Становление и развитие социологии в России

  Становление и развитие социологии в России сопровождались непрерывными дискуссиями о ее предмете. Социология как наука сформировалась в России к началу 20-х годов 20-го века. В ее эволюции наблюдается три этапа:

  •   Первый (60-е – 90-е годы 19-го столетия), как и на Западе, - социология позитивизма.
  •   Второй (1890-1900-е годы) – социология есть наука имеющая собственный предмет и задачи.
  •   Третий этап (1910-1922 год) – социология как общая теория социального.

 М.М. Ковалевский (1851 - 1916) – основатель профессиональной русской социологии, первый ее академик. Его мировоззрение имело особенный склад, не типичный русским философам и обществоведам. Стиль его научных работ, которые касались не только социологии, но и истории, права, литературы, расходился с “духом” отечественных взглядов. Русскую социологию всегда отличала высокая идеологическая ангажированность, стремление прямо служить политическим целям. Ковалевский больше ориентировался на западную позитивистскую социологию. Построив свою социологическую систему не на политических соображениях, а на изучении истории социальных, политических и экономических институтов, он настолько отошел от русских социологов, что даже не упоминал их в своих работах.

  База социологических мыслей Ковалевского – это социология Конта и Спенсера. Она оказалась ему на столько подходящей, что он так и не смог оторваться от классиков. Постоянно находил что-то новое в их концепциях.

  Ковалевский родился в знатной и богатой семье. Окончил юридический факультет в Харькове, затем учился за границей. Встречался с Марксом, это знакомство не прошло бесследно. По возвращению в Россию 10 лет читал курс государственного права и сравнительной истории права в МГУ. Его докторская диссертация была посвящена Англии. В 80-е годы он начал проводить полевые исследования “правовых обычаев” на Кавказе, которые проанализировал в историко-сравнительной перспективе.

  В лекциях Ковалевского, которые он читал в МГУ, прослеживался единый взгляд на прогрессивный ход развития общественно-политических форм в их главных и существенных характеристиках. Поэтому его уволили в 1887 году, тем более что он сотрудничал с либеральным журналом “Юридический вестник”.

  Ковалевский уезжает во Францию и публикует там свои лучшие работы на иностранных языках. Некоторые из них параллельно выходили и на русском языке. Он преподавал во многих европейских университетах. Стокгольмские лекции вылились в книгу, которая стала ключевым источником для написания Энгельсом и Марксом “Происхождение семьи …”. Значение этой книги в том, что она явилась введением в мировую социологию русских этнографических материалов и русских исследований общины.

  Исследовательская работа “Происхождение современной демократии” была написана в эмиграции (1895-1897). В ней определена доктрина народного суверенитета и равенства перед законом. Ковалевский был убежден в существовании определенного отношения между сменой общественных порядков и формами политического устройства, в существовании прогресса политических форм.

  В работе “Экономический рост Европы”, которая создавалась 25 лет, представлена широкая картина экономических порядков, истории городского хозяйства и “рабочего вопроса” в средние века. Эта книга до сих пор ценится как первостепенный источник по истории феодализма. В 1901 году Ковалевский организовал Русскую школу общественных наук в Париже, преподавал в ней. Эта школа действовала 5 лет, некоторые русские ученые – эмигранты тоже преподавали в ней: Ленин, Мечников, Тимирязев, Струве. Ковалевский посредничал между русскими и европейскими социальными науками, он поддерживал личное знакомство с Тардом, Дюркгеймом.

  Революция 1905 года вернула Ковалевского в Россию. Он снова стал преподавать, но уже в Психоневрологическом институте, основанном Бехтеревым. Активно занимался общественно-политической жизнью и государственным управлением (избирался в первую Государственную думу). Умер, оставив после себя незабываемую славу.