Регистрация реорганизации зао в ооо

Реорганизация ЗАО в ООО

Подборка наиболее важных документов по запросу Реорганизация ЗАО в ООО (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Реорганизация ЗАО в ООО

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Реорганизация ЗАО в ООО

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Реорганизация ЗАО в ООО

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Каков порядок проведения реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО?

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ), который вступил в силу с 01.09.2014, были внесены изменения в статьи ГК РФ (ст.ст. 57, 58, 59, 60 ГК РФ), регламентирующие процедуру реорганизации юридических лиц, в том числе в форме преобразования. В связи с этим правила, содержащиеся в иных нормативных правовых актах, с 01.09.2014 применяются в части, не противоречащей ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (п.п. 1, 4 ст. 3 этого федерального закона). Кроме того, отметим, что с 01.09.2014 к закрытым акционерным обществам (далее — общество, ЗАО) применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах (п.п. 1 и 9 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Порядок реорганизации акционерного общества (далее также — общество, АО) в форме преобразования в том числе в общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) предусмотрен п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ), ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ). Порядок представления документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).
1. Решение о реорганизации АО (соответственно, и ЗАО) в форме преобразования принимается на общем собрании акционеров (пп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона N 208-ФЗ) и оформляется протоколом общего собрания (ст. 63 Закона N 208-ФЗ). Требования к содержанию решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО изложены в п.п. 3, 3.1 ст. 20 Закона N 208-ФЗ. Такое решение должно содержать, в частности:
— наименование и сведения о месте нахождения ООО, создаваемого путем реорганизации ЗАО в форме преобразования;
— порядок и условия преобразования;
— порядок обмена акций ЗАО на доли участников в уставном капитале ООО;
— указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого ООО (директор, генеральный директор и т.п.), и о формировании других органов, если они создаются в новом юридическом лице, в частности ревизионной комиссии (либо об избрании ревизора), правления, совета директоров или наблюдательного совета. В решении о реорганизации указывается список членов этих органов (пп.пп. 4-7 п. 3 ст. 20 Закона N 208-ФЗ, п.п. 2, 4 ст. 32, ст. 41 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон N 14-ФЗ). Поскольку закон не устанавливает соответствующих ограничений, на должность единоличного исполнительного органа создаваемого ООО может быть избрано лицо, которое не является руководителем ЗАО;
— указание об утверждении Устава ООО с приложением данного документа (п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Закона N 14-ФЗ);
— указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта.
В связи с последним требованием отметим, что редакция нормы п. 5 ст. 58 ГК РФ до изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, предусматривала, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица переходили к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Новая же редакция этой нормы не содержит упоминания о передаточном акте, напротив, она устанавливает, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо иной формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Вместе с тем требование о необходимости составления передаточного акта при реорганизации путем преобразования предусмотрено в том числе пп. «д» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ. Общие положения ст. 59 ГК РФ о передаточном акте не содержат указаний на то, что они подлежат применению только в отношении каких-либо определенных форм реорганизации, а п. 2 этой статьи прямо предусматривает как необходимость представления надлежащим образом утвержденного передаточного акта для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, так и последствия несоблюдения этого правила.
Напомним, что до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в соответствие с положениями новой редакции ГК РФ эти акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. Положения Закона N 129-ФЗ, требующие составления передаточного акта в случае преобразования и его представления наряду с иными документами для государственной регис
трации, не противоречат нормам ГК РФ, следовательно, они подлежат применению.
Таким образом, исходя из формального толкования ст. 59 ГК РФ полагаем, что при принятии решения о реорганизации АО в форме преобразования следует составить и утвердить передаточный акт.
2. Обязанности хозяйственного общества в связи с реорганизацией в форме преобразования с 01.09.2014 претерпели существенные изменения. В п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ, содержащей гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются. Это означает, что в настоящее время при реорганизации в форме преобразования реорганизуемому лицу не требуется ни уведомлять о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган, ни публиковать (дважды с периодичностью один раз в месяц) в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации, равно как соблюдать порядок и сроки, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.
Требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации соответствующих сведений сохранилось в ряде федеральных законов (смотрите, в частности, ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, ст. 15 Закона N 208-ФЗ), однако, учитывая положения п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, приведенные нормы в соответствующей части не подлежат применению, поскольку противоречат ГК РФ (а именно п. 5 ст. 58 этого кодекса), в связи с чем при реорганизации путем преобразования не требуется совершать упомянутые действия, равно как соблюдать порядок и сроки, предусмотренные ст. 60 ГК РФ*(1).
Таким образом, с нашей точки зрения, при реорганизации АО в форме преобразования в ООО не требуется направлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003, утверждена приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-6/[email protected])), дважды публиковать сообщение о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]), уведомлять о реорганизации АО его кредиторов.
Отметим также, что в настоящее время юридическое лицо не обязано уведомлять о своей реорганизации налоговый орган (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, предусматривавший такую обязанность, утратил силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ). С 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о реорганизации и органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
3. В связи с созданием ООО в результате преобразования ЗАО в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, а именно:
— заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001, утвержденная Приказом N ММВ-7-6/[email protected]);
— устав ООО (в двух экземплярах, а в случае, если устав представляется в виде электронного документа, — в одном экземпляре);
— передаточный акт;
— документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4000 рублей — пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган ПФР определенных законом сведений о лицах, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также о застрахованных лицах и о перечисляемых в отношении них работодателем дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (взносах работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); заявитель вправе не представлять этот документ, в этом случае регистрирующий орган получает упомянутые сведения от территориального органа ПФР в порядке межведомственного запроса;
— если реорганизуемое общество является эмитентом облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг, представляется документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг в части замены эмитента (требования к форме документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).
Сроки представления этих документов в регистрирующий орган законом не установлены, поэтому ЗАО вправе представить их непосредственно после принятия решений, связанных с реорганизацией в форме преобразования.
С момента государственной регистрации юридического лиц
а, которое создается в результате реорганизации (п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации):
— реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной;
— преобразованное АО считается прекратившим свою деятельность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

9 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите разъяснения, представленные на официальном сайте ФНС России, например, «Вопрос: Требуется ли опубликование в органе печати сообщения о реорганизации юридического лица в форме преобразования? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», ноябрь 2014 г.)», «Вопрос: Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования представлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», ноябрь 2014 г.)».

ЗАО преобразовать в ООО

Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО представлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003? Требуется ли опубликование в органе печати сообщения о реорганизации юридического лица? Является ли полным пакет документов, представляемых в налоговый орган по п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО? Какие еще документы нужно представить?

Ф. Прилучный, г. Москва

Ответ. При реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган должно быть представлено уведомление по форме Р12003. Публиковать в органе печати сообщение о реорганизации не требуется.

Приведенный в п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ перечень документов является исчерпывающим, представлять в регистрирующий орган дополнительные документы при реорганизации в форме преобразования не требуется. Объясним подробно.

В силу п. 1 ст. 60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ). При этом на основании абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения ст. 60 ГК РФ. Ранее представители ФНС России разъясняли на официальном сайте этого ведомства, что процедура реорганизации в форме преобразования осуществляется без представления уведомления о начале процедуры реорганизации по форме Р12003 (Вопрос: «Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования представлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003?» (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», ноябрь 2014 г.), публиковать в органе печати сообщения о реорганизации юридического лица в форме преобразования также не требуется (Вопрос: «Требуется ли опубликование в органе печати сообщения о реорганизации юридического лица в форме преобразования?» (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», ноябрь 2014 г.), Письмо от 03.12.2014 № СА-4-14/[email protected]).

Читайте так же:  Тарифы осаго самара

Однако позднее Верховный Суд РФ в п. 27 Постановления Пленума от 23.06.2015 № 25 указал, что исключением из правила, предусмотренного абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ, является положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования. На сегодняшний день это разъяснение учитывается и в правоприменительной практике (п. 1.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 3 (2016), доведенного Письмом ФНС России от 10.10.2016 № ГД[email protected]).

Таким образом, при реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО необходимо представить в регистрирующий орган уведомление по форме № Р12003. Публиковать же в органе печати сообщение о реорганизации не требуется (Решение ФНС России от 28.10.2015 № 64-p, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 № 18АП-9714/16).

Пунктом 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые представляются в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в том числе и преобразования. Согласно п. 1 и 3 ст. 15 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, а представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ. При этом п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным законом. Иными словами, приведенный в п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ перечень документов является исчерпывающим, представлять в регистрирующий орган дополнительные документы при реорганизации в форме преобразования не требуется.

Преобразование ЗАО, ОАО в ООО

Нововведения в работе акционерных обществ с 01.09.2014

  • Ведение реестра акционеров требуется передать лицензированному регистратору;
  • Акционерные общества, созданные до 1 октября 2013 года, и ведущие реестр самостоятельно, должны это сделать до 1 октября 2014 года. Что касается АО, созданных после 01 октября 2013 – они обязаны заключить договор на ведение реестра уже при регистрации выпуска акций. Регулирует данные положения п.2 ст. 149 ГК РФ;
  • Обязательный ежегодный аудит всех акционерных обществ в соответствии с п.5 ст.67.1 ГК РФ;
  • Перерегистрация АО (приведение в соответствие с законом наименования и учредительных документов) в срок до первых изменений в учредительные документы;
  • Все решения акционеров теперь должны заверяться реестродержателем или нотариусом.

Преимущества реорганизации ЗАО в ООО:

  • Не проводится обязательный аудит бухгалтерской отчётности;
  • Не нужно платить регистратору за ведение реестра;
  • Не нужно приводить учредительные документы в соответствие;
  • Не нужно сдавать отчётность в ФНС и ФСФР по чистым активам;
  • Не нужно заверять решения учредителей реестродержателем или нотариусом.

Проведите преобразование ЗАО в ООО

Простой и эффективный способ упростить работу и исключить все вышеперечисленные условия – это реорганизация ЗАО в ООО.

Реорганизация (преобразование) ЗАО в ООО позволяет сохранить все права и обязанности реорганизуемого юридического лица, а также не увольнять работников, как в случае ликвидации.

При проведении реорганизации ЗАО в ООО в 2016 году нужно уведомить реестродержателя и заверить решение о реорганизации. До 01 октября 2014 реестродержателем могло быть само АО.
Реорганизацию часто называют перерегистрацией ЗАО в ООО.

Порядок процедуры и подготовка пакета документов

Предоставьте работу с документами специалистам компании «Аккаунт». Юридическое сопровождение процесса преобразования проводят опытные специалисты. Это позволяет достичь положительного результата процедуры преобразования. Вы можете доверить нам оформление документов, уведомление регистратора, работу с передаточным актом – всё это позволит Вашей организации избежать пустых затрат времени и средств.

Преобразование ЗАО в ООО – 33700 руб.

Госпошлина – 4000 руб., нотариальная заверка формы (Р12003, Р12001) – по 1700 руб. за форму, нотариальная заверка доверенности и её копия – 2200 руб.

После регистрации ООО необходимо уведомить ЦБ о погашении акций в течение 30 дней. Уведомление ЦБ осуществляется Заказчиком самостоятельно и в стоимость не включено.

Срок проведения процедуры реорганизации в форме преобразования 3,5 — 4 месяца.

  • Устав
  • Свидетельство о регистрации
  • Свидетельство о постановке на учёт
  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Копии паспортов директора, учредителей и их ИНН
  • Cведения об активах, имуществе, дебиторской и кредиторской задолженности (для составления передаточного акта)
  • Гарантийное письмо на юридический адрес (мы можем помочь)
  • Справка из ПФР (мы можем помочь)

При реорганизации через преобразование не требуется уведомлять ИФНС об УСН

Пояснения ФНС РФ о сроках сдачи декларации по земельному налогу при преобразовании организации

Получение возражения от заинтересованного лица является основанием для отказа в госрегистрации

Позиции Минфина РФ и ВС РФ по вопросу регистрации права на недвижимое имущество организации после преобразования

Разъяснения Минфина о порядке определения стоимости доли при преобразовании

Преобразование снова проводится в 2 этапа

Разъяснения Минфин РФ о порядке конвертации акций при преобразовании

Каковы основные причины многих отказов при регистрации ОАО?

Нотариусы при заверении форм АО теперь будут требовать выписку реестродержателя

Реорганизация ЗАО в ООО

Реорганизация ЗАО в ООО осуществляется в форме преобразования (п.1 ст.20 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208–ФЗ от 26.12.1995 г.). При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.5 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация ЗАО осуществляется по решению общего собрания акционеров (ст. 57 ГК РФ, ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208–ФЗ от 26.12.1995 г.). Общее собрание акционеров принимает решение о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций ЗАО на вклады участников ООО.

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации ЗАО обязано в письменной форме сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (преобразование), с приложением решения о реорганизации. Налоговый орган в срок не более трех рабочих дней с даты получения уведомления о начале процедуры реорганизации вносит в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. (п.1 ст.13.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В соответствии с п. 11 ст. 84 НК РФ в случае реорганизации налогоплательщика налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку.

Проверка в данном случае может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Кроме того, в соответствии с п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 13.06.1995 г. при реорганизации в обязательном порядке проводится инвентаризация имущества. Данные инвентаризации потребуются для составления передаточного акта, выявления задолженности перед кредиторами и пр.

В ходе процедуры реорганизации ЗАО уведомляет всех кредиторов о реорганизации. Кредиторы в данном случае вправе потребовать досрочно вернуть все долги. Одновременно ЗАО должно выкупить акции у тех участников, которые решили их продать.

В процессе преобразования ЗАО в ООО происходит обмен акций реорганизуемого общества на доли участников ООО в порядке, определенном в решении общего собрания акционеров ЗАО (подп. 3 п. 3 ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208–ФЗ от 26.12.1995 г.). Ценные бумаги ЗАО при их конвертации в доли аннулируются (п.8.3.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N07-4/пз-н).

Кроме того, с момента начала процедуры реорганизации ЗАО обязано дважды разместить в средствах массовой информации («Вестник государственной регистрации»), в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации в установленной законодательством форме.

После выхода повторного объявления в регистрирующий орган подается комплект документов для регистрации реорганизации в форме преобразования.

Как указано выше к появившемуся в результате преобразования ООО переходят все права и обязанности прежнего ЗАО. ЗАО должно составить передаточный акт и утвердить его на собрании акционеров. В это же время необходимо подготовить учредительные документы для государственной регистрации реформированной компании (ст. 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон о регистрации).

Передаточный акт должен содержать:

  • положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства. При этом, суммы задолженности должны быть расшифрованы по каждому контрагенту;
  • порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс.

На очередном заседании общего собрания утверждаются новые учредительные документы ООО и формируются его управляющие структуры. Обязательным условием преобразования ЗАО в ООО является подписание учредительного договора ООО всеми учредителями – акционерами реорганизуемого ЗАО (за исключением акционеров, воспользовавшихся правом выкупа акций).

Далее вновь создаваемое ООО проходит государственную регистрацию. В завершение процедуры государственной регистрации ООО получит по одному экземпляру зарегистрированных учредительного договора и устава, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ и о постановке на учет в налоговой инспекции.

При реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО идентификационный номер налогоплательщика ЗАО при снятии его с учета в налоговом органе признается недействительным, а вновь возникшему ООО присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика (Письмо Минфина России № 03-02-07/1-232 от 12.05.2010 г.).

После регистрации нового ООО изготавливается новая печать, меняется банковская карточка, происходит перерегистрация недвижимого имущества, автомобилей, товарных знаков, лицензий и т.п.

Порядок реорганизации ЗАО в ООО в 2018 году

В результате изменений в гражданском законодательстве в 2014 году и проведения реформы, в функционирование коммерческих предприятий и организаций также были внесены корректировки.

Так, это коснулось ЗАО, которые имеют два пути – передать другим предприятиям документы и ценные бумаги, или перевоплотиться в ООО.

В данном материале рассмотрим порядок реорганизации ЗАО в ООО в 2018 году, разберем детально пошаговую инструкцию, какие документы необходимо предоставить для перерегистрации и законного функционирования в новой организационной форме.

В данном разделе расскажем вам, что означает понятие реорганизация в форме преобразования ЗАО в ООО, для чего она проводится, в каких видах она проводится и какова специфика каждого вида.

Также немаловажным аспектом является нормативное регулирование данного вопроса, в котором мы детально разберемся.

Реорганизация юрлица представляет собой юридическую процедуру, нацеленную на формирование нового предприятия на базе существующей зарегистрированной компании посредством осуществления слияния, выделения, разделения или перерегистрации.

В итоге пошаговых действий формируется новая организация, являющаяся правопреемником старой в мере, определенной собственниками и участниками.

Надобность реорганизации может быть спровоцирована различными причинами, наиболее частыми из которых являются:

  • разделение предприятия между бизнес-партнерами;
  • подбор оптимальной формы управления предприятием;
  • формирование единого крупного предприятия вместо нескольких обособленных;
  • отделение дочерней компании от материнской с правом ведения самостоятельной коммерческой деятельности.

Чтобы грамотно провести всю процедуру, необходимо ознакомиться с нормами и положениями действующего законодательства и четко им следовать.

Закрытое акционерное товарищество являет собой форму организации предприятия, в котором все учредительские взносы вносятся в виде акций, они распределяются исключительно среди учредителей или небольшого количества заинтересованных граждан.

Процедура формирования и деятельности ЗАО устанавливается положениями ФЗ №208.

Общество с ограниченной ответственностью предполагает не разделение капитала на акции учредителей, а все учредительские взносы рассчитываются в качестве долей в уставном капитале предприятия.

Все учредители несут ответственность за потенциальные риски предпринимательской деятельности только в сумме своих взносов.

Формирование и функционирование ООО регулируется ФЗ №14. Юридически и практически ЗАО и ООО дублируют многие нюансы, именно по этой причине в 2014 году согласно изменений в Гражданском Кодексе РФ они были ликвидированы.

Вместо них были введены новые организационные формы – акционерные общества (публичные и непубличные) и ООО.

На данный момент ЗАО трактуется как непубличное акционерное общество. После правок в ГК РФ прошло несколько лет, однако вопрос преобразования и перерегистрации еще актуален.

Читайте так же:  3 группа 1 степень инвалидности размер пенсии

Какие бывают виды

Реорганизация юрдица представляет собой завершение деятельности одного предприятия с передачей правопреемства иной компании.

В итоге могут формироваться несколько новых предприятий, или происходить объединение нескольких в одно.

Существуют такие формы реорганизации:

Реорганизация ЗАО в ООО: алгоритм действий

Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 3 (118), март 2014

Бланк Наталия Робертовна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»

Преобразование общества на практике означает прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому, вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно-правовой формы. Другими словами, преобразование — это изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об акционерных обществах» закрытые акционерные общества (далее — ЗАО) могут преобразовываться в общества с ограниченной ответственностью или производственные кооперативы, а также в некоммерческую организацию. Как показывает практика, чаще всего преобразование ЗАО осуществляется именно в общества с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) характеризуется чертами, которые в определенной ситуации являются неоспоримыми преимуществами.

Например, в пользу ООО говорит простота учреждения бизнеса в связи с тем, что не надо регистрировать выпуск акций и отчет об итогах их размещения. У ООО отсутствуют обязанности по раскрытию информации, ведению реестра акционеров и т. д.

В отличие от акционерных обществ, ООО в гораздо большей степени является защищенным от вхождения в бизнес нежелательных партнеров, а также от возможной угрозы поглощения или же установления над ним контроля со стороны конкурентов.

Кроме того, эта форма ведения бизнеса позволяет принимать управленческие решения оперативнее, проще и с меньшим количеством бюрократических процедур, что особенно важно для повышения эффективности работы компании.

В рамках данной статьи рассмотрим процедуру преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, которая регламентируется пунктом 2 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 20 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Процедура реорганизации юридического лица включает в себя несколько этапов.

1. Подготовка к проведению реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

Решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом.

В обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание. В этом случае в уставе должны быть определены лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решение по данному вопросу принимается акционером единолично.

В данной статье алгоритм действий будет изложен с учетом того, что акции общества принадлежат двум и более акционерам, и процедуру реорганизации инициирует совет директоров (наблюдательный совет).

Совет директоров принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

  • Вынесение вопроса о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО на внеочередное общее собрание акционеров.
  • Утверждение плана мероприятий по реорганизации общества.
  • Утверждение сметы расходов на проведение реорганизации общества.
  • Проведение инвентаризации активов и обязательств ЗАО.
  • Подготовка проекта передаточного акта.
  • Подготовка проекта устава создаваемого ООО.
  • Проведение рыночной оценки стоимости одной акции ЗАО для целей выкупа акций.

Дело в том, что акционеры – владельцы голосующих акций, которые голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по данному вопросу, обладают правом предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Инвентаризация активов и обязательств преобразуемого ЗАО.

Обязательное проведение инвентаризации при реорганизации юридического лица предусмотрено пунктом 27 Положения по ведению бухучета, а также пунктом 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Цель инвентаризации заключается в том, чтобы все активы и обязательства ЗАО попали в передаточный акт и перешли к ООО, которое является полным правопреемником ЗАО.

3. Подготовка документов для реорганизации.

3.1. Разработка проекта передаточного акта.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества данного общества, а также возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей, которые могут произойти после даты составления передаточного акта.

Суммы задолженностей нужно обязательно расшифровать по каждому контрагенту. Поэтому компании, как указывалось выше, придется предварительно провести обязательную инвентаризацию имущества и обязательств, для чего в обществе создается инвентаризационная комиссия. Такое требование содержится в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н).

Форма акта законодательством не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, но с учетом требований законодательства.

Передаточный акт, согласно пункту 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н, может включать:

  • бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

3.2. Разработка проекта устава создаваемого ООО.

В уставе, как правило, содержатся сведения о том, что создаваемое общество является правопреемником общества, реорганизованного в форме преобразования.

4. Подготовка к проведению общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

Как уже отмечалось ранее, решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Совет директоров общества принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

4.1. Проведение внеочередного общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

При принятии решения по данному вопросу совет директоров должен определиться со следующими моментами:

  • дата, время, место проведения общего собрания, а в случае голосования бюллетенями — почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо, в случае проведения собрания в форме заочного голосования, — дата окончания приема бюллетеней и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
  • время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании;
  • форма собрания;
  • дата составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании;
  • повестка дня;
  • порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
  • информация (материалы), предоставляемая акционерам АО при подготовке к общему собранию по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования, и порядок ее предоставления:
  • сведения о кандидатах на должности членов ревизионной комиссии (ревизора), членов коллегиального исполнительного органа создаваемого ООО, а также лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО, и иная информация. Кандидатуры выдвигаются акционерами реорганизуемого общества в порядке, установленном действующим законодательством;
  • проекты решений общего собрания акционеров;
  • отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;
  • расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;
  • протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций;
  • проект решения о преобразовании;
  • обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о преобразовании;
  • проект передаточного акта и устава;
  • годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;
  • иная информация, предусмотренная законодательством и уставом общества;
  • форма и текст бюллетеня, если голосование осуществляется бюллетенями.

4.2. Определение цены выкупа акций у акционеров ЗАО, которые предъявят обществу свои акции к выкупу, с учетом заключения независимого оценщика.

4.3. Утверждение обоснования условий и порядка реорганизации ЗАО в форме преобразования.

4.4. Предварительное утверждение проекта передаточного акта.

4.5. Предварительное утверждение проекта устава создаваемого ООО.

Необходимо иметь в виду, что к процедуре подготовки общего собрания акционеров, содержащего вопрос о реорганизации общества, предъявляются дополнительные требования. В частности, сообщение о проведении общего собрания акционеров ЗАО по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования направляется акционерам не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания (пункт 1 статьи 52 Федерального закона «Об акционерных обществах»). А согласно пункту 2 статьи 76 того же закона, сообщение должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, а также о цене и порядке осуществления выкупа.

5. Проведение общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

При проведении общего собрания акционеров следует соблюдать требования не только Федерального закона «Об акционерных обществах», но и Приказа ФСФР России от 02.02.2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение по вопросу реорганизации общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Обращаем внимание на то, что акционеры – владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации.

При этом необходимо иметь в виду, что собрание правомочно (имеется кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

При отсутствии кворума для проведения внеочередного общего собрания акционеров может быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня. Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества.

Протокол общего собрания акционеров должен содержать следующие вопросы и решения по ним:

5.1. Информацию о создаваемом ООО:

  • наименование;
  • сведения о месте нахождения.

5.2. Порядок и условия преобразования ЗАО:

  • перечень действий, которые необходимо осуществить;
  • сроки их осуществления;
  • информацию о том, кто должен проводить такие действия.

5.3. Порядок обмена акций ЗАО на доли участников в уставном капитале ООО.

Проще всего этот вопрос решается, если уставный капитал ООО будет равен уставному капиталу преобразуемого акционерного общества. В таком случае номинальная стоимость долей каждого участника ООО будет равна номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Если же уставный капитал ООО больше или меньше уставного капитала преобразуемого акционерного общества (но не менее минимального размера уставного капитала, установленного законодательством для обществ с ограниченной ответственностью), то следует исходить не из номинальной стоимости акций, а из доли, удельного веса номинальной стоимости акций, принадлежащих каждому акционеру, в уставном капитале общества. Иначе говоря, доля каждого акционера в суммарной номинальной стоимости акций акционерного общества будет равна размеру его доли в уставном капитале ООО.

На практике часто возникают ситуации, когда на момент принятия решения о реорганизации акционерное общество обладало необходимым уставным капиталом, но после процедуры выкупа акций уставного капитала реорганизуемого ЗАО недостаточно для формирования уставного капитала нового ООО.

Самым простым и беспроигрышным вариантом для описываемого случая было бы увеличить уставный капитал АО за счет имущества общества до реорганизации. В случае, когда трудно прогнозировать ситуацию по выкупу, когда заранее неизвестно, кто из акционеров не придет на собрание, кто проголосует «против», следует исходить из предположения, что все акционеры, имеющие право требовать выкупа акций, воспользуются своим правом. Соответственно, в данной ситуации увеличивать уставной капитал необходимо до такого размера, чтобы даже при выкупе максимально возможного количества акций по требованию акционеров размера уставного капитала ЗАО было бы достаточно для формирования уставного капитала создаваемого ООО.

Если же времени на последовательное проведение указанных корпоративных действий (проведение процедуры увеличения уставного капитала путем увеличения номинала акций, а затем реорганизацию) нет, можно это сделать одновременно с принятием решения о реорганизации, но при этом в решении о реорганизации описать лишь общий принцип формирования уставного капитала ООО, а конкретный размер уставного капитала ООО определить после окончания процедуры выкупа. Возможна следующая формулировка относительно формирования уставного капитала: «Реорганизовать закрытое акционерное общество «__» (ЗАО) путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью «__» (ООО). Уставный капитал ООО сформировать в размере, равном номинальной стоимости акций ЗАО без учета номинальной стоимости акций, выкупленных обществом после принятия решения о реорганизации». Получается, что устав ООО, который должны содержать эту информацию, может быть составлен только после выкупа.

Читайте так же:  Жалоба на работу архива

Если размер уставного капитала преобразуемой компании меняется, то соответствующие корректировки нужно отразить во вступительной бухгалтерской отчетности.

  • Во вступительном бухгалтерском балансе возникшей организации по строке 1310 «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» указывается величина уставного капитала, зафиксированная в решении о реорганизации. Все отклонения от этого значения регулируются другими статьями капитала.
  • При увеличении уставного капитала правопреемника (например, если уставный капитал ЗАО на момент принятия решения о реорганизации меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью) необходимо показать источники прироста. Его определяют акционеры реорганизуемого общества. Например, уставный капитал может вырасти за счет уменьшения добавочного капитала, где отражено увеличение рыночной стоимости передаваемых основных средств. В этом случае уменьшится значение строки 1340 «Переоценка внеоборотных активов». На сумму прироста может быть уменьшен показатель нераспределенной прибыли прошлых лет, в этом случае следует уменьшить значение строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Уменьшение уставного капитала правопреемника регулируется исключительно показателем строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

5.4. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора.

5.5. Избрание членов коллегиального исполнительного органа ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа.

5.6. Указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица.

5.7. Утверждение передаточного акта.

5.8. Утверждение устава ООО.

6. Предъявление акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования.

Требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций направляется в письменной форме в общество с указанием места жительства (места нахождения) акционера и количества акций, выкупа которых он требует. Подпись акционера – физического лица на требовании акционера о выкупе принадлежащих ему акций должна быть удостоверена нотариально или держателем реестра акционеров общества.

Требования акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров.

Совет директоров составляет реестр поступивших заявок, рассчитывает их суммарное количество и определяет, все ли они будут удовлетворены в полном объеме. Дело в том, что законодательство содержит ограничение в пользу эмитента: общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 % от стоимости чистых активов общества. Это ограничение направлено на недопущение банкротства общества и защиту прав тех акционеров, которые согласились с решением, предложенным на общем собрании.

В случае если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.

7. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации.

Уведомление о начале процедуры реорганизации N Р12003, утвержденное Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/[email protected], размещенное на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru., направляется в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации. Приложением к данному уведомлению будет протокол общего собрания акционеров ЗАО о реорганизации.

Непредставление или несвоевременное представление уведомления в регистрирующий орган может повлечь административную ответственность для должностного лица в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

После государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) будет получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, удостоверяющее начало процедуры реорганизации обществом, а также выписка из ЕГРЮЛ.

8. Уведомление органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации ЗАО.

Реорганизуемое общество обязано в срок не более трех дней со дня принятия решения о реорганизации уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения общества (пенсионный фонд, фонд социального страхования) о начале процедуры реорганизации. Уведомление составляется в свободной форме.

9. Публикация сведений о реорганизации в Вестнике государственной регистрации.

Общество обязано осуществить необходимые действия для публикации сведений о предстоящей реорганизации. Публикация должна быть осуществлена 2 раза с интервалом в 1 месяц. Следует обратить внимание на то, что первое уведомление может быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации только после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо проводит процедуру реорганизации. Соответственно, до осуществления такой публикации целесообразно получить в регистрирующем органе подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

10. Составление списка кредиторов. Направление уведомления кредиторам.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает обязанность реорганизуемого общества по письменному уведомлению кредиторов о начале процедуры реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В пункте 6 статьи 15 Федерального закона «Об акционерных обществах» говорится только об обязанности общества дважды опубликовать сведения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации. Ссылаясь на данный факт, многие специалисты считают, что дублировать уведомление кредиторов путем письменных извещений не нужно, что, кстати, подтверждается сложившейся судебной практикой.

Однако в предыдущей редакции закона содержалось указание также и на обязанность письменного уведомления кредиторов. И именно данное обстоятельство заставляет усомниться в правомерности вышеизложенной позиции об отсутствии необходимости письменных уведомлений кредиторов.

Исходя из вышеуказанного, советуем все-таки направить кредиторам письменные уведомления.

Список кредиторов составляется на дату, определенную общим собранием акционеров общества. Уведомление в свободной форме (с указанием данных об организации, а также о порядке и условиях реорганизации общества, адресе и сроках для направления требований) направляется каждому из кредиторов заказным письмом с уведомлением. В течение 30 дней с момента получения уведомлений кредиторы имеют право представить обществу свои требования.

11. Проведение сверки по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей ЗАО.

Налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению реорганизуемого ЗАО совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Примите к сведению, что некоторые налоговые инспекции не принимают данное заявление без приложения к нему реестра всех платежей и начислений за интересующий вас период и по указанным налогам (сборам).

Порядок и сроки проведения сверки расчетов с ИФНС определяются Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/[email protected] «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

В каждой инспекции свои нюансы работы с компаниями. При этом в Регламенте говорится, что «срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней».

12. Получение данных из Пенсионного фонда по месту нахождения ЗАО.

Общество обязано обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту нахождения организации для проведения необходимых действий с целью получения документа (справки), свидетельствующего о соблюдении обществом норм законодательства о пенсионном страховании.

13. Выкуп акций в случае предъявления акционерами требований о выкупе.

По истечении 45 дней с момента принятия решения о реорганизации у ЗАО возникает обязанность выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества не позднее чем через 50 дней со дня принятия соответствующего решения утверждает отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций.

После утверждения отчета об итогах выкупа акций, но не позднее 30 дней после истечения 45-дневного срока, установленного для предъявления требований о выкупе, общество осуществляет расчеты с акционерами в соответствии с теми способами, которые указаны в требовании о выкупе.

14. Регистрация ООО, создаваемого в результате реорганизации ЗАО.

Только по истечении 1 месяца с момента последней публикации в Вестнике государственной регистрации сведений о реорганизации, а также истечения срока направления требований от кредиторов общества, ЗАО вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, N P12001, утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] и размещенным на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru.

Заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации.

Подлинность подписи лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Документы в регистрирующий орган подает заявитель лично или представитель, действующий по доверенности.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной одновременно с момента государственной регистрации прекращения его существования и регистрации вновь возникшего юридического лица.

15. После регистрации ООО необходимо:

  • сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного ЗАО, о факте ликвидации ЗАО в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ для отражения в реестре акционеров записей о переходе права собственности на акции;
  • заказать новую печать;
  • поставить ООО на учет во внебюджетные фонды;
  • получить информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • открыть для ООО расчетный счет в банке, уведомить внебюджетные фонды и налоговый орган об открытии счета;
  • оформить переход права собственности на недвижимое имущество, а также переуступку права на товарные знаки и т. п.;
  • перевести сотрудников на работу в новое общество;
  • переоформить свои лицензии (в случае наличия);
  • уведомить Службу Банка России по финансовым рынкам (бывшая ФСФР РФ) об аннулировании ценных бумаг ЗАО;
  • оформить список участников ООО.

Налоговые аспекты реорганизации

Правила правопреемства в отношении уплаты налогов при различных формах реорганизации установлены ст. 50 НК РФ.

Правопреемники реорганизованного юридического лица исполняют обязанности последнего по уплате налогов, сборов, пени, а также штрафов (пп. 1, 2 ст. 50 НК РФ). Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) (п. 3 ст. 50 НК РФ). Однако до окончания реорганизации юридическое лицо, которое вскоре прекратит свое существование, имеет возможность уплатить налоги досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).

В случае преобразования вновь созданная организация является единственным правопреемником реорганизованной компании. В связи с этим налоговые инспекторы обычно переносят остатки из карточки расчетов с бюджетом «бывшего» юридического лица на лицевой счет новой организации.

Если реорганизованное юридическое лицо до момента его реорганизации излишне уплатило в бюджет налоги (пени, штрафы) или эти средства были излишне взысканы налоговыми органами, эта сумма подлежит зачету у правопреемника в счет исполнения им погашения недоимок по иным налогам и сборам, задолженностей по пеням и штрафам. Зачет должен быть произведен налоговым органом не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

При отсутствии недоимок по налогам, пеням и штрафам на основании акта сверки или справки об отсутствии задолженности правопреемник подает заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Налоговые органы должны вернуть излишне уплаченные средства не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

Процедура преобразования ЗАО в ООО на настоящий момент пользуется большой популярностью, и по прогнозам в ближайшее время станет еще более востребованной в связи с активным обсуждением законопроектов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части организационно-правовой формы юридических лиц.

Однако данная процедура является достаточно сложной, требующей четкого соблюдения требований действующего законодательства на каждом этапе, а также привлечения квалифицированных специалистов как в области юриспруденции, так и в области бухгалтерского учета.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены