Современная западная социология

  История американской социологии.

  В Америке социология как наука относительно сформировалась в 90-е годы XIX столетия. Возникают первые курсы, кафедры, журналы и общества.

  Принято считать, что Американская социология несколько отличается от европейской в раннем периоде своего развития. Но первый в мире социологический факультет открылся в 1892 году в Чикаго.

  В европейской социологии нет таких точных дат, поэтому ее история более субъективна, основана на биографиях ученых. В период своего становления американская социология ничем не отличалась от европейской школы. Не было новых теорий и гениальных открытий. И только в XX веке американская социология набирает бурные темпы в развитии новых подходов, существенно продвигая мировую социологию.

  Две причины этого:

  1) высшее образование, и 2) социальные реформы.

  В конце XIX века в Америке появились полноценные университеты, которые не были обременены средневековыми пережитками европейской системы образования. В них полноценно развивались кафедры гуманитарных и социальных наук. Университеты готовили тех специалистов, в которых больше всего нуждалась страна. Среди таковых была нужна специальность в решении социальных проблем из-за бурного роста городов и притока эмигрантов из Европы.

  Социология развивалась без отрыва от жизни. Она была востребована американским обществом. Курсы по социологии заменили курсы по ментальной философии, метафизической, моральной.

  Первые курсы по социологии представляли собой лоскутное одеяло: описывались факты, выдержки классиков (Конта, Дарвина). Но дальше социология стала разделяться на “чистую” и “прикладную”. В начале XX столетия появляются академические и прикладные социологи. Социологи ограничивают себя от философов и историков.

  До I Мировой войны социология преподавалась в большинстве Университетов и колледжей США.

  Социальные реформы в конце XIX столетия в США развивались очень быстро. Америка становилась мировым лидером и проложила человечеству дорогу в XX век. Технический рост, промышленный и урбанизация сделали Америку привлекательной страной. В нее едут разные нации.

  Для ранней американской социологии характерно преобладание “проблемного” подхода над чисто теоретическим, так как промышленный и социальный рост сталкивает современное общество с социальными проблемами огромной важности. Это требует огромных научных исследований. Они должны быть изучены конкретно. Поэтому социология вплотную стала заниматься вопросами преступности, бедности, благотворительности, безработицы.

  Ориентация социологии на изучение конкретных проблем подразумевала использование результатов исследований в практике социальных реформ. Под социологическими читались курсы по актуальным социологическим проблемам. “Социология родилась на гребне страстного желания улучшить общество”. А. Смолл говорил, что большинство людей под этой наукой понимают планы улучшения жизни (оплаты труда, безработицы и т. д.).

  Очень многие из ранних американских социологов были священниками или сыновьями таковых. Некоторые имели религиозное образование или служили миссионерами. Глубоко внутренняя гуманная ориентация личности этих ученых дала свой толчок и выразилась в посвящении себя служению людям, обществу.

  Ластер Франк Уорд (1841-1913) – основатель классической американской социологии. Книги: “Динамическая социология”, “Чистая социология”, “Прикладная социология”. Это были первые в Америке учебники по социологии.

  Уорд считал главной целью своей жизни создание социологической системы, которая помогла бы достичь человечеству расцвета и благосостояния. Он писал: “Предмет социологии – человеческие достижения.”

  Чистая социология – имеет дело с истоками и процессом развития социальных явлений. (Генезиз)

  Прикладная социология – касается изменений в обществе, которыми люди управляют. (Телезис)

  Генезис и телезис – это два начала, природное и социальное, которые борются и дополняют друг друга. Общество – царство телезиса, т.е. индивидуальной свободы, управляемой на основе разумно поставленных целей и законов. Человек раздвоен между природой и социумом (врожденным и приобретенным). Он является “мостиком” между природой и обществом. Обуздав свои эмоции и научившись ими управлять, человек ставит осознанные цели и контролирует их разумом, т. о. он входит в поле действия телезиса. Человеческое общество, как и сам человек, противоречиво и раздвено.

  Франклин Гиддингс (1855-1931) – основатель первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете. Теоретически Гиддингс формировался под влиянием психологического эволюционизма Спенсера. Социологию он представлял как специальную науку, опирающуюся на достижения естествознания. Общество у Гиддингса это скорее физико-психологический организм нежели социальный феномен. Оп использовал термин “психология общества”, понимая при этом социологию. Общество является продуктом ассоциации. Коллективное поведение собравшихся вместе людей имеет свои законы и нормы. Один из таких законов – борьба за существование.

  Центральная теоретическая идея Гиддингса наиболее полно выразилась в понятии “себеподобного сознания” или “сознания рода”, под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. Именно “сознание рода” дает возможным осмысленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них.

  Один из наиболее позитивных моментов социологического учения Гиддингса является вывод о том, что есть определенная взаимосвязь между социальной структурой, социальным процессом, социальными силами.

  Албион Смолл (1854 - 1926) организатор социологической науки. Он был основателем и руководителем первого в мире социологического факультета в Чикаго, американского социологического Общества и американского социологического журнала. Он издал первый учебник по социологии “Введение и изучение общества”. Написал много книг “Происхождение социологии”. Он ощущал себя скорее подвижником, чем теоретиком или эмпириком. Оригинальной теории не создал, но предметом социологии у него являлось изучение интересов и социального контроля. Человеческие интересы разделены на 6 категорий: первичный интерес (здоровье, секс, жизнь), материальный интерес (богатство, деньги), общение, познавательный интерес, эстетический интерес, этико – моральный (порядок, справедливость).

  Интересы – это продукт деятельности общества. Они управляют поведением людей. Чтобы осуществлять социальный контроль, надо знать интересы людей. Вокруг интересов формируется социальная структура общества. Изменение интересов ведет к изменению структуры общества. Столкновение (конфликты) и усвоение (аккомодация) интересов составляют содержание того, что называется динамикой социальной системы.

  Смол считал, что социология должна давать практические рекомендации для социальных реформ, для улучшения жизни общества.