Классическая зарубежная социология

  Социология элитарности общества.

  Вильфредо Парето (1848 - 1923) – видный социальный теоретик в Италии. Родился в знатной семье, получил прекрасное для своего времени образование. Много изучал математику, экономику. Первые труды были посвящены экономике. Читал курс социологии в Лозаннском университете. Основной его труд – “Трактат по общей социологии” (1916), был впоследствии признан классическим произведением западной теоретической социологии.

  Автор создавал его в течении 5 лет.

  Главная заслуга Парето - создание теории элит.

  Есть люди, которые наделены определенными способностями манипулировать массами, осуществлять насилие над ними. Это элита, которая не однородна, а состоит из двух классов, противоположных по своим качествам. В определенный период времени правящей является один из элитных классов. Затем он сменяется другим классом элиты. Таким образом, происходит круговорот элит. Процесс циркуляции элит отображает глубокие социально-экономические процессы. Смена элит происходит тогда, когда правящая не может разрешить социально – экономические проблемы, возникающие в обществе.

  Менее способные члены элит опускаются в нижние слои общества, неэлитные группы. А более талантливые члены неэлитных групп подымаются в элитные. Творческий потенциал элит определяет возможности развития любого общества.

  Теория элит Парето оказала очень сильное влияние на развитие социологических концепций Запада, это сохранилось до сих пор.

  Люди не равны между собой, во всех отношениях. Люди, которые отличаются наиболее высокими показателями в той или иной деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

  Правящая – осуществляет политическую власть.

  Неправящая – которая составляет оппозицию и приходит на смену власти.

  Общество состоит из элиты и основной массы населения.

  Элита всегда меньше, чем основная часть общества. Элита – это наиболее способные люди, которые стали таковыми в результате естественного отбора.

  Элита характеризуется высокой степенью самообладания, способностью убеждать, манипулировать людьми, применять силу, где это необходимо, то есть она обладает большими социальными преимуществами.

  Процесс обновления элиты – это циркуляция. Благодаря этому элита постоянно трансформируется. Если элита оказывается закрытой, то в нижнем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми чертами для захвата власти в обществе. Это так же ведет к деградации элиты. Любая элита, если не будет обновляться, то утратит способность к управлению. Политические революции именно поэтому и происходят. Суть революции – насильственная смена состава правящей элиты. Но сами элитные классы чередуются постоянно.

  I тип – управляет с помощью обмана, подкупа, прямого одурачивания масс (манипуляторы). “Лисы”

  II тип – агрессивность, авторитарность, непримиримость, насилие над массами (агрессоры). “Львы”

  В сфере экономики эти два типа соответствуют “спекулянтам” и “рантье”.

  Спекулянты – умеют зарабатывать деньги и стремятся их заработать побольше. Они двигают, развивают экономику.

  Рантье – робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов.

  Они составляют мощный фактор стабильности. Такое общество стремится к застою и загниванию.

  Парето принадлежит к классикам социологии. Он внес важный вклад в формирование общества как системы. Он разработал концепцию равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов социальной системы. Его принято считать основоположником структурно-функционального анализа в социологии. Он так же занимался психологией масс, анализировал групповую мотивацию.

  Он считал, что эмоциональные факторы гораздо эффективнее воздействуют на массы. Это признано современной политологией.

  Разработка теории элиты способствовала углублению и уточнению представления о демократии. Это специфическая открытая система формирования циркулирующих элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.

  Парето считал, что элиты есть в каждом обществе. Но их состав разный. Он определяется основанием общества, т.е. основной его массой. Вершина социальной пирамиды определяется ее основанием, всей ее конфигурацией.

  Парето был “атеистом всех религий”, старался избавляться от любых предубеждений и предрассудков. В “Трактате” он осуждает “национализм”, “империализм”, “расизм”, “антисемитизм”. Но с другой стороны Парето внес своеобразный вклад в идеологию фашизма. Он критиковал ту идеологию, которая противостояла фашизму. Он выразил сдержанную поддержку фашизма в Италии, на ранних стадиях его зарождения. Но в 1923 году он умер, так и не поняв до конца суть идеологии фашизма. На примере В. Парето видно, как выдающийся ученый, всю жизнь стремившийся ниспровергать богов, в конечном итоге оказался в плену самого отвратительного из них.

  Социология в Германии.

  Фердинанд Тённис (1855 - 1936) – один из основоположников немецкой классической философии. Он содействовал оформлению социологии как научной дисциплины в Германии. Основал и был первым президентом Немецкого социологического общества. Проводил эмпирические исследования, занимался историей философии и разработал систему теоретических понятий. Написал книгу “Введение в социологию”.

  Подразделял социологию на общую и специальную. Общая исследует все виды социальности, в том числе и в природе. Специальная – только социальность людей. Далее она подразделяется на чистую, прикладную и эмпирическую. Любые социальные образования создаются взаимодействием людей. В результате взаимодействия возникает нечто такое, что имеет значение для индивидов. Люди действуют сообразно этой значимости. Социология изучает “значимые вещи”, “моральные факты”.

  Теннис ставил вопрос: взаимоотношения людей – это живая связь или механический артефакт. Идеи Тенниса оказали большое влияние на М. Вебера, Г. Зиммеля, Т. Парсонса. Он настаивал на разнородности двух типов мышления о социальных образованиях: механического и органического.