Позитивистская социология Огюста Конта

  Огюст Конт (1798-1857) родился в Монтелье в семье финасового чиновника. Был очень необычным человеком, уважал только нравственность и интеллект. Часто конфликтовал со старшими и властями. В 1814 году поступил учиться в Высшую Политехническую школу в Париже. Вскоре его исключили и отправили в Монтелье под надзор полиции за антиклерикальные и республиканские взгляды. В 19 лет Конт стал секретарем Сен-Симона. Но через 7 лет их отношения прекратились, и молодой философ начал преподавать на дому. В этот период Конт испытал кризис психического здоровья, после выхода из которого он написал 6-ти томный “Курс позитивной философии”. Позитивизм Конта поглотил его личность, он стал проповедовать эту концепцию во всем. Вел частную педагогическую практику, занимался репетиторством. Жил скромно. Умер в бедности в 59 лет.

  Конт активно выступал против метафизики. Считал необходимым выработать новый научный взгляд на общество. Этому должны были способствовать наблюдение и эксперимент. В своей работе “Курс позитивной философии” Конт рассматривает закон “трех стадий” развития интеллектуального человеческого сознания. На I стадии – человек объясняет мир действием сверхъестественных сил. На II стадии – появляются отвлеченные абстракции, на III стадии – человеческий ум признает невозможность достигнуть абсолютных знаний.

  Позитивизм у Конта имеет пять значений:

  1. Реальное в противовес химерическому;
  2. Полезное в противовес негодному;
  3. Достоверное в противовес сомнительному;
  4. Точное в противовес смутному;
  5. Созидающее в противовес разрушительному.

  Позитивизм – это философская концепция, которая считает, что наука должна иметь дело только с наблюдаемыми нами объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта.

  Суть позитивизма – все явления подчиняются непосредственным естественным законам, признав невозможность познания первопричин и конечных причин. Конт считал необходимым научно объяснять общественные явления – создать “общественную физику”.

  Конт провел четкую грань между социальной философией и социологией, которая первоначально была названа социальной физикой.

  При изучении социальных явлений, по мнению Конта, необходимо делать акценты на наблюдениях, социальном эксперименте, сравнительных методах. При этом эти изучения не могут быть абсолютными, они всегда остаются относительными.

  По Конту, социология должна не только описывать социальные явления и процессы в обществе, но и уметь предвидеть, проанализировать и управлять этими процессами.

  Социологию Конт классифицировал как функциональную систему, основанную на разделении труда. Он делил ее на 2 части:

  Социальная статика

  Социальная динамика

 1. Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма. Индивид, семья, общество – элементы структуры коллективного общества.

 2. Социальная динамика – социальная физиология, изучающая законы функционирования “коллективного существа”.

  Статика изучает общество в состоянии покоя, а динамика – в состоянии движения. Больше всего Конта волновала социальная динамика, которую он отождествлял с социальным прогрессом. Он считал, что прогресс человеческого общества возможен. Люди могут передавать накопленные духовные богатства из поколения в поколение. Конт считал, что динамику от статики можно отделять друг от друга в целях анализа, но это два аспекта единой науки.

  По мнению Конта необходимо изучать реальные факты общественной жизни, а не анализировать лишь причины или искать абсолютные истины.

  Основой общества Конт считал семью, так как она возникла как общественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются общественные отношения: неравенства, подчиненности, зависимости и т.д. Семья является основой формирования государства, моделью его организации.Наряду с семьей основным условием существования социального организма является разделение труда, возникающее под влиянием естесственных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность, мораль.

  Конт изучает реальную социальную структуру общества, выделяя 4 класса:

  спекулятивный (это люди науки, философии, эстетики)

  практический (это производители, торговцы, банкиры)

  аграрный (это фермеры, пастухи, пахари)

  рабочий (это простые трудяги)

  Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе.

  Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Он действительно стал основателем социологии как самостоятельной науки. Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе.

  Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую определенность, сыграла большую роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскрытии социальных законов.

  Социальный позитивизм был доминирующим в XIX веке. Его сторонниками были Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм.