Шмелева и а введение в профессию психология учеб пособие спб

Введение в профессию. Психология: Учебное пособие

Дело в том, что данное учебное пособие не соответствует в содержательном плане ни общепрофессиональным дисциплинам по психологии, ни такой дисциплине, как «Введение в психологию». Более того, сам пафос книги относит ее к категории изданий, адресованных не студентам, а школьникам, находящимся на стадии выбора профессии или в крайнем случае к слушателям подготовительных курсов. Изучение данной книги студентами, уже обучающимися на том или ином факультете психологии, попросту нецелесообразен, так как те вопросы и задачи, коорые ставятся перед читателем, ими уже решены на предшествующем этапе развития. Что же касается еще одной задачи, которую мог бы решать подобного рода материал, а именно задачи «мифотворчества» в начале профессионального пути, то в этом плане данная книга явно проигрывает целому ряду более интересных, ярких и увлекательных изданий.

Раздел I. Психология и культурное наследие человечества (истоки психологического знания)

Глава 1. Наследие Древней Эллады и Древнего Рима

Психология и древнегреческая мифология
Психологическое знание в философских трактатах древних
Описания человеческих поступков и черт характера в литературных памятниках
Народная мудрость, художественная литература и живопись как хранилища житейского психологического знания
Резюме
Вопросы для размышления
Литература

Глава 2. О психологической культуре и психологической грамотности

Что такое психологическая культура и психологическая грамотность
Представления абитуриентов о роли психологии на рубеже веков
Отражение роли психолога в массовом сознании
Впечатления психолога о кросс-культурных различиях в психологической культуре
Профессиональная культура пециалиста-психолога
Вопросы для размышления
Литература

Раздел II. Психология как наука

Глава 3. Виды психологического знания

Отличие житейского психологического знания от научного
Парапсихология, трансперсональная психология
Научное психологическое знание
Вопросы для размышления
Литература

Глава 4. Отрасли современной психологии

Общая, социальная и дифференциальная психология
Прикладные отрасли психологии
Место психологии в системе наук
Вопросы для размышления
Литература

Глава 5. Методология и методы психологического исследования

Вопросы для размышления
Литература

Глава 6. История развития психологии как науки

Вопросы для размышления
Литература

Раздел III. Профессиональная подготовка психологов

Глава 7. Профессиональная подготовка психологов в России

Структура образовательной программы
Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
Вопросы для размышления
Литература

Глава 8. Особенности профессиональной подготовки психологов в Европе

Область минимальных стандартных требований подготовки психологов в европейских университетах
Вопросы для размышления
Литература

Раздел IV. Психология как профессия

Глава 9. Мотивация выбора профессии

Вопросы для размышления
Литература

Глава 10. Профессионально-личностный портрет психолога

Вопросы для размышления
Литература

Глава 11. Роль психолога в современном обществе. Сферы профессиональной деятельности специалиста-психолога

Психологическое консультирование и коррекция (медико-социальная сфера)
Психологическая консультативно-диагностическая деятельность (образовательная сфера)
Психологическое консультирование по раннему детскому развитию
Медико-психологическое и социально-психологическое консультирование, коррекция последствий посттравматического стрессового расстройства
Вопросы для размышления
Литература

Глава 12. Профессиональные психологические ассоциации

Вопросы для размышления
Литература

Глава 13. Выдающиеся психологи ХХ столетия

Николай Яковлевич Грот
Джон Виддап Берри
Психологи — лауреаты Нобелевской премии
Вопросы для размышления
Литература

Глава 14. Этические принципы работы психолога

Понятие об этических принципах
Принципы глобальной этики
Международный этический кодекс психолога
Этический кодекс Российского психологического общества
Вопросы для размышления
Литература

Приложение 1. Обзор интернет-ресурсов по психологии
Приложение 2. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Введение в профессию: психология»

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Федеральное агентство по образованию рф

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

для студентов факультета психологии

Печатается по решению кафедры общей психологии Башгосуниверситета

Протокол № 5 от 2.04.2010

Автор: В.Г. Давтян

Тема 1.Психологические знания и их истории. 4

Тема 2. Виды профессиональной деятельности психологов.6

Тема 3. Психологическая работа в разных сферах. 7

Тема 4.Подготовка профессиональных психологов. 8

Тема 5. Профессиональные и личностные качества психолога. 9

Тема 6.Этические принципы работы психолога. 9

Тема 7. Проблемы профессиональной компетентности молодых специалистов. 10

Читайте так же:  Инвентаризация материальных ценностей образец заполнения

Контрольные вопросы …. 12

Тест знания …. 15

Темы для контрольных работ. 33

Список основной литературы. 36

Дополнительная литература. 36

Курс введение в профессию входит в федеральный компонент ГОС ВПО специальности «030301- Психология».

Цель дисциплины : Формировать у студентов представления

об основных направлениях профессиональной деятельности психолога.

формировать у студентов знания о научной и житейской психологии;

формировать знания о содержании каждого вида профессиональной деятельности психолога;

формировать представления о теоретической и практической психологии.

Тема 1. История развития психологических знаний

Вопросы для обсуждения:

1. Научная и житейская психология.

2. Психологические знание и их истории.

3. Психология как самостоятельная наука.

1. Карандашев В. Н. Психология : Введение в профессию: Учебное. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3- е изд., стер. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005 .- 382 с.

Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2007. — 253 с.:ил.- (Серия « Учебное. Пособие»).

Психолог: Введение в профессию: учебное. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Фокин, Т. М . Буякас, О. Н . Родина и др.; под ред. Е . А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.

Задания для СРС

Подготовить рассказ «Моя первая встреча с психологом».

Вопросы для обсуждения:

1.Отрасли научной психология.

2. Связи психологии с другими науками.

3. Психология как профессиональная общность.

Карандашев В. Н. Психология : Введение в профессию: Учебное. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3- е изд., стер. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005 .- 382 с.

Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2007. — 253 с.:ил.- (Серия « Учебное. Пособие»).

Психолог: Введение в профессию: учебное. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Фокин, Т. М . Буякас, О. Н . Родина и др.; под ред. Е . А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.

2 . Вачков И. В ., Гриншпун И. Б ., Пряжников Н. С . Введение в профессию «психолог» : Учебное пособие/ Под. ред. И . Б. Гриншпуна. — М.: Издательство Московского психолога — социального института ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. — 464с. (Серия «Библиотека психолога»).

Задания для СРС

1. Подготовить сочинение «Почему я хочу быть психологом.»

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Помощь
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин

Электронный каталог: Шмелева, И.А. — Введение в профессию ‘Психология’

Шмелева, И.А. — Введение в профессию ‘Психология’

Шмелева, И.А.
Введение в профессию ‘Психология’ : учебное пособие / И.А. Шмелева. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 253 с. : ил. – (Учебное пособие) . – ISBN 5-469-00546-1.

Знакомство со спецификой профессиональной деятельности психолога, осознание мотивации выбора данной профессии. Описаны сферы приложения психологических знаний в современной общественной практике и виды деятельности профессионального психолога

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Помощь
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин

Электронный каталог: Шмелева, И.А. — Введение в профессию. Психология

Шмелева, И.А. — Введение в профессию. Психология

Шмелева, И.А.
Введение в профессию. Психология : учебное пособие / И.А. Шмелева. – Санкт-Петербург : ЭКСМО, 2010. – 272 с. – (Психологическое образование) . – 17 усл. печ. л. – 1500 экз. – ISBN 978-5-699-40157-4.

Учебное пособие знакомит недавних абитуриентов со спецификой профессиональной деятельности психолога, помогает осознать мотивацию выбора данной профессии. Автор описывает сферы приложения психологических знаний в современной общественной практике и виды деятельности профессионального психолога. В отличие от аналогичных пособий в этом издании рассматриваются новые прикладные области психологии, приводятся биографии психологов, тексты из мирового культурного наследия, описываются случаи из практики. Текст сопровождается иллюстрациями. Данное учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности «Психология», но, без сомнения, будет интересно всем, кто делает первые шаги на сложном и увлекательном пути профессионального самоопределения.

Дураченко Оксана Алексеевна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебники и учебные пособия

Основная литература

  1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136с.
  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1., Часть 2. – М.: Генезис, 2007. – 160с.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159с.
  4. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 344с.
  5. Плотников С.Г., Войтюк Д.К., Карпикова Е.А. Активное социально-психологическое обучение психологов: теория и методы: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: МПГУ (филиал в Новосибирске), 2011. – 272с.
  6. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник: Игры, тесты, упражнения. – М.: Психотерапия, 2008. – 416с.
  7. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176с.
  8. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. – М.: ИП РАН, 2008. – 344с.
  9. Шмелева И.А. Введение в профессию психология: учеб. пособие / И. А. Шмелева. — СПб.: Питер, 2007. — 253 с.
Читайте так же:  Оформление документов на возврат ндфл

Шмелева и а введение в профессию психология учеб пособие спб

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Диванная комната

• Развитие представлений о природе психологических явлений.

• Психология как наука и как система житейских знаний

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие о психике.

2. Типы психологического знания.

3. Связь психологии с другими науками.

4. Место психологии в системе наук.

6. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе.

7. Развитие учения о психике в рамках философских учений о сознании.

8. Развитие психологических знаний в рамках само­стоятельной науки — психологии.

9. Современные тенденции развития научной психо­логии.

10. Классификация разделов психологического знания.

11. Отрасли фундаментальной психологии.

12. Отрасли прикладной психологии.

13. Методологические проблемы психологического ис­следования.

14. Общенаучные принципы психологического иссле­дования.

15. Проблема эволюции психики.

16. Виды профессиональной деятельности психологов.

17. Научные исследования как вид деятельности пси­хологом.

18. Практическая психологическая работа как тип деятельности психолога.

20. Обучение психологическим знаниям как вид дея­тельности психологов.

21. Психологическая работа в медицинской работе.

22. Психологическая работа в образовании.

23. Психологическая работа в политике.

24. Психологическая работа с семьей.

25. Психология труда и организационная психология.

26. Психологическая работа в юридической сфере.

28. Психологическое консультирование как сфера профессиональной деятельности психолога.

29. Психологи как профессиональная общность.

30. Подготовка профессиональных психологов в Рос­сии.

31. Профессиональные качества психолога.

32. Этапы профессионального развития психологов.

33. Личность профессионала-психолога.

34. Профессиональная этика психолога.

Учебная дисциплина «Введение в профессию» при­звана ознакомить студентов с содержанием и структурой будущей профессиональной деятельности психолога. Она относится к циклу обще профессиональных дисциплин. Ее изучение направлено на приобретение первичных представлений о психологической науке, практической деятельности психолога, специфике психологического образования.

В процессе изучения данной дисциплины требуется сформировать у студентов представление о трех основ­ных формах существования психологической деятельно­сти: психология как научное знание, создаваемое и раз­виваемое силами ученых-исследователей; психология как определенная сфера практической деятельности, реализуемая практическими психологами; психология как сфера профессионального образования и подготовки кадров.

В результате изучения дисциплины «Введение в профессию» студенты должны:

иметь представление:

— об основных этапах развития психологической науки и практики;

— об основных проблемах психологического исследо­вания;

— об основных путях формирования и развития про­фессионализма специалиста-психолога в современных условиях;

знать:

— общие черты и различия житейской, научной и практической психологии;

— психологию как профессию;

— специфику учебно-профессиональной подготовки психологов;

— отличительные черты психологов как профессио­нальной общности;

— личность профессионала и пути ее становления;

— профессиональную этику психолога;

уметь:

— работать с психологической литературой, с мате­риалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к профилю подготовки студента;

— использовать полученные практические знания по психологи в условиях учебной деятельности и повсе­дневной жизни.

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «введение в профессию» по специальности «Психология»:

Житейская, научная и практическая психология

Психология как профессия;

Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов;

Психологи как профессиональная общность;

Личность профессиона­ла;

Профессиональная этика психолога.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Карандашев В. Н. Психология: Введение в профес­сию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2003. — 382 с.

Павлова Т. А. Введение в профессию: Психолог : учеб. пособие для студентов вузов. — М. : Аспект-Пресс, 2007. — 136 с.

Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология : учеб. пособие. — СПб. : Питер, 2007. — 256 с: ил. — (Се­рия «Учебное пособие»).

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Читайте так же:  Приказ 706 н от 230810 г с

Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию психолог»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Директор Академии психологии и педагогики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «ПСИХОЛОГ»»

Квалификация (степень) выпускника

Кафедра психологии управления и акмеологии

Курс _1_ Семестр _1_

Форма обучения заочная

Программа разработана: Чернова Анастасия Александровна, доцент кафедры психологии управления и акмеологии

Рецензент: Афанасенко И.В. доцент кафедры психологии личности ЮФУ, к.пс.н.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

Учебно-методического совета Кафедры психологии управления

Академии психологии и педагогики и акмеологии

от 02.09. 2014 г. № 1 от 02.09. 2014 г. № 1

кафедры психологии управления и акмеологии

от 12.09 2014 г. № 2

Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Введение в профессию психолог» включена в учебный план программы подготовки бакалавров по направлению «Психология». Освоение дисциплины предполагает формирование компетенций учащихся в области базового понимания истории появления профессии психолога, основных видов деятельности профессиональных психологов в научной и практических сферах, а также системы подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества. Основными принципами построения учебно-методического комплекса являются модульное структурирование образовательного процесса и компетентностный подход к формированию личности учащегося.

Цель освоения дисциплины – изучение истории накопления психологических знаний в науке и практике, а также основных отраслей психологии, организации деятельности психолога.

Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:

В практической деятельности:

— анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

В научно-исследовательской деятельности:

— Изучение научной информации отечественного и зарубежного опыта;

В педагогической деятельности:

— преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;

В организационно-управленческой деятельности:

— использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Введение в профессию » относится к вариативной части профессионального цикла (С.З) подготовки бакалавра.

Дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла : «История психологии», «Психология труда», «Основы консультативной психологии», «Психодиагностика», – те дисциплины, для которых прохождение дисциплины «Введение в профессию» необходимо как предшествующее. Данную учебную дисциплину дополняет последующее освоение «Социальной психологии », «Психологии личности», «Экспериментальной психологии» и др.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Студенты должны обладать следующими компетенциями:

1) способностью описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);

— основные этапы профессионализации личности, а так же динамику мотивационной сферы на разных этапах профессионального становления;

— проблему «модели специалиста»;

— особенности профессионализации студентов-психологов;

составить психологический портрет профессионала;

создавать оптимальные, эффективные психологические условия профессиональной деятельности;

— навыками определения и описания мотивационной и операциональной сферы профессионала;

— навыками прогнозирования и оценивания психологических условий профессиональной деятельности.

2) с пособностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-2);

— основные отрасли и подотрасли психологии;

— основные виды профессиональной деятельности психолога;

— основные сферы профессионализма;

— профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения;

— профессиональную этику психолога.

— выполнять задания, предусмотренные программой;

— свободно и адекватно использовать специальные термины;

— ориентироваться в различных отраслях, видах деятельности и направлениях психологии;

— соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;

навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с профессиональной этикой и служебным этикетом.

Содержание и структура дисциплины

Формирование психологии как самостоятельной науки

Место психологи среди других наук. Сравнительная характеристика житейской, научной и практической психологи. История развития практической психологии.

Основные отрасли и подотрасли психологии. Психология в образовании. Психология в здравоохранении. Психология в политике. Психология в сфере экономики. Юридическая психология. Психология в силовых структурах. Психология в спорте. Психология в рекламе. Психология в сфере социальных отношений. Психология труда и организационная психология.

Профессиональная деятельность и личность психолога

Психопрофилактика. Психологическая коррекция. Психодиагностика. Психологическое консультирование. Психотерапия. Социально-психологический тренинг.

Личность профессионала. Мотивация выбора профессии «психолог». Особенности профессионализации студентов-психологов.

Проблема «модели специалиста». Сравнительная характеристика квалифицированного и неквалифицированного практического психолога.

Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Основные этапы профессионализации личности.

Основные сферы профессионализма. Динамика мотивационной сферы на разных этапах профессионализации.

Социально-профессиональные ролевые позиции психологов. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога. Пути профессионального совершенствования психолога.

Профессиональная этика психолога.

Профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Зачет.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены