Курильские острова спор с японией

Оглавление:

Как Россия и Япония планируют решать Курильский вопрос

На протяжении многих лет между Россией и Японией существует спор вокруг принадлежности Курильских островов. Именно этот спор и мешает странам заключить мирный договор, который был нарушен во время Второй мировой войны. 16 ноября страны снова подняли этот вопрос. Вместе с Amic.ru разбираемся, как Россия и Япония планируют решить Курильский вопрос.

16 ноября в ходе саммита АСЕАН в Сингапуре между президентом России Владимиром Путиным и премьером Японии Синдзо Абэ прошли переговоры. Лидеры стран согласились ускорить решение этого вопроса на основе совместной декларации 1956 года, согласно которой после заключения мирного договора СССР согласится отдать два из четырех островов южнокурильской гряды (Хабомаи и Шикотан). Япония, в свою очередь, требует передачи всех четырех островов (Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи).

Однако Путин в Сингапуре подчеркнул, что в декларации 1956 года не было указано ни то, кому СССР будет передавать острова, ни то, как образом это будет сделано.

Как пояснил позднее российским СМИ пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, то, что главы государств взяли за основу советско-японскую декларацию 1956 года, не означает, что спорные территории будут автоматически переданы Японии.

Отметим, что в сентябре 2018 года в ходе Восточного экономического форума Владимир Путин предлагал Синдзо Абэ заключить мирный договор между странами «без всяких дополнительных условий». Япония отклонила предложение и заявила, что подписание мирного договора возможно только после решения территориального спора.

Проблема принадлежности южных Курильских островов остается неурегулированной между Россией и Японией со времен окончания Второй мировой войны. Но история раздела этих территорий длится намного дольше.

В 1855 году между Японией и Россией был подписан Трактат о торговле и границах. Он провозглашал мир и дружбу между странами, а также открывал три японских порта для российских судов и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году был заключен новый трактат, согласно которому Россия уступила Японии острова от Урупа до Шумшу. Япония, в свою очередь, признала, что остров Сахалин полностью принадлежит России.

В 1905 году трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после ее нападения на Россию. По итогам русско-японской войны, из которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор. Согласно ему, Японии переходили все Курилы и южный Сахалин.

Ситуация оставалась неизменной до 11 февраля 1945 года, когда на Ялтинской конференции между Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение. Оно заключалось в том, что в случае участия советских войск в войне против Японии СССР передавались Курильские острова и Южный Сахалин.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации. Согласно документу, японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.

29 января 1946 года главнокомандующий союзными войсками в Японии, американский генерал Дуглас Макартур уведомил правительство Японии об исключении из территории страны Курильских островов. 2 февраля 1946 года Курильские острова были включены в состав СССР.

Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 года, который был заключен между Японией и странами антигитлеровской коалиции, Токио отказывался от всех прав, правооснований и претензий на Сахалин и Курилы. Но советская делегация не стала тогда подписывать данный документ, потому что в нем не оговаривался вопрос о выводе с территории Японии оккупационных войск.

Именно это и стало причиной территориальной проблемы, которая до сих пор является главным препятствием для заключения мирного договора между Россией и Японией, который всё ещё не был подписан.

Япония претендует на острова, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Россия, в свою очередь, стоит на том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. Однако японцы поставили в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.

Принципиальная позиция СССР и России заключалась и заключается в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет над ними не подлежит сомнению.

Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков рассказал в интервью «Комсомольской правде», что Япония претендует на Курильские острова по ряду причин. Во-первых, на острове Итуруп находится крупнейшее в мире месторождение рения (редчайший и дорогостоящий металл, который используется в ракетостроении и сверхзвуковой авиации). Во-вторых, это отличный рыбный промысел, который сейчас является основой экономики Курил. В-третьих, это выдающиеся природные красоты. Нет сомнений, что японцы, получив эти острова, сделают их туристической Меккой с термальными источниками.

Япония тем временем считает, что Шикотан, Итуруп, Кунашир и группы островов Хабомаи никогда не принадлежали России, и считает включение их в состав СССР незаконным.

Рядом с Курильскими островами находятся незамерзающие глубоководные проливы, которые связывают Охотское море с Тихим океаном. И если Шикотан и Хабомаи, которые находятся чуть в стороне от основной гряды, не сильно влияют на границы, то передача Японии Итурупа и Кунашира лишила бы Россию самого удобного выхода из Охотского моря в Тихий океан. Ведь северные курильские проливы слишком мелкие и не подходят для флота.

Мао Цзэдун в 1964 году выражал поддержку позиции Японии на встрече с японскими социалистами, но позднее в том же году отзывался о своих высказываниях как о «холостом выстреле».

На 2014 год США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония, при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией.

Япония отказалась заключить мирный договор с Россией и отложить спор о Курильских островах

Внезапно пришедшая в голову Путина идея не сработала.

Владимир Путин на заседании Восточного экономического форума предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ заключить мирный договор до конца года. Позже в кабинете министров азиатской страны заявили, что отвергают предложение российского президента.

«Вот какая идея пришла мне в голову: давайте заключим мирный договор, но не сейчас, а до конца года. Без всяких предварительных условий», — заявил Путин на форуме. Вместе с тем он предложил отложить территориальный спор: «А потом, на основе этого мирного договора, как друзья, продолжим решать все спорные вопросы».

После форума генеральный секретарь кабинета министров Японии Йосихидэ Суга подчеркнул, что правительство придерживается прежней позиции и не будет заключать договор c Россией до урегулирования территориального спора. Синдзо Абэ пока не комментировал предложение Путина.

Япония, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года, выдвигает претензии на Итуруп, Кунашир, Шикотан (три южных острова Курильской гряды) и Хабомаи (группу мелких островов Малой Курильской гряды). Кремль считает, что российский суверенитет над Южными Курилами, которые вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, не подлежит сомнению. Япония не отрицает, что Курильские острова стали частью СССР, но утверждает, что Шикотан и Хабомаи — это Южно-Курильские острова, не входившие в соглашение.

В 1956 году Советский Союз и Япония подписали декларацию о завершении войны. СССР согласился передать Шикотан и Хабомаи, но только после заключения мирного договора. Документа до сих пор нет.

История территориального спора России и Японии

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин выступил с предложением подписать мирный договор с Японией до конца года без предварительных условий. Вопрос о заключении этого документа обсуждается со времен окончания Второй мировой войны.

Основным препятствием для достижения соглашения является спор вокруг нескольких островов в южной части Курильского архипелага (Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды — все в составе Сахалинской области; в Японии их называют «северными территориями»).

Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила материал об истории территориального спора и попытках заключения мирного договора.

Читайте так же:  Учредит договор образец

Курильский архипелаг — это цепь островов между Камчаткой и островом Хоккайдо. Изначально они были населены племенами айнов. Первая информация о Курилах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 годов, в 1643 году острова обследовали голландцы во главе с Мартином де Фризом. Первая российская экспедиция (руководитель — В. В. Атласов) достигла северной части гряды в 1697 году. В 1786 году указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали Симодский трактат, по которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России. Сахалин был объявлен совместным владением — «неразделенной» территорией. Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

Наследие Второй мировой войны

На завершающем этапе войны в Европе на Ялтинской конференции лидеры государств антигитлеровской коалиции выработали совместный план войны с Японией. Тогда же было принято решение, что после поражения императорской армии к СССР отойдут все острова Курильской гряды («Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока», принято 11 февраля 1945 года).

5 апреля 1945 года СССР объявил о денонсации советского-японского Пакта о нейтралитете (1941 год; должен был действовать до апреля 1946 года). 9 августа 1945 года советская армия начала военную кампанию на Дальнем Востоке. Ее частью была Курильская десантная операция (18 августа — 1 сентября 1945 года), в результате которой все острова были освобождены.

После поражения в войне Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции (2 сентября 1945 года) и приняла условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года. Японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага (по решению союзников). Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР были включены в состав Советского Союза (2 февраля 1946 года). В течение трех лет большая часть японского населения была депортирована на Хоккайдо.

Сан-Францисский мирный договор

Япония, которая была оккупирована войсками США, получила возможность заключить мирный договор с победителями на международной конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 года. Токио подписал мирный договор с 48 странами — участницами антифашистской коалиции, тем самым отказавшись «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова». Однако в документе не оговаривалось, в пользу какого государства Япония отказывается от территорий. Кроме того, на конференцию не были приглашены представители некоторых стран, пострадавших от японской агрессии (прежде всего КНР), в результате чего приехавшая на конференцию советская делегация отказалась подписывать мирный договор, посчитав его неправомочными.

Совместная декларация 1956 года

После провала переговоров в Сан-Франциско СССР и Япония пытались выработать мирный договор в ходе двусторонних консультаций. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года.

Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.

Признание территориальной проблемы

В годы холодной войны Москва официально не признавала существования территориальной проблемы, а Токио придерживался «принципа нераздельности политики и экономики», который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.

Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.

Во время визита в Японию президента РФ Бориса Ельцина существование этой проблемы было подтверждено в Токийской декларации о российско-японских отношениях (13 октября 1993 года). В ней говорится, что стороны провели «переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, «исходя из исторических и юридических фактов» и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости.

В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран.

Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути (ноябрь 1998 года). Он предложил создать условия для «совместной хозяйственной и иной деятельности» на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон. При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году».

Попытки решения вопроса с начала 2000-х годов

Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Иосиро Мори подписали в Токио Совместное заявление по проблеме мирного договора (5 сентября 2000 года). В нем высказывалось намерение разрешить вопрос «о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи», опираясь на все достигнутые договоренности, в том числе Токийскую и Московскую декларации. Желание сторон ускорить переговорный процесс и заключить мирный договор вновь было отмечено в Иркутском заявлении, принятом 25 марта 2001 года после переговоров между Владимиром Путиным и Иосиро Мори. 10 января 2003 года в ходе визита в РФ премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми было подписано Совместное заявление, в котором стороны подтвердили «решимость посредством энергичных переговоров по возможности скорее заключить мирный договор «. 29 апреля 2013 года на переговорах в Москве между Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ было принято Совместное заявление, в котором стороны «согласились, что ситуация, при которой — спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны — между Россией и Японией не заключен мирный договор, является ненормальной».

В августе 2013 года и январе 2014 г.одав Москве и Токио состоялось два раунда консультаций по мирному договору на уровне заместителей министров иностранных дел РФ и Японии. Детали проходящих переговоров не разглашались. Однако 9 мая 2014 года правительство Японии приостановило консультации в связи с ситуацией на Украине.

В марте 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо «добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде «хикивакэ» («ничья», термин из дзюдо)». В мае 2016 года Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в «конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики» и согласовали «новый подход» к решению двусторонних проблем. В декабре 2016 года лидеры двух стран заявили о готовности совместно проводить хозяйственную деятельность на спорных островах. Для этого в феврале 2017 года правительство Японии сформировало с Россией особый межведомственный совет. Он рассматривает проекты кооперации в зоне южных Курильских островов, включая рыболовство, разведение морепродуктов, туризм, охрану окружающей среды и здравоохранение.

Россия всегда заявляла, что южные Курильские острова вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. При этом российская сторона признает Совместную декларацию 1956 года как документ, ратифицированный Верховным Советом СССР.

Япония претендует на все острова и увязывает решение о признании японского суверенитета над этими территориями с подписанием мирного договора. Токио опирается на подписанный двумя странами Симодский трактат (1855).

Publication Date:

Спор между Россией и Японией за южные Курилы представляет собой один из старейших территориальных споров в Восточной Азии. Предметом спора являются четыре самых южных острова Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.Недавно, после посещения одного из островов российским премьер-министром Дмитрием Медведевым, которое вызвало осуждение со стороны высокопоставленных японских чиновников, эта тема вновь замелькала в газетных заголовках.

Читайте так же:  Пранкер вольнов и коллекторы

Территории Курильских островов и острова Сахалин несколько раз переходили из рук в руки с тех пор, как в 1855 г. между Японией и Россией были установлены дипломатические отношения. В том же году, по условиям Симодского трактата, северные Курильские острова отошли России, а четыре южных острова – Японии. Сахалин же стал кондоминиумом и управлялся совместно до 1875 г., когда, по условиям Санкт-петербургского договора, весь остров перешел во владение России, тогда как Япония получила все острова Курильской гряды вплоть до Камчатки. После поражения России в войне с Японией 1905 г. русско-японская граница вновь сместилась. По условиям Портсмутского мирного договора, завершившего эту войну, южная часть Сахалина перешла к Японии.

Эти границы оставались нерушимыми до конца Второй мировой войны. В конце августа 1945 г. Советский Союз оккупировал все Курильские острова, а также южную часть Сахалина. Решение о передаче этих территорий СССР было принято в 1945 г. в рамках Ялтинских соглашений, когда Иосиф Сталин обязался начать войну с Японией через три месяца после окончания военных действий против Германии. В 1947 г. все население четырех южно-курильских островов было изгнано с этих территорий и расселено на севере Японии.

Спор из-за принадлежности Курильских островов: возможно ли мирное разрешение вопроса?

С того момента, как премьер-министр Японии Синдзо Абэ вступил в должность, Россия и Япония провели более 30 раундов переговоров по «Курильскому вопросу». Так как ни одна из сторон не желает идти на уступки, страны до сих пор не могут подписать мирный договор, который стал бы основой их отношений.

8 февраля 2018 года на первом Общенациональном съезде за возвращение «северных территорий» (так в Японии называют Южные курильские острова) Синдзо Абэ официально выступил с предупреждением о возможном начале боевых действий, а также объявил, что «северные территории» могут быть возвращены силой. Южные курильские острова, как с точки зрения экономических интересов, так и с точки зрения стратегического положения — это важный пункт, за который Россия и Япония не могут не бороться.

Если смотреть на проблему как на дипломатическую, то Россия всегда придерживается очень жесткой политики и не боится применять военную силу для защиты государственных интересов. Становится очевидно, что России и Японии будет трудно избежать вооруженного конфликта в борьбе за Южные Курилы. В то время как российско-американское противостояние в Сирии разгорается все сильнее, Япония ужесточает санкции против России, следуя, вероятно, примеру США и Европы. Пока Россия выдыхается, ведя боевые действия в Сирии, Япония может применить силу и решить вопрос с Курильскими островами в свою пользу, что приведет к началу вооруженного конфликта между двумя странами.

Четыре препятствия на пути мирного решения проблемы

Я считаю, что существует четыре препятствия на пути мирного решения проблемы принадлежности Южных курильских островов.

1. Спор относительно суверенитета

Россия считала, что Южные Курилы можно разделить на 2 части и даже планировала вернуть Японии острова Хабомаи и остров Шикотан, однако та отказалась, требуя от России вернуть все острова за один раз. В то же время Япония выступает за совместный суверенитет и совместное освоение Южных Курил, пока вопрос не будет решен. Тем не менее Россия отстаивает свою власть на островах и пресекает вмешательство Японии.

2. Национальная психология

В период новой истории Россия и Япония то и дело скрещивали оружие (во время Русско-японской войны и Второй мировой). Так как в обеих странах сильны националистические настроения, глав государств могут окрестить «предателями государственных интересов» при малейшей ошибке в решении территориальных споров. Бывший президент РФ Борис Ельцин изначально хотел отдать Японии острова в обмен на экономическую поддержку. Однако оказавшись под давлением правительства и общественного мнения, он отказался от этого плана.

3. Международная обстановка

С одной стороны, США видит в решении российско-японского спора сближение Японии с Россией и отдаление ее от Америки. Фактически спор из-за принадлежности Курильских островов уже стал важным инструментом в руках США, позволяющим управлять российско-японскими отношениями, так как Япония не станет портить союзнические отношения с США. С другой стороны, Япония отчетливо понимает, что ее собственных вооруженных сил недостаточно для борьбы с Россией. Однако при вмешательстве США послевоенное устройство будет перестроено, а последствия такого шага неопределённы. Сейчас Япония находится на перепутье.

4. Инструмент политического воздействия

И Россия, и Япония хотят использовать «курильский вопрос» в качестве инструмента политического воздействия. Визит премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на острова 22 августа 2015 года вызвал бурное негодование Японии, так как усилия японского правительства были обесценены. «Северные территории» также являются важным козырем в руках японских политиков во время предвыборной агитации. Подобные действия, являясь «политическим шоу», не несут пользы решению проблемы.

Новые идеи касательно мирного разрешения спора

Путин: Япония переоценила свои силы

Чего ждет Япония от Путина после выборов

Чужое не брали и свое не отдадим

Япония пригласит Путина обсуждать Курилы?

К способам разрешения любого конфликта относятся: конкуренция, решение проблемы и уклонение. Среди них смягчить конфликт может только решение проблемы. Оно позволяет обеим сторонам получить удовлетворительные результаты, избежать конфликтов в будущем, защитить и поддержать двусторонние отношения. Конкуренция подразумевает, что одна из сторон оказывает на другую давление через преимущество в силе или власти, в итоге результаты конфликта выгодны именно ей. Уклонение может за короткий промежуток времени предотвратить эскалацию конфликта и насилие, однако оно не позволяет найти способ решения конфликта, удовлетворяющий интересы или требования сторон. Я считаю, что существует три способа решения «курильского вопроса»:

С точки зрения развития государства и Россия, и Япония осознали огромные перспективы, которые таит в себе экономическое сотрудничество, основанное на всестороннем взаимодоверии. Экономики двух стран обладают высоким уровнем взаимодополняемости. У Японии есть огромные капиталы и технологии, у России же гигантское преимущество в запасах полезных ископаемых. Россия и Япония должны направлять усилия на расширение сотрудничества во всех сферах, изыскивать способы постепенного разрешения споров, например, увеличивать политическое взаимодоверие между двумя сторонами, используя экономическое сотрудничество в сфере энергетики, а также применять принцип компенсации и заимствовать опыт стран, разрешивших территориальный спор через «мягкую силу».

Если сравнивать нынешнюю мощь двух стран и смотреть на международную обстановку, у Японии, очевидно, будет огромное преимущество. Однако перехват инициативы в вопросе «северных территорий» Россией и решение его силовым методом крайне невыгодно Японии. Несмотря на то, что Япония — экономический гигант, в политическом плане она — карлик. Россия же, напротив — экономический карлик, все еще являющийся ядерной сверхдержавой. У обеих сторон есть свои слабые места, и в случае войны они обе, вероятно, окажутся в проигрыше, поэтому наилучшим вариантом для них будет сохранение статуса-кво.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву для решения вопроса принадлежности Южных курильских островов были созданы международные судебные органы. Россия и Япония могут вести переговоры под контролем международных судебных органов, уполномоченных разрешать территориальные споры, или же представить вариант решения проблемы Комиссии по границам континентального шельфа. Здесь требуются небольшие разъяснения — любое государство может поручиться за одну их сторон территориального конфликта и участвовать в разбирательстве, но ведение эффективного диалога и разработка решения проблемы, приемлемого для обеих сторон, возможно только при условии определенного политического взаимодоверия между сторонами конфликта.

Так как конфликты — это широко распространенное в современном мире явление, простое «хирургическое вмешательство» будет не самым эффективным способом выхода из кризиса.

Профессор Йохан Галтунг (Johan Galtung) отмечал, что мир — это исключение или уменьшение всех форм насилия. Фактически стабильность и порядок, на котором заостряется внимание при разрешении конфликта, часто строятся на основе силового контроля. Большее внимание уделяется отсутствию прямого насилия, что делает структурное насилие вполне терпимым. Негативный мир обычно может разрешить лишь сиюминутные и краткосрочные вопросы безопасности. Под «трансформацией» конфликта понимается ненасильственный переход в двусторонних отношениях от связи, направленной на разрушение, к связи, направленной на сотрудничество. Она может помочь избежать давления или доминирования одной стороны конфликта или переговоров над другой, а также будет полезна для удовлетворения потребностей противоположной стороны.

Курильские острова

Мир с точки зрения иренологии (наука о мире) — это не только отсутствие конфликтов, но и создание благоприятной социальной структуры и социальной обстановки. Подобная формулировка выходит за рамки традиционного понятия о «сосуществовании конфликта и мира».

Доктор Лю Чэн с исторического факультета Нанкинского университета сказал: «Мирное разрешение споров — это конечная цель трансформации конфликта, направленная на усиление внимания обеих сторон к двусторонним отношениям, а также на обмен ощущениями, восприятием и опытом, получение новых ощущений и опыта». Знаменитый американский профессор Джон Пол Ледерак (John Paul Lederach), известный теоретик и практик миростроительства, отмечал, что «трансформация» конфликта — это не только исключение прямого насилия, но и примирение в обществе, обуздание структурного насилия.

Читайте так же:  Налог 13 с обучения

Таким образом, я считаю, «трансформацию» конфликта более подходящим вариантом, чем его разрешение. «Курильский вопрос» вполне можно будет решить, если Россия и Япония увеличат степень политического взаимодоверия и взаимопонимания, а также начнут продвигать принцип взаимной выгоды.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В чем суть спора вокруг южных Курил?

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин встречались уже 15 раз, но до сих пор ни разу — в Японии. И вот — новая глава в отношениях: в четверг, 15 декабря, Путин проведет с Абэ переговоры в префектуре Ямагути на юге страны — малой родине японского премьера. А на следующий день пройдет двусторонний экономический саммит в Токио. Одной из главных тем повестки дня станет обсуждение судьбы четырех Курильских островов, остающихся предметом территориального спора соседей.

Немецкий сценарий: как Москва и Токио поделят Курилы

В ожидании прорыва

Речь идет о группе островов между российским полуостровом Камчатка и японским островом Хоккайдо, российский суверенитет над которыми оспаривает Япония. Проблема осложняется еще и тем, что формально заключить между Москвой и Токио мирный договор — спустя 71 год после окончания Второй мировой войны — станет возможно лишь после урегулирования этого спора. Из-за неопределенного статуса Курильских островов СССР в 1951 году отказался подписать Сан-Францисский мирный договор с Японией.

Синдзо Абэ и Владимир Путин в Сочи в мае 2016 года

Ожидания прорыва по территориальному вопросу резко возросли после того, как в ходе встречи с Путиным в Сочи в мае 2016 года Абэ объявил о «новом подходе» к решению спора. Вдаваться в подробности он, правда, не стал, но имеются предположения, что речь идет о формуле «два плюс альфа».

Конкретно это означает передачу Москвой Японии суверенитета над двумя островами Малой Курильской гряды — Шикотаном и Хабомаи — и продолжение переговоров о судьбе двух других, более крупных островов — Кунашира и Итурупа. После этого, мол, подписание мирного договора стало бы возможным.

Япония надеется разрубить «курильский узел»

Но что такое «альфа»? Это могло бы означать создание на островах общей экономической зоны или совместное управление Кунаширом и Итурупом. В качестве дополнительного стимула Япония готова предложить России щедрую экономическую помощь. Тем не менее многие наблюдатели не ожидают, что компромисс будет достигнут уже на нынешней встрече. «Для этого вопрос слишком сложен», — подчеркивает один из отставных японских дипломатов.

Почему найти решение так сложно?

До сих пор отдельные попытки найти компромисс блокировались националистами в обеих странах. Россия считает, что получила законные права на Южные Курилы по итогам проигранной Японией Второй мировой войны. Японские же националисты настаивают на полной передаче суверенитета над северными территориями Токио.

В то же время на островах проживают десятки тысяч россиян. С 2007 года в регионе осуществляется специальная программа социально-экономического развития, на которую выделяют крупные суммы. Кроме того, на Кунашире и Итурупе размещены военные объекты — к примеру, береговые ракетные комплексы. Без сомнения, Путину было бы тяжело отказаться от части российской территории. Абэ же в свою очередь должен опасаться гнева национал-радикалов, если Япония получит лишь два малых острова.

Аудио- и видеофайлы по теме

Мощное землетрясение в Японии: обошлось без жертв (22.11.2016)

В чем суть спора?

Четыре южных острова Курильской гряды были заняты советскими войсками в 1945 году. В Московской декларации, принятой в 1956 году, СССР согласился передать Японии два острова (Хабомаи и Шикотан), но лишь после подписания мирного договора. Однако после того, как Япония заключила договор о безопасности с США, СССР аннулировал свои обязательства.

Дети на острове Итуруп

По данным ряда СМИ, в 1992 году Россия тайно предложила вернуть Японии два из четырех островов и начать переговоры о судьбе двух остальных. Однако в Токио отвергли этот вариант из-за отсутствия гарантий возврата всех четырех островов.

В марте 2001 года Владимир Путин и тогдашний премьер-министр Японии Ёсиро Мори в ходе встречи в Иркутске подтвердили, что Московская декларация от 1956 года является законным основанием для начала мирных переговоров. Два японских дипломата и политик Мунэо Судзуки разработали вариант урегулирования спора по формуле «два плюс альфа». Однако в то время им не удалось переубедить представителей японского МИДа, выступавших за возвращение всех без исключения спорных территорий.

«Нормандская четверка»

Государственная дума Российской Федерации

Дмитрий Медведев

Базы ПРО в Восточной Европе

Беларусь и Россия

Грузия и Россия

Казахстан и Россия

Оппозиция в России

Саммит G8 (саммит «большой восьмерки»)

Японское кладбище на острове Кунашир

Тем не менее, Судзуки удалось стать главным советником премьер-министра Абэ по проблеме Курильских островов. «Если мы хотим найти решение вопроса, то должны думать о возможных итогах переговоров и выступать с реалистичными предложениями», — подчеркнул Судзуки в сентябре 2016 года. Его мнение разделяет и бывший дипломат Кадзухико Того — один из участников переговоров 2001 года. «Если Япония продолжит настаивать на полном отказе России от суверенитета над всеми четырьмя островами, переговоры окончатся ничем», — предупредил Того, выступая в Университете Киото Сангё в начале декабря.

Почему вопрос о статусе Курил снова стал актуальным?

Синдзо Абэ с момента вступления в должность премьера в 2012 году пытается установить более тесные отношения с Россией. Это позволило бы усилить позиции Японии в противовес растущему влиянию Китая в регионе. Однако для этого вопрос о статусе Курил должен быть снят с повестки дня. В свою очередь Владимир Путин в марте 2012 года заявил о необходимости улучшить экономические связи между обеими странами и о своей готовности к поиску компромисса. При этом он использовал слово «хикиваке» — термин в дзюдо, обозначающий ничью.

Переговоры, однако, были заморожены после аннексии РФ Крыма и присоединения Японии к западным санкциях против Москвы. В конце 2016 года Токио неожиданно возобновил диалог, хотя санкционные ограничения остаются в силе.

Возможно, в ходе переговоров с Абэ Путин надеется добиться смягчения жесткой позиции стран, выступающих против отмены санкций. Правда, после избрания Дональда Трампа президентом США мотивация Путина может ослабеть: ведь новый хозяин Белого дома явно не намерен следовать жесткому курсу Барака Обамы в отношении Кремля.

Впрочем, у Японии и России еще есть время, чтобы найти приемлемое для обеих сторон решение, ведь главные игроки остаются прежними. «Пока Абэ и Путин находятся у власти, существует возможность заключения мирного договора», — полагает бывший замминистра иностранных дел РФ Александр Панов, который в 2001 году в качестве посла России в Токио участвовал в разработке формулы «два плюс альфа».

Однако он не думает, что на декабрьском саммите будут приняты кардинальные решения. «Ни та, ни другая страна пока еще не готова к необходимым радикальным шагам», — подвел итог Панов.

Спор о принадлежности Курильских островов

Япония требует от России передать ей два острова Большой Курильской гряды — Итуруп и Кунашир площадью 8270 км 2 , острова Малой Курильской гряды общей площадью 278,96 км 2 : Шикотан, Полонского (Тарану), Зеленый (Си-боцу), Юрий (Юри), Танфильева (Суйсе), Анучина (Акию-ри), Сторожевой (Моисе), Сигнальный (Кайгара), Рифовый (Одоке), острова Демина (Харука-римосери).

В 1855 г. между Японией и Россией впервые установились дипломатические отношения, и была проведена линия границ, при этом стороны признали, что острова Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан являются японской территорией. Сахалин был признан территорией совместного проживания японцев и русских.

По договору 1875 г. весь Сахалин перешел к России, а все Курильские острова — к Японии. По Портсмутскому договору Японии перешла южная часть Сахалина.

В сентябре 1945 г., после подписания Японией Акта о безоговорочной капитуляции, все Курилы и Южный Сахалин перешли к СССР, с чем не согласна Япония, предлагающая вернуться к границам, определенным договором 1855 г.

По Сан-Францисскому договору 1951 г. Япония отказалась от прав и претензий на Курильские острова, часть Сахалина и примыкающие к нему острова. По этому же договору Япония отказалась от претензий на острова Формоза, Пескадорские, Парасельские, Спратли. По утверждению японской стороны, Южные Курилы всегда принадлежали Японии, так как являются частью не Курильской гряды, а Японских островов, поэтому не подпадают под действие Сан-Францисского договора.

Существующая на сегодняшний день проблема мирного договора между Японией и Россией (так и не заключенного после Второй Мировой войны) не разрешается из-за различных позиций стран по вопросу проведения границы и принадлежности Южно-Курильских островов.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены