Культура как социальный феномен. Основные компоненты культуры

  Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие). Культура (К) – это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность – общество. Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, иск-во, литературу, мифологию, религию). К-ра – это то, что отличает человека от животного.

  Основные компоненты культуры :

-          Нормы – это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего в повседневных, ситуациях. Нормы можно классифицировать по многим основаниям (нормы научной и хоз-ой деятельности, нормы, характерные для военнослужащих и т д.). Особое значение имеет  деление на моральные (опираются на силу общественного мнения, чувство долга, совести, стыд) и правовые нормы (это четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется гос властью, не соблюдение – санкции, применяемые спец. учреждениями). Например, обычаи и представления.

-          Мораль или нравы – если это не привить, то общество деградирует. Все моральные нормы фиксируются в личностном понимании.

-          Законы – это определенные правила, которые проводятся в жизнь специальной организацией, имеющей право применять силу.

-          Ценности – это общие представления, которые дают критерии для сравнения, установления иерархии людей, предметов по достоинству, красоте и моральным качествам.

-          Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом, как эквивалент чего-то другого.

-          Язык – соц структурированная система звуковых и знаковых образов с конкретным или часто неоднозначным смыслом.

-          Мифы – универсальная структурная форма сознания. Сейчас мифы принимают другие формы (мифы рекламы).

-          Идеология – 3 значения : 1) специфические виды убеждений, 2) идея или убеждения, которые являются искаженными или ложными, 3) вся совокупность идей и убеждений, которые охватывают разные сферы и доминирует в обществе. Ид-гия в современном обществе выполняет ту же функцию, чем мифы в примитивном обществе. Идеология  дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте человека в мире.