1. Фазы эволюции зарубежной и отечественной социологии

  В истории социологии выделяются 2 этапа: 1) до научный; 2) научный, когда формируются критерии научности социологических знаний.

   До научный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины 19 в. Предшественницей научной социологии является социальная философия. В трудах философов античности Платона и Аристотеля и др; ранних христианских учениях создавались первые теории об общественном устройстве, положении и роли человека в обществе. В середине века господствовали теологические теории, объяснявшие принципы миропорядка и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни людей. В новое время (17-18 вв.) в трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и др. получили распространение рационалистические теории устройства общества. Но все эти учения были умозрительными, не имели научной основы, их нельзя было проверить точными методами.

  Возникновение социологии как науки приходится на ЗО-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир. Истоки социологии следует искать не только в природе капиталистического общества. Ее корни имеют общецивилизованную природу ввиду постепенного складывания мирового рынка, возникновения сходных политических структур, процесса формирования взаимосвязи различных культур.

  Идейными предпосылками социологии целесообразно считать: консервативную и либеральную ориентации в социальном мышлении, взгляды Сен-Симона, французских историков периода Реставрации, Гегеля.

  Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.

  Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.

  Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др.

  Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

  Профессионализация социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов - Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй - Г. Зиммель - акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих "сквозной" для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же "клеточкой" общества Зиммель считал взаимодействие.

 Один из выдающихся представителей социологии - Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им  системы были а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

  Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению "понимающей социологии", исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера - связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.

  Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

  Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со  стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия.

  Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.

  Эмпирические исследования в промышленности (выполненные в рамках индивидуальной социологии, прежде всего Хоторнский эксперимент) показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли  широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты ( а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессия социолога.

  Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными больными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает определенную неудовлетворенность общественности, часть которой начинает относиться к социологии как науке, которая мало что дает, к тону же скатывается в ползучий эмпиризм и мелкотемье.

  Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование. Решающую роль здесь сыграли концепции социокультурной динамики и интегрального типа общества П. Сорокина, теории структурного функционализма и социального действия Т. Парсонса, теории аномии и среднего уровня Р. Мертона.