Новости

    Последние новости

    Современная западная социология. Продолжение 2

    В рамках символического интеракционизма (его теоретики - Дж.Г.Мид, Г.Блюмер, Э.Гоффман)  осуществляются масштабные исследования поведения людей в общественных местах, слухов, паники, механизмов поведения толпы и больших      масс                  людей.                Изучение    форм     и    способов  межличностного взаимодействия  представляется  интеракционистам  единственно  возможным видом             социологического  исследования.   Неудивительно,   что   в   вопросах социального     диагностирования     поведения,      уровня      его      точности, символическому интеракционизму нет равных.



    Исходной  точкой  анализа  феноменологической  социологии  (А.Шюц,

    П.Бергер, Т.Лукман) и этнометодологии (Г.Гарфинкель, А.Сикурел) является предположение, что мир вокруг нас есть творение нашего сознания. Конечно, внешний мир существует объективно, но для нас он начинает иметь значение только  через  осознание  его.  Мир,  который  мы  воспринимаем  (осознаем), становится  миром  внутри  нас.  Задачей  социологии,  поэтому  является  не столько постижение реального (внешнего) мира, сколько исследование путей и способов,  которыми мы структурируем  (создаем,  конструируем) этот  мир  в нашем сознании.

    Феноменологическая        социология        обращается        к        нашему непосредственному ежедневному опыту. Она не создает концепции общества, а останавливается на исследовании межличностного взаимодействия.

    Этнометодология       –          изучение         методов,      которыми        люди                          создают социальный  порядок  (например,  как  возникают  принятые  на  веру  правила, регулирующие        взаимодействия     между            людьми),         что                            сближает    ее       с феноменологической     социологией.  Однако,   если                            для            феноменологии социальный  порядок   это  результат  совместного   общего  знания,  то  для этнометодологов       даже            оно  обладает                            внутренней нестабильностью, позволяющей  каждый  раз  создавать  нечто  новое.  Каждое  продолжительное социальное   взаимодействие  есть  создание  этого  «нечто»,  поэтому  задачей исследователя становится выяснение      средств   и                          способов,      которыми это достигается.

    Для этнометодологии значения ценности, нормы, верования, правила и т.д. не         являются           неизменными   элементами    ситуационного   окружения


    действующего индивида. Они также изменяются, устанавливаются, умирают. Таким образом, мы не можем рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся». Этнометодология является теорией  «социального познания», теорией                способов,   с   помощью   которых   люди    приходят     к   согласию, составляющему основу общественного существования.

    Этнометодология,     вскрывая     глубинные      аспекты      социального

    взаимодействия,  в  отличие  от  символического  интеракционизма,  признает существование  общества    в   форме  перманентного  создания  «впечатления социального порядка». Такая точка зрения не предоставляет возможностей для рассмотрения многих общественных проблем, таких, как война, преступность, безработица и т.д. Зато внимание этнометодологии сосредоточено на другой стороне общественной жизни, а именно на проблемах повседневного общения и совместного взаимодействия.



    08.12.2010 | Aдмин

    Вернуться назад