Гигиенические требования к физической культуре

Гигиенические требования к физической культуре

Большой информационный архив

Гигиенические требования к местам занятий физической культурой в школе

В соответствии с ВСН 50—86 школы должны иметь спортивную зону и учебно-спортивные помещения.

Спортивная зона располагается на участке школы не менее чем в 10 м от окон. Ее размеры и оборудование зависят от типа школы. В неполной средней школе площадь спортивной зоны составляет 5800—7900 м 2 . В средней школе в зависимости от количества учеников она может быть от 4900 до 10 700 м 2 .

В школах всех типов в спортивной зоне размещается легкоатлетическая (4900 м 2 ) и гимнастическая (600 м ) площадки. Для средней школы на 1176—1960 учащихся проектируется площадка для футбола, ручного мяча и легкоатлетических метаний (2950 м 2 ), а также комбинированная площадка (480 м 2 ) для баскетбола, волейбола и других игр.

В неполной средней школе на 320 учащихся и в средней школе (392—784 учащихся) предусматривается малая площадка (1950 м 2 ) для спортивных игр — ручного мяча, баскетбола, волейбола и легкоатлетических метаний.

Для группы школ, проектируемых для всех климатических районов, при соответствующих обоснованиях допускается сооружение учебного крытого плавательного бассейна с ванной размером 12,5X6 м, а для группы школ, проектируемых для IV климатического района, — учебный открытый бассейн с подогреваемой водой. В зависимости от местных условий на земельных участках или в здании школы могут быть оборудованы учебные тиры.

Учебно-спортивные помещения школы включают в се бя спортивные залы и расположенные при них две раздевальни, две душевые, два туалета и две специальные комнаты: преподавательскую и для хранения спортивных снарядов и инвентаря. Размеры спортивных залов зависят от типа школы. В неполной средней и средней школах на 192—624 учащихся проектируется спортивный зал 9Х 18X5,4 м; в средней школе на 784—1176 учащихся— 12X24X6 м; в средней школе на 1586 учащихся размещаются два спортивных зала: один 12 Х 12 Х З м, а другой 12 X 24 X 6.-м.- В средней школе на 1960 учащихся также предусматриваются два спортивных зала: 12 X 12 X 3 и 15 X 30 X 6 м.

Спортивные залы находятся на первом этаже, изолированно от учебных секций, спальных помещений (в школе-интернате). Вход в спортивный зал должен быть непосредственно из раздевален или через обособленный коридор. Из спортивного зала или комнаты для хранения спортивных снарядов и инвентаря предусматривается выход на участок (для выноса спортивных снарядов или эвакуации учащихся).

Основные гигиенические требования к оборудованию, отоплению, вентиляции, освещению и эксплуатации спортивных залов школы совпадают с общими требованиями, предъявляемыми к обычным спортивным залам.

Температура воздуха в учебно-спортивных помещениях в зависимости от климатических районов должна быть следующей: в спортивных залах — 15—17 °С, в раздевальнях при спортивном зале и залах — 19—22 °С, в душевых — 25 °С, раздевальнях при душевых — 20— 23 °С, туалетах — 17—21 °С.

Тема: «Гигиена физической культуры и спорта (одежда, обувь, места занятий, инвентарь)»

по дисциплине: «Физическая культура».

Тема: «Гигиена физической культуры и спорта (одежда, обувь, места занятий, инвентарь)»

1. Понятие гигиены. Гигиена физической культуры

2. Гигиеническое обеспечение занятий

Охрана здоровья – важнейшая социальная задача любого цивилизованного государства. Сегодня все более очевидной становится зависимость здоровья не только от лечебно-профилактических мероприятий, проводимых учреждениями здравоохранения, но, прежде всего, от самого человека, от его осознанного отношения к формированию, укреплению и сохранению своего здоровья, здоровья членов семьи и особенно детей.

Здоровье человека – динамическое состояние, процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Оно определяется гармоничностью физического развития человека, хорошим функциональным состоянием организма и, прежде всего, резервными возможностями сердечно-сосудистой системы, устойчивостью к действию неблагоприятных факторов.

Большое значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. Гигиену справедливо считают предупредительной медициной, в отличие от лечебной медицины, задачей которой является лечение больных и восстановление их трудоспособности. Гигиена изучает связь и взаимодействие между человеком и окружающей его внешней средой, а также влияние внешней среды (природных, бытовых, производственных и социальных факторов) на организм человека. На основании этого гигиена разрабатывает нормативы и санитарные мероприятия по созданию наиболее благоприятных условий многообразной жизни и деятельности человека. Среди многочисленных гигиенических мероприятий, которые осуществлялись на разных этапах развития человеческого общества, большое место занимали физические упражнения и спорт, а также закаливание как средство физического воспитания крепких и здоровых людей.

Равновесие между организмом и внешней средой – необходимое условие существования человека и сохранения его здоровья. При резких изменениях внешней среды, к которым человек не может приспособиться, это равновесие нарушается, в результате чего могут возникнуть различные заболевания.

Гигиена является основой профилактики заболеваний, которая осуществляется путем широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.

1. ПОНЯТИЕ ГИГИЕНЫ. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Гигиена – область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:

— гигиену окружающей среды;

— гигиену питания и здоровья;

Один из ведущих методологических принципов гигиены – принцип единства организма и среды: организм и среда рассматриваются как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм – среда».

Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические

рекомендации, нормы и правила создания благоприятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой.

На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:

— химические – химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище;

— физические – температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.;

— биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы;

— социальные факторы – характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача – изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.1

Цель гигиены – здоровье человека. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [Всемирнаяая орг. здравоохранения].

Гигиена физического воспитания и спорта – это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

Гигиена физической культуры и спорта изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой.

Цель такого изучения – разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

— оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,

Читайте так же:  Летчики истребители пенсия

— применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

— оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

2.1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировочно-соревновательной деятельности.

Гигиеническое назначение спортивной одежды и обуви – создание и сохранение оптимального теплового баланса в системе «организм – окружающая среда», в процессе занятий физическими упражнениями различной интенсивности и направленности. Температурный режим организма оказывает прямое действие на динамику и интенсивность основных обменных процессов.

2.2 Гигиенические требования к спортивной одежде.

У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде, сопровождающуюся значительным выделением энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кожная температура быстро повышается, особенно при высоких температурах окружающей среды и относительной влажности воздуха. Спортивная одежда должна обеспечить оптимальный микроклимат. На него влияют тепловое состояние организма спортсмена, метеорологические условия внешней среды и свойства спортивной одежды.

Для изготовления спортивной одежды и обуви применяются разные материалы: натуральные, искусственные и синтетические. Натуральные материалы делятся на две группы: животного (шелк, шерсть, мех) и растительного (хлопок, лен и др.) происхождения. Материалы животного происхождения имеют белковую природу, растительного – состоят преимущественно из клетчатки. Искусственные материалы (вискоза, ацетат, триацетат и др.) создаются из продуктов переработки древесной целлюлозы, по своей химической природе они близки к хлопку и льну. Синтетические материалы могут быть ткаными, неткаными, дублированными и прорезиненными.

Основные гигиенические характеристики материалов, используемые для изготовления спортивной одежды и обуви:

Спортивная одежда изготавливается также из материалов, состоящих из различных волокон. Гигиенические свойства таких материалов меняются в зависимости от того, какое волокно в них преобладает.

2.3 Гигиенические требования к спортивной обуви.

Они во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде: водоупорность; достаточная вентилируемость; мягкость; легкость; эластичность. После намокания и высушивания обувь не должна менять форму и размеры, оставаясь гибкой.

— соответствие времени года,

— условиям тренировок и соревнований,

— надежная защита стоп от механических ударных воздействий при беге, прыжках,

— отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями, от зимней обуви требуется еще и хорошая теплозащитность.

Материалы, применяемые для изготовления спортивной обуви, должны принимать и сохранять форму стопы без значительных изменений внутренней конфигурации и внешнего вида. При изготовлении спортивной обуви применяются натуральная кожа и ее заменители, резина, синтетические материалы.

С гигиенической точки зрения лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочна, достаточно мягка и эластична, хорошо защищает стопы от воздействия сырости и механических повреждений, мало теплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры обуви после намокания и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как она непроницаема для воздуха, вызывает излишнюю потливость стоп. Обувь из синтетических материалов отличается легкостью и большой прочностью.

Также важно, чтобы отдельные детали спортивной обуви и их соединения имели гладкие поверхности, особенно внутри, т. е. обувь должна обеспечивать максимальную безопасность в процессе эксплуатации, удобство при выполнении вспомогательных операций, ее надевании и снятии.

2.4 Основы гигиены спортивных сооружений.

Спортивные сооружения должны соответствовать определенным санитарно-гигиеническим положениям, которые содержатся в спортивно-технических требованиях, указанных в следующих основных документах:

– «Строительные нормы и правила, часть 2, глава 76. Спортивные сооружения, нормы проектирования (СНиП 11–76–78)»;

– «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту, утвержденные заместителем главного государственного санитарного врача СССР 30.12.1976 г.».

После сдачи спортивных сооружений в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологических станций и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен быть во всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания и эксплуатации спортивных сооружений несет администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических правил администрация привлекается к ответственности.

Важное гигиеническое значение имеет правильное размещение спортивных сооружений, способствующее улучшению условий для занятий физическими упражнениями и спортом, усилению их оздоровительного воздействия. Сеть физкультурно-спортивных сооружений проектируется как элемент системы культурно-бытового обслуживания населения города и поселков городского типа в соответствии с их планировочной структурой.

При планировании размещения спортивных сооружений необходимо принимать во внимание данные «розы ветров». Спортивные сооружения следует располагать на участках, имеющих небольшие уклоны, на южных склонах, защищенных от господствующих ветров, и по возможности в местах, имеющих достаточную степень озеленения: у естественного зеленого массива (леса, парка, сквера, сада) или открытого водоема (реки, озера, пруда). Эти факторы в значительной мере улучшают микроклиматические условия.

Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассматриваются на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов.

Спортивные залы могут размещаться в специальных зданиях или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Залы для занятий тяжелой атлетикой должны располагаться на первом этаже. Помосты в них устанавливают на грунте, не связывая их с основными конструкциями здания.

Помещения в здании должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной верхней одежды – раздевальные мужские и женские (с душевыми и туалетами) – спортивный зал.

Подобное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, буфет, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.

Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды. Единовременную пропускную способность зала определяют, исходя из расчета площади в квадратных метрах на одного занимающегося. Размеры спортивных залов и площадь на одного занимающегося указаны в СНиП 11–76–78.

Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления располагают в нишах под окнами и укрывают защитными решетками. Двери не должны иметь выступающих наличников.

При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние цвета на психофизиологические функции: зеленый цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и желтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции.

Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным, теплым и легко моющимся.

Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Гигиена является основой профилактики заболеваний, которая осуществляется путем широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.

Система гигиенического обеспечения должна применяться на всех этапах подготовки спортсменов. В ее реализации принимают участие тренеры, медицинские работники и сами спортсмены. Следует особо подчеркнуть, что наибольший положительный эффект проявляется при комплексном использовании всех элементов системы.

Цель системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов — способствовать сохранению и укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности, Продлению спортивного долголетия, профилактике спортивного травматизма, быстрой адаптации спортсменов при тренировках и соревнованиях в сложных условиях.

Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов включает программу каждого элемента (питания, закаливания и т. д.). Эти программы составляются с учетом особенностей вида спорта, этапов и условий подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов и др.

При реализации программ проводится комплексный контроль, который включает данные о динамике состояния здоровья, спортивной работоспособности и самочувствия спортсменов. Эта информация складывается из анализа данных гигиенических исследований, педагогических наблюдений, медицинских обследований, специальных исследований психофизиологических функций, наиболее важных для данного вида спорта. Сравнительный анализ получаемой таким образом информации позволяет вносить соответствующие коррективы в отдельные программы системы гигиенического обеспечения.

Читайте так же:  Срок действия справки форма 7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

2. Коц Я.М., Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 1986.

3. Осик В. И. Валеология. – Краснодар: “Советская Кубань”, 1997, 288с.

4. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: “Физкультура и спорт”, 1983.

5. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: “Физкультура и спорт”, 1983.

6. Гигиена : учебник\ Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

7. Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985

Гигиенические требования к физической культуре

Используя тренажеры и другие технические средства, следует проверять их соответствие гигиеническим нормам.

Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, скверах выбираются на удалении 300–500 м от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха.

При занятиях на спортивных сооружениях гигиенические условия обеспечиваются их администрацией.
Одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта.

При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной, трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимними видами спорта используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка.

Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий тем или иным видом физических упражнений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения.

Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости – две пары носков.

На соревнованиях и во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной обувью.

Гигиена физической культуры

Главная > Реферат >Физкультура и спорт

§1. Основы гигиены физической культуры…………………………………………………………………4

Необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. — М.: Медицина, 1989.

Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. — Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.

Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

§1. Основы гигиены физической культуры

Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.

Одной из профильных гигиенических дисциплин является гигиена физической культуры и спорта. Она изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой. Цель такого изучения — разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

§2. Личная гигиена

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для школьников и студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего школьники (студенты) могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

Основные правила организации суточного режима:

подъем в одно и то же время

Выполнение УГГ и закаливающих процедур;

Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 — 5 раз в день);

Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время;

Не реже 3 — 5 раза в неделю по 1,5 — 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;

Выполнение в паузах учебной деятельности (3 — 5 мин) и физических упражнений;

Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 — 2 ч);

Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.

Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами.

Гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений.

Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой.

Необходимо, чтобы и теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводимость, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять форму после намокания

§3. Рациональное питание

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.

Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие: (Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. — Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.)

оптимальное количество, соответствующее энергетическим затратам человека, в процессе жизнедеятельности;

полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях;

разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;

хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;

доброкачественность и безвредность.

Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии при выполнении различной, главным образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении суточного расхода энергии. Чем интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.

При расчете калорийности пищи и ее состава в сутки можно пользоваться данными таблицы 1.

Таблица 1. Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки, г на 1 кг массы тела.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Читайте так же:  Договор на изготовление конструкции

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

– для обучающихся 1-х классов он не должен превышать 4 уроков и один день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

– для обучающихся 2–4-х классов – не более 5 уроков и один день в неделю – 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

– для обучающихся 5–6-х классов – не более 6 уроков;

– для обучающихся 7–11-х классов – не более 7 уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (Приложения 4 и 5 настоящих санитарных правил).

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

– физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;

– организованных подвижных игр на переменах;

– спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

– внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

– самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70 %.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Гигиенические требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях — RSS

Гигиенические требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях

Гигиенические требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях

В целях предупреждения снижения работоспособности и повышенной утомляемости, сохранения оптимального уровня работоспособностидетей во время учебного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

Требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях установлены в разделе X санитарно-эпидемиологических правил и нормативовСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно правилам для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, а заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях дети распределяются на основную, подготовительную и специальную группы с учетом их состояния здоровья.

Учащимся основной физкультурной группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Занятия для подготовительной и специальной групп проводятся с учетом заключения врача и снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

Так, в средней полосе Российской Федерации (в том числе и Республике Марий Эл) для обучающихся в возрасте до 12 лет занятия не проводятся при температуре воздуха -9 0 С (без ветра), -6 0 С (при скорости ветра 5 м/сек), -3 0 С (при скорости ветра 6-10 м/сек). Для обучающихся в возрасте 12-13 лет занятия не проводятся при температуре воздуха -12 0 С (без ветра), -8 0 С (при скорости ветра 5 м/сек), -5 0 С (при скорости ветра 6-10 м/сек), 14-15 лет: -15 0 С, -12 0 С, -8 0 С соответственно.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

В образовательных учреждениях медицинские работники ведут контроль за организацией физической культуры.

Гигиенические требования к организации урока физкультуры;

Гигиеническая оценка организации урока физической культуры дается специалистам по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, школьниками медицинскими работниками по следующей схеме:

1) соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

2) методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей урока, обеспечением оптимальной общей и моторной плотности, физиологической нагрузки;

3) выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки;

4) место урока физической культуры в расписании учебного дня и
недели;

5) проведение урока в специальном помещении, на специально оборудованных площадках пришкольных участков, стадионе, лыжной трассе или бассейне.

6) выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Сдвоенные уроки допускаются при выполнении программы по лыжной подготовке, а также в отдельных случаях по рекомендациям Министерства образования.

В сельских школах, при удалении проживания детей не рекомендуется проводить урок физкультуры первым и последним уроками, поскольку особенностью двигательного режима сельских детей является необходимость ежедневных пеших переходов в школу. Если организм, играя роль своеобразной гимнастики, то при большей продолжительности ходьбы у школьников возникают признаки утомления, отмечается снижение результатов выполнения контрольных физических упражнений, общей работоспособности.

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. По динамике ее изменения на протяжении урока физкультуры и в восстановительном периоде оценивают правильность построения урока, соответствие нагрузки функциональным возможностям организма школьника. Частоту пульса определяется 10 или 15-секундные отрезки времени — до урока, после подготовительной части, на высоте основной, после основной, после заключительной части и в течение 3–5 мин в восстановительном периоде. Полученные данные используют для построения кривой физиологической нагрузки.

Нормальная физиологическая кривая представляет собой восходящую линию, которая может подниматься в основной части урока на 80-100% по отношению к исходному уровню, с несколькими зубцами, соответствующими выполнению наиболее интенсивных упражнений. В заключительной части урока должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению кривой. Разница исходных и конечных показателей не должна превышать 20%. Незначительный подъем кривой свидетельствует о малой нагрузке на уроке, не обеспечивающей тренирующего эффекта.

Двигательные режимы при сердечной частоте пульса 150–170 ударов в минуту является переходным рубежом от аэробного к анаэробному дыханию.

Резкое учащение пульса и отсутствие тенденции к его снижению к концу заключительной части урока указывают на чрезмерность нагрузки.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены