Становление социологии (XIX – начало XX вв.)

Политические революции, начавшиеся с Французской революции 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Нужно было искать новые основы для наведения порядка в обществе. Основателем социологии считается Огюст Конт (1798-1857), позитивист. Именно он ввел термин «социология». Сначала он назвал эту науку «социальная физика». В отдельной энциклопедии наук, составленной Контом, социология является самой молодой отдельной наукой. Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает взаимодействия между социальными институтами и организациями, а соц. динамика рассматривает развитие общества. Согласно законам развития общества, Конт выделял 3 стадии развития наук: теологическая (военное господство), метафизическая (феодальное господство), позитивная (промышленная цивилизация). Герберт Спенсер (1820-1903), социал-дарвинист, разделял мнение Конта о соц. статике и соц. динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет сходство с живым организмом: состоит из отдельных частей, связанных и взаимодействующих между собой. Такой подход называется органическим, или структурно-функциональным. Спенсер придерживался 3х аспектов дарвиновской теории: наследственность, изменчивость, отбор, и применял эту теорию к обществу. Карл Маркс (1818-1883) – идея материалистического понимания истории. Сформулировал теорию конфликта между классами. Они выделялись по имущественному признаку. Считал, что на каждом этапе истории экономические факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс и Энгельс – сторонники конфликтологического подхода. Льюис Козер – американский социолог. Социальное неравенство и психологическая напряженность находят выражения в конфликтах. Символический интеракционализм: человек использует символику для регулирования конфликтов. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Он ставил задачу найти причину спокойствия и неспокойствия общества. Предложил идею коллективного сознания: в общ-ве господствует совокупность определенных идей, мыслей, убеждений, ценностей в опр. момент времени. Если какая-то часть общ-ва начинает мыслить иначе, возникает конфликт. Дюркгейм первым пытался выработать свою методологию в социологии. Изучал давиантное поведение, в частности самоубийства. Вывел, что к самоубийству человека склоняет общество. Макс Вебер (1864-1920) считал, что ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Предложил концепцию понимания как метода, предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Это определенная схема, не имеющая аналогов в действительности, это средство для объективного, независимого от идеологии ученого, изучения общ-ва. Считал, что протестантизм способствует тому, что люди становятся созидательными, трудолюбивыми и предприимчивыми. («Протестантская этика и дух капитализма»).