Социальная общность

  Процесс социализации личности осуществляется посредством ее интеграции в различные

социальные общности

: социальные группы, социальные институты, социальные организации. В результате человек оказывается вовлеченным одновременно во множество социальных общностей, но степень интегрированности в каждую из них различна. 
   Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется понятием «социальный тип личности», при этом имеется в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. 
   Таким образом, социальную определенность личности следует выводить из ее объективной интегрированности в различные социальные общности, из ее положения в системе общественного производства, реализации ею общественных функций. 
   Выделяются четыре взаимосвязанных уровня интеграции личности. На первом уровне происходит интеграция личности в социально-экономические отношения, которые опосредуются в детстве и юности семьей, а затем трудовой деятельностью. Могут возникнуть противоречия между заложенными в процессе воспитания ценностными ориентациями, направленностью личности и резко изменившейся ситуацией в обществе. 
    Второй уровень - функциональная интеграция, представляет чрезвычайно сложное и многослойное переплетение социальных связей. Индивид интегрируется в общество путем реализации множества функций на различных уровнях социальной жизни, в семье, коллективе, в кругу друзей и так далее. Наличие возможностей смены социальных функций выступает постоянным стимулом роста и созревания личности. 
    Третий уровень - нормативная интеграция, состоящая в усвоении человеком социальных норм, правил поведения, привычек и так далее. Вследствие формируются ценностные установки личности и система побуждений к действиям. 
    Четвертый уровень - межличностная интеграция, которая складывается установлением положительных связей личностей в социальных общностях. Личные отношения регулируют поведение личностей и целых коллективов, опосредуют систему воспитания.
   Любая 

социальная общность

стремится к тому, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в группе нормам и ожиданиям. Уровень требований по поводу идентичности зависит от значимости выбора ролей, сплоченности общности, форм регламентации поведения ее членов.

Социальная общность

обуславливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную роль в соответствии со способностями, уровнем подготовки, целой системой качеств, которыми личность должна обладать. 
    Вместе с тем, интегрируясь в социальные общности, личность сохраняет автономию и свободу выбора, которая имеет свои пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенных обстоятельствами социальной среды, возможных конкретных путей их реализации. 
    Автономия личности проявляется и в том, что человек способен дистанцироваться от той роли, которую он выполняет, что часто бывает в условиях тоталитарных режимов в силу конфликта между социальными требованиями и нравственными общечеловеческими ценностями. Демократическое и плюралистическое общество, к которому стремится современная Украина, создает условия для активного выбора личностью социальных ролей на основе собственных ценностных ориентации.