Предоставление адвоката при административном правонарушении

КС РФ советует уточнить право на бесплатного адвоката по административным делам

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 марта. /Корр. ТАСС Виктория Дубовская/. Конституционный суд (КС) РФ обратил внимание федеральных законодателей на возможность конкретизировать условия предоставления юридической помощи лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Это следует из определения, опубликованного во вторникина сайте КС РФ.

Жалобу в КС подала гражданка Валентина Михайлова, которая в ноябре 2007 года приняла участие в несанкционированном митинге — «марше несогласных». За нарушение порядка и неповиновение сотрудникам полиции ей было назначено минимальное административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей при максимальной санкции в виде 15 суток ареста.

В ходе производства по делу Михайлова неоднократно ходатайствовала о назначении ей бесплатного адвоката для оказания юридической помощи, ссылаясь на сложность рассматриваемого дела и отсутствие возможности самостоятельно оплатить услуги защитника. Ее просьбы были отклонены, так как нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в отличие от уголовных дел, не предусмотрено обязательное назначение адвоката лицу, привлекаемому к административной ответственности. Михайлова обратилась в Европейский суд по правам человека, а затем, не дождавшись решения ЕСПЧ, и в КС РФ, полагая, что тем самым нарушаются ее конституционные права.

КС РФ определил, что оспариваемая норма не нарушает прав заявительницы, однако отметил, что в российском административном судопроизводстве гражданин вправе защищать себя как самостоятельно, так и с помощью выбранного им защитника из числа адвокатов или иных лиц. В том числе, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Согласно позиции КС, жалоба заявительницы носит абстрактный характер. Таким образом, Михайлова обратилась в КС «в интересах неопределенного круга лиц и вне связи с ее конкретным делом». По сути, оценка конституционности оспариваемых положений приобрела бы характер абстрактного нормоконтроля, что не позволяет делать закон «О Конституционном суде Российской Федерации».

По словам судьи КС Александра Бойцова, в вынесенном решении нет императивного предписания законодателю ввести механизм предоставления бесплатной юридической помощи, так как многие из административных правонарушений слишком незначительны. Однако вопрос о назначении бесплатного адвоката приобретает существенное конституционное значение, если наказание «административному» правонарушителю реально сопоставимо с мерами уголовно-правового воздействия.

Комментарии к СТ 25.5 КоАП РФ

Статья 25.5 КоАП РФ. Защитник и представитель

Комментарий к статье 25.5 КоАП РФ:

1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему — представителем.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.

4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.

5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.

7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).

Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.

8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Разъяснение задержанному норм КоАП о праве на звонок и помощь адвоката полицейские не считают своей обязанностью

Если мы себя позиционируем как цивилизованная и демократическая страна с точки зрения применения норм права, то, конечно, предоставление адвоката на стадии административного задержания и доставления, по моему глубокому убеждению, вместе с теми коллегами, с которыми мы разрабатывали законопроект, является обязательным. И обязательность его проистекает из требований Конституции Российской Федерации, которая говорит, что с момента фактического задержания каждому гражданину предоставлено право на получение квалифицированной юридической помощи. А квалифицированная юридическая помощь опять же в нашей стране – это есть не что иное, как участие адвоката-защитника.

И вот, к сожалению, пробельность, нехватка пояснений и норм в Кодексе об административных правонарушениях создает такие неприятные ситуации, подобные истории о человеке, который вышел из пиццерии, а полиция тут же приписала ему алкогольное опьянение. Важно учить сотрудников полиции соблюдать закон и применять его в том формате, который распространяется не только на территорию Российской Федерации, но и который связан с обязательным применением норм международного права. И вообще мне кажется, внесение изменений в КоАП, о которых мы пишем, очень необходимы, потому что это дисциплинирует.

Эти изменения касаются нескольких статей Кодекса, в которых как раз указывается, что каждому задержанному лицу в течение не позднее трех часов с момента задержания или доставления предоставляется право как на телефонный звонок, так и на приглашение адвоката. Если мы говорим об административном производстве, то сегодня такое право появляется у лица только тогда, когда его материал поступает для рассмотрения в суд. Вот когда судья хочет принять решение – виноват, не виноват, он говорит: «У вас есть право на адвоката. Вы можете сюда прийти ко мне в суд с адвокатом».

На самом деле Конституция говорит о том, что человек имеет право на адвоката уже с момента задержания. Но дело в том, что Конституция у нас не очень почитаема, поэтому то, что в ней написано, к сожалению, на сегодняшний день правоприменителями не принимается. Поэтому и возникла необходимость четкого прописания положения Конституции уже на поле административного законодательства. Пока норма четко не прописана в КоАП, она не применяется и не используется. И гражданин может кричать и повторять сколько угодно, что он хочет позвонить или пригласить адвоката, ему все отвечают, что у него такого права нет, потому что это право не закреплено в Кодексе.

Статью КоАП номер 27.3 «Административное задержание», о праве гражданина на звонок и на адвоката сотрудники полиции рассматривают как свое право, а не свою обязанность реализовать право. Вот, на мой взгляд, несколько извращенное восприятие понятий представителей силовых ведомств. Они считают, что если у них есть право, значит, они могут воспользоваться этим правом, а могут не воспользоваться.
А уж разъяснения прав гражданину вообще не происходит на практике.

Вот статья: «По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы, учебы, а также защитник». Но, смотрите, есть небольшой нюанс. Чтобы задержанный человек высказал эту просьбу, ему должны разъяснить норму 27.3 КоАПа, потому что обычные люди, выходящие в город из пиццерии, мало что вообще знают о существовании Кодекса об административных правонарушениях. Да, в принципе, человек и не обязан все эти нормы знать наизусть. Поэтому, чтобы воспользоваться своим правом, ему должен кто-то сначала разъяснить его права. Сотрудники полиции этим не утруждаются, такой обязанности, по их глубокому убеждению, у них не возникает. От этого вот все последующие проблемы у задержанных людей.

Поэтому та редакция, которую мы, разработчиков поправок в КоАП, предлагаем на сегодняшний день, если мы говорим о части третьей, должна звучать так: «Задержанному лицу не позднее трех часов с момента задержания предоставляется право на один телефонный разговор в присутствии должностного лица органа, который вправе осуществлять административное задержание, в целях уведомления близких родственников, а также защитника о своем задержании и месте нахождения, о чем в протоколе должна делаться обязательная отметка».

ПРАВО НА АДВОКАТА ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА ДАЖЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ЛИШЕНИИ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Конституционному Суду России дан шанс привести российский закон в соответствие с ратифицированной Конвенцией о защите прав человека до вмешательства ЕСПЧ

Если против вас выдвинуто обвинение в совершении административного правонарушения, то в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях вы, как привлекаемый к ответственности, имеете право на адвоката. Но заплатить за него вы обязаны из своего кармана. Просто потому что правонарушение назвали административным, гарантия Конституции о бесплатном адвокате не распространяется на административных правонарушителей.

Но Россия ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека. Согласно интерпретации Европейским судом по правам человека статьи 6 Конвенции, большинство составов административных правонарушений по своей природе, характеру и степени тяжести наказания (лишение специального права на срок до 3 лет, штраф для граждан в размере до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 200 часов, административный арест на срок до 15 суток) приближаются к уголовно наказуемым деяниям (тем более, учитывая институт условного осуждения в российском уголовном праве). А за этим следует и обязанность государства предоставить обвиняемому адвоката за счет бюджета.

С такой дискриминацией и исключением из конституционной защиты административных правонарушителей не согласилась Валентина Николаевна Михайлова (на фото), оштрафованная за участие в демонстрации и за не выполнение распоряжения сотрудника милиции. Еще в 2008 году все суды России от мирового до Верховного отказали Валентине Николаевне в ходатайстве о предоставлении бесплатного адвоката. Михайлова была вынуждена обратиться в ЕСПЧ с жалобой против России.

Уже после коммуникации ЕСПЧ дела Михайловой властям России, Валентиной Николаевной и юристами Сутяжника было принято решение обратиться в Конституционный Суд России. Для убедительности и описания «конституционной значимости» (негласный критерии приемлемости жалоб, выработанный Конституционным Судом) к жалобе в Конституционный Суд приложили копию жалобы Михайловой против России, направленной в ЕСПЧ.

Михайлова просит признать неконституционной статью 25.5 КоАП в части не предоставления задержанному гражданину, привлекаемому к административной ответственности, права на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно (пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно), что нарушает право Михайловой В.Н. на справедливое судебное разбирательство при предъявлении ей «уголовного» обвинения в смысле статьи 6(3)c Конвенции.

СУТЯЖНИК уверен, что к дню 20-летия СУТЯЖНИКА и к 10-летию сотрудничества Валентины Николаевны с СУТЯЖНИКОМ по ведению стратегических судебных дел, что празднуется в один день, мы услышим решение Конституционного Суда как последней эффективной инстанции. Валентине Николаевне, велосипедисту-стайеру, не в тягость долгие стратегические тяжбы во благо России и ее граждан на судебную защиту. А дело Михайловой станет материалом для тренинга участников IV УРАЛЬСКОЙ (ЛЕТНЕЙ) ШКОЛЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЕДЕНИЕ СУДЕБНЫХ ДЕЛ: ОПЫТ ЮРИСТОВ США, ЕВРОПЫ, РОССИИ» (Екатеринбург, 16-20 сентября 2014 г.). Заявки кандидатов на участие принимаются до 3 августа здесь http://sutyajnik.ru/news/2014/07/2333.html

ДЛЯ СПРАВКИ. Одно и то же противоправное деяние в российской правовой системе в разные периоды времени может квалифицироваться и как «уголовное преступление», и как «административное правонарушение». Например, противоправное деяние «Клевета» квалифицировалось до 8 декабря 2011 года по статье 129 Уголовного кодекса России. В результате реформы по гуманизации уголовного законодательства, проведенной по инициативе Президента России Дмитрия Медведева, данное деяние было декриминализовано и стало «административным правонарушением» согласно статье 5.60 «Клевета» КоАП РФ. Однако после прихода на пост Президента России Владимира Путина данное деяние с 10 августа 2012 года было вновь криминализировано и квалифицируется согласно статье 128.1 «Клевета» Уголовного кодекса России.

ЕСПЧ в своей практике неоднократно подтверждал, что некоторые составы административных правонарушений, как они определены КоАП РФ, имеют уголовно-правовой характер (Постановление ЕСПЧ от 10.02.2009 по делу «Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации», жалоба N 14939/03, §§ 54-56; Постановление ЕСПЧ от 09.03.2006 по делу «Менешева (Menesheva) против Российской Федерации», жалоба N 59261/00, §§ 96-98; Постановление ЕСПЧ от 03.10.2013 по делу “Каспаров и другие (Kasparov and others) против России”, жалоба N 21613/07, §§41-45).

Читайте так же:  Бланк договор купли продажи моторной лодки

Следовательно, как показывает пример, в российской правовой системе нет четкой и объективной границы между «административными правонарушениями» и «уголовными преступлениями». Профессор Головко Л.В., и.о. заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юрфака МГУ, член Международной ассоциации уголовного права комментирует газете «Коммерсант»: «Тренд последнего времени — это то, что КоАП стал своеобразной лазейкой для наших законодателей. По сути дела, это такое же уголовное право, только мелкое. Логика его отделения в том, что КоАП всегда дает меньшие наказания: без арестов и с небольшими штрафами. А у нас он зажил собственной жизнью: туда “спускают” серьезные наказания — до 30 суток ареста, «облегчая» напоказ Уголовный кодекс. Да и сам по себе КоАП обрастает новыми статьями, становясь все суровее: некоторые статьи в УК предусматривают меньшие сроки задержания, чем некоторые статьи в КоАПе, что само по себе нонсенс. Это вполне очевидно, когда смотришь на ситуацию изнутри, но не всегда считывается международным сообществом».

В практике ЕСПЧ определение «уголовного обвинения» трактуется достаточно широко. Но за такой трактовкой следует и гарантия на назначаемого за счет государства адвоката. Под определение уголовного обвинения попадают следующие правонарушения: дорожные правонарушения, наказуемые штрафами или ограничениями на использование водительских прав (Шмаутцер против Австрии (Schmautzer v Austria); Малиге против Франции (Malige v France), жалоба № 27812/95 от 23 сентября 1998; Лутц против Германии (Lutz v Germany), жалоба № 9912/82 от 25 августа 1987), штрафы по неуплате налогов (Бенденун против Франции (Bendenoun v France); Жуссила против Финляндии (Jussila v Finland), жалоба № 73053/01 от 23 ноября 2006), таможенное право (Салабиаку против Франции (Salabiaku v France), жалоба №10519/83 от 7 октября 1988), конкурентное право (Sociutu Stenuit v France, жалоба №11598/85 от 27 февраля 1992) и финансовые разбирательства (Guisset v France, жалоба № 33933/96 от 26 сентября 2000). ЕСПЧ установил, что незначительное правонарушение (minor offence) в виде обвинения соседа в нарушении общественного порядка без предоставления доказательств, приведшее к наказанию в виде штрафа, было уголовным правонарушением по сути, поскольку наказание является мерой пресечения и носит карательный характер. ЕСПЧ усмотрел уголовный характер в штрафе, наложенном Мальтийской Палатой Представителей на журналиста за злоупотребление правом и клевету, что было подтверждено Мальтийским Конституционным судом. Максимальным наказанием в данном случае являлся денежный штраф или лишение свободы на срок до 60 дней или обе меры. Суд также установил, что штраф, заменяемый 10 суткам лишения свободы, за нарушение конфиденциальности в ходе судебного разбирательства должен рассматриваться как уголовная мера.

См. также материалы судебного дела:

§2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в Конституции РФ (ст. 48) и в КоАП РФ, в ст. 25.5 которого говорится, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с законом.

По делу об административном правонарушении необходимо выяснить:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом об
административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины
и условия совершения административного правонарушения.

После установления, что событие имело место и есть лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, необходимо установить доказана ли вина, т.е. собрать доказательства.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Так гласит ст. 25.2 КоАП. Рассмотрим это более подробно.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть
проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

При исследовании вещественных доказательств адвокат должен занимать активную позицию, особенно изучая документы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (вернуть, уничтожить, реализовать и т.п.).

К сожалению, все действия по Кодексу об административных правонарушениях ведутся уполномоченными органами. А право проведения собственного расследования адвокатами в Кодексе не прописано. Скорее всего, в законодательном плане это будет исправлено.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении существуют установленные законом сроки.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Закон также устанавливает порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, т.е. процедуру:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании
какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического
лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по
делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица,
защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке,
выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении
дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа,
должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по
существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует
рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных
материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при
рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Адвокату закон не предоставляет такого права, т.е. прения сторон отсутствуют. Это шаг назад по сравнению с Уголовно-процессуальным кодексом.

Какое решение может быть принято по делу об административном правонарушении и как и куда его можно обжаловать?

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу,
предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях;

2) объявления устного замечания;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган
предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся
признаки преступления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать
административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в
соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение
дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Адвокат в производстве по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции

Эффективное обеспечение прав и законных интересов, на которые имеют право все участники производства по делам об административных правонарушениях, требует, чтобы они имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией. Согласно ст. 25.5 КоАП для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Административное судопроизводство есть одна из форм отправления правосудия в Российской Федерации, предусмотренных ст. П8 Конституции РФ, оно основывается на принципах законности, публичности, состязательности и равноправия сторон.

Производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции призвано разрешать по существу те дела, которые законом прямо отнесены к подведомственности судов, а также рассматривать жалобы на решения и действия должностных лиц при осуществлении ими производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных п. I; дела об административных нарушениях, предусмотренных ч. 2, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье; дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, признанными на поенные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов; дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов; судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Читайте так же:  Цахкадзор проживание

Задачами судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях является всесторонне полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно Конституции РФ, а также признанным в Российской Федерации нормам международного права и исходя из задач обеспечения прав и свобод человека, которые действуют непосредственно (ст. 18 и 123 Конституции РФ), основные принципы справедливого правосудия (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод) должны соблюдаться и при производстве в судах по делам об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Статья 2.1 КоАП определяет понятие «административного правонарушения», указывая в качестве его обязательных признаков противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие в определении материального признака, выражающегося в общественной опасности (вредоносности) противоправного действия (бездействия), является существенным отличием административного правонарушения от уголовного преступления.

Противоправное поведение может быть выражено как в виде действия (активная форма), так и в бездействии (пассивная форма). В первом случае административная ответственность наступает при условии, что лицо совершило противоправные действия путем нарушения действий, запрещенных законом, а во втором — должно было действовать только определенным образом (в силу предписаний закона или иных нормативных актов), но не выполнило соответствующих обязательных действий, хотя обладало всеми для этого возможностями.

Административное производство может быть возбуждено как против физического, так и против юридического лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом и установлена вступившим в законную силу решением суда (для административных правонарушений — вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст. 1.5, 2.1 КоАП).

При этом в силу презумпции невиновности, установленной Конституцией РФ, вину привлекаемого к административной ответственности лица должен установить суд, рассматривающий дело об административном правонарушении.

Таким образом, вина является, во-первых, обязательным признаком административного правонарушения, во-вторых, обязательным условием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности.

Только виновное действие (бездействие) лица, подпадающее под признаки административного правонарушения, может быть наказуемо в соответствии с КоАП. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В КоАП сформулированы основные критерии презумпции невиновности, которыми следует руководствоваться при судопроизводстве по делам об административных правонарушениях. В ст. 1.5 КоАП эти критерии сформулированы следующим образом:

  • 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  • 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи.
  • 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (исключение составляют правонарушения, предусмотренные гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи).
  • 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с этим участник административного производства, в отношении которого составлен протокол, применены меры обеспечения и рассматривается дело, называется лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Указанные лица вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено только в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела или от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ст. 25.1 КоАП).

В тех случаях, когда рассмотрение дела осуществляется судом в отсутствие стороны обвинения, пределы судебного разбирательства ограничены обвинением, сформулированном в административном протоколе. Протокол согласно ст. 26.2.КоАП является доказательством по делу об административном правонарушении и должен содержать: сведения о наличии либо отсутствии события административного правонарушения, доказательства виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также отражать иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Важной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, является возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью. В качестве защитника (в интересах физического лица) к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, но и любое иное лицо. Защитник допускается к участию в деле с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания подозреваемого в совершении административного правонарушения, защитник допускается с момента фактического задержания. Адвокат в случае оказания им квалифицированной юридической помощи юридическому лицу называется представителем.

Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Защита прав потерпевших гарантируется Конституцией РФ, в частности, ее ст. 2, 18, 48 (ч. 1), 52 и 53. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба посредством возложения на виновного обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему.

Интересы потерпевшего может представлять представитель. Потерпевший и его представитель вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами. С этой целью закон обязал органы и должностных лиц, возбуждающих производство по делу об административном правонарушении, вручать потерпевшему по его просьбе копию протокола об этом правонарушении.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено только в случае, если имеются достоверные данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и при этом от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют также их законные представители, которыми являются родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, также осуществляют его законные представители. Законными представителя юридического лица, в соответствии со ст. 25.4 КоАП, являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В случае если в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении привлечен адвокат, он пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими по закону его доверителю.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК.

Права адвоката в производстве по делу об административном правонарушении — это юридически гарантированные возможности пользоваться определенными социальными благами, официальная мера его возможного поведения [1] . Административно-правовой статус адвоката — это специальный статус, отражающий особенности его правового положения в производстве по делам об административных правонарушениях.

Статья 25.5 КоАП закрепила административно-процессуальное положение защитника (адвоката) и представителя, а также определила их основные обязанности и права в производстве по делу об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу об административном правонарушении.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Одним из основных прав, предоставленных адвокату и представителю, является право знакомиться со всеми материалами дела. При ознакомлении с делом они имеют право производить выписки из него всех необходимых сведений.

Адвокат и представитель имеют право представлять доказательства. Обладая этим правом, адвокат и представитель могут эффективно осуществлять защиту прав и интересов своих доверителей.

Следующее важное право, предоставленное адвокату, представителю, есть право заявлять ходатайства. Под ходатайством адвоката и представителя следует понимать их официальную просьбу о совершении определенных процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении. Адвокат и представитель вправе заявлять ходатайства по всем вопросам, которые могут иметь влияние на исход дела. В законодательстве не установлена форма заявления ходатайства. На практике они бывают как письменными, так и устными. Ходатайства могут быть заявлены как адвокатом и представителем самостоятельно, так и по просьбе лица, которому оказывается юридическая помощь.

Участвуя в рассмотрении дела об административном правонарушении, адвокат и представитель имеют право задавать вопросы другим участникам производства с целью выявления обстоятельств, благоприятных для своего доверителя, если эти вопросы относятся к делу и не противоречат процессуальным и этическим нормам.

Следующим правом адвоката и представителя является право по поручению лица, привлекаемого к ответственности, приносить от их имени жалобы на постановление по делу. Законодательство не предоставляет адвокату права обжаловать постановление от своего имени.

Следует отметить, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых суд, рассматривающий дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и другими составленными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, прочими документами, а также показаниями специальных технических средств.

После поступления материалов административного производства в суд, судья в порядке, предусмотренном ст. 29.4 КоАП, выносит определение, которым принимает решение о дальнейшем движении дела. В случае, если судья принял решение о назначении дела к слушанию, то он назначает время и место слушания и уведомляет стороны о принятом решении.

В соответствии со ст. 29.6 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, но не более чем на месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение.

Приняв поручение по делу, адвокат прежде всего должен сосредоточить свое внимание на исследовании документов, послуживших основанием для осуществления производства но делу об административном правонарушении.

Адвокат должен знать, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • — поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • — сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • — фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фого-и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • — подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • — составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • — составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • — составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • — вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  • — вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального документа. КоАП однозначно устанавливает, что составление этого документа лицом, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, признается особым юридическим фактом — возбуждением такого дела.

Важным процессуальным документом, на который должен обращать особое внимание адвокат, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Следует сказать, что протокол составляется и при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил дорожного движения.

Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

  • — действия должностных лиц, в том порядке, в каком они производились;
  • — состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
  • — тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
  • — другие существенные для данного дела обстоятельства.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП.

Читайте так же:  Налог на роскошь автомобили 2018 список автомобилей расчет калькулятор

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

В ст. 27.1 КоАП закреплены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Так, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

  • — доставление;
  • — административное задержание;
  • — личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  • — изъятие вещей и документов;
  • — отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  • — освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • — медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  • — задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  • — арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  • — привод;
  • — временный запрет деятельности.

Адвокату необходимо учитывать, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Соответственно, дата составления этого протокола признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом по данному делу.

Адвокат четко представляет, какая информация должна содержаться в протоколе об административном правонарушении. Перечень обязательных реквизитов протокола содержится в ч. 2 ст. 28.2 КоАП.

Во-первых, это данные о времени, месте составления протокола, о должности, фамилии, имени и отчестве его составителя. Они должны удостоверить, что протокол составлен уполномоченным лицом, в установленный срок.

Во-вторых, это сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Если к ответственности привлекается гражданин, то в протоколе должны содержаться 10 записей о нем: его фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, место работы, должность, семейное положение, привлекался ли ранее данный гражданин к административной ответственности, имеется ли у него судимость. Если протокол составляется в отношении юридического лица, то в нем должны быть указаны его организационно-правовая форма, название, место нахождения, а также фамилия, имя, отчество, должность законного представителя юридического лица и документ, на основании которого действует представитель.

В-третьих, в протоколе должны быть указаны фактические данные о событии правонарушении, времени, месте, причиненном ущербе и других имеющих юридическое значение обстоятельствах его совершения. В протоколе необходимо дать юридическую квалификацию административного правонарушения путем указания статьи (части статьи) КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающих ответственность заданное правонарушение, по которой лицо привлекается к административной ответственности. Стало быть, фактически протокол выполняет обвинительную функцию.

В-четвертых, в протоколе указываются фамилия, имя, отчество, адреса свидетелей, потерпевших, если они имеются.

В-пятых, в протоколе должны быть подписи его составителя, а также гражданина или руководителя организации (юридического лица), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о гражданине или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения. В исключительных случаях срок составления протокола может быть продлен еще на месяц, а по делам о таможенных правонарушениях не должен превышать 6 месяцев.

Сроки составления протоколов об административных правонарушениях не являются пресекательными. Это означает, что сам факт нарушения такого срока не прекращает производство по делу. Однако если же протокол составлен за пределами срока давности привлечения лица к административной ответственности, его уже нельзя составить и производство по делу должно быть прекращено.

Объяснения лица, в отношении которого ведется административное производство, показания потерпевшего отражаются в протоколе об административном правонарушении. Следовательно, адвокат должен быть предельно внимательным и следить за тем, чтобы в указанном протоколе были отражены все обстоятельства, которые подлежат установлению по административному делу и имеют существенное для него значение.

В случае, если протокол не соответствует требованиям закона, при отсутствии в нем обязательных реквизитов и информации, такой протокол может быть признан ненадлежащим доказательством, не порождающим правовых последствий.

Далее адвокат должен сосредоточиться на обстоятельствах, подлежащих первоочередному выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

  • 1) наличие события административного правонарушения:
    • — имело ли место противоправное деяние, запрещенное КоАП и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ;
    • — возникло ли оно в результате деятельности человека, или оно явилось следствием иных обстоятельств;
    • — время возникновения, особенности развития, наступившие последствия;
    • — наличие причинно-следственной связи между действиями конкретного лица и наступившими последствиями;
    • — подпадает ли исследуемое событие под признаки конкретного состава правонарушения;
  • 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), и способность этого лица быть субъектом данного правонарушения;
  • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения. Установить и доказать виновность лица — это значит в ходе производства по делу об административном правонарушении собрать доказательства, подтверждающие умысел или неосторожность, проявленные лицом при совершении действий, образующих событие правонарушения. Когда юридический состав данного правонарушения в качестве обязательных признаков его субъективной стороны предусматривает определение цели и мотивов совершения правонарушения, они также подлежат выяснению. Если подлежащие доказыванию цели и мотивы не доказаны, то ответственность за данное правонарушение исключается;
  • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП).

Вещественными доказательствами по административному делу признаются материальные следы правонарушения или лица, его совершившего. Вещественными доказательствами являются предметы, которые служили орудиями административного правонарушения или сохранили на себе его следы, либо были объектами этого правонарушения. Адвокату следует обратить внимание на то, чтобы они были подробно описаны в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе (протоколе о досмотре транспортного средства, протоколе об изъятии вещей и документов), но возможности сфотографированы и приобщены к делу.

В протоколе должны быть зафиксированы признаки, позволяющие выделить предмет из числа ему подобных и обусловливающие его доказательственное значение. В частности, следует указывать: материал, форму, размер, цвет предмета, сорт и качество изделия; тип, марку, модель, калибр, серию, номер, иные идентификационные признаки оружия, реквизиты документов и т.д. При этом в протокол заносятся только достоверно установленные признаки. Подробное описание в протоколе вещественных доказательств, их фотографирование, а также иная фиксация и закрепление в протоколе позволяют предотвратить возможность подмены или смешения данного предмета с другими, и в случае утраты вещественного доказательства восполнить этот пробел.

Вещественные доказательства, переданные в суд, должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы являются вещественными доказательствами, если они были объектами противоправных действий, средствами их подготовки, совершения или сокрытия, если на них остались следы противоправных действий. Если же значение документа по делу определяется справочными или удостоверительными данными, он является письменным доказательством.

Таким образом, документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в устной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Фотоснимки признаются вещественными доказательствами, если они сделаны в момент правонарушения, либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Условием допустимости этих фотоснимков в качестве вещественных доказательств является наличие достоверных данных о времени, месте и других обстоятельствах фото-, видео- и киносъемки, т.е. о происхождении фотоснимка.

Кроме этого, доказательством по делу об административном правонарушении является заключение эксперта. Адвокат должен обратить внимание на: процессуальную состоятельность этого документа, а именно, ознакомлены ли были стороны с решением о назначении экспертизы; на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и на потерпевшего; разъяснялись ли им их права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта; разъяснялись ли эксперту его права и ответственность за дачу заведомо ложного заключения.

При наличии всех необходимых процессуальных атрибутов адвокат обязан самым тщательным образом изучить экспертное заключение и соотнести его с прочими доказательствами. В деталях экспертного заключения, как правило, заключаются основные положения, которые формируют окончательный вывод. При невозможности самостоятельно дать оценку экспертному заключению, адвокат должен обратиться к независимому специалисту на предмет разъяснения непонятных или трудно понятных выводов, имеющихся в тексте заключения.

Адвокат вправе самостоятельно представлять доказательства по делу. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат вправе запрашивать соответствующие государственные органы и получать от них необходимые ему для осуществления защиты либо представительства документы; опрашивать лиц (с их согласия), которые были свидетелями происшествия или обладают достоверными сведениями, могущими иметь значения для правильного разрешения дела.

Адвокату следует помнить, что срок проведения административного расследования не может превышать месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок, по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа, на срок до 6 месяцев. По ряду нарушений законодательства РФ, прямо оговоренных в ст. 4.5 КоАП, срок административного расследования не может превышать год со дня совершения административного правонарушения. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется в суд, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрении судье немедленно после его составления.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде установлен ст. 29.7 КоАП. В ходе судебного разбирательства суд исследует поступившие в его распоряжении материалы административного производства. Адвокату следует иметь в виду, что стадия судебного разбирательства является важнейшей стадией во всем процессе административного производства. Адвокат должен активно участвовать в исследовании доказательств, допросе свидетелей, консультировать своего доверителя по правовым вопросам, возникающим в ходе судебного следствия. При необходимости адвокат должен смело и решительно пользоваться предоставленными ему процессуальными правами: делать заявления, заявлять ходатайства и отводы.

Адвокат обязан активно работать в судебном заседании, старательно участвуя в исследовании доказательств и обстоятельств дела, завершая каждый этап судебного следствия доведением до суда выводов, к которым он пришел и которые составляют общую защитительную (представительскую) позицию.

По окончании судебного разбирательства адвокат должен иметь сформированную правовую позицию, которую обязан согласовать с доверителем и довести до суда.

Отличительной чертой административного судопроизводства является отсутствие прений сторон.

По результатам судебного разбирательства суд, в порядке, предусмотренном ст. 29.11 КоАП, немедленно по окончании рассмотрения дела объявляет постановление по делу об административном правонарушении либо выносит определение.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, или в случае принятия решения об объявления устного замечания. Суд прекращает производство по делу и в случае, если в действиях (бездействии) лица, обвиняемого в совершении правонарушении, содержатся признаки преступления. Тогда материалы дела направляются прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания для проведения дополнительного расследования.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении суд может вынести определение:

  • 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера, либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • 2) дата и место рассмотрения дела;
  • 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • 5) статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • 6) мотивированное решение по делу;
  • 7) срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

После получения решения на руки адвокат вместе с доверителем изучают его и при наличии воли последнего и законных оснований к его отмене или изменению обжалуют его в установленном законом порядке. Жалоба на постановление может быть подана как в суд, вынесший постановление, так и непосредственно в вышестоящий суд, уполномоченный ее рассмотреть. Адвокату следует помнить, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Закон предусматривает и сокращенные сроки обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Сокращенные сроки обжалования таких постановлений направлены на защиту публичных интересов, которые разрешаются в короткие временные сроки. Так, срок в 5 дней предусмотрен для обжалования постановлений, вынесенных по нарушениям, связанным с проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана как от имени лица, в отношении которого осуществлялось административное производство, так и от имени его защитника (представителя). Жалоба может быть подписана и обоими. Подавая жалобу, адвокат обязан аргументированно, логически последовательно описать все нарушения закона и неправильное толкование обстоятельств дела, которые, по его мнению, могут повлечь отмену ранее принятого постановления.

  • [1]Астахов Д. В. и др. Административно-процессуальный статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Домодедово. 2006. С. 83.
Sociologs.ru 2019 Все права защищены