнего перерыва и не занимающеся там никакой предпринимательской деятельностью.

Для расчета федерального налога за налоговую базу принимается наибольшая из следующих величин[8]:

  1. сумма всех расходов налогоплательщика и лиц, находящихся на его иждивении, понесенных в течение соответствующего финансового года: расходы на аренду жилья, коммунальные платежи, затраты на обучение, занятия спортом, расходы на путешествия, на покупку и содержание транспортных средств, домашних животных и т.д.,
  2. сума всех доходов, происходящих от источника в Швейцарии (недвижимость, инвестиционный доход, в т.ч. от ценных бумаг, доходы от передачи в пользование авторских прав, лицензионный доход и т.д.),
  3. годовая сумма арендных расходов:
    1. если налогоплательщик самостоятельно или с семьей проживает в съемном или собственном помещении — пятикратная годовая арендная стоимость данного помещения (при проживании в собственном помещении за основу берется гипотетическая стоимость его аренды),
    2. для остальных налогоплательщиков – двукратная годовая стоимость проживания в отеле, пансионе и т.д., включая оплату питания, услуг по уборке и т.д[9].

Налог уплачивается по обычным ставкам, приведенным в таблицах 1 и 2.

К кантональным налогам с 2014 года применяется новый, более строгий, режим. Он же будет применяться и к федеральному налогу начиная с 1 января 2016 года. Вот его характеристика в обобщенном виде.

Во-первых, изменяются условия применения режима налогообложения на основании расходов.

Требование о проживании за пределами Швейцарии в течение последних 10 лет и о воздержании от ведения предпринимательской деятельности будут теперь распространяться не только на налогоплательщиков, но и на проживающих с ними супругов. Если хотя бы один из супругов не удовлетворяет этим требованиям, спецрежим к ним неприменим.

Во-вторых, изменяется размер налога. Для расчета налога за базу будет приниматься наибольшая из следующих величин[10]:

  1. 400 тыс. швейцарских франков (это сумма федерального налога; кантоны, поддерживающие режим налогообложения на основании расходов, обязаны установить собственный минимальный уровень[11]),
  2. сумма всех расходов налогоплательщика и лиц, находящихся на его иждивении, понесенных в течение соответствующего финансового года: расходы на аренду жилья, коммунальные платежи, затраты на обучение, занятия спортом, расходы на путешествия, на покупку и содержание транспортных средств, домашних животных и т.д.,
  3. сума всех доходов, происходящих от источника в Швейцарии (недвижимость, инвестиционный доход, в т.ч. от ценных бумаг, лицензионный доход и т.д.),
  4. годовая сумма арендных расходов:
    1. если налогоплательщик самостоятельно или с семьей проживает в съемном или собственном помещении – семикратная годовая арендная стоимость данного помещения (при проживании в собственном помещении за основу берется гипотетическая стоимость его аренды),
    2. для остальных налогоплательщиков – трехкратная годовая стоимость проживания в отеле, пансионе и т.д., включая оплату питания, услуг по уборке и т.д.

Налог уплачивается по обычным ставкам (для федерального налога ставки приведены в таблицах 1 и 2, для кантонов Цюрих и Женева — в таблицах 3, 4 и 5).

Для тех, кто на момент вступления закона в силу применял режим налогообложения на основании величины расходов, предусмотрен переходный период – они в течение пяти лет могут уплачивать налог на прежних условиях.

2. Налог на богатство

Все швейцарские кантоны взимают со своих резидентов налог на богатство (l’impôt sur la fortune). Под налогообложение подпадают все активы налогоплательщика за минусом документально подтвержденных обязательств. В частности, декларированию подлежат средства на банковских счетах, акции, облигации, паи в фондах, автомобили, морские и воздушные суда, недвижимость, драгоценности и т.д. Заемные активы, а также предметы домашнего хозяйства не учитываются для целей налогообложения. Недвижимые активы, расположенные за пределами Швейцарии, включаются в доход для целей исчисления налоговой ставки, но не включаются в налоговую базу при исчислении суммы налога.

В Цюрихе не облагаются налогом на богатство активы, сумма которых не превышает 77 тыс.швейцарских франков (для супружеских пар – 154 тыс. франков). Активы сверх этой суммы облагаются по прогрессивной ставке от 0,05 до 0,3%.

В Женеве ставка варьируется от 1,75 до 4,5%, при этом налогоплательщикам предоставляется налоговый вычет в размере 82.839 франков для взрослых и 41.420 франков для детей.

Выводы

Налогообложение доходов в Швейцарии возможно на трех уровнях – федеральном, кантональном и муниципальном, причем для большинства доходов оно возникает сразу на всех трех (есть и исключения, к примеру, прирост капитала при отчуждении недвижимости облагается только на уровне кантонов).

Некоторые категории налогоплательщиков, преимущественно состоятельные иностранцы, при некоторых условиях имеют право вместо уплаты подоходного налога применять режим налогообложения на основании величины расходов (режим, который применяется на федеральном уровне и в некоторых кантонах).

Этот налоговый режим в большинстве кантонов заменяет не только налог на доход, но и налог на богатство, взимаемый с ценных активов, принадлежащих налогоплательщикам.

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990

[1] Loi fédérale sur l’impôt fédéral direct, Art. 36

[2] Loi fédérale sur l’impôt anticipé, Art. 4.

[3] Loi fédérale sur l’impôt anticipé, Art. 13 (2).

[4] Ст. 10 и 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (в ред. от 24.09.2011).

[5] Loi fédérale sur l’impôt fédéral direct, Art. 14.

[6] Loi fédérale du 14 décembre 1990 sur l’harmonisation des impôts directs des cantons et des communes.

[7] Loi fédérale sur l’imposition d’après la dépense du 28 septembre 2012.

[8] Ordonnance sur l’imposition d’après la dépense en matière d’impôt fédéral direct, Art. 1.

[9] Circulaire n° 9 de l’Administration fédérale des contributions concernant l’imposition d’après la dépense en matière d’impôt fédéral direct du 3 décembre 1993, p. 3.

[10] Loi fédérale sur l’imposition d’après la dépense du 28 septembre 2012, Art.1.

[11] Loi fédérale sur l’imposition d’après la dépense du 28 septembre 2012, Art.2.

Читайте так же:  Требования к устройству оснований фундаментов
Sociologs.ru 2019 Все права защищены