Социальный статус и социальная роль

 социальная роль  Важнейшими элементами механизма взаимодействия индивида и общества выступают социальный статус и

социальная роль

.

Социальный статус

личности - это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением. В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий, прав, которые предоставлены ему для осуществления деятельности. 
    Ввиду того, что каждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различные социальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов. Различают предписанные или естественные статусы (национальность, социальное происхождение) и приобретенные или достигнутые статусы (образование, профессия, квалификация и тому подобное). 
   Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа занимаемых людьми социальных позиций. Престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности и так далее. Престиж выступает побудителем желаний, намерений, действий человека, а престижные оценки - регуляторами поведения людей, определяющими профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления. 
   Вся совокупность социальных статусов, которыми обладает конкретный человек, существенно влияет на его личный статус, характеризующий положение человека в первичной ячейке общества в зависимости от того, как он в ней оценивается. Однако в личном статусе находят отражение и сугубо личностные черты конкретного человека, его авторитет, то есть степень признания общностью людей личных и деловых качеств человека. 
  

Социальная роль

- нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, группе, организации) и выполняющего соответствующие ей функции. Будучи членом общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя свойственные этим позициям функции, человек тем самым исполняет соответствующие социальные роли: например, главы семьи, работника, депутата. Одни из этих ролей человек свободно выбирает (роль матери, отца), другие же заданы ему независимо от его желания и воли (роли женщины, мужчины, члена этнической группы).  
   Социальная роль характеризуется комплексов нормативных требований, определенных прав и обязанностей человека, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, но и от возможностей самого индивида. Поэтому исполнение человеком определенной социальной роли обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами. 
   Социальная роль - ожидаемый тип поведения в зависимости от положения человека в обществе, его статуса, выполнения им данной социальной роли. Выполнение той или иной социальной роли оказывает значительное влияние на личностные качества индивида. Но и индивидуальные особенности человека существенно влияют на выбор его социальных ролей и на их реализацию. Чтобы выполнять определенную роль, необходимо: 
 1) научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 
 2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. 
    Поскольку один и тот же человек исполняет множество социальных ролей, то между ними возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии. В таком случае говорят о ролевых конфликтах, которые чаще всего выступают как борьба мотивов деятельности. Побеждает тот мотив, который весомее в конкретной ситуации. Но свобода выбора личностью первоочередности реализации тех или иных мотивов весьма относительна, потому что человек находится в своеобразных тисках социальных функций, статусов и ролей. 
   Причиной ролевого конфликта могут выступать и противоположные ролевые ожидания, связанные с разными ролями, исполняемыми индивидом. Например, работающие родители "разрываются" между требованиями, предъявляемыми им на работе, и желанием больше внимания уделять детям. Ролевой конфликт может возникнуть при переходе людей из одной группы в другую, смене работы, места жительства и другом. 
   Некоторые сложные социальные роли предъявляют исполнителю противоречивые требования, что порождает внутриролевой конфликт. Например, учитель, выполняя свою роль, взаимодействует с учениками, их родителями, другими учителями и так далее. Возможно, что его будут высоко оценивать за профессионализм другие учителя, но дети будут считать его плохим учителем, так как он не оправдывает их ожидания. 
    Успех в выполнении роли, частота ролевых конфликтов зависят от: 
 - гибкости ролевого поведения, чувствительности к ситуативным требованиям роли; 
- правильности ролевых представлений исполнителя; 
- точности определения индивидом своего места и места других в ролевой структуре; 
 - меры согласованности роли с личностью исполнителя.