Экспертиза обоснование

Оглавление:

Экспертиза обоснования безопасности

Необходимой и обязательной услугой для предоставления Ростехнадзором государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии является экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии.

Экспертиза безопасности выполняется организациями, имеющими лицензию на право «экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии».

Экспертиза безопасности

Законодательная основа экспертизы безопасности

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»от 25.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 05.06.2016), в рамках процедуры лицензирования деятельности в области использования атомной энергии:

— при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее – экспертиза безопасности);

— экспертиза безопасности организуется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор), являющейся уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии,и проводится в порядке, установленном Ростехнадзором;

— предметом экспертизы безопасности является анализ соответствия представленных соискателем лицензии обоснований безопасности объекта использования атомной энергии и (или) обоснований безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, и (или) обоснований фактического состояния объекта использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.

Нормативная правовая основа экспертизы безопасности

Порядок организации и проведения экспертизы безопасности определены нормативными правовыми актами:

Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 280)

Положение об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. N 387)

Административный регламент предоставления федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8.10.2014 г. № 453, зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2015 г. N 36496) (далее – Административный регламент)

Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии» (утверждено приказом Ростехнадзора от 21.04.2014 г. № 160, зарегистрированным Минюстом России 23.07.2014, рег. № 33238)

Методика определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии и предельных размеров платы за проведение экспертизы одного тематического вопроса, включенного в задание на экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (утверждена приказом Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 114)

Требования к проведению экспертизы безопасности

В соответствии с требованиями пункта 58 Регламента, при экспертизе безопасности устанавливаются:

— соответствие проектных, конструкторских и технологических решений законодательству Российской Федерации в области использования атомной энергии, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также соответствие установленным требованиям условий для безопасного обращения с радиоактивными отходами при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

— полнота мер технического и организационного характера по обеспечению безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

— соответствие требованиям по обеспечению безопасности условий хранения и организации учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов, планов мероприятий по защите работников объекта использования атомной энергии и населения в случае возникновения аварии и готовности к выполнению мероприятий, а также системы обеспечения качества и необходимой инженерно-технической поддержки лицензируемого вида деятельности;

— способность соискателя лицензии обеспечить условия безопасного осуществления лицензируемого вида деятельности, безопасность объекта использования атомной энергии и проводимых работ, а также качество выполняемых работ и предоставляемых услуг, отвечающих федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;

— наличие и готовность соответствующих сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении ядерной и радиационной аварии на объекте использования атомной энергии;

— способность соискателя лицензии обеспечить условия безопасного прекращения лицензируемого вида деятельности и вывод объекта использования атомной энергии из эксплуатации, а также наличие соответствующих проектных материалов.

В соответствии с требованиями пункта 69 Регламента, экспертиза безопасности проводится по заданию на проведение экспертизы, утвержденному:

— начальником ответственного подразделения Ростехнадзора (или лицом, исполняющим его обязанности) — в случае предоставления государственной услуги центральным аппаратом Ростехнадзора;

— руководителем территориального органа Ростехнадзора — в случае предоставления государственной услуги соответствующим территориальным органом Ростехнадзора.

В соответствии с требованиями пункта 70 Регламента, разработка и утверждение задания на проведение экспертизы осуществляются в течение 30 рабочих дней после поступления документов соискателя лицензии в ответственное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора (или в территориальный орган Ростехнадзора).

Задание на проведение экспертизы включает в себя тематические вопросы экспертизы, требования к экспертному заключению и его представлению, перечень подлежащих экспертизе документов,а такжеплановый срок представления экспертного заключения в Ростехнадзор, устанавливаемый в зависимости от объема обоснований, представленных в документах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 17 Регламента, и исходя из потенциальной ядерной и радиационной опасности объекта применения и (или) заявленного вида деятельности. В задании на проведение экспертизы конкретизируются вопросы, предусмотренные пунктом 58 Регламента. Регламентом определено, что количество включаемых в задание тематических вопросов варьируется в зависимости от вида деятельности, потенциальной опасности объекта использования атомной энергии, при этом оно должно быть минимальным ив то же время достаточным для проведения обоснованной и всесторонней экспертизы безопасности.

Выбор экспертной организации и плата за экспертизу

Согласно пункту 72 Регламента, ответственное подразделение Ростехнадзора направляет задание на проведение экспертизы безопасности и представленный соискателем лицензии комплект обоснований(на бумажном носителе или в электронном виде) в экспертную организацию, выбранную соискателем лицензии.

Необходимо подчеркнуть, что согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии» экспертиза безопасности в отношении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень объектов, для которых установлен режим постоянного государственного надзора (указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 610-р), и экспертиза безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых эксплуатирующими организациями на объектах постоянного надзора, проводится организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора. На основании Положения об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. N 387), к организациям научно-технической поддержки Ростехнадзора отнесены федеральное бюджетное учреждение «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ») и федеральное государственное унитарное предприятие ВО «Безопасность» (ФГУП ВО «Безопасность»).

Согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии», экспертиза безопасности проводится за счет средств соискателя лицензии (или лицензиата).

В соответствии с положениями статей 421, 423, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными требованиями законодательства Российской Федерации, оказание услуги по проведению экспертизы безопасности реализуется на основании договора, заключаемого между соискателем лицензии и выбранной им экспертной организацией.

Размер платы за услугу по проведению экспертизы определяется Методикой определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы безопасности, утвержденной приказом Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 114. Так как количество тематических вопросов, включаемых в задание на проведение экспертизы,а также плановый срок ее проведения устанавливаются в задании в зависимости от вида деятельности, потенциальной опасности объекта использования атомной энергии, то стоимость и срок проведения экспертизы могут быть определены лишь на основании утвержденного Ростехнадзором задания на проведение экспертизы.

Принимая во внимание законодательные требования к выбору исполнителя услуги по проведению экспертизы безопасности (экспертной организации) на конкурсной основе, соискателем лицензии реализуется на практике следующая последовательность действий:

— направление соискателем лицензии в Ростехнадзор запроса о получении копии задания на проведение экспертизы,утвержденного Ростехнадзором (конечно, после получения от Ростехнадзора письма-уведомления о принятом решении по дальнейшему рассмотрению документов, представленных соискателем лицензии);

— направление соискателем лицензии в экспертные организации запросов о представлении технико-коммерческих предложений на оказание услуги по проведению экспертизы безопасности (вместе с копией утвержденного Ростехнадзором задания на проведение экспертизы);

— проведение конкурсных процедур по выбору экспертной организации в качестве исполнителя услуги по проведению экспертизы безопасности;

— направление соискателем лицензии в Ростехнадзор письма-уведомления о выбран¬ной экспертной организации с просьбой направить в ее адрес задание на проведение экспертизы и комплект обоснований безопасности,подлежащих экспертизе.

Читайте так же:  Сбербанк отправить заявление

Контактные лица по вопросам экспертизы безопасности

Аверьянов Алексей Вячеславович

начальник отдела организации и проведения экспертизы,

тел. 8 (499) 753-05-38.

Маханьков Евгений Георгиевич

заместитель начальника отдела организации и проведения экспертизы,

Обоснование безопасности опасного производственного объекта

Обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОБОПО) – локальный документ, ставший актуальным после введения в действие в 2013 году редакции Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ. О сути ОБОПО и принципах разработки мы расскажем в этой статье.

Из статьи вы узнаете:

В каких случаях разрабатывается обоснование безопасности опасного производственного объекта

Отступление от действующих федеральных требований и правил промбезопасности в настоящее время не редкость на предприятиях. Часто такое отклонение происходит не из-за того, что работодатель халатно относится к вопросам безопасности и не желает минимизировать риски. Причина – современные технологии, которые еще не успели найти отражение в нормативах.

Скачайте полезные документы:

Что делать, если базовые требования неполны или попросту еще не установлены для данной отрасли? Нужда в индивидуальном подходе, а не строгом следовании одним и тем же регламентам вызвана взрывным ростом технологий. Законодательная база «не успевает» соответствовать новейшим технологиям, станкам, их программному обеспечению, методам и приемам работ. Именно поэтому в России был внедрен уникальный метод – ОБОПО, позволяющий легализовать несоответствие объектов правилам промышленной безопасности.

Итак, обоснование безопасности введено для возможности предписывать отдельные, индивидуальные требования к безопасной эксплуатации, капремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Если же у предприятия уже имеется ОБОПО, но планируется модернизация производства или переоснащение материальной базы, можно внести изменения в этот документ – процедура разработки и утверждения почти не изменится.

ОБОПО может быть создано на стадии проектирования объекта либо планирования его реконструкции, ремонта.

Кто должен разрабатывать ОБОПО

Закон не дает четкого ответа, кто должен инициировать разработку ОБОПО в организации. Это могут быть проектировщик, техзаказчик или застройщик, если речь идет о еще не введенном в эксплуатацию ОПО. Для действующего производственного объекта инициаторами разработки ОБОПО могут быть собственник либо арендатор (юрлицо либо ИП). Ростехнадзор и иные надзорные органы настаивать на разработке ОБОПО не могут.

Обоснование составляется организацией-проектировщиком на основании техзадания заказчика. Понятно, что она должна иметь свидетельство о допуске к работам по проектированию ОПО. На практике нередко составление конкретного ОБОПО делегируется экспертам, специализирующимся по промышленной безопасности и имеющим необходимую квалификацию.

Что должно содержать обоснование

Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 ввел в действие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта». ОБОПО пишется по правилам, зафиксированным в этом документе.

Итак, в структуру обоснования включают:

1. Основные сведения об объекте. Помимо описания техпроцессов и решений, связанных с безопасностью, в этот раздел входят перечень отступлений от федеральных норм и правил и сопутствующий им список компенсирующих мероприятий.

2. Риски вероятной аварии на объекте. Здесь описывается методика анализа рисков, перечисляются факторы риска.

3. Необходимые условия безопасного функционирования и эксплуатации объекта в виде перечня технических решений, которые необходимо реализовать. Также тут содержится оценка значений выбранных показателей безопасности до и после отступления от требований ПБ.

4. Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО. Это перечень и обоснование достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от нормативов промышленной безопасности.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Разработка обоснования безопасности ОПО

При наличии на функционирующем опасном объекте отступлений от федеральных норм и правил собственник должен принять решение: закрывать предприятие вообще, либо приводить его в соответствие с существующими требованиями, либо реконструировать и разрабатывать ОБОПО.

В отношении действующего опасного объекта, эксплуатация которого осуществляется с нарушением существующих норм промбезопасности, возможность обойти их за счет разработки ОБОПО законом не предусмотрена.

Алгоритм подготовки документа

Для лучшего понимания логики разработки ОБОПО представим алгоритм:

1. На предприятии исследуются актуальные требования по промышленной безопасности.

2. Определяются отступления проекта от требований безопасности.

3. Оценивается опасность таких отступлений: тип опасности, условия, возникновения и сценарий перехода инцидента в аварию.

4. На основе этой базы и перечня компенсирующих мероприятий рассчитываются риски. Делается это путем сравнения с признаками приемлемого, стандартного уровня.

5. Далее, при снижении риска, анализируется остаточный риск, устанавливаются дополнительные меры и ограничения. После этого процедура 3 повторяется.

6. Если риск остается на одном и том же уровне, фиксируются полученные условия, необходимые для безопасной эксплуатации.

Техническое задание на ОБОПО

Обоснование безопасности создается проектировщиком только на основе технического задания. Его предоставляет инициатор разработки. Следовательно, ответственность за объективность ТЗ несет организация, эксплуатирующая ОПО. Если в ходе написания ОБОПО или последующего экспертного анализа будут найдены несоответствия или ошибки, документ не утвердят и вернут на доработку.

Составить ТЗ поручается подразделению промышленной безопасности на предприятии. Это ответственный серьезный и достаточно длительный процесс, включающий:

  • Оценку рисков.
  • Выявление и фиксирование в ТЗ всех без исключения отхождений от правил и норм промбезопасности. Если же этих требований в данной отрасли еще не существует на законодательном уровне, за основу берутся требования, изложенные в руководствах по безопасности Ростехнадзора или международных стандартах.
  • Обоснование каждого отхождения.
  • Перечень компенсирующих мероприятий.

Помимо вышеперечисленных пунктов, в ТЗ вносятся общие пункты об ОПО – его описание, условия строительства и эксплуатации, сведения о необходимости разработки ОБОПО, требования и структура будущего документа.

Обратите внимание на сроки: разработка обоснования займет минимум неделю, и столько же времени – последующая экспертиза.

Экспертиза обоснования безопасности опасного производственного объекта

Готовые ОБОПО в обязательном порядке высылаются на экспертизу в лицензированную организацию. Только получив положительное заключение от экспертов, эксплуатант может направить обоснование в Ростехнадзор. Та же процедура действительна и при процедуре внесения изменений в ОБОПО.

После экспертной проверки требования обоснования становятся обязательными для предприятия и приобретают статус локального нормативного акта. Следовательно, исполнение ОБОПО строго контролируется, а нарушения наказываются.

Разработка и утверждение ОБОПО – процесс, в котором участвуют три стороны, и у каждой из них свои функции и зона ответственности. Проектировщик создает (или дорабатывает) всю необходимую документацию на строительство либо ремонт, разрабатывает ОБОПО. Эксперты осуществляют экспертизу ОБОПО. Предприятие-эксплуатант создает техническое задание, направляет итоговые документ в надзорные органы, соблюдает все требования промбезопасности и использует расчеты риска для эффективного управления производством.

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Если же, несмотря на принятые компенсирующие меры, на предприятии произошла авария, ответственность будет лежать именно на эксперте, давшем заключение по ОБОПО. А если нарушения допущены самим предприятием – справедливо накажут именно его.

НДЦ «Русская лаборатория»

Экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО

В случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности — Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Обоснование безопасности опасного производственного объекта включает в себя:

  • сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы;
  • условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта;
  • требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

ЗАО НДЦ НПФ «Русская лаборатория» предлагает проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта. При проведении экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта осуществляется оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности; оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности; оценка обоснованности результатов оценки риска аварий; оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности; оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Положительное заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта в обязательном порядке регистрируется в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Обоснование безопасности

Обоснование безопасности согласно Федеральному закону №116-ФЗ – это документ, который содержит в своем составе результаты оценки риска возникновения аварии и связанной с ней угрозы на опасном производственном объекте, условия и требования по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, его капитального ремонта, консервации и ликвидации. При этом, принципиальные технические решения в обосновании безопасности могут быть применены относительно опасного производственного объекта в целом, его отдельных частей, зданий, сооружений, технических устройств.

Читайте так же:  Льготы усыновителей

Экспертами ООО «ИКЦ «Экспертриск» проводится экспертиза обоснования безопасности опасного производственного объекта. Разработка обоснования безопасности опасного производственного объекта осуществляется проектной организацией, если в ходе эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от стандартных требований промышленной безопасности, установленных соответствующими федеральными нормами и правилами, если требований недостаточно и (или) они отсутствуют.

При экспертизе обоснования безопасности экспертами ООО «ИКЦ «Экспертриск» проверяется соответствие обоснования установленным требованиям к содержанию в соответствии с нормативными требованиями и указаниями технического задания на проектирование. Заключение экспертизы промышленной безопасности ООО «ИКЦ «Экспертриск» включает в себя оценку обоснованности выбора проектной организацией положений, компенсирующих отступления от действующих норм, или вновь установленных требований промышленной безопасности, допустимость использования выбранных результатов исследований, расчетов, методик оценки и анализа риска аварий, исходя из специфики конкретного опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности, при необходимости, может быть разработано проектной организацией с участием специалистов ООО «ИКЦ «Экспертриск» с целью предварительной проработки всего комплекса вопросов, которые могут возникнуть в ходе прохождения экспертизы промышленной безопасности.

Нужно ли проводить экспертизу товаров, работ, услуг при закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не свыше 100 тыс. руб. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Если да, то в какой форме? Нужно ли проводить экспертизу при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не свыше 100 000 рублей в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» экспертиза может проводиться силами заказчика. В этом случае документом, подтверждающим проведение экспертизы, является документ о приемке товара (результатов выполненной работы, оказанной услуги), в частности, товарная накладная, акт сдачи-приемки и т.д.
При осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик не обязан проводить экспертизу результатов исполнения договора.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя, помимо прочего, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с этим федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее — контрагент) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных п.п. 1-9, 14, 15, 17-23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п.п. 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, экспертизу результатов исполнения контракта заказчик обязан проводить в рамках любой закупки, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минфина России от 27.12.2017 N 24-02-07/87603). Но в ряде случаев, в том числе при закупке товаров, работ, услуг у единственного контрагента на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), экспертиза может проводиться силами самого заказчика, без привлечения экспертов или экспертных организаций.
Порядок проведения такой экспертизы силами заказчика законодательно не урегулирован. Контролирующие органы в своих разъяснениях отмечают, что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Таким документом может быть, например, акт сдачи-приемки, товарная накладная. При этом отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется (смотрите письма Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-08/6839, от 31.08.2017 N 24-03-07/56034, письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 N Д28и-846, от 01.02.2017 N Д28и-439).
Таким образом, в качестве экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках закупки у единственного контрагента на сумму не свыше 100 000 рублей может рассматриваться сам факт приемки заказчиком такого товара (результата работы, услуги). Документом, подтверждающим проведение экспертизы, в этом случае будет документ о приемке товара (результатов работы, услуги): товарная накладная, акт приема-передачи или иной документ в зависимости от особенностей объекта закупки.
При осуществлении заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» необходимость проводить в какой-либо форме экспертизу поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) законодательство не предусматривает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

АСО помогает всегда быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Проекты объединения уже сегодня позволяют сделать систему закупок понятнее и прозрачнее.

Требуется получить банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства?

Тендерный кредит дает возможность компании участвовать сразу в нескольких тендерах или аукционах, не привлекая собственные оборотные средства.

Кредит под акты выполненных работ позволяет избегать срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя в случае задержек выплат со стороны заказчика.

Получить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку, можно благодаря услугам брокерских компаний.

Начальная максимальная цена контракта должна быть экономически выгодной как для поставщика, так и для заказчика. Как рассчитать ее правильно? Чтобы получить ответы на этот и другие вопросы, мы решили взять интервью у эксперта в этой области Дружинина Михаила Дамировича, президента Ассоциации специализированных организаций (АСО) — единственного в России объединения, миссия которого — делать госзаказ конкурентным и эффективным.

Михаил Дамирович, термин «начальная максимальная цена контракта» и его значение закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Тогда почему столько недопонимания по поводу НМЦК?

Термин, используемый в Законе о контрактной системе, определяет в первую очередь временной ориентир для цены контракта: она «начальная», т.е. первичная, все последующие цены будут вторичны. Категория же «максимальная» определяет верхнюю границу стоимости, выше которой заказчик принять цену на товар или услугу не может. По факту НМЦК должна:

  • объективно отражать стоимость продукции;
  • соответствовать функционально-техническим особенностям объекта продажи;
  • учитывать потенциальные и реальные риски изменения цены;
  • являться как для заказчика, так и для поставщика источником экономической выгоды.

Стоит также отметить, что правильный расчет НМЦК — это ключевой аспект в закупочной деятельности: от этого параметра зависят объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются порядок и способ реализации антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, выбирается способ закупки.

К слову сказать, обязанность рассчитывать НМЦК возложена законом именно на заказчика. Для этого предусмотрено пять разных методов. Применяют их, как правило, руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. К сожалению, как показывает практика, наличие разъясняющих документов не разрешает проблему НМЦК полностью, ведь кроме того, что ее нужно определить, ее необходимо и обосновать, а это совершенно разные вещи.

В чем принципиальное различие между обоснованием НМЦК и ее определением?

Согласно статье 22 Закона о контрактной системе, НМЦК определяет и обосновывает заказчик на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Определение НМЦК означает ее формирование на основе расчета. Обоснование НМЦК как составная часть обоснования закупки в целом означает подтверждение соответствия планируемой закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти ненормативного характера. Порядок и форма обоснования закупок закреплены в Правилах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555.

В частности, Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок представляет собой таблицу из десяти столбцов. В них, соответственно, заносится цифровое выражение НМЦК, наименование метода ее определения и обоснования, обоснование невозможности применения иных методов в условиях этой закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, способ определения поставщика, обоснование этого способа и дополнительных требований к участникам закупки, если таковые выдвинуты.

Следует помнить, что обоснованность каждой закупки контролируется Счетной палатой Российской Федерации и, соответственно, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. За нарушения в этой сфере предусмотрена административная ответственность.

Расскажите более подробно о методах обоснования НМЦК. В чем их специфика?

Приоритетный метод для определения и обоснования НМЦК — метод сопоставимых рыночных цен, или анализа рынка. Использование иных методов предусмотрено для случаев, указанных в частях 7–11 статьи 22 Закона о контрактной системе. Кроме этого, допустимо применять и другие эффективные методы, предварительно тщательно их обосновав.

Читайте так же:  Перетяжка мебели договор

Метод анализа рынка применяется для товаров и услуг, которые являются либо полностью идентичными, либо хотя бы однородными. Федеральный закон устанавливает лишь общий подход к определению однородности и идентичности, соответственно, в каждом конкретном случае госзаказчик решает этот вопрос самостоятельно.

В рамках этого метода заказчик:

  • изучает рынок для определения средней рыночной цены;
  • рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы.

Как показывает практика, контрактные управляющие используют этот метод в большинстве своих закупок, хотя он не всегда оптимален для формирования цены. Кроме этого, ценовые предложения, на основе которых делается анализ среднего рыночного показателя, не всегда соответствуют реалиям. В качестве основы для анализа цен может быть ошибочно выбран не тот сегмент. Более того, методика предполагает использование индексов и коэффициентов пересчета цен, что фактически служит основой для «нечестной игры» заказчика.

Нормативный метод расчета НМЦК применяется как самостоятельно, так и в дополнение к рассмотренному выше методу сопоставимых рыночных цен. Его основа — установленный Правительством РФ предел цен на определенные типы товаров, работ, услуг, перечень которых приводится на сайте ЕИС. Если он используется в дополнение к методу анализа рынка, то НМЦК, определенная по последнему методу, не должна превышать «нормативную».

Подобно нормативному тарифный метод применяется в отношении таких товаров, услуг и работ, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами. НМЦК здесь так же, как и в рамках указанного выше метода, представляет собой произведение тарифа и количества закупаемого объекта. Основное различие последних двух методов в том, что в первом используется предельная цена в рамках нормирования государственных закупок, а во втором — предельный уровень цены на определенные виды товаров, работ и услуг в целом, что трактуется гораздо шире.

К сожалению, на практике использование как нормативного, так и тарифного метода приводит к получению государством или муниципалитетом услуг низкого качества или вообще к уклонению заказчика от проведения конкурса как такового.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и другие работы, предусмотренные Законом о контрактной системе с применением рекомендуемого проектно-сметного метода, является проектная документация. Методология расчета такой НМЦК сводится к тому, чтобы заказчик руководствовался принципом целесообразности расходов, т.е. выбирал минимально возможный уровень НМЦК.

Затратный метод является наименее приоритетным согласно рекомендациям Минэкономразвития России, что почти равносильно его дискредитации. Он может применяться как самостоятельно, так и в дополнение к иным методам. Здесь НМЦК складывается из прямых и косвенных расходов для этого вида товара или услуги и «обычной для данной сферы прибыли». Особенность метода в том, что в НМЦК могут необоснованно включаться дополнительные затраты, а понятие «обычная прибыль» может трактоваться по-разному. Этим и объясняется его низкая приоритетность.

Таким образом, использование любого из закрепленных в законе методов вызывает множество вопросов. Без системных знаний правильно рассчитать НМЦК практически невозможно. Контрактных специалистов надо учить, только тогда НМЦК наконец сможет доказать свою экономическую целесообразность. Кроме этого, закупочная деятельность в целом и ценообразование в частности подлежит систематизации. Мы настаиваем на создании в рамках структуры государственного/муниципального заказчика Департамента контроля цен и последующей последовательной организации его работы.

А что касается информации для определения и обоснования НМЦК… Как можно ее получить?

Такую информацию можно получить как посредством направления индивидуальных запросов, так и с помощью общедоступных источников. Для применения метода анализа рынка, например, обязательно направить как минимум пять запросов различным поставщикам, доступным в сети Интернет и имеющим опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет. Кроме этого, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях. Целесообразно также использовать Реестр контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме этого, можно применять:

  • информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах, описаниях товаров;
  • данные о котировках на российских, иностранных биржах и электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности;
  • данные о ценах в официальных источниках информации госорганов и муниципалитетов;
  • данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.

А есть ли какие-то тонкости в оформлении обоснования НМЦК?

Форма обоснования НМЦК, конечно, содержится в Приложении №1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, однако в ней практически не на что опереться. Таким образом, обоснование составляется в произвольной форме. Но в обязательном порядке в нем стоит указать:

  • основные характеристики объекта закупки;
  • используемые методы с расшифровкой в пользу их выбора;
  • реквизиты документов, которые послужили основой для расчета;
  • непосредственно сам расчет;
  • дату подготовки обоснования.

Как правило, данные о поставщиках продукции, предоставивших информацию для расчета, не указываются. Приложением к форме обоснования служат использованные источники данных (справочная информация, документы). Они подлежат хранению вместе с другими документами о государственной закупке у распорядителя информации (заказчика).

Бывает ли стоимость установлена некорректно?

Примеры некорректности определения НМЦК можно почерпнуть из практики Федеральной Антимонопольной Службы РФ, а также Счетной Палаты государства. Как правило, основаниями для признания НМЦК необоснованной служат:

  • ошибки в расчетах, в том числе неправильная трактовка положений методических рекомендаций;
  • проблема недостаточности обоснования, например отсутствие подтверждающей документации или неполнота полученной информации;
  • ошибки при анализе рынка, такие как неполноценное проведение анализа рынка, использование «среднерыночных» показателей без фактического анализа и так далее.

В таком случае, возможно, есть какие-то способы контролировать процесс формирования НМЦК, чтобы избегать завышенных и заниженных цен?

Мы сами работали на рынке государственного заказа и понимаем, насколько сложно в нем ориентироваться. Без глубокого систематического изучения законодательства и практики выстроить эффективную работу попросту невозможно. Именно поэтому сейчас мы работаем над проектом «Экспертиза НМЦК», ориентированным в первую очередь на субъекты федерации, министерства, концерны, крупные предприятия, т.е. все те субъекты, которые вовлечены в процесс распределения бюджетных средств. При реализации проекта все они научатся эффективному планированию бюджета, экономному расходованию выделенных средств, неназидательному контролю и «справедливому» ценообразованию, что в итоге окажет благоприятный экономический и инвестиционный эффект в целом на регион, отрасль или предприятие.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что представляет собой «Экспертиза НМЦК»?

Проект «Экспертиза НМЦК» — это проект экономической эффективности функционирования распорядителей бюджетных средств под ключ. Основа проекта — создание независимого Департамента контроля ценообразования (ДКЦ), о котором я раньше упоминал. Внедрение проекта начинается с анализа и аудита организации закупочной деятельности государственного или муниципального заказчика. На основе полученных данных формируется структура ДКЦ, разрабатывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цены, выполняется поиск и обучение персонала, внедряется IT-платформа, проводятся адаптационные и сопроводительные работы.

Организацию всех этих этапов АСО готова взять на себя, начиная от финансового обоснования проекта до сервисного сопровождения уже на этапе функционирования отдела.

В чем суть каждого из этапов, предложенных в проекте?

Как я уже говорил, основа проекта — создание Департамента контроля ценообразования. Наши эксперты тщательно анализируют процесс и результаты закупочной деятельности субъекта:

  • насколько корректно выбран способ определения НМЦК;
  • насколько правильно составлена калькуляция, выбраны и применены сметные нормативы, удорожающие коэффициенты;
  • учтены ли все налоги и затраты;
  • использован ли опыт поставки аналогичного оборудования;
  • обосновано ли применение дорогостоящего оборудования и так далее.

На основе полученных данных будет сформирован ДКЦ, под который и будут готовиться специалисты. Для того чтобы сотрудники умели правильно формировать цену, мы разработали комплексные программы обучения. Они имеют разный характер погружения и могут быть реализованы как на нашей территории в Москве, так и на территории заказчика или даже дистанционно.

Кроме этого, в рамках проекта предусмотрена услуга консалтинга по сложным и нетипичным задачам. В этих случаях мы предоставляем помощь экспертов-ценовиков разного профиля, которым под силу любой расчет и обоснование.

А можете подтвердить теорию на практике? Есть ли уже реализованные проекты внедрения экспертизы, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны?

Положительный эффект от применения экспертизы НМЦК прекрасно проиллюстрировала работа ГБУ «Городского агентства по управлению инвестициями». Внедрение обязательной экспертизы НМЦК до размещения заказчиком извещения о проведении конкурса позволило существенно сэкономить бюджет города Москвы. По состоянию на 31 января 2018 года организацией в рамках Закона о контрактной системе было подготовлено 125 заключений на сумму 14,890 млн рублей. Уменьшение НМЦК составило 1,152 млрд рублей, что равно 8% от общей стоимости. В рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» организацией выдано 25 заключений на сумму 400,485 млн рублей и, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 млн рублей, что примерно равняется 9% от общей стоимости.

И, конечно, последний вопрос связан с перспективами. Что можно предположить в развитии данного направления?

На наш взгляд, перспективность развития данного направления очевидна. Мы уверены, что только государственный контроль и стимулирование в области ценообразования позволят сформировать конкурентный и прозрачный государственный заказ.

Нам видится, что закупки недалекого будущего будут выглядеть следующим образом: контрактный специалист выбирает код товара, ему автоматически рассчитывается НМЦК, формируется техническое задание и все это отправляется для публикации электронной торговой площадке. Таким образом, искусственный интеллект придет и в сферу государственных закупок.

Михаил Дамирович, спасибо вам огромное за столь содержательные и подробные ответы в рамках интервью. Желаем успехов АСО и надеемся, что экспертиза НМЦК станет золотым стандартом в области госзакупок.

НМ­ЦК, как лю­бая дру­гая це­на, долж­на вы­гля­деть спра­вед­ли­вой в гла­зах обо­их кон­траген­тов. И за­каз­чик, и участ­ник тен­де­ра долж­ны быть эко­но­ми­чес­ки и пси­хо­ло­ги­чес­ки мо­ти­ви­ро­ва­ны. В та­кой си­ту­а­ции тор­ги бу­дут про­хо­дить с ми­ни­маль­ным рис­ком раз­ви­тия кон­флик­та, что бла­гоп­ри­ят­но ска­жет­ся на всех сто­ро­нах про­цес­са, и точ­ка рав­но­ве­сия бу­дет най­де­на с ми­ни­маль­ны­ми из­держ­ка­ми.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены