Семья как социальный институт

институт семьи
   Ф. Энгельс  считал, что определяющим моментом в истории являются: а) "ступень развития труда", с одной стороны, "и б) уровень развития семьи". Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
   Семья - это сложное социальное образование и представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом.
    Эта посредническая роль семьи на макроуровне изучается на институциональном уровне, т.е. в качестве простого социального института и его функций. На микроуровне семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих личностей (членов семьи).
   В разных школах социологии доминируют эти два подхода к феномену.
1) Семья как социальный институт.
В социологии марксизма, функционализма, закономерности становления и модернизации семьи вместе с эволюцией общества.
2) Социология "социальных групп" представляет семью как малую группу, что выражено во взглядах Э. Бержесса на семью как единство взаимодействующих личностей.
3) Третий подход интегральный в социологии, рассматривает семью как систему, он вбирает в себя институциональный и микрогрупповой подход. Так Т. Парсонс и К. Дэвис отмечали: "Стабильность семьи зависит одновременно как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Согласно Т. Парсонсу, семья это подсистема общества, обеспечивающая стабильность социума, благодаря установлению инструментальных отношений с другими социальными подсистемами и структурами.

   Определение понятия семьи
   Существует множество определений семьи в социологии. 
 А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
   Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их  половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях "супружества - родительства - родства". Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20% и бездетные супруги -10-15%.
   Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные группы". Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.
   Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества.
   В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. 
   Полигамная - это  брак одного супруга с несколькими.
1)  Стадии дикости соответствовал групповой брак в роду (стадо);
2)  для варварства характерен парный брак, т.е. брак одного супруга с несколькими членами семьи (по Дж. Моргану).
   Полигамия бывает двух видов: 
1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами (патриархат); 
2) полиандрия (основа от андр - муж, мужчина) - брак одной женщины с несколькими мужчинами. Форма брака эпохи матриархата, когда власть в клане принадлежала женщине, и принадлежность детей в браке определялась не по отцовству, а по материнству (одна мать, много мужей). 
   Экзогамия - промежуточная форма брака, где супружество возможно с несколькими партнёрами, но лишь вне данной родственно-семейной группы (фратрии). 
   Эндогамные браки заключаются внутри фратрии (кровосмесительные).
Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (дополняется полигамными отношениями полов вне семьи). Моногамия встречается в истории семьи в 5 раз реже, чем полигамия, полиандрия - в 20 раз реже, чем моногамия, и в 1000 раз реже полигинии.
По критерию социального статуса семьи бывают гомогенные (супруги из одной социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв), и по национально- этническому критерию - браки межнациональные или внутринациональные.
Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми).
   На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались племенно-родовыми обычаями (священные синкретические нормы поведения), базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений - родители, дети. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети). Это кровнородственные семьи. Полная расширенная семья - это когда никто из мужчин разных поколений не покидает пределы большой семьи (Китай).

   Функции семьи
   В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. У каждого социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья вынуждена исполнять в определённых обстоятельствах.
   Специфические функции: 
1) деторождение (репродуктивная функция). Малодетные  семьи - это семьи с 1-2 детьми, состоит из двух пар, т.е. нет воспроизводства. Для воспроизводства нужно примерно 2,5 детей в семье, или 1(4-двухдетных семей, а 1(3- трёхдетных семей, 20% - четырёхдетных, 7% -пятидетных, или 14% -бездетных или однодетных; 
2) функция содержания и социализации детей - остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ веке исторически заметен рост тенденции убывания потребности семьи в детях;
3)  хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми.
    Неспецифические функции:
1)  экономическая- экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
2)  передача собственности, статуса;
3)  организация отдыха, досуга;
4)  первичного социального контроля.
   В ХХ веке общество и государство всё больше совмещают вместе с семьёй выполнение неспецифических функций.
   Таким образом, социальные институты- это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества.

   Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин "Социальный институт"?
2. Приведите примеры простых и сложных социальных институтов.
3. Что означает процесс институализации социальных отношений?
4. Каковы основные элементы организованных социальных систем?
5. Дайте определение института брака и семьи.
6. Какую эволюцию в истории прошли формы семьи?
   Литература
1. Андреев Ю.П. Категория "социальный институт".// Философские науки.1984,№1.
2. Блау П.М. Исследование формальных организаций.// Американская социология. М., 1972.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4. Воучел Э.Ф. Семья и родство. //Американская социология. М.,1972.
5. Земски М. Семья и личность. М.,1986.
6. Пер Монсон. Современная западная социология. СПб.,1992.
7. Пригожин А.И. Социология организации. М.,1980.
8. Мауковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1994.
9. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
10.  Харчев А.Г., Мауковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1987.