Договор о вступлении в таможенный союз с арменией

Договор о вступлении Армении в ТС могут подписать на следующей неделе

МИНСК, 2 окт — РИА Новости. Договор о вступлении Армении в Таможенный союз может быть подписан в Минске на следующей неделе, сообщил в четверг журналистам член совета Евразийской экономической комиссии Сергей Румас.

«К саммиту в Минске все вопросы, касающиеся белорусской стороны, будут сняты. Белоруссия будет готова подписать договор… Договор должен быть подписан», — сказал он.

Саммит СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) пройдет в пятницу, 10 октября, в Минске.

В сентябре 2013 года о намерении вступить в ТС и участвовать в формировании ЕАЭС заявила Армения. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали 29 мая этого года в Астане договор о Евразийском экономическом союзе. Он вступает в силу с 1 января 2015 года. Госдума РФ ратифицировала договор 26 сентября.

Ранее замдиректора департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития РФ Анна Сысоева заявила, что Армения может стать членом ЕАЭС уже со 2 января 2015 года.

Все новости о евразийской интеграции в спецпроекте «Евразийский коммуникационный центр» >>

Парламент Армении ратифицировал договор о Таможенном кодексе ЕАЭС

ЕРЕВАН, 6 дек – РИА Новости. Национальное собрание (парламент) Армении ратифицировало в среду договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), передает корреспондент РИА Новости.

Целью договора является обеспечение единого таможенного регулирования в странах ЕАЭС. Таможенный кодекс (ТК) направлен на оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках ЕАЭС соглашений. Кодекс должен вступить в силу 1 января 2018 года.

Нормы ТК предполагают упрощение таможенных процедур, автоматизацию таможенных операций, применение механизма «единого окна», смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров, реализацию механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС. Положения документа меняют подходы к институту уполномоченного экономического оператора, а также вносят существенные изменения и в порядок взимания таможенных платежей и их администрирования таможней.

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Государства — члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

в целях обеспечения единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе

договорились о нижеследующем.

Статья 1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза Править

Государства-члены принимают Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который содержится в приложении № 1 к настоящему Договору.

Статья 2. Вступление Договора в силу Править

Настоящий Договор вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее 1 июля 2017 года.

В связи с вступлением в силу настоящего Договора прекращается действие (временное применение) международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению № 2 к настоящему Договору и признаются утратившими силу положения международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению № 3 к настоящему Договору.

Статья 3. Внесение изменений в Договор Править

В настоящий Договор по взаимному согласию государств-членов могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

Статья 4. Оговорки Править

Оговорки к настоящему Договору не допускаются.

Статья 5. Разрешение споров Править

Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Договора, разрешаются в порядке, определённом Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 6. Заключительные положения Править

Настоящий Договор является международным договором, заключённым в рамках Евразийского экономического союза, и входит в право Евразийского экономического союза.

Настоящий Договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Евразийского экономического союза, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Совершено в городе Москве 11 апреля 2017 года в одном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

Приложение № 1 Править

Приложение № 2 Править

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, ВХОДЯЩИХ В ПРАВО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, ПРЕКРАЩАЮЩИХ ДЕЙСТВИЕ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
I. Международные договоры, прекращающие действие с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

1. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года.

3. Протокол от 16 апреля 2010 года о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

4. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

5. Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

6. Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, от 21 мая 2010 года.

7. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 21 мая 2010 года.

8. Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

9. Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, от 18 июня 2010 года.

10. Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств — членов таможенного союза определённых форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года.

11. Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года.

12. Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, от 18 июня 2010 года.

13. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года.

14. Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 19 октября 2011 года.

15. Протокол от 23 апреля 2012 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года.

II. Международные договоры, прекращающие действие с даты вступления в силу соответствующего решения Евразийской экономической комиссии согласно статье 444 и пункту 2 статьи 448 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

1. Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года.

2. Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

Читайте так же:  Налог на имущество организаций налог на игорный бизнес

3. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.

4. Протокол от 19 октября 2011 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.

5. Протокол от 19 декабря 2011 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

Приложение № 3 Править

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, ВХОДЯЩИХ В ПРАВО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТСЯ УТРАТИВШИМИ СИЛУ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
I. Положения международных договоров, которые признаются утратившими силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

1. Статьи 1 — 5, подпункты 1 — 6 части первой пункта 1, пункты 2 и 3 статьи 6, статьи 7 — 10 Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года.

3. Пункты 7 — 10, 12 — 14, абзацы четвёртый — седьмой пункта 15, пункты 16, 18 и 22 Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международные договоры, заключённые в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с присоединением Республики Армения (приложение № 2 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

4. Пункт 27 приложения № 3 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

5. Пункты 7 — 10, 12 — 14, абзацы третий — четырнадцатый пункта 15, пункты 17, 18 и 20 изменений, вносимых в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза (приложение к Протоколу от 8 мая 2015 года о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

II. Положения международных договоров, которые признаются утратившими силу с даты вступления в силу соответствующего решения Евразийской экономической комиссии согласно статье 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

1. Пункты 11 и 17 Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международные договоры, заключённые в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с присоединением Республики Армения (приложение № 2 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

2. Пункты 11 и 16 изменений, вносимых в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза (приложение к Протоколу от 8 мая 2015 года о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

Договор
о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
(Минск, 10 октября 2014 г.)

С изменениями и дополнениями от:

11 апреля 2017 г.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, с одной стороны, и Республика Армения, с другой стороны, далее именуемые Сторонами,

подтверждая дружественные отношения, связывающие Стороны и их народы, и стремление обеспечить их процветание,

исполненные решимости придать новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик Сторон в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов,

подтверждая свою заинтересованность в развитии евразийского интеграционного процесса,

руководствуясь Заявлением глав Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Армения от 24 октября 2013 года об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе,

принимая во внимание, что международные договоры, на базе которых осуществлялось формирование договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, стали основой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, констатируя готовность Республики Армения к выполнению обязательств, предусмотренных указанными международными договорами, учитывая выполнение Республикой Армения необходимых мероприятий по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Совершено в г. Минске 10 октября 2014 года в одном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

Евразийский экономический союз

1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014 и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, стали Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.

В связи с вступлением в силу Договора прекращено действие Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.

Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о проведении согласованной политики, в том числе в сфере обеспечения санитарных, карантинных фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер.

Приложением 12 к Договору определен порядок применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Обращение продукции, подлежащей государственной регистрации в соответствии с актами Комиссии (Решение КТС от 28.05.2010 №299 и техническими регламентами Таможенного союза), на территории Союза осуществляется при наличии государственной регистрации.

Государственная регистрация — процедура оценки соответствия продукции единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям или требованиям технических регламентов Союза, осуществляемая уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Свидетельство о государственной регистрации — документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), удостоверяющий соответствие продукции (товаров) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям и выдаваемый уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по единой форме и в порядке, которые утверждаются Комиссией, а также документ, подтверждающий соответствие объекта технического регулирования требованиям технических регламентов Союза.

Читайте так же:  Нотариус митинская улица

При определении необходимости проведения государственной регистрации на соответствующие виды продукции следует руководствоваться вступившими в силу техническими регламентами Таможенного союза. При отсутствии действующего технического регламента государственной регистрации подлежит продукция, включенная во II раздел Единого перечня товаров, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза № 299 от 28 мая 2010 г. (продукция, подлежащая государственной регистрации, должна одновременно относиться к обеим частям раздела II Единого перечня, с учетом изъятий и оговорок, указанных в разделах «Краткое наименование товара»).

Государственная регистрация продукции осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными органами.

Приказом Роспотребнадзора от 20.07.2010 № 290 (с изменениями, внесенными приказом Роспотребнадзора от 19.09.2011 № 742) «О государственной регистрации продукции территориальными органами» полномочия по выдаче свидетельств о государственной регистрации на отдельные виды продукции делегированы управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Информация по предоставлению Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза находится в разделе «Государственные услуги», «Государственная регистрация».

Договор о вступлении в таможенный союз с арменией

Армения со 2 января 2015 года официально присоединяется к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Об этом сообщает ТАСС.

При этом в исполнительных органах союза страна пока будет представлена в урезанном составе до окончания срока их полномочий. В коллегии Евразийской экономической комиссии она будет, как и другие страны, представлена тремя членами, но у всех будет только один голос.

Долю Армении в объеме таможенных пошлин, которые будут получать от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, агентство оценивает в 1,13%. При этом в сфере услуг Армения присоединится к договоренностям членов союза на общих основаниях, а в сфере торговли товарами будет предусмотрен постепенный переход к единому тарифу ЕАЭС. До 2018 года страна также будет применять нулевые таможенные ставки на бензин. К ставкам единого таможенного тарифа страна перейдет в 2020 году.

Армения подписала договор о вступлении в Евразийский экономический союз в октябре 2014 года. При этом президент Армении Серж Саргсян намеревался подписать договор раньше – 15 июня 2014 года. «Понимаю, что сроки очень сжатые, но в случае вашей готовности уверен, что за два-три дня мы сможем найти взаимоприемлемые решения, которые устроят нас и наших партнеров», – говорил он на саммите ЕАЭС в мае 2014 года.

Также к союзу намерена присоединиться Киргизия. «Уверен, что вступление в Таможенный союз абсолютно необходимо для Кыргызстана, придаст абсолютный импульс развитию всего народно-хозяйственного комплекса Кыргызстана. Мы хотели бы Новый год, конечно же, встретить в одном объединении», – заявлял президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.

Договор о создании ЕАЭС Россия, Белоруссия и Казахстан подписали в Астане в мае 2014 года. «Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. У стран «тройки» в то же самое время развитая промышленная, индустриальная база, мощный кадровый, интеллектуальный, культурный потенциал. Географическое положение позволяет нам создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии. Все это – залог конкурентоспособности нашего объединения, его динамичного развития в стремительно меняющемся и сложном мире», – заявил Путин на заседании.

Договор о создании ЕАЭС был ратифицирован во всех странах. 3 октября соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. 9 октября – Белоруссия. В середине октября президент Казахстана также подписал закон.

Поддержка Белоруссии, Киргизии и Армении обойдется России в несколько миллиардов долларов. Так, Белоруссия в 2014 году не платила в российскую казну $2 млрд по договору о распределении нефтяных пошлин. План интеграции Киргизии в ЕАЭС, в свою очередь, обойдется в $500 млн – для этого будет создан киргизско-российский фонд развития с общим капиталом $1 млрд, где 50% составят вложения России, сообщал РБК человек, знакомый с сутью договоренностей.

Также в 2009 году Россия выделила Киргизии кредит для строительства Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,6–1,9 МВт на $1,7 млрд. Тогда же Киргизия получила госкредит на $300 млн и безвозмездный грант на $150 млн.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза — eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год — Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год — в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год — Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год — «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год — Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.
Читайте так же:  Приказ 578 от 09062012 г

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены