Социология конца 20-го века

  Концепция информационного общества.

  Предпосылки глобального информационного общества

  Слово “информация” в современной жизни мы слышим каждый день и не по одному разу. Это слово стало магическим. Оно притягивает не только специалистов в области компьютерный технологий, но и всех, кто смотрит в будущее – ученых разных направлений, а тем более – социологов.

  Современные информационные технологии стали путеводной звездой, двигателем мирового экономического и социального развития. В истории человечества наблюдается очередная информационная революция, которая по своей значимости и масштабам превзошла все предыдущие.

  I – первое технологическое достижение, имевшее огромное значение в общественной и культурной жизни людей, было изобретение И. Гутенбергом печатного станка. Это случилось в 15 веке. Прошло уже 500 лет, и мы стоим на пороге информационной эры. Но тогда впервые в истории человечество получило возможность массово производить и распространять информацию в компактной, сохраняемой и общедоступной форме.

  XIX – XX вв.

  II – изобретение телеграфа – первая сугубо личная коммуникационная техника.

  III – изобретение радио расширило понятие коммуникационной сети и информационного пространства. Широкий охват средств передачи информации.

  IV - появление персонального компьютера. Это решительно преобразовало способ формирования, организации и распространения знания. Это изобретение позволило обществу приобщиться к профессиональным знаниям, общественному информационному богатству без помощи посредников. Таким образом, любые знания стали иметь возможность быть личностно-значимыми. Человечество стало развиваться интенсивным способом и главный акцент ориентации человеческого ума – это самопознание и саморазвитие.

  Практически весь предыдущий период человек познавал природу, окружающий мир - Экстернальность познания.

  А теперь человек сам стал объектом познания со всех сторон - Интернальность познания.

  Информационный век стал приближаться благодаря вездесущей компьютеризации. Но наступит информационный век только тогда, когда будет обеспечен легкий и свободный доступ к информации по всему миру.

  Сегодня это уже происходит, т.к. обществом осознано революционное значение сетевых коммуникаций и информационных технологий. Глобальная информационная инфраструктура – это уже пятая информационная революция.

  Она интегрирует эффекты всех предшествующих революций, т.к. создает основу для объединения интеллектуальных способностей и духовных сил всего человечества. Сетевая информационная революция оказывает мощное воздействие на все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру.

  Формируется единое информационное сообщество. Комьюнитис – социальные группы, общества людей, которых связывает некий общий интерес, но нашли люди друг друга и установили прочные связи между собой благодаря Интернет.

  История возникновения информационного общества.

  Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX столетия. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю.Хаяши, профессору Токийского технологического института.

  Первоначально информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям

  • доступ к надежным источникам информации;
  • избавит их от рутинной работы;
  • обеспечит высокий уровень автоматизации производства.

  При этом изменится и само производство - продукт его станет более "информационноемким", что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости; "...производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества".

  Уделяя много внимания трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, И. Масуда, глава Института информационного общества и один из авторов Плана информационного общества, представленного Институтом разработки использования компьютеров (JACUDI), выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным, - это будет общество согласия,  с небольшим правительством и государственным аппаратом.

  Он писал, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время. В связи с этим возрастает ценность культурного досуга.

  Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался прежде всего для решения задач экономического развития Японии. Это обстоятельство обусловило его в известном смысле ограниченный и прикладной характер. Однако в 70-е годы происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий - информационного общества и постиндустриализма. Последняя, в отличие от первой, имела достаточно солидную теоретическую основу и иверсалистскую ?? ориентацию.

  Идея постиндустриального общества была выдвинута в 60-е годы американским социологом Д.Беллом. В развернутом виде концепция постиндустриализма представлена в его книге "Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза", изданной в 1973 г. Разделяя историю человеческого общества на три стадии - аграрную, индустриальную и постиндустриальную, Д. Белл стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. Подобно другим теоретикам индустриализма (прежде всего Т. Веблену), он трактует индустриальное общество как организованное вокруг производства вещей и машин для производства вещей. Понятие индустриального общества, подчеркивает он, охватывает прошлое и настоящее различных стран, которые могут принадлежать к противоположным политическим системам, в том числе таких антагонистов, как США и СССР. Именно индустриальный характер общества, по Беллу, определяет его социальную структуру, включая систему профессий и социальные слои. Социальная структура при этом "аналитически отделяется" от политического и культурного измерений общества. По мнению Д. Белла, происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о том, что индустриальное общество эволюционирует к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века, прежде всего в США, Японии, Советском Союзе и в Западной Европе

  В качестве основных черт постиндустриального общества Белл выделяет следующее:

  переход от производства вещей к производству услуг, причем услуг, связанных, прежде всего, со здравоохранением, образованием, исследованиями и управлением.

  распределение занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и "технического класса";

  центральное место в постиндустриальном обществе, занимает знание, и притом знание теоретическое.

  Важнейшую составляющую процесса превращения теоретического знания в источник инноваций Д. Белл видел в возникновении наукоемких отраслей промышленности - таких, как химическая промышленность, вычислительная техника, электроника, оптика. Большое впечатление на американского ученого произвело теоретическое обоснование возможности вмешательства правительства в экономику, предпринятое Кейнсом, и практические меры, осуществленные Рузвельтом для преодоления великой депрессии. Эти явления, считает Белл, служат показателем того, что экономические концепции (т.е. теоретические построения в области экономической науки) могут играть определенную роль в государственном управлении и экономической практике.

  Соединение науки, техники и экономики находит выражение в феномене НИР (научные исследования и разработки), которые, по мнению Д. Белла, должны играть все более важную роль в обществе, ориентированном в будущее. Ориентированность в будущее - еще одна черта постиндустриального общества – предполагает:

  • контроль за технологиями;
  • оценки технологий;
  • разработку моделей технологического прогноза.

  Наконец, существенной характеристикой постиндустриального общества, считал Белл, явится уже возникшая новая интеллектуальная технология, используемая в принятии управленческих решений. Он полагал, что к концу XX века новая интеллектуальная технология будет играть столь же выдающуюся роль в человеческих делах, какую играла машинная технология в прошедшие полтора века. Интеллектуальная технология, в интерпретации Белла, предполагает использование алгоритмов как правил решения проблем взамен интуитивных суждений. Эти алгоритмы могут быть реализованы в автоматической машине, в компьютерной программе или в наборе инструкций, основанных на некоторых математических формулах. Интеллектуальная технология, таким образом, связана с использованием математической (статистической) или логической техники при работе с "организованной сложностью", в качестве которой могут быть рассмотрены различные, в том числе социальные, организации и системы.

  Примеры новых интеллектуальных технологий, по Беллу, предоставляют теория игр и системный анализ. "Цель новой интеллектуальной технологии, - пишет он, - не больше и не меньше, чем реализовать мечту социальных алхимиков - мечту об "упорядочении" массового общества. В современном обществе миллионы людей ежедневно принимают миллиарды решений относительно того, что покупать, сколько иметь детей, за кого голосовать, куда пойти работать и т.п. Любой единичный выбор может быть непредсказуем, как непредсказуемо поведение отдельного атома, в то время как поведение совокупности может быть очерчено столь же четко, как треугольники в геометрии.”

  Признавая, что осуществление такой цели есть утопия, и что она неосуществима постольку, поскольку человек сопротивляется рациональности, Белл считает, однако, что движение в направлении этой цели возможно, поскольку человек связан с идеей рациональности. Если роль "мастера" в интеллектуальной технологии играет теория принятия решений, то роль "инструмента" выполняет компьютер. Без компьютера применение новых математических средств было бы предметом лишь интеллектуального интереса или осуществлялось бы с "очень низкой разрешающей способностью". Именно компьютеры, позволяющие выполнять значительное число операций в течение короткого интервала времени, делают возможным развитие интеллектуальной технологии.

  Центральная роль теоретического знания в постиндустриальном обществе определит, по мнению Белла, и положение ученого как центральной фигуры такого общества. В постиндустриальном обществе важнейшие решения относительно роста экономики и ее сбалансированности будут исходить от правительства, но они будут основываться на поддерживаемых правительством научных исследованиях и разработках (НИР), на анализе "затраты - эффективность", "затраты - полезность"; принятие решений, в силу сложного переплетения их последствий, будет приобретать все более технический характер. Бережное отношение к талантам и распространение образовательных и интеллектуальных институтов станет главной заботой общества. Для постиндустриального общества будет характерна новая элита, основанная на квалификации, получаемой индивидами благодаря образованию, а не на обладании собственностью, наследуемой или приобретаемой за счет предпринимательских способностей, и не на политической позиции, достигаемой при поддержке партий и групп.