Налог на экологию расчет

Оглавление:

Расчет платы за загрязнение окружающей среды — 2018 — 2019

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2018–2019 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 №758).

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, читайте в статье «Плата за негативное воздействие за 2018 год — расчет».

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2018 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 08.03.2019, т.к. 10.03.2019 — выходной день.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

В 2018–2019 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Общая информация об экологических платежах.
2. Кто платит за НВОС?
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

1. Общая информация об экологических платежах.

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом . Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос , уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.

2. Кто платит за НВОС?

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.

3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?

Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца , следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Форма расчета, порядок ее заполнения и сдачи отчетности утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. №182).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • Титульный лист
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
  • Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
  • Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
  • Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
  • Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»

В расчет платы включаются только те разделы , которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету платы не нужно.

Расчет платы нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет предоставляется следующим образом:

  • на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
  • и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.
Читайте так же:  Гражданско-правовой договор с продавцом-консультантом

Расчеты в электронном виде должны предоставляться в формате XML , согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по адресу: http://www.gosnadzor.ru. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 тыс. рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется, в противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной.

5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?

В настоящее время согласно Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г. и приказа Росприроднадзора № 311 от 20.10.2010 г. полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены только территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Заполненный расчет платы прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью нужно сдавать в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного загрязняющего объекта. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата на НВОС в соответствии с представленными Расчетами платы отдельными платежными поручениями по каждому КБК.

Таким образом, если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию (ОКТМО муниципального образования).

Список кодов бюджетной классификации (КБК) экологических платежей:

6. С какого времени необходимо платить экологические платежи

Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.

7. Как рассчитать сумму платы за НВОС

Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).

Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

8. Коэффициенты инфляции

Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.

  • Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
  • Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
  • Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
  • Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
  • Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
  • Коэффициенты инфляции в 2016г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)

Эти коэффициенты ежегодно обновляются в нашей программе для расчета платы за НВОС «ЭКО-Эксперт».

9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?

Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:

  1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
  2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
  3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
  4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
  5. Коэффициенты, учитывающие инфляцию нормативов платы и коэффициенты экологической значимости региона.
  6. Фактические массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов с разбивкой:
    • в пределах утвержденных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛРО);
    • в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ и ВСС);
    • сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.
  7. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц) следует вести в специальном журнале учета обращения с отходами (приказ МПР РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»).

Расчет платы за НВОС это весьма трудоемкий и кропотливый процесс . Поэтому существует множество предприятий, оказывающих услуги по расчету экологических платежей. Кроме того имеется много программ, позволяющих автоматизировать расчет платы за НВОС . Такие программы позволяют пользователю самому рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и подготовить всю необходимую экологическую отчетность, даже если он не является большим специалистом в области экологии.

10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено . Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Экологические платежи в 2018 году

ekologicheskiy_sbor.jpg

Похожие публикации

Экологический налог не представлен в Налоговом кодексе как отдельный вид платежа в бюджет. Он подразумевает взимание с субъектов хозяйствования определенных сумм за нанесение вреда окружающей среде или за потенциальную угрозу природе. Платежи осуществляются в форме экологического сбора и НВОС (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Экологические платежи контролируются Росприроднадзором. Этому государственному органу предоставлены полномочия по разработке и утверждению отчетных форм. Налог на экологию регулируется такими правовыми документами:

  • Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;
  • Законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ об отходах потребления и производства;
  • Правительственными постановлениями, которыми установлены тарифы и перечни объектов, попадающих под обложение экоплатежами.

Экологические платежи в 2018 году: кто платит

Суть экологического сбора раскрывается в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Он представляет собой источник неналоговых поступлений в бюджет. К группе его плательщиков относятся:

  • производители товарной продукции и упаковки;
  • импортеры товарных изделий, упаковочных материалов.

Такие экологические платежи в 2018 году могут осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Главный критерий деления субъектов хозяйствования на плательщиков и неплательщиков – наличие конкретного товара или упаковочного материала в перечне, утвержденном Правительством РФ (с января 2018 года действует правительственное Распоряжение № 2970-р от 28.12.2017 г.). Сбор взимается в отношении групп изделий и упаковки, которым после завершения периода их эксплуатации требуется утилизация. Тем, кто производит полную утилизацию самостоятельно с соблюдением требуемых нормативов, платить сбор не нужно.

Налог за загрязнение окружающей среды (плата за НВОС) установлен ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Его обязаны платить юридические лица и ИП, если у них имеются объекты, загрязняющие воздух или водные ресурсы. Платеж обязателен и при размещении производственных и бытовых отходов. Не относятся к категории плательщиков лица, которые осуществляют деятельность только с объектами четвертой – самой низкой группы опасности.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются по ставкам, зафиксированным в правительственном Постановлении от 13.09.2016 г. № 913. При произведении подсчетов платы за НВОС необходимо учитывать, что выбросы от транспортных средств не считаются объектом обложения экологическими сборами. Платежи осуществляются поквартально авансовыми перечислениями, итоговая сумма обязательств выводится раз в год. Авансовые платежи равны 25% от годовой суммы платы НВОС за предшествующий период.

Как рассчитать экологический налог

Экологический сбор

Величина ставок по экологическому сбору приведена в правительственном Постановлении от 09.04.2016 г. № 284, а нормативы утилизации установлены в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р. Расчет экологических платежей применительно к сбору производится по формулам:

  • Ставка сбора х Масса товарной единицы (или количество товарных единиц) х Утилизационный норматив (такой алгоритм вычислений используется для товаров).
  • Ставка сбора х Масса упаковочного материала, изготовленного в РФ х Норматив утилизации (применяется для выведения суммы сбора по упаковочной таре).

Как рассчитать экологический сбор, если:

  • предприятие занимается производством деревянной тары;
  • объем изготовленной продукции в 2018 году равен 25 т.

За 2018 год компания должна будет заплатить сбор в сумме 7665 руб.:

  • по перечню Распоряжения № 2971-р эти изделия отнесены в группу 9;
  • ставка утверждена на уровне 3066 руб. за каждую произведенную тонну товара;
  • процентный норматив на 2018 год зафиксирован в размере 10% (на следующий год он должен вырасти до 15%, а к 2020 году заложено его увеличение до 20%).

Расчет: 3066 х 25 х 10% = 7665 руб.

Экологический налог (плата за загрязнение окружающей среды) базируется на значении объема отходов или осуществляемых выбросов в окружающую среду (перечень, утв. Постановлением № 913). Формула, по которой рассчитываются обязательства субъектов хозяйствования:

Платежная база по отдельному загрязняющему элементу в соответствии с Перечнем х Ставка платежа х Коэффициенты.

Итоговый годовой платеж высчитывается за минусом произведенных в налоговом периоде авансовых перечислений.

В 2017 году суммарный экологический налог для организаций был начислен в объеме 146 500 руб. Исходя из этого, определим размер авансовых платежей по НВОС в 2018 г.

Ежеквартальные авансовые перечисления в 2018 году будут равны 36 625 руб. (146 500 х 25%).

Допустим, по результатам 2018 года общие обязательства составили 138 000 руб. Уплате по итогам 2018 г., с учетом авансовых платежей, подлежит 28 125 руб. (138 000 – (36 625 + 36 625 + 36 625).

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Похожие публикации

Ежегодно подается в Росприроднадзор расчет платы за негативное воздействие – в 2018 году декларация составляется по обновленной форме. В этом документе отражается информация об оказанном негативном воздействии на природу в разбивке по типам наносимого вреда. Негативное влияние проявляется через:

  • вредные выбросы в воздушные массы;
  • вывоз и складирование производственных отходов, их захоронение;
  • сбросы сточных вод, которые меняют химический состав ресурсов водных объектов (ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Срок представления расчета платы за негативное воздействие – не позднее 10 марта года, который следует за отчетным годовым диапазоном. В роли плательщиков такого сбора могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Критерии признания плательщиком – осуществление деятельности, побочным эффектом которой является загрязнение окружающего пространства, в пределах территории РФ.

Арендаторам не надо подавать расчет по экологии, если в их договорах аренды имущества указано, что платежи в бюджет по загрязняющим факторам осуществляются арендодателем. Освобождаются от экологических платежей лица, деятельность которых базируется на объектах, относящихся к 4, наименее «вредной», категории. Условия отнесения объектов к 1-4 категориям приведены в п. 6 правительственного Постановления от 28.09.2015 г. № 1029.

Порядок заполнения расчета платы за негативное воздействие

Бланк для оформления отчета утвержден приказом Минприроды от 09.01.2017 г. № 3. Документ составляется в электронном виде, подписывается ЭЦП и сдается через электронные сервисы. При этом дублировать его на бумаге не нужно. Сдача форм на бумажных носителях допускается при условии, что:

  • у плательщика нет действующей электронной подписи;
  • суммарная величина платежа за последний отчетный период не превышает 25 тыс. руб.;
  • отсутствие у субъекта хозяйствования подключения к интернету по объективным причинам (техническая невозможность подсоединения к сети).

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду должна быть пронумерована, все заполненные страницы шнуруются. При нумерации первый номер всегда присваивается титульной странице. Для предотвращения фактов изъятия листов из бумажного комплекта отчета шнуровка скрепляется печатью налогоплательщика.

Если декларация по негативному воздействию на окружающую среду содержит недостоверные или ошибочные сведения, самостоятельно откорректировать эти данные можно через уточняющую форму. Такое право предоставляется плательщикам, которые выявили недочеты до окончания срока подачи декларации.

Как оформить отчет за негативное воздействие на окружающую среду:

  • ячейки, предполагающие наличие числовых значений, заполняются по направлению справа налево, начиная от наименьшего разряда цифры;
  • пустые ячейки не должны содержать нули;
  • рублевые значения прописываются без копеек, округление числовых показателей до целых рублей производится по математическим правилам.

Из каких разделов состоит декларация по экологии (расчет платы за загрязнение):

  1. Обязательный для всех титульный лист.
  2. Страница расчета итогового платежа, который субъект хозяйствования должен перечислить в бюджет.
  3. Формы для вычисления размера платы по разным категориям источников загрязнения.
Читайте так же:  Федеральный закон 274-фз

Раздел 1 отведен для отображения сведений по загрязнению воздуха, раздел 2 посвящен водным объектам, а раздел 3 систематизирует данные по твердым отходам. Заполняются только те разделы декларации, которые касаются деятельности плательшика. Дополнительно прикладываются документы, подтверждающие факт перечисления положенных средств в бюджет и обосновывающих произведенные траты на природоохранные мероприятия.

Расчет по экологии в 2018 году производится с учетом ставок, приведенных в правительственном постановлении от 13.09.2016 г. № 913. Размер платы привязан к тоннам произведенных загрязняющих веществ. В форме расчета в разделах прописывается тоннаж таких веществ, применяемая по каждому виду ставка и коэффициенты к ней. На основе этих числовых параметров выводится сумма платы по конкретному источнику загрязнения. Все эти итоги суммируются и отображаются в сводной странице расчета. Отдельно указываются рассчитанные величины по загрязнениям в пределах лимитов на выбросы и в размерах, превышающих установленные допустимые нормы.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Заполнение и отправка через 1С-Отчетность

Виды негативного воздействия на окружающую среду

Определение негативного воздействия на окружающую среду дано в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон №7-ФЗ). Это влияние хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие

Если деятельность субъектов-природопользователей негативно влияет на окружающую среду согласно Закону №7-ФЗ, то они обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Рассчитывать плату нужно в соответствии со следующими нормативными актами:

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 (далее – Порядок). Пунктом 2 Порядка определены два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия:

  • в пределах допустимых нормативов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы в отношении каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода), вида вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 №344 (далее – Постановление №344). Помимо базовых нормативов в Постановление №344 дополнительно устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы для отдельных регионов и бассейнов рек.

Разрешение на негативное воздействие и установление лимитов

В соответствии с действующим законодательством об охране окружающей среды, различные виды негативного воздействия на окружающую среду должны осуществляться на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Наличие разрешения на определенный вид негативного воздействия на окружающую среду является обязательным условием для осуществлении соответствующей хозяйственной и иной деятельности.

В разрешении устанавливаются лимиты негативного воздействия для конкретной организации. При отсутствии у организации или предпринимателя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

В соответствии с пунктом 5 Порядка за сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата вносится в пятикратном размере от ставок в пределах установленных лимитов.

Технические нормативы для транспорта

В отношении транспортных средств вместо предельно допустимых нормативов устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Закона №96-ФЗ, Постановление №344). Эти нормативы зависят не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и объема используемого топлива, который определяется на основании первичных учетных данных. Талон о прохождении техосмотра является по сути свидетельством разрешения на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от конкретного транспортного средства.

Количество израсходованного топлива за квартал определяется на основании первичных документов. Такими документами могут быть путевые листы, в которых фиксируется расход горючего в литрах.

Ежегодная индексация платы

Плата за негативное воздействие на окружающую среду ежегодно индексируется посредством применения индексирующих (поправочных) коэффициентов. Таких коэффициентов два:

  • первый относится к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденным в 2003 г. Постановлением №344;
  • второй относится к нормативам, скорректированным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 №410 (этим документом были изменены некоторые позиции порядка внесения платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными, а также передвижными источниками для различных видов топлива).

Начиная с 2014 года, проиндексированы применяемые в 2014 году нормативы платы за негативное воздействие в соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013:

  • для нормативов 2003 года — 2,33;
  • для нормативов 2005 года — 1,89.

Определение фактического объема загрязнений

При определении платы величины нормативов сравниваются с фактическими данными. Фактический объем выбросов, поступающих в атмосферу и сбросов в водные объекты, определяется в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России от 26.01.1993.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона №89-ФЗ). Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721, а Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50.

Кто и за что должен платить

Несмотря на достаточно широкий перечень видов негативного воздействия, содержащийся в Законе №7-ФЗ, в настоящее время не установлена нормативно-правовая база для взимания платы за загрязнение окружающей среды такими видами физических воздействий как шум, тепло, электромагнитное, ионизирующее и другие виды физических воздействий.

Таким образом, пока законодательством определены только три категории воздействия, которые влекут обязанность природопользователей по уплате платежей и представлению отчетности:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (транспортных средств);
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

По стационарным источникам хозяйствующие субъекты признаются плательщиками по выбросам в атмосферный воздух только тех загрязняющих веществ, по которым Постановлением №344 утверждены нормативы платы.

По передвижным источникам хозяйствующие субъекты признаются плательщиками платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, если эти источники оборудованы двигателями, работающими на определенном виде топлива по которым Постановлением №344 утверждены нормативы платы.

Обращаем ваше внимание, что действующее законодательство (Закон №7-ФЗ, Закон №96-ФЗ) не увязывает обязанность хозяйствующего субъекта производить плату за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ с правом собственности хозяйствующего субъекта на стационарный или передвижной объект – источник негативного воздействия. Таким образом, плательщиком платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ признается тот хозяйствующий субъект, который фактически использует в своей хозяйственной и иной деятельности стационарный или передвижной объект негативного воздействия. При этом не имеет значения, находится ли этот объект в собственности плательщика, в хозяйственном ведении или оперативном управлении, получен по договору аренды или в лизинг.

Хозяйствующие субъекты признаются плательщиками платы за сбросы в водные объекты только тех загрязняющих веществ, по которым Постановлением №344 утверждены нормативы платы.

Понятия «размещение отходов» в действующем законодательстве в сфере природопользования не содержится. Поэтому плательщиком платы за размещение отходов производства и потребления в соответствии с Законом №89-ФЗ могут признаваться хозяйствующие субъекты:

  • в результате хозяйственной или иной деятельности которых образовались отходы;
  • которые хранили эти отходы до их последующего захоронения или утилизации;
  • которые перевозили отходы к месту захоронения;
  • которые осуществляли захоронение отходов.

Из-за сложившейся правовой неопределенности по субъекту платежа природопользователи и контролирующие органы по-разному трактуют обязанность внесения платы за размещение отходов, что стало причиной многочисленных судебных конфликтов.

Так, по мнению Ростехнадзора, для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов (Письмо от 12.02.2007 N 04-09/169). Однако в арбитражной практике есть судебные акты, в которых суды, принимая решения в пользу хозяйствующих субъектов, подчеркивают, что нормы законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере природопользования, не связывают непосредственно наличие обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов с правом собственности на эти отходы (Постановления ФАС УО от 22.01.2013 N Ф09-13560/12).

Получается, что, несмотря на изобилие нормативных актов по законодательству в природоохранной сфере, на практике у хозяйствующих субъектов остается много вопросов.

В любом случае круг организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и отчитываться перед контролирующими органами, достаточно широк и не зависит от применяемого режима налогообложения (Письма Минфина от 11.07.2007 №03-11-04/3/262, от 21.03.2007 №03-06-06-04/1).

Штрафы за неуплату

Ну и, наконец, нельзя не отметить, что за неуплату (или несвоевременную уплату) платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также за непредставление (или несвоевременное представление) отчетности предусмотрены штрафные санкции, причем размер их довольно внушителен. Так, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

ИТС ПРОФ: о функциях Росприроднадзора в области контроля за уплатой обязательных экологических платежей путем осуществления проверок см. в разделе Юридическая поддержка — Проверки Росприроднадзором.

Отчетный период, форма и срок представления Расчета

Отчетный период для платы за негативное воздействие на окружающую среду – квартал, а срок уплаты установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Это следует из положений Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 (далее – Приказ №557) «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Форма и порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Расчет) утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) приказом от 5 апреля 2007 г. №204 (далее – Приказ №204).

В настоящее время функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор, но до утверждения Росприроднадзором изменений в форму Расчета платы и порядка его заполнения при подготовке Расчета следует по-прежнему руководствоваться Приказом №204.

Расчет заполняют природопользователи, оказывающие следующие виды вредного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (транспортных средств);
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Расчет представляется в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению:

  • каждой производственной территории;
  • передвижного объекта негативного воздействия;
  • объекта размещения отходов;
  • организации (предпринимателя), если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Если у плательщика на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то Расчеты платы по ним включаются в единый Расчет. Если источники вредных выбросов расположены и зарегистрированы в разных регионах, то по каждому из таких объектов должен быть составлен отдельный Расчет.

Срок представления Расчета – не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Обратите внимание, что Приказом №204 не установлен порядок переноса срока представления Расчета в случае, если крайний срок приходится на выходной день. Таким образом, Расчет за I квартал 2014 г. необходимо было представить не позднее 18 апреля 2014 года, а Расчет за II квартал 2014 г. необходимо представить не позднее 18 июля 2014 года.

Если в отчетном периоде сумма платежа составляет 50 000 рублей и выше, то Расчет платы представляется в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи .

Состав Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Расчет включает следующие листы:

  • титульный лист;
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • раздел 2. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами;
  • раздел 3 Сбросы вредных веществ в водные объекты;
  • раздел 4 Размещение отходов производства и потребления.

Плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа, Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 — в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением №632.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке. Такое право установлено в пункте 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ.

Это означает, что у субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, исчисляется как за размещение отходов в пределах лимитов.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Минприроды России от 16.02.2010 №30 (далее – уведомительный Порядок).

В соответствии с уведомительным Порядком отчетность по платежам составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010 №30 отчетным периодом для субъектов малого предпринимательства является календарный год, а отчетность необходимо представить до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию оформления отчетности и программное обеспечение для ее формирования.

Новая форма отчетности – Расчет утилизационного сбора

С 2014 года вводится еще одна форма отчетности в рамках охраны окружающей среды – Расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси). Введение такой отчетности связано с изменениями, внесенными в ст. 24.1 Закона №89-ФЗ.

С 1-го января 2014 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора, взимаемого в отношении колесных транспортных средств (шасси), произведенных (изготовленных) в РФ, а также приобретенных на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор, возложен на ФНС России.

В письме от 25.12.2013 №ГД-4-3/[email protected] ФНС России разъяснила, что до утверждения в установленном порядке соответствующей формы плательщик может использовать форму и формат Расчета, которые приложены к данному письму.

Заполнение Расчета в «1С:Бухгалтерии 8»

Для составления Расчета, утв. Приказом №204, в «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 необходимо из раздела Учет, налоги, Отчетность перейти в форму регламентированной и финансовой отчетности по одноименной гиперссылке на панели навигации. В форме указать организацию и период, за который составляется Расчет, а в дереве отчетных форм в группе Отчетность прочая выбрать отчет с названием Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (рис.1).

Читайте так же:  Договор подряда водителя на автомобиль образец

Рис. 1. Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в составе регламентированной отчетности

По умолчанию в Расчет включаются все разделы. Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы, для этого нужно открыть форму настройки отчета кнопкой Настройка и на закладке Свойства разделов снять флаги в столбцах Показывать и/или Печатать для тех разделов, которые заполнять и представлять не требуется (рис. 2).

Рис. 2. Настройка разделов отчета

  • Титульный лист;
  • Разделы 1-4 в любой последовательности;
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с письмом Росприроднадзора от 27.12.2013 № ВК-06-01-36/19748 при заполнении Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 01.01.2014 до утверждения новой формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в поле «код ОКАТО» рекомендуется указывать код ОКТМО.

Раздел 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов, для каждой производственной территории или по хозяйствующему субъекту в целом в зависимости от выданного разрешения.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование загрязняющего вещества. При этом автоматически будут заполнены нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов:

  • в столбце 10 — «Норматив платы ПДВ»;
  • в столбце 11 — «Норматив платы ВСВ».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

  • в столбце 13 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 14 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 14 указывается коэффициент 1);
  • в столбце 15 указывается дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 16 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному разрешению на выброс нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 1 указывается информация о выбросах в соответствии с одним разрешением на выброс. Для ввода сведений по еще одному разрешению необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов загрязнения, по каждому муниципальному образованию, на территории которого указанные объекты зарегистрированы.

В столбце 3 указывается вид топлива, облагаемый платой за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферный воздух. Вид топлива можно выбрать из списка, при этом автоматически будут заполнены столбцы 4 «Единица измерения» и 5 «Норматив платы».

Так как нормативы платы по видам топлива (за исключением сжатого природного газа) установлены за тонну, а приобретается топливо, как правило, в объемных показателях (в литрах, метрах кубических), то для расчета платы за негативное воздействие нужно перевести количество израсходованного топлива из литров в тонны. Для этого объем умножают на плотность топлива. Данные о плотности могут указываться в первичных документах.

При невозможности получить информацию о плотности у продавца для пересчета можно использовать средние значения плотности, приведенные в Письме ФНС России от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/[email protected]

В соответствии с Постановлением №344 в столбце 6 выбирается из списка и указывается коэффициент экологической значимости.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному коду ОКТМО нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 2 указывается информация о выбросах по одному коду ОКТМО. Для ввода сведений по еще одному коду ОКТМО, необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты» заполняется плательщиком, имеющим выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому выпуску или территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории) отдельно в зависимости от выданного разрешения.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе в водные объекты. При этом автоматически будут заполнены нормативы предельно допустимых и временно согласованных сбросов:

  • в столбце 9 — «Норматив платы ПДС»;
  • в столбце 10 — «Норматив платы ВСС».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

  • в столбце 12 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 13 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 13 указывается коэффициент 1).

В столбце 14 указывается понижающий коэффициент, если водопользователи забирают и сбрасывают воду в один и тот же водный объект. Коэффициент определяется как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 15 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному разрешению на сброс нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 3 указывается информация о сбросах в соответствии с одним разрешением на сброс. Для ввода сведений по еще одному разрешению необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления» заполняется плательщиком, осуществляющим размещение отходов, по каждому месту размещения отходов.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование отхода. При этом автоматически заполнится столбец 3 «Код по ФККО» и столбец 4 «Единица измерения».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

в столбце 5 — класс опасности отхода для окружающей среды (при этом автоматически будет заполнен столбец 19 «Норматив платы в пределах установленного лимита»);

  • в столбце 21 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 22 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 22 указывается коэффициент 1);
  • в столбце 24 – коэффициент места расположения объекта размещения отходов. (Коэффициент 0,3 указывается при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия; коэффициент 0 — при размещении отходов, подлежащих временному накоплению, при условии, что такие отходы фактически использованы или утилизированы в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве либо переданы для использования в течение этого срока. Чтобы применить этот коэффициент, необходимо представить первичные документы, подтверждающие использование или утилизацию отходов. Во всех других случаях указывается коэффициент 1).

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 23 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других отходах по указанному объекту размещения отходов нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 4 указывается информация только об одном объекте размещения отходов. Для ввода сведений по еще одному объекту необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» включает в себя показатели сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих уплате в бюджет по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и передвижным объектам негативного воздействия, расположенным на территории муниципального образования. Данный раздел заполняется отдельно по каждому коду ОКТМО.

Для заполнения Расчета по данным разделов 1-4 следует нажать кнопку Собрать данные, расположенной в нижней части формы.

По строке 010 указывается КБК платы в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.

Строка 020 «Код по ОКАТО» (ОКТМО) будет заполнена по данным Разделов 1-4. При необходимости, в Расчет будет вставлено нужное количество дополнительных листов.

Строки 031-039 будут заполнены по данным Разделов 1-4.

После автоматического заполнения Расчета, следует вручную указать значения в строках 040, 050, 060.

В помощь при составлении Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду рекомендуем книгу «Практический годовой отчет за 2013 год» под редакцией профессора С.А. Харитонова, которая представляет собой подробное пособие по составлению годовой бухгалтерской отчетности, а также отчетности по налогам и взносам.

В книге «Практический годовой отчет за 2013 год» под ред. проф. С.А. Харитонова вопросам заполнения Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду посвящена глава 12, в которой приведена не только нормативная база, но и пошаговая инструкция по заполнению каждого раздела Расчета в программах «1С» на конкретных примерах.

Книга выпущена издательством «1С-Паблишинг» (ISBN 978-5-9677-2037-6, 800 стр.). Приобрести книгу (артикул 4601546108609) можно у партнеров «1С», в книжных и интернет-магазинах, а также в магазинах «1С Интерес» (www.1c-interes.ru).

Отправка Расчета в Росприроднадзор через 1С-Отчетность

Теперь у пользователей сервиса 1С:Отчетность появилась возможность отправлять отчетность в Росприроднадзор по телекоммуникационным каналам связи напрямую из программ 1С. Рассмотрим, как это можно сделать в !1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0.

Если организация впервые подключается к 1С-Отчетности, то при создании заявления на подключение к этому сервису пользователю необходимо выбрать направление Росприроднадзор наряду с другими контролирующими органами, куда планируется представлять электронную отчетность.

Если же организация уже подключена к сервису 1С-Отчетность, то для изменения настроек существующего подключения необходимо сформировать так называемое «вторичное» заявление на изменение реквизитов подключения к 1С-Отчетности. Для этого в форме элемента справочника Организации следует перейти на вкладку ЭДО и создать заявление (рис. 3).

Рис. 3. Заявление на изменение реквизитов подключения к 1С-Отчетности

В форме заявления на изменение настроек подключения к 1С-Отчетности нужно поставить флаги Изменение состава органов, в которые направляется отчетность и Росприроднадзор. затем нажать на кнопку Далее (рис. 4).

Рис. 4. Изменение настроек на подключение к 1С-Отчетности

Отправка заявления произойдет при нажатии на кнопку Отправить заявление. После отправки заявления следует уведомить о сделанных настройках обслуживающую организацию или службу технической поддержки пользователей по тел. 8-800-700-8668 или по электронной почте 1С@astralnalog.ru. После одобрения заявления, настройки документооборота с Росприроднадзором будут выполнены автоматически. Просмотреть настройки документооборота с Росприроднадзором можно в форме Документооборот с Росприроднадзором которая открывается по ссылке Включен на вкладке ЭДО в форме элемента справочника Организации.

Помимо изменения настроек для предоставления отчетности в Росприроднадзор по телекоммукационным каналам связи еще потребуется зарегистрироваться на специальном федеральном портале по приему отчетности (приемном шлюзе) Росприроднадзора. Портал расположен по адресу https://pnv-rpn.ru/.

Для регистрации необходимо перейти по ссылке Зарегистрируйтесь на основной странице портала. После заполнения всех реквизитов в открывшейся форме и следует нажать на кнопку Регистрация. На адрес электронной почты, указанный при регистрации, будет отправлено письмо со ссылкой для активации учетной записи. Для завершения регистрации потребуется перейти по ссылке из письма. После этого можно будет отправлять отчетность.

После заполнения отчета в программе, его нужно сохранить и в меню Отправка выбрать пункт Отправить в Росприроднадзор (рис. 5).

Рис. 5. Отправка Расчета в Росприроднадзор через 1С-Отчетность

Для отправки могут потребоваться e-mail и пароль, указанные при регистрации на сайте (приемном шлюзе) Росприроднадзора.

Отслеживать прохождение отчета можно на вкладке РПН журнала Документооборот с контролирующими органами. Для обновления статуса отправленного отчета нужно нажать кнопку Обменяться в форме Документооборот с контролирующими органами или в форме Регламентированная и финансовая отчетность. Как правило, отчет проходит все стадии документооборота с Росприроднадзором в течение 2-х суток с момента отправки.

Рис. 6. Отображение прохождения отчета в журнале обмена

Расчет платы за негативное влияние на окружающую среду может быть отправлен и из личного кабинета на сайте Росприроднадзора. Для этого файл с выгрузкой Расчета нужно подписать ЭЦП. В отчете нужно открыть меню Выгрузка и выбрать пункт Выгрузить пакет (рис.7).

Рис. 7. Выгрузка отчета в файл

После этого будет выведен стандартный диалог выбора папки для сохранения файла. В выбранную папку будет сохранен подготовленный к отправке файл.

На сайте (приемном шлюзе) Росприроднадзора https://pnv-rpn.ru/ потребуется ввести e-mail и пароль. В случае, если при предыдущей авторизации была установлена опция запоминания пароля, авторизация пройдет автоматически, без ввода логина и пароля.

В личном кабинете в открывшейся форме нужно выбрать пункт Отправка отчетности и указать файл с подписанным ЭЦП Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, затем для отправки Расчета в Росприроднадзор нажать на кнопку Отправить.

После отправки отчета внешний вид страницы изменится. Для проверки состояния отчета нужно перейти по ссылке Проверить статус поданного отчета. На открывшейся странице содержатся сведения обо все отправках, произведенных под действующей учетной записью, в том числе об отправках, произведенных с помощью 1С-Отчетности напрямую из программ 1С.

Для загрузки Расчета, подготовленного во внешней программе, следует из формы Регламентированная и финансовая отчетность перейти в форму списка справочника Внешние электронные представления отчетов (рис. 8).

Рис. 8. Загрузка Расчета, подготовленного во внешней программе

В открывшейся форме нужно нажать на кнопку Создать. Откроется стандартный диалог выбора файла. Необходимо выбрать файл отчетности, который требуется загрузить в 1С. После загрузки файла отчетности для отправки в Росприроднадзор нужно записать элемент и в меню Отправка выбрать пункт Отправить.

Функционал отправки отчетности в Росприроднадзор реализован в следующих типовых решениях, начиная с релизов:

  • «1С:Бухгалтерия 8», редакция 2.0 (версии КОРП, ПРОФ, базовая) 2.0.57.8;
  • «1С:Бухгалтерия 8», редакция 3.0 (версии КОРП, ПРОФ, базовая) 3.0.31.15;
  • «1С:Управление производственным предприятием», редакция 1.3 1.3.51.4;
  • «1С:Комплексная автоматизация», редакция 1.1 1.1.46.3;
  • «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», редакция 1.0 (версии ПРОФ, базовая) 1.0.25.7;
  • «1С:Налогоплательщик» 3.0.64.1;
  • «1С:Бухгалтерия автономного учреждения» (версии КОРП, ПРОФ, базовая) 2.0.57.8.
Sociologs.ru 2019 Все права защищены