Социологическая концепция марксизма

  Карл Маркс (1818-1883) – немецкий ученый и политик, разработал синтетическую науку об обществе. Его нельзя назвать социологом, он скорее был социальным мыслителем, создавшим свое учение, которое граничит с религией. Он был политиком, пророком и идеологом. Личность его была весьма своеобразна, можно сказать, маргинальна. Он находился на грани официальной академической науки и резкой критики ее. “Научно” обосновал веру в грядущий золотой век – коммунизма, в то же время объявлял себя богоборцем, отвергая все религии в мире. Эрик Фромм, известный психоаналитик и поклонник учения Маркса, сравнивает его учение с буддизмом.

  Маркс рассматривает общество как систему. Ввел понятие – общественная формация. Это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура общества как системы: в основе лежит способ производства материальных благ. Она имеет две стороны: производственные силы и производственные отношения. Т.е. средства и связи межу людьми, которые формируются в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

  Способ производства - по Марксу – это основной компонент социальной системы. Он создает одну формацию и отличает ее от другой. Надстройка – это суперструктура – политика, мораль, религия, право в данном обществе.

  Общество состоит из социальных классов, групп и слоев, которые отличаются при разных формациях.

  Устранить противоречие производственных отношений – это главная суть коммунистической формации. Но эти противоречия постоянны, неизбежны, они двигают общество к развитию. Серьезный скачок в развитии общества – это смена общественных формаций. Момент смены формаций – это революция. Она ускоряет общественный прогресс, поэтому необходима. За счет антагонистических отношений между классами происходит тоже развитие. Общество соткано из противоречий, которые связывают его в единое целое своей борьбой, и она же ведет общество к прогрессу.

  В творчестве Маркса научные и политико-практические аспекты переплелись теснейшим образом. Наука была в его глазах не целью, а средством революционного преобразования общества.