Полномочия уполномоченного по правам ребенка

Оглавление:

Полномочия уполномоченных по правам ребенка планируется расширить

Президент РФ Владимир Путин выступил с инициативой более детально регламентировать требования к детским омбудсменам, а также их права и обязанности. Так, разработанным им законопроектом 1 планируется, что Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (далее – Уполномоченный) будут назначать на пять лет, причем одно и то же лицо не сможет занимать эту должность более двух раз подряд. При этом, согласно законопроекту, для него будет обязательным наличие российского гражданства, возраст не моложе 30 лет, наличие безупречной репутации и высшего образования, а также опыта работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению их нарушенных прав и законных интересов либо опыт правозащитной деятельности. Предполагается, что им не сможет быть член Совета Федерации, депутат Госдумы, депутат регионального законодательного органа государственной власти, член политической партии или другого общественного объединения. Также Уполномоченный не сможет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Согласно документу, Уполномоченные будут, в частности, вправе:

  • направлять в госорганы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в этот суд с запросом о соответствии Конституции РФ отдельных норм права;
  • направлять мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в них изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;
  • направлять руководителям федеральных и региональных органов исполнительной власти, других госрганов и органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если они нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в них изменений, направленных на соблюдение таких интересов;
  • участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;
  • самостоятельно или совместно с уполномоченными госорганами и должностными лицами проверять информацию, изложенную в обращениях к нему;
  • направлять в госорганы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по их устранению, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
  • обращаться в суд с административными исками о признании незаконными решений, действий (бездействия), например, органов государственной власти, местного самоуправления, других органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Ожидается, что уполномоченные по правам ребенка в субъектах Федерации в числе прочего смогут посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений.

В случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

1 С текстом законопроекта № 558290-7 «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Статус и полномочия

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

  • рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
  • не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

Институт Уполномоченных по правам ребенка ведет активную работу в субъектах Российской Федерации.

В Конвенции о правах ребенка закреплено, что дети обладают особыми (по сравнению со взрослыми) правами и эти права нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот — узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института — независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ре бенка.

Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных различен:

– уполномоченные включены в систему исполнительной власти и назначаются главами администраций или указами президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

– уполномоченные назначаются законодательным органом или с его согласия. Тем самым уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что повышает эффективность их работы. В ряде субъектов Федерации (например, в г. Москве, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Саха (Якутия), Ивановской, Кемеровской и Самарской областях и др.) должность уполномоченного по правам ребенка учреждена на основе региональных законов.

– ряд уполномоченных работают на общественных началах — в Ивановской и Новгородской областях, г. Волжском Волгоградской области и другие.

– уполномоченные являются депутатами законодательных собраний, наделены дополнительными специальными полномочиями в сфере защиты прав ребенка, например в Ивановской области, Республике Дагестан, Красноярском крае и др.

– в ряде случаев уполномоченный по правам ребенка является заместителем уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с отдельным объемом компетенции или работает в штате аппарата регионального уполномоченного по правам человека.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

— обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

— анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

— посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

— проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

— при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

— готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

— привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы региональных Уполномоченных по правам ребенка свидетельствует, что данный институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

Читайте так же:  Ветер гонит листву и опять на плацу приказ зачитает комбат

В отличие от других существующих сегодня в Российской Федерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, главным назначением института Уполномоченного является:

— осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;

— защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;

— содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения — детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка — такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что, в соответствии со смыслом института Уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Лицо, избираемое (или назначаемое) на должность Уполномоченного по правам ребенка, обладает общественным авторитетом. Сама процедура назначения на эту должность предполагает, что Уполномоченный — лицо незаурядное, обладающее помимо высоких профессиональных и необходимыми личными качествами. Особенно ярко это проявляется в отношении тех Уполномоченных, которые действуют на основе специального регионального закона и назначаются законодательным органом или с его согласия. Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

Подробную информацию о региональных детских омбутсменах можно посмотреть на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка , на сайте Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в РФ .

Основные функции уполномоченного по правам ребенка в РФ

Уполномоченный по правам ребенка — должность, введенная в России относительно недавно. Кто такой этот уполномоченный, в чем состоит его роль в системе органов власти и кто может к нему обратиться?

Права ребенка в РФ: общие и особенные

Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.

При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети, которые подлежат особой защите — в том числе и со стороны уполномоченного по правам ребенка.

Особые права несовершеннолетних детей в России

Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права:

    На семью: ребенок должен жить со своей семьей до тех пор, пока это не препятствует его законным интересам, а также получать воспитание от родителей.

Помимо этих прав, закрепленных в семейном законодательстве, ребенок вправе рассчитывать на учебу, лечение, защиту от неравенства и т. п.

Защита прав ребенка в России

Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.

Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:

  1. Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
  2. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
  3. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).

Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.

Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ

Помимо уполномоченного по правам ребенка при президенте страны в России существуют и другие аналогичные должности. Они вводятся на основании местных законов и имеют аналогичные полномочия — но не на федеральном, а лишь на местном уровне.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации

Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.

В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.

Какими правами наделяется ребенок?

Поскольку по закону ребенок в РФ – это полноценный гражданин, он при рождении наделяется определенными правами.

Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.

Помимо общих прав, прописанных в действующем законодательстве, ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, подпадает под особую защиту со стороны уполномоченного. Рассмотрим, какие дети могут получить помощь от омбудсмена в РФ.

Особые права малолетних граждан в РФ

За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:

  • ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
  • если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
  • малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
  • ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
  • малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.

Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.

Как назначается уполномоченный по правам ребенка?

В целом, механизм, позволяющий защитить ребенка от возможных негативных воздействий, достаточно прост. Данные функции возложены на различные социальные и исполнительные органы, а также непосредственно на родителей.

Уполномоченный является элементом общей системы и, соответственно, наделен специальными полномочиями и выполняет конкретные функции. Следует отметить, что уполномоченный – это не один человек.

Данная должность существует на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ответственное лицо назначается лично президентом РФ, а на региональном — местными властями. Некоторые уполномоченные осуществляют деятельность на общественных началах (к примеру, в Ивановской области).

Значимым моментом является то, что омбудсмен, назначенный на федеральном уровне, обладает неприкосновенностью до того момента, пока не отрешен от должности. Иными словами, он не может быть привлечен к ответственности, помещен под арест или обыскан.

Задачи и полномочия омбудсмена

Законом определены задачи, которые ставятся перед уполномоченным по правам ребенка. В общий перечень входят следующие:

  1. Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
  2. Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.

Данные задачи могут быть достигнуты путем наделения ответственного лица определенными полномочиями. Омбудсмен может посещать любую организацию и знакомиться с ее деятельностью. Кроме того, уполномоченный может потребовать объяснений у должностных лиц и запросить любую информацию.

При введении на территории субъекта или государства чрезвычайного положения омбудсмен продолжает заниматься своей деятельностью.

Дополнительно стоит указать, что уполномоченный не может выносить окончательные решения по вопросам проживания ребенка.

Такое право есть только у судебной инстанции, однако он может обратиться с исковым заявлением или с законодательной инициативой. Как правило, у омбудсмена есть своя общественная приемная, куда может прийти любой гражданин, в том числе ребенок, для подачи заявления на оказание помощи.

Уполномоченный по правам ребенка- это лицо, которое занимается защитой прав и интересов детей в любых сферах деятельности и жизни. Омбудсмен наделен определенными правами и полномочиями, а также имеет полную неприкосновенность в правовом поле до момента снятия с должности.

Полномочия уполномоченного по правам ребенка

и органов исполнительной власти Приморского края

Дети нуждаются в приоритетной защите своих прав, поскольку благополучие детей имеет первостепенное значение для нашего государства и общества.

Читайте так же:  Все пособия на третьего ребенка в 2018 году

Существует целая система гарантий по реализации, защите и восстановлению прав и законных интересов детей: международно-правовая, внутригосударственная.

Уполномоченный по правам ребенка занимает особое место во внутригосударственной системе гарантий.

В 1998 году институт уполномоченного по правам ребенка, в качестве пилотного проекта, был создан в пяти субъектах и городах России (Волгоградская, Калужская, Новгородская, Свердловская области, г. Санкт-Петербург).

Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2009 года был учрежден институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 21 декабря 2010 года Постановлением Губернатора Приморского края было утверждено Положение об уполномоченном при Губернаторе Приморского края по правам ребенка. В настоящее время, данный институт имеется во всех субъектах, но приходится констатировать отсутствие единого подхода в регионах в правовом регулировании статуса уполномоченных.

В Приморском крае должность уполномоченного по правам ребенка учреждена в целях государственной защиты, реализации и обеспечения прав и законных интересов ребенка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка дополняет существующие средства государственной защиты прав и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, обеспечивающих защиту прав и законных интересов ребенка и восстановление нарушенных прав.

Задачами Уполномоченного по правам ребенка являются:

а) оказание содействия в обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;

б) содействие в реализации и восстановлении нарушенных прав и законных интересов ребенка;

в) содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

г) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, расположенными на территории Приморского края, в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

д) анализ информации по вопросам соблюдения прав и законных интересов ребенка в Приморском крае.

В целях реализации возложенных на него задач Уполномоченный по правам ребенка осуществляет следующие функции:

а) рассматривает обращения по вопросам нарушения прав и законных интересов ребенка и в пределах установленной компетенции принимает по ним соответствующие решения в порядке, установленном действующим законодательством;

б) проводит проверки по фактам нарушения прав и законных интересов ребенка;

в) вносит предложения Губернатору Приморского края по совершенствованию законодательства Приморского края о правах и законных интересах ребенка, по разработке концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов ребенка, поддержке краевых долгосрочных целевых программ, касающихся сферы защиты прав и законных интересов ребенка;

г) осуществляет прием граждан, оказывает им бесплатную консультативную помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в пределах предоставленных в соответствии с настоящим Положением полномочий;

д) осуществляет мониторинг соблюдения прав и законных интересов ребенка на территории Приморского края;

е) информирует общественность о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка, пропагандирует положения Конвенции ООН о правах ребенка;

ё) поддерживает гражданские инициативы в сфере защиты прав законных интересов ребенка.

Первым уполномоченным при Губернаторе Приморского края по правам ребенка была назначена Хворостяная Наталья Федоровна.

Закон Московской области № 86/2015-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области»

Тематика: Государственная власть и региональная безопасность

Принят постановлением Московской областной Думы от 28.05.2015 № 4/129-П

Подписан Губернатором Московской области 01.06.2015

Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области, 01.06.2015; «Ежедневные Новости. Подмосковье», 11.06.2015.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основы правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Московской области

1. Настоящий Закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяет основы правового статуса, полномочия и гарантии деятельности, порядок назначения на должность и порядок освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, а также вносит изменения в некоторые законы Московской области.
2. Должность Уполномоченного по правам ребенка в Московской области (далее — Уполномоченный) является государственной должностью Московской области, учреждаемой настоящим Законом в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Московской области, соблюдения этих прав и законных интересов органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее – органы местного самоуправления Московской области), их должностными лицами, организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области (далее – организации Московской области).

3. Уполномоченный назначается на должность и освобождается
от должности Московской областной Думой.
4. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Московской области, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Московской области.
5. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от государственных органов и должностных лиц.
6. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет за собой пересмотра полномочий органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области,
их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов ребенка.
7. Уполномоченный защищает права и законные интересы ребенка, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иные права, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Московской области, в случае их нарушения в Московской области.

Статья 2. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:
1) обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка;
2) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
3) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав
и законных интересов ребенка;
4) содействие в совершенствовании законодательства Московской области о правах и законных интересах ребенка;
5) разъяснение и пропаганда прав и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей;
6) содействие деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, общественных и иных некоммерческих организаций в области защиты прав и законных интересов ребенка;
7) информирование общественности о состоянии соблюдения
и защиты прав и законных интересов ребенка на территории Московской области, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка
и института Уполномоченного;
8) участие в развитии международного сотрудничества в области обеспечения прав и законных интересов ребенка.
2. Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и законных интересов ребенка.
2. Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным
при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным
по правам человека в Московской области, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, некоммерческими организациями и общественными объединениями.
3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав
и законных интересов ребенка, самого ребенка, а также сведения, составляющие охраняемую законом тайну.

Глава 2. Порядок назначения на должность и порядок
освобождения от должности Уполномоченного

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области защиты прав и законных интересов ребенка.
2. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации
на территории иностранного государства.
3. Уполномоченный не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом Московской областной Думы, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности Московской области, государственные должности иных субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
4. Уполномоченный не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
5. Уполномоченный в срок не позднее 14 дней со дня вступления в должность Уполномоченного обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

Статья 5. Порядок внесения предложения по кандидатуре
на должность Уполномоченного

1. Предложение по кандидатуре на должность Уполномоченного вносит в Московскую областную Думу Губернатор Московской области.
2. Предложение по кандидатуре на должность Уполномоченного вносится письменно в Московскую областную Думу в течение 30 дней
до окончания срока полномочий действующего Уполномоченного или со дня его досрочного освобождения от должности.

Статья 6. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного

Уполномоченный назначается на должность Московской областной Думой.
Постановление Московской областной Думы о назначении на должность, постановление об освобождении от должности Уполномоченного принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Московской областной Думы тайным голосованием.
2. Постановление о назначении на должность Уполномоченного принимается Московской областной Думой в срок не позднее 30 дней со дня окончания срока полномочий Уполномоченного и не позднее 60 дней со дня досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного.

Статья 7. Вступление в должность Уполномоченного

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и законные интересы ребенка, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, справедливостью и голосом совести».
2. Присяга приносится на заседании Московской областной Думы
в присутствии Губернатора Московской области и членов Правительства Московской области в срок не позднее 10 дней после принятия постановления Московской областной Думы о назначении Уполномоченного на должность.

Статья 8. Срок полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет.
2. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
4. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным либо со дня принятия Московской областной Думой постановления о его досрочном освобождении от должности.
5. Уполномоченный продолжает исполнять свои должностные обязанности до вступления в должность нового Уполномоченного,
за исключением случая досрочного прекращения полномочий.

Статья 9. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности

Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) его смерти;
2) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
3) его неспособности по состоянию здоровья, установленной
в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам
в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;
4) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) утраты им гражданства Российской Федерации;
8) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
9) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами, законами Московской области
и настоящим Законом.
2. Постановление Московской областной Думы о досрочном освобождении от должности Уполномоченного в соответствии с пунктами 2, 3, 6 — 9 части 1 настоящей статьи принимается на основании заключения комиссии, сформированной из депутатов Московской областной Думы
и представителей Губернатора Московской области.
3. Состав комиссии утверждается постановлением Московской областной Думы в течение 10 дней со дня установления случаев, указанных в пунктах 2, 3, 6 — 9 части 1 настоящей статьи.
4. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности Уполномоченный должен быть назначен Московской областной Думой
в течение 60 дней со дня прекращения полномочий действующего Уполномоченного в порядке, установленном статьями 4-7 настоящего Закона.

Читайте так же:  Лицензия на мониторинг окружающей среды

Глава 3. Полномочия и гарантии деятельности Уполномоченного

Статья 10. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный действует в пределах полномочий, установленных настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов Московской области, органов местного самоуправления Московской области, их должностных лиц, организаций Московской области.
2. В целях выполнения своих задач Уполномоченный:
1) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, их должностных лиц, организаций Московской области, нарушающих права и законные интересы ребенка;
2) проверяет самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами Московской области, должностными лицами и государственными служащими Московской области сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;
3) оказывает детям, а также их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка;
4) обращается в суд с заявлением о защите нарушенных прав и законных интересов ребенка в случаях, предусмотренных федеральным законом, либо предлагает обратиться в суд с подобным заявлением компетентным органам;
5) принимает участие лично либо через своего представителя
в установленных федеральным законом случаях и формах в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов ребенка;
6) принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми, а также их законными представителями, с одной стороны, и органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области, их должностными лицами, организациями Московской области, с другой стороны;
7) принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми, с одной стороны, и их законными представителями,
с другой стороны;
8) направляет органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления Московской области, их должностным лицам, руководителям организаций Московской области, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;
9) информирует правоохранительные органы Московской области о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;
10) вносит в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления Московской области предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
11) принимает участие в разработке нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих права и законные интересы ребенка;
12) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка, а также в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам;
13) вносит на рассмотрение Московской областной Думы и Губернатора Московской области вопросы о нарушении прав и законных интересов ребенка, а также представляет заключения и предложения по указанным вопросам;
14) направляет в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов ребенка;
15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 11. Рассмотрение Уполномоченным обращения (жалобы)

1. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный руководствуется требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области об обращениях граждан.
2. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный обязан предоставить возможность органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления Московской области, их должностным лицам, организациям Московской области, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе рассмотрения обращения (жалобы), а также мотивировать свою позицию в целом.
3. Уполномоченный не может передавать обращение (жалобу) или поручать проверку обращения (жалобы) органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления Московской области, их должностным лицам, организациям Московской области, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
4. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) Уполномоченный обязан письменно известить заявителя в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (жалобы).

Статья 12. Доклады Уполномоченного

1. В срок не позднее 60 дней по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Губернатору Московской области, в Московскую областную Думу, в Московский областной суд и прокурору Московской области.
Ежегодный доклад Уполномоченного заслушивается на заседании Московской областной Думы.
2. По отдельным вопросам соблюдения прав и законных интересов ребенка Уполномоченный вправе направлять в Московскую областную Думу специальные доклады.
3. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит официальному опубликованию в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» в течение двух месяцев после получения редакцией газеты его копии, в очередном выпуске «Вестника Уполномоченного по правам человека в Московской области»
и размещению (опубликованию) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 13. Гарантии деятельности Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации своих задач имеет право:
1) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности должностными лицами органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, правоохранительных органов по Московской области, руководителями организаций Московской области, администрацией мест ограничения свободы;
2) запрашивать и получать необходимые сведения, документы, материалы и разъяснения органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области,
их должностных лиц, организаций Московской области по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов ребенка;
3) при предъявлении удостоверения Уполномоченного беспрепятственно посещать органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления Московской области, правоохранительные органы Московской области, организации Московской области по вопросам своей деятельности;
4) привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, касающихся защиты прав и законных интересов ребенка;
5) получать разъяснения от органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, их должностных лиц, организаций Московской области
по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки обращения (жалобы);
6) самостоятельно или совместно с соответствующими органами,
в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой
и восстановлением прав и законных интересов ребенка, проводить проверку деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, их должностных лиц, организаций Московской области, нарушающих права и законные интересы ребенка;
7) принимать участие в заседаниях Московской областной Думы, органов Московской областной Думы, Правительства Московской области
и органов государственной власти Московской области по вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов ребенка;
8) в случае грубого, систематического или массового нарушения прав, и законных интересов ребенка выступить с докладом на заседаниях Московской областной Думы, Правительства Московской области.
9) обратиться в Московскую областную Думу с предложением о создании комиссии Московской областной Думы по расследованию фактов нарушения прав и законных интересов ребенка, о проведении слушаний в Московской областной Думе и участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Статья 14. Рассмотрение обращений Уполномоченного

1. Должностные лица органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, руководители организаций Московской области обязаны в двухнедельный срок со дня получения запроса Уполномоченного предоставлять сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления его полномочий.
2. Заключения и рекомендации Уполномоченного направляются в соответствующие органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления Московской области, их должностным лицам, руководителям организаций Московской области, в компетенцию которых входит разрешение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов ребенка.
В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномоченного направляются им в территориальные федеральные органы исполнительной власти по Московской области.
3. Органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления Московской области, их должностные лица, руководители организаций Московской области, получившие заключения и рекомендации Уполномоченного, обязаны рассмотреть их в двухнедельный срок и уведомить Уполномоченного о принятых мерах в письменной форме.
Уполномоченный имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении и обсуждении поставленных им вопросов. О времени и месте рассмотрения Уполномоченный должен быть извещен не позднее, чем за три дня до даты рассмотрения вопроса.
4. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами государственных органов Московской области, органов местного самоуправления Московской области, руководителями организаций Московской области обязанностей, установленных настоящим Законом, не допускаются и влекут административную ответственность, установленную законодательством Московской области об административных правонарушениях.

Глава 4. Обеспечение деятельности Уполномоченного

Статья 15. Обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Государственная должность Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, в соответствии с Законом Московской области № 4/2001-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области», входит в состав государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат».
2. Юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, финансовое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется аппаратом Уполномоченного по правам человека в Московской области.

Статья 16. Общественные помощники Уполномоченного

Уполномоченный вправе иметь помощников, работающих на общественных началах.
Положение о помощниках, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.
Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных началах, выдается соответствующее удостоверение.

Статья 17. Общественный экспертный совет при Уполномоченном

Для оказания консультативной помощи при Уполномоченном может создаваться Общественный экспертный совет по вопросам, касающимся прав и законных интересов ребенка, работающий на общественных началах и состоящий из специалистов, имеющих необходимые знания в этой области.
Положение об Общественном экспертном совете при Уполномоченном и его состав утверждаются Уполномоченным.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 18. Назначение на должность первого Уполномоченного

1. Предложение по кандидатуре на должность первого Уполномоченного вносится в Московскую областную Думу не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона.
2. Московская областная Дума принимает постановление о назначении на должность первого Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока, указанного в части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

Статья 19. О внесении изменений в Закон Московской области
«Об Уполномоченном по правам человека в Московской области»

Внести в Закон Московской области № 4/2001-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» (с изменениями, внесенными законами Московской области № 44/2004-ОЗ, № 53/2005-ОЗ, № 61/2007-ОЗ, № 157/2009-ОЗ) следующие изменения:
абзацы третий, четвертый пункта 3 статьи 12 признать утратившими силу.

Статья 20. О внесении изменений в Закон Московской области
«О государственной гражданской службе Московской области»

Внести в Закон Московской области № 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области» (с изменениями, внесенными законами Московской области № 108/2005-ОЗ, № 112/2006-ОЗ, № 261/2006-ОЗ, № 45/2007-ОЗ, № 49/2007-ОЗ, № 99/2007-ОЗ, № 174/2007-ОЗ, № 231/2007-ОЗ, № 32/2008-ОЗ, № 35/2008-ОЗ, № 94/2008-ОЗ, № 169/2008-ОЗ, № 45/2009-ОЗ, № 69/2009-ОЗ, № 83/2009-ОЗ, № 163/2009-ОЗ, № 4/2010-ОЗ, № 16/2010-ОЗ, № 119/2010-ОЗ, № 157/2010-ОЗ, № 11/2011-ОЗ, № 83/2011-ОЗ, № 159/2011-ОЗ, № 36/2012-ОЗ, № 58/2012-ОЗ, № 65/2012-ОЗ, № 74/2012-ОЗ, № 75/2012-ОЗ, № 117/2012-ОЗ, № 143/2012-ОЗ, № 180/2012-ОЗ, № 31/2013-ОЗ, № 35/2013-ОЗ, № 43/2013-ОЗ, № 98/2013-ОЗ, № 171/2013-ОЗ, № 185/2013-ОЗ, № 44/2014-ОЗ, № 69/2014-ОЗ, № 108/2014-ОЗ, № 151/2014-ОЗ, № 61/2015-ОЗ) следующие изменения:
абзацы седьмой, восьмой подпункта 3.1 пункта 3 приложения 1 признать утратившими силу.

Статья 21. О внесении изменений в Закон Московской области
«О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области»

Внести в Закон Московской области № 116/2003-ОЗ «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области» (с изменениями, внесенными законами Московской области № 153/2003-ОЗ, № 20/2004-ОЗ, № 97/2004-ОЗ, № 39/2005-ОЗ, № 110/2005-ОЗ, № 215/2005-ОЗ, № 282/2005-ОЗ, № 113/2006-ОЗ, № 215/2006-ОЗ, № 261/2006-ОЗ, № 46/2007-ОЗ, № 52/2007-ОЗ,
№ 150/2007-ОЗ, № 159/2007-ОЗ, № 191/2007-ОЗ, № 231/2007-ОЗ, № 35/2008-ОЗ, № 146/2008-ОЗ, № 164/2008-ОЗ, № 69/2009-ОЗ, № 163/2009-ОЗ, № 5/2010-ОЗ, № 20/2010-ОЗ, № 157/2010-ОЗ, № 11/2011-ОЗ, № 159/2011-ОЗ, № 184/2011-ОЗ, № 193/2011-ОЗ, № 194/2011-ОЗ, № 59/2012-ОЗ, № 66/2012-ОЗ, № 76/2012-ОЗ, № 117/2012-ОЗ, № 181/2012-ОЗ, № 188/2012-ОЗ, № 44/2013-ОЗ, № 183/2013-ОЗ, № 1/2014-ОЗ, № 108/2014-ОЗ, № 111/2014-ОЗ, № 150/2014-ОЗ,
№ 77/2015-ОЗ) следующие изменения:
в приложении:
абзац второй строки 12 признать утратившим силу;
строку 28 дополнить абзацем следующего содержания:
«Уполномоченный по правам ребенка в Московской области».

Статья 22. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования, за исключением пунктов 4, 5 части 2 статьи 10 настоящего Закона.
Пункты 4, 5 части 2 статьи 10 настоящего Закона вступают в силу с 15 сентября 2015 года.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
« 01 » июня 2015 года
№ 86/2015-ОЗ

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 28.05.2015 № 4/129-П

Sociologs.ru 2019 Все права защищены