Речевое пособие в детском саду

Методические пособия для развития речевого дыхания

Екатерина Игоревна
Методические пособия для развития речевого дыхания

Известно, что дыхание – одна из самых важных функций организма. Дыхание бывает двух видов:

• физиологическое – это наше обычное дыхание, короткий вдох — короткий выдох;

речевое (диафрагмальное) – это дыхание, участвующее в организации нашей речи, короткий вдох – длинный выдох.

Педагогическая диагностика воспитанников нашего детского сада показывает, что дети не владеют навыками плавного, целенаправленного, длительного выдоха. В своей речи они делают частые, шумные доборы воздуха, что осложняет понимание их высказывания, теряет интонационную выразительность их речи, становится утомительной и менее интересной для окружающих.

Речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Ниже описаны несколько пособий, которые я использую в своей практике для развития речевого дыхания. Чтобы у детей не было головокружения, дуть можно не более 10 секунд с паузами. Цель этих упражнений: развитие длительной, сильной, направленной воздушной струи, также умения контролировать ее силу; активизация губных мышц.

Описание: Перед началом игры показать ребенку «дорожки боулинга», шарики разного размера и материала. Объяснить, что большой шарик тяжелее, поэтому струя должна быть сильная, а маленький шарик – легкий, поэтому ему хватит воздушной струи послабее, но главное, чтобы каждый из шариков прикатился к финишу без остановок. Губки вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на каждый из шариков, стараясь, чтобы он прокатился по своей дорожке до самого финиша. В игру могут играть двое детей. В этом упражнении также отрабатывается умение контролировать силу воздушной струи.

«Кто в домике живет?»

Описание: Покажите ребенку, или детям домики. Объясните, что только логопеду разрешается вынимать из домика спрятанные там картинки, или открывать «шторку» руками. А дети должны подуть на шторку, и пока она будет открыта посмотреть «кто в домике живет». Чем дольше и плавнее ребенок будет дуть на шторку, чтобы она была приоткрыта, тем лучше он рассмотрит спрятанную картинку. Следить за точностью направления воздушной струи.

Описание: Перед началом игры показать и рассказать ребенку о том что такое вулкан, как он образуется и «живет» в природе. Затем объяснить, что наш вулкан начинает извергаться, если на него дует ветер, поэтому он называется «Подувий».

Вариант 1. Предложить подуть на вулкан, чтобы посмотреть, как он извергается. Для этого необходимо выпрямить спину, на одном выдохе, не добирая воздух дуть на метелочки вулкана. Губы при этом слегка выдвинуть вперед. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

Вариант 2. Можно использовать при выполнении этого упражнения дутье на язык. Положить широкий язык на нижнюю губу и пустить ветерок посередине языка, сдувая метелочку на вулкане.

«Шарик в невесомости»

Описание: Спросите детей, знают ли они, что такое «невесомость». Если нет, то объясните. Покажите ребенку трубочку с воронкой и шарик. Объясните, что этот шарик может подняться в воздух и долго находиться в невесомости, в полете. А чтобы он полетел, нужно выдвинуть губки вперед, обнять ими коктельную трубочку, дуть сильно и плавно, не добирая воздух, а то шарик может упасть (потерять невесомость).

Описание: Птичек мы делали сами и приготовили их заранее. Педагог обращает внимание на стаю птиц (их столько, сколько детей на занятии, предлагает помочь им полететь (к своим птенцам, или в теплые края, или на поиски пищи) и для этого им поможет попутный ветер. Дети дуют каждый на свою птичку.

Описание: Педагог показывает детям бутылочку с цветными шариками из пенопласта и предлагает игру. «Ребята, вы хотели бы сделать свой салют? Для этого нужно поднести трубочку к губам и дуть в нее долго, без остановок, тогда вы увидите цветной салют».

Описание: Покажите детям цветочный горшок, расскажите, что цветам очень жарко, душно. Они долго стояли на подоконнике, а окошко было закрыто.

— Давайте подуем на цветочки, чтобы их освежить. Следите за направлением воздушной струи, чтобы она попала точно на лепестки цветочка и они зашевелились. Щеки не надуваем.

Это только часть тех пособий, которые я использую в своей работе)

Развитие певческого дыхания, артикуляции посредством игры «Пчелки» Задачи: • Создать положительный эмоциональный настрой. • Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, не сталкиваясь друг.

Игры для развития дыхания Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать.

Методическое пособие по познавательному и речевому развитию своими руками

Ирина Федоренко
Методическое пособие по познавательному и речевому развитию своими руками

Пояснительная записка.

Требования, по Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования раскрывают новые направления и возможности в организации всестороннего развития детей дошкольного возраста. Основная задача любого воспитателя — всестороннее развитие детей. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального умения и навыка, логического мышления и речи малыша, готовности к школе.

ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность.

Речевое развитие – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.

Таким образом, эти два процесса тесно связанны между собой. В настоящее время перед педагогами стоит важнейшая задача: всестороннего развития детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для успешного всестороннего развития дошкольника.

Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. Необходимо уметь ориентироваться в многообразии интерактивных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий.

Инновационные технологии — это система методов и приемов обучения, направленных на достижения позитивных результатов за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянного решения проблем. Важно помнить, что ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предлагается

В настоящее время познавательно- речевое развитие ложится на плече дошкольных учреждений. Познавательно – исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и ее явления. Он знакомится с речевым понятием предметов и явлений.

Речь великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. На появление и становление речи природа отводит – дошкольный возраст. В период дошкольного развития все внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи. Процесс обучения речи и развития мышления составляет одно неразрывное начало дошкольника. Очевидно, чтобы связно рассказать о чем-то, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Одно из условий познавательно- речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта. Насыщая групповое пространство, важно помнить, что обогащенная развивающая среда – это единство предметных и социальных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важная задача – вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, педагогика создает все новые и новые подходы к воспитанию. Мы в первую очередь обращаем внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высокоэффективными. Поэтому мы, стремимся повысить качество обучения и воспитания. Именно поэтому появилась идея создания многофункционального пособия – развивающего куба «Любознайка». Это пособие привлекает и заинтересовывает детей.

Читайте так же:  Сколько времени дается на возврат товара

Цель:

развитие сенсорных способностей, речи, внимания, мелкой моторики, коммуникативных способностей.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность дошкольника.

2. Формировать умение передавать информацию через слово.

3. Обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольника.

4. Расширять знания о мире, формировать представления о его целостности.

5. Создавать условия для проявления самостоятельной познавательной активности дошкольника.

6. Развитие мелкой моторике рук.

7. Создавать условия для развития познавательных интересов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

Адресат: дети 3 — 7 лет.

Формы работы: организованная образовательная деятельность, свободная деятельность детей. Ожидаемые результаты:

— формирование навыка количественного и порядкового счета;

— развитие внимания, памяти, мышления;

— развитие у ребенка зрительного и слухового внимания;

— развитие у него умения ориентироваться в пространстве;

— развитие мелкой моторике;

— пополнение и расширение словарного запаса у ребенка;

— формирование связной речи;

Дидактические игры по познавательному развитию:

«Посчитай и ответь»

«Отложи столько же»

«Когда это бывает»

«Посчитай и запомни»

Дидактические игры по речевому развитию:

«У меня зазвонил телефон»

«Расскажи о своем настроении»

«Угадай, о ком говорю»

«На пороге гость»

«Учимся отвечать на вопросы»

«Расскажи, что ты делаешь»

«Умеешь сам – научи друга»

«ДА, нет – не говорить»

Методические рекомендации:

Педагог является непосредственным активным участником в работе с пособием — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие, задает образцы выполнения действий.

Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

В процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям можно предложить участвовать в занятиях, полезно порекомендовать им дома поиграть и закреплять с ребенком тот же материал.

Надеемся, что предложенные в программе советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей.

«Веселый огород». Дидактическое пособие своими руками Хочу представить вам свое пособие, которое я сделала для детей своей группы. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с такими понятиями.

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево «Времена года» идактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево «Времена года». Автор: Шимчишина Юлия Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Зыковский.

Дидактическое пособие «Фланелеграф» своими руками для детей 2–3 лет Дидактическое пособие «Фланелеграф» своими руками для детей 2 — 3 лет. Разработала Трусова Елена Сергеевна: воспитатель МБОУ «Металлплощадская.

«Симпатичный башмачок». Развивающая игрушка — пособие своими руками Игровое пособие “Симпатичный башмачок” Цель использования: сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста (развитие восприятия.

Математическое пособие своими руками Планшет «Геометрик» – это настольная игра, которая дает возможность исследовательской деятельности для ребенка. Начинать можно с 2-х лет,.

Пособие для дыхательной гимнастики своими руками При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной.

Пособие для логопедических занятий своими руками Практически все педагоги делают пособия для работы с детьми своими руками. Учителя-логопеды не исключение, многие пособия и дидактические.

Пособие своими руками «Разноцветные прищепки» Пособие своими руками. Выполнили: воспитатели МБДОУ «ЦРР-детский сад №168» Вельгорецкая Е. Н. Смоловая Е. В. Дидактическая игра «Разноцветные.

Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка с 1–3 лет Хочу представить вам поделки изготовленные своими руками для развития у детей мелкой моторики. Использую для этого различный материал: ткань,.

Пособие по шитью развивающей книжки своими руками «Веселое детство» КНИГИ СВОИМИ РУКАМИ В наше непростое время трудно купить новую игрушку, а вот сделать её своими руками возможно. Изготовив, своими руками,.

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы

Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы

Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.

В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.

В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).

Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.

Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.

Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.

В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.

Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.

Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».

Дидактическая игра «Расскажи сказку».

Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.

По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.

Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры «Чудесный мешочек».

Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.

Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».

Увлекательные задания — игровое упражнение «Пальчиковые шаги»

не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.

Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.

Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.

Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.

Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.

Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.

Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.

Игровое упражнение «Веселые человечки».

Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.

Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.

Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.

Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Читайте так же:  Как правильно сосчитать стаж по трудовой книжке

Спасибо за внимание!

Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2-3 лет) Выполнил: воспитатель Дронина Анна Владимировна : Задачи развития: Формирование.

Дидактические игры для детей второй младшей группы Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).

Игровые пособия своими руками по математике и развитию речевого дыхания Все дети любят играть, но игры позволяют не только подарить ребенку радость, но и развить малыша. Его речь, мышление, логику. Благодаря.

Игровые упражнения для детей дошкольного возраста по «Теории и технологии речевого и литературного развития дошкольников» Задание №1 1. Игровое упражнение для младшего дошкольного возраста “Кто внимательный?” Цель: развитие слухового внимания и восприятия на.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из бумаги для развития речевого дыхания «Дракончики» Подготовила воспитатель Петрова Наталья Ивановна. Всем известно, что дыхание бывает двух видов: физиологическое (наше обычное дыхание).

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия для развития речевого дыхания «Дракон» Муниципальное казенное образовательное учреждение Ленинская СОШ №47 (ОСП д/с «Огонек») Мастер класс по изготовлению игрового пособия для.

Пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию пособия для развития речевого дыхания для дошкольников. Для работы предлагаю использовать пособия как для мальчиков,.

Предметно-развивающая среда центра познавательного и речевого развития. Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только.

Игровые учебно-методические пособия для развития мелкой моторики «Игровые методические пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников» В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:.

Нетрадиционные пособия для центра творчества в первой младшей группе своими руками Большое значение для развития ребёнка играет окружающая среда. В детском саду дети находятся в среднем восемь часов, это второй дом, где.

Авторские пособия

Наглядные пособия; наглядно-дидактические материалы; комплекты дидактических материалов, используемых в совместной деятельности с детьми; мини-оборудование, стимулирующее ребенка к самостоятельной или коллективной деятельности

Требования к представлению авторской работы:

— титульный лист с названием методического пособия;
— фоторяд:
а) 1-3 фотографии с изображением пособия крупным планом в разных ракурсах,
б) серия фотографий (до 5), на которых отражена разнообразная деятельность детей и/или педагога с пособием;
— краткая аннотация пособия, описание-представление практики работы с пособием: его предназначение (о чем, для кого, в решении каких проблем будет полезно); многофункциональность и алгоритм (способы) использования, образовательный эффект;

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ:

Валентина Гербова: Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие

Аннотация к книге «Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие»

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет.
В ходе занятий по этому пособию не только совершенствуется речь детей (обогащается словарный запас, дошкольники учатся правильно строить речевые высказывания), но и уточняются и закрепляются представления детей об окружающем мире.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.
Художник-иллюстратор: В. Куркулина.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Данное пособие предлагаю использовать мамам, папам и воспитателям. Оно состоит из 12 картинок по развитию речи с различными сюжетами (формат картинок А3), в которых участвуют дети. К картинкам прилагается методическое пособие, которое поможет Вам заниматься с ребенком, а это очень большой плюс. Картинки яркие, красочные, демонстрирующие типичные ситуации в отношениях между малышами и просто сюжеты из их жизни, такие как: «не дает коляску», «наряжаемся», «так.

Наглядное пособие состоит из 12 плакатов формата А3 и небольшого методического пособия и может быть использовано как в качестве материала в детском саду, так и дома, однако надо иметь в виду то, что несколько плакатов относятся именно к детскому садику. Есть иллюстрации на зимнюю, новогоднюю, летнюю темы, репка, разные действия детей в помещении. Все 12 плакатов четкие, хорошего цветового разрешения, бумага плотная (не картон), слегка глянцевая.
Для более подробных занятий и интеграции.

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Дата публикации: 15.03.2017

Статья просмотрена: 1470 раз

Библиографическое описание:

Жирнова О. С. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 48-54. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12076/ (дата обращения: 18.12.2018).

Приоритетным направлением работы нашего детского сада являться коррекция и развитие речи. В настоящее время количество дошкольников с речевыми нарушениями растет. И в нашем детском саду «Радуга» таких детей почти 30 %. Поэтому возникла потребность в создании многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам» для работы с детьми с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» является авторской разработкой, целью которого является содействие гармоничному познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка раннего и старшего дошкольного возраста.

За основу я взяла направление познавательно-речевое развитие. Это направление в своей работе я выбрала не случайно. Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.

Познавательно — речевое развитие включает в себя несколько областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.

Содержание работы по направлению «Познавательно-речевое развитие» включает: сенсорное развитие, развитие познавательно — исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Работать с эти пособием можно с детьми с 1,5 до 7 лет.

Методы и приемы, используемые в работе с пособием «Путешествие по сказкам»:

− наглядные: наблюдения, рассматривание картинок, использование различного дидактического материала из пособия «Путешествие по сказкам» демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

− практические: упражнения, игры, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность.

− словестные: рассказ, чтение, сочинение сказок, вопросы, беседы, викторины, использование художественного слова.

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения;

Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, магнитная доска, дидактические игры.

Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: упражнения на координацию речи с движением по лексическим темам, пальчиковые игры — гимнастики, дидактические пособия на развитие мелкой моторики.

Методы и приёмы развития речи: артикуляционная гимнастика, стихи, потешки, сказки.

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Для работы с детьми в нашем детском саду «Радуга» я решила взять за основу хорошо всем известные еще с детства сказки.

Сказки являются средствами познавательно — речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.

Познавательно-речевое развитие рассматриваю как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте.

Актуальность использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что сказка является эффективным средством развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Использование сказок в познавательно — речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии, заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

В процессе познавательно — речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению, а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности: игровой, трудовой, учебной. А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.

Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды. Хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания.

В моем пособии я использую не только сказки, но и сенсорные и моторные игры. Знакомство с сенсорными эталонами проводим в увлекательной игровой форме. Дети учатся играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, размер.

Большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной активности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Игры, используемые в пособии, позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Далее ознакомимся с содержанием многофункционального дидактического пособия «Путешествие по сказкам».

Само пособие представляет собой папку 40*40см (40*80см) с кармашками, в которых находятся различные игры на основе фланелеграфа, магнитной доски и настольные игры.

Рис. 1. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»

Рис. 2. Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам»

В комплект пособия входят:

− Сказки (театр на плоскости) «Колобок», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три медведя», «Теремок», «Колобок»;

− Викторины, загадки по сказкам;

− Игра «Расскажи по картинкам» («Колобок», «Репка»);

− Игра-пазлы «Собери правильно», «Откуда фрагмент»;

− Игра «Веселые матрёшки»;

− Игры на логическое мышление, внимание, память «Матрешки», «4й лишний», «Ассоциации», «Чего не хватает»;

− Сенсорно-моторные игры (цвета, фигуры, лабиринты);

− «Сказочное лото», «Цветное лото» и другие.

Сказки можно не только рассказывать, но и проигрывать, а также сочинять. Вопросы по сказке помогают уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения. Игра «Эмоции» позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей, развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица. Игры-пазлы развивают образное мышление. Небольшие размеры игр в пособии служит подспорьем в развитии мелкой моторики пальцев рук. Игры с геометрическими фигурами, а также картинками разных цветов способствуют развитию сенсорных эталонов и умению различать и называть цвета. Игры из серии «Чего не хватает», «Кто лишний» и т. д. благоприятствуют развитию памяти, внимания, мышления. Игра в лото развивает речь, моторику, знакомит ребенка с окружающим миром, а также в легкой игровой форме обучает математике и логике.

Пособие «Путешествие по сказкам» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять новыми играми и атрибутами.

Преимущества данного пособия:

  1. Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с нормальным речевым развитием, так и для детей с речевыми расстройствами.
  2. Возможно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Прост в изготовлении, удобен в использовании, легко перемещается из кабинета в кабинет и из группы в группу
  4. Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и сенсорно-моторное развитие.
  5. Обогащает активный словарь дошкольников, способствует развитию всех сторон речи.
  6. Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие.
  7. Развивает познавательный интерес и познавательную активность.

В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения сформируется восприятие. На развивающих занятиях, действуя с предметами, дети начнут обнаруживать их отдельные свойства и разнообразие свойств в предмете, разовьется их способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В связи с чем, у дошкольников повысится уровень развития психических процессов в целом, а также уровень развития восприятия и его свойств. В результате занятий с использованием пособия «Путешествие по сказкам»:

  1. У детей эмоционально — положительное настроение, без эмоционального и мышечного напряжения;
  2. Дети умеют объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства; применяют на практике перцептивные (обследовательские) действия, знают основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  3. У детей развиты восприятие формы, цвета, величины, пространства, чувства ритма, общая и мелкая моторика, координация движений
  4. Сформирована познавательную активность, любознательность и расширен кругозор детей
  5. У детей развиваются все стороны речи.

Игры и упражнения, имеющиеся в пособие «Путешествие по сказкам» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми, начиная с раннего до старшего школьного возраста, с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, а также родителями.

«Учите — играя, а воспитывайте детей любя!».

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 69 с.
  3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. / Е. С. Евдокимова //Волгоград. «Перемена» 2001 — с. 18
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии» / Т. Д. Зинкевич — Евстегнеева, СПб, ООО Из. «Речь», 2008 г.
  5. Калунина Е. Воспитание сказкой. / Е. Калунина // Ребенок в детском саду. — 2002. — № 5. — с. 73.
  6. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. / И. Г. Сухин. М.: «Новая школа», 1998. – 256 с.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Организация речевого развития младших дошкольников.

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по. » В процессе познавательноречевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы: внимание.

Использование дидактических игр как средства развития.

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет. ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через.

Одним из наиболее эффективных способов развития речи детей является дидактическая игра.

терапевтический эффект: развивается мелкая моторика, снимается повышенная возбужденность.

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития.

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность, психическое развитие, сама игра, действие, развитие, аномальный ребенок.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены