проблемы культуры

   Ученые указывают также на серьезные трудности, возникающие на пути сохранения и развития культуры в современных обществах. Первая состоит в отсутствии у данного поколения понимания того, что есть и что, должно быть. Люди нашего времени решительно не хотят видеть вещи такими, каковы они есть, и всеми силами стараются придерживаться максимально оптимистического взгляда на них. 
   Другая трудность состоит в восстановлении культурных идеалов. Они давно известны и дошли до нас во множестве формулировок, утративших ныне силу своего воздействия. Необходимо возродить утраченные идеалы, чтобы со всей серьезностью использовать их воздействие на современную действительность, оказывать влияние на склад мышления общества и, в конечном счете, определять его. 
   Культуры в мире весьма разнообразны. Это относится как к материальной, так и к духовной сферам культуры. Отличительные особенности культурных идеалов определяется в зависимости оттого, что ставится на первое место в обществе – индивидуализм или коллективизм. Для западно-индустриальных обществ характерны ценности индивидуализма. Это означает, что в таких обществах отдается предпочтение самостоятельности человека и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. В азиатских культурах и в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп – семейных, клановых, трудовых. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются с бедствиями, например, с голодом; там, где семьи велики и жизнь требует взаимовыручки. 
   Коммунитариантская модель сегодня предполагает нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между защитой индивидуальных прав и общественных интересов. Эту смесь индивидуализма и коллективизма уже сегодня можно обнаружить в некоторых западных культурах. Например, в попытках Великобритании усилить стимулирование отдельных членов общества в условиях экономики свободного рынка; в американских усилиях поощрять взаимную ответственность граждан и правительства, устанавливающую баланс между тем, что общество дает индивиду (финансирование народного образования), и тем, что индивид возвращает обществу, работая на общественных началах. 
   Культурное многообразие покоится на сохранении культурной идентичности. Наиболее характерным примером можно считать удивительную гибкость, устойчивость субкультур. Вместе с тем можно также говорить и о процессах аккультурации – взаимовлияния культур, в ходе которого одна социальная система воспринимает свойства другой социальной системы. В результате формируется некая «одинаковость» обеих культур. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства с титульной (господствующей) культурой.
   Среди многообразия культурных идеалов обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присуще всем или почти всем обществам, получили название культурных универсалий. Универсалиями являются язык, речь, письменность, институт брака, религиозные ритуалы, право собственности и др. 
   Культура как социальное явление, отражающая сущностные стороны социальной сферы общества, реализуется через культурную политику. В понятие «культурная политика» входят три социально значимых условия. Во-первых, планирование культуры, которое определяет спрос, предложения и экономические факторы производства и потребления продуктов культуры. Во-вторых, цели культуры, которые представляют социальные и экономические результаты культурного развития общества и его институтов. В-третьих, средства культуры, включающие в себя финансовые компоненты, средства юридической охраны, в том числе законодательные акты и меры регламентации в поддержку собственно национальной культуры. 
   В сложившейся социальной практике встречаются три типа культурной политики. 
   Первый, когда

культурная политика

строится на позициях государственного вмешательства в сферу культуры через административный, управленческий, идеологический контроль. В этом случае культурное развитие не является первостепенной целью государственной политики. Примером этого типа может служить культурная политика Советского Союза и стран Восточной Европы в период существования мировой системы социализма. 
   Второй тип культурной политики осуществляется в условиях, когда вмешательство государства носит гибкий характер. Управление и финансирование культурными процессами осуществляется путем привлечения средств местных органов власти, общественных и негосударственных фондов, средств частных фирм и отдельных лиц. Развитие культуры в этом случае является одной из целей общей государственной политики. Наиболее ярким примером успешного осуществления этого типа культурной политики являет собой практика Французской республики периода президентства Ф.Миттерана. 
   Третий тип культурной политики реализуется при минимальном, косвенном влиянии государства в сферу культуры. Развитие культуры в этом случае является побочной целью государственной политики. При этом вся культурная деятельность, в том числе и финансовая поддержка учреждений культуры, опирается на местное самоуправление и контролируется общественными организациями. Это не исключает наличия государственных, общенациональных объектов культуры, но их число резко ограничено. Примером подобного типа культурной политики служат США и Канада. 
    Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение культурной политики. Культурная политика – это комплекс мер, направленных на достижение определенных целей в области культуры и предполагающих их осуществление определенными средствами. Культурная политика имеет в своем выражении различные аспекты, среди которых, кроме идеологического и экономического, важное значение придается социологическому аспекту. 
   Социологический анализ культурной политики позволяет решать следующие проблемы: 
 - развитие творчества и свободы личности;
 - определение критериев уникальности предметов культуры; 
 - выстраивание адекватной системы потребления культуры;
 - изучение роста культурного уровня населения и условий снижения проявлений антикультуры;
 - построение системы социальных показателей культуры;
 - изучение культурных потребностей и ценностных ориентаций общества и личности;
 - пути демократизации культуры и ее влияние на развитие личности. 
    В последнее время вопросы культурной политики мировое социологическое общество рассматривает в ряду глобальных общечеловеческих ценностей. Начиная с Х11 Всемирного конгресса по социологии (Мадрид,1990), на последующих международных форумах (Белифельд, июль 1994 г. и Канада, август 1998 г.) культурная политика широко обсуждалась в плане разработки комплексной программы и четкой концепции культурного развития мировой цивилизации в новых условиях.