Социология культуры и культурной политики

    В жизни любого общества культура занимает особое место. Социологическая наука рассматривает этот феномен в неразрывном единстве со всей системой жизнедеятельности общества. Термин «

культура

» был введен в научный оборот немецким философом Иоганном Гердером в конце ХУШ века. В его понимании «

культура

» - это убеждения, ценности и уровень цивилизации общества. 
    В изучении культуры как сложного общественного феномена определились два основных подхода. Согласно первому, культура – это творчество, творческая деятельность человека, овеществленная в культурных ценностях и духовности человека. Согласно второму, культура – способ реализации сущностных сил человека как социального субъекта, что выражается в продуктах материального и духовного производства. 
    Наличие такой специфической деятельности человека по воспроизводству и потреблению культурных ценностей определяет существование относительно самостоятельной сферы общественной жизни – духовной сферы. Н.А.Бердяев писал, что всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными силами стихии. 
   Социологический подход к духовно-культурной сфере определяют, по крайней мере, три обстоятельства: 
 1.

культура

является мерой общественного прогресса. Следовательно, состояние культуры – есть состояние общества, которое проявляется через показатели культуры, измеряемые социологическими методами. 
 2. Культурная жизнь воплощает гуманистические цели развития в обществе, отражает состояние цивилизованного содержания общественных отношений, что также изучается социологией. 
 3. Имеется определенная технология превращения богатств человеческой истории во внутреннее достояние личности. Через анализ культурных ценностей определяется культурная социализация, что также является социологической проблемой. 
    Эти методологические предпосылки реализуются в социологии культуры через осмысление основополагающих компонентов культуры. К ним следует отнести: понятия (языковая структура); отношения (связи в пространстве и времени явлений, фактов жизни); ценности (нормы морали, нравственные устои общества); правила и нормы (система регулирования ценностей и норм поведения, стандарты, санкции). 
    Таким образом, объектом социологии культуры является культурно-духовная сфера, окружающая человека, а предметом – культурные институты, деятельность людей в области социокультурных отношений, процесс институализации культурно-духовных форм поведения, а также экономические и политические условия возникновения, развития и действия культурного поведения личности и социальных групп. 
   В последнее время проблемы культуры приобретают все большее значение, что связано с ростом влияния духовных интересов на жизнь общества и усилением цивилизационных процессов в культурной жизни нашей страны и других стран. Глобальные процессы культуры получают общечеловеческий смысл, выступают условием социального партнерства ... и достижения политического консенсуса. В этих условиях социология культуры становится инструментом решения жизненно-важных задач, инструментом преодоления противоречий современной духовной жизни. 
    Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенных социальных групп, нормы, которым люди следуют, и материальные блага, производимые ими. В повседневной жизни мы часто под культурой понимаем лишь искусство, литературу, поэзию, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает не только эти виды творческой деятельности, но и много другое. Культура относится ко всему образу жизни, она включает манеру одеваться, брачные ритуалы, религиозные церемонии, трудовую деятельность и проведение свободного времени. Всякая великая культура, есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну ценность. 
    О культуре можно говорить как о какой-то системе социальных ценностей, созданных руками, умом различных поколений людей. Но для социологии первоочередную задачу представляет поведенческий аспект культуры. В этом случае можно говорить о двух моментах данной проблемы. 
   Во-первых, поведенческий аспект культуры состоит в том, что культура есть продукт творческой работы духа над природными и социальными силами. Собственно культурным актом является созидательное действие. 
   Во-вторых, он выражается в воспроизводстве в поведении, действии, поступке культуры (культурной компоненты). Если в первом случае речь идет о производстве культуры, то во втором – о ее потреблении. 
   Всякое общество время от времени сталкивается с кризисом культуры. Это неизбежный процесс, поскольку культура как система знаний, верований, моральных воззрений, законов и пр., постоянно испытывает давление новой жизни, цивилизации. Неизбежно происходит подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни представляются иллюзорными, средства жизни признаются реальными. Так, наиболее серьезное испытание для культуры представлял технический прогресс. Нередко говорят о «технической культуре» как о высшей стадии культурного прогресса. Но если ценности технической культуры покоятся в ценностях жизни, то отсюда лишь следует, что техника не обладает самодовлеющей ценностью.