Теории конфликта и социального обмена

  Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных  процессов - конфликт как явление, присущее природе  человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р.Дарендорф (ФРГ) и Л.Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д.Белла, К.Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др.

  Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако  они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать на только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

  Ещё одна парадигма современной западной социологии - теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П.Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др.

  По существу, на первый план выходит ценностно - нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж.Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус,) явно преобладает, то его последователи (П.Блау и Р.Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно - функционального анализа взаимодействия.

  Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её - в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общества. 

  Основоположник символистического интеракционизма - американский социолог Дж. Мид. Его последователи - соотечественники Г.Блумер, Т.Шибутани, Т.Партленд и др. - представляют две школы символистического интеракционизма - чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка  и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

  Еще одна из парадигм современной западной социологии - этиометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное - изучение взаимодействия). Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

   Современный период развития социологии характеризуется, как и прежде, разрывом не только между макро- и микросоциологией, но и между теоретическими исследованиям и конкретным материалом. Вместе с тем в самой теоретической  социологии действуют две тенденции. С одной стороны, наблюдается усиление теоретического плюрализма, проявляющееся в дальнейшей дифференциации социологии, проявлении в ней большого количества ярко выраженных доминирующих направлений. С другой - становится все более заметным стремление преодолеть эту дифференциацию посредством проведения единой теоретико-методологической линии.

     В качестве парадигм современной западной социологии рассматриваются: структурный функционализм и неомарксизм теории конфликта и социального обмена, символический интеракционализм и этнометодология. В них особое внимание уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

   Отдельно: Основные идеи ведущих социологов.

   Зарождение и становление социологии как науки.

  Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически и методологически новое научное направление, касающееся социальных направлений.