Пояснительная записка к планированию по химии

Пояснительная записка химия 8 класс Рабочая программа по химии для 8

Главная > Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана 2004 года и государственных программ по химии: Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

Программа рассчитана на 70 часов в VIII классе, из расчета — 2 учебных часа в неделю, из них3 часа резервного времен, которое распределено: 1 час-Обобщение по курсу химии 8 класса,2 часа – решение расчетных задач по химии 8 класса.

Календарно-тематическое планирование рабочей программы по химии полностью соответствует авторской программе под редакцией Н.Н.Гара.

1.Примерная программа основного общего образования .Химия,М.,Просвещение,2010.

2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

3.Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2010.-176с.

Тема № 1. Первоначальные химические понятия(18ч)

Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)

Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (3 ч)

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (6 ч)

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана 2004 года и государственных программ по химии: Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н., Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

Программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета — 2 учебных часа в неделю, из них 3часа « Обобщение по курсу химии 8 класса» (2 час за счет сокращения темы « Белки и полимеры» 1 час за счет сокращения темы «Углеводороды») в связи с важностью материала ,необходимого для восприятия программы 9 класса.

Календарно-тематическое планирование рабочей программы по химии в основном полностью соответствует авторской программе под редакцией Н.Н.Гара, исключение составляет тема « Белки и полимеры» (вместо 5 часов 3), «Углеводороды» (вместо 4 часов-3), данные темы будет глубоко изучена в 10 классе.

1.Примерная программа основного общего образования .Химия,М.,Просвещение,2010.

2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

3.Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2010.-176с

Химия. Пояснительная записка. Цели и задачи учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования

1 Химия Пояснительная записка Цели и задачи учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса. Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся. В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию

2 результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории. Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе. Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология». Химия. Требования к результатам Выпускник научится: характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; различать химические и физические явления; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; определять тип химических реакций; называть признаки и условия протекания химических реакций;

3 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения химических реакций; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; раскрывать смысл закона Авогадро; раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; характеризовать физические и химические свойства воды; раскрывать смысл понятия «раствор»; вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

4 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»; характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; определять вид химической связи в неорганических соединениях; изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»,

5 «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»; определять степень окисления атома элемента в соединении; раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; определять окислитель и восстановитель; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; классифицировать химические реакции по различным признакам; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на

6 организм человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Выпускник получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

Читайте так же:  Самп как получить выписку из тира

7 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. Содержание примерной программы по учебному предмету «Химия» Первоначальные химические понятия Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль единица количества вещества. Молярная масса. Кислород. Водород Кислород химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

8 Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях. Вода. Растворы Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Основные классы неорганических соединений Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

9 Строение веществ. Химическая связь Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки. Химические реакции Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительновосстановительных реакций. Неметаллы IV VII групп и их соединения Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит,

10 карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Металлы и их соединения Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Первоначальные сведения об органических веществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Типы расчетных задач: 1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. 2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. 3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. Примерные темы практических работ:

11 1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Признаки протекания химических реакций. 4. Получение кислорода и изучение его свойств. 5. Получение водорода и изучение его свойств. 6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. 7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 8. Реакции ионного обмена. 9. Качественные реакции на ионы в растворе. 10. Получение аммиака и изучение его свойств. 11. Получение углекислого газа и изучение его свойств. 12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV VII групп и их соединений». 13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Химия» 7-9 классы (1-я четверть)

1 ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Химия» 7-9 классы (1-я четверть) 7 КЛАСС (1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 1 ч резервное время) Предисловие Примерное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии c учебной программой по химии для 7 класса, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2017 году. В планировании определены последовательность проведения уроков, цели обучения, указаны демонстрации, лабораторные опыты, практические работы и материалы учебного пособия к каждому уроку. Номера параграфов, изучаемых учащимися, соответствуют номерам параграфов в следующих учебниках и учебных пособиях: 1. Химия : учеб. для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И.Е Шиманович [и др.] ; под ред. И. Е. Шимановича. 3- е изд., испр. и доп. Минск : Народная асвета, Химия : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И.Е. Шиманович [и др.] ; под ред. И. Е. Шимановича. 1-е изд., Минск : Народная асвета, Ссылки на параграфы из этих изданий (графа 4) даются в квадратных скобках. Обращаем внимание учителей, что в графе 4 указаны только параграфы, учебным материалом которых необходимо владеть учащимся для выполнения заданий, предложенных на уроке или в качестве домашнего задания. Вопросы и упражнения для домашнего задания учитель подбирает сам в зависимости от результатов урока, и их объем должен соответствовать санитарным нормам, с учетом объема домашнего задания по всем предметам (VII класс не более 2,5 часов) урока и дата провед ения Тема урока и основные изучаемые вопросы Цели и задачи урока Материалы учебника, учебного пособия Предмет химии. Вещества и их свойства. Превращения веществ. Роль Введение (4 ч) Ознакомить учащихся с правилами поведения в химическом кабинете и обращении с оборудованием и реактивами. Познакомить учащихся с изучаемым предметом, сформировать представления о целях и задачах 1 [1, 2], 3 [1,2] (ознакомиться с содержанием

2 химии в обществе и жизни человека. Химия в Республике Беларусь. Демонстрация (Д.) 1. Обучение правилам безопасного поведения (ОПБП) Лаб. оп. 1. Изучение физических свойств веществ. ОПБП химии, роли в жизни и деятельности человека. Формировать познавательный интерес к предмету. Формировать понятие о веществе, физических и химических свойствах веществ, науке химии. Совершенствовать умение характеризовать свойства веществ, экспериментальные умения практической работы) 2 Практическая работа 1. Правила безопасного поведения в химическом кабинете. Приемы обращения с простейшим лабораторным оборудованием. ОПБП Повторить правила поведения в химическом кабинете, ознакомить учащихся с назначением оборудования, приемами обращения с ним. Формировать умение работать с неорганическими веществами и лабораторным оборудованием, наблюдать, обобщать, делать выводы на основании проделанной работы 4 [1], 2 [2] 3 Чистые вещества и смеси: чистое вещество; неоднородная и однородная смеси. Методы разделения смесей. Расчетная задача 1. Д.2. ОПБП Формировать понятие об однородных и неоднородных смесях, о чистом веществе как обладающем постоянными свойствами, показать его отличие от смесей. Показать разнообразие методов разделения смесей (отстаивание, фильтрование, выпаривание, дистилляция). Формировать умение вычислять массовую долю компонента в смеси веществ 2 [1] или 4 [2] 4 Практическая работа 2. Разделение неоднородной смеси. ОПБП Формировать умения нагревать, выпаривать воду из раствора, фильтровать. Развивать умения работать с неорганическими веществами и лабораторным оборудованием, наблюдать, обобщать, делать выводы на основании проделанной работы 1, 2 [1] или 1,4 [2] повторить

Читайте так же:  Фаворит спор

3 Атомы. Химические элементы. Символы химических элементов. Д. 1 Тема 1. Первоначальные химические понятия (11 ч) Формировать понятие об атомах, химических элементах как видах атомов, которые имеют свои названия и обозначения (химические символы), формировать умение различать символы химических элементов 5[1] или 5[2] 2 Относительная атомная масса Ознакомить учащихся с понятием «относительная атомная масса»: определение, обозначение, физический смысл понятия; формировать умение определять значение относительной атомной массы элемента по периодической системе химических элементов 6[1] или 6[2] 3 Простые вещества. Молекулы Развивать понятие о веществе на примере простых веществ, формировать представление о количественном и качественном составе веществ 7[1] или 7[2] 4 Сложные вещества. Химические формулы веществ Формировать понятие о сложном веществе, химической формуле как способе выражения качественного и количественного состава веществ. 8, 9[1] или 8, 9[2] 5 Первоначальные представления валентности о Ввести понятие о валентности как о мере способности атомов соединяться с другими атомами; валентности переменной, постоянной. Формировать умение читать и записывать формулы веществ, определять валентность атомов химических элементов по формуле вещества и составлять химические формулы веществ по валентности химических элементов 10[1] или 10[2] ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Химия» 8 9 КЛАССЫ

4 Предисловие Примерное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебной программой по химии для 8 9 классов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2017 году. В планировании определены последовательность проведения уроков, цели обучения, указаны демонстрации, лабораторные опыты, практические работы и домашнее задание к каждому уроку. Номера параграфов, указанные в графе «Материалы учебника, домашнее задание» данного планирования, соответствуют номерам параграфов в следующих учебниках: 8 класс Шиманович, И. Е. Химия: учеб. для 8-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. (белорус.) яз. обучения / И. Е. Шиманович, [и др.]/ под ред. И. Е. Шимановича. 3-е изд., перераб. Минск: Народная асвета, класс Василевская, Е. И. Химия : учеб. для 9-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. (белорус.) яз. обучения / Е. И. Василевская [и др.]. 3-е изд., пересмотр, и доп. Минск : Народная асвета, КЛАСС (2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 4 ч резервное время) урока и дата проведения Тема урока и основные изучаемые вопросы Цели и задачи урока Материалы учебника, домашнее задание Важнейшие химические понятия. Основные классы неорганических соединений: состав оксидов, кислот, оснований, солей; названия оксидов, кислот, оснований, солей Повторение основных вопросов курса химии 7 класса (5 ч) Повторить и закрепить знания о важнейших химических понятиях, об основных классах неорганических соединений, о составе и строении оксидов, кислот, оснований и солей, их классификации. Развивать умение составлять формулы сложных веществ, давать названия веществам 1, задание 7; 2

5 2 Основные классы неорганических соединений. Состав, строение, свойства и применение оксидов: классификация оксидов; свойства оксидов; взаимосвязь оксидов с другими классами соединений; применение оксидов в повседневной жизни человека 3 Основные классы неорганических соединений. Состав, строение, свойства и применение кислот: классификация кислот; свойства кислот; взаимосвязь кислот с другими классами соединений; применение кислот в повседневной жизни человека 4 Основные классы неорганических соединений. Состав, строение, свойства и применение оснований: классификация оснований; свойства оснований; взаимосвязь оснований с другими классами соединений; применение оснований в повседневной жизни человека 5 Основные классы неорганических соединений. Состав, строение, свойства и применение солей: состав и названия солей; свойства солей; получение солей; взаимосвязь солей с другими классами соединений; применение солей в повседневной жизни Повторить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений; о составе, классификации, строении и химических свойствах оксидов. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, характеризовать свойства веществ. Продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об использовании оксидов в повседневной жизни человека Повторить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений; о составе, классификации, строении и химических свойствах кислот. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, характеризовать свойства веществ. Продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об использовании кислот в повседневной жизни человека Повторить и закрепить знания о составе, классификации, строении и химических свойствах оснований. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, характеризовать свойства веществ. Продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об использовании оснований в повседневной жизни человека Повторить и закрепить знания о составе, получении и химических свойствах солей. Продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений. Развивать представления об использовании оксидов, кислот, щелочей, солей в повседневной жизни человека. Обучать правилам безопасного поведения при работе с веществами 3, с , задания 2, 4 3, задания 8, 9 4, с. 17, 18, задания 3, 4 4, задания 5 а, 6 а

6 человека Тема 1. Строение атома и систематизация химических элементов (16 ч) 1 Систематизация химических элементов: история классификации химических элементов; металлы и неметаллы; основные свойства соединений металлов и неметаллов. Д ОПБП 2 Понятие об амфотерности. Химические элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства: амфотерность оксидов цинка и алюминия; амфотерность гидроксидов. Лаб. оп. 1. ОПБП 3 Понятие о естественных семействах элементов: щелочные металлы; галогены 4 Периодический закон Д. И. Менделеева: история открытия периодического закона; явление периодичности в повторении сходных свойств атомов химических элементов; формулировка периодического закона; историческая роль работ Д. И. Менделеева в открытии периодического закона. Д. 4. ОПБП 5 Периодическая система химических элементов: структура периодической системы; периоды; группы периодической системы. Д. 4. ОПБП Формировать представление о систематизации химических элементов, классификации их на металлы и неметаллы. Повторить и закрепить знания об основных и кислотных свойствах оксидов и гидроксидов Сформировать понятие об амфотерных свойствах оксидов и гидроксидов на примере соединений цинка и алюминия. Продолжать формирование умений характеризовать свойства веществ, совершенствовать экспериментальные умения Формировать представление о естественных семействах элементов: щелочных металлах и галогенах, проявляющих свойства типичных металлов и неметаллов. Познакомить с их физическими и некоторыми химическими свойствами. Обучать умению сравнивать и обобщать сведения о свойствах веществ Установить основу систематизации химических элементов. Ознакомить учащихся с открытием периодического закона, явлением периодичности и изменением свойств атомов элементов, расположенных в порядке возрастания их атомных масс. Познакомить с формулировкой и объяснить сущность периодического закона Формировать знания о структуре периодической системы, помочь учащимся выяснить сходство и различие в характере изменения свойств атомов элементов малых периодов, особенности групп А и групп В 5, с , задания 2, 5 5, задания 8, 9 6, задания 5, 6 7, задания 3, 7 8, задания 5, 6, 8

7 6 Строение атома: состав атомных ядер; физический смысл атомного номера химического элемента 7 Нуклиды и изотопы. Понятие о радиоактивности: нуклиды; изотопы; понятие о природе радиоактивности 8 Состояние электронов в атоме: понятие об орбитали; спаренные и неспаренные электроны 9 Строение электронных оболочек атомов: электронное строение атомов элементов первых трех периодов; физический смысл номера периода; физический смысл номера групп А 10 Строение электронных оболочек атомов: составление электронных схем атомов элементов малых периодов; физический смысл периодического закона 11 Периодичность изменения свойств атомов химических элементов: заполнение электронных слоев атомов элементов первых трех периодов; периодичность изменения свойств атомов химических элементов 12 Периодичность изменения свойств атомов химических элементов и их соединений (оксидов и гидроксидов): заполнение электронных слоев атомов элементов первых трех периодов; Познакомить с ядерной (планетарной) моделью строения атома, современной формулировкой определения атома. Развить и закрепить представления о протонах, электронах и нейтронах, полученные в курсе физики. Уделить особое внимание физическому смыслу атомного номера элемента Расширить представления учащихся о химическом элементе как виде атомов с одинаковым зарядом ядра. Дать понятие о нуклидах и изотопах, явлении радиоактивности Формировать представление об электронном облаке как модели движения электрона вокруг ядра. Формировать понятия: электронная орбиталь, спаренные и неспаренные электроны Познакомить со строением электронных оболочек атомов, с электронным слоем как энергетической характеристикой движения электрона. Выяснить причины периодичности свойств атомов элементов. На основании знаний о строения атомов дать понятие о физическом смысле номера группы, номера периода и периодического закона Формировать умение составлять электронные схемы строения атомов элементов I III периодов На основании знаний о строении атомов формировать представления о причинах и характере изменений свойств атомов химических элементов На основании знаний о строении атомов формировать представления о причинах и характере изменения свойств атомов химических элементов, простых и сложных веществ ими образуемых. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать факты и явления 9, задания 2, 5 10, задания 1, 7 11, задания 1 3, 6 12, задания 6, 9 12, задание 5 13, задания 3, 8 13, задания 9, 10

Читайте так же:  Как получить гражданство сша имея грин карту

8 периодичность изменения свойств атомов химических элементов и их соединений (оксидов и гидроксидов) 13 Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе 14 Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. Роль периодического закона для развития естествознания 15 Обобщающий урок по теме «Строение атома и систематизация химических элементов» 16 Контрольная работа 1 по теме «Строение атома и систематизация химических элементов» Ознакомить учащихся с теми возможностями, которые предоставляет периодическая система для характеристики элементов и их соединений. Развивать понятие о химическом элементе, характеризуя его по положению в периодической системе. Формировать умение характеризовать химический элемент по предложенному плану на основании его положения в периодической системе Совершенствовать умение характеризовать химический элемент по периодической системе Указать на направления развития естествознания на основании периодического закона, формировать кругозор учащихся. Обобщить знания о систематизации химических элементов и строении атома, закрепить умения выполнять задания по пройденной теме Проверить уровень усвоения знаний о систематизации химических элементов и строении атома, уровень сформированности умений выполнять задания по пройденной теме 14, задания 2 а, в 14, задания 4, (повторить), задание 6 (с. 64) 9 КЛАСС (2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 4 ч резервное время) урока и дата проведения Тема урока и основные изучаемые вопросы Цели и задачи урока Материалы учебника, домашнее задание Тема 1. Неметаллы (26 ч)

9 1 Общая характеристика неметаллов: положение элементов неметаллов в ПС; нахождение элементов неметаллов в природе; электронное строение атомов неметаллов; степень окисления; неметаллы в природе 2 Простые вещества неметаллы: положение в ПС элементов; строение простых веществ; физические свойства; химические свойства. Д. 1. ОПБ 3 Галогены элементы VIIA-группы: положение элементов в ПС; строение атомов; физические и химические свойства простых веществ 4 Хлороводород, соляная кислота и хлориды: хлороводород; свойства соляной кислоты и ее солей; качественная реакция на хлорид-ионы; применение соляной кислоты и ее солей. Д. 2. ОПБ 5 Галогены в природе. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений: распространенность в природе; биологическое значение; применение Повторить строение атомов химических элементов и основные закономерности горизонтальной и вертикальной зависимости свойств химических элементов и образуемых ими веществ от положения химического элемента в периодической системе. Развивать представления об особенностях строения и свойств атомов неметаллов, о положении в периодической системе; формировать умение характеризовать атомы элементов исходя из их положения в ПС, определять степень окисления атомов элементов в соединениях Развивать представление об особенностях строения атомов неметаллов, простых веществ неметаллов и их общих химических свойствах. Формировать умение определять степень окисления атомов неметаллов в соединениях Развивать и систематизировать знания о строении атомов элементов неметаллов и свойствах простых веществ неметаллов на примере элементов VIIA-группы. Формировать умения характеризовать строение атомов элементов неметаллов, определять степень окисления атомов элементов в соединениях, составлять уравнения химических реакций Развивать знания о свойствах кислот на примере свойств соляной кислоты (взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями). Дать представление о качественной реакции на хлорид-ионы. Развивать умения различать окислительновосстановительные реакции и реакции ионного обмена, составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций Ознакомить с биологическим значением галогенов и их соединений, применением. Выявить уровень знаний о строении атомов галогенов и свойствах простых веществ, соляной кислоты и ее солей 6 Кислород и сера элементы VIA-группы: Развивать и систематизировать знания о строении 6, 1, задания 4, 8 2, задания 7, 9 3, задания 6, 9 4, задания 5, 7 5, задания 7 б, 8

10 положение элементов в ПС; строение атомов; строение и физические свойства простых веществ; аллотропные модификации кислорода и серы; кислород и сера в природе 7 Химические свойства кислорода и серы. Применение простых веществ: химические свойства кислорода; химические свойства серы; применение простых веществ кислорода, серы 8 Оксиды серы. Серная кислота: строение молекул и свойства оксидов; строение молекул и физические свойства серной кислоты 9 Химические свойства и применение серной кислоты: свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной); средние и кислые соли серной кислоты; применение. Д. 3. ОПБ. Лаб. оп. 1. ОПБ 10 Азот и фосфор элементы VA-группы: положение элементов в ПС; строение атомов; строение и свойства простого вещества азота; строение и свойства простого вещества фосфора атомов элементов неметаллов и свойствах простых веществ неметаллов на примере элементов VIА-группы кислорода и серы. Формировать умения характеризовать строение атомов элементов неметаллов, определять степень окисления атомов в соединениях Формировать знания о химических свойствах кислорода и серы с позиции окислительно-восстановительных процессов (взаимодействие с металлами, водородом); развивать представления об окислителях и восстановителях, о способах записи окислительновосстановительных процессов Развивать знания о свойствах кислотных оксидов на примере свойств оксидов серы. Формировать знания о физических свойствах серной кислоты Развивать знания о свойствах кислот на примере свойств серной кислоты (взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями). Дать представление о качественной реакции на сульфат-ионы. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, анализировать их с позиции теории электролитической диссоциации. Формировать умения обращаться с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием Развивать и систематизировать знания о строении атомов элементов неметаллов и свойствах простых веществ неметаллов на примере элементов VА-группы азота и фосфора. Формировать умение характеризовать строение атомов элементов, исходя из их положения в периодической системе, и простых веществ; свойства веществ (физические и химические); составлять уравнения химических реакций неметаллов VA-группы и характеризовать их с позиции окислительновосстановительных процессов задания 2, 5, 7 7, задания 3, 7 8, задания 1, 9 9, задания 3, 7 в 10, задания 6 8

11 11 Аммиак: физические свойства; химические свойства; применение. Д. 4. ОПБ 12 Азотная кислота: физические свойства; химические свойства; особенности взаимодействия с металлами на примере меди; нитраты; применение. Д. 5. ОПБ 13 Оксиды фосфора и фосфорная кислота: оксид фосфора(v); фосфорная кислота (химические свойства); соли фосфорной кислоты; применение фосфорной кислоты и фосфатов 14 Минеральные удобрения: азотные; фосфорные; калийные. Д. 6. ОПБ 15 Обобщение и систематизация знаний о строении и свойствах элементов VIIA VAгрупп и их соединений 16 Контрольная работа 1 по темам «Галогены», «Кислород и сера», «Азот и фосфор» Формировать знания о составе, строении и свойствах аммиака (горение в кислороде, взаимодействие с водой и кислотами), его применении; умения составлять уравнения химических реакций Развивать знания о свойствах кислот на примере азотной кислоты (взаимодействие с основными оксидами, основаниями, солями; особенности взаимодействия кислоты с металлами на примере меди), умение составлять уравнения химических реакций, характеризующих кислоты. Дать представление о солях азотной кислоты нитратах и применении азотной кислоты Развивать знания о свойствах кислотных оксидов и минеральных кислот на примере оксида фосфора(v) и фосфорной кислоты. Дать представление о солях фосфорной кислоты фосфатах и применении фосфорной кислоты и фосфатов. Формировать умение составлять уравнения химических реакций и анализировать их с позиции теории электролитической диссоциации Дать представление о важнейших химических элементах, необходимых для развития растений (макроэлементах и микроэлементах), и о минеральных удобрениях Повторить, обобщить и систематизировать знания о строении атомов элементов VIIA VA-групп, о свойствах простых веществ и свойствах соединений элементов VIIA VA-групп. Закрепить умения составлять уравнения химических реакций, отражающих свойства изученных простых и сложных веществ Проверить уровень усвоения основных теоретических вопросов по теме: строение атомов элементов VIIA VA-групп, состав и строение простых и сложных веществ неметаллов, свойства простых и сложных веществ с позиции окислительно-восстановительных 11, задания 4, 6, 9 12, задания 1, 7 13, задания 3, 8, 9 14, задания 2, 3, (резюме), 4, задание 10 б, 9, задание 8

12 17 Анализ результатов контрольной работы. Углерод и кремний элементы IVA-группы: положение элементов в ПС; строение атомов; строение и свойства простого вещества углерода; строение и свойства простого вещества кремния. Д. 7. ОПБ 18 Оксиды углерода и кремния. Строение, физические и химические свойства: оксида углерода(ii); оксида углерода(iv); оксида кремния(iv) реакций и реакций обмена. Проверить уровень сформированности умений применять знания при выполнении заданий различного уровня сложности, решать расчетные задачи изученных типов Проанализировать результаты контрольной работы. Развивать и систематизировать знания о строении атомов элементов неметаллов и свойствах простых веществ неметаллов на примере элементов IVА-группы (углерод и кремний). Формировать умения характеризовать строение атомов элементов исходя из их положения в периодической системе; простых веществ и их свойства; составлять уравнения химических реакций неметаллов IVА-группы и характеризовать их с позиции окислительно-восстановительных реакций Развивать знания о свойствах оксидов на примере несолеобразующего (СО) и кислотных (CO2 и SiO2) оксидов. Формировать умение составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства оксидов. Подготовить учащихся к выполнению практической работы 15, задания 4, 9 16, задания 2, 7

Sociologs.ru 2019 Все права защищены