Методика и техника социологических исследований

  Методология - наука о методе; система наиболее общих принципов, подходов, методов, составляющих основу данной научной области; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

  Методологические знания необходимы для решения следующих задач:

 1)  Выбор теории

 2)  Определение подхода

 3)  Формирование своего слова (личного, уникального набора методов и методик, адекватных поставленной задаче)

 4)  Отбор методов сбора, обработки данных и синтеза полученного материала

   Подход - ракурс рассмотрения проблемы.










  Есть качественный (конкретный, индивидуальный) подход и количественный (генеральный, общий) подход.

  Есть исторический (динамический) подход, сравнительный подход, комплексный (многоотраслевой, педагогический) подход, системный подход, эволюционный подход.

  Подход выбирается на самомо начальном этапе исследования, он согласуется с основными теоретическими положениями и оказывает влияние на выбор методов исследования и процедуру синтеза полученных данных.

  Рефлективная (рефлексивная) позиция - прием, без которого исследователь не может сделать грамотные исследования. Рефлексия - обращение назад, возвращение к началу и анализ ошибок, на основ которого потом будет идти переоценка. Принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм деятельности и предпосылок. Рефлексия (научное) - предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. 

  Существует некоторые виды рефлексии:

1) Элементарная (бытовая) рефлексия, которая ведет к рассмотрению знаний и поступков.

2) Научная рефлексия, являющейся критикой и анализом научного знания.

3) Философская рефлексия, ведущая к осознанию и осмыслению предельных оснований бытия и мышления человеческой культуры (моральные, философский и ценностные основания человеческой жизни).

  Процедура рефлексии необходима для формирования строгого и непредвзятого научного взгляда на проблему.

  Метод - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания. 

  Любой ученый сперва опеределить границы предмета, а потом проводит описание предмета, а знание - система, состоящая их множества объединенных опытов и смыслов. 

  Метод - сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели. Метод должен соответсвовать предмету изучения. Прежде чем использовать метод, ученый должен знать контекст, применимость метода. 

  Методы и процедуры исследования - система более или менее формализованых правил сбора, обработки и анализа доступной информации. 


  Метод 

  Социологи всегда имеют ввиду оба аспекта при использовании метода.

  Помимо термина “метод” есть термин “методика”.

  Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая конкретные операции, их последовательность и взаимосвязь.


  Опрос

  “Методика анкетирования”, “Методика интервьюирования”.

  Методика - приложение метода к конкретной ситуации, следующий шаг, шаг детализации действий.

  Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

  Процедура - обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследований. 

  Во время интервью используется не опросник, а гид (гайд) - процедурный лист.

  Метод социологический. Используется как собирательное, обощенное понятие, 

характеризующее основные онтологические и сетодологические установки социологов, реализуемые в процессе социологического исследования. Это определение достаточно абстрактно. Эта категория в социологии подразумевает конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании. Социология использует достижения других наук.

  Методология + теория + эмпирика = социологический метод.

  Выбор темы исследования, постановка проблемы.

  Прежде, чем начать исследование, социолог должен решить для себя, на какие вопросы он собирается ответить. При выборе темы нужно определиться с актуальностью и новизной.

  Переменная - эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее 2 и более значений. Например: возраст.

  Совокупность переменных, которые используются в социологическом исследовании, представляет собой “вселенную” (Гутман). Невозможно перечислить все переменные и ограницить их. Лазарсфельд называет переменной любое средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования. Гидденс называет переменной любой аспект, характеризующий группы и индивидов. Переменные, которые рассматриваются как меняющие свое значение в ответ на изменение значений других переменных, называются зависимыми. Переменные, которые воздействуют на значения других переменных, меняя свои собственные, называются независимыми. 

  Одна и та же переменная может быть зависимой в одном исследовании и независимой в другом. Отношение между двумя переменными проясняются с помощью совместного частотного распределения (простая двухмерная матрица). 

 

Низкий

Средний

Высокий

До 18

-

-

-

19-22

+

-+

-

23-40

+

+

+

   Связь двух переменных есть корелляционная величина. 

  В ряде случаев мы имеем дело с кареляцией, но объяснить ее нельзя. В таких случаях используется третья переменная. 

  Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчинающий его сторогой логике. Логическая конструкция гипотезы чаще всего представляет собой условно-категорическое умозаключение типа “если-то”. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза считается опровергнутой. Подтверждение следствия не дает логических оснований для утверждения о достоверности гипотезы. Оно делает гипотезу вероятной, правдоподобной. Одно из принципиальных требований к гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вороятносто ее подтверждение. Исходные посылки гипотез черпаются на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях и теориях. Гипотезы различаются по общности предположений как гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы следствия выводятся дедуктивным методом из оснований, причем так, чтобы с их помощью раскрывалось содержание терминов и связи гипотез оснований. 

  Вторичные выдвигаются в замен первичных, если те эмприрически не подстверждаются. 

  Описательные и объяснительные гипотезы. Описательные - предположения о существенных свойствах объекта. Они носят классификационный характер. Объяснительные - относятся к предположениям о степени тесноты связи и причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях.