Социальные группы

  Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда и другие. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная социальная группа - это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и других). Ясно, что в таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план.

  Каждый по собственному опыту знает, что в любом трудовом коллективе, в любой студенческой группе, не говоря уже о коллективах студентов курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных интересов, занятий тем или иным видом спорта и т.д. Эти последние выступают как первичные группы, для которых главное - это сам характер взаимосвязи и взаимодействия между членами группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых  главное -в совместном выполнении специфических функций (например, участие в производственном процессе, учеба и др.) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования и др.). Несмотря на неуклонное возрастание места и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные группы и здесь продолжают играть важную роль.

  С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.

   Из сказанного следует, что не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в вузе - социальная группа.

  Социологи по-разному определяют понятие "социальная группа". Так, наш социолог Г.С. Антипина рассматривает социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы - взаимодействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.

   Как и социальные взаимодействия, социальные группы (общности) могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине, численности они подразделяются на малые (примерно от двух до пятнадцати - двадцати человек) и большие. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения и др. Видный социолог и социальный психолог нашей страны Г.М. Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: "Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов".

  В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие.

  В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Разновидностью малых групп являются "первичные группы" (термин Ч. Кули). Через первичные группы (семья, школьный класс, студенческие группы) осуществляется социализация индивидов (освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей, идеалов).

  Первичные группы играют роль связующего звена между обществом и личностью.

  Вторичная группа - образуется из многих людей, в основе союза которых лежит безличностное взаимодействие для достижения политических, экономических, социальных целей (партии, профсоюзы, секты).Объединяет вторичные группы совместное выполнение специфических функций (участие в производстве, учёбе, воинской службе).

  Этнические общности занимают видное место в социальной жизни.

  Этнос- это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним, т.е. самоназвание (русские, немцы).

  Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

  Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

  Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

  Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

  Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

  В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации.

  Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

  Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.

  Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый  хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

  Итак, в истории сложились следующие этнические общности:  племя, народность и нация. Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединения людей. Однако, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания.

  Интегральным показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание- чувство принадлежности к определённому народу.

   Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных и институциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей. Социальная организация в современном обществе - это наиболее распространённый и важный тип социальных общностей и групп, составляющих базис структуры современного общества.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие элементы входят в социальную структуру общества?

2. В чём отличие понятий "социальная общность" и "социальная группа"?

3. Каковы основные признаки социальной группы?

4. По каким критериям определяется принадлежность индивида к конкретной социальной группе?

5. Охарактеризуйте  этносоциальное  многообразие современной России.


Литература

1. Аитов Н.А. Понятие " социальная структура" в современной социологии. Социс, 1996, № 7

2. Гидаенс Э. Стратификация и классовая структура. / Социс ,1992, №№9 ,11/

3. Заславская Т.И. Социальная неравномерность переходного общества./ Общественные науки и современность.1996, № 4.

4. Комаров И.С. Социальная стратификация и социальная структура./ Социс, 1992, № 7/

5. Гумилёв Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983.

6. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии. М., 1994.

7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.