Чем на ваш взгляд обусловлены данные требования

Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

О развитии блокчейна, облачных технологий и о возможности регулирования рынка рассказал Виктор Вернов, генеральный директор компании «Открытие Факторинг»

— Факторинг считается одним из самых высокотехнологичных сегментов в финансовой отрасли. Чем это обусловлено, на ваш взгляд?

— Действительно, это технологичный рынок хотя бы потому, что связан с очень большим объемом документооборота. Серьезное влияние на его развитие также оказывает внедрение всевозможных распределенных реестров хранения данных, которые используются в факторинге. Высокие расходы на документооборот раньше делали этот продукт не столь интересным для участников рынка, поскольку убивали всю прибыль. Теперь объем информации, получаемый нами по электронным каналам связи, ежегодно растет, а качество и достоверность ее только повышаются.

— Соответствует ли современная экосистема рынка требованиям государственной вертикали власти?

— Мы видим позитивное отношение Банка России к техническим новшествам: от применения электронной подписи (ЭП) до организации распределенного реестра хранения и внедрения технологии блокчейн — все они, в конечном счете, направлены на повышение прозрачности отрасли.

Более того, технологичные пилотные проекты уже реализованы крупными игроками рынка, в том числе и нашей компанией. Борьба с издержками послужит дальнейшему повышению уровня диджитализации отрасли, причем эта перспектива не столько отдаленная — речь идет о горизонте в два-три года.

К нерешенным задачам пока относим правовой статус информации, хранящейся в распределенных реестрах, и возможность использовать ее в случае судебных разбирательств. Если с применением ЭП возможная доказательная база понятна, то с технологией блокчейн пока подобная практика еще не сформирована. Вместе с тем рынок становится все более цивилизованным. Мы оцениваем фактическое качество данных в распределенных реестрах как высокое. Это означает, что количество судебных дел с применением данной технологии будет стремиться к нулю.

— Какова ваша оценка уровня электронного факторинга в России?

— На полноценный электронный документооборот сейчас приходится около 25–30% рынка. При этом имеются все предпосылки для практически двукратного роста этого показателя в ближайшей перспективе.

— Что будет драйвером для роста цифровизации этого рынка?

— Пока таким драйвером выступают сами факторы. Под электронным документооборотом на рынке часто подразумевают электронное взаимодействие двух сторон сделки — фактора и поставщика. Крупным дебиторам, промышленным корпорациям бывает сложно полностью перейти на электронное взаимодействие, чаще оно является требованием фактора. Мы, как и другие участники рынка факторинга, помогаем сделать такой шаг безболезненно, предлагая собственные технологичные продукты, легко интегрируемые в IT-платформы потребителя. Если говорить о нашем опыте, то у нас работает целая IT-команда, выпущено уже несколько приложений. Можно на выбор подключиться к ERP-системам или выгружать данные регулярно.

Сейчас мы наблюдаем постепенную перемену отношения покупателя к возможности вести документооборот в электронном виде. Значимость этого сравнима, пожалуй, с примером внедрения процесса сдачи отчетности в электронном виде.

— Что помимо инертности потребителей сдерживает, на ваш взгляд, популяризацию факторинга в России?

— С одной стороны, опираясь на публичную статистику, констатируем, что доля факторинга в ВВП составляет 2,5%. По сути, это свидетельство определенной зрелости рынка. При этом сохраняется значимый потенциал его развития. Для сравнения: в Европе этот показатель равен 15%, в Великобритании — 17-18%.

С другой стороны, специфичность российского рынка факторинга заключается в неоднородном проникновении факторинга в наш ВВП. Связано это как с разными традициями делового оборота в коммерческом и государственном секторах, которые существовали до последнего года, так и с регуляторными ограничениями. Пример — пункт 7 статьи 448 ГК РФ. Создавалась эта статья для защиты от смены поставщика или покупателя в рамках тендерных процедур, но была упущена формулировка об уступке прав денежного требования. Рад сообщить, что в настоящее время соответствующая поправка в Федеральный закон принята и в 2018 году вступит в силу.

Как следствие до половины предприятий нашей экономики не имели доступа к факторинговым сервисам. Вместе с тем есть сегменты, связанные с той же торговлей, с бизнесом крупных коммерческих компаний, где факторинг только начал внедряться. Уже сейчас факторинг активно используют лидеры сегмента ретейл: «Ашан», «Метро», «X5», а уровень проникновения услуги в ретейле составляет примерно 15%, что сопоставимо с данными в Европе.

Таким образом, я вижу, что сейчас основная задача рынка — расширение и создание возможностей для того, чтобы факторинг проникал в новые сегменты.

— Великобританию чаще всего приводят в качестве примера развитого рынка. Какие страны можно считать ориентиром для развития отечественного рынка и факторинговых компаний?

— Я бы выделил четыре страны, которые показательны с этой точки зрения.

Действительно, Великобритания является примером того, что даже при значительном объеме ВВП можно достичь хорошего проникновения данного продукта, раскрыть его потенциал как инструмента финансирования торговых отсрочек платежа.

Турция — это пример другой деловой практики, при которой кредиторская задолженность является активом, отказаться от оплаты которого достаточно сложно. В России зачастую приемка товара не является автоматическим признанием обязательства, тогда как в турецком законодательстве подписанные отгрузочные документы близки к векселю либо к долговой расписке, а значит, к безусловному обязательству оплаты. Возможно, в силу этого в Турции очень много факторинговых компаний, рынок развивается опережающими темпами даже по сравнению с Россией.

Павел Самиев, НРА, БизнесДром и Виктор Вернов, «Открытие Факторинг»

Мне наиболее близок подход, реализуемый в Мексике. Здесь на государственном уровне действует единая система учета, так называемая квазибиржа дебиторской задолженности, а ее ключевым оператором является Национальная финансовая корпорация (Nafin). Не секрет, что в факторинге операционный риск и риск прямого мошенничества выше, чем кредитный. Существует угроза дважды или трижды профинансировать одно и то же право требования либо не убедиться в его достоверности и получить несуществующее право требования — то, что профессионалы называют «профинансировать воздух». В Мексике этот риск отчасти нивелирован системой хранения и учета дебиторской задолженности. Если в России объединить в аналогичную единую инфраструктуру госсектор или другой значимый сегмент экономики, это станет колоссальным импульсом для повышения прозрачности рынка. При таком подходе, «дебиторка» из эфемерной сущности станет более твердым, котируемым активом, условным баррелем нефти или пудом пшеницы. Мы видим подобные инициативы и считаем, что за ними будущее.

В качестве еще одного примера выделю опыт США. Факторинг в классической форме в Штатах занимает ничтожные доли процента в объеме ВВП, однако именно здесь распространен продукт, родственный факторингу, так называемый asset-based lending (ABL). Это фондирование под денежный поток, решение на стыке между овердрафтными инструментами и факторингом. В отличие от овердрафта, здесь возможны детализация вплоть до отсрочки по конкретной сделке и прозрачность источника погашения. Но, поскольку дебитор при этом массово не уведомляется, в нашей российской логике этот продукт ближе всего будет к скрытому факторингу. Доля его применения в ВВП США доходит до 25%. Это интересный и объемный рынок, выглядящий гигантом даже на фоне факторингового рынка Великобритании.

— Является ли перспектива регулирования рынка факторинга двигателем для его развития в России?

— В своем ответе озвучу в том числе голос рынка, поскольку являюсь председателем правления Ассоциации факторинговых компаний (АФК). Мы единодушны в том, что на данном этапе развития рынка регулирования не требуется.

Существует гипотеза в пользу этого решения. Приход регулятора может повлиять на сокращение стоимости фондирования. Текущая реальность такова, что подавляющее большинство факторов так или иначе являются дочерними структурами или близки к структурам крупных банковских холдингов. Это значит, что в вопросе фондирования от материнских структур каких-то изменений не произойдет.

— В чем тогда может быть еще выражена необходимость лицензирования рынка?

— Возможно, рассматривается необходимость расширения источников фондирования. В этом случае на рынок могут прийти средства физических лиц и неквалифицированных инвесторов, к чему отношение на рынке весьма неоднозначное. Положительный имидж факторинга как индустрии сохраняется благодаря в том числе отсутствию громких историй, связанных с привлечение массовых инвесторов на рынок.

— Кстати, банки сумели добиться сокращения просрочки в кредитовании малого и среднего бизнеса (МСБ) и превратить его за последние годы в полноценный клиентский сегмент. Каковы динамика и риски в факторинге для МСБ?

— Факторинг для малого и среднего бизнеса — зачастую гораздо более понятный продукт, чем банковские аналоги, и обходится к тому же дешевле, особенно если мы договариваемся о совместной программе с покупателем. Для сравнения: риск в факторинге составляет буквально 1-2%, а в случае с прямым кредитованием он значительно выше.

Несмотря на кризис, рост в сегменте МСБ в этом году будет достаточно впечатляющим, особенно на фоне роста самого рынка факторинга. Судите сами. За год весь рынок факторинга вырастет на 15–20%, и в сегменте МСБ темпы проникновения продукта не отстают!

— Сможете ли вы составить конкуренцию банкам по продуктовой линейке для малого и среднего бизнеса?

— Нужно понимать, что МСБ — это сектор, где вопрос ликвидности стоит наиболее остро. Зачастую именно фактор, а не банк закрывает для МСБ ключевую потребность в деньгах.

Если у компании возникла потребность в факторинге, то это значит, что она уже заключила сделку, осуществила отгрузку на условиях отсрочки платежа и подписала соответствующие документы. Наибольшая доля сделок сейчас проходит через тендерные площадки (и с каждым годом она будет только расти), а значит, компаниям требуются гарантии исполнения контракта, возврата аванса, тендерные гарантии и так далее.

Таким образом, формируется взаимо­связь продуктов, которая укладывается в единый концепт работы по отсрочке платежа, и факторинг встраивается в эту цепочку. Группа «Открытие» и мы увидели синергию в создании единой продуктовой платформы для дистрибуции факторинговых и гарантийных продуктов. Мы предоставляем возможность нашим клиентам получать доступ ко всем сервисам через единый личный кабинет.

Такой подход превращает нас в настоящую IT-компанию. Самый простой наш измеритель — это количество разработчиков, которое превышает количество сотрудников, связанных с прямыми продажами. Инвестиции в разработку позволяют нам поддерживать принцип использования личного кабинета как единого окна для наших клиентов, а также предлагать им высокотехничный и понятный сервис. Это удобно, в том числе для клиентов, которые приходят к нам через электронные торговые площадки, обеспечивающие сейчас самую высокую лидогенерацию.

Приоритетные цели и результаты в отечественном образовании;

Вопрос о целях общего образования всегда вызывал живейшую дискуссию профессионалов и общественности на разных этапах развития нашей страны.

Понимание сверхзадачи дидактики как непрерывного поиска смысла и механизмов образования человека привело к выделению новых характеристик процесса обучения и определению в качестве движущей силы взаимодействия преподавания-учения, противоречие между освоенным учеником опытом познания и педагогическим содействием развитию его способностей

Гармонизация данных групп целей в деятельности учителя обеспечивается направленностью деятельности учителя не на передачу предметного знания, а на содействие образованию школьника.

Предметные цели отражают субъект-объектные связи и выражаются в овладении школьниками базовыми знаниями, умениями и навыками в процессе решения задач, в осознании и формулировке оценочных суждений относительно процесса и результата познавательной деятельности, в осознании мотивов познавательной деятельности.

Личностные цели отражают субъект-субъектные связи личности, как в учебной деятельности, так и в жизнедеятельности, и выражаются: в осознании собственной позиции в процессе коллективного, группового или индивидуального решения задач; в овладении умениями личностной рефлексии и саморегуляции; в достигнутом уровне самоопределения в результате осознанного самопознания и самовыражения.

Разрешение данного противоречия (противоречия между предметными и личностными целями обучения) превращает процесс обучения в процесс совместного творчества учителя и ученика.

ЗАДАНИЕ

Объясните, чем, на Ваш взгляд, обусловлено изменение целей-результатов обучения, представленных в таблице на основе обобщения нормативных документов и концептуальных идей исследователей.

Таблица

В современной дидактике цели обучения формулируются на языке компетенций.Компетенции как результаты «задаются» образовательным стандартом. Первые дискуссии о стандартизации образования начали в 1992 году, когда впервые эта позиция была заявлена в нашей стране Законе «Об образовании». Опустим анализ профессиональных и общественных дискуссий о сущности стандартизации в образовании и отметим, что образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании, обеспечивающий:

· равенство и доступность при различных стартовых возможностях;

· сохранение единства образовательного пространства в РФ;

· преемственность ступеней образования;

· вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

· государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;

· признание документов иностранных государств об образовании.

Требования образовательного стандарта реализуются через образовательные программы создаваемые школой на каждой ступени. Это могут быть программы общеобразовательные, углубленного изучения предмета или группы предметов, лицейские, гимназические. А в начальной школе реализуются образовательные программы, имеющие определенное название в зависимости от используемого педагогом учебно-методического комплекса – Гармония, Школа России, Начальная школа XXI век, Программа «Школа 2100», Развивающая система Л.В.Занкова, Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, «Перспектива».

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт впервые представлен в виде общественного договора между семьей, обществом и государством в области образования, и ориентирует школу на достижение следующих целей образования:

· формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям современного общества;

· постоянную внутреннюю мотивацию к учению, социальную мобильность, ответственность, социальный оптимизм;

· обучение учащихся самостоятельному конструированию знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач;

· общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе для непрерывного самообразования и профессиональной деятельности.

Определенные в стандарте цели являются основой для определения целей – ожидаемых результатов обучения на каждой ступени образования, отдельных учебных предметов.

Таким образом, цели обучения выражаются в ожидаемых надпредметных (обобщенных) результатах, конкретизируются в целях освоения конкретных учебных предметов, которые, в свою очередь, на уровне личности ученика и учителя формулируются в виде предметных и личностных целей. Важно отметить, что цели обучения отличаются от целей образования. Цели образования (как цели национальной системы образования) задаются государственной образовательной политикой, отражающей требования к определенному культурному типу личности (образованному человеку конкретной исторической эпохи); фиксируются в Федеральных государственных образовательных стандартах, имеющих рамочный характер; конкретизируются личностью обучающегося (и его родителей) при самостоятельном проектировании им индивидуального образовательного маршрута в соответствии с имеющимися склонностями и интересами личности).Цели современного школьного образования, заданные государственным стандартом, выражены в категориях универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

ЗАДАНИЕ

Прочтите фрагмент образовательного стандарта, описывающего требования к результатам обучения:

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Читайте так же:  Начисляется ли районный коэффициент на пособие при рождении ребенка

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Согласуются ли эти требования к ожидаемые результаты с суждениями взглядами В. Оконя о предметных и личностных целях?

Возможно ли достижения этих результатов в деятельности одного учителя?

Если требования перечислены в стандарте, то означает ли это, что одинаковые ли результаты будут достигнуты разными учениками?

Обсудите Ваши суждения на семинаре.

ст. 50 Конституции РФ отражение принципа справедливости.

Исключение неоднократного наказания лица виновного в совершении преступления

Положение о недопустимости доказательств направлено на устранение судебных и следственых ошибок, исключению возможности привлечения к уголовной ответственности невиновного, предостережения лиц ведущих следствие и осуществляющих правосудие от противоправных действий.

Положения о помиловании смягчении наказания направлены на исполнение Декларации прав человека в части права на жизнь

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Основы конституционного строя Республики Беларусь

Обзор особенностей Конституции Республики Беларусь. Определение основы гражданского, семейного, административного права и деятельности правоохранительных органов РБ. Анализ региональной и аграрной политики. Оценка системы международных отношений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

К местному самоуправлению относятся также органы территориального общественного самоуправления — советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др.

Местное самоуправление может осуществляться и путем проведения местных референдумов и собраний граждан, которые представляют собой форму прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Право граждан на местное самоуправление — один их фундаментальных элементов демократического государства.

Местное управление в Республике Беларусь осуществляют исполнительные и распорядительные органы соответствующих административно-территориальных единиц. На территориях областей, районов, городов, поселков, сельсоветов исполнительным и распорядительным органом является исполнительный комитет. На территории районов в городах исполнительным и распорядительным органом является местная администрация.

1. Составьте таблицу Республики Беларусь, отразите в ней Органы государственной законодательной власти, исполнительной, судебной власти и порядок их формирования.

Охарактеризуйте полномочия Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров, судов.

Кто в Республике Беларусь обладает правом законодательной инициативы? Назовите стадии законодательного процесса в Республике Беларусь.

Назовите органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Охарактеризуйте их полномочия.

Как вы понимаете утверждение: «В Республике Беларусь местное самоуправление является важнейшим элементом гражданского общества и базисом демократической государственности, который объединяет народ и власть»?

Используя материалы СМИ, подготовьте сообщение о деятельности местных органов управления и самоуправления в вашем регионе (области, районе, городе).

1.5 Конституционные права и обязанности граждан

Вспомните. 1. Каковы основные положения теории естественного права? 2. Что такое правовой статус личности?

Основные международные акты в области прав и свобод человека. Сегодня, как и более чем полвека назад, главным документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. С этого времени все международные договоры разрабатываются и заключаются на основе Декларации, ее положения вошли в конституции различных стран мира.

С обретением независимости Республика Беларусь встала на путь строгого и неукоснительного соблюдения международных стандартов в области прав человека, их реализации и защиты. Республика Беларусь является участницей Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 г. Практически все провозглашенные в этих пактах права и свободы нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь и актах белорусского законодательства.

К основополагающим документам ООН в области защиты прав человека можно также отнести Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1987 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенцию о правах ребенка (1989 г.). Первые два из этих документов направлены на то, чтобы урегулировать отношение к преступникам и правонарушителям, которых государство подвергает задержанию, наказанию, применяя принудительные меры. Традиционно отношение к таким людям со стороны общества отрицательное, и многие считают, что соблюдение прав человека здесь необязательно. Однако принципы гуманизма и справедливости, как провозглашают указанные документы, нужно распространять и на уголовное судопроизводство. В нем должны соблюдаться современные международные подходы, согласно которым наказание является только наказанием и не допускает пытки и бесчеловечного, жестокого обращения с подозреваемыми или осужденными. Две из названных выше конвенций защищают права женщин и детей, которые более других нуждаются в социальной и правовой защите.

Конституция и национальное законодательство в области защиты прав человека. Конституция Республики Беларусь провозгласила, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (статья 2 Конституции). В современном мире государство может считаться правовым и демократическим только при соблюдении прав и свобод человека.

В разделе II Конституции Республики Беларусь закреплены личные и политические права и свободы, социально-экономические и культурные права граждан республики. В развитие конституционных положений принят ряд кодексов, законов, других нормативных правовых актов, в которых конкретизируются конституционные права граждан, предусмотрены гарантии их реализации и защиты. Так, защита личности от преступных посягательств, в том числе и на жизнь, наказания за преступления и иные правонарушения регулируются Уголовным кодексом. Право на труд регламентировано в Трудовом кодексе; право на жилище и связанные с ним правоотношения — в Жилищном кодексе; право собственности и целый комплекс иных имущественных прав граждан — в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Соответствующими законами регулируется деятельность политических партий, общественных объединений, проведение массовых мероприятий и т. д. Национальное законодательство в области защиты прав человека весьма обширно и постоянно совершенствуется.

Права и свободы человека в Республике Беларусь. Конституция, другие акты национального законодательства исходят из того, что основные права человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством. Права человека базируются на равенстве всех людей, являются неотъемлемыми и гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией (т. е. в сфере действия национальных законов, других нормативных правовых актов) белорусского государства. При этом осуществление прав и свобод одного человека не должно нарушать прав и свобод других людей. В особо сложных ситуациях государство может на время ограничить права человека. По нашей Конституции это возможно в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции).

Личные права. Право на жизнь выступает исходным правом любого человека. Обязанность государства — защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств (статья 24 Конституции). Право на жизнь обеспечивается мерами, направленными на борьбу с преступностью, на предотвращение аварий на производстве, профилактикой дорожно-транспортных происшествий и др.

С правом на жизнь тесно связана проблема смертной казни как исключительной меры наказания. Законодательство Республики Беларусь допускает применение такой меры ответственности за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Движение за отмену смертной казни, развернувшееся в странах Запада после Второй мировой войны, привело к включению соответствующих положений в ряд важных международно-правовых документов.

Например, в документах, принятых в рамках Организации Объединенных Наций, подчеркивается необходимость ограничения круга преступлений, караемых смертной казнью, и тщательного соблюдения гарантий законности в отношении лиц, приговариваемых к смертной казни.

С правом на жизнь тесно связан ряд других прав и свобод человека. В их числе право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 45, 46 Конституции).

К личным правам граждан Беларуси относится также право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (статья 25 Конституции). Оно предполагает, что человек может осуществлять свои желания, цели, мечты, не нарушая при этом прав других людей. Свобода и неприкосновенность личности находятся под охраной государства.

В нашей Конституции закреплено и право на тайну личной жизни: каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений (статья 28). К личным правам еще относят неприкосновенность жилища, свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь, свободу выбора национальности и языка общения, а также право на судебную защиту (статьи 29, 30, 50, 60). Демократичность судебного разбирательства в белорусском государстве достигается соблюдением таких принципов правосудия, как независимость суда, гласность, законность, состязательность и равенство сторон, беспристрастность.

Политические права и свободы по Конституции Республики Беларусь предоставляют человеку возможность участвовать в жизни общества и государства. Их реализация обеспечивает демократичность формирования и деятельности государственных органов власти. Следует отметить, что

в отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Республики Беларусь. Таковы право избирать и быть избранными в государственные органы, право равного доступа к любым должностям в государственных органах, право на участие в решении государственных дел (статьи 38, 39, 37).

Реализуя право избирать и быть избранными, граждане Беларуси могут участвовать в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. На избирательных правах граждан, на свободном волеизъявлении гражданина во время выборов во многом базируются и суверенитет, и принцип народовластия. К политическим правам и свободам также относятся право на свободу объединений; свободу собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (свобода слова и свобода печати); право на информацию, право на обращение в государственные органы и др. (статьи 36, 35, 33, 34, 40). В любой демократической стране реализация данных прав и свобод, которые затрагивают интересы многих людей, регламентирована законом. В частности, при проведении митингов, шествий, пикетирования общепринятым в международной практике является предварительное согласование этих мероприятий с местными органами власти, учет требований национального законодательства.

Социально-экономические права охватывают сферу труда, занятости, благосостояния людей. Конституция Республики Беларусь провозгласила, что каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (статья 21 Конституции). Международные правовые акты не устанавливают каких-либо строгих норм доходов граждан, определенных условий их жизни. Реализация социально-экономических прав в каждом государстве зависит от состояния его экономики.

Особую роль играет право на труд — право человека на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда (статья 41). Труд провозглашен наиболее достойным способом самоутверждения человека. В Республике Беларусь проводится активная политика по обеспечению занятости трудоспособного населения. Молодежи гарантировано первое рабочее место; существуют программы переобучения и переквалификации, если человек получил специальность, а она оказалась не востребованной. Дополняют право на труд право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда и право на отдых (статьи 42, 43).

Необходимо, однако, помнить, что при реализации социально-экономических прав ключевая роль принадлежит самому человеку. Не только право на труд, но и другие важнейшие социально-экономические права — право собственности, право на жилище (статьи 44, 48) и др., регламентированы во многих кодексах и законах, но на практике их осуществление зависит прежде всего от самого человека, его воспитания, целеустремленности, работоспособности, от тех усилий, которые он прилагает для обеспечения своего благосостояния.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. К ним относятся право на образование, право на участие в культурной жизни, свобода художественного, научного и технического творчества (статьи 49, 51). В Республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить среднее специальное и высшее образование в государственных учебных заведениях. Помимо бесплатного, существует возможность получить образование платно, особенно в случае освоения дополнительной или новой специальности.

Право на участие в культурной жизни обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, которые принадлежат государству и обществу. Этому служит широкая сеть культурно-просветительных учреждений. В стране действует множество музеев, в том числе краеведческих, которые располагают уникальными экспонатами, яркими образцами профессионального и народного творчества.

Обязанности граждан Республики Беларусь. Права человека неотделимы от обязанностей граждан перед государством. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Все мы должны уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других людей, беречь историко-культурное, духовное наследие нации и в целом достояние страны, охранять природную среду (статьи 52—55 Конституции). Будучи гражданами Республики Беларусь, мы обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (статья 56). Обязанность и священный долг каждого гражданина — защищать свою Родину (статья 57).

Перечень обязанностей сравнительно невелик, но от того, как мы их исполняем в своей повседневной деятельности, зависит качество нашей жизни, состояние и перспективы нашего общества. Благодаря соблюдению нами своих обязанностей, реализуются и наши права.

1. Свобод Назовите человека основные. Какие международные идеи этих документов и факты в области реализованных прав в Конституции Республики Беларусь? Назовите основные акты национального законодательства в области защиты прав человека.

Охарактеризуйте личные, политические, социально-экономические, культурные права граждан Республики Беларусь. В чем отличие политических прав гражданина от личных? (Используйте материал 7 из раздела «Документы и материалы», с. 53—55.) Можно ли считать политические и экономические права человека основными, а культурные права второстепенными? Свой ответ аргументируйте.

Каким образом обеспечивается реализация личных, политических, социально-экономических и культурных прав граждан Республики Беларусь? В каких случаях Конституция Республики Беларусь предусматривает ограничение прав и свобод человека?

Назовите основные обязанности граждан Республики Беларусь. Объясните, почему соблюдение гражданами своих обязанностей — это важнейшее условие реализации их прав.

Читайте так же:  Как оформить выдачу подарков

Согласны ли вы с утверждением, что смертная казнь — это нарушение права человека на жизнь? Свое мнение аргументируйте.

Напишите эссе на тему: «Свобода и ответственность гражданина».

«…Гражданином быть обязан»

Древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н. э.) в своем произведении «Политика» писал, что «государство есть совокупность граждан»; лучше всего «понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти».

1. Прокомментируйте утверждения Аристотеля о гражданине и гражданстве.

Какой смысл лично вы вкладываете в выражение «быть гражданином»?

Как вы понимаете слова русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

2. Многие великие мыслители и политики высказывали свое мнение о демократии. Например, древнегреческий философ Аристотель определял демократию как правление неимущего большинства ради собственного блага. Согласно английской пословице, демократия — это прежде всего процедура. Карл Поппер, английский философ и социолог (1902—1994), утверждал: «Демократические институты не могут улучшаться сами — их улучшение зависит от нас. Проблема улучшения демократических институтов — это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами».

1. Прокомментируйте эти высказывания. Все ли в них бесспорно?

2. Согласны ли вы с тем, что важнейшим условием демократии является высокий уровень политической культуры граждан? Свое мнение аргументируйте.

В демократическом смысле «народ» — это общность людей, являющихся гражданами государства и проявляющих гражданскую активность. В научной литературе высказывается порой точка зрения, что принцип непосредственного осуществления власти народом — юридическая фикция, реально же государственную власть осуществляет определенная политическая элита, периодически сменяемая другой.

1. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Свое мнение аргументируйте.

2. В чем, на ваш взгляд, проявляется активная гражданская позиция человека? Приведите примеры проявления гражданской активности человека (из литературы, истории, повседневной жизни).

Согласно конституционному принципу о свободе все люди свободны от рождения, никто не вправе ограничивать свободу. Однако существует конституционно-правовой, философский, гуманистический принцип пределов «абсолютной» свободы: свобода одного человека ограничена свободой всех.

12. . Как Продолжите вы понимаете суждения этот: «принцип Человек? должен быть свободен от …», «Человек должен быть свободен для …». Свое мнение объясните.

Проблема равенства людей возникла еще в глубокой древности. Философы по-разному толкуют эту проблему и пути ее решения. Нередко считают, что равенство людей состоит в равенстве их прав. Древнеримский философ Сенека (I в. до н. э.) говорил: «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».

1. Как взгляд вы, должно понимаете заключаться данное высказывание равенство людей? В чем? Свое, на мне объясните.

2. Как принцип равенства людей закреплен в Конституции Республики Беларусь?

6. Документом, удостоверяющим личность человека, является его паспорт. Вместо паспорта допустимо в определенных обстоятельствах предъявлять другие документы, удостоверяющие личность: пенсионное удостоверение (при наличии в нем фотографии), студенческий билет, удостоверение сотрудника государственного органа, военный билет (для военнослужащих срочной службы), справки органов внутренних дел (для граждан, утративших паспорт либо сдавших его на обмен).

Во всех названных документах не указывается национальность человека. Согласно статье 50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.

1. Чем Основном, на ваш Законе взгляд нашей, обусловлено страны? появление статьи 50 в

2. Какая связь существует между понятиями «национальное самосознание», «национальное самоопределение», «национальность»? Используйте при необходимости дополнительную литературу.

7. Статья 46 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Данному праву соответствует обязанность, установленная статьей 55 Конституции: «Охрана природной среды — долг каждого».

1. Какие обусловливает направления статья деятельности 46 Конституции белорусского? Как вы думаете государства, что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

2. Проанализируйте статьи раздела II Конституции Республики Беларусь. Приведите примеры других прав и обязанностей граждан, подтверждающие вывод об их взаимосвязанности и взаимообусловленности.

8. Согласно статье 47 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

1. подлежащих Чем обусловлено особой выделение защите со стороны указанных государства категорий? Свой лиц, ответ аргументируйте.

2. В чем заключаются обязанности государства по отношению к остальным категориям граждан?

9. В ряде зарубежных стран — Австрии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Испании, многих государствах Латинской Америки — выборы являются обязательными. За неучастие в выборах предусмотрен штраф, а в Греции и Турции — лишение свободы.

1. Чем, по за вашему неучастие мнению в выборах, объясняются в отдельных строгие странах меры?

2. Подберите аргументы в подтверждение тезиса: «Участие в выборах — обязанность каждого гражданина».

10. Статья 40 Конституции Республики Беларусь устанавливает право каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы и обязанность государственных органов рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

В соответствии с Законом «Об обращениях граждан» письменное обращение должно содержать: 1) наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение; 2) фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы); 3) изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы); 4) личную подпись гражданина. Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах. Анонимные обращения не рассматриваются.

1. Прокомментируйте права граждан Республики условия Беларусь реализации на конституционного обращение в государственные органы.

2. Чем, на ваш взгляд, обусловлены данные требования?

11. Французский философ XVIII в. Ш. Монтескьё в трактате «О духе законов» писал: «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина. Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет… Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».

1. О данном каком высказывании принципе управления? государством идет речь в

2. Как данный принцип управления государством отражен в Конституции Республики Беларусь?

12. Важным элементом гражданской культуры человека являются его убеждения; они во многом определяют его поведение. В литературе встречаются различные суждения о роли убеждений в жизни человека. Например:

а) «Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности» (Д. И. Писарев).

б) «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: «Верны ли мои убеждения?» (Ф. М. Достоевский).

1. ний Какому в жизни из двух человека вышеприведенных вы отдаете предпочтение мнений о месте? Почему

2. Как и когда формируются убеждения человека? Что влияет на их становление?

Документы и материалы

1. Из книги Г. А. Василевича «Право в нашей жизни»

Конституция — это Основной Закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Конституция обладает высшей юридической силой, верховенством по отношению ко всем иным правовым актам.

Важным юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята в 1787 году и действует уже более двухсот лет, в нее внесено всего 27 поправок. В свою очередь, во Франции было принято полтора десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

По порядку изменения конституции подразделяют на гибкие, жесткие, а также смешанного типа. Конституцию можно характеризовать как гибкую, если она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы, и для этого каких-либо специальных процедур не предусматривается. Типичными примерами гибких конституций являются конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Жесткими конституциями являются те, которые изменяются (дополняются) в особом, более сложном порядке, нежели это происходит при обычной законодательной процедуре. Наиболее важные положения объявляются не подлежащими изменению. К ним часто относят основы конституционного строя, права и свободы человека. В Италии, например, не может быть изменена республиканская форма правления. В соответствии с Российской Конституцией Федеральное Собрание не может пересматривать главы, посвященные основам конституционного строя, правовому статусу личности, порядку изменения Конституции. В Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что основы конституционного строя, права и свободы граждан, порядок изменения Конституции и раздел IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд» могут быть изменены только путем референдума.

Нередко вводятся ограничения на изменения Конституции по времени и обстоятельствам.

Например, в Конституции Бразилии (1988 г.) закреплялось, что она не подлежит изменению в течение пяти лет. В Беларуси не допускается изменение и дополнение Конституции в последние шесть месяцев срока полномочий Палаты представителей.

Более распространенными являются ограничения по обстоятельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Аналогичные правила действуют в Румынии, Испании, Эстонии.

Стабильности Конституции содействует более сложная процедура внесения в нее изменений и дополнений. Устанавливается более узкий круг субъектов, по сравнению с правом законодательной инициативы, на внесение конституционных законопроектов в Парламент. Так, согласно статье 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Более узкий круг субъектов, обладающих правом на внесение предложений об изменении и дополнении Конституции, предусмотрен также в конституциях Португалии, России.

Согласно Конституции Республики Беларусь закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Данное правило можно считать соблюденным, если проект как при первом чтении, так и при втором обсуждении будет идентичным.

В других государствах устанавливаются еще более жесткие условия для принятия закона об изменении (дополнении) Конституции. Например, в Швеции предусмотрена необходимость принятия такого конституционного закона двумя составами Парламента, т. е. после его принятия одним составом Парламента объявляются выборы в Парламент, новый состав которого должен также принять этот закон.

1. Как? вы думаете, от чего зависит стабильность Конституции

2. Каким образом обеспечивается стабильность и устойчивость Конституции Республики Беларусь?

2. Из Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Статья 116. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения: о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам; о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

1. Как формируется Конституционный Суд Республики Беларусь?

2. Каковы полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь?

3. Из Декларации «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» (27 июля 1990 г.)

Статья 1. Белорусская Советская Социалистическая Республика — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.

Неотъемлемые права Белорусской ССР как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Белорусская ССР охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа.

Белорусская ССР имеет свой герб, флаг и гимн.

Любые насильственные действия против национальной государственности Белорусской ССР со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

Статья 2. Граждане Белорусской ССР всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти [. ].

Статья 4. Гражданство Белорусской ССР является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Белорусской ССР.

Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства.

Статья 6. Территория Белорусской ССР является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Белорусской ССР [. ].

Из Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Статья 1. Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Читайте так же:  Увольнение работника за мелкое хищение

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Статья 19. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

1. Как самоопределение вы понимаете», « смысл верховенство выражений народа: «право в определении народа на своей судьбы»; «народ — носитель суверенитета», «народ — источник государственной власти»?

Как положения Декларации о государственном суверенитете реализованы в Основном Законе нашей страны?

В чем, на ваш взгляд, проявляется экономическая и политическая независимость Республики Беларусь? Какие факторы обеспечивают суверенитет белорусского государства?

Контур Беларуси в центре символизирует территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. Зеленый контур озарен сиянием золотых солнечных лучей. Это — Солнце, дающее жизнь, восходит над Землей — голубой и зеленой.

Изображения Земли и Солнца отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Пятиконечная звезда — пентаграмма — древний символ человека как космического существа. Вместе с тем это знак охраны и безопасности, символ верного пути и высоких стремлений. Присутствие звезды в верхней части герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый гражданин Беларуси.

Идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия нашла свое воплощение в обрамлении герба — венке из спелых ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага. Все символизирует труд и богатство.

Государственный гимн Республики Беларусь (слова М. Климковича, В. Каризны, музыка Н. Соколовского):

Мы, беларусы, — мірныя людзі,

Сэрцам адданыя роднай зямлі, Шчыра сябруем, сілы гартуем Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя, Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма, Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог, У бітвах за волю, бітвах за долю Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя, Слаўся, народаў братэрскі саюз! Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў — сіла народаў — Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі, Сцяг пераможны — радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя, Слаўся, народаў братэрскі саюз! Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

1. Какие устремления и ценности символизируют Государственный флаг народа, государственный герб и гимн Республики Беларусь?

2. Какие особенности исторического развития белорусского народа нашли отражение в государственных символах Республики Беларусь?

3. Какой праздник отмечается ежегодно в нашей стране во второе воскресенье мая? В чем, на ваш взгляд, заключается смысл этого государственного праздника?

5. Из Избирательного кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями от 4 января 2010 г.)

Статья 60. Право и сроки выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов могут быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного Совета депутатов, а также работающие в организациях, расположенных на территории другого местного Совета депутатов, но связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета депутатов.

Статья 79. Установление и опубликование итогов выборов Президента Республики Беларусь

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Статья 80. Второй тур голосования

Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

1. Чем кандидатов, на ваш в Президенты взгляд, обусловлены Республики различия Беларусь в выдвижении и депутаты?

Оправданы ли, на ваш взгляд, установленные Избирательным кодексом ограничения на право граждан выдвигаться кандидатами в депутаты местных Советов депутатов по месту проживания или работы? Свое мнение аргументируйте.

Какая избирательная система установлена Избирательным кодексом Республики Беларусь при выборах Президента?

6. Вопросы, выносимые на референдум (из Избирательного кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями от 4 января 2010 г.)

Статья 112. На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы: которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, о помиловании.

1. Чем может быть обусловлено ограничение вопросов выносимых на республиканский референдум?

2. Сформулируйте перечень требований к участнику референдума. Какими знаниями, личностными качествами должен обладать человек для того, чтобы грамотно выполнять эту политическую роль?

7. Из Закона «О гражданстве Республики Беларусь»

Статья 1. Гражданство Республики Беларусь

Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Статья 13. Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению

Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка; один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, — по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства; родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь; родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Статья 14. Прием в гражданство Республики Беларусь

В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно: берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь; знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения; постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет; имеет законный источник средств существования; не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.

1. Как Беларусь вы понимаете — это устойчивая положение правовая: «Гражданство связь человека Республики с Республикой Беларусь»? В чем, на ваш взгляд, выражается взаимность прав, обязанностей и ответственности человека и государства?

Каковы условия приобретения гражданства Республики Беларусь по рождению?

Какие из условий приема в гражданство Республики Беларусь можно рассматривать как элементы гражданской культуры человека? Что еще, по вашему мнению, включает в себя гражданская культура человека?

8. Из выступления Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на семинаре «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» (2003 г.)

…Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны прежде всего думать об идеологическом фундаменте белорусского общества. Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

…Идеологию государства надо выстраивать на своем, родном фундаменте. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Белорусское общество должно развиваться в рамках собственной культурной традиции. Идеология белорусского государства должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Другие наши ценности: потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму, социальная опека и уважительные отношения государства и народа.

…«А хто там iдзе?» — в этих словах нашего великого классика желание понять: кто мы, белорусы, в чем наше предназначение, наша судьба? Где наше белорусское место в общемировом развитии? Должны ли мы идти своим особым путем или следовать чьим-то примерам? Если да — то чьим и почему? Ответ на эти вопросы составляет мировоззренческую, возможно, самую важную и трудную часть государственной идеологии.

1. Объясните сильной, почему и идеология процветающей — это Беларуси важное. условие по-

Что является фундаментом идеологии белорусского государства? Назовите ценности белорусского народа. Приведите примеры из истории, иллюстрирующие их.

Как вы относитесь к заимствованию чужого образа жизни (привычек, традиций, ценностей, культуры другого народа)? Свое мнение аргументируйте.

Как бы вы ответили на вопросы, сформулированные в третьем абзаце приведенного выше текста?

Дайте определения понятий: выборы, гражданство, суверенитет, избирательная система, местное самоуправление, Национальное собрание, Президент, референдум, судебная система, Совет Министров.

Дайте характеристику Конституции Республики Беларусь по плану: способ принятия; юридические свойства; место в национальной правовой системе; охрана Конституции Республики Беларусь; изменения, внесенные на референдумах 1996 и 2004 гг.

Охарактеризуйте основы конституционного строя Республики Беларусь, используя следующие понятия: унитарное государство, демократическое государство, правовое государство, социальное государство, светское государство, суверенитет, народовластие, принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип плюрализма, гражданское общество, прямая и представительная формы народовластия.

Какая избирательная система установлена в Республике Беларусь? Назовите ее признаки.

Выборы в Республике Беларусь являются всеобщими, свободными, равными, прямыми; голосование на выборах является тайным. Раскройте сущность этих характеристик.

Охарактеризуйте основные стадии избирательного процесса в Республике Беларусь.

Назовите органы государственной власти Республики Беларусь. Охарактеризуйте их функции.

Заполните таблицу «Права граждан Республики Беларусь» и ответьте на вопрос.

Каковы конституционные гарантии прав человека в Республике Беларусь?

Раскройте сущность обязанностей граждан Республики Беларусь, установленных Конституцией. Объясните, почему права и обязанности граждан взаимосвязаны.

Тема 2. Основные отрасли права

2.1 Основы гражданского права

Вспомните. 1. Что такое право? 2. Каковы основные функции права?

Гражданское право — это отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между разными организациями (юридическими лицами) и гражданами, а также между отдельными гражданами.

Область применения гражданского права. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, разнообразен. Условно их можно разделить на следующие группы.

Прежде всего, гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Эти отношения возникают между гражданами или организациями (юридическими лицами) по поводу различного рода материальных благ и ценностей, то есть вещей, работ, услуг и иного имущества. Например, нормы гражданского права регулируют отношения, возникающие между людьми в процессе приобретения товаров в магазинах, поездки в общественном транспорте, при заключении договоров займа, имущественного найма, дарения и других, не запрещенных законом, договоров. Они регулируют также отношения между организациями в процессе перевозки, страхования, реализации произведенной продукции, осуществления расчетов за поставленную продукцию и т. д. Гражданским правом регулируются отношения с участием Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц (областей, городов, районов и т. д.) в случае завещания гражданином своего имущества государству.

Гражданское право регулирует также личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Это, например, отношения по защите чести, достоинства, деловой репутации, права на имя и т. д. Кроме того, гражданским правом регулируются личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. К ним относятся, например, отношения, возникающие в связи с созданием произведений литературы или искусства.

Так, если человек создал художественное произведение, то между ним и другими людьми возникает личное неимущественное отношение по поводу созданного. Это личное неимущественное отношение регулируется нормами гражданского права, в соответствии с которыми, например, писатель наделяется правом авторства на созданное им литературное произведение. Он также получает право использовать это произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя). Он вправе обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование). Он имеет также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству (право на защиту репутации автора).

Субъекты гражданско-правовых отношений. Субъектами гражданско-правовых отношений, т. е. отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства), юридические лица (организации) и, в отдельных случаях, — государство (Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы).

В современном обществе очень часто возникает необходимость объединять людей в разные союзы, соединять их личные усилия, капиталы для достижения определенных целей. В гражданском праве основной формой коллективного участия в жизни общества признается юридическое лицо. Юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам, от своего имени выступает в суде, приобретает и осуществляет права, выполняет обязанности.

Sociologs.ru 2019 Все права защищены