Иск на действия должностных лиц

Оглавление:

Административный иск на действия должностного лица

Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.

Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав. Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ. При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием.

Административный иск на действия должностного лица (33,0 KiB)

Пример административного иска на действия должностного лица

Административный иск на действия должностного лица

17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке). Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму. Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г. я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации». Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

  1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности
  1. Копия жалобы на действия должностного лица
  2. Квитанция госпошлины в суд
  3. Копия письма с отказом
  4. Копия ответа на жалобу
  5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

Василенко Ю.Б. 20.11.2016 г.

Должностные лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Как подготовить административный иск на действия должностного лица

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Подача и рассмотрение административного иска на действия должностного лица

Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока .

Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица — 2 месяца.

Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.

Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований. То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения. Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.

При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена.

Иск на действия должностных лиц

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

Образец административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (с сайта http://proletarsky.mor.sudrf.ru)

В Пролетарский районный суд г.Саранска
Республики Мордовия

Административный истец: … (Ф.И.О., адрес,
дата и место рождения для гражданина;
наименование, место нахождения, сведения
о государственной регистрации для организации.
Кроме того укажите номера телефонов,
факсов, адреса электронной почты)

Представитель административного истца: … (Ф.И.О., адрес,
номера телефонов, факсов, адреса электронной почты)

Административный ответчик: … (Ф.И.О., наименование,
место нахождения должностного лица,
государственного или муниципального служащего)

Административный ответчик: (в порядке ч. 2 ст. 221 КАС РФ)
(соответствующий орган, в котором исполняют свои
обязанности должностное лицо, государственный
или муниципальный служащий, место его нахождения)

Читайте так же:  Образец заявления о возврате билетов на концерт

Административное исковое заявление
об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих

(указать орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие)) было совершено неправомерное действие (бездействие), принято неправомерное решение … (указать наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия), сведение о том, в чем заключается оспариваемое бездействие, иные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия)), которое не соответствует … (указать нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

Данным решением, действием (бездействием) нарушены мои права, свободы и законные интересы … (указать, сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием).

Мною была подана (не подавалась) жалоба на это решение, действие (бездействие) в вышестоящий в порядке подчиненности орган (организацию, вышестоящему в порядке подчиненности лицу) (если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения (обжалуемое решение, действия (бездействие) были признаны правомерными, жалоба не была рассмотрена, пропущен срок ответа на жалобу)

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ,

1. признать незаконным решение/действие/бездействие … (указать орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие)

2. обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца или препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем … (указать, способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов)

1. копии административного искового заявления и приложенных к нему документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, либо уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле копий административного искового заявления и приложенных к нему документов (в случае невозможности приложения указанных документов указать причину);

2. копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (либо сведения о невозможности приложения копии такого ответа);

3. копия доверенности, копия диплома (иные сведения о наличии высшего юридического образования) если административное исковое заявление подается представителем;

4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;

5. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Административное исковое заявление об оспаривании действий или бездействия должностного лица

Обжалование действий должностных лиц по КАС РФ

На основании ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее — Кодекс) могут быть обжалованы решения, действия или бездействие:

  • органов госвласти;
  • муниципалитетов;
  • судейской экзаменационной комиссии или квалификационной коллегии;
  • других органов и организаций, которые наделены публичными полномочиями;
  • должностных лиц (далее — чиновники), в том числе судебных приставов-исполнителей, на оспаривании действий которых мы подробнее остановимся ниже;
  • госслужащих и муниципальных служащих.

Произведенные действия указанными лицами или допущенное ими бездействие могут оспорить те, чьи права были нарушены:

Также обжалование действий должностных лиц по КАС РФ в интересах граждан в определенных случаях могут осуществлять:

  • прокурор;
  • уполномоченный по правам человека;
  • другие органы и организации.

Административный иск на судебного пристава-исполнителя

Ст. 218, 360 Кодекса, а также ст. 121 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ дают право на судебное обжалование постановлений, вынесенных приставами, а также совершенных ими действий или допущенного бездействия при работе по исполнительным документам. Административное исковое заявление на действия судебного пристава может быть направлено в суд как без предварительного обжалования его действий вышестоящему должностному лицу, так и в случае несогласия с итогами рассмотрения жалобы таким лицом (п. 1 ст. 218 Кодекса).

Среди часто встречающихся поводов для подачи административного иска (АИ) можно назвать:

  • действия по обращению взыскания на заложенное имущество (определение Самарского облсуда от 17.11.2017 по делу № 33-14070/2017);
  • неознакомление и невручение акта о наложении ареста (определение ВС Республики Татарстан от 10.11.2017 по делу № 33а-16938/2017);
  • списание денежных средств со счета, открытого в кредитной организации (определение ВС Республики Карелии от 13.11.2017 № 33а-3617/2017);
  • истребование документов от лица, не являющегося участником процесса (определение Санкт-Петербургского горсуда от 06.06.2017 по делу № 2а-501/2017).

Образец административного искового заявления на судебного пристава

Образец административного иска на судебного пристава-исполнителя можно скачать по ссылке: Образец административного искового заявления на судебного пристава.

В соответствии со ст. 220 Кодекса АИ на действия чиновников, в том числе на пристава, должен содержать следующие обязательные атрибуты:

  • наименование судебного органа;
  • данные административного истца (для юрлица: наименование, юрадрес, информацию о госрегистрации, контактные данные, Ф. И. О. представителя и сведения о наличии у него высшего юридического образования; для физлица: Ф. И. О., адрес регистрации, дату рождения, номер телефона, адрес электронной почты);
  • должность пристава-исполнителя, его Ф. И. О.;
  • дату и место, когда было совершено обжалуемое действие или допущено бездействие; реквизиты оспариваемого решения;
  • данные о том, в чем выразилось бездействие, в том случае, если предъявляется административный иск на бездействие судебного пристава;
  • данные об исполнительном документе, в связи с исполнением которого осуществлены обжалуемые действия или допущено бездействие;
  • информацию о тех правах, которые нарушены произведенными действиями или допущенным бездействием;
  • нормативно-правовые акты, на соответствие которым действия или бездействие необходимо проверить;
  • сведения о ранее подаваемой жалобе, если она подавалась;
  • требование о признании действий или бездействия судебного пристава незаконными;
  • список приложений;
  • дату составления и подпись истца.

Документы, прикладываемые к иску об оспаривании действий должностных лиц по КАС РФ

К АИ об оспаривании действий чиновников на основании п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 220 Кодекса следует приложить:

  • копию АИ или уведомление о его вручении участникам процесса, если он был отправлен по почте;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы, которые свидетельствуют о том, что осуществленные действия или допущенное бездействие чиновника были неправомерны;
  • доверенность и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юробразования, в том случае, если в процессе участвует представитель (обязательное участие представителя в данной категории дел не требуется);
  • жалоба и ответ на нее, если таковая подавалась до обращения в суд.

В случае непредставления указанных документов, а также при несоответствии заявления требованиям, рассмотренным в предыдущем разделе, суд оставляет АИ без движения (п. 3 ст. 222 Кодекса).

Общие правила оспаривания действий должностных лиц по КАС РФ

Условиями обжалования произведенных действий или допущенного бездействия чиновников являются:

  • нарушение законных прав и интересов истца;
  • создание препятствий для реализации истцом его законных прав и интересов;
  • незаконное возложение на истца дополнительных обязанностей.

Обязанность по доказыванию того, что обжалуемыми действиями или бездействием были нарушены права истца или лица, в чью защиту подается АИ, лежит на лице, обратившемся с иском (п. 11 ст. 226 Кодекса). Чиновник или госорган, чьи действия обжалуются, должны доказать:

  • наличие полномочий на совершение произведенного действия или допущенного бездействия;
  • соблюдение порядка осуществления обжалуемого действия или бездействия;
  • основания для производства действия или допущения бездействия, которые оспариваются;
  • соответствие осуществленного действия или допущенного бездействия нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения.

В том случае, если оспариваются действия или бездействие должного лица либо госслужащего, в качестве второго ответчика привлекается госорган, в котором служат указанные лица (п. 2 ст. 221 Кодекса).

Правила подачи иска на действия должностных лиц

Рассматриваемый АИ подается с учетом общих правил подачи иска по КАС РФ:

  • АИ подается в форме письменного документа, подписанного истцом или его представителем, наделенным такими полномочиями. В документе надлежит проставить даты, когда заявление было подписано (п. 1 ст. 125, п. 1 ст. 220 Кодекса).
  • АИ может быть подан посредством заполнения специальной формы на сайте суда. В том случае, если иск содержит в себе ходатайство о применении мер предварительной защиты, АИ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 Кодекса).
  • АИ подается с приложением документа, свидетельствующего об уплате госпошлины. Размер последней установлен в п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 300 руб. для физлиц и 2 000 руб. для юрлиц. О правилах уплаты пошлины читайте: Госпошлина по административному исковому заявлению.
  • АИ должен быть подан в сроки, установленные в ст. 219 Кодекса. Так, общий срок для оспаривания действий и бездействия чиновников составляет 3 месяца. Однако для некоторых категорий дел установлены более короткие сроки. Например, оспаривание действий судебного пристава-исполнителя возможно в течение 10 дней с того момента, как истцу стало известно о том, что его права нарушены (п. 3 ст. 219 Кодекса). Пропущенный срок подачи АИ может быть восстановлен при условии, что причиной его пропуска стало несвоевременное рассмотрение жалобы или другая уважительная причина (пп. 6, 7 ст. 219 Кодекса).
Читайте так же:  Статья 166 ук рф 2018

Таким образом, АИ на осуществление действия или допущения бездействия должностным лицом подается физлицами и юрлицами, чьи права были нарушены, а также прокурором, уполномоченным по правам человека и другими организациями в защиту лиц в случаях, предусмотренных Кодексом. Необходимым условием подачи такого иска является нарушение обжалуемыми действиями прав и законных интересов лиц, в чью защиту подается заявление.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Обжалование действий должностных лиц часто вызывает у граждан непредвиденные трудности. Чтобы избежать возможных проблем при составлении и подаче заявления в отношении неправомерных деяний должностных лиц, гражданам следует изучить сведения, представленные в этой статье.

Обжалование действий должностных лиц

Что такое должностное лицо?

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны.

Причины обжалования действий должностных лиц

Подача жалоб в отношении должностных лиц происходит:

  • в связи с совершением незаконных действий;
  • незаконным бездействием;
  • изданием незаконного нормативного акта;
  • незаконным осуждением;
  • незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности;
  • противозаконным заключением под стражу или оформлением подписки о невыезде;
  • причинением вреда при осуществлении дознания, предварительного следствия, правосудия.

Составление жалобы

Заявление об оспаривании действий должностных лиц, согласно нормам постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840, должно содержать:

  1. Наименование государственного органа, указание на должность и Ф. И. О. лица, чьи решения обжалуются.
  2. Ф. И. О. и адресные реквизиты заявителя.
  3. Сведения о решениях и деяниях, которые оспариваются в жалобе.
  4. Доводы, исходя из которых можно установить противозаконность принятых должностным лицом решений.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней с момента ее регистрации. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Оставление жалобы без ответа

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с исковым заявлением, то ему потребуется подать иск в органы:

  • по месту жительства.
  • по месту нахождения должностного лица, чьи действия будут оспариваться.

Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного искового заявления

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований ГПК РФ о подсудности и подведомственности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ (См. Какова процедура подачи искового заявления в суд?).

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Срок подачи жалобы на должностное лицо

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав.

Даже если указанный срок пропущен, заявление от гражданина будет принято судебными органами, но суд, в который направят жалобу, будет выяснять причины пропуска срока.

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 10 дней. Если заявление подавалось в ВС РФ, то срок его рассмотрения составит 2 месяца.

Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  • законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  • принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Направление документа производится в течение 3 дней с момента его вступления в силу.

Исполнение решения судебных органов по делу об оспаривании действий должностных лиц

Исполнение решения суда должностным лицом, чьи действия были оспорены, должно сопровождаться сообщением об этом в суд и гражданину-заявителю.

Должностное лицо обязано сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца.

30-дневный срок, отведенный для реализации решения судебных органов, начинает исчисляться с момента получения этого решения государственным служащим.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

Обжалование действий должностного лица

Чиновники всех уровней являются представителями власти, обладающими конкретными полномочиями, в рамках которых принимают решения в отношении граждан и юридических лиц.

Если действия госслужащего привели к вынесению незаконного решения и причинили ущерб организации или человеку, то они вправе их оспорить. Какие основания предусмотрел законодатель для обжалования действий должностных лица, как грамотно подготовить жалобу и куда ее подать, рассмотрим в нашей статье.

Причины обжалования действий должностных лиц

Практика подобных отношений отмечает несколько оснований, позволяющих жаловаться на действия должностных лиц:

  • применены незаконные меры, включающие действия, выходящие за пределы компетенций чиновника;
  • действия государственного служащего привели к незаконному решению;
  • действия причиняют необоснованный законами вред или несут последствия, ущемляющие права и интересы гражданина.

Большая часть решений, которые выносят чиновники, ограничены рамками установленных законом процедур и правил выполнения процессов. Если они нарушены, то такие решения неправомерны.

Порядок обжалования

Подавать жалобу на представителя власти можно по трем основным формам:

По подчиненности

Подача искового заявления

Прокурорский надзор

Составление жалобы

Жалоба подается в порядке подчиненности или в прокуратуру. Чтобы подготовить ее должным образом, при написании необходимо внести следующие сведения:

  • название органа, в которой она подается — данные начальника представителя власти, занимаемая им должность, название органа, в котором он служит;
  • сведения о заявителе — Ф.И.О., адрес проживания, контактная информация;
  • название подаваемого документа — «Заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица»;
  • формулировка сути дела — описать, какие именно права и интересы были нарушены или ущемлены. В случае нескольких нарушений требуется привести пояснения по каждому из них в отдельности. Желательно ссылаться на нормативные акты, которые были нарушены;
  • выводы касательно действий должностного лица, подведение итогов ситуации;
  • требования заявителя о признание действий незаконными и принятии мер по устранению нарушений.

Документ составляется в письменной форме. Он может быть направлен заказным письмом по почте, либо подан в электронном виде (через официальный сайт орган власти, который вынес неправомерное решени).

Нужно приложить к жалобе документы, подтверждающие факт незаконных действий со стороны представителя власти.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

Рассмотрение жалоб на представителей власти в суде представляет обычно судебное дело. Гражданин или юрлицо выступают в качестве истцов, а должностное является ответчиком.

Чтобы правильно составить иск, необходимо указать:

  • наименование судебного органа, в которое подается заявление;
  • сведения об истце и ответчике;
  • информацию о нарушении (описание сути дела);
  • данные о решениях по жалобе, принятых ранее в порядке подчиненности (если она подавалась);
  • информация о возможном досудебном урегулировании вопроса;
  • требования к ответчику.
Читайте так же:  Помощник прокурора великий новгород

Исковое заявление в обязательном порядке подписывается и проставляется дата его составления.

Также суд вправе обязать ответчика принять конкретное решение, исправляющее нарушение, или не предпринимать конкретных действий, что будет способствовать недопущению нарушений.

Исковое заявление дополняется документами, отражающими суть претензии. Перечень обязательных бумаг, которые прилагаются к иску, указаны в ст. 132 ГПК РФ.

Срок давности обжалования действий должностных лиц

Заявление может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда о принятом решении или действии стало известно гражданину или организации. При нарушении срока давности жалоба будет рассмотрена, но потребуется привести объяснения по поводу его пропуска.

Чтобы ваша жалоба была принята и рассмотрена, при составлении лучше проконсультироваться с опытным юристом. Вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам по указанным телефонам или через онлайн чат.

Юрист по гражданскому праву

Подскажите порядок обжалования действий специалиста органа опеки и попечительства, назначенного судом законным представителем моего сына, по ненадлежащей защите прав и законных интересов подсудимого по уголовному делу, при рассмотрении вопроса о применении в отношении него мед. мер принудительного характера. В порядке гражданского судопроизводства или КАС?

Александр, доброе утро! Вы указываете о том, что нарушаются интересы ПОДСУДИМОГО, значит речь идет о применении принудительных мер медицин. характера за совершение попросту говоря преступления. В таком случае свои доводы о нарушении прав Вашего сына Вы вправе обжаловать в апелляционном порядке после вынесения судом окончательного постановления по данному вопросу, несмотря на то, что как я понимаю, Вас отстранили от участия в процессе в качестве законного представителя, и назначили органы опеки (возможно изначально законным представителем был признан орган опеки, но это сути не меняет). Если сами не сможете, у Вашего сына должен быть адвокат, который за Вас может составить апелляционную жалобу. Иной порядок обжалования действия специалиста органа опеки не предусмотрен в данном случае.

Спасибо за ответ. Хотя, как мне кажется, он не совсем верен в данной ситуации. Полагаю, что любые действия должностного лица органа гос. или муниципальной власти могут быть обжалованы гражданином, чьи права ими нарушены. Если чиновник ООП, назначенный законным представителем, не выполнил возложенные на него обязанности, по защите прав и законных интересов представляемого им лица по уг. делу (а действовал откровенно вопреки этому), почему я, его отец, реализуя полномочия по доверенности сына, не могу обратиться в суд за признанием этих действий (бездействия), незаконным? Вопрос в порядке ГПК или КАС.

Потому как такие действия не обжалуются в ином порядке, кроме как в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Вот если бы представитель органа опеки совершил действие, не связанное с рассматриваемым уголовным дело, а связанным, например, с воспитанием Вами ребенка, то Вы могли бы обжаловать такое действие в порядке КАС РФ.

Огромное спасибо Елена за консультацию. Приношу извинения за свою тупость.Тем не менее, в связи с Вашим последним ответом, прошу ответить еще и на такой вопрос. А могу ли я (по доверенности сына), в порядке ГПК и (или) КАС, обжаловать действия специалиста ООП, связанное с рассмотрением уг. дела не непосредственно. А именно, вступление представителя ООП в данный судебный процесс законным представителем сына, вопреки полномочиям, определенным ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в отношении несовершеннолетних и недееспособных граждан,находящихся под опекой и попечительством). К каковым мой сын не относился. А также вопреки требованиям ч.1 ст.437 УПК РФ, согласно которой законным представителем лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры мед. характера признаются близкие родственники. И лишь при их отсутствии, либо при отказе от участия в качестве законного представителя, им может быть признан ООП.

И, все таки представляется странным, возможность обжаловать плохую «работу» адвоката защитника в порядке ГПК, и невозможность этого в отношении очевидно неправомерных действий законного представителя сотрудника ООП.

Заранее благодарю за ответ.

Это лишнее. Тупость Вы нигде не проявили.

По какой причине суд привлек органы опеки к участию в деле? Кто был законным представителем при производстве предварительного расследования?

Законного представителя на предварительном следствии не было, совершеннолетний сын был под подпиской о невыезде. После осуждения в райсуде был помещен в СИЗО, откуда, спустя непродолжительное время перемещен в медчасть, где и было выявлено псих. заболевание. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, кроме жалоб было рассмотрено ходатайство администрации СИЗО, о необходимости проведения психиатрической экспертизы, которое этим судом было удовлетворено.

Получив заключение экспертов СПЭ, признавших невменяемость сына в момент совершения преступления и нуждаемость в лечении, судьей облсуда единолично было вынесено постановление о назначении закрытого заседания, хотя до этого все заседания были открытыми (сын осужден по ст.228 УК РФ). Явившись в суд для участия в рассмотрении ходатайств сына о допуске меня наряду с адвокатом в качестве защитника и законного представителя сына, я не был допущен в зал заседания. Пустили только прокурора, назначенного судом защитника и женщину. Лишь тогда мне было объяснено о закрытости заседания и статус этой женщины (из ООП). Вопросы о защитнике и законном представителе решались судом совместно с указанными лицами за закрытыми для меня дверями. Я был пущен в зал лишь на оглашение резолютивной части апелляционного определения, отменившего приговор и назначившим сыну принудительные меры мед. характера в лечебнице общего типа. В ознакомлении с материалами уг. дела мне отказывают, что препятствует эффективному обжалованию вынесенных в отношении сына судебных решений по данному делу. До осуждения мы с сыном жили раздельно и когда с ним все это произошло, он скрыл от меня. Об его осуждении я узнал когда он уже находился в СИЗО, после приговора райсуда.

Спасибо Вам Елена за помощь. Что бы Вы посоветовали мне в описанной ситуации?

И, все таки представляется странным, возможность обжаловать плохую «работу» адвоката защитника в порядке ГПК, и невозможность этого в отношении очевидно неправомерных действий законного представителя сотрудника ООП. Заранее благодарю за ответ.
Александр

Плохая работа защитника не оспаривается как оспариваются действия должностных лиц, плохая работа защитника ведет к нарушению взятых им на себя по соглашению обязательств. Это не сравнимые вещи.

Александр, Вы контактируете с адвокатом, который участвовал при рассмотрении дела? Рекомендую через него взять копии материалов дела. Что касается закрытости судебного заседания, то, на первый взгляд, оснований не было для проведения закрытого заседания. И еще вопрос: как давно было вынесено постановление о назначении лечения?

Апелляционное определение, оставившее без удовлетворения жалобы на приговор сына и его защитника, отменившее приговор и определившее о назначении принудительных мер мед. характера в виду совершения им преступных деяний в состоянии невменяемости, было вынесено Свердоблсудом 03.08.2016 г. Мотивированное 05.08.16 г.Также в нем указано о вступлении в силу после провозглашения и о возможности обжалования в президиум Свердоблсуда в кассационном порядке, предусмотренном гл. 47.1 УПК.

Елена. Спасибо Вам за помощь. Но, поскольку сегодня истекает месячный срок обжалования действий должностного лица ООП по ГПК, хотелось бы получить ответ, действительно ли в этом порядке указанное обжалование незаконных действий специалиста ООП, по вступлению в процесс законным представителем подсудимого, невозможно?

Заранее благодарен за ответ.

Александр, невозможно. Возьмите у адвоката материалы дела, и если имеются существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, то возможно обжаловать в кассационном порядке.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста я обратилась в министерство обороны с вопросом о не правомерных действиях должностных лиц 15 мая 2014 г. До сих пор Никакого ответа не последовало. Обратилась в военную прокуратуру Тверской области, мне сказали не по адресу обратились. Езжайте в г Владимир т.к. Ваше соединение относится к Владимирской армии. Куда мне обратиться чтобы мое обращение рассмотрели? Могу ли я подать на министерство обороны в суд? Ведь они должны были отреагировать на жалобу в 30 дневный срок.

Президент Российской Федерации имеет право отстранить должностное лицо, назначенное на должность путём утверждения Президентом в связи с утратой доверия, если должностное лицо систематически нарушает Закон и Конституцию РФ, то есть — злоупотребляет доверием Президента. Почему это правило не распространяется на должностных лиц органов судебной власти? Судья Верховного Суда вопреки требованиям закона не допускает жалобу до кассационного рассмотрения не разъяснив, почему доводы, изложенные в кассационной жалобе не заслуживают внимания, в результате чего лишает заявителя Конституционного права на обжалование предположительно противоправного судебного решения.Разве умышленное уклонение от предписаний Федерального Закона и Конституции РФ не является основанием для отстранения от должности в связи с утратой доверия?

Sociologs.ru 2019 Все права защищены