По итогам налогового периода исчислен единый налог

По итогам налогового периода исчислен единый налог

Порядок исчисления и уплаты единого налога

Порядок исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 246.21 НК РФ.

Единый налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пример 1. Организация в качестве объекта налогообложения выбрала доход. Налоговая база за налоговый период составила 1200000 руб. При этих условиях единый налог будет равен
72000 руб.

Пример 2. Индивидуальный предприниматель в качестве объекта налогообложения выбрал доход, уменьшенный на величину расходов. Доход индивидуального предпринимателя за налоговый период составил 200000 руб., расходы для целей налогообложения 180000 руб. При этих условиях налоговая база составит 20000 руб. (200000 руб. – 180000 руб.), единый налог – 3000 руб. (20000 руб. ? 15% : 100%).

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Порядок исчисления единого налога налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Пример. Доход организации «Старт», выбравшей в качестве объекта налогообложения доход, за 1-й квартал 2005 года составил 1200000 руб., расходы для целей налогообложения 1000000 руб. Рассчитаем налоговую базу – 1200000 руб. – 1000000 руб. = 200000 руб. и единый налог
200000 руб. ? 6% : 100% = 30000 руб. Следовательно, авансовый платеж за 1-й квартал составит 30000 руб.

Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Сумма исчисленного за отчетный налоговый период единого налога подлежит уменьшению налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период) на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, у налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уплативших после представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за последний месяц истекшего отчетного (расчетного) периода по страховым взносам, имеется возможность уточнить свои налоговые обязательств по единому налогу за истекший отчетный (налоговый) период, представив в установленном порядке в налоговые органы налоговые декларации по единому налогу.

Срок уплаты страховых взносов страхователями, производящими выплаты физическим лицам (организациями и индивидуальными предпринимателями), установлен статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Согласно указанной норме уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Вместе с тем для страхователей — индивидуальных предпринимателей, уплачивающих фиксированный платеж на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц, срок его уплаты указанным Федеральным законом не установлен.

Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Продолжим наш пример.

Пример. Сумма страховых взносов организации «Старт» за 1-й квартал 2005 года составила 18000 руб. при том, что сумма авансовых платежей за тот же период – 15000 руб. Исходя из этих условий и учитывая, что сумма страховых взносов превышает 50% суммы страховых взносов за
1-й квартал, сумма авансового платежа по единому налогу составит 15000 руб. (30000 руб. ? 50% :
: 100%).

Таким образом, в целях исчисления единого налога, под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ.

Для лучшего восприятия вниманию обучающихся предлагаются примеры исчисления сумм квартальных авансовых платежей по единому налогу, подлежащих уплате в бюджет по итогам отчетных периодов, и суммы единого налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Пример. Организация, выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, получила по итогам первого отчетного периода – I квартала 2005 года доход в сумме 1350000 руб.

Сумма исчисленного квартального авансового платежа по единому налогу по итогам
I квартала 2005 года составит 81000 руб. (1350000 руб. ? 6% : 100%).

Сумма, на которую можно уменьшить, но не более 50% от суммы квартального авансового платежа по единому налогу, исчисленного за I квартал 2005 года, составляет 40500 руб.
(81000 руб. ? 50% : 100%).

За I квартал 2005 года была начислена заработная плата в размере 95000 руб., в том числе:

— за январь в сумме 28000 руб.;

— за февраль в сумме 32000 руб.;

— за март в сумме 35000 руб.

Двум сотрудникам организации в I квартале 2005 года были выплачены пособия по временной нетрудоспособности всего в размере 2800 руб., в том числе за счет средств организации — 1600 руб.

Сумма начисленных (уплачиваемых) в I квартале 2005 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников составила 13300 руб., в том числе:

— за январь в сумме 3920 руб. (28000 руб. ? 14% : 100%);

— за февраль в сумме 4480 руб. (32000 руб. ? 14%: 100%);

— за март в сумме 4900 руб. (35000 руб. ? 14%: 100%).

При этом оплата указанных сумм была произведена:

— за январь в сумме 3920 руб. – 15.02.2005;

— за февраль в сумме 4480 руб. 15.03.2005;

— за март в сумме 4900 руб. -26.04.2005.

Таким образом, учитывая, что в данном примере сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за март в сумме 4900 руб. уплачена в Пенсионный фонд РФ только 26.04.2005, то есть уже после срока представления налоговой декларации — 25.04.2005, уменьшить сумму квартального авансового платежа по единому налогу, подлежащего уплате в бюджет, можно только на суммы фактически уплаченных (в пределах начисленных) за I квартал 2005 года страховых взносов, то есть только на сумму уплаченных страховых взносов за январь и февраль 2005 года, всего на сумму 8400 руб. (3920 руб. + 4480 руб.).

При этом следует иметь в виду, что уплаченная 26.04.2005 сумма страховых взносов может быть учтена в качестве суммы, уменьшающей квартальный авансовый платеж по единому налогу в следующих отчетных (налоговом) периодах.

Итак, организацией по итогам I квартала 2005 года исчислен квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 81000 рублей. За этот же отчетный период сумма фактически уплаченных ею (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период) на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 8400 руб., и сумма выплаченных своим работникам за счет организации пособий по временной нетрудоспособности — 1600 руб.

По итогам налогового периода исчислен единый налог

Порядок исчисления и уплаты единого налога при упрощенной системе налогообложения

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА

В соответствии с законодательством порядок исчисления налога — это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения; порядок уплаты налога — это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет. Порядок исчисления и уплаты налога — одни из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства РФ о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. В ст. 346.21 Налогового кодекса РФ определен порядок исчисления и уплаты единого налога. В соответствии с данной статьей по итогам налогового периода налогоплательщиком самостоятельно определяется сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Абзацами 3, 4 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ внесены изменения в ст. 346.21 ПК РФ. С 2006 г. в соответствии с данной статьей по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по налогу с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Получается, что налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа по налогу, например, по итогам полугодия с учетом исчисленной по итогам первого квартала суммы авансового платежа.

В соответствии с пп. 3, 4 ст. 346.21 ПК РФ налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу: исходя из ставки налога (6%) и фактически полученных доходов — если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы; исходя из ставки налога (15%) и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, — если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом доходы и расходы рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев.

Изменениями, внесенными абз. 6, 7 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ, установлено, что с 2006 г. ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются не только при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за налоговый период, но и при исчислении суммы налога за отчетный период. До 2006 г. было неизвестно, имеем ли мы право уменьшать налоговую базу отчетного периода на налоговую базу предыдущего отчетного периода. Например, сумму налога, исчисленную за девять месяцев, можно ли уменьшить на сумму налога, исчисленную за полугодие.

Читайте так же:  Что будет если не оплатить штраф за нарушение пдд

В тексте данной статьи произошло следующее изменение. Ранее по итогам налогового периода в счет уплаты налога засчитывались уплаченные авансовые платежи, теперь факт уплаты не имеет значения, а имеет значение факт начисления, что более правильно.

Согласно Федеральному закону N 190-ФЗ сумма исчисленного налога либо квартальных авансовых платежей уменьшалась налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей) не могла быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Изменение, внесенное абз. 4 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ, с 01.01.2006 одновременно ухудшает положение налогоплательщика по двум направлениям.

Во-первых, для уменьшения суммы налога необходимо, чтобы суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были не просто уплачиваемы за данный период времени, а фактически уплачены (перечислены). При этом уплата должна совпадать с периодом времени, за который начисляется налог. Фактически это означает то, что необходимо досрочно оплатить всю сумму взносов, причем в том же налоговом периоде, если, например страховые взносы по зарплате за декабрь мы заплатим в январе, то нам могут не подтвердить уменьшение налоговой базы. При уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов в тот же период, но в пределах исчисленных в тот же период сумм. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 5 000 руб., страховые взносы исчислил в сумме 2 000 руб., уплатил 2 300 руб., то он вправе уменьшить сумму налога на 1 000 руб. (50% оплаченной предельной суммы уменьшения налога).

Представители Минфина России ранее приводили разъяснения по данному вопросу. Так, в письме Минфина России от 02.02.2004 N22-2-14/[email protected] «О порядке применения упрощенной системы налогообложения» указано, что сумма исчисленного за отчетный (налоговый) период единого налога подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период) на дату представления налоговой декларации по единому налогу, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Во-вторых, неизвестно, что значит фраза «При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%». Неизвестно — 50% чего — суммы налога либо суммы уменьшения налога. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 3 000 руб., страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности исчислил в сумме 2 000 руб., уплатил 1 600 руб., то он вправе уменьшить сумму налога либо на 1 500 руб. (50% суммы налога), либо на 800 руб. (50% оплаченной предельной суммы уменьшения налога). Налоговые органы, наверное, вначале из-за инертности мышления и того, что в том предложении, где стоят слова про 50%, есть только сумма налога, согласятся с тем, чтобы это было 50% суммы налога. Но, затем они могут сыграть на неустранимом противоречии и предложить уменьшение на 50% предельной суммы уменьшения налога или 50% суммы налога, в зависимости от того, что будет выгоднее.

Итак, п. 3 ст. 346.21 НК РФ устанавливает к исчисленной за налоговый (отчетный) период сумме единого налога при УСН налоговый вычет, размер которого определяется как: — сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени;

сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов, но в пределах исчисленных сумм. Кроме того, сумма единого налога с 01.01.2006 не может быть уменьшена более чем на 50%, т.е. ограничение распространяется одновременно и на сумму страховых взносов и на сумму пособий по временной нетрудоспособности. До 2006 г. п. 3 ст. 346.21 НК РФ было установлено 50%-ное ограничение по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, т.е. сумма единого налога уменьшалась на всю сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и не более чем на 50% суммы взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пример 1. Налогоплательщиком по итогам I квартала года исчислен авансовый платеж по единому налогу в сумме 10 000 руб. Сумма уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5 200 руб.

В этом случае налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного за I квартал авансового платежа по единому налогу лишь на 5 000 руб. (10 000 руб. х 50 / 100 3300 руб.

Общая сумма платежей за отчетный период составит — 7 000 руб., в том числе:

— сумма квартального авансового платежа по единому налогу — 3 700 руб. (7 000 руб. — 3 300 руб.);

— сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 3 300 руб. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, кроме того, сумму единого налога

(квартальных авансовых платежей налога) могут уменьшить также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных за свое страхование. Поскольку согласно ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям:

— как лица, производящие выплаты физическим лицам;

непосредственно как индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ, если индивидуальный предприниматель одновременно относится к этим двум категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно.

Следует отметить, что если объектом налогообложения являются доходы, то сумма взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности вычитаются из суммы начисленного налога (в размере 50%). Однако, если объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, взносы на обязательное пенсионное страхование и пособия по временной нетрудоспособности уменьшают налоговую базу, так как учитываются в составе расходов.

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки, причем уплата налога (авансовых платежей) производится согласно п. 6 ст. 346.21 НК РФ:

— по месту нахождения организации;

— по месту жительства предпринимателя. Аналогично ст. 346.22 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики — индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.

Следует отметить, что изменением, внесенным абз. 9 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N101-ФЗ, теперь устранена неясность по поводу срока уплаты налога по истечении года. До внесения поправки п. 7 ст. 346.21 НК РФ было установлено, что налог уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период п. 1 ст. 346.23 НК РФ. Однако указанным пунктом установлен срок подачи налоговых декларации организациями, а срок подачи деклараций индивидуальными предпринимателями установлен п. 2 ст. 346.23 НК РФ. С 2006 г. это несоответствие устранено.

В ст. 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. В соответствии с указанной статьей сроки подачи деклараций по итогам отчетного периода одинаковы для организаций и для предпринимателей, а срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей продлен на месяц по сравнению с организациями, что не совсем понятно, так как порядок определения доходов и расходов и исчисления налога одинаков как для организаций, так и для предпринимателей.

Статьей 346.23 установлены следующие сроки подачи налоговых деклараций:

для организаций — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

для индивидуальных предпринимателей — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

До 2006 г. индивидуальным предпринимателям при решении вопроса о сроке уплаты единого налога по итогам налогового периода следует руководствоваться разъяснениями Минфина России, приведенными в письме от 22.06.2005 N 03-11-04/2/3:

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма единого налога по итогам налогового периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций п. 1 ст. 346.23 Кодекса.

Однако в п. 1 ст. 346.23 Кодекса речь идет о сроке подачи налоговых деклараций, установленном только для налогоплательщиков-организаций.

При решении вопроса о сроке уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями нужно исходить из следующего.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 7 ст. 346.21 Кодекса и организации, и индивидуальные предприниматели уплачивают авансовые платежи по единому налогу не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Такой срок уплаты авансовых платежей установлен исходя из срока представления налоговой декларации за отчетный период, предусмотренного для организаций п. 1 ст. 346.23 Кодекса, а для индивидуальных предпринимателей — п. 2 этой же статьи Кодекса (не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода).

Срок уплаты единого налога для организаций установлен также исходя из срока представления ими налоговой декларации по единому налогу на истекший налоговый период — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок представления налоговой декларации по единому налогу для индивидуальных предпринимателей установлен п. 2 ст. 346.23 Кодекса — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поэтому единый налог должен уплачиваться индивидуальными предпринимателями также не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом».

Читайте так же:  Образец заявления о выписки человека из квартиры

Статьей 346.23 НК РФ установлен и срок подачи деклараций по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей. Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в эти же сроки, т.е. не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Как подтверждает арбитражная практика, нарушение срока представления налоговой декларации по единому налогу за отчетный период является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности: постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2005 N АЗЗ-8111/04-СЗ-Ф02-5545/04-С1, ФАС Уральского округа от 23.09.2004 N Ф09-3915/04-АК, ФАС Центрального округа от 06.04.2005 NА09-19056/04-23.

Согласно п. 3 ст. 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения». Данная форма налоговой декларации действует, начиная с отчетности за первый отчетный период 2006 г. Новая форма декларации уменьшена на разд. 2.1 «Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по единому налогу». Небольшие поправки внесены в остальные разделы декларации.

Статьей 346.22 НК РФ установлено, что суммы единого налога зачисляются на счета органов

Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Распределение производится в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

То есть при УСН распределение налога по бюджетам и внебюджетным фондам находится в компетенции органов Федерального казначейства.

До 2005 г. в соответствии со ст. 48 БК РФ доходы от уплаты единого налога при УСН распределялись органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ по следующим нормативам отчислений (в городах Москве и Санкт-Петербурге были иные нормативы отчислений):

1) в федеральный бюджет — 0%;

2) в бюджеты субъектов РФ — 45%;

3) в местные бюджеты — 45%;

4) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 0, 5%;

5) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 4, 5%;

6) в бюджет Фонда социального страхования РФ -5%.

Но, как уже было сказано, согласно ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ с 01.01.2005 г. ст. 48 Б К РФ утратила силу.

С 01.01.2005 согласно ст.56 БК РФ (введенной Федеральным законом N 120-ФЗ) в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением УСН, по нормативу 90%. А в соответствии со ст. 146 БК РФ в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ доходы от единого налога, взимаемого при УСН:

— в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — по нормативу 0, 5%;

— в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — по нормативу 4, 5%;

— в бюджет Фонда социального страхования РФ — по нормативу 5%.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕРЕШЕДШИХ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ОТ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статьей 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесен п. 3, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Как же учитывать приобретение, амортизацию и списание основных средств и нематериальных активов при переходе на УСН? Согласно ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы:

— на расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств;

— на расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов. Для основных средств, приобретенных в период применения УСН, и для нематериальных активов начисление амортизации не предусмотрено. Их стоимость включается в расходы сразу в полном объеме. При этом для основных средств моментом признания расходов, помимо фактической оплаты, является дата их ввода в эксплуатацию. Для нематериальных активов моментом признания расходов по приобретению является момент принятия объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет (поди. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Некоторые организации ведут бухгалтерский учет на случаи:

необходимости возврата к традиционной системе;

статистической отчетности; внутреннего контроля (подотчетные лица); определения налоговой базы по НДФЛ, ПФР; расчета пособий по временной нетрудоспособности;

Если организация, применяющая УСН, собирается выплачивать дивиденды, то бухгалтерский учет должен вестись. При начислении и выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ; 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций (ст. 284 НК РФ) и внести его в доход федерального бюджета.

Статьей 42 Федерального закона N 208-ФЗ установлено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. А прибыль общества после налогообложения определяется по данным бухгалтерской отчетности. Таким образом, организации, применяющие УСН и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять прибыль после налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Данный вопрос был рассмотрен в письмах Минфина России от 11.03.2004 N 04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения», от 22.07.2004 N 03-03-05/1/85.

Изменением, внесенным абз. 3 п. 10 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ, устранена неясность по поводу ведения налогового учета. Дело в том, что, как уже сказано, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. До 2006 г. законодательством была установлена обязанность налогоплательщика вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов.

С 2006 г. ст. 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики не ведут учет показателей, не облагаемых единым налогом, они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при УСН в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Форму и порядок заполнения указанной книги по-прежнему утверждает Минфин России.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, можно познакомиться в книге ЗАО «ВКR-ИнтеркомАудит» «Упрощенная система налогообложения».

Э.В. Абрамова, консультант по налогам ЗАО «ВКR-Интерком-Аудит

Порядок исчисления и уплаты единого налога при упрощенной системе налогообложения

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии с законодательством «порядок исчисления налога» — это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения; «порядок уплаты налога» — это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет. Порядок исчисления и уплаты налога — одни из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства Российской Федерации о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. В статье 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления и уплаты единого налога. В соответствии с данной статьей по итогам налогового периода налогоплательщиком самостоятельно определяется сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога (6%) и фактически полученных доходов, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, и исходя из ставки налога (15%) и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей но налогу. По итогам налогового периода уплаченные авансовые платежи по единому налогу засчитываются в счет уплаты налога.

Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» сумма исчисленного налога либо квартальных авансовых платежей уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Если объектом налогообложения являются доходы, то взносы на обязательное пенсионное страхование вычитаются из суммы начисленного налога и могут уменьшить ее максимум на 50 процентов. Однако если объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, то эти взносы уменьшают налоговую базу, так как учитываются в составе расходов.

Читайте так же:  Мировой суд г Куровское

Налогоплательщиком по итогам I квартала года исчислен авансовый платеж по единому налогу в сумме 10000 рублей. Сумма уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5200 рублей.

В этом случае налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного за I квартал авансового платежа по единому налогу лишь на 5000 рублей ((10000 рублей x 50 / 100) 3300 рублей).

Общая сумма платежей за отчетный период составит — 7000 рублей, в том числе:

сумма квартального авансового платежа по единому налогу — 3700 рублей (7000 — 3300);

сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 3300 рублей.

Если по взносам на обязательное пенсионное страхование установлено ограничение (не более 50% суммы налога), то суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности могут быть приняты к вычету в полном объеме – в части, выплачиваемой за счет средств работодателя.

Вычеты производятся следующим образом: сумма исчисленного налога уменьшается на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на 50%), затем на суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет средств работодателя.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц, выплачиваемый за счет средств Фонда, не может превышать 12 480 рублей.. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов. Следовательно, предел вычета на одного сотрудника за целый месяц – 12 480 рублей за вычетом одного минимального размера оплаты труда на месяц, который выплачивается за счет средств ФСС (обратите внимание на то, что первые два дня больничных оплачиваются работодателем).

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки, причем уплата налога (авансовых платежей) производится согласно пункту 6 статьи 346.21 НК РФ по месту нахождения организации, либо по месту жительства предпринимателя.

«Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктом 1 статьи 346.23 настоящего Кодекса» (пункт 7 статьи 346.21 НК).

для организаций — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог, исчисленный по итогам года, должен быть уплачен в эти же сроки.

Статьей 346.23 НК РФ установлен срок подачи деклараций по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей. Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в эти же сроки, то есть не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Статьей 346.22 НК РФ установлено, что суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Распределение производится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в статью 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесен пункт 3, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Как же учитывать приобретение, амортизацию и списание основных средств и нематериальных активов при переходе на УСН? Согласно статье 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на:

— расходы на приобретение основных средств;

— расходы на приобретение нематериальных активов.

Для основных средств, приобретенных в период применения УСН, и для нематериальных активов начисление амортизации не предусмотрено. Их стоимость включается в расходы сразу в полном объеме. При этом момент признания расходов по приобретению нематериальных активов является общим для всех расходов и определен в статье 346.17 НК РФ — после фактической оплаты. Для основных средств моментом признания расходов, помимо фактической оплаты, является дата их ввода в эксплуатацию.

Некоторые организации ведут бухгалтерский учет на случаи:

· необходимости возврата к традиционной системе;

· для статистической отчетности;

· для внутреннего контроля (подотчетные лица);

· для определения налоговой базы по НДФЛ, ПФР;

· для расчета пособий по временной нетрудоспособности;

Если организация, применяющая УСН, собирается выплачивать дивиденды, а иначе зачем она создана как коммерческая, то бухгалтерский учет должен вестись. При начислении и выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке 9 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации; 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций (статья 284 НК РФ) и внести его в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале организации. Статьей 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. А чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Данный вопрос был рассмотрен в Письме Минфина Российской Федерации от 11 марта 2004 года №04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения», Письме Минфина Российской Федерации от 22 июля 2004 года №03-03-05/1/85.

Налогоплательщики, применяющие УСН, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы налога. Налоговый учет ведется в книге учета доходов и расходов (статья 346.24 НК РФ).

Таким образом, на основании анализа положений главы 26.2 НК РФ можно сделать вывод, что данная глава регламентирует порядок ведения налогового учета при УСН, однако не все хозяйственные операции могут быть включены в состав расходов. Кроме того, в книге учета доходов и расходов предпринимателями отражаются только те доходы и расходы, которые учитываются при определении налоговой базы по единому налогу, а организации, перешедшие на УСН, должны вести учет всех операций, а не только тех, которые учитываются при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики по истечении налогового (отчетного) периода представляют в налоговые органы налоговые декларации. В статье 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. В соответствии с данной статьей сроки подачи деклараций по итогам отчетного периода одинаковы для организаций и для предпринимателей, а срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей продлен на месяц по сравнению с организациями, что не совсем понятно, так как порядок определения доходов и расходов и исчисления налога одинаков как для организаций, так и для предпринимателей.

«Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками — организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода».

Кроме того, статьей 346.22 НК РФ установлено, что налогоплательщики – организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства.

В настоящее время согласно пункту 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 21 ноября 2003 года №БГ-3-22/647 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения». Данная форма и порядок заполнения налоговой декларации действуют, начиная с отчетности 2004 года.

Следует отметить, что Письмом МНС Российской Федерации от 16 февраля 2004 года №22-0-10/[email protected] «О разъяснении отдельных вопросов по порядку заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый период» разъяснен порядок заполнения раздела 2 налоговой декларации. Раздел 2.1 декларации заполняется только налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и получившими по итогам предыдущих налоговых периодов убытки.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».

Sociologs.ru 2019 Все права защищены