Процесс социализации

социализация личности
   Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданием, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьников-сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя также как они, либо стремятся к этому.
   Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, у начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей.
   В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление и протест могут придать процессу социализации необычный характер.
   Можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например: В период политических беспорядков 1968 г, группа студентов университета, отличавшихся "левыми" взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Сначала руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено ее поддержать. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в данный период общественной жизни. Тем не менее, социализация является мощной силой. Стремление к конформизму, скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку любая культура избирает определенные образцы поведения из большого количества возможных, она же ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. Например, случайные половые связи с биологической точки зрения вполне возможны, но каждое общество регулирует сексуальное поведение своих членов. Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей. Дети - единственная категория, не имеющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.
   Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.
   Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными ролями.
   Агенты и виды социализации
   Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
   Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
- агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей;
- агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.
   Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.
   Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.
   Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.
   Социальный контроль
   Термин социальный контроль относится к совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым для их осуществления.
   Несмотря на то, что люди часто нарушают социальные нормы, по большей части они их соблюдают. Более того, все хотят соблюдать нормы и считают это само собой разумеющимся. Это поразительное явление стало результатом социализации. Вероятно вы помните, что основная цель социализации -способствование стремлению человека к конформизму. В большинстве случаев дети становятся благовоспитанными взрослыми, которые поступают в соответствии с общепринятыми нормами без всякого принуждения. Однако, поскольку социализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение норм, сложившихся в обществе.
   Изоляция применяется с целью отлучения лиц, нарушающих социальные нормы от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники.
   Обособление предусматривает ограничение контактов этих людей с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет им вернуться в общество, когда они снова будут подчиняться его нормам. Например, помещение человека на определенный срок в психиатрическую больницу.
   Когда мы говорили о социальном прогрессе и рассматривали развитие общества, мы концентрировали свое внимание на изменении, привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без "старого", если это "старое" заслуживает быть сохраненным для потомства. Важно сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна нормальная жизнедеятельность общества. Сохранить "живую ткань" социальных отношений помогает социальный контроль. Социальный контроль - механизм поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента - нормы и санкции. Санкции - средства поощрения и наказания. Социальные предписания - запреты или разрешения, обращенные к индивиду или группе, и выраженные в особой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы - это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы - идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Нормы - это предписание того, как надо правильно вести себя в обществе.
   Существуют формальные и неформальные социальные нормы. Формальные нормы - это писаные законы и инструкции. Неформальные нормы - это неписаные законы, например, мода. Никаким законом не предписано носить в этом сезоне брюки определенного фасона, но все знают, что так принято, так модно. Никакой закон не обязывает всех взрослых мужчин и женщин вступать в брак, но всем известно, что оставаться холостяком или старой девой нехорошо. Это значит быть "белой вороной", т.е. не таким как все.
   Неформальные социальные нормы могут быть всеобщими или групповыми. Норма, осуждающая холостяков и старых дев носит практически всеобщий характер. В то же время, в одних слоях общества, (особенно в прошлом) отношение к разводу в разных странах, в разные эпохи и даже в разных слоях общества в одной стране может быть совершенно различным. Так, в дореволюционной России в начале 20 века разводы были широко распространены среди высших слоев общества - дворянства, буржуазии, интеллигенции и рассматривались в этих группах населения как нормальный способ выхода из неудачного брака. Однако среди крестьянства разводов почти не было, а редкие исключения из этого правила сурово осуждались общественным мнением они считались "смертным грехом".
   Социальный контроль выполняет милиционер на улице. Он штрафует тех, кто неправильно переходит улицу. Если бы не было социального контроля, люди бы делали все, что им нравится. В обществе царил бы хаос.  Социальный контроль
- "фундамент" стабильности общества. Основная функция социального контроля
- охранительная.
   Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах, формальный контроль ассоциируется с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных организациях, например, в МВД.
   Неформальный контроль
   Иногда санкции применяются неформально. Например люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение. Такой вид давления наиболее характерен для небольших групп. Человек, нарушивший групповые нормы, вероятно, не будет так поступать в дальнейшем, потому что он не хочет подвергнуться изгнанию со стороны друзей или значимых людей. Общественное мнение - совокупность представлений, оценок и здравых суждений, разделяемых большинством населения либо его частью. Гонение, критика и насмешка представляют собой виды неформального контроля, препятствующие девиантному поведению. Социологи называют поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, девиантным. Подразумевают поступки или действия, не соответствующие нормам или правилам. Отклонения в положительную или отрицательную стороны грозят стабильности общества.
   В социологии выделили следующие основные типы неформального контроля:
- социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных
кивках и более серьезных проявлениях (например, повышении в должности);
- наказание - "недовольный взгляд", критические замечания и даже угроза физической расправой непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить;
- убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. (Девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от общепринятых норм.) Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки в необходимости поддерживать свою спортивную форму;
- последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм, при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу - такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщины за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться чем-то предосудительным и позорным для мужчины.
   Формальный контроль
   Систему формального социального контроля осуществляют организации и правила, предназначенные для защиты порядка. Милиция и другие правоохранительные органы, а также суды, психиатрические больницы и пр. В органах социального контроля имеется многочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков налогов и чиновников правительственных органов управления.
   Уголовное право - это система формального социального контроля, в которой существует несколько определенных этапов, превращающих индивидуума в девианта. Прежде всего, он подвергается аресту. На следующем этапе девиант предстает перед судом по уголовным делам, который выносит приговор, решающий его дальнейшую судьбу. Наконец, в зависимости от результата второго этапа он может попасть в тюрьму или подвергнуться другому виду наказания.

   Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте социологическое определение личности.
2. В чем проявляется взаимосвязь общественной жизни с человеческой природой?
3. В чем отличие понятий "социальный статус" и "социальная роль"?
4. Что понимается под термином "ролевые конфликты"?
5. Что такое социализация. Какие этапы она проходит?
6. Что такое "социальный престиж"?
   Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
2. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
3. Кон И.С. Личность и социальная структура. // Американская социология. М., 1972.
4. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
5. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социс. 1996, №5.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
7. Личность знание. М., 1986.
8. Психология личности. Тексты. М., 1982
9. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989
10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
11. Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973.