Договор на экологический аудит образец

Приложение 2. Пример аудиторского заключения

По проверке соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при строительстве 160-квартирного жилого дома в г. Иркутск (блок-секция № 6) по ул. Ленина, 4.

г. Иркутск 24 декабря 2006 г.

Экологический аудит соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при строительстве 160-квартирного жилого дома в г. Иркутск (блок-секция № 6) по ул. Ленина, 4 проведен Научным центром оценки воздействий на окружающую среду “Экосервис” (Аттестат аккредитации ЭАО № 08-382 от 25 марта 2005г., выданный НПЭА «Экологическая аудиторская палата»).

Основание для проведения аудита:

Договор № 256 от 15.11.2006 года между НЦ ОВОС “ Экосервис ” и управлением капитального строительства (УКС) по Иркутской области.

Определение соответствия экологическим требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации при строительстве 160-квартирного жилого дома в г. Иркутск (блок-секция № 6) по ул. Ленина, 4.

Нормы статей закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды».

Нормы статей закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе».

Нормы статей закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха».

Нормы статей Водного кодекса Российской Федерации.

Нормы статей Земельного кодекса Российской Федерации.

Нормы статей закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления».

Нормы статей закона Российской Федерации «О недрах».

Аудит проведен в период с 25 ноября по 25 декабря 2006 года по прилагаемой к договору Программе аудиторской группой НЦ ОВОС “Экосервис”:

Иванов И.А. – ведущий экоаудитор;

Петрова Н.В. – эксперт.

Критерии экоаудита и Программа согласованы с заказчиком экоаудита.

В соответствии с Программой аудиторской проверки выполнено следующее:

1. Уточнены направления и объекты аудиторской проверки.

2. Проверено соблюдение требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

3. Проверено соблюдение требований по использованию и охране вод от загрязнения.

4. Проверено соблюдение требований по обращению с отходами.

В ходе аудиторской проверки были рассмотрены следующие документы:

1. Архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство жилого дома УКСа управления внутренних дел в Кировском районе, по ул. Ленина от 20.12.90 г. № 1378;

2. Письмо Главного Управления Архитектуры и Градостроительства от 26.02.95 г. № 16-216/11 «О продлении срока действия архитектурно-планировочного задания № 1378 на проектирование и строительство жилого дома в Кировском районе, по ул. Ленина»;

3. Заключение о результатах дополнительных изысканий площадки жилого дома в г. Иркутске (II очередь строительства), ВОСТСИБТИСИЗ, 1996;

4. Постановление мэра г. Иркутска «О предоставлении земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска по ул. Ленина, 4» от 10.11.02 № 035-06-1535/4;

5. Договор аренды земельного участка по адресу ул. Ленина, 4, № 1437 от 14 февраля 2003 г., имеющий государственную регистрацию от 06.11.2005 г. № 77/2304-391;

6. План участка с кадастровым номером 33:33:000012:0013 по ул. Ленина, Кировского района, составленный по состоянию на 10.12.2002 г.

7. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ № 13/98 на объекте «Б/с 6 160 кв. жилой дом», выданное Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора РФ от 16.03.2002 г.;

8. 4352-0-НВК. 160-квартирный жилой дом в г. Иркутске. Блок-секция 6. Наружные сети водоснабжения и канализации. План сетей водоснабжения и канализации, от 12.2004 г. согласованный с: ГУ Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области (ЦСН) (06.03.05г.), ГИБДД УВД г. Иркутска (04.09.05г.), ОАО «Ростелеком» (04.09.05 г.), «Иркутскоблгаз» (11.09.05г.), МП «Иркутсктеплоэнерго (18.09.05г.)», Центр правительственной связи Службы социальной связи и информации при ФСО России в Иркутской области (04.09.05г.), МУП «Служба эксплуатации мостов» (04.09.05г.), ОАО «Сибирьтелеком» Иркутский городской эксплуатационно-технический центр. Технический отдел (11.09.05г.), МУПС «Иркутский телефон» (04.09.05г.), ОАО «Сибирьтелеком» Иркутский городской эксплуатационно-технический центр ПВ и СКТВ (01.07.05г.), ООО «Иркутскгорсвет» (11.09.05г.), Южные электрические сети ОАО «Иркутскэнерго» (12.09.05);

9. Письмо центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области № 352-500/05 от 01.07.05 «О согласовании строительства водопровода и теплотрассы к жилому дому по ул. Ленина, 4»;

10. 3328-О-ОС (Стройгенплан) Жилой дом в г. Иркутске, II очередь. Блок-секции 6 и 7. от 05.1997 г.;

11. Рабочий проект. Жилой дом в г. Иркутске II очередь строительства. Организация строительства, г. Иркутск, 1997 г.;

12. Рабочий проект. Пояснительная записка. Том I. 160-квартирный жилой дом в г. Иркутск (блок-секция № 6. Корректировка), 2006 г.;

13. Разрешение и технические условия на присоединение к тепловым сетям жилого дома по ул. Ленина, 4 от 04.11.04 г. № 161, выданные Иркутскими тепловыми сетями (филиал ОАО «Иркутскэнерго»);

14. Технические условия по электроснабжению стройплощадки блок/секции № 6 по ул. Ленина № 4 от 01.06.06 г.;

15. Технические условия на водоснабжение 160-квартирного жилого дома в г. Иркутск по ул. Ленина, 4 от 22.06.1994 г. № 169, выданные Иркутским Управлением ВКХ;

16. Технические условия № 1250 от 10.11.2004 г. по электроснабжению б/с №№ 6, 7 по ул. Ленина, выданные ОАО «Иркутскэенерго» Южные электрические сети;

17. Справка о вывозе мусора, выданная Муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство» (в объеме 4,0 м куб.) от 05 сентября 2006 г.; Счет-фактура МУП «Спецавтохозяйство» № 629 от 01 октября 2006 г. на оказание услуг по вывозу мусора (в объеме 4,0 м куб.); Квитанция к приходному кассовому ордеру № 1203 от 05 марта 2005 г., выданная Муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство» за утилизацию ТБО (в объеме 4,0 м куб.) от 02.03.2005 г.

18. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 32 МВ 41000 Т 0000060303 от 22.08.2005 г. «О соответствии требований, установленных в проектной документации по строительству блок-секции № 6 160 квартирного жилого дома по ул. Ленина, 4 государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам»;

19. Письмо МУП г. Иркутска «Иркутскавтодор» № 21 от 12.04.05 г. «Об отводе ливневых вод с площадки, отведенной под строительство жилого дома б/с № 5, 160 квартирного жилого дома по ул. Ленина, 4»;

20. Письмо ОАО «Иркутскэнерго», Ново-Иркутская ТЭЦ от 28.05.2006 г. № 014-181 «О продлении технических условий от 04.11.04 г. № 161 на блок-секцию 6»;

21. Гарантийное письмо МВД России ГУВД Иркутской области УКС № 7/62 от 14.04.2005 г. «О сроках и объемах планируемого благоустройства территории, где расположен объект (блок-секция № 6 160-квартирного жилого дома г. Иркутска по ул. Ленина,4)».

Общие сведения об объекте обследования:

Строительство 160-квартирного жилого дома в г. Иркутск (блок-секция № 6) по ул. Ленина, 4 осуществляется по рабочему проекту, откорректированному проектировщиком «Иркутский промстройпроект». Планируемая застройка будет находиться в непосредственной близости от существующей жилой зоны: с севера, северо-запада к объекту вплотную примыкают блок-секции №№ 1-5; к востоку находятся дома частного сектора; с юга, юго-запада и юго-востока к объекту строительства прилегает дорога.

Основаниями для разработки проекта были (Приложения №№ 1,2,3,4):

— архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство жилого дома УКСа управления внутренних дел в Кировском районе, по ул. Ленина от 20.12.90 г. № 1378, выданное на два года и продленное до 25.05.97 г. письмом Главного управления архитектуры и градостроительства от 26.02.95 № 16-216/11;

— задание на корректировку рабочего проекта блок-секции № 6 160-квартирного жилого дома в г. Иркутске, утвержденное начальником УКС по Иркутской области, 2004 г.

— постановление мэра г.Иркутска № 035-06-1535/4 от 10.11.02;

— договор аренды земельного участка по адресу ул. Ленина, 4, № 1437 от 14 февраля 2003 г., имеющий государственную регистрацию от 06.11.2005 г. № 77/2304-391;

Договор аренды земельного участка № 1437 от 14 февраля 2003 года зарегистрирован в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 06.11.2005 № 77/2004-391.

Природная характеристика района расположения объекта

В геоморфологическом отношении исследуемая площадка расположена на правом коренном склоне, а южная ее часть на надпойменной террасе р. Ангара. Поверхность площадки имеет уклон. Абсолютные отметки площадки строительства колеблются в пределах 446,5-455,5 м.

В геологическом строении площадки принимают участие делювиальные отложения четвертичного возраста, представленные суглинками полутвердыми, суглинками твердыми, песчаником малопрочным, глиной твердой слабонабухающей.

Подземные воды вскрыты всеми скважинами на абсолютных отметках 438,6-446,9 м (6,4-8,5 м от поверхности земли). С учетом 1% максимального уровня обеспеченности прогнозируемый уровень составит 5,7-7,9 м от поверхности. Грунтовые воды по отношению к бетону обладают слабой углекислой агрессивностью.

Сейсмичность площадки строительства составляет 8 баллов.

Основные показатели генплана (Приложение № 6)

площадь территории в условных границах благоустройства – 0,135 га;

площадь застройки – 312 м 2 ;

площадь покрытий – 423 м 2 (в т.ч. дорожного – 220 м 2 , тротуарного — 203 м 2 );

вспомогательные площадки (отмостка, подпорные стенки, лестницы) – 83 м 2 ;

площадь озеленения (в т.ч. укрепление откосов) – 465 м 2 .

Объект экоаудита – 160-квартирный жилой дом в г. Иркутск (блок-секция № 6) по ул. Ленина, 4 представляет собой шестиэтажное здание с размером в плане 22х14 м, шестой этаж выполнен в виде мансарды. В части цокольного этажа расположены квартиры с отдельным входом со стороны ул. К.Маркса, в подвальной части этажа расположены технические помещения. На вышележащих этажах расположены трех-, двух- и однокомнатные квартиры. На пятом этаже квартиры решены в двух уровнях.

Общая площадь здания составляет 1500 м 2 .

Общая продолжительность строительства определена в соответствии со СНиП 1.04.03-85* и составит 10,5 месяцев (Приложение № 6).

Имеется Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ № 13/98 от 16.03.2002 г., выданное Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации. (Приложение № 7)

План сетей водоснабжения и канализации согласован с ГУ Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области (ЦСН) (06.03.05г.), ГИБДД УВД г. Иркутска (04.09.05г.), ОАО «Ростелеком» (04.09.05 г.), «Иркутскоблгаз» (11.09.05г.), МП «Иркутсктеплоэнерго (18.09.05г.)», Центр правительственной связи Службы социальной связи и информации при ФСО России в Иркутской области (04.09.05г.), МУП «Служба эксплуатации мостов» (04.09.05г.), ОАО «Сибирьтелеком» Иркутский городской эксплуатационно-технический центр. Технический отдел (11.09.05г.), МУПС «Иркутский телефон» (04.09.05г.), ОАО «Сибирьтелеком» Иркутский городской эксплуатационно-технический центр ПВ и СКТВ (01.07.05г.), ООО «Иркутскгорсвет» (11.09.05г.), Южные электрические сети ОАО «Иркутскэнерго» (12.09.05) (Приложение № 8).

В период проведения экологической аудиторской проверки и натурного обследования площадки строительства, а также на основании устных пояснений Сидоровой Ирины Ивановны – главного инженера УКСа по Иркутской области, аудиторской группой:

1) установлено, что:

— разрешение на строительно-монтажные работы (по устройству фундаментов) имелось на период с 17.03.2001 по 19.05.2001;

— строительство объекта начато в августе 2006 г.;

— в настоящее время выполняются строительно-монтажные работы на шестом этаже;

— на площадке организованы места для временного размещения отходов;

— на момент строительства созданы временные сооружения (бытовка для рабочих, надворный туалет с выгребом);

— имеется согласование ГУ Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области № 352-500/05 от 01.07.05 года (Приложение № 9);

— из элементов озеленения, согласно данным Генплана, предусмотрена посадка кустарников (дерен белый, ряд. посадка, кол-во 100 шт.), укрепление откосов посевом трав (72 м 2 ) и посев трав на газонах (газон партерный, 372 м 2 ). Полный объем по благоустройству территории предусмотрен после завершения строительства всех объектов (запланировано строительство 12 блок-секций, из них 5 на момент обследования построены и эксплуатируются). (Приложение № 10)

2) определены и проанализированы следующие виды воздействия объекта на окружающую среду:

— на почвенный покров

Наиболее значительные земляные работы по подготовительному периоду к строительству (планировка территории), а также при выполнении фундамента объекта уже выполнены. Рядом с территорией расположения объекта находится площадка для хранения изъятого грунта, который планируется использовать при строительстве остальных объектов (7-12 блок-секций);

Читайте так же:  Приказ госстрой 170

— на воздушную среду

В период строительства наиболее значимыми источниками загрязнения атмосферного воздуха являются транспортные средства (автомобили бортовые ЗИЛ-130). Использование строительных материалов происходит с колес.

Кроме того, загрязняющие вещества в атмосферу поступают при сварочных работах.

В целом, в атмосферный воздух поступают следующие вещества: азота диоксид, азота оксид, углерод черный (сажа), серы диоксид, углерода оксид, углеводороды по керосину, водород фтористый, железа оксид, марганец и его соединения, пыль неорганическая: 70-20% SiO2. Расчет загрязнения приземного слоя атмосферы по программе УПРЗА «Эколог» версия 3.0. на момент экоаудиторской проверки не выявил превышений установленных ПДК в контрольных точках жилой зоны (ЖЗ — блок-секции № 1-5 ).

— на водную среду прямого воздействия оказываться не будет

Объект расположен в 800 м от рек Ангара и Ушаковка, водоохранная зона которых в пределах города составляет 200 и 300 метров. (Приложение № 11)

На период строительства водопотребление на питьевые нужды осуществляется водой из водораспределительных колонок. Объем потребления воды составляет 0,025 м 3 /сут. на человека (СНиП 2.04.01-85*). Максимальное количество работников на данном этапе строительства – 15 (в соответствии с табелем выхода на работу). Максимальный объем водопотребления составляет 0,375 м 3 /сут. Водоотведение принимается равным водопотреблению. Канализование на период строительства производится в выгреб надворного туалета. По окончанию строительства надворный туалет подлежит обеззараживанию и ликвидации. (Приложение №12)

Объект обследования в соответствии с выданными Техническими условиями подключается к централизованной системе водоснабжения, теплоснабжения и канализования. (Приложение №13-16).

— воздействие на окружающую среду вследствие образования отходов

В процессе строительства блок-секции № 6 образуются следующие виды отходов:

— отходы, содержащие черные металлы несортированные (бочки из-под краски);

— мусор от бытовых помещений организаций несортированный;

— отходы и осадки из выгребных ям;

— лом стальной несортированный;

— отходы бетонной смеси;

— бой строительного кирпича;

— отходы рубероида, отходы битума;

— отходы затвердевших стеклопластиков;

— отходы керамики в кусковой форме;

— отходы, содержащие листовой прокат стали;

— отходы асбоцемента в кусковой форме;

— лом чугунный несортированный;

— отходы изолированных проводов и кабелей;

— остатки и огарки сварочных электродов;

— отходы упаковочной бумаги незагрязненные;

— деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины

— мусор строительный прочий.

Нормы образования отходов приняты согласно Правилам разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве РДС 82-202-96, Временным методическим рекомендациям по расчету нормативов образования отходов производства и потребления, постановлению мэра г. Иркутска от 27.12.2004г. № 031-06-2087/4 «Об утверждении норм твердых коммунальных отходов на территории г. Иркутска», СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Временное накопление отходов производится на площадке для сбора мусора с последующим вывозом на полигон ТБО. На момент обследования на площадке не отмечено сверхнормативное хранение отходов. Вывоз отходов осуществляется Муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство». Предприятием УКС Иркутской области представлены (Приложение № 17):

— справка от 05 сентября 2006 г. на 4,0 м 3 отходов, вывезенных на полигон ТБО Муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство»;

— счет-фактура № 629 от 01 октября 2006 г. на 4,0 м 3 отходов, вывезенных на полигон ТБО Муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство»;

— квитанция к приходному кассовому ордеру № 1203 от 05 марта 2005г. на 4,0 м 3 отходов, вывезенных на полигон ТБО Муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство».

В период эксплуатации жилого дома будут образовываться следующие виды отходов: отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный, электрические лампы накаливания отработанные и брак.

Жалобы в отношении строящегося 160-квартирного жилого дома УВД в г. Иркутск (блок-секция № 6) по ул. Ленина, 4 от населения, проживающего в районе расположения данного объекта, за период строительства не поступали.

Аудиторской группе не были представлены предписания органов государственного надзора и контроля по факту нарушения природоохранного законодательства в части негативного воздействия объекта на окружающую среду.

1. В нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ст. 37) строительство жилого дома было начато по проекту, не получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы.

2. Строительство объекта экологического аудита осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями.

3.Рабочий проект строительства блок-секции № 6 160-квартирного жилого дома в г. Иркутск по ул. Ленина, 4 (Кировский район), II очередь строительства согласован с Центром Госсанэпиднадзора Иркутской области (Приложение № 18).

4.Учитывая кратковременный и локальный характер, а также незначительные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период строительства, принятые решения по размещению образующихся отходов, аудиторская группа считает допустимым оказываемое объектом (160-квартирный жилой дом в г. Иркутск (блок-секция № 6) по ул. Ленина, 4, воздействие на окружающую среду в период строительства.

5.Для обеспечения минимизации воздействия на окружающую среду объекта обследования в период эксплуатации до ввода в эксплуатацию и в период дальнейшего строительства необходимо предусмотреть:

— хранящийся на площадке изъятый грунт использовать при строительстве остальных объектов (7-12 блок-секций);

— выполнить благоустройство и озеленение прилегающей территории в соответствии с рекомендациями главного дендролога г. Иркутска;

— по окончанию строительства шестой блок-секции провести обеззараживание и ликвидацию надворного туалета;

— для предотвращения загрязнения подземных вод организовать отведение ливневых вод в существующий лоток, проходящий вдоль ул. Перова, в соответствии с Техническими условиями МУП «Иркутскавтодор» (Приложение № 19);

— организовать площадки для временного хранения бытового мусора;

— проект дальнейшего строительства (7-12 блок-секции) совместно с материалами Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) предоставить на Государственную экологическую экспертизу.

Экоаудиторское заключение составлено в трех экземплярах на семи страницах, два экземпляра переданы заказчику (аудируемой организации), один экземпляр остается у исполнителя (аудиторской организации).

Ведущий экоаудитор ________________________ И.А. Иванов

Эксперт____________________________________ Н.В. Петрова

Виды экологического аудита

Виды экологического аудита

Похожие публикации

Что такое экологический аудит? Это независимая комплексная оценка соблюдения правовых норм об охране окружающей среды организацией или предпринимателем, а также подготовка рекомендаций по устранению недоработок и улучшению деятельности в области экологии (Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ). О том, как проводится экологический аудит в России, наша статья.

Цели экологического аудита

Создание системы экоаудита – один из механизмов для обеспечения экологической безопасности в России (п. 27 Указа Президента РФ от 19.04.2017 № 176). Его основная цель – своевременное предотвращение экологического и экономического ущерба, который может возникнуть в результате нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Кроме того, система экологического аудита позволяет:

  • разработать политику предприятия в области экологии;
  • более эффективно распределить материальные издержки фирмы с учетом экологических факторов;
  • получать определенные льготы предприятиям, уделяющим значительное внимание охране экологии;
  • повысить привлекательность компании для инвесторов;
  • приблизиться российским предприятиям к международным экологическим стандартам.

Виды экологического аудита

В ходе экологического аудирования фирмы может проводиться аудит:

  • соблюдения российских и международных экостандартов,
  • территории предприятия для оценки экологической обстановки,
  • экосертификации для проверки соответствия предприятия действующим экостандартам,
  • ответственности, исследующий нанесенный урон окружающей среде и ответственности за это.

Экологический аудит может быть обязательным или инициативным.

Обязательный экоаудит проводится по инициативе органа экологической экспертизы в случаях, прямо предусмотренных законом:

  • для получения страхового эко-полиса предприятием,
  • при банкротстве предприятия,
  • для анализа экологических факторов на приватизируемых госпредприятиях,
  • при определении степени экосанации промышленного производства и т.д.

Инициативный экоаудит проводится по решению руководства фирмы (внутренний экологический аудит), или иных лиц (внешний экоаудит).

Объектами экоаудита могут быть: отходы и выбросы в атмосферу, сточные воды, используемое в производстве сырьё и материалы, производимая продукция, технологические процессы, документация предприятия о технике безопасности, охране труда и окружающей среды и т.п.

Порядок проведения экологического аудита

Для проведения аудита заключается договор с независимой специализированной организацией или специалистом – экоаудитором, которые имеют необходимые свидетельства и аттестаты. Процедура аудита проводится на основании принятых в РФ специальных стандартов.

Экологический аудит предприятия включает несколько этапов:

  1. подготовительный – определяются цели, задачи, план аудита, заключается договор на его проведение;
  2. выезд экоаудиторов на предприятие для проведения аудиторских мероприятий, согласно плана проверки. Проверяются первичные документы, регистрационные журналы и прочие внутренние акты, отражающие природоохранную работу компании. Проводится визуальный осмотр проверяемых объектов и анализируется их состояние. Исследуется состояние окружающей среды с помощью необходимой измерительной техники.
  3. оформление результатов проверки – аудиторы оформляют рабочие документы, составляют проект аудиторского отчета и заключения;
  4. представление проекта заключения и отчета руководству предприятия, принятие возражений, окончательное оформление отчета и заключения экоаудиторов, подписание акта сдачи-приемки работ к договору на проведение экологического аудита.

Аудиторское заключение – мнение экоаудиторов о соответствии, или несоответствии деятельности предприятия нормам и требованиям законодательства об охране окружающей среды.

Аудиторский отчет, которым завершается проведение экологического аудита, содержит:

  • анализ документации, подтверждающей направления финансов на природоохранные мероприятия, и целесообразности их использования,
  • анализ экологической обстановки на предприятии, состояния здоровья сотрудников, степени влияния на экообстановку в регионе,
  • сведения о размерах вредных выбросов,
  • соотнесение роста производства с изменением роста вредного воздействия на окружающую среду,
  • выводы о возможной угрозе создания аварийной ситуации и мерах ее предотвращения, о компетенции специалистов, ответственных за природоохранную деятельность в компании.

Проведение экологического аудита

Вопрос-ответ по теме

Какие организации ближе к поселку Новоорск Оренбургской области занимаются экологическим аудитом?

Единого реестра организаций или аудиторов-экологов, которые проводят экологический аудит (осуществляют разработку природоохранной документации) нет.

То есть поиск данной информации возможен только через обычный механизм поиска контрагентов, предлагающих услуги (местные газеты, ТВ, сегмент Интернета).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Статья. Экологический аудит: является ли он обязательным

Что такое экологический аудит

Многие современные экологические проблемы связаны с отсутствием эффективного экологического управления на предприятиях. Одним из элементов экологического управления является экологический аудит – независимая комплексная оценка соблюдения предприятием требований в области охраны окружающей среды, международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Экологический аудит позволяет выявить факт и причины нарушений экологического законодательства и предотвратить наложение штрафов на предприятие.

«Энергоаудит: нужно ли его проводить» (№ 9, 2014)

За последние 10 лет было разработано несколько проектов Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности». Все они направлены на решение следующих задач:

  • закрепление случаев обязательного экологического аудита для организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (в том числе при обезвреживании, размещении отходов I–IV классов опасности, разработке проектов восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде и т. д.);
  • определение периодичности проведения обязательного экологического аудита;
  • определение механизмов, стимулирующих работодателей к проведению экологического аудита, в том числе установление особенностей государственного регулирования хозяйственной деятельности в условиях готовности бизнеса к открытому экологическому диалогу;
  • определение организационной структуры экологической аудиторской деятельности, требований, обеспечивающих высокий уровень качества экологического аудита и предоставления сопутствующих услуг.

Советует Алексей РАССЫПКИН, главный эксперт-разработчик систем менеджмента ООО «ЦЭСК» (Москва)

Сегодня инвестиционная привлекательность и стоимость предприятия определяются не только стоимостью его основных средств или экономическими показателями работы, но и экологичностью. Поэтому, если вы хотите повысить конкурентоспособность своих товаров на рынке, стоит провести экологический аудит. Результаты аудита являются подтверждением того, что предприятие рационально использует природные ресурсы и защищено от угроз со стороны загрязненных природных объектов.

Чтобы обеспечить контроль качества экологического аудита, законопроектом предусмотрены требования, предъявляемые к СРО экологических аудиторов, а также к экологическим аудиторам, аудиторским организациям и индивидуальным экологическим аудиторам. Среди них:

  • наличие квалификационного аттестата;
  • ежегодное обучение по программам повышения квалификации;
  • утверждение правил внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности;
  • заключение договора страхования ответственности за вред, причиненный в результате составления заключения экологического аудита, и т. д.
Читайте так же:  Бухгалтерская отчетность структура и содержание

Достоверность результатов экологического аудита зависит от наличия нормативных актов, регламентирующих данную деятельность. Но, к сожалению, законопроект об экологическом аудите до сих пор находится на стадии рассмотрения. Поэтому на сегодняшний день экологический аудит носит только добровольный характер.

Какие виды аудита бывают

В настоящее время при проведении экологического аудита предприятия руководствуются Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» либо ГОСТ Р ИСО 19011-2012, который содержит руководящие указания по аудиту систем менеджмента.

Аудиты бывают трех видов:

  1. внутренний аудит, или аудит первой стороны. Проводится самой организацией для анализа со стороны руководства или других внутренних целей. Например, для подтверждения показателей результативности системы менеджмента;
  2. аудиты второй стороны. Проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации. Например, крупные производители, заявляющие о своей экологической ответственности, зачастую проверяют таким образом деятельность своих подрядчиков либо поставщиков сырья. Целью данного аудита является подтверждение того, что партнеры и поставщики предприятия являются экологически ответственными компаниями;
  3. аудиты третьей стороны. Проводят внешние независимые организации. Такой аудит имеет широкий спектр задач: *
    • понимание для руководства предприятия эффективности работы службы охраны окружающей среды;
    • повышение готовности предприятия к проверкам контролирующих природоохранных органов;
    • выявление и оценка существующих правовых рисков в области охраны окружающей среды на предприятии;
    • повышение инвестиционной привлекательности предприятия;
    • понимание текущего состояния дел в области охраны окружающей среды при покупке предприятия;
    • подтверждение выполнения условий кредитного договора международных финансовых организаций и т. д.

Предупреждает Наталия ЮРОВА, генеральный директор Управления охраны труда ООО «УОТ „Беркана“» (Москва)

Экологический аудит – это не то же самое, что проверка государственными органами. Он помогает выявить возможные нарушения и дает комплексные рекомендации по преобразованию работы так, чтобы при проверке госорганами не пришлось платить штрафов за нарушение экологического законодательства.

Как проводят аудит

Как правило, аудиты проводятся по следующей схеме:

Аудиторская группа состоит из ведущего аудитора и аудиторов. Все члены группы должны иметь знания и навыки в области экологического законодательства (национального и международного), аудиторских процедур, практический опыт работы, в том числе в области специфических экологических вопросов для проводимого аудита. От предприятия должно быть назначено сопровождающее лицо для оказания помощи и содействия группе по аудиту.

Методы экологического аудита включают в себя:

  • анализ основных производственных и технологических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность предприятия;
  • анкетирование;
  • изучение имеющейся на предприятии документации;
  • интервьюирование сотрудников предприятия;
  • наблюдение за работой предприятия;
  • лабораторные анализы;
  • статистическую обработку информации.

После проведения указанных работ составляется заключение экологического аудита. Этот документ содержит:

  • анализ требований законодательства, нормативных документов, правоприменительной практики в отношении деятельности предприятия;
  • достоверную и объективную информацию о текущей ситуации в области охраны окружающей среды на предприятии;
  • выявленные риски наступления ответственности предприятия за неисполнение требований природоохранного и природоресурсного законодательства;
  • выявленные зоны риска на предприятии, в которых возможно снизить уровень воздействия на окружающую среду;
  • рекомендации по устранению выявленных нарушений, возможные технические решения по снижению нагрузки на окружающую среду со стороны предприятия.

На основании экологического аудита работодатель может устранить существующие нарушения, избежать штрафов и проблем с Росприроднадзором. Кроме того, экологический аудит дает представление о причине конкретных проблем, например высокого уровня выбросов загрязняющих веществ. Зная причину проблемы, можно найти альтернативный метод ее решения – от организационных мер до пересмотра технологического процесса.

Ответы на ваши вопросы

Какие документы нужны для экологического аудита?

Какие документы понадобятся для проведения экологического аудита?
Кирилл ДАЮНОВ, руководитель отдела качества (Барнаул)

Список документов, которые рассматривают при экологическом аудите, довольно велик. Обозначим категории документов, это:

  • общие документы (учредительные, уставные, общая информация о предприятии и т. д.);
  • документы по источникам вредного воздействия на окружающую среду:
    • по веществам и материалам (их характеристики, нормы и условия хранения, документы по обращению с опасными веществами и т. д.);
    • по стационарным и передвижным источникам загрязнения (перечень источников, протоколы измерений уровней выбросов и т. д.);
    • по подземным коммуникациям и сооружениям;
  • документы по вопросам окружающей среды:
    • управление качеством (политика организации, экологическая программа, ежегодные отчеты по экологии и т. д.);
    • мониторинг (приказы и инструкции по проведению мониторинга, перечень средств измерения, акты отбора проб и т. д.);
    • очистные сооружения и установки (разрешение на выбросы и отведение поверхностных сточных вод, на размещение отходов и т. д.);
    • обращение с отходами (перечни отходов, паспорта на отходы и т. д.);
  • статистическая отчетность и документы по платежам за НВОС;
  • результаты проверок контрольно-надзорными органами.

В чем различия между комплексным и специальным аудитом?

Чем отличается комплексный экологический аудит от специального? Кристина ПАМЕРКО, специалист по охране труда и окружающей среды (Курск)

При комплексном экологическом аудите оценивают соответствие деятельности предприятия, экологической документации требованиям в области охраны окружающей среды в части использования недр, водных объектов, обращения с отходами и т. д. Специальный экологический аудит направлен на оценку воздействия предприятия на отдельный компонент окружающей среды или на соответствие предприятия экологическим требованиям при продлении комплексного экологического разрешения.

Какие преимущества дает работодателю экологический аудит?

Дает ли какие-либо преимущества организации проведение экологического аудита? Например, поблажки в отношении проверок Росприроднадзора. Илья БАХАРЕВ, заместитель директора по техническим вопросам (Москва)

Сейчас на государственном уровне не предусмотрено поблажек организациям, которые провели экологический аудит. Так как эта процедура не является обязательной. Однако если будет принят закон «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности», то работодатели, которые провели добровольный экологический аудит, смогут:

  • отсрочить плановую проверку Росприроднадзора на три года;
  • продлить комплексное экологическое разрешение в упрощенном порядке.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Договор на оказание экоаудиторских услуг

(Чхутиашвили Л. В.) («Цивилист», 2012, N 3) Текст документа

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ЭКОАУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Л. В. ЧХУТИАШВИЛИ

Чхутиашвили Лела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

В результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и потребительского отношения к природным богатствам сегодня тревожная экологическая ситуация сложилась во многих странах. Рациональное использование природных ресурсов на предприятиях контролируется при проведении экологического аудита. Экологический аудит в системе охраны окружающей среды является инструментом обеспечения экологической безопасности. А. Д. Шеремет, В. П. Суйц рассматривают экологический аудит как специальный аудит — проверку конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, которая проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. . ——————————— См.: Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. М., 2004. С. 41.

С. Макаров, Л. Шагарова под экологическим аудитом понимают природоохранную и предпринимательскую деятельность, в первую очередь направленную на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему природоохранному законодательству . ——————————— См.: Макаров С., Шагарова Л. Экологический аудит производственных предприятий. М., 1997.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввел понятие «экологический аудит». Согласно этому документу «экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности». ——————————— СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Вопрос о применении норм Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» к экологическому аудиту остается дискуссионным. Так, например, Б. С. Пункевич, А. К. Диброва полагают, что его действие не распространяется на экологический аудит . Хотя тут же пишут о возможности закрепления фактически существующего положения с экологическим аудитом путем внесения поправок в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» . ——————————— СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. См.: Пункевич Б. С., Диброва А. К. Экологический аудит: правовая и нормативная основа // Стандарты и качество. 2005. N 4. С. 38. Там же. С. 40.

Ю. В. Бабина считает, что на экологический аудит могут быть распространены в качестве некой методологической основы нормы Федерального закона «Об аудиторской деятельности». К сожалению, этот Закон направлен на правовую регламентацию общего аудита. Поэтому основной нормативно-правовой базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 432-СТ и представляющий собой идентичный (за некоторыми исключениями) текст международного стандарта ИСО 19011:2002 на русском языке . ——————————— См.: Бабина Ю. В. Нормативные основы экологического аудита: ГОСТ Р ИСО 19011-2003 // Экология производства. 2005. N 4. С. 18.

С. Л. Байдаков, Г. П. Серов считают, что действие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» распространяется и на экологический аудит, так как без анализа хозяйственных операций (деятельности) аудируемых лиц невозможно выразить объективное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ . ——————————— См.: Байдаков С. Л., Серов Г. П. Экологический аудит: Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». М.: Ось 89, 2002.

Т. В. Петрова утверждает, что мнение относительно возможности применения к отношениям в сфере экологического аудита федерального законодательства об аудиторской деятельности, т. е. о финансовом аудите, является ошибочным . ——————————— См.: Петрова Т. В. Правовые проблемы экологического аудита // Аграрное и земельное право. 2007. N 1.

На практике некоторые аудиторские компании предоставляют услуги по комплексному аудиту, включающему аудит и финансовой, и производственной деятельности. Подобный подход встречается и в отдельных нормативных правовых актах. Так, Приказом МЧС России от 2 февраля 1998 г. N 63 утверждено Положение о порядке проведения независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте . В этом Положении сочетаются элементы финансового и экологического аудита, поскольку наряду с проверкой использования финансовых средств резервных фондов, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предполагается проведение независимой оценки возможного ущерба от техногенных аварий и катастроф на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасных производственных объектов, а также оценки фактического ущерба в результате природных и техногенных аварий и катастроф. ——————————— СПС «КонсультантПлюс».

Сторонники позиции о невозможности применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности к отношениям в сфере экологического аудита ссылаются и на тот факт, что согласно положениям первого Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 1), а установленные ст. 15 квалификационные требования к аудиторам (наличие высшего юридического или экономического образования) не содержали указаний на иные специальности, необходимые для проведения экологического аудита (например, промышленная экология, управление использованием природных ресурсов и др.). ——————————— СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422 (утр. силу).

С этой позицией нельзя полностью согласиться, так как элементы финансового и экологического аудита аналогичны и тождественны по своей природе. Кроме того, основные схемы организации и проведения общего аудита могут быть взяты за основу и использоваться при экологическом аудите. Можно сказать, что экологический аудит затрагивает специфические сферы хозяйственной и иной деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, и должен рассматриваться как комплексный институт, включающий финансовый аудит, технологический аудит, аудит чрезвычайных ситуаций и другие виды аудита, имеющие отношение к охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Между тем в Российской Федерации добровольный экологический аудит существует и развивается. Российские экологические аудиторы проводят экологические оценки хозяйственной и иной деятельности предприятий по международным стандартам, участвуют в международных проектах. У Российской Федерации есть возможность изучить зарубежный опыт организации и проведения экологического аудита — опыт ближайших соседей — Казахстана, Украины, Беларуси, где экологический аудит урегулирован законодательно, доказывает неизбежность включения соответствующих норм в российское законодательство, а с учетом наработанного опыта — предусмотреть в экологическом законодательстве соответствующие процедуры, установить последствия проведения экологического аудита. В России также ранее существовал опыт нормативно-правового регулирования экологического аудита. Развитие данного института в 1990-х гг. было достаточно динамичным и опиралось на подзаконные нормативно-правовые акты: приказы Государственного комитета по охране природы Российской Федерации (Госкомэкологии). С ликвидацией Госкомэкологии в 2000 г. немногочисленные нормативные правовые акты Госкомэкологии были признаны утратившими силу или уже фактически не применяются. По нашему мнению, интересен опыт нормативно-правового регулирования экологического аудита на региональном уровне. Нормативно-правовое регулирование экологического аудита в субъектах Российской Федерации значительно продвинулось вперед по сравнению с федеральным законодательством. Так, законодательство г. Москвы включает Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 693-ПП «Об экологическом аудите» , Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. N 568-ПП , которым введены в действие Временное положение о Системе экологического аудита в городе Москве, Временный порядок проведения экологического аудита и Критерии отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита. ——————————— Вестник мэра и правительства Москвы. 2002. N 40. Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 46.

Читайте так же:  Образцы договор на аренду станков

В 2010 г. Минприроды России был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов осуществления экологического аудита)», которым предусматривается, что экологический аудит проводится членами саморегулируемых организаций в области экоаудита — экоаудиторами. В настоящее время законопроект дорабатывается Министерством по замечаниям Государственно-правового управления Президента РФ в части отношений, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций в области экологического аудита. Однако законопроект о введении саморегулирования экоаудиторских организаций вызывает возражение. По нашему мнению, деятельность юридических лиц, осуществляющих экологический аудит, как экспертная деятельность должна подлежать регулированию и контролю со стороны государства или иных субъектов. Государственный контроль за аудиторскими организациями и отдельными экоаудиторами необходимо вводить, прежде всего, применительно к обязательному экологическому аудиту или также к добровольному экологическому аудиту, в случае если в результате проведения добровольного экологического аудита государство будет предоставлять природопользователю определенные преференции. На наш взгляд, необходимым шагом является введение государственной аккредитации аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для того, чтобы они могли осуществлять экологический аудит. На Росприроднадзор может быть возложено полномочие по организационному обеспечению государственной аккредитации аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих экологический аудит, а именно по ведению реестра аккредитованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В действующем законодательстве не содержится понятия «договор на оказание экоаудиторских услуг». Можно выделить следующие признаки договора возмездного оказания услуг в экоаудиторской деятельности. Во-первых, это гражданско-правовой договор. На него распространяются общие положения гражданского законодательства о сделках. Во-вторых, на правоотношения по заключению, исполнению и расторжению рассматриваемого договора распространяются нормы гражданского права, связанные с регулированием аудита правилами (стандартами) аудиторской деятельности, с обязательным требованием о членстве аудиторов в СРО. Нарушение этих положений будет означать фактически недействительность договора (ст. 173 ГК РФ). Так, например, если у аудиторской организации нет такого членства, она не имеет права вступать в договорные правоотношения. В-третьих, на стороне заказчика услуг может выступать как физическое и юридическое лицо, так и органы государственной власти, при этом заказчик приобретает услуги не для себя, а для служащего, работника и т. д. Сказанное накладывает определенные особенности на правоотношения с каждым из заказчиков (частные лица, юридические лица, публичные органы). Учитывая, что одной из сторон договора выступает потребитель услуг, на данные правоотношения распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и, в частности, глава III Закона («Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)»). ——————————— СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Размещение государственного заказа в аудиторских организациях осуществляется государственными заказчиками на конкурсной основе в период формирования заявок на государственный заказ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» . ——————————— СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

В-четвертых, договор на оказание аудиторских услуг носит предпринимательский характер. Его участниками, с одной стороны, являются аудиторы (аудиторская организация или индивидуальный аудитор) и, с другой стороны, — заказчики, которые представлены весьма широким спектром хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации. Договор на оказание аудиторских услуг является возмездным. Применительно к заказчику заключение договора на оказание аудиторских услуг может носить свободный (инициативный аудит) или обязательный характер (обязательный аудит). В-пятых, исследователи относят рассматриваемый договор к казуальным сделкам, поскольку из содержания сделки ясно видно, какую цель преследуют стороны. С учетом требований п. 1 ст. 162 ГК РФ договор возмездного оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме. На оказание аудиторских услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета, которая становится неотъемлемой частью договора. Предметом договора на оказание аудиторских услуг признается исходя из п. 1 ст. 779 ГК РФ совершение исполнителем по заданию заказчика определенных действий или осуществление им определенной деятельности (см. п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. N 1-П ). ——————————— СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 828.

Если предмет договора не согласован, договор является незаключенным и не порождает для его сторон никаких прав и обязанностей (п. 1 ст. 432, ст. 8, п. 2 ст. 307 ГК РФ). Следовательно, стороны не могут потребовать выполнения договорных обязательств и применить ответственность за их нарушение, установленную законом или договором (ст. 309, ст. 15, п. 1 ст. 393, ст. ст. 330, 331, 332 ГК РФ). Пункт 2 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет аудиторские услуги как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При согласовании условия о предмете договора об оказании аудиторских услуг на проведение аудиторской проверки стороны руководствуются п. п. 6 — 8 ФПСАД N 12 , где урегулированы условия, рекомендованные к согласованию в договоре на проведение аудита. ——————————— Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797.

В договоре на проведение аудиторской проверки, в частности, указываются: — цель аудита (п. 2 ФПСАД N 1); — объем аудита (п. 5 ФПСАД N 1); — результат оказания услуг, сопровождающийся выдачей аудиторского заключения и любых иных документов, которые предполагается подготовить по результатам аудита . ——————————— См.: решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 сентября 2010 г. по делу N А40-77875/10-12-493 // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, аудиторские услуги представляют собой оказываемые заказчику возмездные услуги аудитора по осуществлению аудита (аудиторской проверки) и составлению аудиторского заключения. При согласовании в договоре на оказание аудиторских услуг условия о предмете сторонам необходимо указать, какие именно действия (деятельность) должен совершить аудитор: перечень (вид) услуг; объем услуг; место оказания услуг (при необходимости); объекты, на которые направлено оказание услуг (при необходимости). Кроме того, как следует из наименования указанного вида договора и положений п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ, в предмет договора входит обязанность заказчика оплатить согласованные услуги . Поэтому сторонам следует установить эту обязанность в договоре. ——————————— См.: Постановление ФАС Московского округа от 11 мая 2006 г. N КГ-А40/3650-06 по делу N А40-33020/05-60-294, Постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2003 г. N КА-А40/6780-03 // СПС «КонсультантПлюс».

В ходе оказания экоаудиторских услуг аудитор проводит непосредственную проверку порядка ведения экологического учета и состояния экологической отчетности заказчика (аудируемого лица). Непосредственному оказанию аудиторских услуг посвящено большинство существующих в настоящий момент стандартов аудиторской деятельности. Большинство аудиторов используют при этом также собственные методики и собственные более подробные стандарты. По результатам оказания аудиторских услуг аудитор, как правило, составляет заказчику отчет. Составление аудиторского заключения при этом является предусмотренным законодательством способом оформления и доведения до сведения заказчика выводов аудитора. В завершение рассмотрения данного вопроса сформулируем некоторые рекомендации по заключению договора об оказании экоаудиторских услуг. Первая рекомендация — соблюдение письменной формы договора. Несоблюдение письменной формы, в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ, лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. Вторая рекомендация — обязательное включение в договор существенных условий, правильная формулировка существенных условий в тексте договора. Предмет договора должен обладать следующими признаками: — определенности (обладать определенными качествами и быть точно обозначенным); — возможности осуществления (осуществление прав и обязанностей, входящих в содержание обязательства, объективно возможно); — дозволенности (отсутствуют запреты в законе). Третья рекомендация касается типовых форм договоров возмездного оказания аудиторских услуг. Поскольку в основном заказчик присоединяется к типовому договору возмездного оказания услуг, в интересах исполнителя использовать правильные типовые формы. В настоящий момент применительно к договору на оказание аудиторских услуг четкого перечня его существенных условий ни в гл. 39 ГК РФ, ни в Законе об аудиторской деятельности не предусмотрено. Следует обратить внимание на п. 6 ФПСАД N 12 «Согласование условий проведения аудита», введенный Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 532 , в котором в число существенных условий договора на оказание аудиторских услуг рекомендовано относить следующие: ——————————— СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4132.

— цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; — ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности; — объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; — аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита; — информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными; — требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита; — цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

Пристатейный библиографический список

1. Данилевский Ю. А., Гутцайт О. М., Островский О. М. Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности // Бухгалтерский учет. 2000. N 6. 2. Петров А. Ю. Развитие аудита в России // Бухгалтерский учет. 2001. N 5. 3. Сухова И. А. Современный аудит: теория и практика // Финансовый и бухгалтерский консультант. 2000. N 9.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены