Этапы развития опеки и попечительства

Вопрос: Назовите основные этапы установления опеки (попечительства) (Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Вопрос: Назовите основные этапы установления опеки (попечительства)

Текст материала размещен на официальном сайте министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Internet (http://sznkuban.ru/)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства

(Полищук-Молодоженя Т. Р.) («Нотариус», 2007, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Т. Р. ПОЛИЩУК-МОЛОДОЖЕНЯ

Полищук-Молодоженя Т. Р., доцент кафедры юриспруденции КФ ПетрГУ, кандидат юридических наук.

Президентом РФ в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики определена забота о повышении благосостояния населения нашей страны, стимулирование воспроизводства населения. Без здорового нового поколения все административные и экономические реформы в России теряют всякий смысл. В условиях совершенствования правового государства уже произошли коренные изменения системы российского права, изменениям подвергся и правовой институт опеки и попечительства, направленный на восполнение недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов. Но тем не менее институт опеки и попечительства не претерпел того объема нововведений, который необходим в современных условиях и позволил бы говорить о приобретении им качественно нового уровня. При формировании гражданского законодательства в 90-х годах прошлого века произошло перемещение основных положений об опеке и попечительстве из семейного в гражданское законодательство, появились новые нормы о доверительном управлении имуществом подопечных, опеке над имуществом. В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав. Институт опеки и попечительства является одним из тех, которым уделяется недостаточно внимания в отечественной юридической науке. Как справедливо отмечала Л. Ю. Михеева: «К сожалению, в юридической литературе современное состояние института опеки и попечительства не исследуется… В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось» . ——————————— Михеева Л. Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 — 59.

Поскольку институт опеки и попечительства является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов, вкратце осветим основные этапы его становления. Первое летописное упоминание об опеке на Руси относится к 879 г., а упоминание опеки и попечительства нашло свое отражение в Послании Рюрика, в котором он назначает своему сыну опекуна, причем опекуном является его родственник Игорь . Данные сведения дополняются ст. 99 «Русской Правды» . Таким образом, еще в те времена опекунами и попечителями назначались (становились) близкие родственники подопечных. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, опекуны и попечители должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению магистрата. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям — главной чертой стала сословность (Указ Екатерины II 1775 г. «Учреждения для управления губерний»), так как от сословия ребенка-сироты зависело то, какие учреждения назначали опеку и попечительство. В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет, попечительство — с 14 до 21 года. ——————————— Семейное право: Учебник для вузов / Под ред. С. Н. Бондова. М., 2002. С. 199. Российское законодательство X — XX вв. В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 71.

После революции 1917 г. форма устройства детей приняла общегосударственный характер в силу того, что в результате Гражданской войны множество детей оказались без попечения родителей, появилась категория беспризорников, зачастую пополнявших ряды криминальных структур. Предметом особого внимания Советского государства стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка в духе новой идеологии. В принятом в 1927 г. Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР указывалось, что опекун назначался независимо от его желания, но ему в отдельных случаях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. впервые в советское время установил, что назначение опекуна или попечителя могло состояться только с его согласия. Особое внимание в этот период времени стало уделяться детям, находящимся на воспитании или попечении государственных органов, т. е. приоритет отдается отнюдь не семейной форме воспитания. В 1994 — 1995 гг. приняты новые Гражданский и Семейный кодексы, в которых нашли отражение и изменения, связанные с опекой и попечительством. Таким образом, на каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества. В соответствии со ст. 32 и 33 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК РФ). То есть попечитель в отличие от опекуна — это некий контролер деятельности подопечного, а опекун полностью замещает своей деятельностью действия подопечного, связанные с созданием и осуществлением им своих прав и обязанностей. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ст. 34 ГК РФ). Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются законодательством о местном самоуправлении. Какое именно подразделение органов местного самоуправления правомочно устанавливать опеку и попечительство и осуществлять надзор за опекунами и попечителями, определяется законодательством субъекта РФ. Опекун или попечитель назначается соответствующим актом (постановлением, решением и т. п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Но опека (попечительство) может быть оформлена и по месту жительства опекуна (попечителя). Иногда назначение опекуна (попечителя) в установленный законом срок затруднительно (нет необходимых документов, затянулся процесс подбора кандидата в опекуны или попечители и т. п.). В этом случае, видимо, на основе специального постановления обязанности по опеке и попечительству выполняют органы опеки и попечительства по месту нахождения лица, подлежащего опеке (попечительству), в течение времени, необходимого для поиска и назначения опекуна (попечителя), подбора подходящего учреждения, где подопечный будет находиться. Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. К потенциальным опекунам (попечителям) законом предъявляются определенные формальные требования, которые определены в п. 2, 3 ст. 35 ГК РФ и ст. 146 СК. Во-первых, опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Во-вторых, потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными (т. е. не ограниченными в дееспособности и не признанными и судебном порядке недееспособными). В-третьих, не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). В-четвертых, не допускается назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности. Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять под опеку (попечительство) несовершеннолетнего. Несмотря на то что это Постановление содержит требования, предъявляемые к состоянию здоровья опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, на практике его вполне можно применять и при назначении опекуна лицу, признанному недееспособным . ——————————— Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (с изм. от 19 марта 2001 г.) «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 19. Ст. 2304. Губаева А. К. и др. Постатейный комментарий к ГК РФ. Ч. 1 / Отв. ред. Н. Д. Елисеев, А. П. Сергеев. М., 2004. С. 214.

Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими (прежде всего нравственными) качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству. Такая оценка является субъективной, поэтому в дальнейшем, к сожалению, могут выявиться негативные черты личности опекуна (попечителя). Как опекуны, так и попечители прежде всего обязаны заботиться о содержании подопечных (предоставлять им питание, одежду и т. п.) и обеспечить подопечного уходом и лечением. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных (п. 3 ст. 36 ГК РФ), это: подача заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий; подача исковых заявлений в суд о взыскании алиментов, об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и пр.; предъявление требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному; обращение в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг; защита жилищных прав подопечного путем подачи соответствующих исков; обращение с заявлениями к гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения. Достаточно большой объем правомочий опекунов и попечителей может вызвать злоупотребление ими своими правами, поэтому ГК РФ также упоминает о том, чего как опекуны, так и попечители делать не вправе. В соответствии с п. 3 ст. 37 ГК РФ опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Это означает, что опекун (попечитель) не вправе купить, например, квартиру по низкой цене у своего подопечного. Опекун в отличие от попечителя имеет право и (или) обязан совершать от имени подопечного любые сделки, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично или прямо указанны в законе (п. 4 ст. 182 ГК РФ). То есть опекун не вправе, например, составить от имени подопечного завещание. В отличие от опекуна попечитель имеет право и (или) обязан: давать согласие на совершение подопечным сделок, за исключением тех сделок, которые в соответствии с законом подопечный вправе совершать самостоятельно; предъявлять в суд иск о признании совершенной подопечным сделки недействительной и о применении последствий недействительности данной сделки (ст. 175, 176 ГК РФ); нести субсидиарную имущественную ответственность в соответствии со ст. 1073 ГК РФ (только при попечительстве над несовершеннолетними). Обязанность содержать подопечных не установлена законом ни для опекунов, ни для попечителей (гл. 13, 14, 15 СК РФ). Они не связаны с подопечным алиментными обязательствами. Это связано с тем, что данные лица добровольно берут на себя заботу о недееспособном или не полностью дееспособном лице и исполняют эти функции безвозмездно. Закон исходит из того, что все необходимые действия (как фактические, так и юридические) совершаются опекуном или попечителем за счет самого подопечного (его доходов, алиментов, пенсий, пособий и иных выплат). Однако с целью обеспечения исполнения опекунами своих функций предусмотрена, например, выплата ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей. При этом сумма денежных средств на содержание ребенка определяется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. В соответствии с п. 3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей. Гражданский и Семейный кодексы РФ не устанавливают обязанность опекунов и попечителей представлять органу опеки и попечительства отчет в своих действиях, и это можно назвать упущением законодателя. Для надлежащего надзора за деятельностью опекунов (попечителей) необходима четкая регламентация их взаимоотношений с органами опеки, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны тех и других. Орган опеки и попечительства вправе (но не обязан!) получать информацию о жизни подопечного любыми доступными ему способами, а также реагировать на ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей, не обладая при этом возможностью налагать на нарушителя административные взыскания. У него есть только право произвести отстранение опекуна или попечителя и предъявить в суд иск о возмещении за счет этого лица вреда, причиненного личности или имуществу подопечного. В соответствии со ст. 37 ГК РФ орган опеки и попечительства дает предварительное разрешение на совершение опекуном и дачу попечителем согласия на совершение подопечным сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Кроме того, такое же предварительное разрешение требуется и в тех случаях, когда опекун или попечитель намерен расходовать доходы подопечного не на необходимое содержание последнего, а в иных целях. Отметим, однако, что попечитель ограниченно дееспособного гражданина вообще не имеет права на расходование средств своего подопечного, так как тот совершает эти действия сам, а в необходимых случаях — с согласия попечителя. Ограничение дееспособности гражданина — это правовой институт, который присутствует в законодательстве многих государств и традиционно предусматривался отечественным законодательством (нормы о «расточителях» имений содержались в гражданском законодательстве дореволюционной России, в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г.). Действующее законодательство предполагает установление над этими лицами не опеки, а попечительства, изменив сущность данного института. Основанием ограничения дееспособности гражданина является юридический состав (ст. 30 ГК РФ): 1) факт злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами (медицинский критерий); 2) факт того, что он этим ставит свою семью в тяжелое материальное положение (юридический критерий). Таким образом, поскольку основной целью упомянутой нормы является сохранение имущества семьи от растрат, связанных с пагубными пристрастиями гражданина, одинокий гражданин не представляет для гражданского законодательства в этом смысле интереса. С другой стороны, поскольку лицо, злоупотребляющее спиртными напитками или наркотическими средствами, не признано недееспособным, то никто не вправе поместить его в специальное учреждение для принудительного лечения. Кроме названных в ст. 30 ГК РФ, других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако гражданин может ставить свою семью в тяжелое материальное положение и другими действиями, например злоупотреблением игрой, ставками, заключением пари, коллекционированием и пр. Создание законодателем четырех зон для организации азартных игр не решит эту проблему, по-прежнему остается масса соблазнов для реализации людских пороков (есть мнение, что пристрастие к игре, например, так же как и злоупотребление алкоголем, может быть болезнью). Законодателю следовало бы расширить основания для ограничения дееспособности граждан, включив в него и другие пагубные пристрастия гражданина, вернувшись к истинному смыслу нормы — защите семьи от действий растратчика. В нотариальной практике возникает еще один вопрос, связанный с объемом дееспособности таких лиц: закон прямо не запрещает ограниченно дееспособному гражданину составлять завещание. С одной стороны, ГК РФ позволяет ограниченно дееспособному гражданину совершать любые виды сделок (завещание как раз односторонняя сделка). Однако ст. 57 Основ законодательства РФ о нотариате указывает на то, что нотариус удостоверяет завещания дееспособных граждан, и это дает ему право отказать ограниченно дееспособному гражданину в удостоверении завещания. Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако, по данным Министерства образования РФ, примерно половина сирот помещены в детские учреждения. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Отрадно, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель с помощью института опеки и попечительства перемещает бремя основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики. Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. Забота человека о ближнем должна сегодня культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами. В то же время должны быть четко закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Читайте так же:  Приказ мвд рф 155 от 2009 года

§ 2. Историческое развитие института опеки и попечительства в России

Разновидностью родительской власти был институт опеки. ОПЕКАв России существовала с давних времен и относилась к компетенции государства, а не духовной власти. На Руси всегда существовало гуманное отношение к детям-сиротам, особенно брошенным.

До XVI в. институт опеки был развит слабо. Специальных законоположений на этот счет не издавалось. Чаще всего опекунами становились ближайшие родственники малолетнего без особого на то назначения. Их деятельность контролировалась приходскими священниками, в чьи обязанности входило знать семейную жизнь своих прихожан, особенно тех семей, где имелись сироты. Священник уделял этим семьям больше внимания, помогал вдовам в воспитании детей. При Иване IV опека над несовершеннолетними устанавливалась до достижения 15-летнего возраста. Затем мальчики должны были поступать на службу

В царствование Ивана IV забота о детях-сиротах входила в круг задач государственных органов управления – специальных приказов. В середине XVII в., при царе Алексее Михайловиче, получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимающиеся призрением бедных и сирот. После смерти мужа вдова с малолетними детьми стала получать часть поместья на «прожиток». При этом мать не являлась по закону опекуншей детей и могла управлять имением только до нового замужества. Если она выходила замуж, то опекунские обязанности возлагались на ее мужа или на родственников детей. Опекаемый по достижении совершеннолетия имел право обратиться с жалобой на действия опекуна, ущемляющего его интересы. Закон в основном регулировал конфликтные дела об опеке, но не регламентировал саму эту деятельность. Законодательство не предусматривало вознаграждение за опекунство.

В 1682 г. был подготовлен проект указа, в котором впервые ставился вопрос об открытии для детей-сирот специальных домов в целях обучения их грамоте, ремеслам и наукам. Именно этот проект зародил идею государственного призрения. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил на свои средства в Холмово-Успенском монастыре первую «сиропитательницу» для детей-сирот, а в самом Новгороде он основал еще 10 таких заведений, где воспитывалось до 3 тыс. детей-сирот. Петр I в 1715 г. своим Указом предписал устраивать в Москве и других городах «гошпитали» «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, и стыда ради отметывают в разные места»[41 — Брокгауз Ф.А., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь: в 86 т. – СПб., 1890–1907. -Т. 7. – Кн. 13.]. Эти «гошпитали» существовали обычно около церковных оград. Когда дети подрастали, то мальчиков отдавали в учение какому-нибудь мастерству, а девочек в услужение. Петр I изменил возраст совершеннолетия – с 15 до 20 лет. В его Указе о единонаследии 1714 г. были определены три способа назначения опекунов :

1) завещание родителей;

2) законное правило;

3) распоряжение правительства.

О правах и обязанностях опекунов говорилось не только в Указе о единонаследии, но и в Инструкции магистратам 1724 г. Наследник недвижимого имущества должен был иметь у себя в сохранении часть движимого имущества, принадлежащего его братьям и сестрам, пока они не достигнут совершеннолетия. Он должен был кормить их, снабжать чем надобно и учить грамоте. По достижении ими совершеннолетия он должен был каждому выдать сполна его наследственный жребий, не вычитая издержек, потраченных на него во время его малолетства.

Магистрат имел право назначать опекуна. Опекуну по описи передавалось все движимое и недвижимое имущество подопечного. По достижении питомцем совершеннолетия опекун должен дать отчет о своем управлении. После тщательной проверки отчета имущество передавалось подопечному под роспись. Кроме того, магистрат обязан был осуществлять контроль за деятельностью опекунов, определенных родителями, чтобы они содержали детей в добром призрении и воспитании, а оставшееся после родителей имущество питомцев хранили и приумножали. В 1722 г. Указом Петра I введена опека над душевнобольными (безумными и сумасшедшими – «дураками», как говорилось в Указе).

Указ о единонаследии был отменен Анной Иоанновной в 1731 г. Оставлен был лишь запрет верить каким-либо письмам и записям несовершеннолетних.

В 1742 г. Елизавета Петровна разрешила Сенату продавать имения малолетних для уплаты долгов.

При Екатерине II был сделан самый значительный шаг вперед по пути развития института опеки и попечительства за всю предшествующую историю государства. Закон от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» учреждал дворянскую опеку, сиротский суд и другие органы, обязанные следить за деятельностью опекунов. Опекунами могли стать родственники сироты или посторонние лица, зарекомендовавшие себя с положительной стороны. Закон запрещал определять опекунами расточителей собственных имений, лиц, находившихся в ссоре с родителями сироты, и лиц, совершивших неблаговидные поступки.

В обязанности опекунов входило вести учет прихода и расхода, стараться увеличить доходы с имения малолетнего, содержать в порядке строения, находящиеся на территории, принадлежащей опекаемому. По окончании своей деятельности опекуны давали полный отчет дворянской опеке. За труды опекунам разрешалось брать 5 % из ежегодных доходов подопечного. ДВОРЯНСКАЯ ОПЕКАподчинялась Верхнему земскому суду, который рассматривал конфликты между опекунами и дворянской опекой.

По образцу дворянской опеки был учрежден городской СИРОТСКИЙ СУД,который ведал опекунскими делами купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот. Обязанности сиротского суда были аналогичны обязанностям дворянской опеки. Таким образом, Закон 1775 г. предусматривал регулирование всей системы опеки : органов, в чью компетенцию входила организация опеки, порядка обжалования действий опекунов, а также вознаграждения за их работу. Государство придало институтам опеки правовое закрепление, которое имело цель защитить права несовершеннолетних.

Опекунство существенно отличалось от родительской власти рядом признаков. Во-первых, оно длилось до совершеннолетия подопечного. Во-вторых, неправомерные действия опекунов осуждал закон и несовершеннолетний мог просить о защите для себя.

К опекуну законодатель относился как к постороннему лицу, который временно помогает несовершеннолетнему управлять имением. Поведение опекуна могло стать предметом разбирательства в органах государственной власти. В семейные же отношения государство не вмешивалось. Более того, оно защищало интересы главы семьи. Родители, желавшие сохранить власть над детьми, всегда находили у государства поддержку.

Екатерина II существенно изменила положение незаконнорожденных подкидышей. Если раньше они становились крепостными своего воспитателя, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего они становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей. В каждой губернии, а их было 50, учреждались приказы общественного призрения , в обязанности которых входил контроль за сиротскими домами. С 1770 г. стали строиться воспитательные дома , целью которых было истребление злодейства, уменьшение нищенства и воспитание детей с выгодой и пользой для государства. Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание родственникам или посторонним людям вместе с наследством. Сироты, у которых не осталось после смерти родителей никакого имущества, существовали на мирские подаяния. Широкое распространение имел детский труд. Дети в возрасте от 9 до 12 лет трудились на полотняных мануфактурах. По действующему законодательству в XVIII–XIX вв. дети мастеровых принадлежали заводскому ведомству и использовались на работе с 12 лет. Однако на практике часто использовался труд детей, не достигших этого возраста. Фабрикантам и заводчикам это было выгодно, так как детский труд ценился гораздо дешевле, чем труд взрослых. И лишь в 1885 г. были введены ограничения на использование детского труда, которые состояли в следующем:

• дети, не достигшие возраста 12 лет, к работам не допускались;

• дети в возрасте 12–15 лет должны были работать не более 8 часов;

• дети до 15 лет не могли работать в ночное время и выходные дни;

• труд детей в возрасте до 15 лет не должен был использоваться на производстве с вредными для здоровья условиями;

• продолжительность рабочего дня для детей в возрасте до 18 лет устанавливалась не более 10 часов в сутки.

Ответственность за нарушение этих правил возлагалась на владельцев заводов и фабрик. Контроль за ними осуществляла особая правительственная инспекция с широкими полномочиями.

В 1817 г. была установлена опека в отношении детей священнослужителей, в 1818 г. – в отношении сирот личных дворян, в 1820 г. – в отношении лиц, осиротевших за границей. Законов о крестьянской опеке не было: в этой сфере действовал обычай.

В XVIII–XIX вв. происходило формирование системы общественного и частного призрения. В 1837 г. появился новый вид социальной опеки – детский приют. Первый детский приют «Убежище для детей» был открыт при Демидовском доме призрения трудящихся в Петербурге. Приют предназначался для дневного присмотра за детьми, матери которых работали на промышленных предприятиях. Вскоре стали открываться детские приюты и в других регионах страны. Это побудило правительство принять в 1839 г. Положение о детских приютах. Заметной вехой в законодательстве стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях, усыновленных и узаконенных». Отныне детей можно было не только узаконивать, но и усыновлять. Причем это правило распространялось на всех детей без исключения. Ограничения вводились лишь для усыновителей. Так, не разрешалось усыновлять тем, кто имел своих собственных или узаконенных детей, а также лицам моложе 30 лет.

В XX в. детские и попечительские организации входили в Ведомство учреждений императрицы Марии – государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи.

В 1913 г. ввиду большой смертности детей, особенно младенческого возраста, было создано Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества под покровительством императрицы Александры Федоровны.

Попечительство должно было устраивать приюты для матерей и детей и способствовать усвоению правильных навыков по уходу за младенцами. Во главе Попечительства стоял совет, назначаемый императрицей. Средства Попечительства образовывались из пособий, поступающих из казны, и пожертвований.

Романовский комитет, созданный в память 300-летия царствования Дома Романовых, покровительствовал делу призрения беспризорных сирот сельского населения. Это было оформлено Законом от 29 июня 1914 г., а 7 июля 1915 г. во время Первой мировой войны царем подписан Указ «Об учреждении земледельческих приютов для детей увечных и павших воинов».

Романовский комитет оказывал помощь сиротам в возрасте от 2 до 12 лет, содержащимся в сиротских домах, и детям в возрасте до 17 лет, проживающим в общежитиях при ремесленных отделениях и школах.

Этапы развития опеки и попечительства

Перспективы развития института опеки и попечительства на современном этапе

Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних должно предполагать реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и родителям и иным лицам. Эти мероприятия должны оказывать только соответствующие профессиональные службы. Они могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства (специализированное подразделение), который будет иметь соответствующие полномочия и иметь необходимое кадровое и методологическое обеспечение.

Следующей мерой можно назвать организацию взаимодействия органов опеки и попечительства с действующими учреждениями, которые осуществляют определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. К таким учреждениям относятся:

— учреждения социального образования (специализированные учреждения для детей, которые нуждаются в психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей и т.д.);

— учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологическо-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);

— учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и другие.

Вышеуказанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройства детей, которые остались без попечения родителей.

Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемом между органом опеки и попечительства и учреждением.

Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий и прав ребенка жить и воспитываться в семье. Это правило закреплено в международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (например, Конвенция о правах ребенка), а так же в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие направления: профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей.

Профилактическая работа с семьями и детьми должна предусматривать создание условий для своевременного выявления проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку его родной семьи. Все эти мероприятия должны быть приоритетными направлениями в деятельности органов опеки и попечительства [1].

Объектом профилактической и реабилитационной работы органов опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, которые остались без попечения родителей, но и дети, которые еще не лишены родительского попечения, но которые находятся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни, здоровью или препятствующую их воспитанию.

Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими семьями и детьми должна быть закреплена на законодательном уровне.

Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должны быть ориентирована на выполнение следующих задач:

— своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

— организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;

— организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома или иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление или удочерение ребенка;

— организация информационного, социального, психологического сопровождения семьи ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

Вышеуказанные мероприятия должны осуществляться в рамках плана по защите прав и интересов ребенка, который должен быть разработан и утвержден органами опеки и попечительства.

Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создания условия для воспитания в родной семье. Инициатива вопроса лишения родительных прав должна быть рассмотрена как самая крайняя мера воздействия на родителей, и должна применяться только тогда, когда другие меры не принесли результата. Так же органам опеки и попечительства следует проводить профилактическую и реабилитационную работу с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в правах, оказывать необходимую помощь с целью восстановления семьи.

При устройстве детей в семью необходимо развивать различные формы семейного устройства таких детей (интернаты), расширение возможности устройства детей в семьи граждан Республики Беларусь. Устройство детей в зарубежные семьи на некоторых примерах приносит плачевный результат, вплоть до лишения жизни устроенного ребенка [1].

В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, органы опеки и попечительства обязаны обеспечивать поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия должны осуществляться как территориальными органами, так и государственными органами опеки и попечительства.

Реализация данного направления требует планирования и информирование населения о возможностях устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанную информацию необходимо размещать в источниках, доступных широкому кругу лиц:

— на телевидении и радио (ролики социальной рекламы, специализированные программы, которые посвящены вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно;

— в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах, организациях культуры, досуга), зданиях местных администраций, в почтовых отделениях, отделениях Сбербанка и т.д., в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов или иных технических средств).

Проблема защиты прав детей, утративших родительское попечение, приобрела в Республике Беларусь особую остроту по причине постоянного их количественного роста. Безусловно, на законодательном уровне существующие нормативные правовые акты решают проблему опеки детей, оставшихся без родителей до 18 лет. Актуальные вопросы на практике возникают именно тогда, когда детям, находящимся под опекой, исполняется 18 лет.

На практике достаточно часто встречаются случаи, когда молодые люди по достижению ими 18-летнего возраста выходят из под опеки. Опекуны не желают общаться с ними по причине отсутствия государственной помощи, выплачиваемой ежемесячно на опекаемого ребёнка. Вследствие чего исчезает всякая заинтересованность со стороны попечителей, а молодые люди в случае продолжения ими обучения всё ещё нуждаются в поддержке и опеке со стороны взрослых. Такие ситуации не оговорены в национальном законодательстве.

Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. И, несомненно, те проблемы, которые затронуты в работе не являются единственными и проблема защиты прав несовершеннолетних потребует дополнительного внимания законодателя и ученых.

История развития института опеки и попечительства

Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми, особенности их прекращения. Права и обязанности опекуна (попечителя) и детей, находящихся под опекой (попечительством). Социальная работа с детьми-сиротами, выпускниками интернатов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1.Общая характеристика опеки и попечительства

1.1 История развития института опеки и попечительства

1.2 Понятие и цели опеки и попечительства

1.3 Опекуны и попечителя как субъекты института опеки и попечительства

Глава 2.Особенности установления опеки и попечительства

Читайте так же:  Московская городская коллегия адвокатов согласие

2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства

2.2 Прекращение опеки и попечительства

Список использованных источников и литературы

Одним из самых приоритетных направлений политики государства, устанавливающей на данный период времени реформы в административной и экономической сфере, считается забота о формировании здорового поколения и общества, которое гармонично развивается.

Совершенствование государственности в объективной форме подразумевает необходимость существенных преобразований в механизме российского права, в т. ч. в части модернизации такого правового института, как опека и попечительство, значимость которого устанавливается потребностью восполнения недостающей либо отсутствующей дееспособности у определенных категорий граждан, защиту их прав и интересов.

В настоящее время, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране актуальной является проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними.

На фоне общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Сложившаяся практика социальной работы с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Губительный для судьбы ребенка разрыв семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, а наоборот порождает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии, ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка — воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Опека (попечительство) представляет собою одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с установлением опеки и попечительства.

Предмет исследования — процедура установления опеки и попечительства по российскому гражданскому законодательству.

Цель данной работы — комплексное исследование института опеки и попечительства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)изучить историю развития института опеки и попечительства;

2)рассмотреть понятие и цели опеки и попечительства;

3)исследовать опекунов и попечителей как субъектов института опеки и попечительства;

4)изучить основания и порядок установления опеки и попечительства;

5)провести исследование порядка прекращения опеки и попечительства.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы — анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

Глава 1.Общая характеристика опеки и попечительства

1.1 История развития института опеки и попечительства

попечительство сирота опекун

Необходимость установления опеки в качестве способа замены родительской власти известна во все времена, даже в период господства большой патриархальной семьи и у любого народа.

На Руси первое упоминание в летописи об опеке следует отнести к 879 году. Оно звучит следующим образом: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми». Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника.

Таким образом, после смерти родителей опекунами признавались ближайшие родственники, занимавшие место умерших Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула, 2001. — С. 602-603 .

Довольно скудные сведения об опеке далекого прошлого имеются в статье 99 такого исторического памятника права, как «Русская Правда», где сказано, что «Если после смерти отца в семье остаются малые дети, а мать выходит повторно замуж, то опекуном признается один из близких родственников либо может быть отчим Мейер Д.И. Русское гражданское право. — М., 1997. — Ч. 2. — С.628. .

Постепенно круг вопросов, который образуется при опеке над лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста, начал обозначаться все более четко. Формируется опека при жизни родителя по его завещанию, в том числе по определению церкви, которая обладает властной компетенцией, так как на нее уже возложено ведение наследственных, семейных и опекунских дел. Однако родственники подопечного продолжают смотреть за опекуном. Его обязанность нравственного характера по возврату имущества опекаемого, когда он будет признан полностью независимым и самостоятельным, превращается в сугубо юридическую.

Реформу Петра Великого также коснулись и опеки. В период его правления обязанность смотреть, чтобы сироты не остались без опекунов, была возложена на магистратов, которым вменялось в обязанность определять опекунов и наблюдать за ними, то есть опека была признан учреждением государства, которое контролирует опекунскую деятельность. При Петре Великом опекун мог быть определен или по завещанию, или согласно закону, или по непосредственному распоряжению органов правительства. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. — Томск, 2011. — С. 124.

Во время правления Екатерины II отношения в сфере опеки были подвержены существенным преобразованиям, юридическим основанием которых стал Указ 1775 года «Учреждения для управления губерний». Теперь основной отличительной особенностью опеки стала ее сословность. С учетом принадлежности к определенному сословию ребенка-сироты опека находилась в ведении различных учреждений. Особо тщательно была подвержена регламентации так называемая опека дворян. При каждом верхнем суде в земствах существовала опека дворян для соответствующих представителей дворянства (малолетних и вдов), о которых опеку должен был осуществлять каждый предводитель дворянства.

Достаточно подробно статья 209 Указа 1774 года определяла требования, которые предъявлялись в отношении будущего опекуна — человеку порядочного и честного поведения из категории родственников, посторонних либо свойственников. Его честь, добродетель, не зазорное поведение должны подавать пример для воспитания малолетнего в «пристойном и здравом содержании». В качестве опекунов не могли выступать: расточители имущества собственного имения, если «ничего от оного не осталось»; находящиеся либо которые ранее находились в явных и главных пороках либо под судебным наказанием; совершающие строгие и суровые поступки, которые известны представителям дворянского сословия; находящиеся в ссоре с родителями опекаемого Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. — М., 2012. — С.292. .

В дальнейшие годы опекой начали ведать разнообразные учреждения, в т. ч. «департамент городского правления гражданских дел». Однако, по своей сущности опека оставалась прежней и до начала 20 века и была подчинена сословному принципу, который сохранил собственную силу безотносительно к характеру формирования опеки — по назначению либо по завещанию. Несмотря на то, что родитель-завещатель был свободен в выборе своего опекуна по закону, конкретные родителями в их завещании опекуны могли быть определены в данном звании.

В конце 19 и начале 20 века в России деятельности опекуна, а также комплексу его прав и обязанностей было уделено большое внимание. Однако, по-прежнему их основу формировали положения, которые были аналогичны тем, что были определены в период правления Екатерины II.

Однако положение дел с опекой, в особенности над детьми-сиротами из представителей крестьянского сословия, не соответствовало реальным потребностям. В сельской местности, если ребенок был признан сиротой, сельский сход определял, не окажется ли в том же сельском обществе надежный человек, который захотел бы усыновить сироту либо в добровольном порядке принять его на воспитание. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. Комментарий к ст. 121. — М., 2012. — С.392.

Зачастую таких не находилось, поэтому дети, которые были оставлены без надзора, побирались и бродяжничали до тех пор, пока не был найден добрый человек — «презритель», принимавший сироту на попечение. Подобное случалось не только с детьми крестьян. Случаи уклонения от опеки обладали частным характером, отчего значительное количество несовершеннолетних росло без каких бы то ни было опекунов или под безответственной властью лиц, которые взяли ребенка на собственное попечение. Одной из причин несовершенства института опеки того периода времени являлось отсутствие четкости в правоотношениях между опекуном и опекунским учреждением, в том числе определением юридических границ в деятельности опекуна.

Процесс формирования института опеки и попечительства в Российском государстве по факту был завершен в 19 веке. Порядок и основания устройства детей, которые остались без родительского попечения, оставались неизменными вплоть до 1917 года. Последняя попытка проведения преобразования опекунского права была предпринята в 1915 году Межведомственным совещанием, где председателем признавался министр юстиции И. Е. Ильяшенко, завершившаяся созданием нового проекта устава опеки. По проекту высшими опекунскими начальниками признавались участковые мировые судьи, а высшими опекунскими установлениями признавались съезды мировых судей.

Новацией проекта было признано осуществление опеки над малолетними до достижения ими совершеннолетнего возраста, а также отобрания детей от порочных родителей для того, чтобы поместить их на воспитание в порядочную семью, приют либо другое соответствующее учреждение. Проект так и не был принят, а соответственно, и не оказался воздействия на формирование института опеки и попечительства над лицами, не достигшими совершеннолетия, в России.

После Октября 1917 года опека вместо сословного получила общегосударственный характер. Правовой основой данного института стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, Семейном, Опекунском и Брачном праве 1918 года, который имел соответствующий раздел «Опекунское право».Рабец A.M. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2013 — 153 с. Таким образом, можно прийти к выводу, что институт опеки и попечительства, оставаясь по собственности сущности одинаковой во все периоды времени, на каждой стадии развития истории России обладала характерными чертами, которые были продиктованы общественными потребностями.

1.2 Понятие и цели опеки и попечительства

Опека и попечительство — это, в первую очередь, институт права, то есть комплекс положений, которые регулируют соответствующие правоотношения, во-вторых, деятельность определенных органов, опекунов и попечителей, связанная с защитой прав и законных интересов подопечных (то есть лиц, над которыми определена опека либо попечительство).

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует общие положения: цели опеки и попечительства, комплекс прав и обязанностей опекунов и попечителей, органы опеки и попечительства, определение опекунов и попечителей, в том числе освобождение либо отстранение их от собственных обязанностей, выполнение опекунами и попечителями собственных обязанностей, доверительное управление имуществом подопечных, а также прекращение опеки и попечительства.

Статья 31 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994. устанавливает базовые цели института опеки и попечительства — это защита прав и интересов граждан, которые по состоянию здоровья либо возрасту не могут самостоятельно принимать участие в гражданских правоотношениях и нуждаются в специализированных мерах юридической помощи и содействия, в том числе специальные цели относительно несовершеннолетних (граждан, которые не достигли 18 летнего возраста), оставшихся без родительского попечения.

К таким лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, действующее законодательство относит детей-сирот, у которых умерли каждый родитель либо единственный родитель; детей, оставшихся без попечения единственного либо обоих родителей по причине отсутствия родителей либо лишение или ограничением их в родительских правах; официальное признание родителей отсутствующими без вести, недееспособными или ограниченно дееспособными; пребыванием в учреждениях, которые исполняют уголовное наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей либо от защиты их законных прав и интересов; отказом взять собственных детей из лечебных, воспитательных учреждений, учреждений соцзащиты населения и иных подобных учреждений и в других случаях признания ребенка оставшимся без родительского попечения в определенном законодательством порядке. На опеку подлежат передаче как здоровые, так и больные дети. Однако, если ребенок болен, опекун должен знать о состоянии здоровья ребенка и о предстоящих трудностях его воспитания, которые вызваны существующим недугом. Притом в заявлении будущего супруга определяется, что его предупредили о болезни ребенка и ее последствиях. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» (постатейный). «Юстицинформ», 2012

Опека и попечительство представляет из себя одну из форм семейного воспитания детей, которые остались без попечения родителей. Опека и попечительство определяются:

1)для воспитания детей, которые лишились попечения родителей;

2)для защиты имущественных и личных неимущественных прав данных детей.

Данные цели обладают взаимосвязанным характером, т.к. условия благоприятного характера для воспитания в семье говорят о бережном отношении к праву каждом лица, не достигшего совершеннолетия, на надлежащее воспитание в семье. А там, где данное право соблюдается, как правило, не нарушаются интересы детей имущественного характера. отсутствие попечения со стороны родителей необходимо понимать широко. Основной его критерий: ребенок остался без поддержки и помощи родителей, его интересы страдают. В то время, когда лицо, не достигшее совершеннолетия, имеет обоих родителей, возможно сочетание нескольких причин попечения со стороны родителей, тяжелая болезнь матери и отеческий алкоголизм, продолжительная командировка отца и пребывание матери в исправительной колонии, т.е. отбывании наказания, проживание матери в новой семье, в другом городе, а также заболевание психического характера у отца.

Достаточно часто лицо, которое не достигло совершеннолетнего возраста, необходимо признать лишившимся попечения со стороны родителей по той причине, что один из родителей, в действительности отсутствует, а второй уклоняется от исполнения собственного долга в отношении детей. Однако, как бы то ни было, следует принимать во внимание тот факт, что в нашем государстве действует принцип: ни одно лицо, не достигшее совершеннолетия, не должно оставаться без лиц, которые несут ответственность за его воспитание, осуществляют защиты имущественных и личных неимущественных интересов ребенка. А подобным лицом признается, если не родитель либо усыновитель, то опекун (попечитель). Михайлова И.А. Статья: Назначение опекунов и попечителей по новому Федеральному закону//»Гражданское право», 2013, N 2.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что сущность опеки заключается в том, что вместо ребенка, который не достиг четырнадцатилетнего возраста, или вместо лица, которое признано по решению суда недееспособным из-за расстройства психики, весь комплекс прав и обязанностей должен осуществлять опекун.

Попечительство заключается в том, что специальное лицо — попечитель, оказывает помощь частично дееспособному или ограниченно дееспособному осуществлять принадлежащие ему права и выполнять обязанности путем дачи советов, а также предоставляет собственное согласие на совершение данными лицами сделок и иных правовых действий.

1.3 Опекуны и попечителя как субъекты института опеки и попечительства

Правовое положение опекунов и попечителей, а также процедура их назначения устанавливаются ФЗ «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) Об опеке и попечительстве (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета, N 94, 30.04.2008 , Гражданским Кодексом РФ, Семейным Кодексом РФ Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Российская газета, N 17, 27.01.1996. и другими актами нормативно-правового характера РФ и субъектов РФ.

Согласно статье 32 и 33 Гражданского кодекса РФ опекуны признаются представителями подопечных на основании закона и совершают от их имени и в их непосредственных интересах все сделки, а попечители предоставляют свое согласие на совершение тех сделок, которые граждане, которые находятся под попечительством, не имеют права совершать на независимой и самостоятельной основе. К тому же, попечитель в отличие опекуна — это определенный контролер деятельности подопечного, в то время как опекун полностью замещает собственной деятельностью действия опекаемого, которые связаны с образованием и практическим осуществлением им собственных прав и обязанностей. Попечитель не признается представителем опекаемого.

Опекуны и попечители выступают в качестве законных представителей собственных подопечных, они выступают в защиту комплекс их прав и законных интересов в правоотношениях с любыми лицами, в т. ч. в судах, без специализированного полномочия. Они осуществляют свою деятельность под непосредственным контролем органов опеки и попечительства, которыми в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса РФ признаются органы местного самоуправления.

Эти органы осуществляют избрание опекуна либо попечителя для подопечного по конкретным требованиям, закрепляемым в статье 35 Гражданского кодекса РФ:

1)в качестве опекуна или попечителя может выступать лишь полностью дееспособное и совершеннолетнее лицо;

2)не может признаваться опекуном или попечителем лица, которые раньше дискредитировали себя в качестве воспитателя: лица, которые лишены прав родителей либо ограничены в данных правах; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; лица, которые были отстранены от исполнения обязанностей опекуна или попечителя, а также лица, которые вследствие состояния здоровья не могут осуществлять собственные обязанности.

Опека или попечительство определяются или по месту проживания лица, который подлежит опеке и попечительству, или по месту проживания опекуна или попечителя, и подлежит осуществлению на основе безвозмездности. Фетисова О.В. Виды и формы опеки (попечительства) //Право и политика, 2012, N 6.

Опека или попечительство определяются на основании изъявления воли опекуна или попечителя, его личного заявления, т.к. успешная «охрана прав, законных интересов подопечного в большинстве случаев зависит от желания опекуна (попечителя) осуществлять заботу о нем, готовности сделать все требуемое для того, чтобы облегчить его судьбу». Опекуны и попечитель не может быть назначен кроме его воли.

Однако это вовсе не значит, что произойдет автоматическое назначение данного гражданина, так как в случае несоответствие его личных особенностей требованиям действующего законодательства, орган опеки и попечительства вполне обоснованно откажет в установлении подобной опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) выражает собственное желание выполнять обязанности в заявлении, которое адресуется органам опеки и попечительства, с соответствующей просьбой о назначении его опекуном или попечителем. В течение одного месяца после судебного решения о признании лица недееспособным либо об ограничении его дееспособности орган опеки и попечительства должен определить опекуна (попечителя) и если лицо, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем) соответствует по характеристике требованиям, то он подлежит назначению в соответствующем статусе. Назначение опекуна или попечителя подлежит обжалованию в судебном порядке со стороны заинтересованных лиц.

В том случае, если в течение одного месяца опекун или попечитель так и не были назначены, то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) на временной основе подлежит возложению на орган опеки и попечительства, или на соответствующее учреждение структуры органов образования, социальной защиты, здравоохранения на полное попечение государства навсегда либо на определенный срок.

Читайте так же:  Единовременное и ежемесячное пособие на ребенка

В непосредственные обязанности опекуна или попечителя входят:

1)забота о содержании своего подопечного, обеспечение его потребностей;

2)защита прав и законных интересов подопечных;

3)при установлении опеки над лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста, обязанности опекуна полностью совпадают с обязанностями родителей. Кирилловых А.А. «Опека и попечительство под охраной закона//»Законодательство и экономика», 2011, N 9.

Однако довольно большой объем правомочий опекунов и попечителей может вызвать злоупотребление ими собственными правами, по этой причине в пункте 3 статьи 37 Гражданского кодекса РФ установлены ограничения прав опекунов (попечителей). Так, они не имеют права:

1)совершать сделки с собственными подопечными, за исключением случаев передачи подопечному в качестве дара либо в пользование на безвозмездной основе;

2)представлять подопечного во время заключения сделок либо ведении дел в судах между подопечным и супругом опекуна(попечителя), а также их близких родственников.

Контроль (надзор) над опекунами (попечителями) предполагает отчетность опекуна (попечителя). Они каждый год представляют в орган опеки и попечительства отчет в письменной виде за предыдущий год о применении, хранении имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением соответствующей документации (копий чеков по покупкам товаров, страховых сумм, квитанций по уплате налогов и иных платежных документов).

Также следует отметить, что опекуны (попечители) несут ответственность по сделкам, которые совершены от имени подопечных, в порядке, определенном действующим гражданским законодательством: отвечают за вред, нанесенный по их вине личности либо имуществу подопечного (возмещают убытки подопечному), несут административную и уголовную ответственность за собственные действия либо бездействие в порядке, регламентированном законодательством РФ и субъекта РФ. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения Российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. 2011. N 6.

Согласно статье 39 Гражданского кодекса РФ отстранение и освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими собственных обязанностей возможно в следующих случаях:

1)возвращение лица, не достигшего совершеннолетия, его родителями либо его усыновление, т.к. утрата попечения родителей не всегда обладает постоянным характером;

2)наступление срока прекращения временной опеки, постановление об освобождении опекуна или попечителя вместе с тем не является обязательным;

3)если имеются уважительные причины: болезнь, отсутствие взаимопонимания со своим подопечным, подопечный может помещаться в одно из учреждений государства (лечебное, воспитательное, соцзащиты и т.д.). Если такое устройство обладает временным характером, то опекун либо попечитель не освобождаются от собственных обязанностей;

4)по просьбе самого опекуна (попечителя), но только при наличии уважительной причины, к примеру нежелание второго супруга терпеть возникающие в семье трудности, потеря работы опекуном (попечителем) и другие серьезные экономические трудности у самого опекуна (попечителя) и членов его семьи, неумение справиться с проблемами подопечного, наличие более подходящего претендента на роль опекуна (попечителя).

Беспричинно отказаться от выполнения своих обязанностей опекун (попечитель) не может.

Необходимо отличать понятие «освобождения» и «отстранения» опекуна (попечителя) от собственных обязанностей. В первом случае полностью подлежат прекращению правоотношения, которые связывают опекуна и попечителя, а также его подопечного на основе его желания. Отстранение же не зависит от изъявления воли опекуна или попечителя, его планов и намерений.

При прекращении опеки либо попечительства, лицо, которое исполняет обязанности опекуна либо попечителя, не позже трех дней, должно представить в органы опеки и попечительства специальный отчет о собственных действиях. Договор об осуществлении опеки и попечительства подлежит прекращению. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник — М.: Юристъ, 2010. — 366 с.

Глава 2.Особенности установления опеки и попечительства

2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Нечаева А.М. Статья: О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве»//»Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 7.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» (постатейный)//под ред. Ю.А. Дмитриева. «Деловой двор», 2011.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения Российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. -2011.- N 6.

2.2 Прекращение опеки и попечительства

Основаниями для прекращения опеки являются: решение суда, вступившее в законную силу о признании подопечного дееспособным; достижение несовершеннолетним возраста 14 лет, при котором объем его дееспособности увеличивается (о гражданской дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет).

Для прекращения опеки в отношении совершеннолетних лиц, признанных дееспособными, необходимо специальное решение органа опеки и попечительства (принятия акта главой местной администрации).

Основаниями для прекращения попечительства являются:

— решение суда об отмене ограничений дееспособности подопечного;

— достижение несовершеннолетним подопечным полной гражданской дееспособности по законным основаниям: при достижении 18 лет или при вступлении несовершеннолетнего в брак, а также в случае его эмансипации. Условия и порядок, при которых возможно вступление в брак до достижения брачного возраста (18 лет), определены в Семейном кодексе. Об эмансипации несовершеннолетних говорится в ст. 27 ГК РФ.

При судебной отмене ограничений дееспособности попечительство прекращается соответствующим решением органа опеки и попечительства, а в случаях приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности — без такого решения. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2010.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна (попечителя) или подопечного (без вынесения решения органом опеки и попечительства). При этом подопечному может быть назначен другой опекун (попечитель) или органы опеки и попечительства могут избрать другую форму устройства недееспособного (душевнобольного), а также несовершеннолетнего подопечного (поместить его в детское государственное учреждение, передать на воспитание в приемную семью, на усыновление).

Прекращение опеки и попечительства в соответствии со ст. 39 ГК возможно также в форме освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей или отстранения его по решению органа опеки и попечительства.

Основанием для освобождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних являются: восстановление у родителей возможности самостоятельно их воспитывать, защищать их права и интересы (восстановление в родительских правах, отмена их ограничения, выздоровление родителей, освобождение из мест лишения свободы и т.д.); усыновление (удочерение) несовершеннолетнего; помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое учреждение на полное государственное попечение.

Основанием для освобождения опекуна недееспособного совершеннолетнего лица может послужить его перевод в лечебное учреждение или в учреждение социальной защиты. Опекун (попечитель) может быть освобожден и по его личной просьбе, мотивированной уважительной причиной.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, является по существу санкцией за виновное поведение и влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Опекуны (попечители) отстраняются от своих обязанностей, если они: уклонялись от выполнения обязанностей; злоупотребляли своими правами; использовали свои полномочия по опеке (попечительству) в корыстных целях; оставляли подопечных без надзора и необходимой помощи. Полищук Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. — 2012. — № 1.

В заключении отметим, что необходимость опеки и попечительства обусловлена тем, что право, как система норм общеобязательного поведения, непосредственно обращается лишь к людям, наделенным сознанием и волей. Когда такая возможность исключается недееспособностью лица, право ставит между ним дееспособного субъекта. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, т.е. выступают в защиту прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель же, напротив, не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за слабой укомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи и других проблем материального характера.

Несмотря на то, что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы не только несправедливо, но и незаконно. Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств из федерального бюджета.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты:

1)Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Российская газета, N 17, 27.01.1996.

2)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

3)Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) Об опеке и попечительстве (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета, N 94, 30.04.2008

Научная и учебная литература:

1)Антокольская М.В. Семейное право. Учебник — М.: Юристъ, 2010. — 366 с.

2)Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» (постатейный). «Юстицинформ», 2012

3)Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения Российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. 2011. N 6.

4)Кирилловых А.А. «Опека и попечительство под охраной закона//»Законодательство и экономика», 2011, N 9.

5)Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» (постатейный)//под ред. Ю.А. Дмитриева. «Деловой двор», 2011.

6)Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2010.

7)Мейер Д.И. Русское гражданское право. — М., 1997. — Ч. 2. — С.628.

8)Михайлова И.А. Статья: Назначение опекунов и попечителей по новому Федеральному закону//»Гражданское право», 2013, N 2.

9)Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. — Томск, 2011. — С. 124.

10)Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. — М., 2012. — С.292.

11)Нечаева А.М. Статья: О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве»//»Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 7.

12)Полищук Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. — 2012. — № 1.

13)Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. Комментарий к ст. 121. — М., 2012. — С.392.

14)Рабец А. М. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2013.- 153 с.

15)Фетисова О.В. Виды и формы опеки (попечительства) //Право и политика, 2012, N 6.

16)Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула, 2001. — С. 602-603

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и сущность, основания и порядок установления, особенности применения правовых норм опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Права и обязанности опекунов (попечителей) и лиц находящихся под опекой (попечительством).

курсовая работа [48,4 K], добавлен 23.11.2010

Институт опеки и попечительства над детьми. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Понятие и порядок образования приемной семьи. Права и обязанности приемных родителей.

реферат [42,3 K], добавлен 28.09.2008

Понятие и цели опеки и попечительства. Правоспособность и дееспособность граждан. Институт опеки и попечительства. Осуществление опеки и попечительства. Опекуны и попечители, их права и обязанности. Права лиц, находящихся под опекой и попечительством.

курсовая работа [59,7 K], добавлен 27.08.2012

Анализ порядка установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Опекуны и попечители как субъекты института опеки, попечительства, их права, обязанности. Изменение и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 02.05.2016

Основы правового регулирования установления опеки и попечительства в РФ. Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство. Опекуны (попечители) детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права и обязанности опекуна ребенка.

дипломная работа [96,2 K], добавлен 25.12.2010

Развитие и становление института опеки и попечительства. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Права детей, находящихся под опекой. Права и обязанности опекуна.

дипломная работа [108,2 K], добавлен 13.09.2011

Понятие, признаки, цели и виды опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, порядок и условия их установления и прекращения. Правовое положение детей, находящихся под опекой и попечительством. Права и обязанности опекунов и попечителей.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 15.10.2014

Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Источники их правового регулирования. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми. Основания и порядок установления опеки над детьми.

дипломная работа [75,8 K], добавлен 12.10.2009

Задачи органов опеки и попечительства. Права и обязанности опекуна и попечителя, основания освобождения от обязанностей. Основания установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Правовое регулирование патронажа в Республике Беларусь.

курсовая работа [29,4 K], добавлен 05.09.2013

История развития и характеристика опеки (попечительства) как одной из форм воспитания детей. Порядок ее установления над несовершеннолетними. Права, обязанности и ответственность опекуна (попечителя) ребенка. Правовой статус подопечного. Защита его прав.

дипломная работа [86,9 K], добавлен 09.04.2015

Sociologs.ru 2019 Все права защищены