Разворот на перекрестке лишение прав

Оглавление:

Лишение прав за выезд на встречку при развороте

разворот на перекрестке, разворот по кратчайшей траектории, разворот по малому радиусу
выезд на встречную полосу, части 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 года № 175-ФЗ)

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Разъяснения Департамента ОБДД МВД России в редакции от марта 2012 года.

см. также — http://www.rg.ru/2010/11/19/pravila.html, или «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5341 (262) от 19 ноября 2010 г.

Возьми с собой в дорогу
Полное собрание разъяснений ГИБДД — специально для «РГ» об изменениях в Правилах и новых штрафах

«Российская газета» — Федеральный выпуск № 5341 (262) от 19.11.2010г.

Разворот по неписаным правилам
Госавтоинспекция специально для «РГ» дала разъяснения по спорным маневрам на перекрестке

«Российская газета» — Столичный выпуск № 4917 (93)
26.05.2009, 07:00

Опасный поворот
Не надо преувеличивать тяжесть наказания за некоторые маневры на дорогах

«Российская газета» — Неделя № 4641
17.04.2008, 02:00

При выполнении разворота на перекрестке следует учитывать требования дорожных знаков и дорожной разметки, предусмотренных для регулирования движения на перекрестке и на пересечении проезжих частей.

В частности, если Вы совершили разворот на перекрестке по кратчайшей траектории («малому радиусу»), разворот на пересечении проезжих частей при наличии бульвара или широкой центральной разделительной полосы, напротив которых на пересекаемой проезжей части дороги нанесены дорожные разметки 1.1 или 1.3 (рис. 2, рис. 3 и рис. 5 — фактически на рисунках изображены два перекрестка, что подтверждается дорожной разметкой и дорожными знаками регулирования движения на перекрестках), разделяющие встречные потоки транспортных средств проезжей части участка дороги, на которую Вы выезжаете для разворота, Вас привлекут к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Действия водителя квалифицируются как выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, и движение по полосе встречного движения, аналогично тому, как представлено на рис. 9 и рис. 10.

Разворот на перекрестке при указанных выше обстоятельствах должен совершаться в соответствии с рис. 3.

При отсутствии запрещающих дорожных знаков и дорожной разметки по обстоятельствам, изложенным выше, административная ответственность не предусмотрена (рис. 1, 4, 6, 7, 8), так как Правилами дорожного движения маневр разворота по кратчайшей траектории («малому радиусу») не запрещен. Маневр разворота по кратчайшей траектории («малому радиусу») приведен на рис. 1 (ближняя к автомобилю траектория движения), 6 (ближняя к автомобилю траектория движения), 7 (ближняя к автомобилю траектория движения) и 8.

Существенным заблуждением при осуществлении защиты по соответствующим административным делам является тот факт, что при этом не уделяется должного внимания и зачастую не рассматриваются правила расположения транспортных средств на проезжей части дороги, и защитники зачастую ограничиваются лишь доводами по правилам разворота, намеренно «забывая» и игнорируя необходимость опровержения именно факта нарушения Правил дорожного движения при осуществлении водителем маневра разворота на перекрестке при выезде и движении по полосе, предназначенной для встречного движения. Отдельные «горе защитники-правозащитники» смешивают понятия поворот и разворот, утверждая, что «разворот не имеет никакого отношения к повороту, и наоборот«, пытаясь на собственной необразованности «слепить» защиту в суде.

Вместе с тем, проявив некоторую смекалку и правильно организовав защиту, Вы можете попытаться убедить судью, что имел место состав правонарушения не предусмотренный ч. 4 ст. 12.15 КоАП, а изложенный в ч. 2 ст. 12.16 КоАП, а именно поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками (пример — постановление Дмитриева от 21 ноября 2011 года № 4а-2262/11) или разметкой проезжей части дороги, или состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.16 КоАП, а именно несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 статьи 12.16 КоАП и другими статьями главы 12 КоАП.

Разворот и поворот через сплошную — штраф или лишение?

Разворот через сплошную

Раздел 9 ПДД регламентирует сразу несколькими пунктами, в какой ситуации нам запрещено совершать манёвр поворота налево и оказываться на «встречке». Проблема заключается в том, что сразу две статьи Административного кодекса предусматривают санкции за это: одна за движение во встречном направлении (лишение прав), а вторая — за пересечение сплошной (в том числе двойной). Но как быть, если мы совершаем разворот и поворот через сплошную — какой штраф или лишение прав на какой срок за это могут быть предусмотрены на 2018 год? Ответ на этот вопрос не так прост, но мы разберёмся.

К слову, в ПДД есть отличие между одинарной и двойной сплошной — это разные виды разметки. В любом случае размер привлечения к ответственности за пересечение как одинарной, так и двойной сплошной, одинаковое, вопреки расхожему мнению.

Разворот или поворот налево через сплошную — штраф или лишение?

Итак, часть 4-я статьи 12.15 КоАП предусматривает солидное денежное взыскание по ставке 5 000 рублей или лишение права управления на период от 4 до 6 месяцев за движение по встречке в нарушение нормативно-правового акта ПДД. В то же время часть 2-я статьи 12.16 КоАП предписывает владельцу права управления штраф от 1 000 до 1 500 рублей за разворот и поворот налево через запретную сплошную или двойную сплошную разметку или вопреки дорожным знакам.

Какую санкцию применят в случае, если совершается поворот налево или разворот, ведь в данном случае присутствуют составы сразу обоих правонарушений?! На самом деле, всё не так сложно, и для понимания правильного наказания следует немного углубиться в логику ПДД, лежащую на поверхности.

Лишение прав за выезд на встречную полосу назначают чаще всего при выполнении обгона или опережения пробки по встречке. А вот за разворот или манёвр поворота налево применяется именно статья 12.16. Почему? Всё очень просто!

Во время поворота налево или разворота встречная полоса для Вас уже не является встречной, Вы её просто пересекаете, совершая манёвр. А при развороте она и вовсе становится попутной.

Данную логику подтверждает тот факт, что если было бы иначе, то при совершении манёвров поворота налево на перекрёстках, Вы бы тоже оказывались на встречной полосе.

Судебная практика по рассмотрениям дел о лишении за поворот налево или разворот

Но ещё больший вес для подтверждения имеет, конечно же судебная практика по переквалификации части 4 статьи 12.15 в часть 2 статьи 12.16. Такая практика практически повсеместна, и можно смело указать, что около 90% судебных решений выносятся в пользу статьи 12.16, предусматривающей штраф. Тем не менее, всё, конечно же, зависит от конкретных обстоятельств.

Итак, судебная практика по таким решениям основывается на той же логике о том, что часть 4 статьи 12.15, предусматривающая лишение прав, назначается именно за движение по встречной полосе, а не за пересечение сплошной при повороте и развороте:

При таких обстоятельствах, учитывая, что Чучвага А.А. при повороте налево по встречной полосе не следовал, а лишь пересёк её и дорожную разметку 1.1, в его действиях отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, которой установлена ответственность за выезд в нарушение ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, однако в его действиях усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.16 КоАП РФ, которой установлена ответственность за поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

Читайте так же:  Глагольное словосочетание со словом претензия

Из показаний инспектора полка ДПС ГИБДД УВД по муниципальному образованию «город Екатеринбург» И. данных им мировому судье следует, что автомобиль под управлением Маркина М.В. начал разворот, пересекая сплошную линию разметки. Согласно имеющейся схеме не усматривается, что Марков М.В. на автомобиле двигался по полосе встречного движения.

В связи с изложенным, судья приходит к выводу, что совокупность приведенных доказательств свидетельствует об отсутствии в действиях Маркина М.В.. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.12.15 Кодекса.

В действиях последнего усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.16 Кодекса, то есть несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги.

Таким образом, по закону за поворот налево или разворот через двойную и одинарную сплошную в 2018 году предусматривает наказание, квалифицируемое по ч.2 ст. 12.16 КоАП — штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.

Проблема лишь в том, что далеко не все сотрудники ГИБДД считают также и упорно навязывают лишенческую статью за такие манёвры. Более того, даже некоторые камеры автофиксации нарушений отправляют штраф в размере 5 000 рублей (лишение прав по камере по закону не положено) за них.

Однако, районные судьи, как правило, однозначны в своём отношении к такому нарушению, как поворот налево или разворот через двойную сплошную — штраф за это назначается по 12.16 в размере 1 000-1 500 рублей.

Можно ли вообще отменить штраф за поворот и разворот через сплошную?

Ответ на этот вопрос — да. И есть даже две «уважительные причины» для отмены штрафа.

Малозначительность

Одной из таких является малозначительность правонарушения, предусмотренная статьёй 2.9 КоАП. Суть её заключается в том, что судья или сотрудник ГИБДД, рассматривающие дело, могут отменить наказание по соответствующей такому нарушению статье, а вынести Вам лишь устное замечание.

Плохая новость заключается в том, что по малозначительности наказание отменяют в очень редких случаях, а состав и событие нарушения не должны иметь следующих отягчающих обстоятельств (ст. 4.3 КоАП):

  • продолжение нарушение, несмотря на требования прекратить его,
  • повторное нарушение разворота или поворота налево через сплошную (в течение года после уплаты штрафа за первое),
  • совершение нарушения на фоне стихийных бедствий или ЧП.

Соответственно, должно присутствовать максимальное количество смягчающих обстоятельств (ст. 4.2 КоАП):

  • раскаяние нарушителя,
  • «явка с повинной»,
  • помощь в определении обстоятельств нарушения,
  • отсутствие вредных последствий,
  • нарушение в состоянии сильного волнения или же при тяжёлых обстоятельствах,
  • возраст нарушителя до 18 лет,
  • если нарушитель — беременная женщина или имеющая малолетних детей.

Но даже если у Вас будут присутствовать все эти смягчающие обстоятельства, а отягчающие — отсутствовать, всё равно ожидать отмены постановления по повороту налево или развороту через сплошную не стоит, так как оно применяется в 2018 году далеко не всегда.

Штраф за разворот на перекресте (Статья 12.14, 12.15, 12.16 КоАП РФ)

Для некоторых водителей, которые не знают как поступить в конкретной ситуации, есть два золотых правила. Первое, это не совершай то, что может быть небезопасно для себя и для других участников дорожного движения. Второе, не совершая маневров, если рядом есть полиция. На самом деле это все же больше относится к «нотке» юмора. А вот для того, чтобы чувствовать себя несколько вольготнее и уверенней на дороге, достаточно просто четко знать ПДД. Так время от времени нам приходится разворачиваться на перекрестке, кардинально меняя свое положение на проезжей части. Но всегда ли этот маневр совершался согласно ПДД, знаете ли вы о том, как правильно развернуться на перекрестке? Какой штраф грозит в случае если водитель неправильно развернетесь на перкрестке? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Что такое перекресток и как на нем совершать маневр (разворот)

ПДД на это счет напугают вас следующей формулировкой, которую вот так сразу «с разбегу» понять сложновато.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Если попытаться объяснить попроще, сказать своими словами, то перекресток это фактически площадь дороги ограниченная воображаемыми линями проведенными от углов поворота, перпендикулярно проезжей части. Как правило, это площадь в виде квадрата…

…перекресток показан коричневым цветом на рисунке выше. Если принимать во внимания закругления, то площадь перекрестка может выглядеть вот так.

Итак, после того как мы разобрались с тем, что такое перекресток, перейдем к тому, как на нем можно и нужно разворачиваться. Условно перекрестки можно разделить на два типа. Так в одном случае разделительная полоса встречных направлений представляет собой линию разметки шириной в несколько сантиметров, если это разметка 1.1 . А иногда она может быть и несколько метров, если это газон, отбойник или что-то аналогичное. Принципиальным различием в том и другом случае является то обстоятельство, что разделительной полосой для разметки будет одно пересечение перпендикулярных проезжих частей. А в случае с разделительная полосой в виде газона, перпендикулярные проезжие части имеют два пересечения. При этом для каждого из этих вариантов будут свои правила разворота, о которых мы и поговорим далее.

Разворот на перекрестке с одним пересечением проезжих частей (разметка 1.1)

Разворот на перекрестке, имеющем одно пересечение проезжих частей может быть выполнен по одной из приведенных траекторий, при этом и да и другая траектория не будет нарушать ПДД.

Основным критерием который не стоит нарушать является то, что не стоит заезжать на разметку вне перекрестка. Ну и не нарушать требования знака разворота, если таковые знаки имеются.

Разворот на перекрестке с двумя пересечениями проезжих частей (штраф, лишение прав)

В случае с двумя местами пересечения проезжих частей, образуется дополнительный участок дороги со своей встречной полосой. В этом случае, проезд разрешен только по своей полосе, то есть логично запрещен по встречной. При проезде такого перекрестка разворот можно совершить лишь по траектории показанной зеленым цветом. То есть выехать на более дальнюю перпендикулярную полосу движения, а затем с нее вернуться в полосу обратного направления.

А так как в этом случае возможно нарушение правил, если водитель поедет по траектории красного цвета, то за это нарушение предусмотрен штраф. При этом штраф этот довольно серьезный, так как в этом случае разворота на перекрестке по траектории красного цвета будет применена статья 12.15 КоАП РФ, часть 4…

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

В случае повторного нарушения (рецидива) в течение года, с момента применения наказания, к водителю уже могут применить часть 5 той же статьи.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

В общем здесь все понятно, разворачиваться на перекрестке, используя для этого полосу для встречного потока, чревато. Вплоть до лишения прав.

Разворот на перекрестке задним ходом (штраф)

Иногда можно заметить и то, как автомобиль проехав перекресток останавливается, сдает задним ходом на перпендикулярную проезжую часть и из нее поворачивает налево, тем самым развернувшись. Вот так.

Фактически такое маневрирование также недопустимо, так пункт 8.12 ПДД диктует

…Движение задним ходом запрещается на перекрестках…

В этом случае водитель будет отвечать по статье КоАП 12.14 РФ «Нарушение правил маневрирования», а именно п. 1.1…

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Разворот на перекрестке нарушение требований, предписанных дорожными знаками

Заметьте, что такой маневр вполне допустим при использовании прилегающих территорий, будь то въезд на дворовую территорию или в жилую зону. Все дело в том, что такие ответвления не являются перекрестком. Это прописано в определении что такое перекресток. Его мы процитировали в самом начале.

Читайте так же:  Льготы военным пенсионерам по оплате жкх в московской области

Разворот на перекрестке под запрещающий знак

Еще один вариант, когда разворот по выполнению маневра разворота выполнен по правильной траектории, но изначально его вообще нельзя было совершать. Подобная ситуация может сложиться в случае запрещающего знака на разворот .

В этом случае нарушение будет квалифицироваться по статье 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», часть 2.

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 15000 рублей.

Конечно, возможно жизненных ситуаций намного больше, чем мы можем себе предположить, тем не менее основные правила, как нам кажется, вы усвоили. А также теперь в курсе штрафов, за неправильный разворот на перекрестке.

Можно ли заплатить штраф за разворот на перекрёстке со скидкой

С момента внесения изменений в статью 32.2 КоАП РФ, о возможности оплатить штраф со скидкой, теперь подобное можно отнести и к статьям 12.14, 12.15, 12.16 КоАП РФ. То есть если необходимо оплатить штраф за неправильный разворот на перекрестке, то сделать это со скидкой вполне реально. Здесь главное оплатить штраф в срок, когда от уже появился в базе данных ГИБДД, и не позднее 20 дней со дня вынесения постановления.
Единственным исключением будет статья 12.15 часть 4, в случае рецидива. То есть при повторном нарушении в течение 1 года с момента привлечения к ответственности, оплатить штраф по данной статье со скидкой не получится.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за разворот на перекресте»

Вопрос: Какой штраф за разворот на перекрестке под запрещающий знак?
Ответ: От 1000 до 1500 рублей.

Вопрос: Какой штраф, за разворот на перекрестке при выезде на перпендикулярную полосу предназначенную для встречного потока?
Ответ: 5000 р или лишение прав до 6 месяцев.

Как развернуться на лишение прав

Излюбленная ловушка ГИБДД в действии

Разворот, за который вменяют лишение прав — одна из тех ситуаций, которые проще избежать, чем отстаивать потом свою правоту. Несмотря на многолетние дебаты о так называемом «развороте по малому радиусу», и признании его допустимым многими экспертами, ГИБДД и суды нередко наказывают водителей по всей строгости.

Как развернуться безопасно

Разворот — маневр сам по себе коварный. У автомобилей есть поворотник, но нет «разворотника», поэтому зачастую стоящие позади вас водители не могут понять, хотите ли вы развернуться или повернуть налево. Поэтому, когда вы разворачиваетесь по широкой траектории, нет-нет да и найдется человек, который захочет опередить вас слева, полагая, что вы тоже поворачиваете.

Зачастую для разворота удобнее так называемый «малый радиус», когда вы не объезжаете центр перекрестка, а поворачиваете сразу после выезда на него. Это и короче, и в некотором смысле безопаснее.

Если обе пересекаемые дороги не имеют разделительной полосы, то правила не оговаривают траекторию движения в пределах пересечения, поэтому разворот по малому радиусу не возбраняется. Однако ситуация меняется, если вы разворачиваетесь на дороге, имеющей разделительную полосу.

Фактор разделительной полосы

И начинается казуистика. Наличие разделительной полосы, которая подступает вплотную к пересечению проезжих частей, фактически, дробит перекресток на два пересечения. Да, так бывает: перекресток один, а пересечения два или, например, четыре.

В промежутках между пересечениями появляются зоны шириной с разделительную полосу, на которых есть четкое направление движения. И в этом случае при развороте по малому радиусу вы некоторое время (иногда крайне незначительное) движетесь по встречной полосе. Проще говоря, в апексе разворота ваш автомобиль смотрит в лоб машинам, которые стоят на пересекаемой проезжей части.

И вот эту часть маневра сотрудники ГИБДД и суды нередко трактуют, как незаконный выезд на полосу встречного движения.

Тонкости разворота «по малому»

Есть две однозначные ситуации, которые трактуются всеми одинаково. Первая — это когда разделительная полоса не доходит до пересечения проезжих частей, образуя промежуток, достаточный для разворота. Если в данном месте нет пешеходного перехода, то разворот без выезда на пересечение разрешен. Более того, чаще всего разделительную специально «оттягивают» от перекрестка, чтобы обеспечить место для разворота, или делают в ней разрыв, обозначенный соответствующими знаками.

Вторая однозначная ситуация — когда на перекрестке есть сплошная линия разметки. В этом случае разворот по малому радиусу будет трактоваться как однозначная езда по встречной полосе там, где это запрещено разметкой. Поэтому на таких перекрестках при развороте необходимо огибать фрагмент сплошной линии по широкой траектории.

Неоднозначный разворот

А если сплошной линии нет или ее не видно? В этом случае мнения экспертов расходятся, и трактовок такого маневра несколько. Например, одно время его пытались представить как два следующих друг за другом поворота налево, в результате которых на выезде с пересечения проезжих частей вы оказываетесь на встречной полосе (запрещено п. 8.6.). При развороте на дорогах с четырьмя и более полосами одно время вменяли нарушение п. 9.2., который, правда, в нынешней формулировке запрещает на таких дорогах выезд на встречную полосу лишь для обгона и объезда. Наконец, некоторые инспекторы пытаются обосновать, что разворот по малому радиусу противоречит п. 1.4 ПДД, который устанавливает правостороннее движение на территории России, хотя подобная трактовка подвергается критике многими автоюристами.

Как бы ни было, разворот по малому радиусу — это как минимум повод для споров с сотрудниками ГИБДД, и мы со своей стороны рекомендуем по возможности избегать такого маневра на дорогах с разделительной полосой. Особенно если разделительная широкая, ведь в этом случае вы некоторое время в самом деле будете ехать «против шерсти». И если, например, вы не успеете завершить маневр, а поперечный поток, в нарушение правил, поторопится стартануть, ситуация может стать патовой.

Как доказать правоту

Часто ситуация искушает развернуться «по малому». Скажем, разделительная полоса может иметь незначительную ширину, а порой она выполнена не в виде барьера или газона, а лишь горизонтальной разметки, что делает ее плохо видимой в снегопад. Кроме того, инспекторы ГИБДД нередко проявляют излишнюю ретивость, и тормозят даже тех водителей, кто развернулся до пересечения проезжих частей (при этом они иногда нарушают запрет разворачиваться на пешеходных переходах, но на встречку все же не выезжают).

Наказание по ч.4 ст. 12.15 КоАП (незаконный выезд на встречку) — это штраф 5000 рублей или лишение прав на 4−6 месяцев, а за повторное нарушение — лишение прав без альтернатив. Определяет наказание суд, поэтому, если инспектор непреклонен, вашей задачей является собрать максимум доказательств в свою пользу и отразить позицию в протоколе. Например, если вы развернулись до перекрестка, то указывайте, что не выезжали на пересечение проезжих частей, подкрепляя свои доводы фотографиями и схемой перекрестка, из которых видно, что подобный маневр возможен. Привлекайте на свою сторону свидетелей, подчеркивайте, что не создали аварийной ситуации и помех другим участникам движения, если разметка отсутствует или плохо видима — делайте соответствующие фото.

Но все же лучше взять за правило на дорогах с разделительной полосой разворачиваться с объездом центра перекрестка, убеждаясь при этом, что никто не норовит опередить вас слева.

Подержанные автомобили, которые охотно ставят владельца на деньги

8 мифов о том, как можно снизить расход топлива автомобиля

Как не лишиться прав при развороте на перекрестке?

Разворачиваться на перекрестке можно, если нет запрещающих этот маневр знаков. При этом Правила дорожного движения требуют от водителя заранее занять крайнее левое положение на дороге. Заканчивать разворот можно на любой свободной полосе.

При этом есть некоторые особенности для совершения разворота на перекрестке. Например, на дороге с разделительной полосой надо разворачиваться так, чтобы автомобиль даже на коротком участке не двигался бы по встречной, то есть надо выбирать так называемую дальнюю траекторию для маневра и не выезжать за пределы перекрестка.

Если на перекрестке нет разделительной полосы (в виде разметки или отбойника, газона), то выполнять разворот можно и по дальней, и по ближней траектории, но только в пределах перекрестка: за линию пересечения проезжих частей выезжать нельзя. Если водитель не впишется в заданные траектории, то размер штрафа будет разным.

Если водитель совершает разворот по дальней траектории и не вписывается в границы перекрестка, то он пересекает сплошную линию разграничения встречных потоков, но не выезжает на встречку. За это полагается штраф до 1500 руб.

Если водитель не впишется при развороте в границы ближней траектории и заедет за границы перекрестка, то он неизбежно окажется на встречной полосе движения. А за это уже положен штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев, при повторном нарушении — на год (ч. 4 и ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ).

Читайте так же:  Увольнение по истечении срока труддоговора

На Т-образном нерегулируемом перекрестке разворот надо совершать, обращая внимание на знаки «Главная дорога» и «Уступи дорогу». Если знаков нет, то действует правило «помеха справа».

Главное, что надо помнить: заблаговременно включать поворотники, внимательно смотреть на знаки и совершать разворот только в границах перекрестка, не выезжая на встречную полосу движения. При этом не стоит забывать, что знак «Поворот налево запрещен» не запрещает разворот.

«Маневр разворота — один из наиболее сложных. Технически он выполняется как левый поворот, и машины, следующие за таким автомобилем, не всегда ожидают, что водитель будет именно разворачиваться. Водитель, который хочет развернуться на перекрестке, должен пропустить всех, поэтому часто такой маневр заканчивается на красный сигнал светофора. Одна из наиболее распространенных ошибок при развороте на перекрестке: водитель оказывается на полосе встречного движения. За это можно лишиться прав. При всей сложности целесообразность маневра очень невелика. Сейчас движение организовано таким образом, что можно, например, выполнить несколько правых поворотов или несколько левых, то есть развернуться „через квадрат“. Также можно развернуться не на перекрестке, а с использованием прилегающей территории. Еще на дороге водителей может подстерегать такая особенность при развороте, как знак „Движение только прямо“, установленный на прямой. Данный знак не дублируется. Если его поставили за перекрестком, он будет действовать до следующего перекрестка. Даже если на дороге есть прерывистая разметка, разворот в этом месте совершать нельзя, это сделано для выезда машин с прилегающей территории. Еще надо помнить, что если на дороге движение только по одной полосе в каждую сторону, то развернуться в границах такого перекрестка почти невозможно», — рассказал АиФ.ru автоэксперт Владимир Бахарев.

Разворот по малому радиусу — лишение прав, как за выезд на встречку?

О развороте по малому радиусу, о том, как я едва не остался без прав, и о пользе Интернета.

Совершив этот маневр, я оказался под прицелом видеокамеры сотрудника ГИБДД, бдительно дежурившего на этом перекрестке, который меня остановил и вежливо попросил предоставить все необходимые в таких случаях документы. После просмотра, он также вежливо предложил пройти в стоящий автомобиль, где в удобных и комфортных условиях мне было предложено просмотреть видеофильм с моим участием, а также ознакомиться с познавательной литературой в виде КОАП ПДД, в которой красивыми красными и зелеными стрелками было указано, как разворачиваться нельзя, а как можно.

Достаточно скоро старший лейтенант ДПС разъяснил мне всю неправомерность моих действий и обрисовал варианты развития событий, которые меня слабо устраивали, — 4 или 6 месяцев “спортивного образа жизни”.

В общем, ситуация складывалась патовая, — вместо покупки новогодних подарков, благодаря действиям Джеймса Кэмерона лейтенанта с видеокамерой, собственного разворота по малому радиусу и краткого инструктирования о пользе разворота по “правильному” радиусу с отсылками к брошюре КОАП ПДД, мне вполне “карячилось” лишение прав. Такой новый год меня не устраивал совсем.

Не устраивал меня и вариант штрафа в 5000 рублей на месте, о котором, возможно, можно было бы договориться на месте (сразу скажу, товарищи полицейские мне ни о чем не намекали).

Единственное, с чем я сразу был несогласен в этой ситуации, так это с самой трактовкой вопроса и выезде на полосу встречного движения. Понятное дело, я не юрист, и спорить с полицией на тему правовых или противоправных действий был не готов, однако здравый смысл подсказывал полную безопасность подобного маневра в отличие от того, который прописан в правилах, ибо совершая разворот по “большому” радиусу можно реально создать аварийную ситуацию, и помешать движению автомобиля, совершающему не разворот, а поворот налево. К сожалению, все мои доводы встречались искренней улыбкой со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые, выслушав мою тираду, клали передо мной брошюрку со злополучной ст. 12.15 ч. 4 КоАП.

В общем, получался мне новый год без прав, — вариант не просто отвратительный, а полный casus rectalis.

Но почему-то мне захотелось поспорить. Сотрудники ГИБДД вежливо согласились (. ) предоставить мне время для того, чтобы я нашел подтверждение своей неправоты (или правоты, на что я очень надеялся). Выданное время я решил потратить максимально эффективно. Спасибо моей жене, которая подарила мне телефон на Андроиде, с возможностью нормально работать в Интернете. Я сел в свою машину и начал бомбить “Гугл” на предмет этого маневра. Первые тридцать минут результаты меня удручали. Оказалось, количество людей попавших в аналогичную ситуацию по стране просто огромное, а форумные дебилы и тролли, просто достали отписываться в разумных топиках со своим идиотским мнением и желаниями, вместо того, чтобы дать ссылки на реальное решение вопроса. И вот когда я уже по-настоящему отчаялся и смирился с потерей прав, мне на глаза попалась эта ссылка. Краткие выдержки из нее я привожу ниже (скажу честно, делаю это ради гугла, в надежде на то, что кто-то в похожей ситуации сможет найти этот текст и это его тоже выручит).

“Толкования зам. главы ДОБДД России Владимира Кузина, данные им в Российской газете № 5341 (262) о том, что разворот «по малому радиусу» является административно-наказуемым деянием, предусмотренным частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, потерпели полное фиаско…

Вспомнило руководство УГИБДД о том, что в Кодексе существует презумпция невиновности. Поэтому и обязало своих подчинённых сотрудников в местах, где такой маневр несёт опасность и угрозу безопасности, решать данную проблему за счёт технических средств организации дорожного движения.
Иными словами, инспектора ДПС должны возбуждать дела по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ только в тех случаях, когда автовладельцы совершили выезд на встречную полосу на участках дорог, где такой маневр прямо запрещен содержащими запрет соответствующими дорожными знаками и (или) дорожной разметкой…”

Зачитав вышеописанное старшему лейтенанту, я, если честно, уже не особо на что надеялся, ибо по моим прогнозам его ответ должен был быть примерно такой “Давайте оформляться, потом пусть судья решает, правы Вы или нет”. И ответить так он имел полное право, поскольку в стране у нас судебные решения отнюдь не прецедентные (то есть если сто тысяч человек были оправданы, то сто тысяч первый может быть лишен прав потому, что судья посчитает, что нарушение было).

На моей стороне оказалось то, что в отличии от картинки в КОАП и на сайте, в моем случае на перекрестке не было НИ разделительной полосы, НИ знака, делающего полосу по которой я разворачиваюсь “встречной”, например того же “кирпича” (знак 3.1). А потому, аргументированно выложив все доводы со своей стороны, я услышал от старшего лейтенанта фразу, которая стала лучшим предновогодним подарком “хорошо, Максим Дмитриевич, не будем спорить, вот Ваши документы. Счастливого пути.”

Мне откровенно повезло. Скорее всего причиной везения было уже то, что экипаж “насобирал” нарушителей на этом развороте на месяц вперед, поскольку только пока я искал доказательства своей точки зрения, “оформили” четырех человек. Свою роль в “везении” сыграл и тот факт, что мне удалось убедить старшего лейтенанта, что я не являюсь злостным нарушителем. Запрошенная по мне информация оказалась положительной, и к тому же я смог адекватно высказать свою точку зрения, не “зависая” как кролик перед удавом перед схемами дорожной разметки и прочим. Еще одним важным (на мой взгляд) пунктом моего везения было и то, что я вел себя абсолютно спокойно и адекватно, не “качая права” и не трясясь от ужаса…

В общем, мой совет всем хондаводам и другим, — дорогие друзья, если уж вы попали в ситуацию, аналогичную моей, попробуйте сохранять оптимизм, разговаривать нормально, и используйте ту информацию, которую использовал я. Вполне вероятно, что и вам попадется адекватный сотрудник ГИБДД, который не станет лезть в бочку, а примет вашу сторону в этой ситуации. Имейте ввиду, что правила нарушать НЕЛЬЗЯ. Но есть помимо правил, на которые мы все ориентируемся, еще и приказы и постановления, о которых мы можем и не знать… По аналогии с Honda, — есть мануалы, а есть сервис-бюллетени, и если мануалы есть у каждого второго, то доступ к сервис бюллетеням есть далеко не у каждого. Так вот сервис-бюллетень может полностью отменять данные мануалов. Видимо, аналогичная ситуация есть и в Кодексе административных правонарушений ПДД. Не теряйтесь, не озлобляйтесь, а попробуйте найти истину!

С новым годом всех! Ура! и спасибо, что Вы с нами!

25.10.2012. Кстати, наш читатель Роман прислал нам ссылку на видео, посвященное разбору этого вопроса на правовом уровне. Спасибо большое, с удовольствием размещаем видео прямо здесь!

Sociologs.ru 2019 Все права защищены