Федеральный закон от 21121996 г 159-фз

Федеральный закон от 21121996 г 159-фз

4 декабря 1996 года

10 декабря 1996 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ,

  • от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ,
  • от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
  • от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ,
  • от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 29.02.2012 N 15-ФЗ,
  • от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
  • от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ,
  • от 22.12.2014 N 442-ФЗ, от 31.12.2014 N 500-ФЗ,
  • от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ,
  • от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

(преамбула в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

Информация о результатах мониторинга правоприменения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Информация о результатах мониторинга правоприменения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мониторинг правоприменения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – мониторинг правоприменения) проведен на основе Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации». При осуществлении мониторинга правоприменения использована практика применения федерального и областного законодательства в указанной сфере, информация, поступившая из высших учебных заведений (федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» (филиал в городе Кирове), Кировского филиала Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Московский гуманитарно-экономический институт), практика судов общей юрисдикции, практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления (прокуратуры Кировской области, Правительства Кировской области, Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области и муниципального образования «Город Киров»). В соответствии с положениями пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы по социальной защите и по социальному обеспечению находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.11.2011 № 326-ФЗ) законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне отношения, связанные с дополнительными гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительно регулируются нормами: Жилищного кодекса Российской Федерации; Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступает в силу с 01.01.2013); постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа»; Приказа Минздрава СССР от 19.11.1986 № 1525 «Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него» и др. Отдельные вопросы правового регулирования соответствующих отношений нашли отражение в практике Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации: Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 № 1696-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Исламовой Янии Ильдаровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шабановой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1281-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дятлова Василия Михайловича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 № 605-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации городского округа «Город Волгореченск» Костромской области на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», частью 1 статьи 6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 590-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каканова Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»; Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 № 87-КГ12-1 по делу о принятии на учет лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставлении жилых помещений и включении в сводный список лиц, относящихся к категории детей-сирот, решения первой и кассационной инстанций были отменены в связи с не исследованием последними наличия у указанных лиц в прошлом иного постоянного места жительства, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции; Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15-Впр12-2 дело о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как в случае сомнения относительно соответствия норм Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее; Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 № 37-В11-8 иск прокурора в интересах несовершеннолетней о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворен, так как в соответствии с требованиями Закона субъекта Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) и др. С целью обеспечения мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ), в Кировской области приняты следующие нормативные правовые акты: Закон Кировской области от 11.02.2003 № 133-30 «Об образовании в Кировской области»; Закон Кировской области от 03.11.2005 № 370-30 «Об установлении порядка и размера ежемесячных денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье»; Закон Кировской области от 28.09.2006 № 40-30 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановление Правительства Кировской области от 07.12.2004 № 23/257 «О создании межведомственной комиссии и утверждении порядка расчетов размеров денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области»; постановление Правительства Кировской области от 18.01.2005 № 26/3 «Об утверждении Положения о порядке проезда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях Кировской области, в городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, кроме такси»; постановление Правительства Кировской области от 03.05.2005 № 33/88 «Об утверждении Положения о размере и порядке возмещения расходов, связанных с обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на курсах по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования»; постановление Правительства Кировской области от 16.05.2006 № 59/88 «Об утверждении Порядка обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа выпускников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Кировской области»; постановление Правительства Кировской области от 12.03.2007 № 87/108 «О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обучающихся, воспитывающихся (находящихся) в учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности, а также выпускников данных учреждений»; постановление Правительства Кировской области от 25.09.2012 № 172/565 «О предоставлении социальных выплат в виде стипендий для обучающихся областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования»; постановление Правительства Кировской области от 11.08.2010 № 63/380 «Об утверждении Порядка выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, заработной платы, начисленной в период прохождения производственного обучения и производственной практики»; постановление Правительства Кировской области от 24.11.2011 № 129/600 «Об установлении размеров денежной компенсации и единовременного денежного пособия на 2012 год». По состоянию на 01.10.2012 в Кировской области насчитывается 5024 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Читайте так же:  Ликвидация фирмы услуга

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всего в том числе,

— осталось неустроенными на конец года

— воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей)

— в приемных семьях

— в государственных учреждениях (в том числе в детских домах, школах-интернатах системы образования)

Прокуратура разъясняет: внесены изменения в Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С 1 января 2013 года изменились условия и порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее по закону детям, лишившимся родительской опеки и достигшим совершеннолетия, жилье предоставлялось во внеочередном порядке по договору социального найма. При этом сироты и приравненные к ним лица могли пользоваться предоставленными квартирами и домами бессрочно, а также были вправе наряду с остальными гражданами участвовать в их приватизации.

Внесенные в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнения существенно изменили порядок обеспечения сирот жильем. Это сделано в их интересах и связано с участившимися фактами мошенничеств, совершенных в отношении и без того обездоленных людей. Как показывает практика, до сегодняшнего дня были нередки случаи обмана сирот квартирными мошенниками, которые зачастую пользовались неграмотностью и беззащитностью представителей данной категории граждан и всяческими способами добивались переоформления их жилья в пользу других лиц. В итоге сироты оказывались на улице и вновь становились нуждающимися в помещениях для проживания.

Теперь жилые помещения предоставляются детям-сиротам из специализированного жилого фонда. На данную меру государственной поддержки могут рассчитывать лишь те, кто обратился с соответствующим письменным заявлением и не имеет собственного жилья или не является его нанимателем либо членом семьи нанимателя муниципальной квартиры. Также жильем будут обеспечиваться те сироты, которые являются нанимателями либо членами семьи нанимателя, но проживание в ранее занимаемом ими жилом помещении стало невозможным (к примеру, признано аварийным). Первоначально жилье будет предоставляться им сроком на 5 лет, после чего, если за этот период нарушений целевого использования полученного жилья не было допущено, сирота получит возможность в общем порядке оформить квартиру или дом на праве социального найма либо праве собственности путем приватизации.

Читайте так же:  Приставы свердловского района 2 г перми

Важно, что право на обеспечение жилыми помещениями за счет государства сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического получения ими жилых помещений.

Федеральный закон от 21121996 г 159-фз

Органами прокуратуры регулярно проводятся проверки исполнения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Согласно законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на оказание медицинского обслуживания, трудоустройство, получение жилого помещения и имущества, а также имеют право на получение образования.

Предусмотренные вышеуказанным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях — расходными обязательствами Российской Федерации.

В части дополнительных гарантий на получение образования, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право за счет средств соответствующего бюджета:

— на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования;

— на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения;

— на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения — за счет средств соответствующего бюджета;

— на получение, наряду с полным государственным обеспечением, государственной социальной стипендии, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

При нарушении законодательства, все граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут обратиться с заявлением о защите их законных прав и интересов в прокуратуру Октябрьского района.

Читайте так же:  Судебно строительная экспертиза одесса

Старший помощник прокурора района

Sociologs.ru 2019 Все права защищены