Понимающая социология М. Вебера (1864 - 1920)

  Макс Вебер (1864 - 1920) - выдающийся социолог рубежа столетий. Его теоретическая позиция во многом определялась социально-политической ситуацией в Германии. А так же состояние в науке конца 19 начала 20 столетия. В настоящее время его научное наследие переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются стороны его философско-социологических взглядов:

  методология социального познания;

  концепция понимания;

  теория идеальных типов;

  учение о культуре, этике, социологии, религии.

  С точки зрения Вебера социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Но не любое поведение, а только осмысленное с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированное на других субъектов.

  Поведение (социальное действие) является социальным если :

  оно имеет цель;

  совершается посредством чего-то;

  ориентировано на других субъектов;

  предполагает ответную реакцию со стороны других людей.

  Если действие направлено к природе или механизмам и предполагает от них ответную реакцию, то оно не является социальным. Социальные действия составляют систему сознательного взаимодействия людей. Социология Вебера получила название понимающей социологии, так как главной целью он считал понимание действий одного субъекта по отношению к другому. Оно заключается в выяснении субъективных мотивов и смысла духовных ценностей, которыми руководствуется данный субъект.

  Концепция понимающей социологии Вебера ставила задачи:

  понять и объяснить, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои намерения;

  в какой степени, и по какой причине им это удается или нет;

  какие следствия имели эти стремления, намерения для “осмысленно-соотнесенного поведения других личностей”.

  Вебер исходит из того, что понимание социальных действий

  внутреннего мира их субъектов может быть логическим или эмоциональным. Последнее достигается путем “вчувствования” социолога во внутренних мир субъекта, что Вебер назвал сопереживанием. Но более важным является логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. А сопереживание – это попутный метод исследования.

  Большое внимание Вебер уделил проблеме ценностей. Это понимание сознательных установок S (субъекта) на указанные ценности, которые определяют направленность его поведения и деятельности.

  Ценности Ю Поведение Ю Деятельность

  Ценности по Веберу – это установки той или иной исторической эпохи. Таким образом ценности переносятся в историю.

  Теория социального действия, в которой Вебер приводит концепцию социальных типов.

  Идеальный тип – это наиболее идеальная модель того, что полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современную ему эпоху. Идеальный тип формируется набором моральных, политических и других ценностей, правил и норм поведения, а так же традиций их социального общения.

  Идеальный тип не совпадает с тем, что есть в обществе и нередко противоречит действительности, он в какой-то мере является утопией. Но все же он выражает систему ценностей и является социально-значимым явлением. Он вносит целесообразность в мышление и поведение людей, способствует организации общественной жизни.

  Типы социального действия:

  целерациональный;

  ценностно-рациональный;

  аффективный;

  традиционный.

  Цель действия ясно представляется человеком. Он учитывает возможную обратную реакцию. Критерием рациональности является успех.

  Ценностно-рациональное действие основано на вере в этическую, эстетическую и другую ценность определенного поведения.

  Это эмоциональные, спонтанные, порой неосознаваемые до конца действия.

  Традиционное действие осуществляется через привычку, стереотип, общепринятые нормы.

  В реальной жизни людей присутствуют все типы социального действия. Степень осознанности их субъектом возрастает в следующем порядке: от агрессивных Ю традиционных Ю ценностно-рациональных Ю до целерациональных. Каждый из этих типов отличается своей мотивацией, а нередко - содержанием и механизмом осуществления социального действия.

  Эти четыре идеальных типа являются самыми характерными, знания о них могут быть полезны и для других наук.

  Вебер считал, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Рационализируется все, в том числе образ мышления людей. Вся рационализация сопровождается колоссальными усилиями науки, которая, по мнению Вебера, “наиболее чистое воплощение принципа рациональности”.

  Правовое государство – это наиболее рациональная форма управления жизнью общества.

  Правовое государство базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закон, а так же общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается только на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий. Это идеальный тип государства. В нем рационально сочетаются интересы субъектов гражданского общества.

  Вебер не был сторонником материалистического понимания истории. Но высоко ценил учение Маркса о роли экономических отношений в жизни общества. Он всегда трезво и объективно подходил к взглядам и теориям своих сторонников и оппонентов. В наше время, многие труды Вебера перечитываются и переосмысливаются современными учеными, они получают дальнейшее свое развитие.