П.А. Сорокин

  Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) был достойным продолжателем развития социальной мысли в России. Родился в Вологодской губернии в семье ремесленника (ювелир по иконам). Сначала оканчивает учительскую школу, затем учится в Психоневрологическом институте и Петербургском университете. Защитил диссертацию и получил степень магистра права. Был очень активен в политике с молодых лет. За это попадал под арест, сидел в тюрьме, где познакомился с трудами Лаврова, Спенсера, Конта. Стал лидером правого крыла партии эсеров, секретарем А.Ф. Керенского, редактором газеты “Воля народа”. Но в 1918 году он уходит из политики, а в 1919 году основывает первый в России социологический факультет Петербургского университета. Но уже в 1922 году вместе с группой других ученых оказывается высланным из России. Сначала он жил в Берлине и Праге, а затем уезжает в США. Там его приглашают в Гарвардский университет. Он и там создал и возглавил социологический университет, пригласил к себе Т. Парсонса. Усиленно старается вывести социологию из дебрей эмпиризма, придав ей философскую основу.

  Творчество Сорокина можно разделить на три периода:

  Русский, до 1922 года. Сорокин создает позитивистскую модель социологии под влиянием идей Конта, Дюркгейма, а так же Бехтерева и Павлова.

  Позиция социального бихевиоризма. Разработка теории “социальной мобильности”. Пишет книги “Социология революции”, “Социальная мобильность.

  Пик научного творчества Сорокина, это 30-50 года XX века. Он пишет свои самые кризисные и фундаментальные труды. Всемирную известность ему приносит книга “Социальная и культурная динамика”. Последняя его статья “Основные черты русской науки в XX столетии”.

  Сорокин отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции. Он считал, что при нормальном течении столкновения в обществе предотвращаются соглашением, компромисом, при котором главным является идея солидарности всех членов общества. Он считал, что социология должна строиться по принципу естественных наук. Не надо противостоять “науке о природе” и “науке о культуре”. Социология должна изучать мир таким, какой он есть. Нравственные и субъективные позиции не должны быть в социологии. Социология должна быть объективной наукой, т.е. изучать реальные отношения людей, доступные объективному наблюдению. Социология должна прекратить “философствование” и взять на вооружение математику и статистику. Опора на реальность и научность – вот основные принципы социологии по Сорокину. На новом уровне научных знаний Сорокин развивал исходные позиции социологического позитивизма. Сорокин был противником всяких социологических потрясений, выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он один из самых ярких мыслителей по социологии XX века.

  Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая:

  • социальная аналитика - строение социального явления и его основные формы;
  • социальная механика - процессы взаимодействия людей, их поведения, его мотивы и движущие силы;
  • социальная генетика - развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

  Практическая социология опирается на теоретическую и помогает обществу управлять социальными силами. Это, по сути, социальная политика.

  Объектом изучения социологии Сорокин считал социальное поведение и деятельность людей, социальной группы и структуру общества в целом, а так же происходящие в нем социальные процессы. Взаимодействия индивидов, проявляющиеся в поведении и деятельности – это непосредственно то, что изучает социология. В этом заключается отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Взаимодействие индивидов характеризуется Сорокиным как простейшие социальные явления. Из них образуются все остальные, более сложные социальные явления. Сорокин изучал социальные группы и предложил их классификацию: одностороннего и многостороннего признака. Социальные группы, выделенные по одному признаку – язык, территория, возраст – односторонние. По многим: сложные неоднородные группы. Далее Сорокин создал теорию социальной стратификации: все общество делится на разные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, культурным ориентациям. Основные формы: экономическая, политическая и профессиональная стратификация – это естественное, нормальное состояние общества. Человек может переходить из одного социального слоя в другой, если меняется его экономическое положение или профессия. Этот процесс получил название социальной мобильности.

  Горизонтальная социальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую на одном уровне.

  Вертикальная мобильность – переход из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

  Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает экономическое неравенство людей: различные доходы, уровень жизни. Как правило, более богатые относятся к высшим политическим слоям и профессиональным, и наоборот. Социальная мобильность такое же естественное и неизбежное явление как социальная стратификация, на основе которой она существует. Люди постоянно двигаются по социальной лестнице вверх и вниз, таким образом, общество живет и развивается.

  П.А. Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей двадцатого столетия.