Договор с экспедитором на перевозку груза

Договор с экспедитором на перевозку груза

ООО «Шелковый путь», именуемое в дальнейшем «Экспедитор», в лице генерального директора, Гуцуляка Дмитрия Евгеньевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________________________, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице _____________________, действующего на основании _____________________, с другой стороны, далее именуемые как Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора
Настоящий договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Экспедитором поручений Заказчика по планированию, организации перевозок грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционному обслуживанию за счет средств Заказчика по территории РФ.

2. Общие положения

2.1. Заказчик гарантирует, что он является владельцем груза либо уполномоченным агентом владельца груза и что он уполномочен принять и принимает условия данного договора не только в отношение себя, но также как агент от имени и по поручению владельца груза.

2.2. Экспедитор выступает от своего имени и имеет право на привлечение третьих лиц для выполнения своих обязательств по настоящему договору.

2.3. Перевозки осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ и УА ТРФ.

2.4. На каждую перевозку оформляется Заявка (Приложение №1 к настоящему договору), которая подписывается уполномоченным лицом Заказчика и передается Экспедитору по факсимильной связи или по средствам электронной почты.

2.5. Согласованная заявка является неотъемлемой частью настоящего договора.

2.6. По взаимному соглашению сторон, Экспедитор осуществляет страхование груза по поручению и за счет Заказчика. За оказание услуг по страхованию груза, Экспедитор взимает комиссию в размере 0,2% от объявленной стоимости груза. Страховая стоимость указывается в Заявке (Приложение № 1 к настоящему договору).

3. Обязанности сторон

3.1. Экспедитор обязан:

3.1.1. Определять типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов в зависимости от объема и характера груза и обеспечивать подачу транспортных средств к пунктам погрузки во время, указанное в заявке;

3.1.2. Подавать под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза;

3.1.3. Доставлять вверенный ему Заказчиком груз в пункт назначения указанный в товаросопроводительной накладной и выдавать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю) указанному в заявке;

3.1.4. Подтверждать не менее чем за 24 часа до погрузки предоставление автотранспорта для выполнения заявленной перевозки или невозможность осуществления заявленной перевозки.

3.2. Заказчик обязан:

3.2.1. Подавать заявку на перевозку в письменном виде по факсимильной связи или электронной почте, с подтверждением от Перевозчика ее получения, не позднее чем за три рабочих дня до планируемой даты начала перевозки, если в результате переговоров на конкретную перевозку не оговорены иные сроки размещения заявки на перевозку;

3.2.2. Предоставлять в пунктах погрузки/разгрузки водителям и другим представителям Экспедитора телефонную связь для служебного пользования;

3.2.3. Обеспечить возможность получения водителем-экспедитором груза к перевозке по предъявлении документа, удостоверяющего личность водителя-экспедитора и проверить соответствие с данными указанными в Заявке (Приложение №1 к настоящему договору). В случае необходимости предъявления других документов для получения груза к перевозке Заказчик обязан предоставить их Экспедитору заблаговременно до начала перевозки;

3.2.4. Обеспечить погрузку/разгрузку транспортного средства Экспедитора в нормативные сроки оговоренные в заявке.

3.2.5. При задержке погрузочных работ по вине Заказчика принимать необходимые меры для обеспечения водителей автотранспортных средств, выделенных для перевозки груза, нормальными условиями проживания.

3.2.6. В случае необходимости оказать помощь водителю-экспедитору в крепление груза;

3.2.7. Обеспечить в пункте погрузки оформление необходимых товаросопроводительных документов (товарно-транспортной накладной), экспедирование или страхование груза;
3.2.8. Произвести оплату за перевозку груза, за работу и услуги, выполняемые Экспедитором по заявке Заказчика в сроки и размере согласованные в заявке;
3.3. Приемка (погрузка) и сдача (выгрузка) груза осуществляется Заказчиком с соблюдением положений, установленных транспортными Уставами и Правилами.

4. Расчеты за перевозку

4.1. Расчеты между Заказчиком и Экспедитором производятся на основании договорной цены указанной в заявке. На основании п.4 ст.346.26 гл.26.3 НК РФ НДС не исчисляется.

4.2. После окончания перевозки Экспедитор предоставляет товаротранспортные документы (TTH, CMR). Заказчик оплачивает счет в течение срока, указанного в Заявке на перевозку. По согласованию сторон возможна предоплата перевозок на основании выставленного счета.

4.3. Расчет за выполненную перевозку и услуги производится Заказчиком без вычетов или отнесения на счет любой претензии, контрпретензии или зачета с обязательным предоставлением Экспедитором следующих документов: акта выполненных работ, счета с приложением копии товарно-транспортной накладной с отметкой грузополучателя (склада временного хранения) и квитанций за возникшие дополнительные расходы Экспедитора, письменно согласованные Сторонами.

4.4. Все банковские расходы и расходы по переводу покрываются Заказчиком.

4.5. За несвоевременную оплату перевозки Заказчик обязан оплатить пени в размере 0,5% от стоимости перевозки за каждый день просрочки.

4.6. Оплата неустойки не освобождает Заказчика от оплаты по обязательствам.

5. Ответственность сторон

5.1. Заказчик ответственен:

5.1.1. За сверхнормативные простой автомашины при погрузочно-разгрузочных операциях, а также простоях вызванных несоответствием данных указанных в Заявке реальному состоянию груза. Заказчик оплачивает простой по согласованному в Заявке тарифу.

5.1.2. За отсутствие или несвоевременное предоставление Экспедитору полной и достоверной информации для осуществления перевозки. В случае предоставления недостоверной информации Заказчик будет ответственен за все риски и дополнительные расходы, понесенные Экспедитором.

5.1.3. За не предъявление груза к месту погрузки в течение 1 дня после установленного заявкой срока, а также не использования поданных транспортных средств в течении 1 дня после подачи на место погрузки (отказа от перевозки), уплачивает Экспедитору штраф в размере 20% стоимости перевозки не предъявленного груза, и компенсирует затраты Экспедитора по оформлению разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза, которое оформлялось для выполнения данной перевозки.

5.1.4. За перенос даты погрузки менее, чем за 24 ч. до указанной даты погрузки в Заявке на перевозку – Заказчик оплачивает Экспедитору простой автомашины по согласованному в Заявке тарифу.

5.2. Экспедитор ответственен:

5.2.1. За порчу или утрату груза (независимо от того опломбирован автомобиль или нет) произошедшую с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю по вине Экспедитора, при соблюдении пункта 3.2.7.

5.2.2. За отсутствие или несвоевременное предоставление Заказчику полной и достоверной информации по ходу исполнения перевозки и состоянию груза. В случае предоставления недостоверной информации Экспедитор будет ответственен за дополнительные расходы, понесенные Заказчиком.

5.3. Каждая из Сторон должна исполнять свои обязательства надлежащим образом, оказывая другой стороне всевозможное содействие в исполнении ею своих обязательств.

5.4. Сторона, нарушившая свои обязательства по Договору, должна без промедления устранить эти нарушения.

5.5. В случае если пропажа или порча груза, или неподача автотранспорта в установленное время наступили по причине обстоятельств непреодолимой силы, что должно быть подтверждено соответствующими официальными документами, а также в случае установленных ст. 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, то Экспедитор освобождается от уплаты штрафных санкций, предусмотренных настоящим Договором.

5.6. По всем вопросам, не оговоренным настоящим Договором, взаимоотношения Сторон регулируют ФЗ РФ от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами Российской Федерации.

6. Дополнительные условия

6.1. Стороны будут нести ответственность за полное или частичное несоблюдение любой из своих обязанностей по настоящему договору, если неисполнение будет являться следствием действий или бездействия одной из Сторон или их контрагентов, повлекших убытки, подтвержденные документально.

6.2. Стороны могут быть освобождены от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если докажут, что оно было вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

6.3. Стороны договорились, что для них копии данного договора, а так же любые Приложения, Протоколы, Акты и Дополнительные соглашения к нему, полученные по факсимильной связи или по средствам электронной почты с печатями и подписями уполномоченных лиц, являются официальными документами, имеют юридическую силу и достаточными для совершения сделки.

7. Разрешение споров

7.1. При возникновении споров или разногласий, которые могут возникнуть в процессе выполнения условий настоящего договора, а также касательно действительности договора, Экспедитор и Заказчик будут стараться регулировать их путем переговоров или обмена письмами.

7.2. Если выше указанными средствами разрешение споров не достигается, они подлежат рассмотрению в арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в установленном законном порядке.

8. Сроки действия договора

8.1. Данный договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2011 г. Договор будет автоматически продлеваться на каждый последующий календарный год, при условии того, что ни одна из Сторон письменно не заявит о его расторжении не менее чем за 30 дней до фактической даты расторжения. При этом договор считается расторгнутым после завершения исполнения всех обязательств Сторон, принятых до уведомления о расторжении договора.

8.2. Данный договор может быть изменен или дополнен при условии письменного согласия обеих Сторон.

8.3. Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, и имеет равную юридическую силу.

9. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

ИП оказывает услугу как агент, работая с принципалом по агентскому договору, с правом привлечения третьих лиц. Суть услуги — организация перевозки грузов принципала из-за границы в Россию. Частью этой перевозки является доставка растаможенного контейнера с грузом из порта или с железнодорожной станции на склад принципала автомобильным транспортом. 1) Как правильно заполнять транспортную накладную (ТН) при такой схеме работы, когда договоры перевозки с транспортными компаниями (ТК) заключает экспедитор? 2) Если грузоотправитель (экспедитор) фактически находится в другом городе, может ли за него по доверенности расписываться в ТН представитель перевозчика? Кто должен расписываться в этом случае в графе 16 ТН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В качестве грузоотправителя в транспортной накладной должны быть указаны сведения о лице, заключившем договор перевозки груза, т.е. Экспедиторе. Подробности смотрите ниже.
2. Экспедитор может поручить подписание ТН любому лицу (в т.ч. представителю Перевозчика), выдав ему соответствующую доверенность. При этом в транспортных накладных в качестве грузоотправителя должно указываться уполномоченное лицо.
В том числе уполномоченное лицо расписывается в разделе 16 транспортной накладной с указанием реквизитов доверенности.

Читайте так же:  Новости взятки ростехнадзор

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Такой договор заключается в письменной форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ) клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить последнему оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
При этом условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Законом N 87-ФЗ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ).
В рассматриваемом случае клиентом Экспедитора выступает ИП (также — Агент), представляющий интересы Принципала по агентскому договору.
В соответствии с п.п. 5, 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены постановлением Правительства России от 08.09.2006 N 554, далее — Правила) составленные в письменной форме экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (бланки утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23). Такими документами являются:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). В рассматриваемом случае складская расписка неактуальна.
При этом в соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.
На основании п. 4 Правил грузоотправителем является лицо, предъявившее груз к перевозке.
Из ст. 313 НК РФ следует, что основанием для ведения налогового учета являются первичные учетные документы, включая справку бухгалтера (смотрите также письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24663).
Исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов в целях налогообложения, не существует. Например, в письме Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372 прямо сказано, что НК РФ не устанавливается конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы.
Полагаем, что в анализируемой ситуации для подтверждения расходов на услуги Экспедитора транспортных расходов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли должны использоваться одни и те же первичные учетные документы (смотрите также письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-03-06/1/18858).
Как следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки грузов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, транспортная накладная, форма которой утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам перевозки грузов, является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а не договора транспортной экспедиции.
При этом нормы ГК РФ и Закона N 87-ФЗ не возлагают на экспедитора обязанности передать клиенту-грузоотправителю транспортную накладную (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3324/12 по делу N А42-3191/2011).
По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил). Однако транспортная накладная является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 N 13АП-7037/13).
Таким образом, у Агента вообще отсутствует обязанность получать у Экспедитора экземпляр или копию транспортной накладной, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
В то же время налоговые органы высказывали мнение, что при оказании услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов, помимо акта сдачи-приемки оказанных услуг, необходимы договор транспортной экспедиции, экспедиторские документы, доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом), и перевозочные документы. При этом, по мнению специалистов налоговых органов, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (письма УФНС по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/[email protected], от 01.11.2011 N 16-15/[email protected], от 17.10.2011 N 16-15/[email protected]).
Судебная практика носит противоречивый характер.
Часть судов поддерживает позицию налоговых органов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2010 N А63-5615/2009-С4-9, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2011 N Ф04-794/11, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 N 14АП-2585/11).
Другие суды принимали решения в пользу налогоплательщиков, указывая, что транспортная накладная не является необходимым доказательством произведенных расходов на экспедиционные услуги, ее отсутствие не может служить основанием для отказа в принятии расходов по налогу на прибыль (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 N 15АП-15105/16 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2017 N Ф08-1880/17 по делу N А53-32459/2015), постановления ФАС Московского округа от 29.03.2011 N КА-А40/2115-11, ФАС Уральского округа от 14.10.2010 N Ф09-8180/10-С2, ФАС Поволжского округа от 11.05.2010 N А12-20919/2009).
В анализируемой ситуации ИП считает необходимым для минимизации налоговых рисков получать у Экспедитора транспортные накладные (или их копии), подтверждающие перевозку грузов. Встает вопрос об их оформлении.
1. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (п. 1 ст. 8 Устава).
В отношениях по перевозке груза автомобильным транспортом грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу (п.п. 4, 13 ст. 2 Устава).
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае Агент заключает от своего имени договор транспортной экспедиции с Экспедитором, а Экспедитор заключает от своего имени договор перевозки груза с Перевозчиком (транспортной компанией). В таком случае считаем, что грузоотправителем в данных правоотношениях является Экспедитор. Следовательно, именно он (Экспедитор) должен быть указан в качестве грузоотправителя в транспортной накладной. То есть ТН в этом случае оформляется Экспедитором и Перевозчиком (фактически осуществляющим перевозку груза в пункт назначения).
В рассматриваемом случае при оформлении транспортной накладной:
— в п. 1 «Грузоотправитель (грузовладелец)» транспортной накладной должны быть указаны сведения о лице, заключившем договор перевозки груза (Экспедиторе);
— в п. 2 «Грузополучатель» указываются данные организации, на склад которой поступит груз (как мы поняли из вопроса, это Принципал);
— в п. 10 «Перевозчик» указываются реквизиты транспортной организации, которая непосредственно перевозит груз (транспортная компания, привлеченная Экспедитором).
Для справки отметим, что если Экспедитор в отношениях с Перевозчиком выступает от имени клиента-грузоотправителя (Агента), последний вправе поручить ему оформить от своего имени транспортную накладную, предусмотрев это в доверенности. В таком случае в п. 1 «Грузоотправитель» транспортной накладной указываются данные ИП (Агента).
2. В силу п. 9 Правил перевозки грузов транспортная накладная составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве, в 3-х экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (смотрите также постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 N 20АП-1718/17).
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки (в рассмотренном судом случае — экспедитор). Также отмечено, что клиент, не состоящий в договорных отношениях с фактическим перевозчиком (или другое лицо), может подписать транспортную накладную в графе 1 «грузоотправитель (грузовладелец)» по указанию экспедитора.
Закон определяет доверенность как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Цель такого представительства — обеспечить возможность приобретения гражданских прав и обязанностей для одного субъекта через действия другого субъекта — так, как если бы эти действия совершались непосредственно представляемым.
Доверенность должна содержать полномочие на осуществление правомерного и осуществимого действия. Предметом доверенности могут быть только юридически значимые действия. Закон рассматривает в качестве таковых прежде всего сделки. Уполномочить на совершение юридически значимых действий можно не только своего работника, но и иное физическое лицо (ст.ст. 182, 185 ГК РФ).
Таким образом, Экспедитор (являющийся в рассматриваемой ситуации грузоотправителем) может поручить подписание ТН любому лицу, выдав ему соответствующую доверенность.
При этом в транспортных накладных в качестве грузоотправителя должно указываться уполномоченное лицо. В форме ТН указано, какие разделы должно заполнять лицо, которое действует по доверенности. Это разделы 1, 6 и 16 транспортной накладной. Уполномоченное лицо расписывается в ТН с указанием реквизитов доверенности.

Читайте так же:  Профилактика тэла приказ 233

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Перевозка грузов автомобильным транспортом;
— Энциклопедия решений. Транспортная накладная;
— Энциклопедия решений. Доверенность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

10 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Особенности договора транспортной экспедиции

В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.

В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.

Правовые основы экспедиторской деятельности

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Ситуация 1

Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности

Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.

Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).

Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.

Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.

Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.

При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.

В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах:

деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;

● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.

В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.

При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль будет являться его вознаграждение, а затраты, возникающие в процессе исполнения договора, могут признаваться собственными затратами экспедитора или подлежащими возмещению клиентом в зависимости от условий заключенного договора. Как правило, именно условиями договора определяется, какие затраты и какая сумма компенсации подлежат перечислению экспедитору со стороны клиента для исполнения договора.

Во втором случае все расчеты с перевозчиками осуществляет экспедитор от своего имени. Иными словами, договор транспортной экспедиции оформляется как договор оказания услуг.

Такая форма договорных отношений, как правило, используется:

● при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;

● в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну;

● когда привлечение соисполнителя производится для оказания услуг нескольким клиентам. Например, экспедитор привлекает организацию, осуществляющую перевозку грузов, которые принадлежат различным клиентам.

При указанной форме договорных отношений цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, клиент не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента.

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут признаваться в его бухгалтерском учете и учитываться при налогообложении прибыли.

К сведению. Договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки. Согласно гл. 41 ГК РФ в компетенцию экспедитора входят исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Документальное оформление услуг экспедитора

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ предусмотрено, что при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ).

Получение экспедитором груза от клиента или от указанного им грузоотправителя подтверждается экспедиторской распиской (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), которая выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Если экспедитор организует перевозку по поручению и для клиента, иными словами, заключен посреднический договор, то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, будет выступать отчет экспедитора. В нем следует указать:

● суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора транспортной экспедиции;

● документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг;

● сумму своего вознаграждения.

К отчету экспедитора прилагаются документы, подтверждающие выполнение договора транспортной экспедиции: договоры с каждым из перевозчиков, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка, подтверждающие оплату услуг.

Если клиент заключает договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг, то согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ и разъяснениям официальных органов документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторские документы и акт оказания услуг.

Огромное количество споров и разногласий вызвала появившаяся недавно форма транспортной накладной[1].

В настоящее время официальная позиция сводится к следующему: при помощи одной только транспортной накладной расходы на перевозку подтвердить нельзя.

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. Не исключено, что судьи не согласятся с чиновниками и признают, что расходы на доставку можно подтвердить и посредством транспортной накладной.

Читайте так же:  Судебно техническая экспертиза краснодар

Но пока рекомендуем «перестраховаться» и заполнить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т, тем более что Минтранс России не возражает против подобного варианта (письмо Минтранса Росcии от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис).

Важно! В случае заключения как договора транспортной экспедиции, носящего посреднический характер, так и договора на оказание экспедиторских услуг в перечень обязательных экспедиторских документов, подтверждающих выполнение договора транспортной экспедиции, транспортная накладная не входит.

Ситуация 2

Документы, подтверждающие расходы экспедитора при мультимодальных перевозках. Оформление «новых» транспортных накладных

Если доставку и перевозку грузов от места отправления до места назначения транспортом различных видов осуществляет один экспедитор (одна логистическая компания), то такая перевозка называется мультимодальной. При этом экспедитор принимает на себя ответственность за все расстояние перевозки и оформляет транспортные документы для клиента.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 06.11.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Поэтому если экспедитор передает по транспортной накладной перевозчику груз, то «новая» транспортная накладная не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. В связи с этим Минтранс России в письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис дополнительно разъясняет, что использование новой транспортной накладной не исключает применения накладных форм № 1-Т и № ТОРГ-12.

С целью правильного применения указанных накладных следует воспользоваться разъяснениями, приведенными также в письмах Минфина России от 17.08.2011 № 03-03-06/1/492, 17.08.2011 № 03-03-06/1/497, 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, 17.08.2011 № 03-03-06/1/501.

Суть этих разъяснений состоит в следующем. Если покупатель доставляет приобретенный товар собственным транспортом, то договор перевозки с транспортной компанией не заключается и услуги по перевозке не оказываются. Соответственно, транспортная накладная не оформляется. Организация-продавец передает товар с сопроводительным документом, оформленным по форме № ТОРГ-12, на основании которого покупатель приходует товар. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если продавец доставляет проданный им товар покупателю и услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. Поэтому в данной ситуации необходимо оформить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т.

Таким образом, документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются:

экспедиторские документы (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);

● акт оказания услуг;

К сведению. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность сторон подтверждать факт оказания экспедиторских услуг подписанием соответствующего акта. Однако законодательство не содержит запрета на установление сторонами договора указанного порядка. Составление акта позволит сторонам договора существенно снизить налоговые риски.

Страхование грузов и ответственности экспедитора

Экспедитор является лицом, заинтересованным в сохранении груза (и в силу ст. 803 ГК РФ, и в силу ст. 6, 7 Федерального закона № 87-ФЗ). При заключении договора страхования экспедитор получает желаемую страховую защиту от убытков, которые могут возникнуть вследствие повреждения или утраты груза по вине третьих лиц, в том числе перевозчиков.

Ситуация 3

Определяем, кто должен страховать перевозимые товары — экспедитор или собственник товаров, и кто осуществляет затраты на страхование — клиент или экспедитор

Рассмотрение данного вопроса обусловлено не только тем, что расходы на страхование являются существенными при оказании экспедиторских услуг, но и тем, что они считаются дополнительными затратами для экспедитора.

В связи с этим правомерно встает вопрос о включении таких дополнительных затрат в собственные расходы экспедитора или, наоборот, о компенсации клиентом затрат на страхование, если они фактически осуществлены экспедитором.

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ).

Что касается страхования имущества, то в ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ прямо указано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, а также указаны основания и размер ответственности экспедитора.

Иными словами, в законе предусмотрена ответственность экспедитора за сохранность грузов клиента и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов экспедитором.

К сведению. Затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов экспедитора (логистической компании), если такие затраты прямо прописаны и подлежат включению в состав расходов экспедитора в соответствии с условиями заключенных договоров.

Например, расходы на страхование грузов будут являться невозмещаемыми расходами, если по условиям договора такие расходы должен нести экспедитор. В этом случае они включаются в общие затраты экспедитора, связанные с исполнением договора.

Если по условиям договора расходы на страхование грузов осуществляются за счет клиента и (или) иного доверителя, то для экспедитора они будут возмещаемыми затратами.

Иными словами, расходы, произведенные экспедитором за счет клиента и (или) иного доверителя (возмещаемые затраты), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль логистической компании. В этом случае груз страхуется экспедитором, а клиент должен своевременно возместить экспедитору понесенные им денежные расходы по организации страхования грузов. Основанием для такого вывода служат нормы подп. 9 п. 1 ст. 270 НК РФ, п. 5 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ.

При этом затраты, понесенные экспедитором и подлежащие возмещению клиентом, не признаются расходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99[2]). На сумму данных затрат производится запись по дебету счета учета расчетов с клиентом (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг, затраты на которые возмещаются клиентом (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При получении от клиента денежных средств в счет возмещения данных затрат в учете экспедитора погашается указанная дебиторская задолженность клиента, и доход при этом не образуется (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99[3]).

Таким образом, расходы на страхование грузов могут осуществляться за счет клиента (возмещаемые затраты) либо включаться в собственные расходы экспедитора (невозмещаемые затраты) в зависимости от условий договора.

К сведению. В Федеральном законе № 87-ФЗ прописана обязанность экспедитора не заключать договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено экспедиторским договором. Эта норма направлена на то, чтобы не допустить двойного страхования груза — и клиентом, и экспедитором.

Ситуация 4

Включение затрат на страхование ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Федеральным законом № 87-ФЗ.

Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.

Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных неприятностей с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно, заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.

Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КГ-А40/1283-09), и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (Постановления ФАС Северо-Западного круга от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 01.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).

Рекомендуем в этой ситуации учитывать, что страхование риска ответственности за нарушение договора в соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных законом.

Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.

В настоящее время Федеральным законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.

Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки предусмотрено, то здесь нужно учитывать следующее.

Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования и не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.

Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 08.09.2010 № 16-15/[email protected]).

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

[1]Приведена в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

[2] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 10/99).

[3] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 9/99).

Sociologs.ru 2019 Все права защищены