Социология молодежи и её стратификация

   социология молодежи

Социология молодежи

- специальная социологическая теория, изучающая сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации вступающих в жизнь молодых людей, процессы преемственности и взаимодействия со старшими поколениями, степень, уровень и формы новаторства при решении общественных проблем. 
 

Социология молодежи

сформировалась в самостоятельную отрасль на международном социологическом конгрессе в Варне (1970 г.) Изучение социальных проблем молодежи становится одним из ведущих направлений в мировой социологической науке, особенно с конца 60 гг., после известных массовых выступлений молодежи в ряде стран. Исследованию подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, изменения в ценностных ориентациях, неформальные объединения молодежи и т.п. 
    Многообразие существующих теоретических концепций в исследовании молодежи определили различия в ее понимании. Все их многообразие можно свести к трем основным группам. 
    К первой группе относятся теории, в основе которых лежали концептуальные подходы с позиций проявления психофизических свойств и характерных черт молодого индивида. В рамках этой группы рассматриваемых теорий нет осмысления социального феномена молодежи как социальной общности. Авторы указанных концепций основное внимание уделяют основным чертам молодости, к которым относят переходность и конфликтность, присущую данному возрасту. 
   Вторая группа теорий молодежи рассматривает молодежь как совокупность присущих ей свойств и функций. По определению польского социолога Юзефа Халасиньского молодость - это не только природное физиологическое состояние, но и элемент культуры, социальный институт. 
   Третью группу теорий молодежи объединяет ведущая идея: молодежь - объект и субъект процесса преемственности и смены поколений, отмечается переход от социально-экономической к социально-культурной направленности социологии молодежи. 
   Таким образом, многообразие концепций молодежи характеризуют молодежь как носительницу психофизических свойств молодости, как культурную группу, как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений. 
   Одним из основных признаков молодежи является возраст. Возрастная стратификация отражает не только возраст, но и общественное положение, социальный статус, диапазон социальных ролей человека. В процессе развития общественных отношений хронологические рамки и содержательные признаки созревания и развития индивида изменяются. Так, ускорение физического созревания, в частности, полового, а также необходимость включения отдельных лиц в трудовую жизнь снижает "нижнюю" границу юношеского возраста до 14 лет. С другой стороны, современный этап развития экономики привел к усложнению общественно-трудовой деятельности человека, что требует увеличения сроков его обучения. К тому же удлинение периода юности вызывается необходимостью расширения сферы сознательного самоопределения человека, повышения его самостоятельности. 
   Развитие самостоятельности есть переход от системы внешнего управления к самоуправлению. В этой связи ранняя юность также имеет определенный рубеж. В целом, исследователи придерживаются возрастных границ для молодежи от 14 до 30 лет. 
   Классифицируя социальные проблемы молодежи по разным основаниям, социологи уделяют особое внимание ее социальным ориентациям, исследуют проблемы молодежи в контексте такого многозначного социального явления как преемственность поколений. Ж.Т.Тощенко приводит пять значений понятия "поколение".
   Демографическое поколение, или когорта, означает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. Численность демографического поколения может быть большой или малой в зависимости от уровня рождаемости, наличия военных конфликтов, репрессий, эпидемий, стихийных бедствий и т.д. 
   Антропологическое поколение указывает на происхождение от общего предка и дает представление о генеалогии семьи. Долгое время генеалогия отвергалась, что привело к тому, что большинство семей не знают своих предков, их занятия. Представить историю семьи как историю страны было бы необычайно важно для духовно-нравственной жизнедеятельности личности. 
   Историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Этот период приблизительно равен 20-25 годам. Следовательно, одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. Число поколений может увеличиваться или сокращаться в зависимости от условий жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности жизни и т.д. 
   Хронологическое поколение функционирует в такой период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение. Оно близко по значению к демографическому, но дает возможность представить судьбу именно данного поколения, пережившего уникальные, неповторимые события, оказавшие влияние на становление поколения. 
   Символическое поколение означает общность современников, жизнь которых совпала с конкретным периодом истории, сделав их свидетелями и участниками революций, войн, реформ и т.д. 
   Каждое поколение создает устойчивую тенденцию, вызывает эмоциональную сопричастность в отношении к жизни, может разделять одни и те же переживания, интересы, цели и ценности, вкусы и предпочтения. Однако импульс перемен нередко вызывает критическое отношение нового поколения к предыдущему, подвергая насмешкам старые идеалы, ценности и символы, высвечивая ничтожность ранее провозглашенных целей и бессмысленность жизненных усилий. Равную опасность представляет как бездумное восхваление прошлого, так и его отрицание, желание "стереть" память о событиях истории, вычеркнуть их из жизни поколений, сделать историю "непредсказуемой". 
   Каждое поколение выступает как объект взаимодействия предыдущих поколений и как субъект перемен, инициатор нового. Молодежь как социальная группа представлена в социальной структуре общества постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на определенной стадии становления как субъекта общественного производства. 
   Для разработки и осуществления действенной государственной молодежной политики требуется многомерный подход, основывающийся на многофакторной модели молодежи, включающей разделение ее на категории: работающая, учащаяся и неработающая, с последующей дифференциацией каждой из них по различным социальным показателям.